Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В РАДИОЖУРНАЛИСТИКЕ. ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ «ПЛЕЙЛИСТА С АЛИСОЙ» ОТ ЯНДЕКС.МУЗЫКИ

Работа №72007

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

журналистика

Объем работы58
Год сдачи2020
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
209
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 ГЛАВА: ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В ЖУРНАЛИСТИКЕ 8
1.1 История внедрения искусственного интеллекта в сферу медиа 8
1.2 Области применения искусственного интеллекта в журналистике 15
1.3 Применение искусственного интеллекта в печатных СМИ сегодня 18
1.4 Искусственный интеллект в аудиовизуальных СМИ в настоящий 22 момент
2 ГЛАВА: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ «ПЛЕЙЛИСТА С АЛИСОЙ» ОТ ЯНДЕКС.МУЗЫКИ И ПРОГРАММЫ «ЧАРТОВА ДЮЖИНА» НА МУЗЫКАЛЬНО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОЙ РАДИОСТАНЦИИ «НАШЕ
РАДИО» 26
2.1 Специфика современного музыкально-развлекательного
радиовещания 26
2.1.1 Структура эфира 27
2.1.2 В едение эфира 30
2.2 «Плейлист с Алисой» на Яндекс.Музыке 33
2.2.1 История появления «Плейлиста с Алисой» от Яндекс.Музыки 33
2.2.2 Формы и методы работы «Плейлиста с Алисой» от
Яндекс.Музыки 35 2.3 Сопоставление «Плейлиста с Алисой» от Яндекс.Музыки и программы «Чартова дюжина» на музыкально-развлекательной радиостанции «Наше радио» 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58

Современный медиарынок представлен не только средствами массовой информации и потребителями информации. На этом рынке возник и с каждым годом занимает все больше места принципиально новый участник — искусственный интеллект, меняющий привычный облик традиционной журналистики и переформатирующий некогда привычное нам медиапространство.
Люди, родившиеся в 20 веке, помнят время, когда появление телефона с ИК-портом у какого-нибудь пятиклассника обеспечивало ему любовь и уважение всего класса. А наличие компьютера дома делало ребенка самым популярным в школе. Прошло всего двадцать лет и все изменилось до неузнаваемости. По дорогам разъезжают беспилотные автомобили, чайник закипает от голосовой команды, вокруг бум связи 5G, а смартфоны уже умнее некоторых компьютеров. Мир переживает очередную научно-техническую революцию. И на этом фоне появление и активное внедрение искусственного интеллекта уже не выглядит как глава из научно-фантастической книги. Это реальность.
Новые технологии упрощают работу и берут на себя часть обязанностей человека. Уже сейчас медицина, образование, информационные технологии, бизнес, наука, развлечения, борьба с преступностью и даже средства массовой информации не обходятся без помощи искусственного интеллекта.
Радио в данных реалиях остается самым стабильным средством массовой информации. Прогресс на него влияет не так активно. Но из-за этого радиовещание достаточно тяжело осваивает инновации, хотя потенциалом для этого обладает.
Актуальность темы заключается в том, что в современном мире внедрение искусственного интеллекта в различные сферы жизни получает все большее распространение. Медиасфера не является исключением. Уже сегодня практически невозможно различить человек или робот написал текст, а речевые характеристики голосовых ассистентов максимально приблизились
к человеческой речи. В связи с этим встает вопрос: способен ли искусственный интеллект заменить журналиста и каков его потенциал в аудиовизуальных СМИ, где нужно не просто генерировать текст, но и воспроизводить его?
Научная новизна исследования заключается в том, что в данной работе изучается направление, которое только начинает исследоваться. Искусственный интеллект в музыкально-развлекательном радиовещании на данный момент практически не используется. А сам «Плейлист с Алисой», который описан в работе появился в медиапространстве меньше года назад. К тому же ряд материалов, которые используются в работе на русском языке ранее представлены не были. Это работа Macroni F., Siegman A. «The Future of Augmented Journalism», которая легла в основу научной базы по использованию искусственного интеллекта в журналистике, Оксфордский доклад института исследования журналистики Newman N. Journalism, Media, and Technology Trends and Predictions, где описывается виденье журналистики будущего, тезисы которого подтверждаются в данной работе и ряд текстов Associated Press и BBC, использованные для примеров в работе.
Цель работы - оценить перспективы внедрения искусственного интеллекта в музыкально-развлекательное радиовещание
Объект исследования - контент на музыкально-развлекательных радиостанциях в России.
Предмет исследования - «Плейлист с Алисой» от Яндекс.Музыки.
Задачи:
а) изучить историю внедрения искусственного интеллекта в журналистику;
б) выявить специфику современного музыкально-развлекательного радиовещания;
в) проанализировать перспективы внедрения искусственного интеллекта в музыкально-развлекательную радиожурналистику;
г) исследовать опыт использования искусственного интеллекта в альтернативе музыкально- развлекательному вещанию - «Плейлисте с Алисой» от Яндекс музыки;
д) сравнить «Плейлист с Алисой» от Яндекс музыки с программой «Чартова дюжина» на популярной музыкально-развлекательной радиостанции «Наше радио».
Теоретическая база работы - научные труды Бочарского К. с описанием сложностей внедрения инноваций в систему радиовещания; Курановой Т. П. с характеристикой речевых требований к ведущему радиоэфира; Загидуллиной М.В. с обзором теорий развития журналистики в будущем, Бубукина А.В. с четко описанной системой классического музыкально-развлекательного радиовещания в современной России; «Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные» под редакцией А.Г. Качкаевой позволила составить хронологию внедрения искусственного интеллекта в журналистику.
Методы исследования: анализ научной литературы по избранной теме, мониторинг радийного контента в эфире и на не эфирных площадках, сравнительно-сопоставительный анализ, анализ статистических данных исследовательской компании Mediascope и Яндекс. Статистики.
Эмпирическая база исследования — программа «Чартова дюжина» на радиостанции «Наше радио» (13 выпусков) за период с 24 апреля по 17 мая 2020 и «Плейлист с Алисой» от Яндекс.Музыки (33 выпуска) с 7 ноября по 18 мая 2020.
«Наше радио» выбрано для сравнения, как некий собирательный образ музыкально-развлекательной радиоиндустрии. В нем собраны все характерные элементы этой отрасли, при этом нет каких-либо ярких отличительных черт, которые могли исказить достоверность результатов сравнения, как, например, на «Ретро FM». К тому же в ротации на этом радио присутствуют только русские песни, как и в анализируемом «Плейлисте с Алисой».
Программа же «Чартова дюжина», которая непосредственно сравнивается с «Плейлистом с Алисой» является классическим примером музыкальных чартов. Где друг за другом звучат песни, а ведущий сопровождает их короткими подводками. Примерно по этой схеме работает и «Плейлист с Алисой». Поэтому их можно, в какой-то степени, считать конкурирующими продуктами, а значит и анализировать.
Так же проведено анкетирование ста пятидесяти человек (см. Приложение А). 61,3% из них женщины и 38,7% мужчины. Соотношение опрошенных по возрасту: 14,7% - младше 18 лет, 58% - от 18 до 25 и 27,3% - старше 25. Оно состояло из двух частей. Первая нужна была для выявление качественных характеристик взаимодействия пользователей с голосовыми помощниками (см. Приложение Б). Особое внимание было уделено речи ассистентов, ее естественности и умению поддерживать диалог. Вторая часть состояла из шести текстов, три из которых написаны журналистами, а три искусственным интеллектом (см. Приложение В). Задача анкетируемых состояла в том, чтобы определить, где чей текст. Это было нужно, чтобы убедиться в том, что машины научились писать не хуже людей.
Практическая значимость: поскольку в работе обобщены и проанализированы последние тенденции развития технологии с использование искусственного интеллекта в журналистике и принципы музыкально-развлекательного вещания, то данная работа может быть полезна продюсерам музыкально-развлекательных радиопрограмм, а также преподавателям дисциплин, связанных с современной журналистикой и продюсированием радиошоу.
Апробация работы: основные научные результаты исследования изложены в виде тезисов и отобраны для очного этапа всероссийской конференции «Ломоносов-2020», опубликованы в периодическом ежегодном издании «Медиаисследования года (2020)» и размещены в наукометрической базе ELIBRARY (РИНЦ). А также озвучены на XVI Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых «Актуальные проблемы журналистки-2020» и напечатаны в итоговом сборнике данной конференции.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и списка используемых источников.
Во введении обозначена актуальность выбранной темы, её практическая значимость; определены объект и предмет исследования; поставлена цель и обозначены основные задачи для ее достижения.
В первой главе описаны: внедрение искусственного интеллекта в журналистику, оценка этого опыта и перспективы использование его в музыкально-развлекательном радиовещании.
Во второй главе проанализирован опыт альтернативы музыкально-развлекательному вещанию на примере «Плейлиста с Алисой» от Яндекс музыки и проведен сравнительный анализ его с популярными музыкально-развлекательными радиостанциями.
В заключении обобщается проделанная работа, подводятся итоги исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя итоги работы, можно сказать, что актуальность нашла свое подтверждение. Ведь мы сейчас являемся свидетелями того, как новые технологии все активнее входят в нашу жизнь, а то, что еще совсем недавно считалось киберпанком становится реальностью. В этом смысле высказывания В.В. Путина о том, что «скорость создания новых продуктов и решений растет в геометрической прогрессии» и «если кто-то сможет обеспечить монополию в искусственном интеллекте, то станет властелином мира» более чем относятся и к сфере массовых коммуникаций.
Но музыкально-развлекательное вещание в этих условиях пока является лишь перспективной сферой для внедрения искусственного интеллекта. «Плейлист с Алисой» лишь один из примеров того, как это может быть реализовано. Это подтверждает и проведенный в ходе работы сравнительный анализ с действующей музыкально-развлекательной радиостанцией «Наше радио».
Уже сейчас на современном этапе развития отрасли «умной журналистики», роботы во многом превосходят людей, выполняя работу, требующую быстрого анализа большого массива информации. Они уже почти научились имитировать человеческую речь, определять достоверные ресурсы, понимать, что интересно читателю, а что нет, работать оперативно и выдавать совершенно невообразимые результаты.
Однако, как бы парадоксально это ни звучало, искусственный интеллект все еще не обладает интеллектом. Он умеет лишь выполнять задачи, для которых его создали, не обладая при этом самостоятельность и способностью мгновенно и нестандартно реагировать на происходящее здесь и сейчас. Это и объясняет локальность сфер применения роботов- журналистов, хорошо подходящих для создания предварительной видео-нарезки, распознавания моделей речевых сигналов, идентификации лиц в толпе, примитивного анализа и компоновки информации. Можно, конечно, доверить роботу прогноз погоды или публикацию о результате футбольного матча, но, к примеру, написать полноценную эмоционально естественную, художественно выстроенную, стилистически самобытную статью машина пока не может. Как не может и заменить реального ведущего в прямом эфире радиостанции из-за неумения реагировать на форс мажорные ситуации. К тому же в аудиовизуальных СМИ мало просто написанного текста, его нужно правильно пр_|Ьру1спЬ. А речь - это то направление, в которой искусственному интеллекту еще предстоит развиваться.
Но это не значит, что из-за этого все перечисленные преимущества искусственного интеллекта нужно отодвинуть на второй план. Одни только голосовые помощники обладают колоссальным потенциалом для внедрения в аудиовизуальную журналистику. Они собирают, анализируют и компонуют информацию, а значит короткие информационные тексты они могут создавать без труда. Они способны ориентироваться на контекст, а значит смогут поддерживать минимальную беседу и заполнять возникающие паузы найденными интересными фактами по теме. Помимо этого, они способны синхронизироваться с большим количеством устройств и служить для них пультом управления. Тогда и часть технических задач, таких как вывод аудиодорожки или прием звонка, они могут взять на себя.
Если же возвращаться к речевым характеристикам, то они не так плохи. Да ошибки в произношении не исключены, есть еще некая прерывистость во фразах и звучание еще далеко от живой человеческой речи, но это уже далеко не пищащий электронный звук с огромными паузами и отсутствующим согласованием между членами предложения, как это было на начальных этапах. Сегодня у голосовых помощников есть настоящий голос, в них заложены черты характера, у Алисы даже есть любимая песня. Да они звучат не совсем естественно, но уже не создают брак по звуку, не режут слух, а наоборот вызывают снисхождение и улыбку, как ребенок, который еще только учится говорить. А если это отличие речи искусственного интеллекта от человеческой намеренно подчеркнуть и пустить в эфир их в качестве соведущих - это создаст уникальную, звуковую картину, которая своей неординарностью сможет привлечь дополнительную аудиторию слушателей.
Это те сильные стороны, которые на сегодняшний день реализовать не так сложно. А если приложить чуть больше усилий, то и полюбившийся многим индивидуальный подход «Плейлиста с Алисой» можно адаптировать под современное радио.
Широкое применение данных технологий в сфере радиовещания остается вопросом времени. Пока что взрослому населению, которое росло на совсем других технологиях, сложно дается такого рода взаимодействие. Многие воспринимают его, как чужеродное и непонятное. Но поколения обновляются, и уже совсем скоро нынешняя молодежь, которая является ровесницей новой технологической революции, будет основой аудитории. А значит и ориентиры сместятся в сторону прогрессивных решений и тут уже в выигрыше останется тот, кто раньше других успеет их применить.



1. Бубукин А.В. Эфирные тайны. — Новосибирск: Издательство «FM-реклама», 2003. 148 с.
2. Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А.Г. Качкаевой. - М.:, 2010. - 200 с.
3. Загидуллина М.В. Будущее журналистики и журналист будущего, и журналист будущего: обзор исследовательских мнений / М.В. Загидуллина // Знак: проблемное поле медиаобразования. — 2011. — Т. 1, No 7. — С. 34-38.
4. Куранова, Т. П. Языковая игра в речи теле- и радиоведущих [Текст] : дис. ... канд. филол. наук / Т. П. Куранова. - Ярославль, 2008.
5. Латухина К. Путин назвал условие господства в мире / К. Латухина / Российская газета. — 2019. — 30 мая.
6. Бочарский К. Алексей Венедиктов: «Медиа проспали две цифровых революции и готовятся проспать третью» [Электронный ресурс] / К. Бочарский // Pressfeed. — Режим доступа: https://news.pressfeed.ru/venediktov.
7. Умная журналистика: искусственный интеллект в редакции / [Электронный ресурс] URL: https://ru.ejo.ch/novie-media/umnaya-zhurnalistika
8. TJournal / [Электронный ресурс] URL: https://tjournal.ru/tech/128394-v-yandeks- muzyke-poyavilsya-personalnyy-pleyhst-s-ahsoy-ona-vystupaet-v-roh- radiodidzheya-i-kommentiruet-treki
9. Associated Press News / [Электронный ресурс] URL: https://apnews.com
10. Macroni F., Siegman A. The Future of Augmented Journalism: A guide for
newsrooms in the age of smart machines. AP Insights. Электрон. версия печат. публ. URL: https://insights.ap.org/uploads/images/the-future-of-augmented-
journalism_ap-report.pdf.
11. Newman N. Journalism, Media, and Technology Trends and Predictions 2019 / University of Oxford, 2019. — 48 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ