Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМАМ РАБОТЫ АКВАРЕЛЬЮ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ (НА ПРИМЕРЕ ИСКУССТВА АНИМАЛИСТИКИ)

Работа №72143

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы74
Год сдачи2018
Стоимость4225 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
285
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА I. Технический прием в акварельной живописи как средство достижения выразительности в художественной работе
1.1. Акварельные технические приемы в историческом аспект
развития акварельной живописи
1.2. Роль искусства анималистики в процессе обучения приемам
акварельной живописи
ГЛАВА II. Методы обучения детей техническим приемам акварельной о живописи на примере искусства анималистики
2.1. Анализ педагогического опыта обучения детей
акварельной живописи 20
2.2. Особенности обучения техническим приемам акварельной
живописи на примере искусства анималистики учащихся младших классов общеобразовательной школы
ГЛАВА III. Акварельная живопись на примере искусства анималистики. Серия графических листов «Глаза природы»
3.1. Обоснование выбора темы творческой работы 39
3.2. Процесс работы над эскизами, этюдами и итоговыми
творческими композициями серии «Глаза природы»
Заключение 50
Библиографический список 52
Приложения 56
Приложение 1 57
Приложение 2 68
Приложение 3 70

В системе образования и воспитания детей большое внимание уделяется процессу рисования. Именно во время рисования у ребенка формируются эстетическое восприятие мира, эстетические эмоции, художественный вкус, умение сопереживать увиденному, совершенствуются творческие способности и наблюдательность, умение доступными средствами самостоятельно создавать художественный образ. Занятие рисованием развивают умение видеть прекрасное и ужасное, комичное и драматичное в окружающем мире и произведениях искусства.
В образовательных учреждениях детей впервые знакомят с акварельными красками. Они удобны в использовании и обладают такими качествами, как быстрое высыхание и легкое нанесение на бумагу. Акварель развивает навыки и кропотливой, и быстрой работы. Живопись акварельными красками процесс достаточно увлекательный, хотя и обладает некоторыми сложностями. Для акварели не требуется большого количества технических материалов, но знание свойств этих материалов, умение правильно их применять, а также использовать все их возможности - залог правильной работы с акварелью. Однако на практике работы образовательных учреждений, очевидно, не достаточно уделяется внимания методике проведения занятий по акварельной живописи. Отсутствуют конкретные методические рекомендации по проведению таких занятий, используются однообразные методы обучения. Теоретическая часть занятия подавляет процесс развития практических навыков. Все вышеизложенное подтверждает актуальность выбора темы нашего исследования: «Обучение приемам работы акварелью учащихся младших классов общеобразовательной школы (на примере искусства анималистики)».
Значимость и актуальность исследуемой темы заключается в популярности использования приемов акварельной живописи на уроках изобразительного искусства и противоположной тому недостаточной разработанности методики преподавания искусства акварели.
Во время проведения уроков изобразительного искусства в общеобразовательной школе необходимо уделять достаточно внимания не только передаче теоретических знаний, но и процессу формирования практических навыков. В связи с этим возникают следующее противоречие: при широком кругозоре, теоретических знаниях об изучаемой теме и приобретенном на занятиях визуальном опыте учащиеся обладают недостаточным уровнем владения приемами акварельной живописи. Результатом данного противоречия можно считать несоответствие запланированного и достигнутого результата, а также спад интереса к процессу изучения предмета и выполнения практических заданий. Актуальность и противоречия выбранной темы выявляют проблему исследования: какова методика проведения занятий по обучению основам акварельной живописи в общеобразовательных школах, обеспечивающая передачу необходимых теоретических и практических знаний.
Цель исследования: разработать методику занятий по обучению основам акварельной живописи на примере искусства анималистики.
Объект исследования: занятия по изобразительному искусству в технике акварели в общеобразовательных школах.
Предмет исследования: процесс обучения основам техники
акварельной живописи на занятиях по изобразительному искусству на примере искусства анималистики в общеобразовательных школах.
Гипотезой исследования явилось предположение о том, что успешное обучение основам техники акварельной живописи младших школьников возможно, если:
1. обучение приемам работы акварелью проходит на примере искусству анималистики;
2. в процессе обучения будет применен метод мастер-класс;
3. на занятиях будет учитываться уровень возрастных и индивидуальных возможностей детей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать искусствоведческую литературу по теме исследования с целью выявления особенностей техник акварельной живописи.
2. Проанализировать педагогическую литературу по теме исследования.
3. Проанализировать особенности работы акварелью с анималистическим сюжетом в процессе обучения.
4. Выявить педагогические подходы в обучении владения техникой акварельной живописи.
5. Разработать и провести педагогический эксперимент.
6. Проанализировать итоги эксперимента.
Методология исследования: работы А.В. Бакушинского, М.Б. Теплова, Р.С. Немова, С.Л. Рубинштейн, Т.С. Комаровой, Б.Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, В.С. Кузина, С.Е. Игнатьева, Л.С. Выготского, Б.М. Неменского, Н.Н. Ростовцева, Б. Майера.
Методы исследования:
1. Анализ искусствоведческой и психолого-педагогической литературы.
2. Наблюдение за художественной деятельностью детей.
3. Педагогический эксперимент.
4. Анализ детских художественных работ.
Теоретическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования в процессе усовершенствования методики обучения приемам акварельной
живописи.
Практическая значимость заключается в возможности использования педагогами результатов исследования, пособия и структуры разработанных занятий в процессе обучения приемам акварельной живописи.
База исследования: МАОУ «Центр образования №1» г. Белгорода.
Этапы исследования:
Этап 1. На первом этапе была определена тема исследования, сформулирована проблема исследования, его аппарат.
Этап 2. В 2016 -17 учебном году была разработана модель проведения эксперимента на базе МАОУ «Центр образования №1» г. Белгорода.
На данном этапе определялось содержание методов и приемов по изучению приемов работы акварелью, оформилась основная мысль творческой части выпускной квалификационной работы.
Этап 3. На третьем этапе, в 2017-18 году был проведен педагогический эксперимент по обучению детей 4 классов приемам работы акварелью на примере искусства анималистики. По окончанию эксперимента были подведены итоги, была оформлена текстовая часть дипломной работы, выполнена творческая часть диплома.
Структура выпускной квалификационной работы:
ВКР состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения.
Полный состав ВКР:
1. Теоретическая часть (в теоретической части содержится материал по истории развития приемов работы акварелью, а также роль искусства анималистики в процессе обучения приемам работы акварелью).
2. Методическая часть (в методической части приводится анализ педагогического опыта обучения детей приемам работы акварелью, описание экспериментальной работы с учащимися 4 классов МАОУ «Центр образования №1» г. Белгорода с приложениями (пособие, методические материалы, фото творческих работ учащихся)).
3. Творческая часть (в творческой части ВКР представлен поисковый материал, разработка эскизов и итоговые творческие работы - серия графических листов «Глаза природы»).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя итог проделанной работы (анализ искусствоведческой литературы, анализ педагогического опыта обучения приемам акварельной живописи опытно-экспериментальная работа), мы можем сформулировать следующие выводы: гипотеза выпускной квалификационной работы подтверждена, так как по результатам эксперимента доказана эффективность подробного изучения технических приемов акварели на примере искусства анималистики. Работы детей стали более выразительными в процессе изучения учащимися существующих техник и приемов работы акварелью, провели анализ и сравнение приемов между собой, проанализировали использование приемов в картинах мастеров, провели мастер-класс, показали оригинальные работы в акварельной техники и провели ряд упражнений на развитие навыков и умений применять на практике полученные знания. Разработанные и проведенные уроки значительно повысили уровень владения детьми акварельной техникой. Освоение детьми различных технических приемов поспособствовало творческому процессу, свободе выражения мысли в практической работе и в конечном результате достигли большей выразительности в творческой работе, что стимулирует детей к последующей творческой деятельности. Также плодотворному процессу обучения способствовала возможность учащимся понаблюдать за повадками животных в среде во время посещения Белгородского зоопарка.
В рамках дипломной работы:
1. Проанализированы исторические особенности развития техники акварельной живописи; изучено творчество мастеров, посвятивших свое творчество поискам новых технических приемов в акварели;
2. Классифицированы часто используемые технические приемы в акварельной живописи;
3. Проведен анализ педагогического опыта обучения детей акварельной живописи;
4. Проанализированы основные методы обучения детей работать в технике акварели;
5. Разработан комплекс уроков, развивающих навыки школьников в технике акварельной живописи;
6. Предложена наглядно-методическое пособие, демонстрирующее технические приемы на примере представителей фауны.
Разработанный материал может быть использован как методическое пособие при организации занятий изобразительным искусством в общеобразовательной школе.



1. Алехин А. Д. Когда начинается художник [Текст]: учеб. пособие для школ / А. Д Алехин. - М.: Просвещение, 1994. - 48 с.
2. Андреев А. Л. Место искусства в познании мира [Текст]: монография / А. Л. Андреев. - М.: Политиздат, 1980. - 255 с.
3. Андреев А. Л. Художественный образ и гносеологическая специфика искусства. Методологические аспекты проблемы [Текст]: монография / А. Л. Андреев. - М.: Изд-во наука, 1981. - 192 с.
4. Андрияка С. Н. Школа акварели Сергея Андрияки [Текст]: учеб. пособие / С. Н. Андрияка. -.М.: МГСША Сергея Андрияки, 2011 -.198 с., ил.
5. Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание [Текст]: монография / А. В. Бакушинский. - М., 1925 - 160 с.
6. Бусаргина Т. Г. Художественный анализ детского рисунка
[Текст]: метод. рекомендации / Т. Г. Бусаргина. - Иркутск: Изд-во
Иркутского гос. пед. ун-та, 1986. - 34 с.
7. Ваух Т. Вы можете писать животных акварелью [Текст]: учеб. пособие /Т. Ваух. -.М.: Астрель, 2004. - 96 с., ил.
8. Волков, Н. Н. Мысли об искусстве [Текст]: монография / Н. Н. Волков, С. Г. Капланова. - Москва, 1973. - 358 с.
9. Выготский JI. C. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]: психологический очерк / JI. C. Выготский. - М.: Просвещение, 1967. - 80 с.
10. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственного развития ребенка [Текст]: монография / П. Я. Гальперин. — М.: Изд-во Моск. Ун¬та, 1985 - 198 с.
11. Гончаро, Н. Полный курс акварели. Шаг за шагом. Рисуем пейзажи, натюрморты и портреты [Текст]: учеб. пособие / Н. Гончаров. - М.: Астрель, 2012. - 259 с.: ил.
12. Дирк М. Секреты акварельных мастеров [Текст]: пер. с
англ. / М. Дирк . - М.: Арт-Родник, 2010. - 192 с.: ил.
13. Ермолаева-Томина Л. Б. Психология художественного творчества [Текст]: учеб. пособие для вузов / Л. Б. Ермолаева-Томина. -
2-е изд. - М.: 2005. - 246 с.
14. Краевский В. В. Основы обучения. Дидактика и методика [Текст]: учеб.-метод. пособие / В. В. Краевский, A.B. Хуторской. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 352 с.
15. Крошоу Э. Акварель [Текст]: пер. с англ. / Элвин Крошоу, Джун Крошоу, Тревор Ваух. - М.: АСТ: Астель, 2006. - 191 с.: ил.
16. Крупская,Н. К. Избранные педагогические произведения [Текст]: монография / Н. К. Крупская . - М. : Просвещение, 1965. - 696 с.
17. Кузин B. C. Основы обучения изобразительному искусству в школе [Текст]: учеб.-метод. пособие / В. С. Кузин. — М.: Просвещение, 1977. - 52 с.: ил., табл.
18. Кунц Д. Основы акварели. Цвет [Текст]: учеб. пособие / Д. Кунц. - М.: Попурри, 2006. - 136 с.: ил., табл.
19. Лепикаш В. А. Живопись акварелью [Текст]: учеб. пособие / В. А. Лепикаш М.: АХ СССР, 1961. - 113 с., ил.
20. Либралато В. Школа акварели Валерио Либралато. Базовый курс [Текст]: учеб. пособие / В. Либралато, Т. Лаптева. - М.: Эксмо, 2012. - 186 с.: ил.
21. Либралато В. Школа акварели Валерио Либралато. Декоративные техники [Текст]: учеб. пособие / В. Либралато, Т. Лаптева - Эксмо, 2013. - 198 с.: ил.
22. Ломов Б. Ф. Формирование графических знаний и навыков у учащихся [Текст]: учеб.-метод. пособие / Б. Ф. Ломов. - М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1959. - 256 с.
23. Майер Б. Животные и птицы. Акварель [Текст]: учеб. пособие / Б. Майер. - М: Арт- Родник, 2010. - 80 с. : ил.
24. Махмутов М. И. Теория и практика проблемного обучения [Текст]: монография / М. И. Махмутов. - Казань: Таткнигоиздат, 1972. - 522 с.
25. Михайлов М. А. Искусство акварели [Текст]: монография / М. А. Михайлов. - М.: Изобразительное искусство, 1995. - 198 с.: ил.
26. Назаров А. К. Основные способы акварельной живописи [Текст]: учеб. пособие / А. К. Назаров. - М: Орбита- М, 2002.- 61 с.: ил.
27. Неменский Б. М. Изобразительное искусство [Текст]: учеб. пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Б. М. Неменский, Н. А Горяева, А. С. Питерских. - М.: Просвещение, 2011. - 129 с.: табл.
28. Ревякин П. П. Техника акварельной живописи [Текст]: учеб. пособие / П. П. Ревякин. - М.: Госиздатстройлит, 1959. - 198 с.: ил. (с.3)
29. Репин И. Е. Далекое близко [Текст]: монография /
И. Е. Репин. - М., 1960. - 560 c.: ил.
30. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе [Текст]: учеб. метод. пособие / Н. Н. Ростовцев. - М.: Агар, 2000. — 251 с.: ил., табл.
31. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии [Текст]: учеб. пособие для высших пед. завед. и ун-тов / С. Л. Рубинштейн. - М.: Учпедгиз, 1946. - 704 с.
32. Савенкова Л. Г. Изобразительное искусство [Текст]: учеб. пособие для общеобразовательных школ / Е. А. Ермолинская, Ю. Н. Протопопов - М.: Вентана-Граф, 2009. - 80 с.
33. Самсонов П. Основы техники акварели [Текст]: метод. пособие / П. Самсонов. - М.: Попурри, 2010. - 190 с.: ил.
34. Скотт М. Акварель. Техники и сюжеты [Текст]: пер. с англ. Е. В. Погосян / Мэрилин Скотт. - М.: Арт-родник, 2005. - 192 с.: ил.
35. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе [Текст]: Учеб.пособие для студ. педвузов / Н. М. Сокольникова. - М.: Академия, 1999. - 64 с.
36. Стерхов К. В. Мастера акварели. Беседы с акварелистами. Стихия воды. [Текст]: монография / К. В. Стерхов. - Спб.: Лань; Планета музыки, 2013. - 128 с.: ил.
37. Художественно-педагогический словарь [Текст]: словарь / сост. Шабанов Н. К., Шабанова О. П., М. С. Тарасова, Т. Д. Пронина. - М.: Академический проект: Трикста, 2005. - 480 с.
38. Шорохов Е. В. Композиция [Текст]: Учебник /
Е. В. Шорохов. - М., 1988. - 285 c., ил.
39. Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство [Текст]: Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Т. Я. Шпикаловой. 5-8 классы / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Покровская. - М.: Просвещение, 2012.-15 с.: табл.
40. Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство [Текст]: учеб.- метод. пособие для 6 класса общеобразовательных учреждений / Т. Я. Шпикалова Л. В. Ершова, Г. А. Поровская, Л. В. Неретина. - М.: Просвещение, 2008. - 350с.: табл.
41. Якиманская И. С. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся [Текст]: монография / И. С. Якиманская. - М.: Педагогика, 1989. - 223с.
42. Кузема, К. Акварельные встречи (Улугбек Мухамедов) [Электронный ресурс]: форум Акварели невской волны. - 2010. - 2 июня - Режим доступа:http://kuzema.my1.ru/forum/8-285-1


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ