МЕДИАКОНЦЕПТ ‘АРКТИКА’: КОГНИТИВНАЯ И ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. МЕДИАКОНЦЕПТ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ПРИЗНАКИ И ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ФЕНОМЕНА 11
1.1. Определение понятия «концепт» в различных научных парадигмах 11
1.2. Типология концептов 14
1.3. Медиаконцепт: содержание понятия 17
1.4. Методологические подходы к изучению концептов 28
1.4.1. Лингвокультурологический подход 28
1.4.2. Лингвокогнитивный подход 30
1.4.3. Тезаурусное описание медиаконцепта 32
1.4.4. Концептуальная метафорическая модель как способ интерпретации
содержания концепта и операциональная единица исследования 35
1.5. Выводы 40
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ МЕДИАКОНЦЕПТА ‘АРКТИКА’ В РОССИЙСКИХ СМИ 42
2.1. Конструирование образа Арктики в СМИ советского периода :
проблематика и тематические доминанты 42
2.2. Проблемы освоения Арктики в интерпретации современных российских
медиа: тематический аспект 61
2.3. Лексико-семантические особенности репрезентации медиаконцепта
‘Арктика’: опыт создания формально-функционального тезауруса 75
2.4. Базовые концептуальные метафорические модели репрезентации
медиаконцепта ‘Арктика’ 101
2.4.1. «Конфликт в Арктике - это война»: милитарная метафорическая
модель 102
2.4.2. «Конфликт в Арктике - это игра» и «Конфликт в Арктике - это
спорт»: игровая и спортивная метафорическая модель 119
2.4.3. «Арктика - дом» и «Арктика - часть дома»: бытовая метафорическая
модель 125
2.5. Специфика репрезентации медиаконцепта ‘Арктика’ в СМИ России:
сопоставительный анализ 136
2.6. Выводы 141
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 144
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 146
ПРИЛОЖЕНИЯ 156
ГЛАВА I. МЕДИАКОНЦЕПТ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ПРИЗНАКИ И ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ФЕНОМЕНА 11
1.1. Определение понятия «концепт» в различных научных парадигмах 11
1.2. Типология концептов 14
1.3. Медиаконцепт: содержание понятия 17
1.4. Методологические подходы к изучению концептов 28
1.4.1. Лингвокультурологический подход 28
1.4.2. Лингвокогнитивный подход 30
1.4.3. Тезаурусное описание медиаконцепта 32
1.4.4. Концептуальная метафорическая модель как способ интерпретации
содержания концепта и операциональная единица исследования 35
1.5. Выводы 40
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ МЕДИАКОНЦЕПТА ‘АРКТИКА’ В РОССИЙСКИХ СМИ 42
2.1. Конструирование образа Арктики в СМИ советского периода :
проблематика и тематические доминанты 42
2.2. Проблемы освоения Арктики в интерпретации современных российских
медиа: тематический аспект 61
2.3. Лексико-семантические особенности репрезентации медиаконцепта
‘Арктика’: опыт создания формально-функционального тезауруса 75
2.4. Базовые концептуальные метафорические модели репрезентации
медиаконцепта ‘Арктика’ 101
2.4.1. «Конфликт в Арктике - это война»: милитарная метафорическая
модель 102
2.4.2. «Конфликт в Арктике - это игра» и «Конфликт в Арктике - это
спорт»: игровая и спортивная метафорическая модель 119
2.4.3. «Арктика - дом» и «Арктика - часть дома»: бытовая метафорическая
модель 125
2.5. Специфика репрезентации медиаконцепта ‘Арктика’ в СМИ России:
сопоставительный анализ 136
2.6. Выводы 141
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 144
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 146
ПРИЛОЖЕНИЯ 156
Арктика. На протяжении всей истории человечества - таинственная, непознанная и опасная территория. У древних греков, в жизни которых звезды играли особую роль, этот регион связан с созвездием Большой медведицы. Отсюда и название: в греческом языке «арктон» означает «медведицу» (созвездие «медведицы»), арктикк же, в свою очередь, переводится как «находящийся под созвездием Большой Медведицы», или «северный», поскольку именно в северном полушарии располагается этот небесный объект. На этом знания греков о регионе были исчерпаны.
С течением времени роль Арктики изменилась. Пришли времена, когда человек стремился ликвидировать белые пятна на карте мира. Арктика - регион, исследование которого, образно говоря, меняло белый цвет незнания на белый цвет льда и снега. С начала XVII века, через первых русских и скандинавских полярных мореплавателей, сквозь многочисленные северные экспедиции англичан и американцев, к советским полярникам и современным атомным подлодкам и глубоководным аппаратам.
Сегодня Арктика - арена геополитического противостояния, последняя крупная нетронутая жила природных ресурсов, место инвестиционных вкладов, хрупкий экологический район и экзотический туристический маршрут. Все эти аспекты, разумеется, немыслимы в сегодняшних обстоятельствах без тотального внимания средств массовой информации. Сквозь их призму, через журналистские материалы мы видим сегодняшнюю настоящую Арктику. И мы видим ее такой, какой она еще не представала перед миром никогда.
Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена изучением единицы современной медийной картины мира - медиаконцепта, а также вниманием к востребованной сегодня когнитивной единице - медиаконцепту ‘Арктика’ и его содержательной интерпретации в современных российских СМИ.
Степень научной разработанности темы.
Исследование концептов с позиции когнитивно-дискурсивной парадигмы нашло отражение в работах отечественных когнитологов, в которых анализируются методологические подходы к изучению концептов и концеп- тосфер, исследуются особенности структуры и содержания когнитивных единиц. Это работы Д.С. Лихачева [Лихачев 1993], Е.С. Кубряковой [Кубря¬кова 1996], Н.Д. Арутюновой [Арутюнова 1999], И.А. Стернина, З.Д. Попо¬вой [Стернин, Попова 2007], Е.Г. Малышевой [Малышева 2009, 2011], О.М. Смирновой [Смирнова 2009], М.В. Пименовой [Пименова 2013] и др.
Осмыслением понятия «медиаконцепт» как феномена медийной картины мира, определением его места в общей системе представлений массового сознания о реальности занимались О.В. Орлова [Орлова 2012], Е.Ю. Дуреко [Дуреко 2012].
Безусловно, когда речь заходит об исследовании региональных номинаций, в фокусе внимания оказываются алгоритмы описания географических концептов (геоконцептов, концептов-топонимов). Так, лингвисты акцентируют внимание на концептах, имеющих имя «север» и производные от него (Н.А. Егорова, [Егорова 2010], Д.Ф. Рахимова [Рахимова 2012]), а также свя¬занные с ним «Сибирь» (А.М. Литовкина [Литовкина 2008]) и «северность» (Е.В. Недосека [Недосека 2015]).
Особое место в анализе «Арктики» как тематической доминанты в отечественном и мировом медиакоммуникационном пространстве занимают исследования в области теории журналистики, в частности работы А.Е. Местниковой [Местникова 2014], Е.И. Булатовой [Булатова 2015] и Е.С. Золотовой [Золотова 2016].
Преимущественно политические и геополитические факторы, влияющие на формирование образа Арктики в массовом сознании, создали возможность исследования региона с точки зрения таких наук, как политология и философия. Данная концепция развита в работах Т.А. Ковригиной [Коври-
гина 2015], О.Б. Подвинцева [Подвинцев 2016], М.В. Назукиной [Назукина 2016], К.В. Киселева [Киселев 2016] и др.
Научная новизна работы состоит в следующем: во-первых, в анализе содержательной специфики новой когнитивной единицы медийной картины мира, ранее не исследованной, - медиаконцепта ‘Арктика’; во-вторых, в вы¬явлении уникальных черт его лексико-семантической репрезентации; в- третьих, в использовании методики тезаурусного описания для анализа ре¬презентации названного медиаконцепта, а также в применении сопоставительного метода для изучения содержания медиаконцепта и описания его когнитивной структуры; наконец, в анализе репрезентации медиаконцепта посредством исследования доминантных метафорических моделей с означаемым ‘Арктика’, репрезентирующих современные представления о регионе, которые объективированы в медийной картине мира.
Объектом исследования выступает медиаконцепт ‘Арктика’, предметом - когнитивная специфика данного феномена и особенности его лексико-семантической репрезентации в современных электронных СМИ.
Цель данного исследования - выявить содержательную специфику медиаконцепта ‘Арктика’ и особенности его лексико-семантической репрезентации.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих за-дач:
- охарактеризовать понятие, структуру и признаки медиаконцепта в когнитивно-дискурсивной научной парадигме;
- определить и обосновать использование оптимальной для исследования феномена медиаконцепта методики;
- проанализировать специфику репрезентации медиаконцепта‘ Арктика’ в текстах СМИ посредством методики тезаурусного описания медиаконцепта;
- реконструировать концептуальные метафорические модели, посредством которых интерпретируется названный когнитивный феномен в медиатекстах;
- сопоставить результаты анализа современной содержательной специфики изучаемого медиаконцепта и его репрезентации в текстах СМИ советского периода.
Эмпирическую базу составили публикации различной жанровой принадлежности (преимущественно информационного характера):
1. За период с 01.01.2013 по 01.04.2017 на интернет-порталах: Газета.Ру (gazeta.ru), Лента.Ру (lenta.ru), РИА Новости (ria.ru), ТАСС (tass.ru), ИА Арк- тик-Инфо (arctic-info.ru), ИА Регнум (regnum.ru), ИА Росбалт (rosbalt.ru), ИА Север-пресс (yamal.org), Страна.Ру (strana.ru), Коммерсантъ (kommersant.ru) , Радио Свобода (svoboda.org), Независимая газета (ng.ru), Комсомольская правда (kp.ru), Интерфакс (interfax.ru), ИноСМИ (inosmi.ru), Аргументы не¬дели (argumenti.ru), Аргументы и факты (aif.ru), Ведомости (vedomosti.ru), Российская газета (rg.ru), Эксперт (expert.ru), Русская планета (rusplt.ru). Эмпирические материалы получены как в результате мониторинга информаци¬онно-аналитической системы «Медиалогия» (mlg.ru), так и в результате от¬бора по запросу в поисковых системах «Арктика» (общее количество - более 2000 текстов);
2. Размещенные в газетах «Известия», «Труд», «Правда» и «Советское искусство» за период с 1932-1938, с 1960-1964, 1977статьи, отобранные пу¬тем специальной выборки, основным критерием которой стали исторические даты крупных экспедиций, походов, работ полярных станций и упоминание имени медиаконцепта в ключевой роли (общее количество - 102 текста).
Кроме того, в качестве материала для исследования выступили доку-ментальные фильмы (жанр : репортаж) «Ледниковый параграф», «Ледовая цитадель» и «Битва за Север».
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что содержание когнитивной единицы (медиаконцепта) с именем ‘Арктика’ претерпевает изменения. Поскольку медиаконцепт - динамическая единица, некото¬рые ядерные признаки медиаконцепта ‘Арктика’ деактуализируются, становятся периферийными, их замещают другие, ранее не входившие в содержа¬тельную структуру данной когнитивной единицы.
Методологической базой исследования послужил ряд общенаучных методов (сбор материала, описание, анализ, сопоставление, количественный анализ частотности словоупотребления, тематическая классификация текстов). Основополагающей при исследовании специфики содержания языковой репрезентации медиаконцепта ‘Арктика’ стала методика составления и описания формально-функционального тезауруса лексических репрезентан¬тов медиаконцепта. Посредством фреймо-слотового анализа метафорических моделей с означаемым ‘Арктика’ исследуются особенности когнитивной структуры изучаемого феномена.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Содержание медиаконцепта ‘Арктика’ динамично. Его когнитивная специфика заключается во включении в структуру концепта принципиально новых, ранее не отраженных в медиатекстах когнитивных признаков. Изменения в структуре медиаконцепта детерминированы экстралингвистическими факторами.
2. Активная динамика содержания медиаконцепта ‘Арктика’ обусловливает трансформацию представлений о регионе в медийной картине мире и - как следствие - в сознании массового адресата.
3. Когнитивная специфика медиаконцепта ‘Арктика’ состоит в концептуализации уникальных когнитивных признаков, не отраженных в медиатекстах советского периода.
Научно-практическая значимость работы состоит в возможности использования материала и выводов исследования в процессе разработки пособий по курсам «Современный медиатекст», «Интернет-журналистика» и пр, а также при создании стратегии позиционирования региона в СМИ.
Апробация работы. Основные положения настоящего диссертационного исследования были апробированы в рамках XL региональной студенческой научно-практической конференции «Молодежь третьего тысячелетия» (20-25.04.2016), Омск, Россия; Всероссийской научной конференции с международным участием «Современная регионалистика: традиционные подходы и новые направления» (29-30.09.2016) Сургут, Россия; Международной конференции «Арктические рубежи» (“Arctic Frontiers”) (22-27.01.2017), Тромсё, Норвегия; XLI региональной студенческой научно-практической конференции «Молодежь третьего тысячелетия» (18-28.04.2017), Омск, Рос¬сия.
По теме исследования опубликовано 5 научных статей.
В изданиях, рекомендованных ВАК РФ:
1. Жигунов А.Ю. Милитаристская ‘Арктика’: актуальная специфика репрезентации медиаконцепта // Международный научно-исследовательский журнал. - 2016. - № 9. - С. 130-133.
2. Малышева Е.Г., Жигунов А.Ю. Новая «холодная» война: милитарная метафора как базовая концептуальная модель репрезентации медиаконцепта ‘Арктика’ // Политическая лингвистика. - 2016. - № 6. - С.66-74.
В изданиях, включенных в РИНЦ:
3. Жигунов А.Ю. Медиаконцепт ‘Арктика’: методологические подходы к исследованию // Коммуникативные исследования. - 2016. - № 2 (8). - С.64¬70.
4. Жигунов А.Ю. Элегия для «Невечной» мерзлоты: трансформация облика региона сквозь призму репрезентации медиаконцепта ‘Арктика’ // Современная регионалистика : традиционные подходы и новые направления : сб. ст. Всерос. науч. конф. с междунар. участием 29-30.09.2016, Сургут. - 2016. - С.193-199.
5. Жигунов А.Ю. Медиаконцепт ‘Арктика’: методологические подходы к исследованию // Сборник материалов XL региональной студенческой науч¬но-практической конференции «Молодежь третьего тысячелетия» 08¬30.04.2016, Омск. - 2016. - С.601-603.
Структура работы. Диссертационное исследование состоит из Введения, двух глав, Заключения и Приложения, содержащего расшифровки вербальной составляющей аудиовизуальных материалов. Список использован¬ной литературы включает в себя 102 наименования. Объем исследования - 155 страниц.
С течением времени роль Арктики изменилась. Пришли времена, когда человек стремился ликвидировать белые пятна на карте мира. Арктика - регион, исследование которого, образно говоря, меняло белый цвет незнания на белый цвет льда и снега. С начала XVII века, через первых русских и скандинавских полярных мореплавателей, сквозь многочисленные северные экспедиции англичан и американцев, к советским полярникам и современным атомным подлодкам и глубоководным аппаратам.
Сегодня Арктика - арена геополитического противостояния, последняя крупная нетронутая жила природных ресурсов, место инвестиционных вкладов, хрупкий экологический район и экзотический туристический маршрут. Все эти аспекты, разумеется, немыслимы в сегодняшних обстоятельствах без тотального внимания средств массовой информации. Сквозь их призму, через журналистские материалы мы видим сегодняшнюю настоящую Арктику. И мы видим ее такой, какой она еще не представала перед миром никогда.
Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена изучением единицы современной медийной картины мира - медиаконцепта, а также вниманием к востребованной сегодня когнитивной единице - медиаконцепту ‘Арктика’ и его содержательной интерпретации в современных российских СМИ.
Степень научной разработанности темы.
Исследование концептов с позиции когнитивно-дискурсивной парадигмы нашло отражение в работах отечественных когнитологов, в которых анализируются методологические подходы к изучению концептов и концеп- тосфер, исследуются особенности структуры и содержания когнитивных единиц. Это работы Д.С. Лихачева [Лихачев 1993], Е.С. Кубряковой [Кубря¬кова 1996], Н.Д. Арутюновой [Арутюнова 1999], И.А. Стернина, З.Д. Попо¬вой [Стернин, Попова 2007], Е.Г. Малышевой [Малышева 2009, 2011], О.М. Смирновой [Смирнова 2009], М.В. Пименовой [Пименова 2013] и др.
Осмыслением понятия «медиаконцепт» как феномена медийной картины мира, определением его места в общей системе представлений массового сознания о реальности занимались О.В. Орлова [Орлова 2012], Е.Ю. Дуреко [Дуреко 2012].
Безусловно, когда речь заходит об исследовании региональных номинаций, в фокусе внимания оказываются алгоритмы описания географических концептов (геоконцептов, концептов-топонимов). Так, лингвисты акцентируют внимание на концептах, имеющих имя «север» и производные от него (Н.А. Егорова, [Егорова 2010], Д.Ф. Рахимова [Рахимова 2012]), а также свя¬занные с ним «Сибирь» (А.М. Литовкина [Литовкина 2008]) и «северность» (Е.В. Недосека [Недосека 2015]).
Особое место в анализе «Арктики» как тематической доминанты в отечественном и мировом медиакоммуникационном пространстве занимают исследования в области теории журналистики, в частности работы А.Е. Местниковой [Местникова 2014], Е.И. Булатовой [Булатова 2015] и Е.С. Золотовой [Золотова 2016].
Преимущественно политические и геополитические факторы, влияющие на формирование образа Арктики в массовом сознании, создали возможность исследования региона с точки зрения таких наук, как политология и философия. Данная концепция развита в работах Т.А. Ковригиной [Коври-
гина 2015], О.Б. Подвинцева [Подвинцев 2016], М.В. Назукиной [Назукина 2016], К.В. Киселева [Киселев 2016] и др.
Научная новизна работы состоит в следующем: во-первых, в анализе содержательной специфики новой когнитивной единицы медийной картины мира, ранее не исследованной, - медиаконцепта ‘Арктика’; во-вторых, в вы¬явлении уникальных черт его лексико-семантической репрезентации; в- третьих, в использовании методики тезаурусного описания для анализа ре¬презентации названного медиаконцепта, а также в применении сопоставительного метода для изучения содержания медиаконцепта и описания его когнитивной структуры; наконец, в анализе репрезентации медиаконцепта посредством исследования доминантных метафорических моделей с означаемым ‘Арктика’, репрезентирующих современные представления о регионе, которые объективированы в медийной картине мира.
Объектом исследования выступает медиаконцепт ‘Арктика’, предметом - когнитивная специфика данного феномена и особенности его лексико-семантической репрезентации в современных электронных СМИ.
Цель данного исследования - выявить содержательную специфику медиаконцепта ‘Арктика’ и особенности его лексико-семантической репрезентации.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих за-дач:
- охарактеризовать понятие, структуру и признаки медиаконцепта в когнитивно-дискурсивной научной парадигме;
- определить и обосновать использование оптимальной для исследования феномена медиаконцепта методики;
- проанализировать специфику репрезентации медиаконцепта‘ Арктика’ в текстах СМИ посредством методики тезаурусного описания медиаконцепта;
- реконструировать концептуальные метафорические модели, посредством которых интерпретируется названный когнитивный феномен в медиатекстах;
- сопоставить результаты анализа современной содержательной специфики изучаемого медиаконцепта и его репрезентации в текстах СМИ советского периода.
Эмпирическую базу составили публикации различной жанровой принадлежности (преимущественно информационного характера):
1. За период с 01.01.2013 по 01.04.2017 на интернет-порталах: Газета.Ру (gazeta.ru), Лента.Ру (lenta.ru), РИА Новости (ria.ru), ТАСС (tass.ru), ИА Арк- тик-Инфо (arctic-info.ru), ИА Регнум (regnum.ru), ИА Росбалт (rosbalt.ru), ИА Север-пресс (yamal.org), Страна.Ру (strana.ru), Коммерсантъ (kommersant.ru) , Радио Свобода (svoboda.org), Независимая газета (ng.ru), Комсомольская правда (kp.ru), Интерфакс (interfax.ru), ИноСМИ (inosmi.ru), Аргументы не¬дели (argumenti.ru), Аргументы и факты (aif.ru), Ведомости (vedomosti.ru), Российская газета (rg.ru), Эксперт (expert.ru), Русская планета (rusplt.ru). Эмпирические материалы получены как в результате мониторинга информаци¬онно-аналитической системы «Медиалогия» (mlg.ru), так и в результате от¬бора по запросу в поисковых системах «Арктика» (общее количество - более 2000 текстов);
2. Размещенные в газетах «Известия», «Труд», «Правда» и «Советское искусство» за период с 1932-1938, с 1960-1964, 1977статьи, отобранные пу¬тем специальной выборки, основным критерием которой стали исторические даты крупных экспедиций, походов, работ полярных станций и упоминание имени медиаконцепта в ключевой роли (общее количество - 102 текста).
Кроме того, в качестве материала для исследования выступили доку-ментальные фильмы (жанр : репортаж) «Ледниковый параграф», «Ледовая цитадель» и «Битва за Север».
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что содержание когнитивной единицы (медиаконцепта) с именем ‘Арктика’ претерпевает изменения. Поскольку медиаконцепт - динамическая единица, некото¬рые ядерные признаки медиаконцепта ‘Арктика’ деактуализируются, становятся периферийными, их замещают другие, ранее не входившие в содержа¬тельную структуру данной когнитивной единицы.
Методологической базой исследования послужил ряд общенаучных методов (сбор материала, описание, анализ, сопоставление, количественный анализ частотности словоупотребления, тематическая классификация текстов). Основополагающей при исследовании специфики содержания языковой репрезентации медиаконцепта ‘Арктика’ стала методика составления и описания формально-функционального тезауруса лексических репрезентан¬тов медиаконцепта. Посредством фреймо-слотового анализа метафорических моделей с означаемым ‘Арктика’ исследуются особенности когнитивной структуры изучаемого феномена.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Содержание медиаконцепта ‘Арктика’ динамично. Его когнитивная специфика заключается во включении в структуру концепта принципиально новых, ранее не отраженных в медиатекстах когнитивных признаков. Изменения в структуре медиаконцепта детерминированы экстралингвистическими факторами.
2. Активная динамика содержания медиаконцепта ‘Арктика’ обусловливает трансформацию представлений о регионе в медийной картине мире и - как следствие - в сознании массового адресата.
3. Когнитивная специфика медиаконцепта ‘Арктика’ состоит в концептуализации уникальных когнитивных признаков, не отраженных в медиатекстах советского периода.
Научно-практическая значимость работы состоит в возможности использования материала и выводов исследования в процессе разработки пособий по курсам «Современный медиатекст», «Интернет-журналистика» и пр, а также при создании стратегии позиционирования региона в СМИ.
Апробация работы. Основные положения настоящего диссертационного исследования были апробированы в рамках XL региональной студенческой научно-практической конференции «Молодежь третьего тысячелетия» (20-25.04.2016), Омск, Россия; Всероссийской научной конференции с международным участием «Современная регионалистика: традиционные подходы и новые направления» (29-30.09.2016) Сургут, Россия; Международной конференции «Арктические рубежи» (“Arctic Frontiers”) (22-27.01.2017), Тромсё, Норвегия; XLI региональной студенческой научно-практической конференции «Молодежь третьего тысячелетия» (18-28.04.2017), Омск, Рос¬сия.
По теме исследования опубликовано 5 научных статей.
В изданиях, рекомендованных ВАК РФ:
1. Жигунов А.Ю. Милитаристская ‘Арктика’: актуальная специфика репрезентации медиаконцепта // Международный научно-исследовательский журнал. - 2016. - № 9. - С. 130-133.
2. Малышева Е.Г., Жигунов А.Ю. Новая «холодная» война: милитарная метафора как базовая концептуальная модель репрезентации медиаконцепта ‘Арктика’ // Политическая лингвистика. - 2016. - № 6. - С.66-74.
В изданиях, включенных в РИНЦ:
3. Жигунов А.Ю. Медиаконцепт ‘Арктика’: методологические подходы к исследованию // Коммуникативные исследования. - 2016. - № 2 (8). - С.64¬70.
4. Жигунов А.Ю. Элегия для «Невечной» мерзлоты: трансформация облика региона сквозь призму репрезентации медиаконцепта ‘Арктика’ // Современная регионалистика : традиционные подходы и новые направления : сб. ст. Всерос. науч. конф. с междунар. участием 29-30.09.2016, Сургут. - 2016. - С.193-199.
5. Жигунов А.Ю. Медиаконцепт ‘Арктика’: методологические подходы к исследованию // Сборник материалов XL региональной студенческой науч¬но-практической конференции «Молодежь третьего тысячелетия» 08¬30.04.2016, Омск. - 2016. - С.601-603.
Структура работы. Диссертационное исследование состоит из Введения, двух глав, Заключения и Приложения, содержащего расшифровки вербальной составляющей аудиовизуальных материалов. Список использован¬ной литературы включает в себя 102 наименования. Объем исследования - 155 страниц.
Медиаконцепт ‘Арктика’ - динамическая единица когнитивного аппарата человека, имеющая медийную природу. Прибегнув к анализу журналистских материалов об Арктике, мы определили доминантные проблемы, раз¬работкой которых занимается государство и которые регулярно попадают в поле зрения медиа.
Содержательная структура медиаконцепта претерпевала изменения. Для создания актуального среза репрезентируемого в медиа образа региона была применена методика составления и описания формально-функционального тезауруса лексических репрезентантов медиаконцепта. Именно она позволила зафиксировать динамические компоненты содержания когнитивного феномена, систематизировать их и обозначить принципиально новые, уникальные структурные элементы, не зафиксированные в словарях или специализированной литературе и не коррелирующие с узуальным значением имени медиаконцепта.
Для выявление актуальной специфики содержания медиаконцепта необходимо было не только доказать, что медиа сегодня привносят в структуру данной когнитивной единицы множество не обозначенных в узуальном зна¬чении имени концепта элементов. Необходимо было продемонстрировать, как новые смысловые компоненты активно концептуализируются посредством метафорических моделей, прочно закрепляясь в сознании массового адресата и формируя таким образом новое, принципиально отличающееся от имеющегося ранее восприятия региона.
Уникальность формируемой медиа картины мира, связанной с когнитивной единицей под именем ‘Арктика’, была идентифицирована путем со-поставительного анализа с предшествующим состоянием медиаконцепта, характерным для конструируемого в советских медиа разного периода образа Арктики.
Сопоставительный анализ образа региона в советских СМИ 30-ых, 60¬ых и 70-ых годов и современных российских медиа 2013-2017 годов выявил, что ряд смысловых компонентов в структуре медиаконцепта был деактуализирован, ряд был сохранен, но также подвергся метаморфозам. Некоторые содержательные компоненты были сформированы исключительно в последние годы, а некоторые изменили свои характеристики.
Таким образом, можно констатировать, что, на наш взгляд, гипотеза, сформулированная в начале нашего исследования, подтвердилась.
В качестве перспектив данного исследования можно назвать несколько важных аспектов, требующих дальнейшего изучения: во-первых, это реконструкция концепта ‘Арктика’ на материале текстов, репрезентированных в дипломатическом и политическом дискурсах; во-вторых, это анализ полико- довых медиатекстов, репрезентирующих данный концепт в телевизионном дискурсе; наконец, это сопоставительное исследование представлений об Арктике, объективированных в медийных картинах мира России и тех стран, которые претендуют на господство в данном регионе: США, Норвегии, Китая.
Вообще следует в заключение сказать, что загадочность и богатства Арктики - константный фактор, толкающий человека на её изучение. В результате проведенного исследования можно заключить, что интерес массово¬го адресата к региону, несмотря на эпоху и политический режим в России, регулярно стимулируется активной деятельностью человека в нем. И этот интерес едва ли ослабнет с годами, независимо от того, будет ли Арктика холодной или растает, будет ли она мирной или раздираемой конфликтами, будет ли освоена или так и останется таинственной и неизвестной.
Содержательная структура медиаконцепта претерпевала изменения. Для создания актуального среза репрезентируемого в медиа образа региона была применена методика составления и описания формально-функционального тезауруса лексических репрезентантов медиаконцепта. Именно она позволила зафиксировать динамические компоненты содержания когнитивного феномена, систематизировать их и обозначить принципиально новые, уникальные структурные элементы, не зафиксированные в словарях или специализированной литературе и не коррелирующие с узуальным значением имени медиаконцепта.
Для выявление актуальной специфики содержания медиаконцепта необходимо было не только доказать, что медиа сегодня привносят в структуру данной когнитивной единицы множество не обозначенных в узуальном зна¬чении имени концепта элементов. Необходимо было продемонстрировать, как новые смысловые компоненты активно концептуализируются посредством метафорических моделей, прочно закрепляясь в сознании массового адресата и формируя таким образом новое, принципиально отличающееся от имеющегося ранее восприятия региона.
Уникальность формируемой медиа картины мира, связанной с когнитивной единицей под именем ‘Арктика’, была идентифицирована путем со-поставительного анализа с предшествующим состоянием медиаконцепта, характерным для конструируемого в советских медиа разного периода образа Арктики.
Сопоставительный анализ образа региона в советских СМИ 30-ых, 60¬ых и 70-ых годов и современных российских медиа 2013-2017 годов выявил, что ряд смысловых компонентов в структуре медиаконцепта был деактуализирован, ряд был сохранен, но также подвергся метаморфозам. Некоторые содержательные компоненты были сформированы исключительно в последние годы, а некоторые изменили свои характеристики.
Таким образом, можно констатировать, что, на наш взгляд, гипотеза, сформулированная в начале нашего исследования, подтвердилась.
В качестве перспектив данного исследования можно назвать несколько важных аспектов, требующих дальнейшего изучения: во-первых, это реконструкция концепта ‘Арктика’ на материале текстов, репрезентированных в дипломатическом и политическом дискурсах; во-вторых, это анализ полико- довых медиатекстов, репрезентирующих данный концепт в телевизионном дискурсе; наконец, это сопоставительное исследование представлений об Арктике, объективированных в медийных картинах мира России и тех стран, которые претендуют на господство в данном регионе: США, Норвегии, Китая.
Вообще следует в заключение сказать, что загадочность и богатства Арктики - константный фактор, толкающий человека на её изучение. В результате проведенного исследования можно заключить, что интерес массово¬го адресата к региону, несмотря на эпоху и политический режим в России, регулярно стимулируется активной деятельностью человека в нем. И этот интерес едва ли ослабнет с годами, независимо от того, будет ли Арктика холодной или растает, будет ли она мирной или раздираемой конфликтами, будет ли освоена или так и останется таинственной и неизвестной.



