МЕДИАОБРАЗ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ И СРЕДСТВА ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ В РОССИЙСКИХ, ДОНЕЦКИХ И УКРАИНСКИХ СМИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Понятие «медиаобраз» как содержательная единица контента СМИ 8
1.1. Проблема объема понятия «медиаобраз» и его структуры 8
1.2. Средства формирования медиаобраза территории с точки зрения
медиалингвистики 15
1.3. Роль СМИ в создании медиаобраза территории как коммуникативной
стратегии 20
Выводы к главе 1 26
ГЛАВА II. Репрезентация медиаобраза Донецкой Народной Республики в российских, украинских и донецких СМИ 27
2.1. Типологическая характеристика изданий 27
2.2. Формирование медиаобраза Донецкой Народной Республики в
общественно-политическом журнале «Русский репортер» 33
2.3. Особенности формирования медиаобраза Донецкой Народной
Республики в общественно-политическом издании «Газета. Ru» 43
2.4. Медийный образ в общественно-политическом издании «Новая газета». 55
2.5. Специфика конструирования медиаобраза Донецкой Народной
республики в украинском интернет-издании «Апостроф» 57
2.6. Медиаобраз ДНР в украинском интернет-издании «Украинская правда» 72
2.7. Репрезентация медийного образа ДНР на примере донецкой газеты
«Донецкое время» 77
Выводы к главе II 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 92
СПИСОК ИСТОЧИКОВ 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 106
ГЛАВА I. Понятие «медиаобраз» как содержательная единица контента СМИ 8
1.1. Проблема объема понятия «медиаобраз» и его структуры 8
1.2. Средства формирования медиаобраза территории с точки зрения
медиалингвистики 15
1.3. Роль СМИ в создании медиаобраза территории как коммуникативной
стратегии 20
Выводы к главе 1 26
ГЛАВА II. Репрезентация медиаобраза Донецкой Народной Республики в российских, украинских и донецких СМИ 27
2.1. Типологическая характеристика изданий 27
2.2. Формирование медиаобраза Донецкой Народной Республики в
общественно-политическом журнале «Русский репортер» 33
2.3. Особенности формирования медиаобраза Донецкой Народной
Республики в общественно-политическом издании «Газета. Ru» 43
2.4. Медийный образ в общественно-политическом издании «Новая газета». 55
2.5. Специфика конструирования медиаобраза Донецкой Народной
республики в украинском интернет-издании «Апостроф» 57
2.6. Медиаобраз ДНР в украинском интернет-издании «Украинская правда» 72
2.7. Репрезентация медийного образа ДНР на примере донецкой газеты
«Донецкое время» 77
Выводы к главе II 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 92
СПИСОК ИСТОЧИКОВ 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 106
Глобальные политические и общественные изменения конца XX - начала XXI вв. привели к кардинальной трансформации ролей различных государств (независимо от их географического масштаба) на мировой арене. Медиарепрезентация военных конфликтов и внешнеполитических обострений, а также внешней и внутренней политики разных стран заметно усилилось, так же как и полярное освещение событий различными СМИ (в том числе и в формате информационных войн). Вследствие этих и других причин многие специалисты, исследователи и журналисты заявляют об открытой мировой информационной войне, которая с течением времени ужесточается в отдельно взятых странах по различным причинам.
Особенно актуальным в контексте усиливающегося политического разделения принципиальных позиций относительно глобальных проблем стал вопрос формирования образа государства в современных СМИ. Усиление влияния масс-медиа на все жизненное пространство отразилось на том, что между собственно социальным миром и его образом как в сознании индивида, так и в сознании общества сегодня есть еще одно информационное образование: образ социального мира, формируемый системой СМИ, - медиаобраз.
Образ государства или какой-либо территории, региона оказывает влияние на развитие международных отношений, на успешность экономической и политической деятельности, а также отражает социально-культурный потенциал страны.
В сознании аудитории формируется медиаобраз той или иной территории индивидуально - на основе его картины мира, знаний, опыта, которыми он владеет и др. Современные медиа играют значительную роль в формировании и трансформации общественного сознания, поэтому, оказывают влияние на формирование медиаобраза государства.
В работе над медиаобразом неизбежно возникает вопрос о журналистской задаче и конструктивности подачи информации под тем или иным углом зрения, а также о роли различных комментариев и систем аргументации. Немаловажную роль играет и исторический контекст как базис для формирования или реформирования медиаобраза государства. Здесь можно выделить два направления: базис как результат долгого вклада страны в мировое наследие и базис как следствие политических, культурных, экономических взаимоотношений с тем или иным рассматриваемым государством.
Международный опыт говорит о том, что наличие богатого культурного и природного потенциала позволяет странам, которые, возможно, и не относятся к числу наиболее экономически развитых, занимать серьезные позиции в плане формирования позитивного образа при обязательном условии проведения активной положительной государственной политики.
Донецкая Народная Республика - это часть территории Донецкой области Украины, население которой провозгласило государственную независимость. Боевые действия, которые проходят на территории ДНР, оказали двоякое воздействие на аттрактивность Донбасса, с одной стороны во время войны было разрушено и повреждено много объектов инфраструктуры, а с другой стороны наблюдается реальная стойкость духа жителей, защищающих свой выбор. Это сделало Донецкую Народную республику известной и обсуждаемой во всем мире, пробудило живой интерес к региону, что подчеркивает его позитивный медиобраз. Но есть и трагический перечень аттрактивных объектов, например: Саур-Могила, донецкий аэропорт, Дебальцево, Иловайск, Авдеевка.
Отношение к ДНР не может быть однозначным и во многом зависит от точки зрения внешнего наблюдателя, в соответствии с этим рассматривается ДНР можно рассматривать как оплот сепаратистов, как бессмысленную политическую авантюру, как зону присутствия России и реализацию ею своих интересов, а также как символ мужества и оправданного протеста. Процесс формирования нового медиоабраза был мучительным и трагическим, и та информационная война, которая велась и продолжает вестись против молодой республики, обуславливает необходимость адекватной, объективной и своевременной реакции со стороны средств массовой информации и общественности не только региона, но и других стран тоже.
Актуальность темы заключается в потребности системного осмысления информационных процессов, которые направлены на создание образов Донецкой Народной Республики, выявление эффективности современных способов формирования медиаобраза территории посредством СМИ.
Научная новизна исследования. Научно-исследовательская работа является одним из новых открытий в современной журналисткой науке - изучение теоретических проблем медиаобраза и практической творческой деятельности в данной области журналистики.
Объект исследования - медиаобраз территории, государства в средствах массовой информации.
Предметом исследования является медиаобраз Донецкой Народной Республики в российских, украинских и донецких СМИ.
Цель исследования - сравнительная характеристика особенностей формирования медиаобраза территории российскими, украинскими и донецкими СМИ.
Достижение указанной цели требует решения следующих задач:
• охарактеризовать содержание и функции понятия «медиаобраз» в контексте современной теории журналистики;
• обосновать значимость изучения медиаобраза как структурно-содержательного элемента современных СМИ;
• определить тематические группы языковых репрезентантов медиаобраза Донецкой Народной Республики, выявить специфику медиаобраза ДНР в российских, украинских СМИ и в изданиях ДНР;
• провести анализ публикаций в российских, украинских и донецких СМИ и интерпретировать создаваемый ими образ ДНР через исследование содержательных, жанровых и стилистических особенностей.
Эмпирической базой работы стали медиатексты, освещающие различные стороны ситуации, связанной с Донецкой Народной Республикой. Основными источниками стали наиболее репрезентативные издания: общественно-политическое издание «Газета.Яи», общественно-политический журнал «Русский репортер» (Россия), общественно-политическое интернет- издание «Апостроф», интернет-издание «Украинская правда» (Украина), газета «Донецкое время» (ДНР). Рассмотрено 360 медиатекстов из перечисленных изданий - по 60 медиатекстов из каждого.
Теоретико-методологические основания исследования. Теоретическая часть научной работы базируется на изучении научных работ по теории журналистики и включает:
- исследования российских авторов - теоретиков журналистики и международных массовых коммуникаций: А. П. Короченского, В. В. Бара-баша, Г.С. Мельник, Л. Ф. Ильичева, Е.П. Прохорова;
- научные работы в области медиалингвистики: Е. Н. Батуриной, М.Ю. Казак, Т. Г. Добросклонской, О. В. Красовской;
- публикации, по теории имиджетворчества: Э. А. Галумова, Г. Г. Почепцова, И. Ю. Саяпиной;
- труды исследователей феномена медийного воздействия на массовое сознание и поведение граждан: Д. Рашкоффа, У. Липпмана, Д. В. Просянюк;
Методология работы включает в себя метод сплошной выборки, систематизации и классификации текстов, описательный и сопоставительный методы. Основным методом исследования в данной работе является описательный, которые включает в себя разные аспекты интерпретации эмпирического материала.
Теоретическое значение определено первичным описанием такого понятия, как «медиаобраз Донецкой Народной Республики», содержанием и его местом в системе представлений об образе территории как компоненте общественного сознания, способствующего сплочению ее населения. Медиаобраз ДНР может иметь важное значение в преодолении или обострении разобщенности граждан, которая возникла вследствие вооруженного конфликта на юго-востоке Украины.
Практическое значение научной работы заключается в использовании ее результатов в дальнейших исследованиях, а также в учебном процессе.
Структура работы состоит из Введения, основной части, состоящей из двух Глав, Заключения, Библиографического списка использованной литера-туры (включая интернет - ресурсы) и Приложения.
Апробация. Отдельные вопросы и результаты выпускной квалификационной работы были внесены в научную работу «Медиаобраз территории как составляющая политического дискурса», опубликованную в сборнике «Журналистика, массовые коммуникации медиа: взгляд молодых исследователей» НИРС, 2018.
Особенно актуальным в контексте усиливающегося политического разделения принципиальных позиций относительно глобальных проблем стал вопрос формирования образа государства в современных СМИ. Усиление влияния масс-медиа на все жизненное пространство отразилось на том, что между собственно социальным миром и его образом как в сознании индивида, так и в сознании общества сегодня есть еще одно информационное образование: образ социального мира, формируемый системой СМИ, - медиаобраз.
Образ государства или какой-либо территории, региона оказывает влияние на развитие международных отношений, на успешность экономической и политической деятельности, а также отражает социально-культурный потенциал страны.
В сознании аудитории формируется медиаобраз той или иной территории индивидуально - на основе его картины мира, знаний, опыта, которыми он владеет и др. Современные медиа играют значительную роль в формировании и трансформации общественного сознания, поэтому, оказывают влияние на формирование медиаобраза государства.
В работе над медиаобразом неизбежно возникает вопрос о журналистской задаче и конструктивности подачи информации под тем или иным углом зрения, а также о роли различных комментариев и систем аргументации. Немаловажную роль играет и исторический контекст как базис для формирования или реформирования медиаобраза государства. Здесь можно выделить два направления: базис как результат долгого вклада страны в мировое наследие и базис как следствие политических, культурных, экономических взаимоотношений с тем или иным рассматриваемым государством.
Международный опыт говорит о том, что наличие богатого культурного и природного потенциала позволяет странам, которые, возможно, и не относятся к числу наиболее экономически развитых, занимать серьезные позиции в плане формирования позитивного образа при обязательном условии проведения активной положительной государственной политики.
Донецкая Народная Республика - это часть территории Донецкой области Украины, население которой провозгласило государственную независимость. Боевые действия, которые проходят на территории ДНР, оказали двоякое воздействие на аттрактивность Донбасса, с одной стороны во время войны было разрушено и повреждено много объектов инфраструктуры, а с другой стороны наблюдается реальная стойкость духа жителей, защищающих свой выбор. Это сделало Донецкую Народную республику известной и обсуждаемой во всем мире, пробудило живой интерес к региону, что подчеркивает его позитивный медиобраз. Но есть и трагический перечень аттрактивных объектов, например: Саур-Могила, донецкий аэропорт, Дебальцево, Иловайск, Авдеевка.
Отношение к ДНР не может быть однозначным и во многом зависит от точки зрения внешнего наблюдателя, в соответствии с этим рассматривается ДНР можно рассматривать как оплот сепаратистов, как бессмысленную политическую авантюру, как зону присутствия России и реализацию ею своих интересов, а также как символ мужества и оправданного протеста. Процесс формирования нового медиоабраза был мучительным и трагическим, и та информационная война, которая велась и продолжает вестись против молодой республики, обуславливает необходимость адекватной, объективной и своевременной реакции со стороны средств массовой информации и общественности не только региона, но и других стран тоже.
Актуальность темы заключается в потребности системного осмысления информационных процессов, которые направлены на создание образов Донецкой Народной Республики, выявление эффективности современных способов формирования медиаобраза территории посредством СМИ.
Научная новизна исследования. Научно-исследовательская работа является одним из новых открытий в современной журналисткой науке - изучение теоретических проблем медиаобраза и практической творческой деятельности в данной области журналистики.
Объект исследования - медиаобраз территории, государства в средствах массовой информации.
Предметом исследования является медиаобраз Донецкой Народной Республики в российских, украинских и донецких СМИ.
Цель исследования - сравнительная характеристика особенностей формирования медиаобраза территории российскими, украинскими и донецкими СМИ.
Достижение указанной цели требует решения следующих задач:
• охарактеризовать содержание и функции понятия «медиаобраз» в контексте современной теории журналистики;
• обосновать значимость изучения медиаобраза как структурно-содержательного элемента современных СМИ;
• определить тематические группы языковых репрезентантов медиаобраза Донецкой Народной Республики, выявить специфику медиаобраза ДНР в российских, украинских СМИ и в изданиях ДНР;
• провести анализ публикаций в российских, украинских и донецких СМИ и интерпретировать создаваемый ими образ ДНР через исследование содержательных, жанровых и стилистических особенностей.
Эмпирической базой работы стали медиатексты, освещающие различные стороны ситуации, связанной с Донецкой Народной Республикой. Основными источниками стали наиболее репрезентативные издания: общественно-политическое издание «Газета.Яи», общественно-политический журнал «Русский репортер» (Россия), общественно-политическое интернет- издание «Апостроф», интернет-издание «Украинская правда» (Украина), газета «Донецкое время» (ДНР). Рассмотрено 360 медиатекстов из перечисленных изданий - по 60 медиатекстов из каждого.
Теоретико-методологические основания исследования. Теоретическая часть научной работы базируется на изучении научных работ по теории журналистики и включает:
- исследования российских авторов - теоретиков журналистики и международных массовых коммуникаций: А. П. Короченского, В. В. Бара-баша, Г.С. Мельник, Л. Ф. Ильичева, Е.П. Прохорова;
- научные работы в области медиалингвистики: Е. Н. Батуриной, М.Ю. Казак, Т. Г. Добросклонской, О. В. Красовской;
- публикации, по теории имиджетворчества: Э. А. Галумова, Г. Г. Почепцова, И. Ю. Саяпиной;
- труды исследователей феномена медийного воздействия на массовое сознание и поведение граждан: Д. Рашкоффа, У. Липпмана, Д. В. Просянюк;
Методология работы включает в себя метод сплошной выборки, систематизации и классификации текстов, описательный и сопоставительный методы. Основным методом исследования в данной работе является описательный, которые включает в себя разные аспекты интерпретации эмпирического материала.
Теоретическое значение определено первичным описанием такого понятия, как «медиаобраз Донецкой Народной Республики», содержанием и его местом в системе представлений об образе территории как компоненте общественного сознания, способствующего сплочению ее населения. Медиаобраз ДНР может иметь важное значение в преодолении или обострении разобщенности граждан, которая возникла вследствие вооруженного конфликта на юго-востоке Украины.
Практическое значение научной работы заключается в использовании ее результатов в дальнейших исследованиях, а также в учебном процессе.
Структура работы состоит из Введения, основной части, состоящей из двух Глав, Заключения, Библиографического списка использованной литера-туры (включая интернет - ресурсы) и Приложения.
Апробация. Отдельные вопросы и результаты выпускной квалификационной работы были внесены в научную работу «Медиаобраз территории как составляющая политического дискурса», опубликованную в сборнике «Журналистика, массовые коммуникации медиа: взгляд молодых исследователей» НИРС, 2018.
Донецкая Народная Республика - это часть территории Донецкой области Украины, население которой провозгласило государственную независимость. В данной работе мы рассмотрели особенности формирования медийного образа Донецкой Народной Республики в российских, украинских и донецких СМИ.
Эти особенности обусловлены редакционной политикой изданий и зависят от их самоопределения или принадлежности. Несмотря на то, что все они претендуют на объективность, сам характер этой объективности зависит от заданной парадигмы.
Так, в российском общественно-политическом журнале «Русский репортер», изображающий ситуацию на Украине с общечеловеческих позиций, объективность достигается через многоголосие участников событий, их прямую речь с разными оценками и суждениями, медиаобраз ДНР в этом случае можно охарактеризовать как неоднородный, лишенный жесткой структуры. Основными приемами является объективация и детализация событий и ситуаций, отсутствие однозначных журналистских оценок. Тема военного конфликта в «Русском репортере» постоянно находится в повестке дня.
Многоаспектность и жанрово-стилистическое разнообразие позволяет формировать медиаобраз территории через историю конкретного человека. Если рассматривать отдельные публикации, то присутствует фрагментарность. Сопоставляя отдельные медиатексты, конструируется цельный завершённый медиаобраз ДНР.
В структуре текстов «Русского репортера» просматривается реализация оппозиции «свои-чужие», где лагерь «своих» - жители ДНР. Через семантику медиатекстов «РР» аудитория воспринимает жителей ДНР как «своих», которым необходима поддержка и помощь.
Общественно-политическое интернет-издание «Газета.Ки» представляет ДНР как политически и экономически слабую структуру, политические цели и пути их достижения в которой имеют неопределённый и сомнительный характер. Медиаобраз ДНР также не получает однозначной оценки, оппозиция «свои-чужие» не выявляется.
Общественно-политическая оппозиционная «Новая газета» отличается от других исследуемых СМИ резкими заявлениями относительно конфликта в Донбассе. В преимущественно аналитических публикациях, где присутствует негативно-оценочная лексика, «Новая газета» называет донецких военных сепаратистами, уделяет внимание критике и абсурду донецкой власти, сравнивая ее с СССР. Издание формирует негативный медиаобраз территории ДНР как территории абсурда, идущего еще от СССР.
Интернет-издания «Апостроф» и «Украинская правда» в освещении событий на юго-востоке Украины выделяют политическую и гуманитарную составляющие. В политике ДНР - это квазигосударство, страдающее от беспомощности Украины и трудностей взаимодействия с Россией. ДНР предстает как территория, захваченная врагом, действия властей которая зависят от идеологического воздействия России. При этом житель этой территории предстает как человек, который хочет «вернуться» на Украину
Газета «Донецкое время» отражает позитивные стороны общественной жизни Донбасса, отдавая приоритет освещению нейтральных тем, таких как культурная жизнь, бытовые изменения, историческое прошлое региона. Издание выступает своеобразным мотиватором, рассказывая о героях города, отличившихся достижениями. Несмотря на позитивный посыл газеты и игнорирование военных тем с целью отвлечь аудиторию от проблем, мы считаем, что она теряет свою информативность. Медиобраз ДНР местные СМИ могут создавать собственноручно. Образ должен быть отражен с разных сторон, в том числе и с отрицательной, чего мы не увидели при анализе.
В целом медиобраз ДНР представляется в нейтральном ключе. Журналисты в зависимости от политических взглядов раскрывают его с разных сторон. Для успешного развития медиобраза ДНР необходимо обращать внимание на то, как конструируют этот образ в других странах.
Эти особенности обусловлены редакционной политикой изданий и зависят от их самоопределения или принадлежности. Несмотря на то, что все они претендуют на объективность, сам характер этой объективности зависит от заданной парадигмы.
Так, в российском общественно-политическом журнале «Русский репортер», изображающий ситуацию на Украине с общечеловеческих позиций, объективность достигается через многоголосие участников событий, их прямую речь с разными оценками и суждениями, медиаобраз ДНР в этом случае можно охарактеризовать как неоднородный, лишенный жесткой структуры. Основными приемами является объективация и детализация событий и ситуаций, отсутствие однозначных журналистских оценок. Тема военного конфликта в «Русском репортере» постоянно находится в повестке дня.
Многоаспектность и жанрово-стилистическое разнообразие позволяет формировать медиаобраз территории через историю конкретного человека. Если рассматривать отдельные публикации, то присутствует фрагментарность. Сопоставляя отдельные медиатексты, конструируется цельный завершённый медиаобраз ДНР.
В структуре текстов «Русского репортера» просматривается реализация оппозиции «свои-чужие», где лагерь «своих» - жители ДНР. Через семантику медиатекстов «РР» аудитория воспринимает жителей ДНР как «своих», которым необходима поддержка и помощь.
Общественно-политическое интернет-издание «Газета.Ки» представляет ДНР как политически и экономически слабую структуру, политические цели и пути их достижения в которой имеют неопределённый и сомнительный характер. Медиаобраз ДНР также не получает однозначной оценки, оппозиция «свои-чужие» не выявляется.
Общественно-политическая оппозиционная «Новая газета» отличается от других исследуемых СМИ резкими заявлениями относительно конфликта в Донбассе. В преимущественно аналитических публикациях, где присутствует негативно-оценочная лексика, «Новая газета» называет донецких военных сепаратистами, уделяет внимание критике и абсурду донецкой власти, сравнивая ее с СССР. Издание формирует негативный медиаобраз территории ДНР как территории абсурда, идущего еще от СССР.
Интернет-издания «Апостроф» и «Украинская правда» в освещении событий на юго-востоке Украины выделяют политическую и гуманитарную составляющие. В политике ДНР - это квазигосударство, страдающее от беспомощности Украины и трудностей взаимодействия с Россией. ДНР предстает как территория, захваченная врагом, действия властей которая зависят от идеологического воздействия России. При этом житель этой территории предстает как человек, который хочет «вернуться» на Украину
Газета «Донецкое время» отражает позитивные стороны общественной жизни Донбасса, отдавая приоритет освещению нейтральных тем, таких как культурная жизнь, бытовые изменения, историческое прошлое региона. Издание выступает своеобразным мотиватором, рассказывая о героях города, отличившихся достижениями. Несмотря на позитивный посыл газеты и игнорирование военных тем с целью отвлечь аудиторию от проблем, мы считаем, что она теряет свою информативность. Медиобраз ДНР местные СМИ могут создавать собственноручно. Образ должен быть отражен с разных сторон, в том числе и с отрицательной, чего мы не увидели при анализе.
В целом медиобраз ДНР представляется в нейтральном ключе. Журналисты в зависимости от политических взглядов раскрывают его с разных сторон. Для успешного развития медиобраза ДНР необходимо обращать внимание на то, как конструируют этот образ в других странах.



