Стратегическое планирование внешнеэкономической деятельности на региональном уровне: организационные, методические и финансовые аспекты
|
Введение 4
1. Теоретические основы стратегического планирования внешнеэкономической деятельности на региональном уровне 7
1.1 Сущность стратегического планирования внешнеэкономической деятельности.... 7
1.2 Цели, функции, участники и виды стратегического планирования ВЭД на региональном уровне 16
1.3 Нормативно - правовое регулирование процесса стратегического планирования внешнеэкономической деятельности на федеральном и региональном уровне 24
2. Методическое обеспечение стратегического планирования
внешнеэкономической деятельности на субфедеральном уровне 31
2.1 Взаимосвязь документов стратегического планирования федерального и субфедерального уровня 31
2.2 Методическое обеспечение разработки стратегии социально -экономического развития региона Российской Федерации 35
2.3 Методическое обеспечение стратегии развития внешнеэкономической
деятельности субъекта Российской Федерации 45
3. Разработка Стратегии субъекта Российской Федерации в области обеспечения благоприятных условий для ведения экспортной деятельности на примере Ярославской области 57
3.1 Участники внешнеэкономической деятельности ЯО 57
3.2 Анализ внешнеторгового оборота Ярославской области 64
3.3 Разработка экспортной стратегии Ярославской области 83
Заключение 97
Список использованной литературы 106
Список приложений
1. Теоретические основы стратегического планирования внешнеэкономической деятельности на региональном уровне 7
1.1 Сущность стратегического планирования внешнеэкономической деятельности.... 7
1.2 Цели, функции, участники и виды стратегического планирования ВЭД на региональном уровне 16
1.3 Нормативно - правовое регулирование процесса стратегического планирования внешнеэкономической деятельности на федеральном и региональном уровне 24
2. Методическое обеспечение стратегического планирования
внешнеэкономической деятельности на субфедеральном уровне 31
2.1 Взаимосвязь документов стратегического планирования федерального и субфедерального уровня 31
2.2 Методическое обеспечение разработки стратегии социально -экономического развития региона Российской Федерации 35
2.3 Методическое обеспечение стратегии развития внешнеэкономической
деятельности субъекта Российской Федерации 45
3. Разработка Стратегии субъекта Российской Федерации в области обеспечения благоприятных условий для ведения экспортной деятельности на примере Ярославской области 57
3.1 Участники внешнеэкономической деятельности ЯО 57
3.2 Анализ внешнеторгового оборота Ярославской области 64
3.3 Разработка экспортной стратегии Ярославской области 83
Заключение 97
Список использованной литературы 106
Список приложений
В Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» ставилась задача по достижению объема экспорта несырьевых неэнергетических товаров в размере 250 млрд долларов США в год. Во исполнение данного Указа был создан РЭС, который ставит целью внедрение комплекса мер, способствующих активизации экспортной деятельности в регионе, успешная реализация которых позволит сформировать эффективную инфраструктуру поддержки экспорта и обеспечить вовлечение органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и представителей бизнес-сообщества в процесс реализации региональной политики в области поддержки и развития экспортной деятельности. В меры, рекомендуемые РЭС, входит создание документов стратегического планирования.
В течение последних нескольких лет во внешнеэкономической деятельности Российской Федерации происходили большие изменения, вызванные необходимостью адекватно реагировать на вызовы экономического и геополитического характера. В настоящее время ситуация осложняется также вспышкой эпидемии коронавируса, дестабилизирующей международные экономические отношения. Это подчеркивает объективную необходимость в стратегическом планировании внешнеэкономической деятельности. В результате этого в настоящее время в каждом субъекте формируется инфраструктура поддержки экспорта, базирующаяся на создании новых специализированных органов государственной власти и региональной Экспортной стратегии.
Целью данной работы является изучение и анализ организационных, методических и практических аспектов стратегического планирования внешнеэкономической деятельности на уровне региона, выявление проблем и направлений совершенствования деятельности органов государственного управления в этой области, а также разработка документов стратегического планирования в рамках РЭС 2.0 для Ярославской области. Данная цель достигается путём решения следующих задач:
1. Проанализировать нормативную базу стратегического планирования внешнеэкономической деятельности Российской Федерации и Ярославкой области.
2. Представить анализ сущностных подходов к категориям «внешнеэкономическая деятельность» и «стратегическое планирование».
3. Обобщить существующие подходы к методическому обеспечению стратегического планирования внешнеэкономической деятельности региона.
4. Изучить и проанализировать роль, функции, полномочия и компетенции участников внешнеэкономической деятельности Ярославской области.
5. Проанализировать в динамике внешнеторговый оборот Ярославской области.
6. Проанализировать промышленный потенциал Ярославской области.
7. Выявить взаимосвязь валового регионального продукта и экспорта в
Ярославской области.
8. Провести сравнение показателей внешнеэкономической деятельности Ярославской области с регионами-бенчмарками.
9. Разработать проекты документов стратегического планирования внешнеэкономической деятельности в Ярославской области в рамках РЭС.
10. Выявить проблемы и определить направления повышения эффективности стратегического планирования внешнеэкономической деятельности на региональном уровне.
Предметом исследования данной работы является совокупность организационных, правовых, методических и финансовых отношений, складывающихся в процессе стратегического планирования ВЭД на субфедеральном уровне
Объектом исследования является стратегическое планирование внешнеэкономической деятельности на региональном уровне
Теоретическая и методологическая база работы формируется на основе исследования нормативной базы Российской Федерации и Ярославской области, научных публикации российских и зарубежных авторов, рассматривающих сущность и методы стратегического планирования внешнеэкономической деятельности на региональном уровне.
В исследованиях различных аспектов внешнеэкономической деятельности весомый вклад в экономическую науку внесли такие ученые, как Морозовой, Т.Г., Байнева В.Ф., Баринова В.А., Гущина В.В., Диденко Н.И., Карикова Н.Г., Мескон М., Лимонова Л. Э., Демьяновой О.В., Мищенко В.В., Шквари Л.В. и других.
Теоретико-методологические основы стратегического планирования исследованы в трудах Минцберга Г., Ансоффа, И., Кузыка Б.Н., Смирновой О.О., Соломахина А.Н., Демкиной О.В., Воденко К.В., Светунькова И.С., Сычевой И.Н., и других.
Эмпирическую базу исследования составили: расчеты, произведенные автором в рамках оценки региона по показателям внешнеэкономической деятельности, исследование, посвященное изучению взаимосвязи между ВРП и экспортом Ярославской области.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, содержит три главы, заключение, список используемой литературы, список приложений.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты стратегического планирования внешнеэкономической деятельности (сущность понятия «стратегическое планирование внешнеэкономической деятельности», нормативные правовые акты Российской Федерации, составляющие правовую базу стратегического планирования и внешнеэкономической деятельности, а также основные методологические подходы стратегического планирования внешнеэкономической деятельности).
Во второй главе подробно рассматриваются методические основы стратегического планирования внешнеэкономической деятельности. В частности методические рекомендации по разработке и корректировке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, методические рекомендации по разработке отраслевых стратегий, а также методические рекомендации по разработке Экспортной стратегии в рамках РЭС 2.0.
В третьей главе рассматриваются промышленный потенциал в Ярославской области, внешнеэкономический оборот Ярославский области, взаимосвязь ВРП и экспорта в Ярославской области, приведен анализ данных, необходимых для разработки Экспортной стратегии и Экспортной программы Ярославской области, предлагаются способы преодоления этих проблем.
В заключении представлены основные выводы по проделанной работе.
Результаты исследования - разработаны проекты Экспортной стратегии и Экспортной программы Ярославской области, предложена методика для сравнения субъектов по показателям внешнеэкономической деятельности, рассмотрена зависимость ВРП Ярославской области от экспорта .
В течение последних нескольких лет во внешнеэкономической деятельности Российской Федерации происходили большие изменения, вызванные необходимостью адекватно реагировать на вызовы экономического и геополитического характера. В настоящее время ситуация осложняется также вспышкой эпидемии коронавируса, дестабилизирующей международные экономические отношения. Это подчеркивает объективную необходимость в стратегическом планировании внешнеэкономической деятельности. В результате этого в настоящее время в каждом субъекте формируется инфраструктура поддержки экспорта, базирующаяся на создании новых специализированных органов государственной власти и региональной Экспортной стратегии.
Целью данной работы является изучение и анализ организационных, методических и практических аспектов стратегического планирования внешнеэкономической деятельности на уровне региона, выявление проблем и направлений совершенствования деятельности органов государственного управления в этой области, а также разработка документов стратегического планирования в рамках РЭС 2.0 для Ярославской области. Данная цель достигается путём решения следующих задач:
1. Проанализировать нормативную базу стратегического планирования внешнеэкономической деятельности Российской Федерации и Ярославкой области.
2. Представить анализ сущностных подходов к категориям «внешнеэкономическая деятельность» и «стратегическое планирование».
3. Обобщить существующие подходы к методическому обеспечению стратегического планирования внешнеэкономической деятельности региона.
4. Изучить и проанализировать роль, функции, полномочия и компетенции участников внешнеэкономической деятельности Ярославской области.
5. Проанализировать в динамике внешнеторговый оборот Ярославской области.
6. Проанализировать промышленный потенциал Ярославской области.
7. Выявить взаимосвязь валового регионального продукта и экспорта в
Ярославской области.
8. Провести сравнение показателей внешнеэкономической деятельности Ярославской области с регионами-бенчмарками.
9. Разработать проекты документов стратегического планирования внешнеэкономической деятельности в Ярославской области в рамках РЭС.
10. Выявить проблемы и определить направления повышения эффективности стратегического планирования внешнеэкономической деятельности на региональном уровне.
Предметом исследования данной работы является совокупность организационных, правовых, методических и финансовых отношений, складывающихся в процессе стратегического планирования ВЭД на субфедеральном уровне
Объектом исследования является стратегическое планирование внешнеэкономической деятельности на региональном уровне
Теоретическая и методологическая база работы формируется на основе исследования нормативной базы Российской Федерации и Ярославской области, научных публикации российских и зарубежных авторов, рассматривающих сущность и методы стратегического планирования внешнеэкономической деятельности на региональном уровне.
В исследованиях различных аспектов внешнеэкономической деятельности весомый вклад в экономическую науку внесли такие ученые, как Морозовой, Т.Г., Байнева В.Ф., Баринова В.А., Гущина В.В., Диденко Н.И., Карикова Н.Г., Мескон М., Лимонова Л. Э., Демьяновой О.В., Мищенко В.В., Шквари Л.В. и других.
Теоретико-методологические основы стратегического планирования исследованы в трудах Минцберга Г., Ансоффа, И., Кузыка Б.Н., Смирновой О.О., Соломахина А.Н., Демкиной О.В., Воденко К.В., Светунькова И.С., Сычевой И.Н., и других.
Эмпирическую базу исследования составили: расчеты, произведенные автором в рамках оценки региона по показателям внешнеэкономической деятельности, исследование, посвященное изучению взаимосвязи между ВРП и экспортом Ярославской области.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, содержит три главы, заключение, список используемой литературы, список приложений.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты стратегического планирования внешнеэкономической деятельности (сущность понятия «стратегическое планирование внешнеэкономической деятельности», нормативные правовые акты Российской Федерации, составляющие правовую базу стратегического планирования и внешнеэкономической деятельности, а также основные методологические подходы стратегического планирования внешнеэкономической деятельности).
Во второй главе подробно рассматриваются методические основы стратегического планирования внешнеэкономической деятельности. В частности методические рекомендации по разработке и корректировке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, методические рекомендации по разработке отраслевых стратегий, а также методические рекомендации по разработке Экспортной стратегии в рамках РЭС 2.0.
В третьей главе рассматриваются промышленный потенциал в Ярославской области, внешнеэкономический оборот Ярославский области, взаимосвязь ВРП и экспорта в Ярославской области, приведен анализ данных, необходимых для разработки Экспортной стратегии и Экспортной программы Ярославской области, предлагаются способы преодоления этих проблем.
В заключении представлены основные выводы по проделанной работе.
Результаты исследования - разработаны проекты Экспортной стратегии и Экспортной программы Ярославской области, предложена методика для сравнения субъектов по показателям внешнеэкономической деятельности, рассмотрена зависимость ВРП Ярославской области от экспорта .
На основе проведенных исследований можно сделать следующие выводы: стратегическое планирование внешнеэкономической деятельности субъекта РФ - это деятельность участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития субъекта Российской Федерации в сфере развития внешнеэкономической деятельности.
Нормативная база по стратегическому планированию внешнеэкономической деятельности в субъектах Российской Федерации базируется на широком перечне нормативно-правовых актов федерального и субфедерального уровня. Таким способом государство старается оказать максимальное влияние на развитие внешнеэкономических отношений, экспорта в субъекте РФ, а также разрабатывает методики, которыми руководствуются регионы при разработке документов стратегического планирования.
Стратегия социально-экономического развития региона служит базисом при составлении и разработке документов стратегического планирования по отраслям (в том числе региональной Стратегии развития ВЭД). В Стратегии СЭР субъекта РФ проведен анализ основных показателей региональной экономики и социальной сферы, в ней могут быть использованы общие показатели оценки состояния внешнеэкономической деятельности в субъекте РФ. Также в стратегии содержатся основные принципы и приоритеты развития региона, опираясь на которые создается региональная отраслевая стратегия.
Политика субъектов Российской Федерации в области поддержки и развития экспортной деятельности в настоящее время носит несистемный и разнонаправленный характер. Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятных условий для развития экспортной деятельности (Региональный экспортный стандарт) направлен на совершенствование институциональной экспортной среды в регионах.
Регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляют: губернатор ЯО (отдельными полномочиями), Ярославская областная Дума (принятие законов), Департамент регионального развития и внешнеэкономической деятельности (основной регулятор), Департамент инвестиций и промышленности и Департамент туризма (в рамках развития международных связей). Предприятия - экспортеры работают в разных сферах, то есть, экспортный потенциал у региона можно охарактеризовать как хороший. В настоящее время реализуется кластерная политика. В регионе большое число экспортеров и предприятий с международным участием.
В Ярославской области промышленность в период с 2015 по 2017 годы промышленность развивалась более быстрыми темпами чем в любом из субъектов ЦФО. В 2018 году темп роста замедлился, однако в 2019 году вновь вырос. В 2019 году Ярославская область занимает седьмую позицию в ЦФО по индексу промышленного производства. При этом индекс промышленного производства на 0,2 п.п. превышает средний показатель по ЦФО и на 3.3 п.п. значение общероссийского показателя. Одним из факторов возникновения существенной разницы значений 2015-17 и 2018 года является изменения базы расчета показателя (база 2018 год). В 2019 году объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами предприятиями промышленного производства составил 437,96 млрд. рублей, темп роста к 2018 году составил 98.1%.
В структуре отгруженной продукции традиционно преобладает доля обрабатывающих производств (87.96% в 2019 г.).
В 2019 году 13 индексов промышленного производства по отдельным видам экономической деятельности показывают положительную динамику. Из них устойчивую динамику демонстрируют 62% исследуемых значений, 38% отдельных видов экономической деятельности при этом в 2018 году показывали отрицательные значения. Отрицательную динамику показали 10 индексов промышленного развития по видам экономической деятельности (в 2018 году их также было 10). Из них 50% стабильно отражают отрицательную динамику и 50% в 2018 году показывали рост. В целом промышленное производство по категории «обрабатывающие производства» показывает устойчивую положительную динамику.
Внешнеторговый оборот Ярославской области за 2019 год составил 1773,1 млн. долларов США и по сравнению с 2018 годом снизился на 10,37%. Экспорт снизился на 13,39% и составил 1040,4 млн. долларов США за счёт сокращения стоимости экспорта в страны СНГ на 38,5%, страны дальнего зарубежья - на 2,3%. Стоимостные объемы импорта по отношению к 2018 году снизились на 5,79% и составили 732,7 млн. долларов США. По итогам истекшего периода сальдо торгового баланса сложилось положительное и составило 307,7 млн. долларов США.
По данным таможенной статистики в 2019 году предприятия и организации, зарегистрированные в Ярославской области, осуществляли торговлю со 109 странами мира. Их количество по отношению к 2018 году увеличилось на 6,9% (на 7 стран).
Основными торговыми партнерами Ярославской области в 2019 году были: Китай, Беларусь, Польша, Франция и Италия.
В структуре экспорта Ярославской области преобладают 2 основные категории: машиностроение и продукция химической промышленности. В совокупности они составляют около 80% объема от всего экспорта региона.
Экспорт играет значимую роль в экономике Ярославской области. В 2018 году экспорт составлял 14,9% от ВРП региона, что представляет собой самое высокое отношение экспорта к ВРП с 2013 года.
Падение объемов экспорта за первые четыре месяца 2020 года составило 8,6%, импорта - 23,2%. Сальдо торгового баланса по-прежнему положительное.
По результатам корреляционного анализа выявлено: увеличение экспорта на 1 ед.изм. приводит к увеличению ВРП в среднем на 3.351 ед.изм. При изменении экспорта на 1% ВРП меняется на 0,376%.
Доля несырьевых неэнергетических товаров в экспорте Ярославской области в 2019 году составила 92,48%. В структуре несырьевого неэнергетического экспорта Ярославской области наибольший вес имели: механическое оборудование и техника, компьютеры (40,5%), технический углерод (32,53%), шины пневматические 3,95%), кабельная продукция (2,84%), мебель, осветительная техника (1,57%).
По объему экспорта (а также по объему несырьевого неэнергетического экспорта) Ярославская область уступает только Рязанской области. Доля несырьевого неэнергетического экспорта в Ярославской области очень высока, однако регион уступает по этому показателю бенчмаркам (кроме Курской области). Рост экспорта в настоящее время замедлился. По доле экспорта в ВРП Ярославская область обходит всех бенчмарков.
Внешние условия развития России и Ярославской области в период до 2025 года будут определяться следующими тенденциями:
1. Масштабный сдвиг мирового производства в тихоокеанский и индо - азиатский регионы, что привело к ужесточению конкуренции на мировом рынке обрабатывающей промышленности, появлению на нем новых крупных «игроков» - стран и компаний;
2. Рост торговых отношений с азиатским регионом, переориентация экспорта на азиатский рынок, а также усиленный поиск новых партнеров в связи с экономическими санкциями, продуктовым эмбарго и политическим фактором. Например, увеличится торговля с Китайской Народной Республикой, Республикой Индия и др.
3. Увеличение емкости рынков крупных развивающихся стран в латиноамериканском, ближневосточном и африканском регионах (Федеративная Республика Бразилия, Мексиканские Соединенные Штаты, Королевство Саудовская Аравия, Объединённые Арабские Эмираты, Южно-Африканская Республика и т.д.
4. В настоящее время усиливаются процессы глобализации, что выводит в число значимых субъектов мирового хозяйства регионы ведущих развивающихся стран, в первую очередь, Китайской Народной Республики, Республики Индия.
5. Усиление элементов протекционизма в политике многих стран на фоне роста глобальной конкуренции, что может вести к установлению новых торговых и инвестиционных барьеров для доступа на рынки данных стран, в частности, к введению требований в отношении использования местного компонента;
6. Изменения в институциональном устройстве мировой экономики и мировой торгово-политической системе в целом, повышением роли глобальных регуляторов и дальнейшей либерализацией международной торговли в рамках отдельных интеграционных объединений, что для не участвующих в них стран будет означать существенное сравнительное ухудшение условий доступа на рынки;
7. Осложненная санитарно-эпидемиологическая обстановка, вызвавшая экономический кризис и приостановку экономических отношений стран.
В целом результирующее влияние совокупности внутренних и внешних факторов на развитие международных и внешнеэкономических связей в период до 2025 года можно оценить, как умеренное, создающее определенные риски, но, одновременно, и новые возможности для совершенствования международной специализации региона и усиления коммерческого присутствия на перспективных мировых рынках.
Ограничения и проблемы для реализации экспортного потенциала Ярославской области и пути их решения:
1. Недостаточная информированность на внешних и региональных рынках о производимых на территории области продуктах и оказываемых услугах.
2. Для экспортеров из числа субъектов МСП поиск конечного покупателя на внешних рынках вызывает сложности.
3. Проблемы с получением качественной информации и помощи в поисках партнеров от торговых представительств России.
Решение: проведение конференций, выставок и деловых визитов в тех странах или субъектах РФ, с которыми необходимо развить или наладить внешнеторговые отношения.
4. Сложности с оформлением разрешительной документации, с сертификацией продукции;
Решение: появление суперсервиса. В настоящее время РЭЦ и ФТС России уже реализуют четыре сервиса — по таможенному декларированию, подтверждению нулевой ставки НДС, транспортным субсидиям и выставочной субсидии для экспортера.
5. Незнание иностранного законодательства экспортёрами.
6. Ограниченная информация для анализа зарубежного рынка;
7. Отсутствие или недостаточность квалификации персонала предприятия для организации экспортной деятельности.
Решение: образовательные программы РЭЦ, консультационная помощь и другие услуги Центра экспорта ЯО.
8. Отсутствие мер поддержки для экспорта услуг.
Решение: разработка механизмов для вычисления объемов экспорта услуг и методов их поддержки в согласованию с РЭЦ.
9. Экономический кризис, вызванный эпидемией COVID-19.
Решение: разработано на федеральном уровне: субсидии, налоговые каникулы, отсрочка платежей.
Для Ярославской области в процессе проведения исследования были выявлены следующие проблемы стратегического планирования внешнеэкономической деятельности:
1. Долгое отсутствие узкоспециализированного органа по управлению ВЭД. Институциональная основа управления внешнеэкономической деятельностью в регионе появилась относительно недавно. При этом региональные проекты и государственные программы Ярославской области, принятые ранее, курируются другим департаментом. Данный аспект создает помехи в системе управления ВЭД.
2. Сложности с поиском необходимой информации для теоретического обоснования стратегических решений. Блок показателей для оценки ВЭД до настоящего момента носит рекомендательный характер, а субъекты РФ не спешат с принятием Экспортных программ.
3. Необходимость структурных сдвигов. В настоящий момент Центр Экспорта ЯО не является подведомственным органом ДРРиВЭД ЯО. Данные учреждения имеют схожие цели и задачи, но при этом не взаимоувязаны по бюджету и кругу проводимых мероприятий.
3. Эпидемиологическая ситуация и ее следствия: закрытие границ, спад производства.
4. Отсутствие аналитический базы по некоторым предприятиям, что не позволяет предлагать им экспортные контракты.
5. Эпидемиологическая ситуация и ее следствия: закрытие границ, спад производства.
6. Отсутствие аналитический базы по некоторым предприятиям, что не позволяет предлагать им экспортные контракты.
7. Объединение Ярославской таможни с Владимирской таможней, что влечет сложности для получения аналитической информации от Ярославской таможни в настоящее время.
Указанные проблемы могут быть решены при помощи внедрения РЭС 2.0 по пунктам, обозначенным в стандарте. В регионе необходимы структурные изменения в виде перераспределения подведомственных учреждений.
Ярославская область имеет хороший экспортный потенциал, что подтверждается устойчивым положительным сальдо внешнеторгового баланса, высоким влиянием экспорта на ВРП региона, существенной долей экспорта в ВРП и наличием широкого круга внешнеторговых партнеров. Предложенные Экспортная программа и Экспортная стратегия разрабатывались в трудных для прогнозирования условиях. В рамках принятия Экспортной программы необходимо регулярно вносить изменения в раздел финансирования согласно складывающейся экономической и эпидемиологической ситуации.
Нормативная база по стратегическому планированию внешнеэкономической деятельности в субъектах Российской Федерации базируется на широком перечне нормативно-правовых актов федерального и субфедерального уровня. Таким способом государство старается оказать максимальное влияние на развитие внешнеэкономических отношений, экспорта в субъекте РФ, а также разрабатывает методики, которыми руководствуются регионы при разработке документов стратегического планирования.
Стратегия социально-экономического развития региона служит базисом при составлении и разработке документов стратегического планирования по отраслям (в том числе региональной Стратегии развития ВЭД). В Стратегии СЭР субъекта РФ проведен анализ основных показателей региональной экономики и социальной сферы, в ней могут быть использованы общие показатели оценки состояния внешнеэкономической деятельности в субъекте РФ. Также в стратегии содержатся основные принципы и приоритеты развития региона, опираясь на которые создается региональная отраслевая стратегия.
Политика субъектов Российской Федерации в области поддержки и развития экспортной деятельности в настоящее время носит несистемный и разнонаправленный характер. Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятных условий для развития экспортной деятельности (Региональный экспортный стандарт) направлен на совершенствование институциональной экспортной среды в регионах.
Регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляют: губернатор ЯО (отдельными полномочиями), Ярославская областная Дума (принятие законов), Департамент регионального развития и внешнеэкономической деятельности (основной регулятор), Департамент инвестиций и промышленности и Департамент туризма (в рамках развития международных связей). Предприятия - экспортеры работают в разных сферах, то есть, экспортный потенциал у региона можно охарактеризовать как хороший. В настоящее время реализуется кластерная политика. В регионе большое число экспортеров и предприятий с международным участием.
В Ярославской области промышленность в период с 2015 по 2017 годы промышленность развивалась более быстрыми темпами чем в любом из субъектов ЦФО. В 2018 году темп роста замедлился, однако в 2019 году вновь вырос. В 2019 году Ярославская область занимает седьмую позицию в ЦФО по индексу промышленного производства. При этом индекс промышленного производства на 0,2 п.п. превышает средний показатель по ЦФО и на 3.3 п.п. значение общероссийского показателя. Одним из факторов возникновения существенной разницы значений 2015-17 и 2018 года является изменения базы расчета показателя (база 2018 год). В 2019 году объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами предприятиями промышленного производства составил 437,96 млрд. рублей, темп роста к 2018 году составил 98.1%.
В структуре отгруженной продукции традиционно преобладает доля обрабатывающих производств (87.96% в 2019 г.).
В 2019 году 13 индексов промышленного производства по отдельным видам экономической деятельности показывают положительную динамику. Из них устойчивую динамику демонстрируют 62% исследуемых значений, 38% отдельных видов экономической деятельности при этом в 2018 году показывали отрицательные значения. Отрицательную динамику показали 10 индексов промышленного развития по видам экономической деятельности (в 2018 году их также было 10). Из них 50% стабильно отражают отрицательную динамику и 50% в 2018 году показывали рост. В целом промышленное производство по категории «обрабатывающие производства» показывает устойчивую положительную динамику.
Внешнеторговый оборот Ярославской области за 2019 год составил 1773,1 млн. долларов США и по сравнению с 2018 годом снизился на 10,37%. Экспорт снизился на 13,39% и составил 1040,4 млн. долларов США за счёт сокращения стоимости экспорта в страны СНГ на 38,5%, страны дальнего зарубежья - на 2,3%. Стоимостные объемы импорта по отношению к 2018 году снизились на 5,79% и составили 732,7 млн. долларов США. По итогам истекшего периода сальдо торгового баланса сложилось положительное и составило 307,7 млн. долларов США.
По данным таможенной статистики в 2019 году предприятия и организации, зарегистрированные в Ярославской области, осуществляли торговлю со 109 странами мира. Их количество по отношению к 2018 году увеличилось на 6,9% (на 7 стран).
Основными торговыми партнерами Ярославской области в 2019 году были: Китай, Беларусь, Польша, Франция и Италия.
В структуре экспорта Ярославской области преобладают 2 основные категории: машиностроение и продукция химической промышленности. В совокупности они составляют около 80% объема от всего экспорта региона.
Экспорт играет значимую роль в экономике Ярославской области. В 2018 году экспорт составлял 14,9% от ВРП региона, что представляет собой самое высокое отношение экспорта к ВРП с 2013 года.
Падение объемов экспорта за первые четыре месяца 2020 года составило 8,6%, импорта - 23,2%. Сальдо торгового баланса по-прежнему положительное.
По результатам корреляционного анализа выявлено: увеличение экспорта на 1 ед.изм. приводит к увеличению ВРП в среднем на 3.351 ед.изм. При изменении экспорта на 1% ВРП меняется на 0,376%.
Доля несырьевых неэнергетических товаров в экспорте Ярославской области в 2019 году составила 92,48%. В структуре несырьевого неэнергетического экспорта Ярославской области наибольший вес имели: механическое оборудование и техника, компьютеры (40,5%), технический углерод (32,53%), шины пневматические 3,95%), кабельная продукция (2,84%), мебель, осветительная техника (1,57%).
По объему экспорта (а также по объему несырьевого неэнергетического экспорта) Ярославская область уступает только Рязанской области. Доля несырьевого неэнергетического экспорта в Ярославской области очень высока, однако регион уступает по этому показателю бенчмаркам (кроме Курской области). Рост экспорта в настоящее время замедлился. По доле экспорта в ВРП Ярославская область обходит всех бенчмарков.
Внешние условия развития России и Ярославской области в период до 2025 года будут определяться следующими тенденциями:
1. Масштабный сдвиг мирового производства в тихоокеанский и индо - азиатский регионы, что привело к ужесточению конкуренции на мировом рынке обрабатывающей промышленности, появлению на нем новых крупных «игроков» - стран и компаний;
2. Рост торговых отношений с азиатским регионом, переориентация экспорта на азиатский рынок, а также усиленный поиск новых партнеров в связи с экономическими санкциями, продуктовым эмбарго и политическим фактором. Например, увеличится торговля с Китайской Народной Республикой, Республикой Индия и др.
3. Увеличение емкости рынков крупных развивающихся стран в латиноамериканском, ближневосточном и африканском регионах (Федеративная Республика Бразилия, Мексиканские Соединенные Штаты, Королевство Саудовская Аравия, Объединённые Арабские Эмираты, Южно-Африканская Республика и т.д.
4. В настоящее время усиливаются процессы глобализации, что выводит в число значимых субъектов мирового хозяйства регионы ведущих развивающихся стран, в первую очередь, Китайской Народной Республики, Республики Индия.
5. Усиление элементов протекционизма в политике многих стран на фоне роста глобальной конкуренции, что может вести к установлению новых торговых и инвестиционных барьеров для доступа на рынки данных стран, в частности, к введению требований в отношении использования местного компонента;
6. Изменения в институциональном устройстве мировой экономики и мировой торгово-политической системе в целом, повышением роли глобальных регуляторов и дальнейшей либерализацией международной торговли в рамках отдельных интеграционных объединений, что для не участвующих в них стран будет означать существенное сравнительное ухудшение условий доступа на рынки;
7. Осложненная санитарно-эпидемиологическая обстановка, вызвавшая экономический кризис и приостановку экономических отношений стран.
В целом результирующее влияние совокупности внутренних и внешних факторов на развитие международных и внешнеэкономических связей в период до 2025 года можно оценить, как умеренное, создающее определенные риски, но, одновременно, и новые возможности для совершенствования международной специализации региона и усиления коммерческого присутствия на перспективных мировых рынках.
Ограничения и проблемы для реализации экспортного потенциала Ярославской области и пути их решения:
1. Недостаточная информированность на внешних и региональных рынках о производимых на территории области продуктах и оказываемых услугах.
2. Для экспортеров из числа субъектов МСП поиск конечного покупателя на внешних рынках вызывает сложности.
3. Проблемы с получением качественной информации и помощи в поисках партнеров от торговых представительств России.
Решение: проведение конференций, выставок и деловых визитов в тех странах или субъектах РФ, с которыми необходимо развить или наладить внешнеторговые отношения.
4. Сложности с оформлением разрешительной документации, с сертификацией продукции;
Решение: появление суперсервиса. В настоящее время РЭЦ и ФТС России уже реализуют четыре сервиса — по таможенному декларированию, подтверждению нулевой ставки НДС, транспортным субсидиям и выставочной субсидии для экспортера.
5. Незнание иностранного законодательства экспортёрами.
6. Ограниченная информация для анализа зарубежного рынка;
7. Отсутствие или недостаточность квалификации персонала предприятия для организации экспортной деятельности.
Решение: образовательные программы РЭЦ, консультационная помощь и другие услуги Центра экспорта ЯО.
8. Отсутствие мер поддержки для экспорта услуг.
Решение: разработка механизмов для вычисления объемов экспорта услуг и методов их поддержки в согласованию с РЭЦ.
9. Экономический кризис, вызванный эпидемией COVID-19.
Решение: разработано на федеральном уровне: субсидии, налоговые каникулы, отсрочка платежей.
Для Ярославской области в процессе проведения исследования были выявлены следующие проблемы стратегического планирования внешнеэкономической деятельности:
1. Долгое отсутствие узкоспециализированного органа по управлению ВЭД. Институциональная основа управления внешнеэкономической деятельностью в регионе появилась относительно недавно. При этом региональные проекты и государственные программы Ярославской области, принятые ранее, курируются другим департаментом. Данный аспект создает помехи в системе управления ВЭД.
2. Сложности с поиском необходимой информации для теоретического обоснования стратегических решений. Блок показателей для оценки ВЭД до настоящего момента носит рекомендательный характер, а субъекты РФ не спешат с принятием Экспортных программ.
3. Необходимость структурных сдвигов. В настоящий момент Центр Экспорта ЯО не является подведомственным органом ДРРиВЭД ЯО. Данные учреждения имеют схожие цели и задачи, но при этом не взаимоувязаны по бюджету и кругу проводимых мероприятий.
3. Эпидемиологическая ситуация и ее следствия: закрытие границ, спад производства.
4. Отсутствие аналитический базы по некоторым предприятиям, что не позволяет предлагать им экспортные контракты.
5. Эпидемиологическая ситуация и ее следствия: закрытие границ, спад производства.
6. Отсутствие аналитический базы по некоторым предприятиям, что не позволяет предлагать им экспортные контракты.
7. Объединение Ярославской таможни с Владимирской таможней, что влечет сложности для получения аналитической информации от Ярославской таможни в настоящее время.
Указанные проблемы могут быть решены при помощи внедрения РЭС 2.0 по пунктам, обозначенным в стандарте. В регионе необходимы структурные изменения в виде перераспределения подведомственных учреждений.
Ярославская область имеет хороший экспортный потенциал, что подтверждается устойчивым положительным сальдо внешнеторгового баланса, высоким влиянием экспорта на ВРП региона, существенной долей экспорта в ВРП и наличием широкого круга внешнеторговых партнеров. Предложенные Экспортная программа и Экспортная стратегия разрабатывались в трудных для прогнозирования условиях. В рамках принятия Экспортной программы необходимо регулярно вносить изменения в раздел финансирования согласно складывающейся экономической и эпидемиологической ситуации.
Подобные работы
- РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Анализ и перспективы развития внешнеэкономической деятельности Республики Татарстан
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАН ОБЩЕГО РЫНКА ВОСТОЧНОЙ И ЮЖНОЙ АФРИКИ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - СТРАТЕГИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЯ И ЕЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
(НА ПРИМЕРЕ АО «ГОТЭК»)
Дипломные работы, ВКР, внешнеэкономическая деятельность. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - СТРАТЕГИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ И ЕЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ (НА ПРИМЕРЕ АО «ГОТЭК»)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2017 - Региональная политика поддержки малого и среднего бизнеса
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РОССИЙСКОГО
ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2002 - ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И СТРУКТУРНЫЕ СДВИГИ В ЭКОНОМИКЕ (на примере Китая)
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Разработка экспортной стратегии организации на примере ООО «Вамин Татарстан»
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



