НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ 8
ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ 9
ВВЕДЕНИЕ ю
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДМЕТНЫХ
ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
1.1 Понятие предметные действия 13
1.2 Онтогенетические и дизонтогенетические аспекты проблемы формирования предметных действий у детей раннего возраста
1.3 Методический аспект проблемы исследования. Полисенсорный подход 22
1.4 Педагогические условия развития предметных действий с использованием полисенсорного подхода
2 МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
2.1 Цель, задачи, методика констатирующего эксперимента 32
2.2 Описание результатов констатирующего эксперимента 35
3 ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ ПРИ ПОМОЩИ ПОЛИСЕНСОРНОГО ПОДХОДА
3.1 Цель, задачи, методика формирующего эксперимента 46
3.2 Описание работы по формированию предметных действий у детей раннего возраста с множественными нарушениями развития
3.3 Проверка эффективности проделанной работы по формированию предметных действий с использованием полисенсорного подхода
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ А Список детей с множественными нарушениями развития и нормы
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Описание уровней 70
ПРИЛОЖЕНИЕ В Методика проведения констатирующего эксперимента 72
ПРИЛОЖЕНИЕ Г (обязательное) Результаты констатирующего эксперимента
ПРИЛОЖЕНИЕ Д (обязательное) Планирование работы по развитию предметных действий
ПРИЛОЖЕНИЕ Е (обязательное) Результаты контрольного эксперимента
Жизнь современного человека окружена предметами. Без использования предметов быта, техники, посуды, мебели, инструментов и т.д. человек не приспособлен жить в обществе. В раннем возрасте ребенок осваивает необходимые в будущем предметные действия:
- интересуется окружающими предметами и активно действует с ними;
- эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами;
-стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
- использует специфические, культурно фиксированные предметные действия;
- знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими;
- понимает речь взрослых, знает названия окружающих предметов и игрушек.
Чтобы этому научиться, ребенок должен реализовать свои потребности: все попробовать, потрогать, потрепать, поэкспериментировать со всеми предметами, которые его окружают, подвигать их в пространстве. Только так он приобретет опыт, необходимый для развития - это станет основой успешного формирования предметных действий, в дальнейшем овладения предметной деятельностью, игровой и учебной.
Освоение действий с предметами необходимо всем детям. Каждый ребенок имеет право на социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие и физическое развитие, не смотря на проблемы со здоровьем. В настоящее время возрастает число детей с множественными нарушениями развития. Возникают трудности в выборе обучения таких детей, в выборе средств и подходов к проблеме. Отечественные и зарубежные исследователи ищут пути помощи детям с множественными нарушениями. У детей с множественными нарушениями в виду не развитых каналов восприятия обеднена чувственная сфера, что в свою очередь влечет задержку в овладении предметными действиями.
Полисенсорный подход может быть условием развития предметных действий, так как воздействует на все области психического и физического развития.
ФГОС требует, чтобы условия реализации основной образовательной программы обеспечивали полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, среди которых важное значение имеет социально- коммуникативная, познавательная и физическая сферы. Коррекционная работа или инклюзивное образование должны быть направлены на:
- обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;
- освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Анализ теоретических основ и практического наблюдения свидетельствуют о том, что для формирования предметных действий у детей раннего возраста в специальном образовании недостаточно методических эффективных средств и подходов коррекционной работы.
Проблема исследования: противоречие между требованиями ФГОС к уровню развития предметных действий у детей раннего возраста с множественными нарушениями развития и недостаточным количеством эффективных и адекватных средств такого формирования.
Цель: изучение теоретических основ проблемы исследования, разработка, апробация и проверка эффективности комплекса коррекционных занятий на основе полисенсорного подхода по развитию предметных действий у детей раннего возраста с множественными нарушениями развития.
Задачи:
1) Изучить теоретические основы проблемы развития предметных действий у детей раннего возраста с множественными нарушениями развития.
2) Разработать методику констатирующего эксперимента, направленную на изучение уровней сформированности предметных действий у детей с нормальным и нарушенным развитием.
3) Изучить особенности сформированности предметных действий у детей двух - трех лет, воспитывающихся в условиях дома ребенка.
4) Разработать и апробировать комплекс занятий, используя полисенсорный подход для развития предметных действий.
5) Определить эффективность проделанной работы.
Объект: развитие предметных действий у детей раннего возраста с множественными нарушениями развития.
Предмет: процесс применения полисенсорного подхода как средства развития предметных действий у детей раннего возраста с множественными нарушениями развития.
Гипотеза исследования: мы полагаем, что эффективность развития предметных действий у детей раннего возраста с множественными нарушениями развития может быть выше, если использовать полисенсорный подход при соблюдении следующих условий:
- разнообразия видов заданий и материалов;
- поэтапного перехода от совместных действий с взрослым к действиям по образцу взрослого; от действий по образцу взрослого к самостоятельным предметным действиям;
- адаптации самих заданий с учетом структуры дефекта ребенка.
Методы исследования:
1) теоретический (анализ и обобщение психологической, педагогической и специальной литературы по теме исследования);
2) экспериментальный (констатирующий, формирующий, контрольный);
3) качественный и количественный анализ полученных данных с использованием математического расчета достоверности различий (по U критерию Манна-Уитни для малых выборок).
База проведения исследования ГКУЗ АО «Специализированный дом ребенка для детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики».
В раннем возрасте ребенок осваивает необходимые в будущем предметные действия: интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; стремится проявлять настойчивость в достижении результата; узнает о бытовых предметах и умеет пользоваться ими. Чтобы этому научиться, ребенок должен реализовать свои потребности: все попробовать, потрогать, потрепать, поэкспериментировать со всеми предметами, которые его окружают, подвигать их в пространстве.
Целью нашей работы было изучение теоретических основ проблемы исследования, разработка, апробация и проверка эффективности комплекса коррекционных занятий по формированию предметных действий с использованием полисенсорного подхода. Нами была выдвинута гипотеза: мы полагаем, что эффективность развития предметных действий у детей раннего возраста с множественными нарушениями развития может быть выше, если использовать полисенсорный подход при соблюдении следующих педагогических условий:
- разнообразие видов заданий и материалов;
- поэтапного перехода от совместных действий с взрослым к действиям по образцу взрослого;
- от действий по образцу взрослого к самостоятельным предметным действиям;
- адаптация самих заданий с учетом структуры нарушений ребенка.
Анализ литературы позволил выделить определения основных понятий: предметные действия, ранний возраст, множественные нарушения, полисенсорный подход. Также анализ литературных источников показал, что в настоящее время разработано недостаточно методов и приемов для развития предметных действий у детей раннего возраста. Поэтому стала целесообразна разработка комплекса занятий по формированию предметных действий с использованием полисенсорного подхода.
Анализ педагогических условий для развития предметных действий показал, что в доме ребенка создана образовательная предметно-развивающая среда, но задачи по формированию и развитию предметных действий решаются косвенно. Для осуществления полисенсорного подхода организована Монтессори-среда, имеется оборудование, однако, используются редко. Мы считаем, что полисенсорный подход является эмоционально привлекательным, способен заинтересовать всех участников образовательного процесса.
Нами была разработана методика исследования уровня сформированности предметных действий, проведено исследование, в ходе которого получены результаты исследования сформированности предметных действий у детей с множественными нарушениями и детей с нормальным развитием.
Учитывая результаты, мы выявили следующие особенности развития предметных действий у детей с множественными нарушениями:
- несформированность пинцетного захвата;
- низкий уровень сформированности соотносящих действий;
- несогласованность движений обеих рук;
- низкий уровень сформированности орудийных предметных действий;
- затруднено формирование тонких моторных орудийных предметных действий;
- трудности в совершении движении рук на горизонтальной плоскости.
Таким образом, мы выявили преобладающий низкий уровень сформированности предметных действий у детей с множественными нарушениями развития, что свидетельствовало о необходимости организованной специальной коррекционной работы с детьми раннего возраста с множественными нарушениями.
Результаты исследования были учтены при постановке задач и разработке методики формирующего эксперимента.
В ходе формирующего эксперимента нами была разработана поэтапная методика, которая давала возможность формировать предметные действия, учитывая возможности детей и особенности развития предметных действий, выявленные в ходе констатирующего эксперимента.
Сравнительный анализ, характеризующий уровни сформированности предметных действий до и после проведения эксперимента, позволил установить незначительное улучшение результатов по всем выбранным нами уровням формирования предметных действий: в экспериментальной группе на 11,84%. Большинство детей остаются на среднем уровне формирования предметных действий. Положительная динамика прослеживается также и в контрольной группе, но не в таких значительных масштабах: количество баллов у детей из контрольной группы увеличилось на 1,85%. Большинство детей остаются на низком уровне формирования предметных действий.
Анализ литературы и проведенная работа позволили нам сделать вывод, что полисенсорный подход - эффективное средство формирования предметных действий.
Таким образом, в процессе эксперимента полностью подтвердилась выдвинутая гипотеза.
1. Авдеева Н.Н. Развитие «образа Я» у воспитанников дома ребенка в первые три года жизни // Психологическая наука и образование, 2009, №3. - С. 13-23.
2. Айрес, Э.Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э. Дж. Айрес; [пер.с англ. Юлии Даре]. - М.: Теревинф, 2009. - 272 с.
3. Власова Т.А. О влиянии нарушения слуха на развитие ребенка [Текст] / Т.А. Власова. - М.: АПН РСФСР, 1954. - 132 с.
4. Выготский Л.С. Основы дефектологии [Текст]: учеб. пособ. / Л.С. Выготский- СПб.: Лань, 2003. - 654 с.
5. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / Л.А. Головчиц - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 304 с.
6. Дедюхина Г.В., Яньшина Т.А., Могучая Л.Д. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими детским церебральным параличом. Учебно-практическое пособие для логопедов и медицинских работников. - М.: Издательство: Гном и Д, 2001. - 32 с.
7. Дедюхина Г.В. Основы организации воспитания и реабилитации детей- инвалидов 0-4 лет со сложной структурой дефекта / Г.В. Дедюхина, Е.Д. Худенко, Е.В. Кириллова// «Центр коррекционных технологий». - М.: 2008. - 144с.
8. Джонсон-Мартин Н.М., Дженс К.Г., Аттермиер С.М., Хаккер Б.Дж. Программа «Каролина» для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями. / под ред. Н.Ю. Барановой. - СПб.: Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства КАРО, 2005. - 336 с.
9. Дошкольное воспитание аномальных детей. / Под ред. Л.Н. Носковой. -М.: Просвещение, 1993. - 235c.
10. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М.//Психофизиология ребенка - М.: Владос, 2000.- С.66-68.
11. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений
компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. - М.:
Просвещение, 2003. - Картушина М.Ю. Забавы для малышей 2-3 лет. - М.:ТЦ Сфера, 2005.
12. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. Для учителя. - М.: «БУК-МАСТЕР», 1993.- 191с.
13. Лукина Н.А., Сарычева И.Ф. Логоритмическое занятие с детьми раннего возраста.- СПБ.: Паритет, 2004.
14. Леонгард Э. И. Я не хочу молчать! Опыт работы по обучению детей с нарушением слуха по методу Леонгард / Е. А. Иванова, Е. Г. Самсонова Э. И. Леонгард, - Издательство: Теревинф, 2009.- 95с.
15. Обухова, Т.И. Основы дошкольной сурдопедагогики[Текст]:учеб.пособ. / Т.И. Обухова - Минск: 2003.
16. Обухова Т.И. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха [Текст]: учеб.-метод. Пособие / Т.И. Обухова - Минск: БГПУ, 2007. - 54 с.
17. От рождения до школы [Текст]: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика Синтез, 2014. - 368 с
18. Павлова Л.Н., Пилюгина Э.Г, Волосова Е.Б. Раннее детство: познавательное развитие. Методическое пособие. - М.: Мозаика Синтез, 2000. - 152 с.
19. Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л./Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни. - М.: Медицина, 1983. - 67 с.
20. Панфилова М.А. Игротерапия общения./Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей / М.А. Панфилова. - М.: Издательство: Гном и Д, 2008. - 160 с.
21. Примерная основная программа Детский сад по системе Монтессори. Составители: О. Борисова, В. Михайлова, Е. Хилтунен// Журнал для профессионалов Монтессори клуб (специальный выпуск).-2013. - №4.
22. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Маленькие ступени. Университет Маккуэри, Сидней
23. Программа группы для детей от 8 месяцев до 3 лет работающей с
использованием Монтессори-метода «Вместе с мамой». - М.:
Общероссийский профессиональный союз Ассоциация Монтессори-педагогов России, 2010.
24. Роберт Л. Солсо. Когнитивная психология - пер. с англ. - М.: Тривола, 1996. Русское издание подготовлено по материалам 1988-1995г. изд. «Тривола». - 600с.
25. Саломатина И.В. Программа сенсорного развития для детей с грубыми множественными нарушениями // Дефектология. - 1998.-№2.Специальная педагогика[Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
26. Солнцева Л.И., Хорош С.М. Воспитание слепых детей раннего возраста. Советы родителям: Практическое пособие / Л.И. Солнцева, С.М. Хорош. - 2-е изд. - М.: Издательство «Экзамен», 2004. - 128 с.
27. Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста. - М.: изд. «Полиграф сервис», 2000. - 124 с.
28. Сурдопедагогика [Текст]:учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Г. Багрова и др. под ред. Е.Г. Речицкой. - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. - 655с.
29. Сиротюк А.С. Воспитание ребенка в инклюзивной среде. Методика, диагностика. М.: ТЦ Сфера, 2014. - 128 с.
30. Физиология сенсорных систем и высшей нервной деятельности: в 2 т. Т.1. // Физиология сенсорных систем: учебник для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Я.А. Альтмана, Г.А. Куликова - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 288 с.
31. Шалаурова Е.В. Познавательная деятельность в процессе абилитации детей с множественной психомоторной патологией развития / Е.В. Шалаурова, А.Г. Соловьев, Е.А. Бочарова// Журнал медико-биологических исследований - 2015. - №3 - с.87-94