ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1 Сущность понятия эмоциональная лексика и ее формирование в
онтогенезе 7
1.2 Особенности эмоционально-оценочной лексики у младших
школьников с общим недоразвитием речи 14
1.3 Анализ методической литературы по формированию эмоционально-оценочной лексики у детей с общим недоразвитием речи 19
ГЛАВА II ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1 Изучение состояния и анализ эмоционально-оценочной лексики у
детей с общим недоразвитием речи 26
2.2 Методические рекомендации по формированию эмоционально¬
оценочной лексики у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитиям речи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 52
По мнению А.А. Леонтьева, речь можно рассматривать как деятельность, такую же, как игра или труд, последние включают в себя речь, как средство взаимодействия между людьми. В процессе коммуникации люди посредством речи выражают свои эмоции и чувства. В зависимости от того какое эмоциональное настроение, то и речь наша будет веселой или наоборот, грустной, подавленной. Происходящие события являются эмоциональными, так как индивид во всем происходящим с ним испытывает оттенок приятного или неприятного. Эмоции и речь находятся во взаимосвязи друг от друга. Речевая деятельность-процесс взаимосвязанного порождения или восприятия речи.
Речь это сложный процесс, который требует от человека развития мышления, памяти, внимания. Грамотная и правильная речь должна быть оформлена по законам логики, содержать грамматически верные конструкции и эмоционально окрашенные лексические средства языка. Эти условия являются составляющей частью успешного усвоения речью ребенком. При общем недоразвитии речи (ОНР) ее развитие затрудняется.
В научных трудах многих авторов исследовались вопросы по развитию лексики детей с речевыми нарушениями (Т.А. Алтухова, О.Е. Грибова, В.А. Ковшиков, Р.Е. Левина, Г.В. Чиркина и другие).
При речевых нарушениях дети испытывают дискомфорт при общении, нарушается процесс коммуникации между людьми, им тяжелее общаться со сверстниками, не имеющими нарушений. Сложнее приспособиться к изменениям, происходящим в окружающем мире.
Период компьютеризации общества порождает проблемы замкнутости, необщительности, малой эмоциональности подростков. Трудности возникают у детей при выражении различных эмоциональных состояний. Актуальность заключается в том, что в настоящее время перед обществом стоит глобальная проблема, которая заключается в нарушении эмоциональной сферы личности человека. Речь, словесные обозначения эмоций важны для осознания внутренних эмоциональных переживаний (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, и др.). Особенно ярко эмоции проявляются у детей.
Количество детей с речевыми нарушениями растет: фонетическое нарушение речи, фонетико-фонематическое нарушение, задержка речевого развития, общее недоразвитие речи и др. Как отмечают ряд ученых: Г.А. Волкова, Р. И. Лалаева, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина и другие, речь таких детей в той или иной степени будет нарушена. Зачастую у детей страдает грамматическое оформление слов, бедный лексический запас, связная речь сформирована не в полной мере. В соответствии с этим детям тяжелее передать свои мысли, чувства и эмоции.
В ходе исследований И.Ю. Кондратенко, Н.В. Петрушиной и др. было выяснено, что от развитости эмоциональной сферы ребенка зависит его активное взаимодействие с детьми и взрослыми. Если ребенок понимает эмоции, выражаемые собеседником, тогда общение будет нести не только информативный, но и эмоциональный характер. Различение мимики, движений тела-пантомимики, интонации достаточно сложно дается детям с ОНР, особенно если имеются нарушения органического генеза.
При анализе литературах источников было замечено, что большое количество литературы посвящено детям дошкольного возраста, нежели младшего школьного.
Проблема исследования: совершенствование коррекционно-педагогических мероприятия по формированию эмоционально-оценочной лексики детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: выявить условия по формированию эмоционально-оценочной лексики у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: процесс формирования эмоционально-оценочной лексики у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: коррекционно-педагогические мероприятия по формированию эмоционально-оценочной лексики у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: коррекционно-педагогические мероприятия по формированию эмоционально-оценочной лексики у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи будет эффективней при соблюдении условий:
- реализации принципа поэтапности;
- взаимосвязанной работе специалистов школы;
- учете возрастных и речевых возможностей детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретическую и практическую литературу по проблеме исследования.
2. Выбрать методики и провести изучение состояния эмоционально-оценочной лексики у младших школьников.
3. Выявить и проанализировать особенности эмоционально-оценочной лексики у детей младшего школьного возраста с ОНР.
4. Разработать коррекционно-педагогические мероприятия по
формированию эмоционально-оценочной лексики у младших школьников.
В ходе исследовательской работы были применены следующие методы исследования: теоретические-анализ психолого-педагогической, научной литературы по проблеме; эмпирические-констатирующий эксперимент; интерпретация полученных результатов; количественный и качественный анализ результатов исследования.
Теоретико - методологическую основу: составляют фундаментальные труды: в области изучения проблемы особенностей развития лексики детей, имеющих речевую патологию О.Е. Грибовой, В.А. Ковшикова, Р.Е. Левиной, Г.В. Чиркиной, Н.С. Жуковой, Г.А. Волковой;
работ, посвященных исследованию особенностей эмоционально-волевой сферы и личностного развития при речевых нарушениях В.М. Шкловский, И.Ю. Кондратенко, С.А. Захарова, и других;
работы А.Н. Гвоздева в области морфологии, лексики, словообразования;
А.М. Шахнаровичем рассмотрено место семантического компонента в языковой способности;
лингвистов: Н.Д. Арутюнова, Н.Л. Белопольская, Е.М. Галкна-Федорчук и других.
База работы: МБОУ - СОШ №48 г. Белгорода.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В ходе работы провели анализ теоретической и практической литературы, раскрыли сущность понятия эмоционально-оценочная лексика у детей младшего школьного возраста, рассмотрели ряд классификаций по данной теме. Эмоциональная лексика является частью лексикона, необходима детям для понимания и выражения разнообразных эмоций, способствует точному осознанию и описанию эмоциональных переживаний как собственных, так и других людей.
Описали особенности развития эмоционально-оценочной лексики в норме и при общем недоразвитии речи у младших школьников. Выбрали подходящие методики для оценки понимания и использования эмоциональной лексики детьми. Провели экспериментальное изучение эмоционально-оценочной лексики у младших школьников. Выявили и проанализировали особенности состояния эмоционально-оценочной лексики у детей младшего школьного возраста с ОНР.
В результате исследования выявлено, что у младших школьников с ОНР развитие активного словаря эмоций существенно отличается от показателей возрастной нормы, что подтверждает данные научных исследований. В ходе эксперимента дети затруднялись в определении и назывании эмоциональных состояний, не могли адекватно выразить эмоционально-смысловое содержание рассказа. Такие показатели обусловлены тем, что ОНР - системное нарушение, которое отражается на понимании и использовании эмоциональной лексики. Это влечет за собой недостаточное развитие эмоционально-волевой и личностной сферы, коммуникативных навыков общения с окружающими.
Выявленные особенности эмоционально-оценочной лексики у младших школьников позволили разработать методические рекомендации, выделить основные этапы работы. Основой рекомендаций является принцип комплексного подхода к коррекционно-педагогической работе, принцип системности развития речи, онтогенетический принцип, дидактические принципы-наглядности, доступности, последовательности изложения и усложнения материала.
Таким образом, цель исследования достигнута, а именно условия по формированию эмоционально-оценочной лексики у детей младшего школьного возраста с ОНР в ходе экспериментальной работы выявлены.
Гипотеза исследования подтвердилась: коррекционно-педагогические мероприятия по формированию эмоционально-оценочной лексики детей младшего школьного возраста с ОНР эффективна при соблюдении условий:
- реализация принципа поэтапности,
- взаимосвязанной работе специалистов школы
- учет возрастных и речевых возможностей детей.
Работа не является исчерпывающей по проблеме совершенствования коррекционно-педагогических мероприятий по формированию эмоционально-оценочной лексики у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.