ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
1.1. Подходы к пониманию готовности детей к обучению в школе
1.2. Характеристика психологической готовности и влияние
сформированное психологических процессов у детей к школьному обучению 14
1.3. Влияние детского образовательного учреждения на социально
- психологическую готовность детей к школе 24
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СООТНОШЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ, ПОСЕЩАЮЩИХ И НЕ ПОСЕЩАЮЩИХ ДОУ 31
2.1. Организация и методы исследования 31
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 35
2.3. Рекомендации для родителей, направленные на повышение
уровня интеллектуальной и личностной готовности детей к обучению в школе 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 69
Приложение 1. Диагностические методики в порядке их предъявления 69
Приложение 2. Сводные таблицы полученных данных 97
Приложение 3. Результаты статистической обработки данных
Актуальность проблемы исследования заключается в том, что как показывает практика разница между детьми, посещающими и не посещающими дошкольные образовательные учреждения (ДОУ), часто ощутимо влияет на уровень готовности к обучению в школе.
Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особую значимость. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях и в семье. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.
Проблема готовности ребенка к обучению в школе волнует каждого родителя, имеющего ребенка дошкольного возраста.
Неравнодушны к решению данной проблемы и воспитатели дошкольных учреждений, и учителя начальной школы. Их озабоченность связанная с этим вопросом понятна и обусловлена также тем, что 20-30 % детей приходят в первый класс не готовыми к обучению. А ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость обучаемого в последующие годы, его отношение к школе, учебе, его успешность во взаимоотношениях с одноклассниками, взрослыми.
Родители, слишком узко понимая термин «готовность к школе» зачастую требуют принять ребенка в школу раньше положенного времени, на основании таких доводов, что он «уже умеет читать», «лучше родителей разбирается в компьютере», «просто очень хочет в школу». Важно донести до сознания родителей и общественности в целом, что психологическая наука на современном этапе выработала ряд критериев, оценок, комплекс диагностических методик. Готовность к школе - это не отдельные показатели, а комплекс, требующий разносторонних психологических исследований. Учет возрастных особенностей ребенка, верно определенный уровень подготовленности к школьному обучению, правильные пути решения задач развития личности ребенка - являются залогом эффективного обучения в школе.
Проблема готовности к школьному обучению рассматривалась многими зарубежными и отечественными психологами. Причем исследования таких зарубежных специалистов, как Ж. Пиаже, А. Анастази, Й. Шванцара, Я. Йирасека носили практикоориентированный характер и были направлены на разработку методик способных показать уровень готовности к школьному обучению по таким критериям, как вербальный и невербальный интеллект, психомоторное развитие, мотивационная зрелость и др.
Отечественные психологи Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.Н. Леоньтев, Д.Б. Эльконин, Е.О. Смирнова, А.П. Усова, Е.Е. Кравцова, Н.Г. Салмина больше уделяли внимания изучению теоретических вопросов развития психических познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы детей, необходимых для успешного овладения школьной программой. Актуальность исследования позволила определить тему курсовой работы.
Сейчас современные психологи, педагоги, физиологи определяют различные критерии готовности к школе, ведут дискуссии о том, в каком возрасте целесообразнее начинать обучение, стоит или не стоит готовить дошкольника к переходу к учебной деятельности М.М. Безруких, Н.В. Нижегородцева, К.Н. Поливанова, Г.А. Цукерман, В.Д. Шадриков и др.
Проблема исследования: каково соотношение интеллектуальной и личностной готовности к школе у детей, посещающих и не посещающих ДОУ?
Цель исследования: изучить соотношение интеллектуальной и личностной готовности детей посещающих и не посещающих ДОУ к обучению в школе.
Объект исследования: готовность к обучению в школе старших дошкольников.
Предмет исследования: соотношение интеллектуальной и личностной готовности к обучению в школе у детей посещающих и не посещающих ДОУ.
Гипотеза исследования: соотношение интеллектуальной и личностной готовности детей, посещающих и не посещающих ДОУ, имеет свои особенности, а именно для детей, посещающих ДОУ характерно преобладание интеллектуальной готовности в таких сферах, как объем простых знаний, зрелость суждений, аналитические способности, оперирование числовым материалом, словарный запас. А у детей, не посещающих ДОУ преобладание личностной готовности в таких сферах, как преобладание внеситуативно-личностной формы общения, самооценка, сформированности учебного мотива.
Задачи исследования:
1. Изучить подходы к пониманию проблемы готовности детей к обучению в школе, представленные в трудах российских и зарубежных ученых.
2. Охарактеризовать психологическую готовность и влияние сформированности психических процессов у детей к школьному обучению.
3. Изучить влияние ДОУ на социально - психологическую готовность детей к школе.
^Проанализировать соотношение интеллектуальной и личностной готовности к обучению в школе.
5. Разработать рекомендации для родителей, направленные на повышение уровня интеллектуальной и личностной готовности детей к обучению в школе.
Теоретическая основа исследования:
- Теория личности Л.И. Божович.
- Культурно-историческая теория развития психических процессов Л.С. Выготского.
- Теория деятельности А.Н. Леонтьева.
Методы исследования:
- теоретические (анализ литературы по теме исследования);
- эмпирические (тестирование, опрос);
- качественный и количественный анализ;
- методы статистической обработки данных: непараметрические методы критерий U - Манна - Уитни, для выявления различий между двумя независимыми выборками, корреляционный анализ Спирмена, для выявления различий между двумя независимыми выборками;
Методики исследования:
1. Тест Векслера (или Шкала Векслера)
2. Методика «Выбор форм общения» М.И. Лисиной.
3. Отношение ребенка к обучению в школе (модифицированная методика А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина)
4. Методика определения доминирующих мотивов учения М.Р.Гинзбурга.
5. «Какой я?» (модификация методики О.С.Богдановой) исследование самооценки.
База и выборка исследования: «МОУ СОШ № 1» п. Томаровка Яковлевского района Белгородской области, «МОУ СОШ № 2» п. Томаровка Яковлевского района Белгородской области, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида» пос. Томаровка Яковлевского района Белгородской области, МБДОУ «Детский сад Яковлевского района Белгородской области».
В исследовании приняли участие 71 старший дошкольник, посещающий ДОУ и 30 - не посещающих ДОУ.
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут служить основой для создания коррекционно-развивающих программ для детей старшего дошкольного возраста, позволяющих сформировать необходимые предпосылки успешного обучения в школе. Теоретические данные и данные исследования могут быть использованы в лекциях по интеллектуальной и личностной готовности детей к обучению в школе, в консультациях для родителей, при проведении семинаров по данной проблеме.
Апробация результатов исследования: апробация результатов исследования проводилась на кафедре возрастной и социальной психологи Педагогического института НИУ «БелГУ» (в апреле 2018 года) в рамках студенческой научно-практической конференции «Прикладные исследования в возрастной, педагогической и социальной психологии».
Структура и объем работы: работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка использованных источников, приложения. Объем работы составляет 68 страниц.
Поход в школу является важнейшим шагом в развитии ребенка, требующим очень серьезного подхода и подготовки. Нами было установлено, что готовность ребенка к школе это целостное явление, состоящее из интеллектуальной, личностной, волевой, мотивационной и физиологической готовности. Для полной готовности ребенка к школе необходимо, что бы каждый из компонентов был развит полноценно, если хотя бы один из компонентов плохо развит, это может нести за собой серьезные последствия. Психологическую готовность к школе желательно определить за год до предполагаемого поступления в школу, так как в этом случае есть время изменить то, что нуждается в коррекции. Существует множество методик для исследования уровня готовности детей к школе, они требуют тщательного подбора, так как многие из них неадекватны. При подготовке ребенка к школе так же необходимо проконсультироваться с детским психологом и педагогами.
В первой главе нашего исследования мы провели анализ психолого - педагогической литературы и изучили теоретические аспекты особенностей соотношения интеллектуальной и личностной готовности к школе у детей, посещающих и не посещающих ДОУ.
Мы выяснили, что изучением психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе занимались многие известные ученые. Они рассматривали проблему с педагогической, психологической, дефектологической стороны. Такой подход позволил ученым дать определение психологической готовности детей к обучению в школе. На основе полученных данных разработать методики определения уровня готовности к школе, разработать коррекционные меры для исправления низких показателей при диагностике и получение положительной динамики при подготовке к школе, подобрать рекомендации для педагогов и родителей.
Так же мы определили, что чаще всего неготовность к школе связана с тем, что в дошкольном возрасте не реализуются все задатки ребенка, и он остается недостаточно развит, в результате неправильного понимания взрослыми вопроса о воспитания и развития дошкольников с целью подготовки к обучению в школе. Поэтому проблема состоит в том, чтобы правильно и своевременно подготовить ребенка к обучению в школе. А обеспечить всестороннее развитие ребенка и правильную подготовку его к школе могут только объединенные усилия воспитателей, учителей и родителей.
Наибольшую возможность реализации этого элемента может в первую очередь детский сад. Так как, находясь в дошкольном образовательном учреждении, ребенок осуществляет различные социальные роли, общается не только с воспитателем, но и с другим персоналом, а это способствует лучшему включению в новую социальную сферу.
Во второй части исследования, целью которой стало изучение соотношения интеллектуальной и личностной готовности к обучению в школе.
Были получены результаты и сделаны следующие выводы:
1) Уровень интеллектуальной готовности преобладает у детей, посещающих ДОУ, а именно это выражается в таких особенностях, как большем объеме знаний, зрелости суждений, умении оперировать числовым материалом, аналитических способностях, богатым словарным запасом.
2) А уровень личностной готовности выше у детей, не посещающих ДОУ, а именно это выражается в таких особенностях, как внеситуативно - личностном общении, ведущей форме общения в данном возрасте, в зрелых мотивах учения, самооценке, стойким вниманием.
Таким образом, результаты проведенного исследования позволили нам рассмотреть специфику особенностей интеллектуальной и личностной готовности детей, посещающих и не посещающих ДОУ. Знание данных особенностей позволило нам составить рекомендации для родителей, направленные на повышение уровня интеллектуальной и личностной готовности.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась, цель исследования достигнута, задачи выполнены.
1. Алферов А. Д. Психология развития дошкольников. - Ростов-на- Дону: Феникс, 2010. - 384 с.
2. Анастази, А. Психологическое тестирование: кн.2/под. ред. К.М.Гуревича, В.И.Лубовского - М.,1982.
3. Битянова, М. Р. Работа психолога в начальной школе / М. Р. Битянова, Азарова Т., Афанасьева Е., Васильева. М.: Совершенство,1998. - 298с.
4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте/ Л.И Божович. - СПб: Питер, 2008.- 398с.
5. Боровских, Л.А. Формирование готовности к школьному обучению детей с незначительными отклонениями коммуникативной функции/ Л.А. Боровских М., 1999.
6. Венгер, Л.А. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное воспитание, - 1995. - №8. - с. 66-74.
7. Влияние потребности в общении на отношение детей к речевым воздействиям взрослого (совместно с В. В. Ветровой и Е. О. Смирновой) // Общение и его влияние на развитие психики дошкольника / Под ред. М. И. Лисиной. - М., 1974.
8. Возрастная психология (Психология развития и возрастная
психология): учебник для студентов вузов/ И. В. Шаповаленко. - М.:
Гардарики, 2007.-349 с.
9. Выготский , Л.С. Психология/ Л.С. Выготский - М.: ЭКСМО - Пресс, 2000. -1008 с.
10. Выготский, Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте: хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. О.А. Карабановой, А.И. Подольского. - М.: Владос, 1999.
11. Выготский Л.С. Проблема возраста // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка / Под ред. Г.В. Бурменской. - 2-е изд. - М.: МПСИ, 2010. - С. 51-67.
12. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. - 3-е изд. - М.: Академический проект, 2010. - 256 с.
13. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - 3-е изд. - М.: Академический Проект, 2000. - 184 с.
14. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - 5-е изд. - СПб.: Питер, 2011. - 208 с.
15. Готовность детей к школе. Диагностика интеллектуального и личностного развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: Методические разработки для школьного психолога. / Под ред. В.В.Слободчикова, вып.2,-Томск, 1992.
16. Гильяшева И. Н. Исследование интеллекта / И. Н. Гильяшева. - М.: Наука, 2008. - 390с.
17. Гуревич К. М. Психологическая диагностика / К. М.Гуревич. - СПб.: Питер, 2008. - 387с.
18. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения/ В.В.
Давыдов- М., 1986. - с. 213).
19. Дорофеева Г.А. Технологическая карта работы учителя с первоклассниками в период их адаптации к школьному обучению // Начальная школа: плюс - минус. - 2001. - № 2. - С. 20 - 26.
20. Дубровина, И.В. Психокоррекционная и развивающая работа
с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений
/ И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т. В. Вохмянина; Под ред. И.В. Дубровиной. - СПб.: Питер, 2012. - 352 с.
21. Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю., Ганошенко Н.И. Особенности
личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса 7 лет [Электр. ресурс]. - Режим доступа:
http://psychlib.ru/mgppu/periodica/VP011999/EOL-050.HTM# (свободный)
(дата обращения 22.01.2018).
22. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды.//ПРЕ http//psyclib.ru /inc/absid=26481/ (дата обращения: 18.05.2018).
23. Захарова А. В. Психология формирования самооценки / А.В. Захарова. - Минск: РБПК «Белинкомаш», 2010. - 145 с.
24. Кравцов, Г.Г., Шестилетний ребенок. Готовность к школе/ Г.Г.Кравцов, Е.Е. Кравцова- М., 1991.
25. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе/ Е.Е.Кравцова М.: Педагогика - 1991.
26. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - 3-е изд. - СПб.: Речь, 2010. - 152 с.
27. Конева О.Б. Психологическая готовность детей к школе: Учеб. пособие. - [Электр. ресурс]. - Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/2/0304/(свободный) (дата обращения 22.04.2018).
28. Леонтьев, А.Н. Проблемы в развитии психики/ А.Н.Леонтьев. М., 2001.
29. Лисина, М.И. Становление потребности детей в общении со взрослыми и сверстникамиhttps://studfiles.net/preview/5627828/ (дата обращения 05.04.2018)
30. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения : учеб. пособие / М.И. Лисина.- М.: «Педагогика», 2007.- 160 с.
31. Лисина, М.И. Общение детей со взрослым и сверстником: общее и различное / М.И. Лисина.- М., 2005.-38 с.
32. Мухина, В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов / В.С. Мухина. - М: Академия, 2010. - 456 с.
33. Наследов А. SPSS 19: профессиональный статистический анализ данных. - СПб.: Питер, 2011. - 400 с.
34. Наследов А.В., Математические методы психологического исследования, СПб, 2004. - 392с.
35. Нежнова, Т.А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к школьному возрасту/ Т.А. Нежнова- М.,1999.- с.156.
36. Немов, Р.С. Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3 кн.Кн.3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. - М.: Просвещение, 1995.¬512с.
37. Ничипорюк, Е.А. Диагностическая работа в детском саду/ Е.А. Ничипорюк, Г.Д. Посевина.- Ростов- на- дону, 2005 г.
38. Нижегородцева Н.В. Проблема готовности к обучению в культурно-исторической теории развития Л.С. Выготского // Ярославский педагогический вестник. - 2012. - № 1. - Том II (Психолого-педагогические науки). - С. 258-262.
39. Нижегородцева Н.В. Системогенетический анализ готовности к обучению. - 2-е изд. - Ярославль: Аверс Пресс, 2012. - 90 с.
40. Овчарова, Р.В. Практическая психология
образования/Р.В. Овчарова. -М.: Академия,2008. - с.448.
41. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера. - М., 2001г.
42. Особенности общения в процессе совместных с взрослым действий у детей старшего дошкольного возраста // Развитие общения у дошкольников / Под ред. А. В. Запорожца и М. И. Лисиной. - М., 1974.
43. Пиаже,Ж. Избранные психологические труды/ Ж. Пиаже. М.,2005.
44. Психология развития человека: Сборник/ Л. С. Выготский. - Москва: Смысл: Эксмо, 2003. -1134 с.
45. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании/Е.И. Рогов - М.: Владос, 1995.
46. Справочник психолога начальной школы /О.Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. - Изд. 6-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 442 с.
47. Сапогова Е.Е. Своеобразие переходного периода у детей 6 - 7¬
летнего возраста. - [Электр. ресурс]. - Режим доступа: http://www.voppsy.ru/issues/1986/864/864036.htm (дата обращения:
17.05.2018).
48. Салмина Н.Г.Знак и символ в обучении / Н.Г.Салмина - М.: Ювента, 1988. - 296 с.
49. Цукерман, Г.А. Школьные трудности благополучных детей/ Г.А. Цукерман. М.: Знание, 1994. 74 с.
50. Шванцара Й. Диагностика психического развития URL//litrus.net/book/read/48233(дата обращения 20.04.2018).
51. Широкова, Г.А. Практикум для детского психолога Г.А. Широкова, Е.Г. Жадько. Ростов-на-Дону: Феникс 2005.
52. Чернецкая, Л.В.. Психологические игры саду/ Л.В. Чернецкая. -М., 2010. - с.78.
53. Чуганова К.Е. Психологическая дошкольников к обучению в школе. - М.: Изд-во социальной академии, 2011. - 60 с.
54. Эльконин, Д.Б. Детская психология (Развитие ребенка от рождения до 7 лет) Д.Б. Эльконин - М., 2003.
55. Эльконин, Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах/Д.Б. Эльконин. М.,Воронеж. 1995.
56. Ясюкова, Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе/ Л.А. Ясюкова.- СПб:Иматон, 1999.