ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА, АНТИЦИПАЦИОННАЯ СОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ И ПРОАКТИВНОЕ СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИОНОМИЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ
Аннотация 2
Summary (Time perspective, anticipational capacity and proactive coping behavioras factors of occupational health among specialists of communicative professions).. .3
Оглавление 4
Введение 7
Глава 1. Психологические факторы профессионального здоровья у
специалистов социономических профессий 11
1.1 Основные подходы к изучению профессионального здоровья 11
1.2 Временные аспекты профессионального здоровья 17
1.3 Антиципационная состоятельность 23
1.4 Проактивное совладающее поведение 26
1.5 Особенности деятельности специалистов социономических профессий...29
1.6 Общие выводы по изучению проблематики 34
Глава 2. Организация и методы исследования 36
2.1 Цели и задачи исследования 36
2.2 Описание выборки исследования 37
2.3 Процедура и методы исследования 38
2.3.1 Анкета 39
2.3.2 Опросник временной перспективы Зимбардо и Опросник временной
перспективы трансцендентного будущего 39
2.3.3 Циклический тест времени Т. Коттл 40
2.3.4 Семантический дифференциал времени 40
2.3.5 Тест антиципационной состоятельности (прогностической
компетентности) 42
2.3.6 Опросник «проактивное совладающее поведение» 43
2.3.7 Анкета для изучения особенностей профессионального здоровья 44
2.4 Математическая обработка данных 45
Глава 3. Анализ эмпирических данных 46
3.1 Особенности профессионального здоровья в разных профессиональных
группах и с учётом фактора пола 46
3.1.1 Профессиональное здоровье специалистов социономических профессий по данным Анкеты Г. С. Никифорова и соавторов в разных профессиональных группах и с учётом фактора пола 46
3.1.2 Общие выводы по данным, касающимся профессионального здоровья. 53
3.2 Особенности временной перспективы личности в разных
профессиональных группах и с учётом фактора пола 53
3.2.1 Временные перспективы по Ф. Зимбардо и Дж. Бойду в разных
профессиональных группах и с учётом фактора пола 53
3.2.2. Субъективное восприятие времени в разных профессиональных группах и с учётом фактора пола по методике СДВ 55
3.2.3 Оценка времени по Т. Коттл в разных профессиональных группах и с
учётом фактора пола 61
3.2.4 Общие выводы по данным, касающимся временной перспективы
личности 63
3.3 Особенности антиципационной состоятельности в разных
профессиональных группах и с учётом фактора пола 64
3.3.1 Особенности антиципационной состоятельности по В. Д. Менделевичу в разных профессиональных группах и с учётом фактора пола 64
3.3.2 Общие выводы по данным, касающимся антиципационной
состоятельности 66
3.4 Особенности проактивного совладающего поведения в разных
профессиональных группах и с учётом фактора пола 66
3.4.1 Проактивное совладающее поведение по методике Е. С. Старченковой в разных профессиональных группах и с учётом фактора пола 66
3.4.2 Общие выводы по данным, касающимся проактивного совладающего
поведения 69
3.5 Анализ взаимосвязей между показателями временной перспективы, антиципационной состоятельности и проактивного совладающего поведения с
показателями профессионального здоровья 69
3.5.1 Анализ взаимосвязей между временными перспективами по Ф. Зимбардо
и субъективным восприятием времени с показателями профессионального здоровья 69
3.5.2 Анализ взаимосвязей между антиципационной состоятельностью по
В. Д. Менделевичу и показателями профессионального здоровья 84
3.5.3 Анализ взаимосвязей между проактивным совладающим поведением и
показателями профессионального здоровья 87
3.5.4 Основные тенденции взаимосвязей между показателями временной
перспективы, антиципационной состоятельности и проактивного совладающего поведения с показателями профессионального здоровья 92
3.6 Обсуждение результатов 93
Выводы 97
Заключение 99
Список использованных источников 101
Приложение A 116
Приложение B 117
Приложение C 121
Приложение D 122
Приложение E 124
Приложение F 127
Приложение G 133
Приложение H 137
Сегодня очень актуальной в научном сообществе является тема здоровья. Изучаются его особенности, характеристики, различные аспекты, способы сохранения, профилактики и восстановления. В последнее время люди начали понимать, что значительно проще и эффективнее заниматься профилактикой и сохранением здоровья, нежели восстанавливать его, лечить уже появившиеся заболевания. Ведь здоровье у человека одно на всю жизнь.
В связи с этим особую роль в психологии здоровья занимают исследования предикторов, факторов, характеристик, обусловливающих высокие показатели здоровья во всех его проявлениях: физиологическом, психологическом и социальном. Также существует отдельное направление, связанное с изучением профессионального здоровья. Мы в своей работе опираемся на концепцию психологического обеспечения профессиональной деятельности Г. С. Никифорова, и для изучения профессионального здоровья специалистов социономических профессий используем Анкету для изучения особенностей профессионального здоровья, разработанную сотрудниками Кафедры психологического обеспечения профессиональной деятельности Факультета Психологии СПбГУ во главе с Г. С. Никифоровым. [7, 74, 120]
На наш взгляд изучение временной перспективы личности, антиципационной состоятельности и проактивного совладающего поведения достаточно актуально для современного общества, потому что очень многие люди сейчас стараются научиться как можно более эффективно использовать такой ценный ресурс как собственное время, а также научиться мобилизовать свои силы и вовремя самоорганизоваться.
Темой психологического времени личности в зарубежной психологии занимается Ф. Зимбардо (P. Zimbardo), Дж. Бойд (J. Boyd), Ж. Нюттен (J. Nuttin), Т. Коттл (T. Cottle), в отечественной - К. А. Абульханова-Славская, А. К. Болотова, Е. И. Головаха, А. А. Кроник, В. И. Ковалёв. Тем не менее она является одной из наименее разработанных в современной отечественной психологии. [3, 4, 5, 27, 28, 39, 64, 65, 105] В своей работе мы объединили несколько аспектов этого феномена: временные перспективы по Ф. Зимбардо и Дж. Бойду, субъективное восприятие времени личности по Л. И. Вассерману и др., а также оценка времени по Т. Коттл. В качестве методического обеспечения были использованы: 1) Опросник временной перспективы Ф. Зимбардо и Опросник временной перспективы трансцендентного будущего; 2) Методика «Семантический дифференциал времени» (СДВ) Л. И. Вассермана, Е. А. Трифоновой и К. Р Червинской; 3) «Циклический Тест Времени» Т. Коттл (ЦТВ).
Что касается проблемы антиципационной состоятельности, то её изучение в отечественной психологии начали П. К. Анохин (изучавший феномен опережающего отражения), Б. Ф. Ломов и Е. Н. Сурков. [10, 56, 111, 114] Отметим, что на сегодняшний день в России этой проблемой глубоко занимается В. Д. Менделевич. [61, 62, 63] В нашей работе мы опираемся на его подход, используя методику «Антиципационная Состоятельность (Прогностическая Компетентность)» (ТАС(ПК)).
Концепция проактивного совладающего поведения принадлежит зарубежным авторам: Э. Грингласс (E. Greenglass), Р Шварцеру (R. Schwarzer) и С. Тауберту (S. Taubert), а в России этой тематикой глубоко занимаются Т. Л. Крюкова, Е. С. Старченкова. В нашей работе мы используем методику «Проактивное Совладающее Поведение» (ПСП) Э. Грингласс, Р. Шварцера и С. Тауберта в адаптации Е. С. Старченковой. [104, 105, 107]
Наше исследование имеет определённую специфику: мы изучаем все указанные выше характеристики на примере специалистов социономических профессий. Это также актуальное на данный момент направление, потому что именно такие специалисты подвержены риску профессионального выгорания, и факторы их профессионального здоровья особенно интересны как исследователям, так и работодателям. [34, 37, 51, 79, 80, 83, 87, 89, 90]
Итак, наше исследование направлено на изучение особенностей временной перспективы, антиципационной состоятельности и проактивного совладающего поведения и их взаимосвязей с показателями профессионального здоровья у специалистов социономических профессий. Основной гипотезой нашего исследования является предположение о том, что показатели временной перспективы, антиципационной состоятельности и проактивного совладающего поведения взаимосвязаны с показателями профессионального здоровья у специалистов социономических профессий. А частная гипотеза звучит следующим образом: при высоких показателях временной направленности на настоящее, при высокой выраженности антиципационной состоятельности, при высокой склонности к проактивному совладающему поведению у специалистов социономических профессий наблюдаются высокие показатели профессионального здоровья; у женщин показатели профессионального здоровья выше, чем у мужчин; среди представителей трёх профессиональных групп наибольшая выраженность показателей профессионального здоровья наблюдается у тех, кто работает с внутренними клиентами.
Объектом нашего исследования стали: показатели временной перспективы личности, антиципационной состоятельности, проактивного совладающего поведения и профессионального здоровья.
Предметом нашего исследования стали: различия в особенностях временной перспективы личности, антиципационной состоятельности, проактивного совладающего поведения и профессионального здоровья в связи с профессиональной группой и полом; взаимосвязи временной перспективы, антиципационной состоятельности и проактивного совладающего поведения с показателями профессионального здоровья.
Таким образом в ходе исследования мы планировали: 1) Оценить показатели профессионального здоровья на выборке специалистов социономических профессий; 2) Изучить особенности временной перспективы у респондентов; 3) Изучить особенности антиципационной состоятельности на выборке взрослых людей; 4) Изучить особенности проактивного совладающего поведения участников исследования; 5) Выявить различия в характеристиках временной перспективы, антиципационной состоятельности, проактивного совладающего поведения и профессионального здоровья в разных профессиональных группах и в связи с фактором пола; 6) Проанализировать общие тенденции и различия в структуре взаимосвязей показателей временной перспективы, антиципационной состоятельности и проактивного совладающего поведения с показателями профессионального здоровья.
В нашем исследовании приняли участие 119 взрослых человек в возрасте от 19 до 61 года: 56 мужчин и 63 женщины. Для выявления социально-демографических характеристик выборки нами использовалась Анкета из шести вопросов, составленная специально для нашего исследования.
В качестве методов математической обработки данных мы использовали:
1) Описательную статистику; 2) Метод множественных сравнений с поправкой Шеффе для показателей трёх профессиональных групп; 3) Множественный дисперсионный анализ по фактору пола; 4) Корреляционный анализ по Пирсону.
Результаты данной работы могут быть в дальнейшем использованы в практике работы с персоналом: при подборе и отборе персонала на вакансии специалистов социономических профессий, в качестве методического основания для рекомендаций и проведения профилактических мер по сохранению и укреплению профессионального здоровья сотрудников на всех трёх уровнях: физическом, психологическом и социальном. [14, 22, 23]
Работа выполнена на 92 страницах, содержит 16 таблиц и 19 рисунков и состоит из введения, трёх глав, выводов, заключения и 8 приложений.
Подводя итоги, можно сказать, что проведённое исследование подтвердило нашу основную гипотезу: действительно показатели временной перспективы, антиципационной состоятельности и проактивного совладающего поведения взаимосвязаны с показателями профессионального здоровья у специалистов социономических профессий.
Однако частная гипотеза подтвердилась не полностью: высокие показатели профессионального здоровья наблюдаются у людей с высокими показателями субъективного восприятия настоящего времени, но с невыраженными временными перспективами «Настоящее Гедонистическое» и «Настоящее Фаталистическое» по Ф. Зимбардо; действительно при высокой выраженности антиципационной состоятельности наблюдаются высокие показатели профессионального здоровья на всех уровнях; показатели проактивного совладающего поведения по большей мере положительно коррелируют с показателями профессионального здоровья, кроме шкал «Поиск инструментальной поддержки» и «Поиск эмоциональной поддержки»; однако показатели профессионального здоровья по большей мере выше у мужчин, чем у женщин, кроме состояния здоровья; а среди трёх профессиональных групп самыми высокими показателями профессионального здоровья на всех уровнях: физическом, психологическом и социальном обладают руководители.
Мы выполнили все поставленные в начале исследования задачи:
1) Оценили показатели профессионального здоровья на выборке специалистов социономических профессий;
2) Изучили особенности временной перспективы у респондентов;
3) Изучили особенности антиципационной состоятельности на выборке взрослых людей;
4) Изучили особенности проактивного совладающего поведения участников исследования;
5) Выявили различия в характеристиках временной перспективы, антиципационной состоятельности, проактивного совладающего поведения и профессионального здоровья в разных профессиональных группах и в связи с фактором пола;
6) Проанализировали общие тенденции и различия в структуре взаимосвязей показателей временной перспективы, антиципационной состоятельности и проактивного совладающего поведения с показателями профессионального здоровья.
Проблема изучения профессионального здоровья является одной из наиболее актуальных на данный момент. Впрочем, как и проблема изучения психологического времени личности, которая является одной из наименее разработанных в отечественной психологии. Так как мы объединили их изучение в рамках нашего исследования, мы полагаем, что оно несёт определённую научную ценность.
Что касается социальной ценности нашей работы, можно отметить, что тема здоровья сама по себе является социальной. Ведь здоровье у человека одно на всю жизнь, и его невозможно возместить, но можно сохранить. Как и время - также один из ценнейших ресурсов, который невозможно вернуть, но можно использовать с умом. Необходимо заниматься профилактикой и сохранением здоровья, тогда и времени у человека будет больше.
Мы полагаем, что полученные в ходе нашего исследования результаты можно будет применять в психологическом консультировании [20, 53, 122], при оценке персонала (профориентация, подбор, отбор).
А также в дальнейшем мы планируем создать методическое обеспечение для оценки потенциальных проблем с профессиональным здоровьем у специалистов социономических профессий на той или иной позиции.
1. Абитов И. Р. Антиципационная состоятельность в структуре совладающего поведения (в норме и при расстройствах психического здоровья) // Психологические исследования: Вып. 3 / Под ред. А. Л. Журавлева, Е. А. Сергиенко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. - с. 11-23.
2. Абрамова Г. С. Поток жизни // Психология зрелости. Хрестоматия. Учебное пособие по возрастной психологии. Для факультетов: психологии, педагогики и социальной работы - Самара: Изд. Дом БАХРАХ-М, 2003. - с. 244-314.
3. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. - М.: Изд-во «Наука», 1980. - 334 с.
4. Абульханова К. А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. - 224 с.
5. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.
6. Августова Л. И. Занятие 19. Соотношение психологического и календарного возраста человека как фактора психического здоровья (127-130) // Практикум по психологии здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова. - СПб.: Питер,
2005. - 351 с.
7. Августова Л. И., Никифоров Г. С. Занятие 10. Самооценка физического, психического и социального здоровья // Практикум по психологии здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова. - СПб.: Питер, 2005. - с. 35-42.
8. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2002. - 288 с.
9. Анохин П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М.: Медицина, 1968.- 546 с.
10. Базылевич Т. Ф. Индивидуально-типологические факторы антиципации в ходе развития деятельности человека // Индивидуально-психологические различия и биоэлектрическая активность мозга человека / под ред.
Т. Н. Овчинникова - М.: Издательство «Наука», 1988. - с. 92-115.
11. Бейнарович К. К. Особенности временной перспективы личности у слабовидящих подростков // Ананьевские чтения - 2007: Материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения - 2007» / Под редакцией Л. А. Цветковой. - СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2007. - с. 146-148.
12. Березовская Р А. Занятие 16. Отношение к здоровью (100-110) // Практикум по психологии здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова. - СПб.: Питер, 2005. - с. 100-110.
13. Березовская Р А., Кириллова А. А. Уровень эмоциональной компетентности как фактор профессионального здоровья преподавателей высшей школы // Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ. Том 1 / под ред. А. В. Шаболтас. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2013. - с. 109-114.
14. Бессонова Ю. В. Ценностные детерминанты синдрома выгорания // Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Выпуск 1 / Под ред. В. А. Бодрова и А. Л. Журавлева. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. - с. 365-382.
15. Бодров В. А. Теоретико-методологические подходы к психологическому изучению профессионального стресса // Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Выпуск 1 / Под ред. В. А. Бодрова и А. Л. Журавлева. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. - с. 38-60.
16. Болотова А. К. Время и пространство в межличностных отношениях // Психология: журнал Высшей школы экономики. Т.9 №3, 2012. - с. 22-36.
17. Болотова А. К. Психология организации времени: Учебное пособие для студентов вузов / М.: Аспект Пресс, 2006. - 254 с.
18. Большой психологический словарь. - 4-е изд., расширенное / Сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. - М.: АСТ МОСКВА; СПб.: Прайм- ЕВРОЗНАК, 2009. - 811, [5] с.
19. Борневассер М. Стресс в условиях труда (454-469) // Психические состояния / Сост. и общая редакция Л. В. Куликова. - СПб: Питер, 2000. - с. 454-469.
20. Василенко В.Е., Лебедева А.А. Психологическое время и саморегуляция поведения личности: гендерный и возрастной аспекты // «Горизонты зрелости»: Сборник тезисов участников Пятой всероссийской конференции по психологии развития. М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2015. - с. 148-153.
21. Вассерман Л. И., Трифонова Е. А., Червинская К. Р Семантический дифференциал времени: экспертная психодиагностическая система в медицинской психологии. Пособие для врачей и медицинских психологов. - СПб, 2009. - 43 с.
22. Введение в психологию / Аткинсон Р Л., Аткинсон Р С., Смит Э. Е. и др.; под общ. ред. В. П. Зинченко, А. И. Назарова, Н. Ю. Спомиора. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2007. - 816 с.
23. Верещагина Л. А. Психология персонала. Потребности, мотивация и ценности. - Х.: «Гуманитарный Центр», 2012. - 212 с.
24. Водопьянова Н. Е. Активная жизненная позиция личности и профессиональная адаптация в условиях социально-экономического кризиса // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 2 / Под ред.
А. А. Реана, Л. А. Коростылевой. - СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1998. - с. 144-153.
25. Водопьянова Н.Е., Жукина Е. В. Копинг-стратегии как фактор профессиональной адаптации // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 8 / Под ред. Л. А. Коростылевой. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун¬та, 2004. - с. 242-254.
26. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. - 336 с.
27. Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологический возраст личности // Психология зрелости. Хрестоматия. Учебное пособие по возрастной психологии. Для факультетов: психологии, педагогики и социальной работы - Самара: Изд. Дом БАХРАХ-М, 2003. - с. 119-144.
28. Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. 2-е изд., испр. и дополн. М., Смысл, 2008. - 267 с.
29. Головей Л. А. Психология профессионального развития: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2009. - 119 с.
30. Головей Л. А. Определение профессиональной направленности личности // Индивидуально-психологические различия и биоэлектрическая активность мозга человека / под ред. Т. Н. Овчинникова - М.: Издательство «Наука», 1988. - с. 111-117.
31. Головей Л. А. Оценка коммуникативных и организаторских склонностей в процессе первичной профконсультации // Индивидуально-психологические различия и биоэлектрическая активность мозга человека / под ред. Т. Н. Овчинникова - М.: Издательство «Наука», 1988. - с. 127-133.
32. Головей Л. А., Петраш М. Д. К проблеме соотношения возрастного и профессионального развития личности // Актуальные проблемы клинической психологии и психофизиологии: Материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения - 2004» / Под ред. Л. А. Цветковой, Г. М. Яковлева. - СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2004. - с. 100-108.
33. Гришина Н. В. Психология жизненного пути: экзистенциальный подход // Ананьевские чтения - 2007: Материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения - 2007» / Под редакцией Л. А. Цветковой. - СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2007. - с. 173-175.
34. Гуцунаева С. В. Особенности профессиональной идентичности преподавателя вуза // Ананьевские чтения - 2014: Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: материалы научной конференции, 21¬23 октября 2014 г. / отв. ред. Г. С. Никифоров. - СПб.: Скифия-принт, 2014. - с. 235-236.
35. Доминяк В. И. Занятие 17. Возможность реализации мотивов профессиональной деятельности в организации // Психология менеджмента: практикум / Под. ред. проф. Г. С. Никифорова. - Спб.: Речь, 2010. - с. 179-183.
36. Доценко О. Н. Эмоциональная направленность как личностная детерминанта выгорания у представителей социономических профессий // Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Выпуск 1 / Под ред. В. А. Бодрова и А. Л. Журавлева. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. - с. 509-533.
37. Есарева З. Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. - Л.: Изд-во Лен. ун-та, 1974. - 112 с.
38. Жуков Д. А. Стой, кто ведет? Биология поведения человека и других зверей: в 2 т. Т. 1. - М.: Альпина нон-фикшн, 2014. - 428 с.
39. Журавлев Г. Е., Фейгенберг И. М. О вероятностном прогнозировании // Вероятностное прогнозирование в деятельности человека / Под ред. И. М. Фейгенберга, Г. Е. Журавлева. - М.: Наука, 1977. - с. 3-8.
40. Завалишина Д. Н. Практическое мышление: Специфика и проблемы развития, М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. - 376 с.
41. Зимбардо Ф., Бойд Дж. Парадокс времени. Новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь. - СПб.: Речь, 2010. - 352 с.
42. Зинченко В. П. Время - действующее лицо // Вопросы психологии. №6, 2001. - с. 36-54.
43. Иванова Е. М. Теоретические основы стратегии психологического изучения деятельности и развития субъекта труда // Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Выпуск 1 / Под ред.
В. А. Бодрова и А. Л. Журавлева. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. - с. 190-215.
44. Кармин А. С. Типология интуиции // Ананьевские чтения - 2007: Материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения - 2007» / Под редакцией Л. А. Цветковой. - СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2007. - с. 25-27.
45. Киселева Н. А., Новоселова А. Психология жизненного пути в трудах Б. Г. Ананьева // Ананьевские чтения - 2007: Материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения - 2007» / Под редакцией Л. А. Цветковой. - СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2007. - с. 193-194.
46. Климов Е. А. Введение в психологию труда: Учебник для вузов. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. -350 с.
47. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 304 с.
48. Костин А. Н., Голиков Ю. Я. Методологические основания комплексного анализа сложной профессиональной деятельности // Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Выпуск 1 / Под ред. В. А. Бодрова и А. Л. Журавлева. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. - с. 171-189.
49. Крогиус Н. Г., Рыбалко Е.Ф. Ценностные ориентации и временные перспективы самореализации личности // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 2 / Под ред. А. А. Реана, Л. А. Коростылевой. - СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1998. - с. 154-162.
50. Крюкова Т. Л. Стили совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях // Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Выпуск 1 / Под ред. В. А. Бодрова и А. Л. Журавлева. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. - с. 298-316.
51. Кутейников А. Н. Психологический портрет высокопродуктивного преподавателя вуза // Ананьевские чтения - 2014: Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: материалы научной конференции, 21¬23 октября 2014 г. / отв. ред. Г. С. Никифоров. - СПб.: Скифия-принт, 2014. - с. 182-184.
52. Ланина Н. В . Преодолевающее поведение как способ жизни в современном мире // Ананьевские чтения - 2011. Социальная психология и жизнь: Материалы научной конференции, 18-20 октября 2011 г., Санкт- Петербург / Отв. ред. А. Л. Свенцицкий, - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2011. - с. 301-303.
53. Лебедева А.А., Василенко В.Е. Психологическое время и саморегуляция поведения личности в разные периоды взрослости // Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ / под ред. А.В. Шаболтас. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, Т.3, 2015. - с. 91-96.
54. Леонтьев Д. А. О времени: иллюзия ответов // Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия. - 2004, № 1(4). - с. 113-118.
55. Ликстанова Н. В. Психологические факторы профессионального здоровья врачей // Ананьевские чтения - 2011. Социальная психология и жизнь: Материалы научной конференции, 18-20 октября 2011 г., Санкт-Петербург / Отв. ред. А. Л. Свенцицкий, - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2011, - с. 193-195.
56. Ломов Б. Ф., Сурков Е. Н. Антиципация в структуре деятельности. - М.: Наука, 1980. - 280 с.
57. Маклаков А. Г. Общие принципы, методы и направления работы психолога при оказании психологической помощи в экстремальных условиях деятельности // Практикум по психологии здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова. - СПб.: Питер, 2005. - с. 292-331.
58. Мандрикова Е. Ю. Особенности психологического времени безработных // Вопросы психологии, №6, 2005. с. 54-62.
59. Марцинковская Т. Д. История возрастной психологии: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический Проект; Трикста, 2010. - 312 с.
60. Массен П., Конгер Д., Каган Д., Гивитц Д. Развитие личности в среднем возрасте // Психология зрелости. Хрестоматия. Учебное пособие по возрастной психологии. Для факультетов: психологии, педагогики и социальной работы - Самара: Изд. Дом БАХРАХ-М, 2003. - с. 238-243.
61. Менделевич В. Д. Тест антиципационной состоятельности (прогностической компетентности) - экспериментально-психологическая методика для оценки готовности к невротическим расстройствам // Социальная и клиническая психиатрия. Т.13 Вып.1 М.: 2003. - с. 35-40.
62. Менделевич В. Д., Ничипоренко Н. П. Феномен антиципационных способностей как предмет психологического исследования // Психологический журнал, том 27 №5, сентябрь-октябрь 2006. - с. 50-59.
63. Менделевич В. Д., Соловьева С. Л. Неврозология и психосоматическая медицина. М.: МЕДпресс-информ, 2002. - 608 с.
64. Митина Л. М. Профессиональное здоровье учителя: стратегия, концепция, технология // Народное образование. №9-10. 1998. - с. 166-170.
65. Моросанова В. И. Представления о саморегуляции и субъектных качествах в трудах Б. Г. Ананьева // Ананьевские чтения - 2007: Материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения - 2007» / Под редакцией Л. А. Цветковой. - СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2007. - с. 102.
66. Мясищев В. Н. Психология отношений. Избранные психологические труды / Под ред. А. А. Бодалева. М., Воронеж. 1995. - 356 с.
67. Мясникова С. В. Занятие 7. Диагностика способности руководителя к прогнозированию // Психология менеджмента: практикум / Под. ред. проф. Г. С. Никифорова. - Спб.: Речь, 2010. - с. 318-324.
68. Мясникова С. В. Способность к прогнозированию и личностные характеристики руководителей // Ананьевские чтения - 2014: Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: материалы научной конференции, 21-23 октября 2014 г. / отв. ред. Г. С. Никифоров. - СПб.: Скифия-принт, 2014. - с. 46-47.
69. Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. 3-е изд., стереотип. - СПб.: Речь, 2007. - 392 с.
70. Наследов А. Д . IBM SPSS Statistics 2 0 и AMOS: профессиональный статистический анализ данных. - СПб.: Питер, 2013. - 416 с.
71. Никифоров Г. С. Глава 1. Проблема профессионального здоровья // Психология профессионального здоровья. Учебное пособие / Под ред. проф. Г. С. Никифорова. - СПб: Речь, 2006. - с. 9-39.
72. Никифоров Г. С. От редактора (10) // Практикум по психологии здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова. - СПб.: Питер, 2005. - 351 с.
73. Никифоров Г. С. Психология здоровья в России: становление и современное состояние // Вестник Санкт-Петербургского университета, серия
16 Выпуск 1, март 2012. - с. 38-47.
74. Никифоров Г. С., Августова Л. И. Представления о критериях здоровья человека // Вестник Санкт-Петербургского университета, серия 16 Выпуск 4, декабрь 2013. - с. 4-13.
75. Никифоров Г. С., Шингаев С. М. Психология профессионального здоровья как актуальное научное направление // Психологический журнал. Том 36, Вып. №2 - М., 2015. - с. 44-54.
76. Новиков А. С. Будущее как измерение мира субъекта // Ананьевские чтения - 2007: Материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения - 2007» / Под редакцией Л. А. Цветковой. - СПб.: Издательство С.- Петербургского университета, 2007. - с. 102-104.
77. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Под ред. Д. А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2004. - 608 с.
78. Парманчук А. В., Петражицкая Е. А. Взгляд на временную перспективу с позиции философской мысли дзен-буддизма // Ананьевские чтения - 2014: Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: материалы научной конференции, 21-23 октября 2014 г. / отв. ред. Г. С. Никифоров. - СПб.: Скифия-принт, 2014. - с. 139-141.
79. Петанова Е. И. Преподаватель высшей школы. Дополнительная профессиональная образовательная программа «Здоровье преподавателей вуза»: уч.-метод. пособие. - СПб.: СПбГУ Факультет психологии, 2014. - 56 с.
80. Петанова Е. И. Рекомендации по здоровьесбережению молодого преподавателя вуза // Ананьевские чтения - 2014: Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: материалы научной конференции, 21¬23 октября 2014 г. / отв. ред. Г. С. Никифоров. - СПб.: Скифия-принт, 2014. - с. 243-245.
81. Полунина О.Н. Взаимосвязь профессионального выгорания и увлечённости работой // Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Выпуск 1 / Под ред. В. А. Бодрова и А. Л. Журавлева. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. - с. 561-577.
82. Поляков А. В. Проблема восприятия преподавателями вузов коммуникативных инноваций // Ананьевские чтения - 2011. Социальная психология и жизнь: Материалы научной конференции, 18-20 октября 2011 г., Санкт-Петербург / Отв. ред. А. Л. Свенцицкий, - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та,
2011. - с. 320-322.
83. Преподаватель высшей школы: Дополнительная профессиональная образовательная программа. Ч.1 / Науч. руковод. и ред. Н. В. Бордовская. - СПб., 2006. - 92 с.
84. Проконич О. А. Взаимосвязь характеристик временной перспективы личности студентов ВУЗа со смысловыми аспектами отношения к процессу обучения // Вестник КемГУ №4 (60) Т.3, 2014. - с. 117-122.
85. Ракова В. А., Щелкова О. Ю. Восприятие временной перспективы больными шизофренией // Ананьевские чтения - 2011. Социальная психология и жизнь: Материалы научной конференции, 18-20 октября 2011 г., Санкт- Петербург / Отв. ред. А. Л. Свенцицкий, - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2011, - с. 157-159.
86. Регуш Л. А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. - Спб, Речь, 2003. - 352 с.
87. Рыжов А. Я. Профилактические аспекты оздоровления и оптимизации труда преподавателей вуза. Тверь, 2004. - 160 с.
88. Рябикина И. В. Факторы развития временной перспективы личности // Ананьевские чтения - 2007: Материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения - 2007» / Под редакцией Л. А. Цветковой. - СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2007. - с. 115-117.
89. Сабанчиева Р З. Жизнестойкость преподавателя высшей школы как фактор успешной самореализации // Ананьевские чтения - 2011. Социальная психология и жизнь: Материалы научной конференции, 18-20 октября 2011 г., Санкт-Петербург / Отв. ред. А. Л. Свенцицкий, - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2011, - с. 326-328.
90. Сабанчиева Р. З. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности преподавателей вуза // Ананьевские чтения - 2014: Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: материалы научной конференции, 21-23 октября 2014 г. / отв. ред. Г. С. Никифоров. - СПб.: Скифия-принт, 2014. - с. 22-23.
91. Салихова Н. Р Жизненный путь в контексте проблемы субъектной регуляции жизни // Психология жизненного пути личности: методологические, теоретические, методические и прикладные проблемы: сб. науч. ст. / под ред. Н. А. Логиновой и К. В. Карпинского. - Гродно: ГрГУ, 2012. - с. 101-118.
92. Сапогова Е. Е., Дмитриева М. В. Особенности восприятия времени жизни в разных возрастах // Психология жизненного пути личности: методологические, теоретические, методические и прикладные проблемы: сб. науч. ст. / под ред. Н. А. Логиновой и К. В. Карпинского. - Гродно: ГрГУ, 2012. - с. 274-300.
93. Семянищева П. А. Стратегии и ресурсы совладания у офицеров Космических войск в период реформ // Ананьевские чтения - 2011. Социальная психология и жизнь: Материалы научной конференции, 18-20 октября 2011 г., Санкт-Петербург / Отв. ред. А. Л. Свенцицкий, - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2011, - с. 197-199.
94. Селье Г. Что такое стресс. Оптимальный уровень стресса // Психические состояния / Сост. и общая редакция Л. В. Куликова. - СПб: Питер, 2000. - с. 424-430.
95. Снетков В. М. Занятие 16. Оценка удовлетворённости и привлекательности труда в организации // Психология менеджмента: практикум / Под. ред. проф. Г. С. Никифорова. - Спб.: Речь, 2010. - с. 165-178.
96. Сотников В. А., Селин А. В. Временная перспектива больных онкологией гинекологического профиля // Ананьевские чтения - 2011. Социальная психология и жизнь: Материалы научной конференции, 18-20 октября 2011 г., Санкт-Петербург / Отв. ред. А. Л. Свенцицкий, - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та,
2011. - с. 163-165.
97. Старченкова Е. С. Временные аспекты проактивного совладающего поведения // Ананьевские чтения - 2007: Материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения - 2007» / Под редакцией Л. А. Цветковой. - СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2007. - с. 484-486.
98. Старченкова Е. С. Геронтологические аспекты проактивного совладающего поведения: обзор зарубежных исследований // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 13 / Под ред. Л. А. Коростылевой. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та,2010. - с. 55-70.
99. Старченкова Е. С. Занятие 15. Изучение проактивного совладающего поведения // Психология менеджмента: практикум / Под. ред. проф. Г. С. Никифорова. - Спб.: Речь, 2010. - с. 376-384.
100. Старченкова Е. С. Занятие 6. Отношение к работе как фактор риска профессионального выгорания // Психология менеджмента: практикум / Под. ред. проф. Г. С. Никифорова. - Спб.: Речь, 2010. - с. 432-441.
101. Старченкова Е. С. Концепция проактивного совладающего поведения // Вестник Санкт-Петербургского университета, серия 12 Выпуск 2 часть I, июнь 2009. - с. 198-205.
102. Старченкова Е. С. Личностные детерминанты проактивного совладающего поведения // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 14 / Под ред. Л. А. Коростылевой. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун- та,2013. - с. 67-77.
103. Старченкова Е. С. Проактивное совладающее поведение в построении жизненных стратегий личности (29-45) // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 12 / Под ред. Л. А. Коростылевой. - СПб.: Изд- во С.-Петерб. ун-та,2008. - с. 29-45.
104. Старченкова Е. С. Ресурсы проактивного совладающего поведения // Вестник Санкт-Петербургского ун-та, Сер. 12, вып. 1, март 2012. - с. 51-61.
105. Старченкова Е. С. Роль неконструктивного совладающего поведения в развитии синдрома выгорания // Современные проблемы исследования синдрома выгорания у специалистов коммуникативных профессий: коллективная монография / под ред. В. В. Лукьянова, Н. Е. Водопьяновой,
B. Е. Орла, С. А. Подсадного, Л. Н. Юрьевой, С. А. Игумнова; Курск. гос. ун-т. - Курск, 2008. - с. 81-98.
106. Старченкова Е. С., Гущина О. В. Взаимосвязь проактивного совладания с антиципацией и временной перспективой // Ананьевские чтения - 2011. Социальная психология и жизнь: Материалы научной конференции, 18-20 октября 2011 г., Санкт-Петербург / Отв. ред. А. Л. Свенцицкий, - СПб.: Изд-во
C. -Петерб. ун-та, 2011. - с. 199-201.
107. Старченкова Е. С., Ячанова А. Ю. Совладающее поведение в профессионально трудных ситуациях у педагогов на разных этапах профессионализации // Вестник Санкт-Петербургского университета, Серия 12, выпуск 2, июнь 2011. - с. 196-201.
108. Стеценко Е. Е. Событийная структура автобиографической памяти и временные перспективы у больных алкоголизмом // Ананьевские чтения - 2011. Социальная психология и жизнь: Материалы научной конференции, 18-20 октября 2011 г., Санкт-Петербург / Отв. ред. А. Л. Свенцицкий, - СПб.: Изд-во
С.-Петерб. ун-та, 2011. - с. 165-166.