Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогический потенциал курса "Информационная культура" и условия повышения его эффективности

Работа №7213

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы189стр.
Год сдачи2004
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
810
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Проблемы развития информационной культуры студентов вузов в педагогическом процессе
1.1. Внедрение информационного образования как условие вхождения страны в информационное общество
1.2. Информационная культура как научное направление и предмет преподавания
1.3. Информационная культура студента: критерии и уровни развития
1.4. Анализ уровня развития информационной культуры студентов: педагогический эксперимент
Глава 2. Педагогические условия, способствующие развитию информационной культуры студентов в педагогическом процессе
2.1. Развитие учебно-информационной деятельности в педагогическом процессе вуза
2.2. Формирование информационно-насыщенной образовательной среды вуза
2.3. Активизация педагогического потенциала курса «Информационная культура»
2.4.Эффективность итогов педагогического эксперимента по
развитию информационной культуры студентов
Заключение
Список источников и использованной литературы Приложение



Актуальность исследования определяется необходимостью разрешения противоречий, как глобального, так и узкопрагматического характера. Одно из них связано с перспективами вхождения страны в информационное общество и резким усилением разрыва между возрастающим потоком информации и возможностями получения необходимой человеку суммы знаний для профессиональной деятельности. Это обстоятельство обостряет необходимость общества в подготовленных в информационном плане специалистах, масштабно мыслящих, представляющих весь объем накопленных информационных ресурсов в традиционном и электронном виде, умеющих вести поиск информации, осуществлять рациональное информационное поведение и процессы информационной деятельности.
Социальный заказ в подготовке таких специалистов общество адресует системе образования, которая пока не способна в полной мере его реализовать. Развиваемое в настоящее время так называемое информационное образование в большей степени ориентируется на ликвидацию отставания в обучении компьютерным технологиям, оставляя за бортом гуманитарную составляющую этого процесса — информационную культуру.
Несмотря на то, что информационная культура как научное направление бурно развивается, вовлекая в сферу исследования философов, социологов, психологов, педагогов, информатиков, библиотековедов и библиографоведов, как предмет преподавания в учебный процесс она вводится эпизодически, не обеспечена комплексом утвержденных и апробированных учебно-методических материалов, недостаточно разработана в содержательном и методическом плане. Дисциплина «Информационная культура» имеет большой педагогический потенциал, но
3

нерешенным до настоящего времени оставался вопрос реального влияния педагогических возможностей курса на повышение уровня информационной культуры студентов.
Необходимость разрешения этих противоречий, недостаточная научная и методическая разработанность данной проблемы, ее теоретическая и практическая значимость для образования определили выбор темы исследования.
Объект исследования информационная культура как направление научных исследований и учебная дисциплина.
Предмет исследования заключается в исследовании возможностей влияния педагогических условий на повышение уровня информационной культуры студентов. В такой формулировке предмет исследования не рассматривался в существующей литературе.
Степень научной разработанности темы. Логика раскрытия темы диссертации вызвала необходимость обращения к общетеоретическим, методологическим трудам по информационной культуре общества и личности, к работам по моделированию информационной культуры различных групп потребителей информации.
Изучение данного феномена характеризуется многогранностью подходов. Интерес к данной проблематике обозначился в разных областях науки: философии, лингвистике, семиотике, информатике, психологии, социологии, библиотековедении и библиографоведении. В одних случаях исследования носят философский характер (А.А.Гречихин, Н.Б.Зиновьева, Ю.С.Зубов, А.И.Ракитов, И.А.Сляднева,В.Е.Леончиков, В.М.Петров, В.А.Фокеев и др.), в других - технологический (В.Ю.Милитарев, Н.М.Яглом, Г.И.Калитич и др.), наметился также подход к рассмотрению информационной культуры как социальной технологии (Т.А.Полякова). В ряде исследований преобладает гуманитарная проблематика
4

(О.И.Алексеенко, Б.С.Сармабехьян, С.Г.Антонова, Э.Л.Шапиро), которая имеет большое значение для данного исследования.
Для рассмотрения и решения возникающих в этой области вопросов Международной академией информатизации (МАИ) в 1993 году было создано Отделение информационной культуры. Под его эгидой Краснодарским государственным университетом культуры и искусства были проведены 11 международных научных конференций, изданы 13 выпусков сборников статей в серии «Проблемы информационной культуры».
В г. Краснодаре был издан и первый учебник Н.Б.Зиновьевой Информационная культура личности: Введение в курс (Краснодар, 1996.- 136с.). В г. Кемерово был подготовлен и издан сборник «Информационная культура в структуре новой парадигмы образования» (Кемерово, 1999.- 191с.). Специалистами Кемеровской государственной академии культуры и искусств было проведено исследование «Формирование информационной культуры в системе непрерывного образования», позволившее разработать типовые модели программ курса «Основы информационной культуры», рассчитанные на различные категории обучаемых - старших школьников, студентов, учителей, преподавателей вузов. Информационная культура выступила предметом диссертационных исследований Н.Б.Зиновьевой,
Н.А.Коряковцевой, В.Н.Зорина, А.Ю.Оршанского и др.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Диссертационная работа преследовала цель - обосновать необходимость активизации педагогического потенциала курса «Информационная культура» на основе выявленных педагогических условий и действий. Эта цель достигнута путем решения следующих задач. Во- первых, путем проведения анализа современного состояния научной разработанности проблематики информационной культуры. Выявлено, что это динамично развивающееся направление исследований, со своим научным центром - отделением информационной культуры Международной академии информатизации, научными школами. Анализ многочисленной литературы по проблеме позволил определить роль и место информационной культуры, которая признается сегодня важным условием вхождения нашей страны в информационное общество, что предполагает обязательность владения элементами информационной культуры каждым членом сообщества. Это, в свою очередь, ставит вопрос перед системой образования о формировании информационной культуры студентов в процессе профессиональной подготовки, о развитии курса «Информационная культура» и активном включении его в преподавание.
Несмотря на то, что курс «Информационная культура» внедрен в преподавание ряда высших учебных заведений, он пока недостаточно разработан в теоретико-методическом плане. Мы настаиваем на том, что курс имеет большой педагогический потенциал, реализация которого позволит стимулировать информационную активность учащихся, оказать существенное влияние на формирование их мировоззрения, на расширение кругозора, понимание межпредметных связей и т.п., что в конечном итоге окажет влияние на весь педагогический процесс в целом.
Анализ опыта преподавания курса «Информационная культура» демонстрирует попытку непосредственно в ходе изучения предмета
138

сформировать информационную культуру студентов. Но формирование культуры вообще, и информационной, в частности, не может осуществляться прямо, «в лоб». Более того, информационную культуру невозможно заготовить «впрок», для будущей информационной деятельности. Поэтому, по нашему мнению, курс «Информационная культура» должен стимулировать информационную активность студентов, которая, в свою очередь, вызовет необходимость переработки больших объемов информации. А это возможно лишь при определенных усилиях со стороны педагогов при развитии учебно-информационной деятельности и формировании информационно-насыщенной образовательной среды.
Большие же объемы информации возможно перерабатывать лишь, владея навыками информационной деятельности, элементами информационной культуры. Таким образом, студент сам станет перед необходимостью осваивать основные процессы информационной деятельности и азы информационной культуры. Такой подход ставит вопрос об активизации педагогического потенциала курса «Информационная культура», разработки теоретических и методических вопросов.
Курс «Информационная культура» находится вначале своего пути и поэтому остается много нерешенных проблем, как в плане содержания, так и методики преподавания. Одной из важных, но не затронутых в диссертации проблем, является профилизация курса. Нужно ли профильное преподавание «Информационной культуры» - для экономистов, юристов, педагогов, инженеров и т.д. С одной стороны, эффект от такого преподавания был бы высок, ибо давал бы возможность охарактеризовать и информационные ресурсы в отраслевом разрезе, и поисковые системы (традиционные и электронные), познакомить с существующей отраслевой системой информационных изданий. Но в таком варианте преподавание потребовало бы привлечь к учебному процессу совершенно уникальных специалистов,
139

знакомых и с проблематикой информационной культуры, и глубоко знающих отрасль. Подобных специалистов никто не готовит.
Проблема подготовки кадров для преподавания курса «Информационной культуры» стоит очень остро. Сегодня этот предмет отсутствует в Государственных образовательных стандартах по гуманитарным и техническим специальностям, его вводят в рамках часов, отведенных вузу на курсы по выбору, факультативы и т.д. Поэтому о специальной подготовке педагога - преподавателя информационной культуры речи пока не идет. В большинстве случаев этот курс ведут либо библиотекари-библиографы, либо информатики, специалисты в области компьютерных технологий. И в том, и в другом случаях им приходится существенно пополнять свой багаж, прежде всего, за счет вопросов фундаментального, мировоззренческого характера, чтобы полностью представить весь его содержательный спектр.
Отсутствуют и учебники в области информационной культуры. Единственное в стране учебное пособие Н.Б.Зиновьевой «Информационная культура: Введение в курс», вышло мизерным тиражом в 1996 году и нуждается в дополнении, расширении и одновременно упрощении сложной философской трактовки ряда вопросов.



1. Абульханова-Славская К.Д. Деятельность и психология личности / Абульханова-Славская К. Д.- М., 1980.- 334сс
2. Алешин Л.И. Культура информации в информационном обществе: Постановка проблемы / Алешин Л.И. // Информационная культура: Процессы теоретического осмысления: Сб.11.- Краснодар, 2001.- С.87-101
3. Андреева И.М. Информационная культура личности как новая учебная дисциплина и новое направление культурологических исследований / Андреева И.М., Зубов Ю.С. // Информатизация и проблемы гуманитарного образования: Тезисы докл. Междунар.науч.конфер. Краснодар-Новороссийск, 14-15 сент. 1995г.-Краснодар, 1995.- С.6-8.
4. Антонов А.В. Информация: восприятие и понимание / Антонов А.В.; Отв. ред. А.Г.Ивахненко.- Киев: Наук.думка, 1988.- 185с.
5. Антонова С.Г. Информатизация и информационная культура личности / Антонова С.Г. // Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее: Тез. докл. Междунар.науч.конфер. Краснодар-Новроссийск, 11-14 сент. 1996г.-Краснодар, 1996.-С.50-51.
6. Антонова С.Г. Информационная культура личности. Вопросы формирования / Антонова С.Г. // Высшее образование в России.- 1994.- №11.- С.82-88.
7. Антонова С.Г. Формирование информационного мировоззрения современного студента как признак продвижения к информационному обществу / Антонова С.Г. // Парадигмы XXI века: Информационное общество, информационное мировоззрение, информационная культура: Материалы междунар. науч. конф. Краснодар, 16-18 сент. 2002г.- Краснодар, 2002.- С.393-397
8. Арнольдов А.И. Культура: Современный портрет / Арнольдов А.И.- М.,
1997. - 32с.
141

9. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию / Арнольдов А.И. - М., 1992.- 240с.
10. Архипов С.В. Типы информационной культуры личности / Архипов С.В. // Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее: Тез.докл. Междунар.науч.конфер. Краснодар-Новороссийск, 11-14 сент. 1996г.- Краснодар, 1996.- С.34-36.
11. Астафьева О.Н. Информационно-коммуникативная компетентность личности в условиях социокультурных трансформаций / Астафьева О.Н. // Культура и образование в информационном обществе: Материалы Междунар. науч. конф. Краснодар, 16-18 сент. 2003г.- Краснодар, 2003.- С.64-67
12. Астафьева О.Н. Информационно-коммуникативная среда как новая форма бытия человека / Астафьева О.Н. // Человек в информационном пространстве цивилизации: Культура, религия, образование: Тез. докл. Междунар. науч. конф. 19-21 сент. 2000г.- Краснодар, 2000.- С. 40-44
13. Афанасьев В.Г. Социальная информация и управление обществом / Афанасьев В.Г.- М., 1975.- 408с.
14. Белл Д. Социальные рамки информационного общества//Новая технологическая волна на Западе / Белл Д.- М.: Прогресс, 1986.-С.330-342
15. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2-х т. / Бердяев Н.А. - М.: Искусство, 1994.- 542с.
16. Блейхер В.М. Психологическая диагностика интеллекта и личности / Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф.- Киев, 1978.
17. Бодалев А.А. О предмете акмеологии / Бодалев А.А. // Психологический журнал.- 1993.- №5.- С. 12-13
18. Бондаренко И.А. Попытки идентификации нового типа общества - информационного / Бондаренко И. А. // Парадигмы XXI века: Информационное общество, информационное мировоззрение, информационная культура: Материалы междунар. науч. конф. Краснодар, 16- 18 сент. 2002г.- Краснодар, 2002.- С.23-24
142

19. Бриллюэн JI. Наука и теория информации / Бриллюэн Л.; Пер. с англ.
А.А.Харкевича.- М.: Гос. изд-во физикомат. лит., I960.- 392с.
20. Буданцев Ю.П. Системность в изучении массовых информационных процессов: Монография / Буданцев Ю.П..- М.: Изд-во УДН, 1986.- 168с.
21. Буланова-Топоркова М.В. Воспитательный и социальный потенциал содержания университетского образования в условиях информационной свободы / Буланова-Топоркова М.В., Кулаковская Н.А // Информационная свобода и информационной безопасность: Материалы Междунар. науч. конф. Краснодар 30-31 окт. 2001г.- Краснодар, 2001.- С.341-344
22. Буланова-Топоркова М.В. Система интегрированного обучения в контексте новой образовательной парадигмы информационного общества / Буланова-Топоркова М.В. // Парадигмы XXI века: Информационное общество, информационное мировоззрение, информационная культура: Материалы междунар. науч. конф. Краснодар, 16-18 сент. 2002г.- Краснодар, 2002.- С.393-397
23. Васильчук Ю.А. Социальное развитие человека в XX веке // Общественные науки и современность.- 2001.- №4.- С.5-26
24. Вахитов Г.З. Нравственные аспекты информационной культуры: В порядке постановки проблемы / Вахитов Г.З. //Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее: Тез.докл. Материалы междунар. науч. конф. Краснодар-Новороссийск, 11-14 сент. 1996г.- Краснодар, 1996.- С.92-93.
25. Ващекин Н.П. Информатизация общества как феномен культуры / Ващекин Н.П. // Информатика и культура: Сб.науч.тр.- Новосибирск, 1990.- С.24-49.
26. Витухновская А.А. Информационная культура выпускника школы: Итоги одного исследования / Витухновская А.А.// НТБ.- 1996.- №5.- С.33-43
27. Войханская К.М. Библиотекари и читатели об информационной культуре // Войханская К.М., Смирнова Б.А. Оптимизация библиотечно¬
143

библиографического обслуживания специалистов: Сб. матер, в помощь разработке проблемы “Библиотека и научная информация”.- Л, 1974.-Вып.2 (28).- С.92-96.
28. Воробьев Г.Г. Молодежь в информационном обществе / Воробьев Г.Г.- М.: Молод, гвардия, 1990.- 255с.
29. Воронина Е.В. Образование как стратегический фактор построения информационного общества / Воронина Е.В. // Информационная свобода и информационной безопасность: Материалы Междунар. науч. конф. Краснодар 30-31 окт. 2001г.- Краснодар, 2001.- С.ЗЗ 1-332
30. Восченко В.Н. Экоэтика и безопасность электронной информации в целостном миропонимании / Восченко В.Н. // Библиотеки м ассоциации в меняющемся мире: новые тенденции и новые формы сотрудничества: Сб. матерериалов.- М.: ГПНТБ, 2001.- С.827
31. Вохрышева М.Г. Интерактивные культурологические модели диалогического взаимодействия в информогенезе личности / Вохрышева М.Г. // Информационная культура: Процессы теоретического осмысления: Сб. 11.- Краснодар, 2001.- С.29-86
32. Вохрышева М.Г. Информационная культура в системе культурологического образования специалиста / Вохрышева М.Г. // Проблемы информационной культуры: Сб.статей.- М., 1994.- С.117-123.
33. Вохрышева М.Г. Компетентностный подход к культурологическому образованию / Вохрышева М.Г. // Культура и образование в информационном обществе: Тез.докл. Материалы междунар. науч. конф. Краснодар, 16-18 сент. 2003г.- Краснодар, 2003.- С.385-388.
34. Вохрышева М.Г. Формирование науки об информационной культуре / Вохрышева М.Г. // Методология и организация информационно-культурологических исследований: Сб.статей,- Вып.6.- М.-Магнитогорск,
1997. - С.48-63.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ