Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Работа №72154

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы71
Год сдачи2016
Стоимость4225 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
262
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1 Сущность понятия эмоциональная лексика и ее формирование в
онтогенезе 7
1.2 Особенности эмоционально-оценочной лексики у младших
школьников с общим недоразвитием речи 14
1.3 Анализ методической литературы по формированию эмоционально-оценочной лексики у детей с общим недоразвитием речи 19
ГЛАВА II ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1 Изучение состояния и анализ эмоционально-оценочной лексики у
детей с общим недоразвитием речи 26
2.2 Методические рекомендации по формированию эмоционально¬
оценочной лексики у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитиям речи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 52


По мнению А.А. Леонтьева, речь можно рассматривать как деятельность, такую же, как игра или труд, последние включают в себя речь, как средство взаимодействия между людьми. В процессе коммуникации люди посредством речи выражают свои эмоции и чувства. В зависимости от того какое эмоциональное настроение, то и речь наша будет веселой или наоборот, грустной, подавленной. Происходящие события являются эмоциональными, так как индивид во всем происходящим с ним испытывает оттенок приятного или неприятного. Эмоции и речь находятся во взаимосвязи друг от друга. Речевая деятельность-процесс взаимосвязанного порождения или восприятия речи.
Речь это сложный процесс, который требует от человека развития мышления, памяти, внимания. Грамотная и правильная речь должна быть оформлена по законам логики, содержать грамматически верные конструкции и эмоционально окрашенные лексические средства языка. Эти условия являются составляющей частью успешного усвоения речью ребенком. При общем недоразвитии речи (ОНР) ее развитие затрудняется.
В научных трудах многих авторов исследовались вопросы по развитию лексики детей с речевыми нарушениями (Т.А. Алтухова, О.Е. Грибова, В.А. Ковшиков, Р.Е. Левина, Г.В. Чиркина и другие).
При речевых нарушениях дети испытывают дискомфорт при общении, нарушается процесс коммуникации между людьми, им тяжелее общаться со сверстниками, не имеющими нарушений. Сложнее приспособиться к изменениям, происходящим в окружающем мире.
Период компьютеризации общества порождает проблемы замкнутости, необщительности, малой эмоциональности подростков. Трудности возникают у детей при выражении различных эмоциональных состояний. Актуальность заключается в том, что в настоящее время перед обществом стоит глобальная проблема, которая заключается в нарушении эмоциональной сферы личности человека. Речь, словесные обозначения эмоций важны для осознания внутренних эмоциональных переживаний (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, и др.). Особенно ярко эмоции проявляются у детей.
Количество детей с речевыми нарушениями растет: фонетическое нарушение речи, фонетико-фонематическое нарушение, задержка речевого развития, общее недоразвитие речи и др. Как отмечают ряд ученых: Г.А. Волкова, Р. И. Лалаева, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина и другие, речь таких детей в той или иной степени будет нарушена. Зачастую у детей страдает грамматическое оформление слов, бедный лексический запас, связная речь сформирована не в полной мере. В соответствии с этим детям тяжелее передать свои мысли, чувства и эмоции.
В ходе исследований И.Ю. Кондратенко, Н.В. Петрушиной и др. было выяснено, что от развитости эмоциональной сферы ребенка зависит его активное взаимодействие с детьми и взрослыми. Если ребенок понимает эмоции, выражаемые собеседником, тогда общение будет нести не только информативный, но и эмоциональный характер. Различение мимики, движений тела-пантомимики, интонации достаточно сложно дается детям с ОНР, особенно если имеются нарушения органического генеза.
При анализе литературах источников было замечено, что большое количество литературы посвящено детям дошкольного возраста, нежели младшего школьного.
Проблема исследования: совершенствование коррекционно-педагогических мероприятия по формированию эмоционально-оценочной лексики детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: выявить условия по формированию эмоционально-оценочной лексики у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: процесс формирования эмоционально-оценочной лексики у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: коррекционно-педагогические мероприятия по формированию эмоционально-оценочной лексики у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: коррекционно-педагогические мероприятия по формированию эмоционально-оценочной лексики у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи будет эффективней при соблюдении условий:
- реализации принципа поэтапности;
- взаимосвязанной работе специалистов школы;
- учете возрастных и речевых возможностей детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретическую и практическую литературу по проблеме исследования.
2. Выбрать методики и провести изучение состояния эмоционально-оценочной лексики у младших школьников.
3. Выявить и проанализировать особенности эмоционально-оценочной лексики у детей младшего школьного возраста с ОНР.
4. Разработать коррекционно-педагогические мероприятия по
формированию эмоционально-оценочной лексики у младших школьников.
В ходе исследовательской работы были применены следующие методы исследования: теоретические-анализ психолого-педагогической, научной литературы по проблеме; эмпирические-констатирующий эксперимент; интерпретация полученных результатов; количественный и качественный анализ результатов исследования.
Теоретико - методологическую основу: составляют фундаментальные труды: в области изучения проблемы особенностей развития лексики детей, имеющих речевую патологию О.Е. Грибовой, В.А. Ковшикова, Р.Е. Левиной, Г.В. Чиркиной, Н.С. Жуковой, Г.А. Волковой;
работ, посвященных исследованию особенностей эмоционально-волевой сферы и личностного развития при речевых нарушениях В.М. Шкловский, И.Ю. Кондратенко, С.А. Захарова, и других;
работы А.Н. Гвоздева в области морфологии, лексики, словообразования;
А.М. Шахнаровичем рассмотрено место семантического компонента в языковой способности;
лингвистов: Н.Д. Арутюнова, Н.Л. Белопольская, Е.М. Галкна-Федорчук и других.
База работы: МБОУ - СОШ №48 г. Белгорода.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе работы провели анализ теоретической и практической литературы, раскрыли сущность понятия эмоционально-оценочная лексика у детей младшего школьного возраста, рассмотрели ряд классификаций по данной теме. Эмоциональная лексика является частью лексикона, необходима детям для понимания и выражения разнообразных эмоций, способствует точному осознанию и описанию эмоциональных переживаний как собственных, так и других людей.
Описали особенности развития эмоционально-оценочной лексики в норме и при общем недоразвитии речи у младших школьников. Выбрали подходящие методики для оценки понимания и использования эмоциональной лексики детьми. Провели экспериментальное изучение эмоционально-оценочной лексики у младших школьников. Выявили и проанализировали особенности состояния эмоционально-оценочной лексики у детей младшего школьного возраста с ОНР.
В результате исследования выявлено, что у младших школьников с ОНР развитие активного словаря эмоций существенно отличается от показателей возрастной нормы, что подтверждает данные научных исследований. В ходе эксперимента дети затруднялись в определении и назывании эмоциональных состояний, не могли адекватно выразить эмоционально-смысловое содержание рассказа. Такие показатели обусловлены тем, что ОНР - системное нарушение, которое отражается на понимании и использовании эмоциональной лексики. Это влечет за собой недостаточное развитие эмоционально-волевой и личностной сферы, коммуникативных навыков общения с окружающими.
Выявленные особенности эмоционально-оценочной лексики у младших школьников позволили разработать методические рекомендации, выделить основные этапы работы. Основой рекомендаций является принцип комплексного подхода к коррекционно-педагогической работе, принцип системности развития речи, онтогенетический принцип, дидактические принципы-наглядности, доступности, последовательности изложения и усложнения материала.
Таким образом, цель исследования достигнута, а именно условия по формированию эмоционально-оценочной лексики у детей младшего школьного возраста с ОНР в ходе экспериментальной работы выявлены.
Гипотеза исследования подтвердилась: коррекционно-педагогические мероприятия по формированию эмоционально-оценочной лексики детей младшего школьного возраста с ОНР эффективна при соблюдении условий:
- реализация принципа поэтапности,
- взаимосвязанной работе специалистов школы
- учет возрастных и речевых возможностей детей.
Работа не является исчерпывающей по проблеме совершенствования коррекционно-педагогических мероприятий по формированию эмоционально-оценочной лексики у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.



1. Алябьева Е.А. Эмоциональные сказки. Беседы с детьми о чувствах и эмоциях. - М.:ТЦ Сфера, 2015. - 160с.
2. Аржакаева, Т.А. Психологическая азбука [Текст] / Т.А. Аржакаева И.В. Вачков , А.Х. Попова. -М.: Издательство «Ось-89», 2004 - 168 с.
3. Арутюнова, Н.Д. Язык и мир человека [Электронный ресурс] / Н.Д. Арутюнова. - М.: Языки русской культуры, 1999. - 896 с.
4. Ахутина, Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса [Текст] / Т.В. Ахутина. - М.: Моск. Ун-та., 2006. - 215 с.
5. Бабенко Л.Г. Русская эмотивная лексика как функциональная система [Электронный ресурс] / Л.Г. Бабенко //http://www.twirpx.com/. - Режим доступа. - 2015. - 15 нояб.
6. Белопольская Н.Л. Азбука настроений. Эмоционально-коммуникативная игра [Текст] / П.Л. Белопольская. - М.: Когито-цент, 2000. - 36с.
7. Бодалев, А.А. О состоянии и задачах разработки психологии познания людьми друг друга [Электронный ресурс] / А.А. Бодалев // http://psychlib.ru/. - Режим доступа. - 2015. - 15 нояб.
8. Бородич, А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста / А.М. Бородич. - М. - М.: Просвещение, 1981. - 255с.
9. Виноградов, В.В. Избранные труды: Лексикология и лексикография / [Электронный ресурс] / В.В. Виноградов // http://www.twirpx.com/. - Режим доступа. - 2015. - 15 нояб.
10. Витт Н.В. Выражение эмоциональных состояний в речевой интонации [Электронный ресурс] / Н.В. Витт // http://www.dissercat.com/. - Режим доступа. - 2015. - 15 нояб.
11. Волкова, Л.С. Логопедия: учебное пособие для студентов [Текст] / Г.А. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; под ред. Л.С. Волковой. - Москва : ВЛАДОС, 2009. - 530 с.
12. Выготский, Л.С. Учение об эмоциях [Электронный ресурс] / Л.С. Выготский // http://www.psyoffice.ru/. - Режим доступа. - 2015. - 15 нояб.
13. Галкина-Федорчук, Е.М. Современный русский язык [Текст] / Е.М. Галкина- Федорчук, К.В. Горшкова. Н.М. Шанский. - М.: Учпедгиз, 2009. - 410 с.
14. Гвоздев, А.Н. Современный русский литературный язык [Текст] / А.Н. Гвоздев. - М.: Либроком, 2015. - 472с.
15. Ефросинина, Л.А. Литературное чтение: программа: 1-4 классы М.И. Оморокова М.: Вентана-Граф, 2012. — 224 с.
16. Жинкин Н.И. Язык. Речь. Творчество [Электронный ресурс] / Н.И. Жинкин // http://www.twirpx.com/.- Режим доступа. - 2015. - 15 нояб.
17. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей Учеб.-метод.пособие. — М.: Соц.-полит, журн., 1994. — 96 с.
18. Захарова, С.А. Коррекционно-педагогическая работа по совершенствованию лексики эмоций незрячих младших школьников / С.А. Захарова [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2003. - 187 с.
19. Зигангирова, Ж.В. Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР [Текст] / Ж.В. Зигангирова, О.Н. Тверская // Логопед. - 2011. - №1. - С. 35-48.
20. Измайлов, Ч.Л. Цветовая характеристика эмоций [Электронный ресурс] / Ч.Л. Измайлов // http://www.nbrkomi.ru/.-Режим доступа. - 2015. - 15 нояб.
21. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства. [Текст] / Е.П. Ильин, - СПб: Питер, 2001. - 752 с
22. Калягин, В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. - Москва : Академия, 2006. - 320 с.
23. Кожина, М.Н. Стилистика русского языка [Текст] / М.Н. Кожина, Л.Р. Дускаева, В.А. Салимовский. - М.: Флинта, 2008. — 464 с.
24. Кондратенко, И.Ю. Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст]: Моногафия.- СПБ.: КАРО. 2006. - 240 с.
25. Крюкова, С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь: Погр.эмоцион. разв. дошк. и мл. шк. возраста / С.В. Крюкова, Н.И. Слободник. - М.: Генезис, 1999. - 159с.
26. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека [Текст]: учебное пособие / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М. : ТЦ Сфера, 2005. - 464 с.
27. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб.: СОЮЗ, 2003. — 160 с.
28. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность [Электронный ресурс] / А. А. Леонтьев// http://pedlib.ru/. - Режим доступа. - 2015. - 15 нояб.
29. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов [Текст] / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - Москва : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 680 с.
30. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения [Электронный ресурс] / М.И. Лисина // http://www.twirpx.com/. - Режим доступа. - 2015. - 15 нояб.
31. Лукьянова, Н. А. Экспрессивная лексика разговорного употребления [Электронный ресурс] / Н. А. Лукьянова //http://www.studfiles.ru/.- Режим доступа. - 2015. - 15 нояб.
32. Немов, Р.С. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений в 3 кн. [Текст] / Р.С. Немов. - 4-е изд. - Москва : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с.
33. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Под ред. Р.Е. Левиной, Н.А. Никашина, Л.Ф. Спирова. - М. : Альянс, 2013. - 368с.
34. Петрушина Н.В. Особенности формирования эмоциональной сферы у дошкольников с речевыми расстройствами органического генеза [Текст] / Н.В. Петрушина // Логопед. - 2013. - №3. - С. 10-17.
35. Понятийно-терминологический словарь логопеда [Текст] / под ред. В.И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 1997. - 400 с
36. Розенталь, Д. Э. Современный русский язык [Текст] / Д.Э. Розенталь, И.Б. Грлуб, М.А. Теленкова. — М.: Международные отношения, 1995. — 560 с.
37. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. — М.: СПб; Питер, 2000. — 712 с.
38. Словарь-справочник лингвистических терминов [Текст] / под ред. Д.Э.
Розенталь, М.А. Теленкова — М.: Просвещение, 1985. — 399 с.
39. Тусупбекова, Г.А. Особенности эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс] / Г.А. Тусупбекова, А.М. Рахметова, Т.В. Киричук Режим доступа. - 2016. - 5 апр.
http: //www.rusnauka. com/12 .APSN_2007/Medecine/20577.doc. htm
40. Урунтаева, Т.А. Практикум по детской психологии [Электронный ресурс] / Т.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина //http://www.klex.ru/.- Режим доступа. - 2015. - 15 нояб.
41. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения М.Ф. Фомичева. - М.: Просвещение, 1989. - 239 с.
42. Чиркина, Г.В. Коммуникативно-речевая деятельность детей с отклонениями в развитии: диагностика и коррекция [Текст] : монография / [Г. В. Чиркина др.]; Гос. науч. учреждение "Ин-т коррекц. педагогики Рос. акад. образования". - Архангельск : Помор. ун-т , 2009. - 403 с.
43. Шаховский, В.И. Лингвистическая теория эмоций [Текст] : монография / В.И. Шаховский — М.: Гнозис, 2008.
44. Шахнарович, А.М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики (на материале онтогенеза речи) [Электронный ресурс] / А.М. Шахнарович, Н.М. Юрьева // https://ecat.mpgu.info/. - Режим доступа. - 2015. - 15 нояб.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ