Развитие коммуникативных способностей концертмейстера в процессе работы с обучающимися над интерпретацией произведения
|
Проведено экспериментальное исследование.
Выборка: 20 будущих концертмейстеров, которые составили экспериментальную группу.
Есть приложения (результаты исследования в табличном виде).
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить нужное название базы исследования, то работа подойдет для любого вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ИХ РОЛЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1 Подходы к понятию «коммуникативные способности» 7
1.2 Роль коммуникативных способностей в развитии личности представителей творческих профессий 13
ГЛАВА 2 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ИНТЕРПРЕТАЦИЕЙ ПРОИЗВЕДЕНИЯ 22
2.1 Концертмейстер: эволюция представлений о специальности и формировании направлений концертмейстерской деятельности 22
2.2 Комплекс психолого-педагогических, профессиональных качеств и коммуникативных способностей концертмейстера 29
2.3 Интерпретация как вид совместной деятельности концертмейстера и обучающихся 36
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ИНТЕРПРЕТАЦИЕЙ ПРОИЗВЕДЕНИЯ 46
3.1 Анализ уровня развития коммуникативных способностей концертмейстера 46
3.2 Апробация системы работы концертмейстера по обучению интерпретации
3.3 Анализ результатов экспериментального исследования 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 75
ПРИЛОЖЕНИЯ 83
Выборка: 20 будущих концертмейстеров, которые составили экспериментальную группу.
Есть приложения (результаты исследования в табличном виде).
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить нужное название базы исследования, то работа подойдет для любого вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ИХ РОЛЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1 Подходы к понятию «коммуникативные способности» 7
1.2 Роль коммуникативных способностей в развитии личности представителей творческих профессий 13
ГЛАВА 2 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ИНТЕРПРЕТАЦИЕЙ ПРОИЗВЕДЕНИЯ 22
2.1 Концертмейстер: эволюция представлений о специальности и формировании направлений концертмейстерской деятельности 22
2.2 Комплекс психолого-педагогических, профессиональных качеств и коммуникативных способностей концертмейстера 29
2.3 Интерпретация как вид совместной деятельности концертмейстера и обучающихся 36
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ИНТЕРПРЕТАЦИЕЙ ПРОИЗВЕДЕНИЯ 46
3.1 Анализ уровня развития коммуникативных способностей концертмейстера 46
3.2 Апробация системы работы концертмейстера по обучению интерпретации
3.3 Анализ результатов экспериментального исследования 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 75
ПРИЛОЖЕНИЯ 83
Целью исследования является поиск путей и оптимальных методов развития коммуникативных способностей концертмейстера в процессе работы с обучающимися над интерпретацией произведения.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Изучить подходы к понятию «коммуникативные способности».
2. Определить роль коммуникативных способностей в развитии личности представителей творческих профессий.
3. Охарактеризовать эволюцию представлений о специальности и формировании направлений концертмейстерской деятельности.
4. Описать комплекс психолого-педагогических, профессиональных качеств и коммуникативных способностей концертмейстера.
5. Разработать и апробировать в опытно-практической работе комплекс методов по развитию коммуникативных способностей концертмейстера в процессе работы с обучающимися над интерпретацией произведения.
5. Проанализировать эффективность подобранных методов по развитию коммуникативных способностей концертмейстера в процессе работы с обучающимися над интерпретацией произведения.
Анализ отечественной и зарубежной психологической, музыковедческой, педагогической литературы по изучению проблемы позволил выдвинуть гипотезу исследования: развитие коммуникативных способностей концертмейстера в процессе работы с обучающимися над интерпретацией произведения будет успешным, если занятия будут строиться на основе следующих педагогических условий:
- применение в процессе работы над интерпретацией произведения с обучающимися методов активного обучения;
- использование коммуникативных стратегий при обучении интерпретации произведения.
Методологической и теоретической основой исследования являются научные труды отечественных и зарубежных авторов. Сущность понятия «коммуникативные способности» раскрыты в работах Н.Н. Казыдуб, Р.С. Немова, Дж. Р. Росситера, И.И. Рыдановой, К.А. Ульяновой и др. Структура и компоненты коммуникативных способностей охарактеризованы А.А. Леонтьевым, В.Ф. Петренко, И.К. Прохоровой, И.П. Шкуратовой и др. Анализ специфики коммуникативных способностей у представителей творческих специальностей проведен Г.Г. Матвеевой, О.И. Муравьевой, Л.А. Патрикеевой и др. Эволюция представлений о специальности и формировании направлений концертмейстерской деятельности охарактеризована Э.К Мнацаканян, А.В. Николахиной, Т.Е. Николаевой и др. Комплекс психолого-педагогических, профессиональных качеств и коммуникативных способностей концертмейстера представлен в исследованиях И.А. Ивановой, Е.П. Кондаковой, Т.М. Матюшковой и др.
Однако, коммуникативные умения, навыки, способности, качества, которые способствуют организации взаимодействия преподавателя, учителя – представителей творческих профессий в педагогическом общении, как правило, исследователями рассматриваются фрагментарно, теоретические и концептуальные психолого-педагогические разработки в основном касаются лишь отдельных составляющих очерченной проблемы. Это подтверждает актуальность темы исследования и необходимость дальнейшего изучения выделенных перспективных моментов.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Изучить подходы к понятию «коммуникативные способности».
2. Определить роль коммуникативных способностей в развитии личности представителей творческих профессий.
3. Охарактеризовать эволюцию представлений о специальности и формировании направлений концертмейстерской деятельности.
4. Описать комплекс психолого-педагогических, профессиональных качеств и коммуникативных способностей концертмейстера.
5. Разработать и апробировать в опытно-практической работе комплекс методов по развитию коммуникативных способностей концертмейстера в процессе работы с обучающимися над интерпретацией произведения.
5. Проанализировать эффективность подобранных методов по развитию коммуникативных способностей концертмейстера в процессе работы с обучающимися над интерпретацией произведения.
Анализ отечественной и зарубежной психологической, музыковедческой, педагогической литературы по изучению проблемы позволил выдвинуть гипотезу исследования: развитие коммуникативных способностей концертмейстера в процессе работы с обучающимися над интерпретацией произведения будет успешным, если занятия будут строиться на основе следующих педагогических условий:
- применение в процессе работы над интерпретацией произведения с обучающимися методов активного обучения;
- использование коммуникативных стратегий при обучении интерпретации произведения.
Методологической и теоретической основой исследования являются научные труды отечественных и зарубежных авторов. Сущность понятия «коммуникативные способности» раскрыты в работах Н.Н. Казыдуб, Р.С. Немова, Дж. Р. Росситера, И.И. Рыдановой, К.А. Ульяновой и др. Структура и компоненты коммуникативных способностей охарактеризованы А.А. Леонтьевым, В.Ф. Петренко, И.К. Прохоровой, И.П. Шкуратовой и др. Анализ специфики коммуникативных способностей у представителей творческих специальностей проведен Г.Г. Матвеевой, О.И. Муравьевой, Л.А. Патрикеевой и др. Эволюция представлений о специальности и формировании направлений концертмейстерской деятельности охарактеризована Э.К Мнацаканян, А.В. Николахиной, Т.Е. Николаевой и др. Комплекс психолого-педагогических, профессиональных качеств и коммуникативных способностей концертмейстера представлен в исследованиях И.А. Ивановой, Е.П. Кондаковой, Т.М. Матюшковой и др.
Однако, коммуникативные умения, навыки, способности, качества, которые способствуют организации взаимодействия преподавателя, учителя – представителей творческих профессий в педагогическом общении, как правило, исследователями рассматриваются фрагментарно, теоретические и концептуальные психолого-педагогические разработки в основном касаются лишь отдельных составляющих очерченной проблемы. Это подтверждает актуальность темы исследования и необходимость дальнейшего изучения выделенных перспективных моментов.
Деятельность музыканта-концертмейстера является одним из видов музыкального исполнительства, специфика которого обусловлена особенностями ансамблевого жанра. В отличие от сольного исполнительства, где пианисту предоставляется полная свобода проявления своей творческой индивидуальности, концертмейстерская деятельность – это профессионально-творческое общение как минимум двух личностей. Концертмейстер, прежде всего, должен обладать способностью совершать согласованные действия, посредством которых участники ансамбля воплощают единый художественный замысел. Ни одно исполнительское действие или намерение не может осуществляться концертмейстером в отрыве от общих ансамблевых задач. Важнейшим условием для достижения успеха в ансамблевой деятельности является способность партнеров по музыкальной коммуникации вести многосторонний диалог.
Коммуникативные способности концертмейстеров включают в себя: способность к эмпатии, сопереживанию другого мира солиста, умение тонко чувствовать настроение в данный момент; умение ясно и четко высказывать свое мнение по поводу исполняемого произведения, так и свои собственные чувства и настроения.
С целью подтверждения выдвинутой гипотезы было организовано и проведено экспериментальное исследование.
Анализ результатов констатирующего этапа показал, что у будущих концертмейстеров коммуникативные способности развиты недостаточно: в основном на среднем и низком уровнях.
На формирующем этапе была разработана методика работы концертмейстеров над интерпретацией произведения. В качестве объекта послужили произведения Г. Свиридова. Методика предусматривала трехэтапный подход к работе по интерпретации произведения. На каждой из этапов концертмейстеры должны были проявить такие умения, как работа с дополнительными источниками информации, умение сравнивать, анализировать и обобщать, делать выводы. Каждый из этапов предусматривал коммуникативную деятельность будущих концертмейстеров. Система внутренних и внешних параметров составляет содержание методики анализа явления «сотворчество» для концертмейстеров – интерпретаторов вокальных произведений Г. Свиридова. Например, характеристики сонорной ауры вокального интонирования в камерно-вокальных циклах Г. Свиридова, или уровни жанровой стилистики засвидетельствовали возвращение в усложненный «интонационный словарь» ХХ в. песенного мелоса как эстетики «новой простоты». В ходе работы над интерпретацией произведений исследовано «встречное движение» двух типов музыкального мышления (от певца к композитору и наоборот), который тоже можно рассматривать как речевостилевой параметр сотворчества. Мелодию воплощает певец (носитель ясновидения), однако без понимания мышления композитора (которое у Г. Свиридова есть новаторским на ладогармонической, фактурно-тембровою и жанрово-интонационном языке) – его миссия невозможна.
В ходе проведения контрольного этапа было установлено, что у испытуемых значительно повысился уровень развития коммуникативных способностей: не выявлены испытуемые с низким уровнем развития коммуникативных способностей. Следовательно, работа над интерпретацией произведения оказывает влияние на повышение уровня развития коммуникативных способностей концертмейстеров.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Коммуникативные способности концертмейстеров включают в себя: способность к эмпатии, сопереживанию другого мира солиста, умение тонко чувствовать настроение в данный момент; умение ясно и четко высказывать свое мнение по поводу исполняемого произведения, так и свои собственные чувства и настроения.
С целью подтверждения выдвинутой гипотезы было организовано и проведено экспериментальное исследование.
Анализ результатов констатирующего этапа показал, что у будущих концертмейстеров коммуникативные способности развиты недостаточно: в основном на среднем и низком уровнях.
На формирующем этапе была разработана методика работы концертмейстеров над интерпретацией произведения. В качестве объекта послужили произведения Г. Свиридова. Методика предусматривала трехэтапный подход к работе по интерпретации произведения. На каждой из этапов концертмейстеры должны были проявить такие умения, как работа с дополнительными источниками информации, умение сравнивать, анализировать и обобщать, делать выводы. Каждый из этапов предусматривал коммуникативную деятельность будущих концертмейстеров. Система внутренних и внешних параметров составляет содержание методики анализа явления «сотворчество» для концертмейстеров – интерпретаторов вокальных произведений Г. Свиридова. Например, характеристики сонорной ауры вокального интонирования в камерно-вокальных циклах Г. Свиридова, или уровни жанровой стилистики засвидетельствовали возвращение в усложненный «интонационный словарь» ХХ в. песенного мелоса как эстетики «новой простоты». В ходе работы над интерпретацией произведений исследовано «встречное движение» двух типов музыкального мышления (от певца к композитору и наоборот), который тоже можно рассматривать как речевостилевой параметр сотворчества. Мелодию воплощает певец (носитель ясновидения), однако без понимания мышления композитора (которое у Г. Свиридова есть новаторским на ладогармонической, фактурно-тембровою и жанрово-интонационном языке) – его миссия невозможна.
В ходе проведения контрольного этапа было установлено, что у испытуемых значительно повысился уровень развития коммуникативных способностей: не выявлены испытуемые с низким уровнем развития коммуникативных способностей. Следовательно, работа над интерпретацией произведения оказывает влияние на повышение уровня развития коммуникативных способностей концертмейстеров.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ОБЩЕНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КЛАССЕ СКРИПИЧНОГО АНСАМБЛЯ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2021



