Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие коммуникативных умений у подростков с девиантным поведением

Работа №71940

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы90
Год сдачи2017
Стоимость4345 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
403
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 7
1 Теоретические основы развития коммуникативных умений у подростков
с девиантным поведением 11
1.1 Характеристика девиантного поведения 11
1.2 Психологические особенности подросткового возраста 17
1.3 Формы и технологии развития коммуникативных умений 21
Выводы по разделу 1 29
2 Практические основы работы социального педагога с подростками
девиантного поведения 30
2.1 Обобщение социально-педагогического опыта работы по развитию
коммуникативных умений у подростков с девиантным поведением 30
2.2 Ход и результаты эмпирического исследования 37
2.3 Программа по развитию коммуникативных умений у подростков
с девиантным поведением 53
Выводы по разделу 2 56
Заключение 59
Список использованных источников 62
Приложения А 68
Приложение Б 69
Приложения В 71
Приложения Г 74
Приложения Д 77
Приложения Е 81
Приложения Ж 85
Приложения З 88


Проблемы межличностного общения подростков в процессе формирования коммуникативных навыков приобретают новое звучание в связи с вы-движением этих проблем на первый план в отношении подростков с девиантным поведением. Увеличение объема информации и соответственно возрастание интенсивности обмена этой информацией ведет к постоянно возрастающей роли и интенсивности общения в современном обществе. Есть еще одна причина, которая побуждает задуматься о необходимости обратить внимание на роль общения - это увеличение числа подростков находящихся в критической ситуации, испытывающих те или иные формы социальной дезадаптации, у которых очень ограниченный запас слов и узкий кругозор, что делает их неспособными к общению: они не могут правильно выразить свою мысль, или найти общий язык со сверстниками, родителями, учителями. Это ведёт к изменению подростка, проявлению различных форм асоциального поведения.
В образовательных стандартах нового поколения в качестве одной из приоритетных областей развития личности школьника обозначены коммуникативные способности. Эти способности обеспечивают полноценное развитие личности, ее самореализацию и социализацию: на первый план выдвигается способность личности самостоятельно находить решения социально и профессионально значимых проблем, вступать в коммуникации познавательного, нравственного, профессионального характера.
Особую тревогу в последние годы вызывает состояние проблемы по формированию этих способностей у подростков с девиантным поведением, такие подростки недостаточно владеют навыками культуры речи, общения и поведения, как следствие у них снижается познавательный интерес, стремление хорошо учиться, соответствовать нормам общения и поведения.
Задача преодоления девиантного поведения молодого поколения в его разных формах требует глубокого осмысления порождающих его причин. По данным Федеральной Службы Государственной Статистики в России с сентября - март 2017 года было зарегистрировано 46 тысяч 490 подростков с девиантным поведением. По мнению ученых, занимающихся этой проблемой, к таковым чаще всего относят: социальное неравенство, утрату духовно-нравственных общественных ценностей, социальное равнодушие к судьбам детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, неблагополучную среду воспитания в семье, школьную дезадаптацию подростков.
Вопросы исследования девиантного поведения исследуется в работах таких учёных, как В.С. Афанасьева, Я.И. Гилинского, Б.М. Левина, подростковый возраст находит отражение в исследованиях, Л.И. Божович, А.В. Брушлинский, И.В. Дубровина, Д.И. Фельдштейн, социально-психологический аспект формирования коммуникативных умений находит отражение в исследованиях А.А. Бодалева, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова,
К.Ш. Ханина, философско-методологический аспект формирования коммуникативных умений исследуется в работах Л.А. Воловича, И.С. Кон, В.Т. Лисовского, В.А. Разумного.
Современному успешному подростку наиболее важно владение развитыми умениями общения, в процессе которого у него возникает необходимость сообщить достаточно полную, емкую информацию, прокомментировать событие или высказать свое мнение, что по ходу ведения диалога перетекает в более продолжительное, чем диалогическая реплика, связное монологическое высказывание. Соответственно, все более пристальное внимание привлекают вопросы разработки современных эффективных методик формирования и развития у подростков навыков и умений общения как в монологической, так и в диалогической формах с использованием современных средств обучения.
Объект исследования: подростки с девиантным поведением.
Предмет исследования: развитие коммуникативных умений у подростков с девиантным поведением.
Цель исследования состоит в изучении теоретических основ коммуникативных умений у подростков с девиантным поведением, а также в разработке программы по развитию коммуникативных умений у подростков с девиантным поведением.
Исходя из поставленной цели, нами были определенны следующие задачи:
1) провести анализ научной психолого-педагогической литературы по развитию коммуникативных умений у подростков с девиантным поведением;
2) проанализировать девиантное поведение и его характеристики;
3) изучить психологические особенности подросткового возраста;
4) провести эмпирическое исследование по выявлению коммуникативных умений.
Нами была выдвинута гипотеза - развитие коммуникативных умений у подростков с девиантным поведением будет эффективна если:
1) будут учтены психологические и педагогические особенности подросткового возраста;
2) будет сформирована адекватная самооценка, посредством которой снизится потребность в самоутверждении через демонстративное отклоняющееся поведение;
3) актуализируется способность к планированию своего поведения и прогнозу разрешения конфликтных ситуаций.
Поставленные задачи будут реализованы благодаря анализу психолого-педагогической литературы, анкеты и методик на выявление коммуникативных умений.
Базой исследования выступает МОУ Еленинская СОШ имени Василия Григорьевича Зайцева, Карталинского района, Челябинской области.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что проанализировано состояние проблемы девиантного поведения, его характеристики, особенности подросткового возраста, а также рассмотрены формы и методы работы с подростками девиантного поведения по развитию коммуникативных умений.
Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные в ходе исследования данные могут стать основанием для дальнейшего изучения развития коммуникативных умений у подростков с девиантным поведением. Разработанная программа может использоваться социальным педагогом для развития коммуникативных умений у подростков с девиантным поведением.
Структура работы: введение, два раздела, выводы по разделам, заключение, список использованных источников, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, мы рассмотрели понятие «девиантное поведение», а также изучили разные научные направления в аспекте таких понятий, как «отклоняющееся поведение», «асоциальное поведение», «антисоциальное поведение», «делинквентное поведение», «аддиктивное поведение», «противоправное поведение», деструктивное поведение», «аморальное поведение». Рассмотрели как трактуется понятие «девиантное поведение» с точки зрения философии, педагогики, психологии и социологии, а также изучили ключевые категории, составляющие понятие «девиантное поведение», такие как «поведение», «поступок», «проступок».
Рассмотрели понятие подросткового возраста и его психологические особенности. Выяснили, что весь подростковый возраст является кризисным и состоит из двух фаз - 12-15 и 15-17 лет, что именно в подростковом возрасте происходит закладка ценностей, становление идентичности, ориентация на будущее, начинается процесс формирования индивидуального стиля общения.
Изучили основные формы и технологии развития коммуникативных умений у подростков с девиантным поведением, в частности: активное социальное обучение (тренинг резистентности, тренинг аффективно-ценностного обучения, тренинг формирования жизненных навыков, групповые дискуссии, ролевые игры, деловые игры), информирование, психологическое консультирование и т.д. коммуникативные навыки подростков преобразуются, формируются и развиваются для успешного общения и взаимодействия в социуме.
Изучив социально-педагогический опыт работы по развитию коммуникативных умений у подростков с девиантным поведением в различных образовательных организациях, мы пришли к выводу о том, что социальные педагоги используют идентичные формы и приемы с данной категорией детей и подростков: диагностика индивидуальных особенностей учащихся (психологическая составляющая); обучение учащихся технологии общения (образовательная составляющая); работу с другими субъектами деятельности по оказанию социально - педагогической помощи учащимся в процессе их само-определения (посредническая составляющая). Осуществляя свою деятельность, социальный педагог стремится чтобы, подросток с девиантным поведением стал полноценным членом общества, реализовывая свой индивидуальный потенциал.
В ходе эмпирического исследования мы выявили, что у подростков с девиантным поведением, отмечается низкий уровень взаимодействия с другими людьми, выраженности общих интересов, умения понять точку зрения других ребят, значимости личностной позиции в совместной деятельности, направленности социальной ориентации. У таких подростков отмечается, тенденция к спонтанной агрессии, к провакации агрессии у окружающих, отмечается коммуникативная нетолерантность, т. е такие подростки склонны к проявлению нетерпимости по отношению к другим людям, у таких подростков низкий уровень эмпатийности, т.е они испытывают затруднения в установление контактов с людьми. Подростки с девиантным поведением в состоянии раздражения, гнева предпочитают в разговоре повышать голос, в состоянии злости, гнева отмечается быстрый темп речи, в состоянии волнения происходит сбой речи, это свидетельствует о том, что таким подросткам тяжело сформулировать свою мысль и передать собеседнику, плохо развита образность речи, это свидетельствует о том, что таким подросткам не свойственно в своей речи употреблять красочные эпитеты, сравнения. При взволнованном состоянии появляются лишние движения и жестикуляция.
Для коррекции выявленной несформированности коммуникативных умений была разработана программа, содержащая тренинговые занятия, направленные на формирование и развитие коммуникативных умений у под-ростков с девиантным поведением. Целью данной программы является развитие эффективных умений общения у подростков с девиантным поведением, а также социальное развитие и личностный рост подростков с девиантным поведением.
Ожидаемые результаты в ходе реализации программы заключаются в том, что подростки познакомятся о значимости процесса общения; у них сформируется адекватная самооценка, снизится потребность в самоутверждении посредством демонстративного отклоняющегося поведения; а также актуализируется способность к планированию своего поведения и прогнозу разрешения конфликтных ситуаций и сформируются позитивные жизненные цели и мотивация к их достижению.



1. Алемаскина, М.А. Воспитательная работа с подростками / М.А. Алемаскина // Социальная профилактика и здоровье. - 2014. - № 1. - 75 с.
2. Атокина, Г.В Коммуникативные трудности ребенка: проблемы, диагностика, коррекция / Г.В. Атокина, А.Г. Самохвалова. - СПб.: Речь, 2010. - 144 с.
3. Бодалев, А. А. Психология общения / А.А. Бодалев // Социальная психология. - 2014. - № 2. -255 с.
4. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды / Л.И. Божович. - 2009. - 210 с.
5. Бойко, И.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь / И.В. Бойко. - СПб., 2002. - 105 с.
6. Брушлинский, А.В. Проблема психологии субъекта / А.В. Брушлинский. - М.: Прометей, 2010. - 138с.
7. Васильева, И.Е. Формирование коммуникативных умений в школе / И.Е. Васильева // Эксперимент и инновации в школе - 2013. - № 4. - 57 с.
8. Вишневский, О.Н. Роль креативности личности в выборе основных стратегий влияний / О. Н. Вишневский // Молодой ученый. - 2012. - № 5. - 107 с.
9. Габдулхаков, В.Ф. Современная языковая коммуникация и технология развития деятельности в условиях билингвизма / В.Ф. Габдулхаков // Актуальные проблемы подростков. - Казань, 2012. - 156 с.
10. Галич, Г.О. Профилактика девиантного поведения детей и подростков / Г.О. Галич, Е.В. Карпушкина. - СПб.:, 2012. - 91 с.
11. Дмитриев, М.Г. Психолого-педагогическое сопровождение с делинквентным поведением / М.Г. Дмитриев, В.Г. Белов. СПб.: 2012. - № 4. - 207 с.
12. Долгова, А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних / А.И. Долгова. - Екатеринбург, 2011. - 93 с.
13. Дубровина, И.В. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / И.В. Дубровина. - М.: 2012. - 181 с.
14. Егоров, А.Ю. Нейропсихология девиантного поведения / А.Ю. Егоров. - СПб.: 2014. - 224 с.
15. Емельянова, Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге / Е.В. Емельянова. - М.: 2014. - 250 с.
16. Ениколопов, С.И. Понятие агрессии / С.И. Ениколопов. - М.:
2012. - 134 с.
17. Змановская, Е.В. Психология отклоняющегося поведения / Е.В. Змановская. - М.: Академия, 2012. - 288 с.
18. Кашинский, В.И. Коммуникативность личности как предмет научного изучения / В.И. Кашинский // Социально-гуманитарные знания. - 2012. - № 4. - С. 17-39.
19. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения / Ю.А. Клейберг // Педагогика. - 2009. - 236 с.
20. Ковалёва, Н.В. Психологические трудности общения и их
преодоления / Н.В. Ковалёва, А.А. Бодалев. - СПб., 2013. - 32 с.
21. Комлев, Ю.Ю. Социология девиантного поведения / Ю.Ю. Комлев, Н.Х. Сафиуллин. - Казань: КЮИ МВД России, 2013. - 222 с.
22. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон // Психологиче-ский журнал. - 2011. - № 5. - 260 с.
23. Копылова, П.В. Гендерные трансформации как фактор затрудненного общения субъекта / П.В. Копылова // Человек, субъект, личность в современной психологии. - М., 2013. - 115 с.
24. Короленко, Ц. . Идентичность. Развитие. Перенасыщенность. Бегство / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. - Новосибирск, 2011. - 296 с.
25. Крюкова, Т.Я. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни / Т.Я. Крюкова. - Кострома, 2013. - 283 с.
26. Котова, С.В. Коммуникативные деформации личности в условиях социальной депривации / С.В. Котова. - М.: Академия, 2012. - 192 с.
27. Куницына, В.Н. Трудности межличностного общения / В.Н. Куницына: СПб, 2012. - 358 с.
28. Ларионова, И.А. Формирование готовности социальных педагогов к работе с подростками девиантного поведения / И.А. Ларионова, О.С. Тоистева. - М.: Академия, 2013. - 194 с.
29. Лабунская, В.А. Психология затрудненного общения / В.А. Лабунская, Ю.А. Менджеринская. - М.: 2012. - 288 с.
30. Лебединский, В.В. Эмоциональные нарушения в подростковом возрасте и их коррекция / В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская. - М.: Прогресс, 2010. - 268 с.
31. Леонтьев, А.И. Деятельность. Сознание. Личность. / А.И. Леонтьев. - М.: Академия, 2011. - 256 с.
32. Либлинг, М.М. Исследование проблем социальной
дезорганизации и отклоняющегося поведения / М.М. Либлинг // Социология сегодня: проблемы и перспективы. - 2013. - № 5. - С. 28-49.
33. Ложкина, А.И. Психология поведения девиантной личности /
A. И. Ложкина. - М.: ВЛАДОС, 2010. - 144 с.
34. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Под ред. Ю.М. Забродина. - М.: Наука, 2012. - 144 с.
35. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения / В.Д. Менделевич. - СПб: Речь, 2010. - 445 с.
36. Миньковский, Г.М. Профилактика правонарушений среди
молодежи / Г.М. Миньковский. - СПб: Речь, 2012. - 245 с.
37. Новейшая философская энциклопедия / Под ред. А.А. Гусейнова,
B. С. Степена. - М.: Мысль, 2011. - 744 с.
38. Новик, Н.Н. Формирование коммуникативных способностей у подростков с отклоняющимся поведением / Н.Н. Новик. - М.: Прометей, 2012. - 245 с.
39. Основы специальной и социальной педагогики / Под общ. ред. Л.В. Мардахаева. - М.: Прометей, 2010. - 362 с.
40. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / Под общ. ред. Н.Ю. Шведовой. - М.: Рус.яз., 2000. - 797 с.
41. Ошевский, Д.С. Копинг-стратегии подростков с акцентуациями характера, склонных к проявления агрессии / Д.С. Ошевский // Психологическая наука и образование. - М., 2013. - № 13. - 96 с.
42. Патаки, Ф. Некоторые проблемы отклоняющегося поведения / Ф. Патаки // Психологический журнал. - М., 2012. - № 4. - 122 с.
43. Педагогический словарь / Под ред. Б.М. Бим-Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2006. - 678 с.
44. Педагогика / Сост. Е.С. Рапацевич. - Минск: современное слово, 2010. - 720 с.
45. Первышева, Е.В. Межличностный конфликт как фактор социализации старших подростков: монография / Е.В. Первышева. - М.: Прометей, 2012. - 105 с.
46. Поварицына, Л.А. Психологический анализ трудностей общения / Л.А. Поварицына - М.: Просвещение, 2012. - 134 с.
47. Перешеина, Н.В. Девиантный школьник: профилактика и коррекция отклонений / Н.В. Перешеина, М.Н. Заостровцева. - М.: Сфера, 2012. - 292 с.
48. Раттер, М. Помощь трудным детям / М. Раттер. - М.:
Просвещение, 2012. - 196 с.
49. Реан, А.А. Агрессия и агрессивность личности / А.А. Реан // Психологический журнал. - М.: Современное слово, 2012. - № 5. - 96 с.
50. Рожков, М.И. Теория и методики воспитания / М.И. Рожков, Л.В. Байбародова. - М.: Просвещение, 2012. - 386 с.
51. Самсонова, Н.Г. Специфика подростковой агрессии / Н.Г. Самсонова. - М.: Сфера, 2012. - 256 с.
52. Самохвалова, А.Г. Восприятие девиантных подростков людьми разных поколений / А.Г. Самохвалова // Вестник. - 2012. - Т. 16. - С. 45-50.
53. Самохвалова, А.Г. Психология затрудненного общения / А.Г. Самохвалова // Вестник. - 2013. - 85 с.
54. Семенюк, Л.Т. Психологические особенности девиантного поведения подростков и условия его коррекции / Л.Т. Семенюк. - М.: Просвещение, 2012. - 356 с.
55. Сидоров, Н.Р. Девиации поведения у школьников - определение и предупреждение / Н.Р. Сидоров // Психологическая наука и образование. -
2013. - № 4. - 76 с.
56. Собчик, Л.Н. Психология индивидуальности: теория и практика психодиагностики / Л.Н. Собчик. - СПб. : Речь, 2013. - 624 с.
57. Солдатова, Е.Л. Психология нормативных кризисов взрослости: монография / Е.Л. Солдатова. - Челябинск: ЮУрГУ, 2012. - 56 с.
58. Солдатова, Е.Л. Структура и динамика нормативного кризиса перехода к взрослости: монография / Е.Л. Солдатова. - Челябинск: ЮУрГУ, 2012. - 63 с.
59. Солдатов, Н.С. О взглядах на проблему девиантного поведения в среде школьников / Н.С. Солдатов // Социология образования. - 2012. - № 1. - 45 с.
60. Статистические данные о подростках с девиантным поведением в Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL:http://www.gks.ru(дата обращения: 07.03.2017).
61. Ушакова, А.А. Личностные детерминанты агрессии подростков / А.А. Ушакова. - Ярославль: Луч, 2012. - 220 с.
62. Фельдштейн, Д.И. Возрастная и педагогическая психология / Д.И. Фельдштейн. - М.: МОДЭК, 2010. - 285 с.
63. Фурманов, И.А. Подростковая агрессивность: психодиагностика и коррекция / И.А. Фурманов. - М.: Прометей, 2012. - 392 с.
64. Хьелл, Л. Теория личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - СПб.: Современное слово, 2012. - 581 с.
65. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога / М.В. Шакурова. - М.: Академия, 2010. - 132 с.
66. Штильштейн, Е.С. Особенности презентации Я в подростковом возрасте / Е.С. Штильштейн // Вопросы психологии. - 2012. - 80.
67. Эткинд, А.М. Эмоциональные компоненты самоотчетов и межличностных суждений / А.М. Эткинд. - М.: Академия, 2011. - 259 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ