Развитие коммуникативных умений у подростков с девиантным поведением
|
Введение 7
1 Теоретические основы развития коммуникативных умений у подростков
с девиантным поведением 11
1.1 Характеристика девиантного поведения 11
1.2 Психологические особенности подросткового возраста 17
1.3 Формы и технологии развития коммуникативных умений 21
Выводы по разделу 1 29
2 Практические основы работы социального педагога с подростками
девиантного поведения 30
2.1 Обобщение социально-педагогического опыта работы по развитию
коммуникативных умений у подростков с девиантным поведением 30
2.2 Ход и результаты эмпирического исследования 37
2.3 Программа по развитию коммуникативных умений у подростков
с девиантным поведением 53
Выводы по разделу 2 56
Заключение 59
Список использованных источников 62
Приложения А 68
Приложение Б 69
Приложения В 71
Приложения Г 74
Приложения Д 77
Приложения Е 81
Приложения Ж 85
Приложения З 88
1 Теоретические основы развития коммуникативных умений у подростков
с девиантным поведением 11
1.1 Характеристика девиантного поведения 11
1.2 Психологические особенности подросткового возраста 17
1.3 Формы и технологии развития коммуникативных умений 21
Выводы по разделу 1 29
2 Практические основы работы социального педагога с подростками
девиантного поведения 30
2.1 Обобщение социально-педагогического опыта работы по развитию
коммуникативных умений у подростков с девиантным поведением 30
2.2 Ход и результаты эмпирического исследования 37
2.3 Программа по развитию коммуникативных умений у подростков
с девиантным поведением 53
Выводы по разделу 2 56
Заключение 59
Список использованных источников 62
Приложения А 68
Приложение Б 69
Приложения В 71
Приложения Г 74
Приложения Д 77
Приложения Е 81
Приложения Ж 85
Приложения З 88
Проблемы межличностного общения подростков в процессе формирования коммуникативных навыков приобретают новое звучание в связи с вы-движением этих проблем на первый план в отношении подростков с девиантным поведением. Увеличение объема информации и соответственно возрастание интенсивности обмена этой информацией ведет к постоянно возрастающей роли и интенсивности общения в современном обществе. Есть еще одна причина, которая побуждает задуматься о необходимости обратить внимание на роль общения - это увеличение числа подростков находящихся в критической ситуации, испытывающих те или иные формы социальной дезадаптации, у которых очень ограниченный запас слов и узкий кругозор, что делает их неспособными к общению: они не могут правильно выразить свою мысль, или найти общий язык со сверстниками, родителями, учителями. Это ведёт к изменению подростка, проявлению различных форм асоциального поведения.
В образовательных стандартах нового поколения в качестве одной из приоритетных областей развития личности школьника обозначены коммуникативные способности. Эти способности обеспечивают полноценное развитие личности, ее самореализацию и социализацию: на первый план выдвигается способность личности самостоятельно находить решения социально и профессионально значимых проблем, вступать в коммуникации познавательного, нравственного, профессионального характера.
Особую тревогу в последние годы вызывает состояние проблемы по формированию этих способностей у подростков с девиантным поведением, такие подростки недостаточно владеют навыками культуры речи, общения и поведения, как следствие у них снижается познавательный интерес, стремление хорошо учиться, соответствовать нормам общения и поведения.
Задача преодоления девиантного поведения молодого поколения в его разных формах требует глубокого осмысления порождающих его причин. По данным Федеральной Службы Государственной Статистики в России с сентября - март 2017 года было зарегистрировано 46 тысяч 490 подростков с девиантным поведением. По мнению ученых, занимающихся этой проблемой, к таковым чаще всего относят: социальное неравенство, утрату духовно-нравственных общественных ценностей, социальное равнодушие к судьбам детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, неблагополучную среду воспитания в семье, школьную дезадаптацию подростков.
Вопросы исследования девиантного поведения исследуется в работах таких учёных, как В.С. Афанасьева, Я.И. Гилинского, Б.М. Левина, подростковый возраст находит отражение в исследованиях, Л.И. Божович, А.В. Брушлинский, И.В. Дубровина, Д.И. Фельдштейн, социально-психологический аспект формирования коммуникативных умений находит отражение в исследованиях А.А. Бодалева, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова,
К.Ш. Ханина, философско-методологический аспект формирования коммуникативных умений исследуется в работах Л.А. Воловича, И.С. Кон, В.Т. Лисовского, В.А. Разумного.
Современному успешному подростку наиболее важно владение развитыми умениями общения, в процессе которого у него возникает необходимость сообщить достаточно полную, емкую информацию, прокомментировать событие или высказать свое мнение, что по ходу ведения диалога перетекает в более продолжительное, чем диалогическая реплика, связное монологическое высказывание. Соответственно, все более пристальное внимание привлекают вопросы разработки современных эффективных методик формирования и развития у подростков навыков и умений общения как в монологической, так и в диалогической формах с использованием современных средств обучения.
Объект исследования: подростки с девиантным поведением.
Предмет исследования: развитие коммуникативных умений у подростков с девиантным поведением.
Цель исследования состоит в изучении теоретических основ коммуникативных умений у подростков с девиантным поведением, а также в разработке программы по развитию коммуникативных умений у подростков с девиантным поведением.
Исходя из поставленной цели, нами были определенны следующие задачи:
1) провести анализ научной психолого-педагогической литературы по развитию коммуникативных умений у подростков с девиантным поведением;
2) проанализировать девиантное поведение и его характеристики;
3) изучить психологические особенности подросткового возраста;
4) провести эмпирическое исследование по выявлению коммуникативных умений.
Нами была выдвинута гипотеза - развитие коммуникативных умений у подростков с девиантным поведением будет эффективна если:
1) будут учтены психологические и педагогические особенности подросткового возраста;
2) будет сформирована адекватная самооценка, посредством которой снизится потребность в самоутверждении через демонстративное отклоняющееся поведение;
3) актуализируется способность к планированию своего поведения и прогнозу разрешения конфликтных ситуаций.
Поставленные задачи будут реализованы благодаря анализу психолого-педагогической литературы, анкеты и методик на выявление коммуникативных умений.
Базой исследования выступает МОУ Еленинская СОШ имени Василия Григорьевича Зайцева, Карталинского района, Челябинской области.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что проанализировано состояние проблемы девиантного поведения, его характеристики, особенности подросткового возраста, а также рассмотрены формы и методы работы с подростками девиантного поведения по развитию коммуникативных умений.
Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные в ходе исследования данные могут стать основанием для дальнейшего изучения развития коммуникативных умений у подростков с девиантным поведением. Разработанная программа может использоваться социальным педагогом для развития коммуникативных умений у подростков с девиантным поведением.
Структура работы: введение, два раздела, выводы по разделам, заключение, список использованных источников, приложения.
В образовательных стандартах нового поколения в качестве одной из приоритетных областей развития личности школьника обозначены коммуникативные способности. Эти способности обеспечивают полноценное развитие личности, ее самореализацию и социализацию: на первый план выдвигается способность личности самостоятельно находить решения социально и профессионально значимых проблем, вступать в коммуникации познавательного, нравственного, профессионального характера.
Особую тревогу в последние годы вызывает состояние проблемы по формированию этих способностей у подростков с девиантным поведением, такие подростки недостаточно владеют навыками культуры речи, общения и поведения, как следствие у них снижается познавательный интерес, стремление хорошо учиться, соответствовать нормам общения и поведения.
Задача преодоления девиантного поведения молодого поколения в его разных формах требует глубокого осмысления порождающих его причин. По данным Федеральной Службы Государственной Статистики в России с сентября - март 2017 года было зарегистрировано 46 тысяч 490 подростков с девиантным поведением. По мнению ученых, занимающихся этой проблемой, к таковым чаще всего относят: социальное неравенство, утрату духовно-нравственных общественных ценностей, социальное равнодушие к судьбам детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, неблагополучную среду воспитания в семье, школьную дезадаптацию подростков.
Вопросы исследования девиантного поведения исследуется в работах таких учёных, как В.С. Афанасьева, Я.И. Гилинского, Б.М. Левина, подростковый возраст находит отражение в исследованиях, Л.И. Божович, А.В. Брушлинский, И.В. Дубровина, Д.И. Фельдштейн, социально-психологический аспект формирования коммуникативных умений находит отражение в исследованиях А.А. Бодалева, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова,
К.Ш. Ханина, философско-методологический аспект формирования коммуникативных умений исследуется в работах Л.А. Воловича, И.С. Кон, В.Т. Лисовского, В.А. Разумного.
Современному успешному подростку наиболее важно владение развитыми умениями общения, в процессе которого у него возникает необходимость сообщить достаточно полную, емкую информацию, прокомментировать событие или высказать свое мнение, что по ходу ведения диалога перетекает в более продолжительное, чем диалогическая реплика, связное монологическое высказывание. Соответственно, все более пристальное внимание привлекают вопросы разработки современных эффективных методик формирования и развития у подростков навыков и умений общения как в монологической, так и в диалогической формах с использованием современных средств обучения.
Объект исследования: подростки с девиантным поведением.
Предмет исследования: развитие коммуникативных умений у подростков с девиантным поведением.
Цель исследования состоит в изучении теоретических основ коммуникативных умений у подростков с девиантным поведением, а также в разработке программы по развитию коммуникативных умений у подростков с девиантным поведением.
Исходя из поставленной цели, нами были определенны следующие задачи:
1) провести анализ научной психолого-педагогической литературы по развитию коммуникативных умений у подростков с девиантным поведением;
2) проанализировать девиантное поведение и его характеристики;
3) изучить психологические особенности подросткового возраста;
4) провести эмпирическое исследование по выявлению коммуникативных умений.
Нами была выдвинута гипотеза - развитие коммуникативных умений у подростков с девиантным поведением будет эффективна если:
1) будут учтены психологические и педагогические особенности подросткового возраста;
2) будет сформирована адекватная самооценка, посредством которой снизится потребность в самоутверждении через демонстративное отклоняющееся поведение;
3) актуализируется способность к планированию своего поведения и прогнозу разрешения конфликтных ситуаций.
Поставленные задачи будут реализованы благодаря анализу психолого-педагогической литературы, анкеты и методик на выявление коммуникативных умений.
Базой исследования выступает МОУ Еленинская СОШ имени Василия Григорьевича Зайцева, Карталинского района, Челябинской области.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что проанализировано состояние проблемы девиантного поведения, его характеристики, особенности подросткового возраста, а также рассмотрены формы и методы работы с подростками девиантного поведения по развитию коммуникативных умений.
Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные в ходе исследования данные могут стать основанием для дальнейшего изучения развития коммуникативных умений у подростков с девиантным поведением. Разработанная программа может использоваться социальным педагогом для развития коммуникативных умений у подростков с девиантным поведением.
Структура работы: введение, два раздела, выводы по разделам, заключение, список использованных источников, приложения.
Таким образом, мы рассмотрели понятие «девиантное поведение», а также изучили разные научные направления в аспекте таких понятий, как «отклоняющееся поведение», «асоциальное поведение», «антисоциальное поведение», «делинквентное поведение», «аддиктивное поведение», «противоправное поведение», деструктивное поведение», «аморальное поведение». Рассмотрели как трактуется понятие «девиантное поведение» с точки зрения философии, педагогики, психологии и социологии, а также изучили ключевые категории, составляющие понятие «девиантное поведение», такие как «поведение», «поступок», «проступок».
Рассмотрели понятие подросткового возраста и его психологические особенности. Выяснили, что весь подростковый возраст является кризисным и состоит из двух фаз - 12-15 и 15-17 лет, что именно в подростковом возрасте происходит закладка ценностей, становление идентичности, ориентация на будущее, начинается процесс формирования индивидуального стиля общения.
Изучили основные формы и технологии развития коммуникативных умений у подростков с девиантным поведением, в частности: активное социальное обучение (тренинг резистентности, тренинг аффективно-ценностного обучения, тренинг формирования жизненных навыков, групповые дискуссии, ролевые игры, деловые игры), информирование, психологическое консультирование и т.д. коммуникативные навыки подростков преобразуются, формируются и развиваются для успешного общения и взаимодействия в социуме.
Изучив социально-педагогический опыт работы по развитию коммуникативных умений у подростков с девиантным поведением в различных образовательных организациях, мы пришли к выводу о том, что социальные педагоги используют идентичные формы и приемы с данной категорией детей и подростков: диагностика индивидуальных особенностей учащихся (психологическая составляющая); обучение учащихся технологии общения (образовательная составляющая); работу с другими субъектами деятельности по оказанию социально - педагогической помощи учащимся в процессе их само-определения (посредническая составляющая). Осуществляя свою деятельность, социальный педагог стремится чтобы, подросток с девиантным поведением стал полноценным членом общества, реализовывая свой индивидуальный потенциал.
В ходе эмпирического исследования мы выявили, что у подростков с девиантным поведением, отмечается низкий уровень взаимодействия с другими людьми, выраженности общих интересов, умения понять точку зрения других ребят, значимости личностной позиции в совместной деятельности, направленности социальной ориентации. У таких подростков отмечается, тенденция к спонтанной агрессии, к провакации агрессии у окружающих, отмечается коммуникативная нетолерантность, т. е такие подростки склонны к проявлению нетерпимости по отношению к другим людям, у таких подростков низкий уровень эмпатийности, т.е они испытывают затруднения в установление контактов с людьми. Подростки с девиантным поведением в состоянии раздражения, гнева предпочитают в разговоре повышать голос, в состоянии злости, гнева отмечается быстрый темп речи, в состоянии волнения происходит сбой речи, это свидетельствует о том, что таким подросткам тяжело сформулировать свою мысль и передать собеседнику, плохо развита образность речи, это свидетельствует о том, что таким подросткам не свойственно в своей речи употреблять красочные эпитеты, сравнения. При взволнованном состоянии появляются лишние движения и жестикуляция.
Для коррекции выявленной несформированности коммуникативных умений была разработана программа, содержащая тренинговые занятия, направленные на формирование и развитие коммуникативных умений у под-ростков с девиантным поведением. Целью данной программы является развитие эффективных умений общения у подростков с девиантным поведением, а также социальное развитие и личностный рост подростков с девиантным поведением.
Ожидаемые результаты в ходе реализации программы заключаются в том, что подростки познакомятся о значимости процесса общения; у них сформируется адекватная самооценка, снизится потребность в самоутверждении посредством демонстративного отклоняющегося поведения; а также актуализируется способность к планированию своего поведения и прогнозу разрешения конфликтных ситуаций и сформируются позитивные жизненные цели и мотивация к их достижению.
Рассмотрели понятие подросткового возраста и его психологические особенности. Выяснили, что весь подростковый возраст является кризисным и состоит из двух фаз - 12-15 и 15-17 лет, что именно в подростковом возрасте происходит закладка ценностей, становление идентичности, ориентация на будущее, начинается процесс формирования индивидуального стиля общения.
Изучили основные формы и технологии развития коммуникативных умений у подростков с девиантным поведением, в частности: активное социальное обучение (тренинг резистентности, тренинг аффективно-ценностного обучения, тренинг формирования жизненных навыков, групповые дискуссии, ролевые игры, деловые игры), информирование, психологическое консультирование и т.д. коммуникативные навыки подростков преобразуются, формируются и развиваются для успешного общения и взаимодействия в социуме.
Изучив социально-педагогический опыт работы по развитию коммуникативных умений у подростков с девиантным поведением в различных образовательных организациях, мы пришли к выводу о том, что социальные педагоги используют идентичные формы и приемы с данной категорией детей и подростков: диагностика индивидуальных особенностей учащихся (психологическая составляющая); обучение учащихся технологии общения (образовательная составляющая); работу с другими субъектами деятельности по оказанию социально - педагогической помощи учащимся в процессе их само-определения (посредническая составляющая). Осуществляя свою деятельность, социальный педагог стремится чтобы, подросток с девиантным поведением стал полноценным членом общества, реализовывая свой индивидуальный потенциал.
В ходе эмпирического исследования мы выявили, что у подростков с девиантным поведением, отмечается низкий уровень взаимодействия с другими людьми, выраженности общих интересов, умения понять точку зрения других ребят, значимости личностной позиции в совместной деятельности, направленности социальной ориентации. У таких подростков отмечается, тенденция к спонтанной агрессии, к провакации агрессии у окружающих, отмечается коммуникативная нетолерантность, т. е такие подростки склонны к проявлению нетерпимости по отношению к другим людям, у таких подростков низкий уровень эмпатийности, т.е они испытывают затруднения в установление контактов с людьми. Подростки с девиантным поведением в состоянии раздражения, гнева предпочитают в разговоре повышать голос, в состоянии злости, гнева отмечается быстрый темп речи, в состоянии волнения происходит сбой речи, это свидетельствует о том, что таким подросткам тяжело сформулировать свою мысль и передать собеседнику, плохо развита образность речи, это свидетельствует о том, что таким подросткам не свойственно в своей речи употреблять красочные эпитеты, сравнения. При взволнованном состоянии появляются лишние движения и жестикуляция.
Для коррекции выявленной несформированности коммуникативных умений была разработана программа, содержащая тренинговые занятия, направленные на формирование и развитие коммуникативных умений у под-ростков с девиантным поведением. Целью данной программы является развитие эффективных умений общения у подростков с девиантным поведением, а также социальное развитие и личностный рост подростков с девиантным поведением.
Ожидаемые результаты в ходе реализации программы заключаются в том, что подростки познакомятся о значимости процесса общения; у них сформируется адекватная самооценка, снизится потребность в самоутверждении посредством демонстративного отклоняющегося поведения; а также актуализируется способность к планированию своего поведения и прогнозу разрешения конфликтных ситуаций и сформируются позитивные жизненные цели и мотивация к их достижению.
Подобные работы
- Педагогическая реабилитация подростков с девиантным
поведением средствами хип-хоп культуры
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В ХОДЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - САМООТНОШЕНИЕ И КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ ПОДРОСТКОВ КАК УСЛОВИЯ САМОУТВЕРЖДЕНИЯ В ОБЩЕНИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2016 - Социально-педагогическое сопровождение детей девиантного поведения в образовательной организации (Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска, Алтайский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2022 - Развитие коммуникативных навыков обучающихся 7-х классов, во
внеурочной деятельности»»
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Развитие коммуникативных навыков обучающихся 7-х классов, во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Развитие социального интеллекта обучающихся с девиантным
поведением
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Психолого-педагогическая программа формирования мотивации к учению подростков с девиантным поведением
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2024 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017



