ВОСПРИЯТИЕ СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА УЧЕНИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА И КОММУНИКАТИВНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
|
Введение 4
1 Теоретические основы социально - психологического климата и коммуникативной толерантности старшеклассников 7
1.1 Социально - психологический климат подросткового коллектива его сущность и факторы 7
1.2 Коммуникативная толерантность старшеклассников 16
1.3 Взаимовлияние социально - психологического климата и коммуникативной толерантности старшеклассников 25
2 Эмпирическое исследование взаимосвязи социально - психологического климата и коммуникативной толерантности старшеклассников 29
2.1 Описание процедуры и методов исследования 29
2.2 Результаты исследования и выводы 32
Заключение 44
Список литературы 49
Приложение А Экспресс - методика «Оценка социально-психологического климата в ученическом коллективе» А. С. Михалюк и Л.Ю. Шалыто 54
Приложение Б Методика общей коммуникативной толерантности В.В. Бойко 56
Приложение В Сводные данные, полученные в ходе первичной обработки экспресс методики «Оценка социально-психологического климата в ученическом коллективе» А. С. Михалюк и Л.Ю. Шалыто 59
Приложение Г Сводные данные, полученные в ходе первичной обработки методики диагностики общей коммуникативной толерантности В.В. Бойко 60
Приложение Д Упражнения, способствующие развитию коммуникативной толерантности . 61
1 Теоретические основы социально - психологического климата и коммуникативной толерантности старшеклассников 7
1.1 Социально - психологический климат подросткового коллектива его сущность и факторы 7
1.2 Коммуникативная толерантность старшеклассников 16
1.3 Взаимовлияние социально - психологического климата и коммуникативной толерантности старшеклассников 25
2 Эмпирическое исследование взаимосвязи социально - психологического климата и коммуникативной толерантности старшеклассников 29
2.1 Описание процедуры и методов исследования 29
2.2 Результаты исследования и выводы 32
Заключение 44
Список литературы 49
Приложение А Экспресс - методика «Оценка социально-психологического климата в ученическом коллективе» А. С. Михалюк и Л.Ю. Шалыто 54
Приложение Б Методика общей коммуникативной толерантности В.В. Бойко 56
Приложение В Сводные данные, полученные в ходе первичной обработки экспресс методики «Оценка социально-психологического климата в ученическом коллективе» А. С. Михалюк и Л.Ю. Шалыто 59
Приложение Г Сводные данные, полученные в ходе первичной обработки методики диагностики общей коммуникативной толерантности В.В. Бойко 60
Приложение Д Упражнения, способствующие развитию коммуникативной толерантности . 61
Актуальность работы состоит в том, что в настоящее время в школьной среде наблюдается повышение уровня агрессивности, национализма, социально опасного поведения. Насилие в среде подростков существовало во все времена, однако в настоящее время оно становится всё более заметным и жестоким. Агрессивное поведение одного или нескольких людей по отношению к другому называется буллингом. К психологической форме буллинга относятся угрозы, насмешки, клевета, бойкот [10]. В последнее время также всё более актуальным становится такой вид булинга, как кибербулинг - это травля в социальных сетях, через электронную почту, СМС [11]. Все эти формы проявления агрессии относятся к формам коммуникативной травли, которая способствует развитию сильной психологической травмы у жертвы данной агрессии. В результате педагоги и психологи начинают всё более активно искать причины появления данных явлений и пути их наиболее эффективного преодоления.
По мнению специалистов, важным шагом для предотвращения появления травли в ученическом коллективе является создание адекватных, толерантных отношений старшеклассников, сплочение коллектива, образование команды. В процессе развития коммуникативной толерантности у подростков, сплочения классного коллектива происходит формирование позитивных групповых норм и ценностей, которые важны для образования благоприятных отношений в ученическом коллективе. Изучением социально-психологического климата группы в разное время занимались Н.П. Аникеева [4], В.В. Бойко [8], Ю.А. Завадская [20], В.В. Петровский [36] и др.
Коммуникативная толерантность изучалась А.Г. Асмоловым [5], В.В. Бойко [9], И.Б. Гриншпун [14], Н.В. Недорезова [34] и др.
Рассмотрев и проанализировав научную психологическую литературу, по вопросам социально-психологического климата и коммуникативной толерантности мы выяснили, что одной из малоизученных проблем в этой области является их взаимосвязь.
Цель данной работы - выявить взаимосвязь социально-психологического климата в ученическом коллективе и коммуникативной толерантности старшеклассников.
Объектом исследования является социально-психологический климат и коммуникативная толерантность.
Предмет - взаимосвязь социально-психологического климата в ученическом коллективе и коммуникативной толерантности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• изучить и проанализировать научную литературу по проблеме восприятия социально - психологического климата в ученическом коллективе;
• рассмотреть особенности коммуникативной толерантности
старшеклассников;
• провести эмпирическое исследование взаимосвязи социально-психологического климата в ученическом коллективе и коммуникативной толерантности старшеклассников.
В качестве гипотезы выдвинуто предположение, что существует взаимосвязь социально-психологического климата в ученическом коллективе с коммуникативной толерантностью старшеклассников.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы по вопросам социально - психологического климата и коммуникативной толерантности;
- диагностика старшеклассников с помощью методик («Методика диагностики общей коммуникативной толерантности» В.В. Бойко; экспресс - диагностика «Оценка социально-психологического климата в ученическом коллективе» А.С. Михалюк, Л.Ю. Шалыто);
- обработка результатов диагностик при помощи методов математической статистики (ранговый корреляционный анализ по Спирмену).
Базой эмпирического исследования явилось муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» с. Владимиро-Александровское Партизанского муниципального района. В исследовании приняли участие 30 учащихся 9 класса. Из них 16 девочек и 14 мальчиков.
По мнению специалистов, важным шагом для предотвращения появления травли в ученическом коллективе является создание адекватных, толерантных отношений старшеклассников, сплочение коллектива, образование команды. В процессе развития коммуникативной толерантности у подростков, сплочения классного коллектива происходит формирование позитивных групповых норм и ценностей, которые важны для образования благоприятных отношений в ученическом коллективе. Изучением социально-психологического климата группы в разное время занимались Н.П. Аникеева [4], В.В. Бойко [8], Ю.А. Завадская [20], В.В. Петровский [36] и др.
Коммуникативная толерантность изучалась А.Г. Асмоловым [5], В.В. Бойко [9], И.Б. Гриншпун [14], Н.В. Недорезова [34] и др.
Рассмотрев и проанализировав научную психологическую литературу, по вопросам социально-психологического климата и коммуникативной толерантности мы выяснили, что одной из малоизученных проблем в этой области является их взаимосвязь.
Цель данной работы - выявить взаимосвязь социально-психологического климата в ученическом коллективе и коммуникативной толерантности старшеклассников.
Объектом исследования является социально-психологический климат и коммуникативная толерантность.
Предмет - взаимосвязь социально-психологического климата в ученическом коллективе и коммуникативной толерантности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• изучить и проанализировать научную литературу по проблеме восприятия социально - психологического климата в ученическом коллективе;
• рассмотреть особенности коммуникативной толерантности
старшеклассников;
• провести эмпирическое исследование взаимосвязи социально-психологического климата в ученическом коллективе и коммуникативной толерантности старшеклассников.
В качестве гипотезы выдвинуто предположение, что существует взаимосвязь социально-психологического климата в ученическом коллективе с коммуникативной толерантностью старшеклассников.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы по вопросам социально - психологического климата и коммуникативной толерантности;
- диагностика старшеклассников с помощью методик («Методика диагностики общей коммуникативной толерантности» В.В. Бойко; экспресс - диагностика «Оценка социально-психологического климата в ученическом коллективе» А.С. Михалюк, Л.Ю. Шалыто);
- обработка результатов диагностик при помощи методов математической статистики (ранговый корреляционный анализ по Спирмену).
Базой эмпирического исследования явилось муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» с. Владимиро-Александровское Партизанского муниципального района. В исследовании приняли участие 30 учащихся 9 класса. Из них 16 девочек и 14 мальчиков.
В рамках выпускной квалификационной работы нами было проведено исследование взаимосвязи социально - психологического климата ученического коллектива и коммуникативной толерантности старшеклассников.
Теоретический анализ научной психолого - педагогической литературы по вопросам изучаемой проблемы показал, что социально - психологический климат ученического коллектива - это качественная характеристика определяющая уровень межличностных взаимоотношений подростков, проявляющаяся в существовании особых психологических условий, которые способствуют либо препятствуют совместной продуктивной деятельности и всестороннему гармоничному развитию личности каждого члена коллектива. Каждый член группы оказывает влияние на психологический климат, создавая и изменяя его. Но в то же время, сам психологический климат воздействует на отдельного члена коллектива, подталкивая его поступать в соответствии с общим настроением. Также существует понятие благоприятного и неблагоприятного социально-психологического климата. Главными показателями благоприятного социально - психологического климата является доверие, сплочённость, коммуникативность, открытость, ответственность, взаимоуважение.
Коммуникативная толерантность - это интегральное образование означающее психосоциальную характеристику личности с преобладающей направленностью сознания на терпимое, бесконфликтное коммуникативное поведение, на особый, доброжелательный тип взаимодействия с другими людьми. Подводя итог анализа основных психолого - педагогических аспектов коммуникативной толерантности как одного из главных свойств личности, следует отметить, что в науке сложилось достаточно определённое понимание данного явления, его структуры, типологии, характера проявлений. Это явление комплексное и представляет собой психологическую и нравственную основу общения и принцип успешного межличностного взаимодействия.
Анализ психологической литературы также показал, что исследованию взаимосвязи социально - психологического климата ученического коллектива и коммуникативной толерантности старшеклассников уделено мало внимания. На основании существующих работ был сделан вывод лишь о том, что социально - психологический климат оказывает влияние на уровень коммуникативной толерантности. Однако следует отметить, что в данных исследованиях мало уделено внимания взаимосвязи, а также силы существующей связи компонентов структуры социально - психологического климата и их влияния на конкретные показатели коммуникативной толерантности.
Эмпирическое исследование, проведённое нами в рамках данной работы, сделало возможным провести всесторонний анализ взаимосвязи социально - психологического климата ученического коллектива и коммуникативной толерантности старшеклассников и сделать соответствующие выводы:
1. Существует отрицательная взаимосвязь эмоционального компонента психологического климата со всеми показателями коммуникативной интолерантности, в которых проявляется внутреннее неприятие или недопонимание индивидуальных качеств другого человека;
использование себя в качестве единственно правильного эталона поведения и образа мысли других людей; резкость и консервативность высказываний в адрес других людей; неспособность скрывать и сглаживать отрицательные чувства, вызванные негативными коммуникативными качествами партнёров; желание переделать, перевоспитать партнёров; сделать их «удобными»; приспособить их под себя; отсутствие умения прощать партнёрам по взаимодействию их ошибки, неловкость, случайно причинённые вам неприятности; непримиримость к дискомфортным условиям в физическом или адаптироваться к характеру и привычкам, желаниям и особенностям других людей. То есть, чем больше нравится человеку коллектив, в котором он находится, чем больше он его принимает и желает находиться в данном коллективе, тем менее выражены у него будут показатели интолерантности.
2. Выявлена взаимосвязь когнитивного компонента социально - психологического коллектива с коммуникативной толерантностью. Наиболее сильная отрицательная взаимосвязь обнаружилась с таким показателем коммуникативной интолерантности, как стремление переделать партнёра под себя. Таким образом, чем лучше подросток знает членов своего коллектива, их индивидуальные особенности, тем он более к ним приспособлен, то есть у него отсутствует желание переделать партнёра под себя.
3. Взаимосвязь поведенческого компонента социально - психологического климата и коммуникативной толерантности также нашла своё подтверждение. Нами была обнаружена отрицательная взаимосвязь между поведенческим компонентом и неумением прощать другим ошибки. Следовательно, чем выше у подростка желание учится, работать и проводить вместе внеурочное время, тем больше он будет стремиться прощать одноклассникам их ошибки, тем более толерантен он будет по отношению к ним.
4. Корреляционный анализ также показал, что существует отрицательная взаимосвязь общего показателя социально - психологического климата со всеми показателями коммуникативной интолерантности. В свою очередь это подтверждает то, что существует прямая взаимосвязь между психологическим климатом и коммуникативной толерантностью, явлением обратным интолерантности.
5. По результатам проведённого исследования, можно сформулировать
рекомендации педагогам и классным руководителям для формирования благоприятного социально - психологического климата ученического коллектива:
- на первоначальном этапе необходима диагностика сплочённости коллектива, выявление неформальной структуры класса, его лидеров;
- использование методов на развитие активной деятельностной позиции с целью сплочения коллектива, применение игр и тренингов [48];
- выявление и анализ причин конфликтов в классе, применение конструктивных способов для их разрешения;
- определение индивидуально - личностных особенностей учеников;
- развитие навыков коммуникативного взаимодействия в группе;
- коррекция социально - психологических взаимоотношений в коллективе.
6. Также результаты проведённого в работе исследования могут помочь педагогам и психологам школ, работающим с подростками понять причины такого явления как коммуникативная интолерантность, а также спрогнозировать её последствия. Полученные результаты могут быть применены при разработке планов и программ воспитательной работы со старшеклассниками. Так с помощью специальных программ [45], тренингов [21] и упражнений [48] способствующих развитию благоприятного социально - психологического климата в ученическом коллективе можно скорректировать коммуникативную интолерантность старшеклассников, а также применяя различные приёмы развития коммуникативной толерантности (Приложение Д) можно улучшить социально - психологический климат.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что существует взаимосвязь социально - психологического климата ученического коллектива подтвердилась. Поставленные нами цели были достигнуты, задачи выполнены.
Теоретический анализ научной психолого - педагогической литературы по вопросам изучаемой проблемы показал, что социально - психологический климат ученического коллектива - это качественная характеристика определяющая уровень межличностных взаимоотношений подростков, проявляющаяся в существовании особых психологических условий, которые способствуют либо препятствуют совместной продуктивной деятельности и всестороннему гармоничному развитию личности каждого члена коллектива. Каждый член группы оказывает влияние на психологический климат, создавая и изменяя его. Но в то же время, сам психологический климат воздействует на отдельного члена коллектива, подталкивая его поступать в соответствии с общим настроением. Также существует понятие благоприятного и неблагоприятного социально-психологического климата. Главными показателями благоприятного социально - психологического климата является доверие, сплочённость, коммуникативность, открытость, ответственность, взаимоуважение.
Коммуникативная толерантность - это интегральное образование означающее психосоциальную характеристику личности с преобладающей направленностью сознания на терпимое, бесконфликтное коммуникативное поведение, на особый, доброжелательный тип взаимодействия с другими людьми. Подводя итог анализа основных психолого - педагогических аспектов коммуникативной толерантности как одного из главных свойств личности, следует отметить, что в науке сложилось достаточно определённое понимание данного явления, его структуры, типологии, характера проявлений. Это явление комплексное и представляет собой психологическую и нравственную основу общения и принцип успешного межличностного взаимодействия.
Анализ психологической литературы также показал, что исследованию взаимосвязи социально - психологического климата ученического коллектива и коммуникативной толерантности старшеклассников уделено мало внимания. На основании существующих работ был сделан вывод лишь о том, что социально - психологический климат оказывает влияние на уровень коммуникативной толерантности. Однако следует отметить, что в данных исследованиях мало уделено внимания взаимосвязи, а также силы существующей связи компонентов структуры социально - психологического климата и их влияния на конкретные показатели коммуникативной толерантности.
Эмпирическое исследование, проведённое нами в рамках данной работы, сделало возможным провести всесторонний анализ взаимосвязи социально - психологического климата ученического коллектива и коммуникативной толерантности старшеклассников и сделать соответствующие выводы:
1. Существует отрицательная взаимосвязь эмоционального компонента психологического климата со всеми показателями коммуникативной интолерантности, в которых проявляется внутреннее неприятие или недопонимание индивидуальных качеств другого человека;
использование себя в качестве единственно правильного эталона поведения и образа мысли других людей; резкость и консервативность высказываний в адрес других людей; неспособность скрывать и сглаживать отрицательные чувства, вызванные негативными коммуникативными качествами партнёров; желание переделать, перевоспитать партнёров; сделать их «удобными»; приспособить их под себя; отсутствие умения прощать партнёрам по взаимодействию их ошибки, неловкость, случайно причинённые вам неприятности; непримиримость к дискомфортным условиям в физическом или адаптироваться к характеру и привычкам, желаниям и особенностям других людей. То есть, чем больше нравится человеку коллектив, в котором он находится, чем больше он его принимает и желает находиться в данном коллективе, тем менее выражены у него будут показатели интолерантности.
2. Выявлена взаимосвязь когнитивного компонента социально - психологического коллектива с коммуникативной толерантностью. Наиболее сильная отрицательная взаимосвязь обнаружилась с таким показателем коммуникативной интолерантности, как стремление переделать партнёра под себя. Таким образом, чем лучше подросток знает членов своего коллектива, их индивидуальные особенности, тем он более к ним приспособлен, то есть у него отсутствует желание переделать партнёра под себя.
3. Взаимосвязь поведенческого компонента социально - психологического климата и коммуникативной толерантности также нашла своё подтверждение. Нами была обнаружена отрицательная взаимосвязь между поведенческим компонентом и неумением прощать другим ошибки. Следовательно, чем выше у подростка желание учится, работать и проводить вместе внеурочное время, тем больше он будет стремиться прощать одноклассникам их ошибки, тем более толерантен он будет по отношению к ним.
4. Корреляционный анализ также показал, что существует отрицательная взаимосвязь общего показателя социально - психологического климата со всеми показателями коммуникативной интолерантности. В свою очередь это подтверждает то, что существует прямая взаимосвязь между психологическим климатом и коммуникативной толерантностью, явлением обратным интолерантности.
5. По результатам проведённого исследования, можно сформулировать
рекомендации педагогам и классным руководителям для формирования благоприятного социально - психологического климата ученического коллектива:
- на первоначальном этапе необходима диагностика сплочённости коллектива, выявление неформальной структуры класса, его лидеров;
- использование методов на развитие активной деятельностной позиции с целью сплочения коллектива, применение игр и тренингов [48];
- выявление и анализ причин конфликтов в классе, применение конструктивных способов для их разрешения;
- определение индивидуально - личностных особенностей учеников;
- развитие навыков коммуникативного взаимодействия в группе;
- коррекция социально - психологических взаимоотношений в коллективе.
6. Также результаты проведённого в работе исследования могут помочь педагогам и психологам школ, работающим с подростками понять причины такого явления как коммуникативная интолерантность, а также спрогнозировать её последствия. Полученные результаты могут быть применены при разработке планов и программ воспитательной работы со старшеклассниками. Так с помощью специальных программ [45], тренингов [21] и упражнений [48] способствующих развитию благоприятного социально - психологического климата в ученическом коллективе можно скорректировать коммуникативную интолерантность старшеклассников, а также применяя различные приёмы развития коммуникативной толерантности (Приложение Д) можно улучшить социально - психологический климат.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что существует взаимосвязь социально - психологического климата ученического коллектива подтвердилась. Поставленные нами цели были достигнуты, задачи выполнены.



