Полисенсорный подход как условие развития предметных действий у детей раннего возраста с множественными нарушениями развития
|
НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ 8
ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ 9
ВВЕДЕНИЕ ю
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДМЕТНЫХ
ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
1.1 Понятие предметные действия 13
1.2 Онтогенетические и дизонтогенетические аспекты проблемы формирования предметных действий у детей раннего возраста
1.3 Методический аспект проблемы исследования. Полисенсорный подход 22
1.4 Педагогические условия развития предметных действий с использованием полисенсорного подхода
2 МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
2.1 Цель, задачи, методика констатирующего эксперимента 32
2.2 Описание результатов констатирующего эксперимента 35
3 ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ ПРИ ПОМОЩИ ПОЛИСЕНСОРНОГО ПОДХОДА
3.1 Цель, задачи, методика формирующего эксперимента 46
3.2 Описание работы по формированию предметных действий у детей раннего возраста с множественными нарушениями развития
3.3 Проверка эффективности проделанной работы по формированию предметных действий с использованием полисенсорного подхода
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ А Список детей с множественными нарушениями развития и нормы
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Описание уровней 70
ПРИЛОЖЕНИЕ В Методика проведения констатирующего эксперимента 72
ПРИЛОЖЕНИЕ Г (обязательное) Результаты констатирующего эксперимента
ПРИЛОЖЕНИЕ Д (обязательное) Планирование работы по развитию предметных действий
ПРИЛОЖЕНИЕ Е (обязательное) Результаты контрольного эксперимента
ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ 9
ВВЕДЕНИЕ ю
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДМЕТНЫХ
ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
1.1 Понятие предметные действия 13
1.2 Онтогенетические и дизонтогенетические аспекты проблемы формирования предметных действий у детей раннего возраста
1.3 Методический аспект проблемы исследования. Полисенсорный подход 22
1.4 Педагогические условия развития предметных действий с использованием полисенсорного подхода
2 МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
2.1 Цель, задачи, методика констатирующего эксперимента 32
2.2 Описание результатов констатирующего эксперимента 35
3 ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ ПРИ ПОМОЩИ ПОЛИСЕНСОРНОГО ПОДХОДА
3.1 Цель, задачи, методика формирующего эксперимента 46
3.2 Описание работы по формированию предметных действий у детей раннего возраста с множественными нарушениями развития
3.3 Проверка эффективности проделанной работы по формированию предметных действий с использованием полисенсорного подхода
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ А Список детей с множественными нарушениями развития и нормы
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Описание уровней 70
ПРИЛОЖЕНИЕ В Методика проведения констатирующего эксперимента 72
ПРИЛОЖЕНИЕ Г (обязательное) Результаты констатирующего эксперимента
ПРИЛОЖЕНИЕ Д (обязательное) Планирование работы по развитию предметных действий
ПРИЛОЖЕНИЕ Е (обязательное) Результаты контрольного эксперимента
Жизнь современного человека окружена предметами. Без использования предметов быта, техники, посуды, мебели, инструментов и т.д. человек не приспособлен жить в обществе. В раннем возрасте ребенок осваивает необходимые в будущем предметные действия:
- интересуется окружающими предметами и активно действует с ними;
- эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами;
-стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
- использует специфические, культурно фиксированные предметные действия;
- знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими;
- понимает речь взрослых, знает названия окружающих предметов и игрушек.
Чтобы этому научиться, ребенок должен реализовать свои потребности: все попробовать, потрогать, потрепать, поэкспериментировать со всеми предметами, которые его окружают, подвигать их в пространстве. Только так он приобретет опыт, необходимый для развития - это станет основой успешного формирования предметных действий, в дальнейшем овладения предметной деятельностью, игровой и учебной.
Освоение действий с предметами необходимо всем детям. Каждый ребенок имеет право на социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие и физическое развитие, не смотря на проблемы со здоровьем. В настоящее время возрастает число детей с множественными нарушениями развития. Возникают трудности в выборе обучения таких детей, в выборе средств и подходов к проблеме. Отечественные и зарубежные исследователи ищут пути помощи детям с множественными нарушениями. У детей с множественными нарушениями в виду не развитых каналов восприятия обеднена чувственная сфера, что в свою очередь влечет задержку в овладении предметными действиями.
Полисенсорный подход может быть условием развития предметных действий, так как воздействует на все области психического и физического развития.
ФГОС требует, чтобы условия реализации основной образовательной программы обеспечивали полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, среди которых важное значение имеет социально- коммуникативная, познавательная и физическая сферы. Коррекционная работа или инклюзивное образование должны быть направлены на:
- обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;
- освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Анализ теоретических основ и практического наблюдения свидетельствуют о том, что для формирования предметных действий у детей раннего возраста в специальном образовании недостаточно методических эффективных средств и подходов коррекционной работы.
Проблема исследования: противоречие между требованиями ФГОС к уровню развития предметных действий у детей раннего возраста с множественными нарушениями развития и недостаточным количеством эффективных и адекватных средств такого формирования.
Цель: изучение теоретических основ проблемы исследования, разработка, апробация и проверка эффективности комплекса коррекционных занятий на основе полисенсорного подхода по развитию предметных действий у детей раннего возраста с множественными нарушениями развития.
Задачи:
1) Изучить теоретические основы проблемы развития предметных действий у детей раннего возраста с множественными нарушениями развития.
2) Разработать методику констатирующего эксперимента, направленную на изучение уровней сформированности предметных действий у детей с нормальным и нарушенным развитием.
3) Изучить особенности сформированности предметных действий у детей двух - трех лет, воспитывающихся в условиях дома ребенка.
4) Разработать и апробировать комплекс занятий, используя полисенсорный подход для развития предметных действий.
5) Определить эффективность проделанной работы.
Объект: развитие предметных действий у детей раннего возраста с множественными нарушениями развития.
Предмет: процесс применения полисенсорного подхода как средства развития предметных действий у детей раннего возраста с множественными нарушениями развития.
Гипотеза исследования: мы полагаем, что эффективность развития предметных действий у детей раннего возраста с множественными нарушениями развития может быть выше, если использовать полисенсорный подход при соблюдении следующих условий:
- разнообразия видов заданий и материалов;
- поэтапного перехода от совместных действий с взрослым к действиям по образцу взрослого; от действий по образцу взрослого к самостоятельным предметным действиям;
- адаптации самих заданий с учетом структуры дефекта ребенка.
Методы исследования:
1) теоретический (анализ и обобщение психологической, педагогической и специальной литературы по теме исследования);
2) экспериментальный (констатирующий, формирующий, контрольный);
3) качественный и количественный анализ полученных данных с использованием математического расчета достоверности различий (по U критерию Манна-Уитни для малых выборок).
База проведения исследования ГКУЗ АО «Специализированный дом ребенка для детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики».
- интересуется окружающими предметами и активно действует с ними;
- эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами;
-стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
- использует специфические, культурно фиксированные предметные действия;
- знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими;
- понимает речь взрослых, знает названия окружающих предметов и игрушек.
Чтобы этому научиться, ребенок должен реализовать свои потребности: все попробовать, потрогать, потрепать, поэкспериментировать со всеми предметами, которые его окружают, подвигать их в пространстве. Только так он приобретет опыт, необходимый для развития - это станет основой успешного формирования предметных действий, в дальнейшем овладения предметной деятельностью, игровой и учебной.
Освоение действий с предметами необходимо всем детям. Каждый ребенок имеет право на социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие и физическое развитие, не смотря на проблемы со здоровьем. В настоящее время возрастает число детей с множественными нарушениями развития. Возникают трудности в выборе обучения таких детей, в выборе средств и подходов к проблеме. Отечественные и зарубежные исследователи ищут пути помощи детям с множественными нарушениями. У детей с множественными нарушениями в виду не развитых каналов восприятия обеднена чувственная сфера, что в свою очередь влечет задержку в овладении предметными действиями.
Полисенсорный подход может быть условием развития предметных действий, так как воздействует на все области психического и физического развития.
ФГОС требует, чтобы условия реализации основной образовательной программы обеспечивали полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, среди которых важное значение имеет социально- коммуникативная, познавательная и физическая сферы. Коррекционная работа или инклюзивное образование должны быть направлены на:
- обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;
- освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Анализ теоретических основ и практического наблюдения свидетельствуют о том, что для формирования предметных действий у детей раннего возраста в специальном образовании недостаточно методических эффективных средств и подходов коррекционной работы.
Проблема исследования: противоречие между требованиями ФГОС к уровню развития предметных действий у детей раннего возраста с множественными нарушениями развития и недостаточным количеством эффективных и адекватных средств такого формирования.
Цель: изучение теоретических основ проблемы исследования, разработка, апробация и проверка эффективности комплекса коррекционных занятий на основе полисенсорного подхода по развитию предметных действий у детей раннего возраста с множественными нарушениями развития.
Задачи:
1) Изучить теоретические основы проблемы развития предметных действий у детей раннего возраста с множественными нарушениями развития.
2) Разработать методику констатирующего эксперимента, направленную на изучение уровней сформированности предметных действий у детей с нормальным и нарушенным развитием.
3) Изучить особенности сформированности предметных действий у детей двух - трех лет, воспитывающихся в условиях дома ребенка.
4) Разработать и апробировать комплекс занятий, используя полисенсорный подход для развития предметных действий.
5) Определить эффективность проделанной работы.
Объект: развитие предметных действий у детей раннего возраста с множественными нарушениями развития.
Предмет: процесс применения полисенсорного подхода как средства развития предметных действий у детей раннего возраста с множественными нарушениями развития.
Гипотеза исследования: мы полагаем, что эффективность развития предметных действий у детей раннего возраста с множественными нарушениями развития может быть выше, если использовать полисенсорный подход при соблюдении следующих условий:
- разнообразия видов заданий и материалов;
- поэтапного перехода от совместных действий с взрослым к действиям по образцу взрослого; от действий по образцу взрослого к самостоятельным предметным действиям;
- адаптации самих заданий с учетом структуры дефекта ребенка.
Методы исследования:
1) теоретический (анализ и обобщение психологической, педагогической и специальной литературы по теме исследования);
2) экспериментальный (констатирующий, формирующий, контрольный);
3) качественный и количественный анализ полученных данных с использованием математического расчета достоверности различий (по U критерию Манна-Уитни для малых выборок).
База проведения исследования ГКУЗ АО «Специализированный дом ребенка для детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики».
В раннем возрасте ребенок осваивает необходимые в будущем предметные действия: интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; стремится проявлять настойчивость в достижении результата; узнает о бытовых предметах и умеет пользоваться ими. Чтобы этому научиться, ребенок должен реализовать свои потребности: все попробовать, потрогать, потрепать, поэкспериментировать со всеми предметами, которые его окружают, подвигать их в пространстве.
Целью нашей работы было изучение теоретических основ проблемы исследования, разработка, апробация и проверка эффективности комплекса коррекционных занятий по формированию предметных действий с использованием полисенсорного подхода. Нами была выдвинута гипотеза: мы полагаем, что эффективность развития предметных действий у детей раннего возраста с множественными нарушениями развития может быть выше, если использовать полисенсорный подход при соблюдении следующих педагогических условий:
- разнообразие видов заданий и материалов;
- поэтапного перехода от совместных действий с взрослым к действиям по образцу взрослого;
- от действий по образцу взрослого к самостоятельным предметным действиям;
- адаптация самих заданий с учетом структуры нарушений ребенка.
Анализ литературы позволил выделить определения основных понятий: предметные действия, ранний возраст, множественные нарушения, полисенсорный подход. Также анализ литературных источников показал, что в настоящее время разработано недостаточно методов и приемов для развития предметных действий у детей раннего возраста. Поэтому стала целесообразна разработка комплекса занятий по формированию предметных действий с использованием полисенсорного подхода.
Анализ педагогических условий для развития предметных действий показал, что в доме ребенка создана образовательная предметно-развивающая среда, но задачи по формированию и развитию предметных действий решаются косвенно. Для осуществления полисенсорного подхода организована Монтессори-среда, имеется оборудование, однако, используются редко. Мы считаем, что полисенсорный подход является эмоционально привлекательным, способен заинтересовать всех участников образовательного процесса.
Нами была разработана методика исследования уровня сформированности предметных действий, проведено исследование, в ходе которого получены результаты исследования сформированности предметных действий у детей с множественными нарушениями и детей с нормальным развитием.
Учитывая результаты, мы выявили следующие особенности развития предметных действий у детей с множественными нарушениями:
- несформированность пинцетного захвата;
- низкий уровень сформированности соотносящих действий;
- несогласованность движений обеих рук;
- низкий уровень сформированности орудийных предметных действий;
- затруднено формирование тонких моторных орудийных предметных действий;
- трудности в совершении движении рук на горизонтальной плоскости.
Таким образом, мы выявили преобладающий низкий уровень сформированности предметных действий у детей с множественными нарушениями развития, что свидетельствовало о необходимости организованной специальной коррекционной работы с детьми раннего возраста с множественными нарушениями.
Результаты исследования были учтены при постановке задач и разработке методики формирующего эксперимента.
В ходе формирующего эксперимента нами была разработана поэтапная методика, которая давала возможность формировать предметные действия, учитывая возможности детей и особенности развития предметных действий, выявленные в ходе констатирующего эксперимента.
Сравнительный анализ, характеризующий уровни сформированности предметных действий до и после проведения эксперимента, позволил установить незначительное улучшение результатов по всем выбранным нами уровням формирования предметных действий: в экспериментальной группе на 11,84%. Большинство детей остаются на среднем уровне формирования предметных действий. Положительная динамика прослеживается также и в контрольной группе, но не в таких значительных масштабах: количество баллов у детей из контрольной группы увеличилось на 1,85%. Большинство детей остаются на низком уровне формирования предметных действий.
Анализ литературы и проведенная работа позволили нам сделать вывод, что полисенсорный подход - эффективное средство формирования предметных действий.
Таким образом, в процессе эксперимента полностью подтвердилась выдвинутая гипотеза.
Целью нашей работы было изучение теоретических основ проблемы исследования, разработка, апробация и проверка эффективности комплекса коррекционных занятий по формированию предметных действий с использованием полисенсорного подхода. Нами была выдвинута гипотеза: мы полагаем, что эффективность развития предметных действий у детей раннего возраста с множественными нарушениями развития может быть выше, если использовать полисенсорный подход при соблюдении следующих педагогических условий:
- разнообразие видов заданий и материалов;
- поэтапного перехода от совместных действий с взрослым к действиям по образцу взрослого;
- от действий по образцу взрослого к самостоятельным предметным действиям;
- адаптация самих заданий с учетом структуры нарушений ребенка.
Анализ литературы позволил выделить определения основных понятий: предметные действия, ранний возраст, множественные нарушения, полисенсорный подход. Также анализ литературных источников показал, что в настоящее время разработано недостаточно методов и приемов для развития предметных действий у детей раннего возраста. Поэтому стала целесообразна разработка комплекса занятий по формированию предметных действий с использованием полисенсорного подхода.
Анализ педагогических условий для развития предметных действий показал, что в доме ребенка создана образовательная предметно-развивающая среда, но задачи по формированию и развитию предметных действий решаются косвенно. Для осуществления полисенсорного подхода организована Монтессори-среда, имеется оборудование, однако, используются редко. Мы считаем, что полисенсорный подход является эмоционально привлекательным, способен заинтересовать всех участников образовательного процесса.
Нами была разработана методика исследования уровня сформированности предметных действий, проведено исследование, в ходе которого получены результаты исследования сформированности предметных действий у детей с множественными нарушениями и детей с нормальным развитием.
Учитывая результаты, мы выявили следующие особенности развития предметных действий у детей с множественными нарушениями:
- несформированность пинцетного захвата;
- низкий уровень сформированности соотносящих действий;
- несогласованность движений обеих рук;
- низкий уровень сформированности орудийных предметных действий;
- затруднено формирование тонких моторных орудийных предметных действий;
- трудности в совершении движении рук на горизонтальной плоскости.
Таким образом, мы выявили преобладающий низкий уровень сформированности предметных действий у детей с множественными нарушениями развития, что свидетельствовало о необходимости организованной специальной коррекционной работы с детьми раннего возраста с множественными нарушениями.
Результаты исследования были учтены при постановке задач и разработке методики формирующего эксперимента.
В ходе формирующего эксперимента нами была разработана поэтапная методика, которая давала возможность формировать предметные действия, учитывая возможности детей и особенности развития предметных действий, выявленные в ходе констатирующего эксперимента.
Сравнительный анализ, характеризующий уровни сформированности предметных действий до и после проведения эксперимента, позволил установить незначительное улучшение результатов по всем выбранным нами уровням формирования предметных действий: в экспериментальной группе на 11,84%. Большинство детей остаются на среднем уровне формирования предметных действий. Положительная динамика прослеживается также и в контрольной группе, но не в таких значительных масштабах: количество баллов у детей из контрольной группы увеличилось на 1,85%. Большинство детей остаются на низком уровне формирования предметных действий.
Анализ литературы и проведенная работа позволили нам сделать вывод, что полисенсорный подход - эффективное средство формирования предметных действий.
Таким образом, в процессе эксперимента полностью подтвердилась выдвинутая гипотеза.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ С ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ ЗРЕНИЯ КОМПЕНСАТОРНО-АДАПТИВНЫХ МЕХАНИЗМОВ ОСВОЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СРЕД
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2021



