МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ПОВСЕДНЕВНОЙ КУЛЬТУРЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
|
Введение 3
Глава 1. Научно-методические аспекты изучения повседневной культуры на уроках истории в условиях ФГОС ООО
1.1. Повседневность как направление исторического исследования 10
1.2. Структурно-функциональный анализ учебного материала по истории культуры
повседневности на уровне основного общего образования 13
Глава 2. Методические приемы разработки уроков по изучению культуры повседневности в курсах истории на уровне основного общего образования
2.1. Методика изучения вопросов повседневной культуры на уроках истории в 8 классе 19
2.2. Авторская разработка комбинированного урока в 8 классе на тему: «Повседневная жизнь и быт при Петре I» 20
2.3. Авторская разработка проблемного урока в 8 классе на тему: «Человек в изменившемся мире: материальная культура и
повседневность» 25
Глава 3. Методика обучения культуре повседневности во внеурочное время на уровне основного общего образования: авторские разработки
3.1. Внеурочное мероприятие «Культура повседневности в период правления Петра
I» 31
3.2. Методическая разработка авторского элективного курса «Повседневная культура
России в XVIII веке» 35
Заключение 39
Список использованных источников и литературы 41
Приложение 46
Глава 1. Научно-методические аспекты изучения повседневной культуры на уроках истории в условиях ФГОС ООО
1.1. Повседневность как направление исторического исследования 10
1.2. Структурно-функциональный анализ учебного материала по истории культуры
повседневности на уровне основного общего образования 13
Глава 2. Методические приемы разработки уроков по изучению культуры повседневности в курсах истории на уровне основного общего образования
2.1. Методика изучения вопросов повседневной культуры на уроках истории в 8 классе 19
2.2. Авторская разработка комбинированного урока в 8 классе на тему: «Повседневная жизнь и быт при Петре I» 20
2.3. Авторская разработка проблемного урока в 8 классе на тему: «Человек в изменившемся мире: материальная культура и
повседневность» 25
Глава 3. Методика обучения культуре повседневности во внеурочное время на уровне основного общего образования: авторские разработки
3.1. Внеурочное мероприятие «Культура повседневности в период правления Петра
I» 31
3.2. Методическая разработка авторского элективного курса «Повседневная культура
России в XVIII веке» 35
Заключение 39
Список использованных источников и литературы 41
Приложение 46
Актуальность. Изучение культуры повседневности позволяет раскрыть полную картину культуры в ее противоречивости и целостности. Благодаря отсылкам на интересные факты из истории культуры повседневности, ученикам легко запомнить трудные термины, событий, имена, фамилии и т.д. из школьного курса истории. В современной школьной программе всё чаще используют материалы по культуре повседневности, это связано с преобразованием содержания курса истории, стремление преодолеть традиционный подход, позволяет использовать дополнительный материал к темам по истории культуры.
Включение в содержание уроков истории личностного значимого для учащихся материала повседневности, организация активной исследовательской деятельности учеников способствуют формированию мотивации у школьников.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) основного общего образования в РФ, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является одним из направлений реализации личностно-деятельностного подхода.
Изучение культуры повседневности направлено на раскрытие не только личностных результатов учащихся, но и на приобретение ими предметных умений (формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности).
В Историко-культурном стандарте в разделе «Человек в истории» приводят пример эффективности использования на уроке истории личностного восприятия прошлого, через культуру повседневности. Например, при изучении отечественной истории мы можем в качестве воспитания патриотизма и гражданской идентичности обратиться к истории семьи ученика, или его знакомых. Великие победы и какой ценой, они достались, взятые из опыта прадедов. Важно, чтобы рассказ учителя и учебник отражали реальные истории, конкретные события. Обычные повседневные события могут помочь усвоить тему, при этом расширив ее интересными историческими фактами из жизни людей в различные исторические эпохи.
Эта тема актуальна на данный момент, так как она находится на начальной стадии своего развития, есть что изучать и дополнять. Новые исследования в данной области улучшат и закрепят осознание необходимости нетрадиционного подхода в изучение истории в школьной программе и подчеркнут эффективность применения в изучении истории, знаний по культуре повседневности.
Обзор источников и литературы. При написании выпускной квалификационной работы были использованы педагогические, и методические источники, и литература, благодаря чему удалось сделать наиболее широкий и детальный анализ методики изучения истории повседневной культуры на уроках истории на основе основного общего образования. В качестве источников мы рассмотрели законодательные акты, научно-педагогические и учебно-методические разработки педагогов и студентов педагогических ВУЗов и учебники, соответствующие ФГОС ООО. Нами использованы как документы обеспечивающие единство образовательного пространства, единства требований к системе российского образования ФГОС ООО и Историко-культурный стандарт.
В работе использовали научно-педагогические исследования по вопросам методике обучения повседневной культуры: У. М. Ашим, «Технологии применения синквейна, как средство развития творческих способностей»; в работе Е. В. Банникова идет повествование, какие методы лучше применять на уроке истории при изучении повседневности; Е. Е. Вяземский и О. Ю. Стрелова, в их работе перечислены подходы реализации концепции единого учебника; Ж. Т. Ермекова, применение синквейна на уроках русского языка, но общий принцип можно так же применять и на других предметах, в нашем случаи на уроках истории; К. М. Лукавченко, разработка игры «пазлы» и ее применение на уроках истории;
К. Н. Любутин и П. Н. Кондрашов «Методологические подходы по повседневности»; в научной статье «Методические аспекты изучения повседневности российского купечества XIX века на уроках истории» И. В. Масловой, заложена суть изучения повседневности российского купечетсва XIX века на уроках истории; в научной работе Н. Ю. Никулина, представлен обзор методики преподавания истории в школе.
В исследовательской работе для проведения уроков были использованы источники по истории: Я. К. Номен «Записки о пребывании Петра Великого в Нидерландах в 1697/98 гг. и 1716/17 гг.» , в источнике идет повествование о влиянии заграничных походов Петра I на культурные преобразования российской империи, «Табель о рангах» , правила поведения служащих. Ю. А. Пелевин , источник, где есть информация о Законе «О бритье бород..» при Петре Великом.
Проведен структурно-функциональный анализ учебников 5-9 класс одобренные ФГОС ООО авторов Е. В. Агибалова , А. А. Вигасин , А. А. Данилов , А. Я. Юдовская , О. С. Сороко- Цюпа.
В качестве справочной литературы мы использовали, для разъяснения терминов и основных понятий по теме выпускной квалификационной работы были задействованы словари: словарь С. И. Ожегова; Педагогический словарь; Словарь русского языка в 4 тт. Дополнительный материал по истории, использованный нами, это научные статьи, очерки, учебные пособия, документы: «История. Культура и быт в XVI в.» статья по повседневной культуре, с описанием быта горожан; В. Ю. Карнишин «Рецензия, Е. А. Нарышкина. Мои воспоминания», документ личного происхождения, воспоминания второй жены Алексея Михайловича; «К портрету государя Петра Великого», статья о быте самого императора Петра Великого; «Повседневная жизнь и быт в эпоху Петра I» описание быта придворных, изменения в культуре и заимствование иностранной моды; «Повседневная жизнь дворян в эпоху Петра I» особенности уклада жизни придворных, указы Петра I, касающиеся повседневности; А. О. Корнилович «Нравы русских при Петре Великом» особенности быта русского народа при правлении Петра I.
Анализ научной и методической литературы и источников позволил выявить проблемы изучаемого вопроса и способствует улучшению качества исследования.
Объект исследования - система исторического образования в РФ и учебно-педагогический процесс, формирующийся на базе основного общего образования.
Предмет исследования - приемы и методы изучения культуры повседневности в курсе истории в условиях основного общего образования.
Цель исследования - выявить эффективные методические приемы по изучению культуры повседневности на уроках истории на уровне основного общего образования.
Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
- изучить понятие повседневности как направления исторического исследования;
- проведение структурно-функционального анализа учебного материала по культуре повседневности на основе основного общего образования;
- обобщение научно-методических приемов при изучении вопросов повседневной культуры на уроках истории в 8 классе;
- проведение педагогической диагностики по теме исследования;
- разработка системы познавательных заданий, приемов, средств обучения, и развития учащихся в рамках выбранного методического направления на уроках истории и внеурочное время в 8 классе;
- анализ и систематизация результатов исследования, в рамках авторских разработок уроков, неурочных мероприятий.
Рабочая гипотеза: изучение культуры повседневности на уроках истории в основной школе будет способствовать формированию нравственных, патриотических чувств, закреплению общеучебных умений и навыков, повышению познавательной активности, а игровые технология позволят развить интерес и мышление у учеников.
В ходе написания Выпускной квалификационной работы нами были использованы следующие методы исследования: проблемный метод, метод сравнения, анализ.
Методологическая база. В работе над исследованием был использован сравнительно-исторический метод, который позволил провести исследование с точки зрения их системной взаимосвязи, с помощью которой можно увидеть хронологию, выявить определенные закономерности в развитии культуры повседневности. Метод анализа психолого-педагогической и методической литературы был использован для определения научных основ исследования. Изучение и обобщение инновационного опыта преподавания позволило выявить эффективные приемы в изучении культуры повседневности в курсе истории в основной школе. Анализ творческих и письменных работ учащихся выявил степень усвоения изучаемой темы.
Этапы исследования. Исследование осуществлялось в течении трех лет и проходило в 2 этапа, в ходе которых мы изучили источники и литературу по повседневной культуре, были определены методологические предпосылки учеников. На первом этапе происходил сбор документов, анализ источников и литературы, их классификация и выделение значимых компонентов для структуры работы. На втором этапе в ходе прохождения педагогической практики произведена апробация методик и приемов преподавания истории повседневности с целью выявления наиболее эффективных.
Научная новизна исследования состоит в проведении структурно-функционального анализа учебного материала по истории культуры повседневности на уровне основного общего образования. Теоретически разработана и экспериментально доказано, что авторская модель изучения культуры повседневности в курсе истории в основной средней школе, способствует решению проблемы формирования представления о культуре повседневности у учащихся в процессе учебной деятельности. Автором разработаны учебно-познавательные игры для уроков истории, и внеурочных мероприятий в 8 классе при изучении повседневной культуры. Авторские игры при изучении повседневной культуры: «Собери и запомни», изучение визуального материала в ходе сборки картинки, игра «Синквейн», ассоциация со словами, упрощение сложных исторических событий и явлений, например, культура повседневности, ассоциируется с бытом, уютом, семьей и т.д., «Формула всего», найти общее между картинками, что их объединяет. Разработан авторский элективный курс «Повседневная культура России в XVIII веке». Использование данных разработок, позволяют улучшить процесс запоминания материала по истории, делая его интересным и познавательным.
Практическая значимость. Выводы и положения выпускной квалификационной работы могут использоваться в качестве дополнительного материала при преподавании истории в основной и средней школе, в проведение внеклассных мероприятий, на семинарских занятиях, а также при написании научных статей.
Апробация. В ходе педагогической практики были разработаны и проведены познавательные задания по истории повседневности, на основе анализа учебного материала по истории на уровне основного общего образования. Основные положения работы отражены в научных публикациях: в сборнике Международной научно-практической конференции «Перспективы развития современного гуманитарного знания , в сборнике статей XXIII Международной научно-практической конференции «Наука и Просвещение» ; в сборнике статей Международной научно-практической конференции «Традиционная и инновационная наука: история, современное состояние, перспективы» ; в сборнике статей Международной научно-практической конференции «Достижения и перспективы развития науки» , в сборнике Наука и молодежь: Материалы Всероссийской научно-практической студенческой конференции .
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы и источников и приложения.
Включение в содержание уроков истории личностного значимого для учащихся материала повседневности, организация активной исследовательской деятельности учеников способствуют формированию мотивации у школьников.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) основного общего образования в РФ, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является одним из направлений реализации личностно-деятельностного подхода.
Изучение культуры повседневности направлено на раскрытие не только личностных результатов учащихся, но и на приобретение ими предметных умений (формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности).
В Историко-культурном стандарте в разделе «Человек в истории» приводят пример эффективности использования на уроке истории личностного восприятия прошлого, через культуру повседневности. Например, при изучении отечественной истории мы можем в качестве воспитания патриотизма и гражданской идентичности обратиться к истории семьи ученика, или его знакомых. Великие победы и какой ценой, они достались, взятые из опыта прадедов. Важно, чтобы рассказ учителя и учебник отражали реальные истории, конкретные события. Обычные повседневные события могут помочь усвоить тему, при этом расширив ее интересными историческими фактами из жизни людей в различные исторические эпохи.
Эта тема актуальна на данный момент, так как она находится на начальной стадии своего развития, есть что изучать и дополнять. Новые исследования в данной области улучшат и закрепят осознание необходимости нетрадиционного подхода в изучение истории в школьной программе и подчеркнут эффективность применения в изучении истории, знаний по культуре повседневности.
Обзор источников и литературы. При написании выпускной квалификационной работы были использованы педагогические, и методические источники, и литература, благодаря чему удалось сделать наиболее широкий и детальный анализ методики изучения истории повседневной культуры на уроках истории на основе основного общего образования. В качестве источников мы рассмотрели законодательные акты, научно-педагогические и учебно-методические разработки педагогов и студентов педагогических ВУЗов и учебники, соответствующие ФГОС ООО. Нами использованы как документы обеспечивающие единство образовательного пространства, единства требований к системе российского образования ФГОС ООО и Историко-культурный стандарт.
В работе использовали научно-педагогические исследования по вопросам методике обучения повседневной культуры: У. М. Ашим, «Технологии применения синквейна, как средство развития творческих способностей»; в работе Е. В. Банникова идет повествование, какие методы лучше применять на уроке истории при изучении повседневности; Е. Е. Вяземский и О. Ю. Стрелова, в их работе перечислены подходы реализации концепции единого учебника; Ж. Т. Ермекова, применение синквейна на уроках русского языка, но общий принцип можно так же применять и на других предметах, в нашем случаи на уроках истории; К. М. Лукавченко, разработка игры «пазлы» и ее применение на уроках истории;
К. Н. Любутин и П. Н. Кондрашов «Методологические подходы по повседневности»; в научной статье «Методические аспекты изучения повседневности российского купечества XIX века на уроках истории» И. В. Масловой, заложена суть изучения повседневности российского купечетсва XIX века на уроках истории; в научной работе Н. Ю. Никулина, представлен обзор методики преподавания истории в школе.
В исследовательской работе для проведения уроков были использованы источники по истории: Я. К. Номен «Записки о пребывании Петра Великого в Нидерландах в 1697/98 гг. и 1716/17 гг.» , в источнике идет повествование о влиянии заграничных походов Петра I на культурные преобразования российской империи, «Табель о рангах» , правила поведения служащих. Ю. А. Пелевин , источник, где есть информация о Законе «О бритье бород..» при Петре Великом.
Проведен структурно-функциональный анализ учебников 5-9 класс одобренные ФГОС ООО авторов Е. В. Агибалова , А. А. Вигасин , А. А. Данилов , А. Я. Юдовская , О. С. Сороко- Цюпа.
В качестве справочной литературы мы использовали, для разъяснения терминов и основных понятий по теме выпускной квалификационной работы были задействованы словари: словарь С. И. Ожегова; Педагогический словарь; Словарь русского языка в 4 тт. Дополнительный материал по истории, использованный нами, это научные статьи, очерки, учебные пособия, документы: «История. Культура и быт в XVI в.» статья по повседневной культуре, с описанием быта горожан; В. Ю. Карнишин «Рецензия, Е. А. Нарышкина. Мои воспоминания», документ личного происхождения, воспоминания второй жены Алексея Михайловича; «К портрету государя Петра Великого», статья о быте самого императора Петра Великого; «Повседневная жизнь и быт в эпоху Петра I» описание быта придворных, изменения в культуре и заимствование иностранной моды; «Повседневная жизнь дворян в эпоху Петра I» особенности уклада жизни придворных, указы Петра I, касающиеся повседневности; А. О. Корнилович «Нравы русских при Петре Великом» особенности быта русского народа при правлении Петра I.
Анализ научной и методической литературы и источников позволил выявить проблемы изучаемого вопроса и способствует улучшению качества исследования.
Объект исследования - система исторического образования в РФ и учебно-педагогический процесс, формирующийся на базе основного общего образования.
Предмет исследования - приемы и методы изучения культуры повседневности в курсе истории в условиях основного общего образования.
Цель исследования - выявить эффективные методические приемы по изучению культуры повседневности на уроках истории на уровне основного общего образования.
Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
- изучить понятие повседневности как направления исторического исследования;
- проведение структурно-функционального анализа учебного материала по культуре повседневности на основе основного общего образования;
- обобщение научно-методических приемов при изучении вопросов повседневной культуры на уроках истории в 8 классе;
- проведение педагогической диагностики по теме исследования;
- разработка системы познавательных заданий, приемов, средств обучения, и развития учащихся в рамках выбранного методического направления на уроках истории и внеурочное время в 8 классе;
- анализ и систематизация результатов исследования, в рамках авторских разработок уроков, неурочных мероприятий.
Рабочая гипотеза: изучение культуры повседневности на уроках истории в основной школе будет способствовать формированию нравственных, патриотических чувств, закреплению общеучебных умений и навыков, повышению познавательной активности, а игровые технология позволят развить интерес и мышление у учеников.
В ходе написания Выпускной квалификационной работы нами были использованы следующие методы исследования: проблемный метод, метод сравнения, анализ.
Методологическая база. В работе над исследованием был использован сравнительно-исторический метод, который позволил провести исследование с точки зрения их системной взаимосвязи, с помощью которой можно увидеть хронологию, выявить определенные закономерности в развитии культуры повседневности. Метод анализа психолого-педагогической и методической литературы был использован для определения научных основ исследования. Изучение и обобщение инновационного опыта преподавания позволило выявить эффективные приемы в изучении культуры повседневности в курсе истории в основной школе. Анализ творческих и письменных работ учащихся выявил степень усвоения изучаемой темы.
Этапы исследования. Исследование осуществлялось в течении трех лет и проходило в 2 этапа, в ходе которых мы изучили источники и литературу по повседневной культуре, были определены методологические предпосылки учеников. На первом этапе происходил сбор документов, анализ источников и литературы, их классификация и выделение значимых компонентов для структуры работы. На втором этапе в ходе прохождения педагогической практики произведена апробация методик и приемов преподавания истории повседневности с целью выявления наиболее эффективных.
Научная новизна исследования состоит в проведении структурно-функционального анализа учебного материала по истории культуры повседневности на уровне основного общего образования. Теоретически разработана и экспериментально доказано, что авторская модель изучения культуры повседневности в курсе истории в основной средней школе, способствует решению проблемы формирования представления о культуре повседневности у учащихся в процессе учебной деятельности. Автором разработаны учебно-познавательные игры для уроков истории, и внеурочных мероприятий в 8 классе при изучении повседневной культуры. Авторские игры при изучении повседневной культуры: «Собери и запомни», изучение визуального материала в ходе сборки картинки, игра «Синквейн», ассоциация со словами, упрощение сложных исторических событий и явлений, например, культура повседневности, ассоциируется с бытом, уютом, семьей и т.д., «Формула всего», найти общее между картинками, что их объединяет. Разработан авторский элективный курс «Повседневная культура России в XVIII веке». Использование данных разработок, позволяют улучшить процесс запоминания материала по истории, делая его интересным и познавательным.
Практическая значимость. Выводы и положения выпускной квалификационной работы могут использоваться в качестве дополнительного материала при преподавании истории в основной и средней школе, в проведение внеклассных мероприятий, на семинарских занятиях, а также при написании научных статей.
Апробация. В ходе педагогической практики были разработаны и проведены познавательные задания по истории повседневности, на основе анализа учебного материала по истории на уровне основного общего образования. Основные положения работы отражены в научных публикациях: в сборнике Международной научно-практической конференции «Перспективы развития современного гуманитарного знания , в сборнике статей XXIII Международной научно-практической конференции «Наука и Просвещение» ; в сборнике статей Международной научно-практической конференции «Традиционная и инновационная наука: история, современное состояние, перспективы» ; в сборнике статей Международной научно-практической конференции «Достижения и перспективы развития науки» , в сборнике Наука и молодежь: Материалы Всероссийской научно-практической студенческой конференции .
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы и источников и приложения.
В современном школьном курсе истории важным аспектом является повседневность. Интерес к повседневной культуре начал проявляться во второй половине XIX века. Впервые изучать повседневность стали философы, они рассматривали быт разных социальных групп, сравнивали их. В исторической науке исследования по повседневной культуре реализовывать стали во Франции с развитием Школы «Анналов». За основу всех работ в Школе «Анналов» брали традиции и менталитет. Чуть позже развитие истории повседневной культуры начали изучать в Германии во Франкфуртской школе. В российскую историографию первые исследования по истории повседневной культуры вошли только в 1950-1960-е гг., известными исследователями были: Б. В. Марков, П. Н. Кондрашов и др.
С введением нового УМК по отечественной истории, история повседневной культуры нашла отражение в школьных курсах истории. Федеральный перечень учебников по истории на 2018-2019 год, содержат параграфы по повседневной культуре. Повседневную культуру на уроках истории можно изучить, используя разные методики, технологии и виды уроков. В ходе анализа научно-исследовательских работ педагогов и на практике нами были выявлены наиболее эффективные методы и виды уроков для подачи информации по повседневной культуре. Применение проблемного и комбинированного уроков с использованием коллективной формы работы и игровых технологий, позволяют раскрыть потенциал каждого ученика, а взаимодействие в команде, способствует развить у учащихся коммуникативные способности, это отражено в УУД, в учебной программе, которые соответствуют ФГОС ООО и Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации. При этом большое значении при подаче информации на уроке играет сама тема по повседневной культуре, она позволяет на личных примерах или на примерах из жизни других людей объяснить трудные исторические темы простыми, обыденными словами.
В связи с большим объемом исторического материала целесообразно разрабатывать дополнительные занятия по истории во внеурочное время, по трудным и интересным вопросам. Для дополнительного изучения некоторых моментов из истории в рамках школьной программы многие учителя включают в учебный процесс элективные курсы. Они помогают изучить конкретную историческую проблему или эпоху детально, применяя разные методы и ориентированы в первую очередь на интерес учащихся. Выделяют несколько типов элективных курсов: предметные, межпредметные, элективные курсы по предметам, которые не входят в школьную программу. Нами был разработан предметный элективный курс «Повседневная культура России в XVIII веке», направлен на изучение истории повседневной культуры в условиях усвоения культуры в XVIII веке, в период культурных преобразований при правлении Петра I. При изучении бытовой культуры учащихся надо ориентировать на разные методологические подходы. Использовать разные методы, опираться на источники письменные такие, например, как личного происхождения, письма, дневники и т.д. Учитывать обстоятельства присущие данному веку. Какие события сопутствуют в изменении внутренний и внешней политики России в этот период и как они влияют на повседневную жизнь людей.
Мы убедились, что с помощью примеров из повседневной культуры на уроках истории и на внеурочных занятиях можно обучать всем аспектам истории. Нами был проведен анализ научно-исследовательских работ учителей по примерам которых были разработаны по истории повседневной культуры комбинированный и проблемный урок, внеурочное занятие и элективный курс, все разработки были реализованы на практике, благодаря чему мы подтвердили, что использование коллективной формы работы и игровые технологии позволяют осуществлять более эффективное обучение истории.
Таким образом, на основе выполненной нами работы, можно сделать вывод о том, что рабочая гипотеза была доказана. Изучение повседневной культуры на уроках истории и на внеурочных занятиях в основной школе способствует формированию нравственных, патриотических чувств, закреплению общеучебных умений и навыков, повышению познавательной активности, а использование игровых технологий и коллективной формы работы позволяют раскрыть потенциал учащихся.
С введением нового УМК по отечественной истории, история повседневной культуры нашла отражение в школьных курсах истории. Федеральный перечень учебников по истории на 2018-2019 год, содержат параграфы по повседневной культуре. Повседневную культуру на уроках истории можно изучить, используя разные методики, технологии и виды уроков. В ходе анализа научно-исследовательских работ педагогов и на практике нами были выявлены наиболее эффективные методы и виды уроков для подачи информации по повседневной культуре. Применение проблемного и комбинированного уроков с использованием коллективной формы работы и игровых технологий, позволяют раскрыть потенциал каждого ученика, а взаимодействие в команде, способствует развить у учащихся коммуникативные способности, это отражено в УУД, в учебной программе, которые соответствуют ФГОС ООО и Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации. При этом большое значении при подаче информации на уроке играет сама тема по повседневной культуре, она позволяет на личных примерах или на примерах из жизни других людей объяснить трудные исторические темы простыми, обыденными словами.
В связи с большим объемом исторического материала целесообразно разрабатывать дополнительные занятия по истории во внеурочное время, по трудным и интересным вопросам. Для дополнительного изучения некоторых моментов из истории в рамках школьной программы многие учителя включают в учебный процесс элективные курсы. Они помогают изучить конкретную историческую проблему или эпоху детально, применяя разные методы и ориентированы в первую очередь на интерес учащихся. Выделяют несколько типов элективных курсов: предметные, межпредметные, элективные курсы по предметам, которые не входят в школьную программу. Нами был разработан предметный элективный курс «Повседневная культура России в XVIII веке», направлен на изучение истории повседневной культуры в условиях усвоения культуры в XVIII веке, в период культурных преобразований при правлении Петра I. При изучении бытовой культуры учащихся надо ориентировать на разные методологические подходы. Использовать разные методы, опираться на источники письменные такие, например, как личного происхождения, письма, дневники и т.д. Учитывать обстоятельства присущие данному веку. Какие события сопутствуют в изменении внутренний и внешней политики России в этот период и как они влияют на повседневную жизнь людей.
Мы убедились, что с помощью примеров из повседневной культуры на уроках истории и на внеурочных занятиях можно обучать всем аспектам истории. Нами был проведен анализ научно-исследовательских работ учителей по примерам которых были разработаны по истории повседневной культуры комбинированный и проблемный урок, внеурочное занятие и элективный курс, все разработки были реализованы на практике, благодаря чему мы подтвердили, что использование коллективной формы работы и игровые технологии позволяют осуществлять более эффективное обучение истории.
Таким образом, на основе выполненной нами работы, можно сделать вывод о том, что рабочая гипотеза была доказана. Изучение повседневной культуры на уроках истории и на внеурочных занятиях в основной школе способствует формированию нравственных, патриотических чувств, закреплению общеучебных умений и навыков, повышению познавательной активности, а использование игровых технологий и коллективной формы работы позволяют раскрыть потенциал учащихся.
Подобные работы
- МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ПОВСЕДНЕВНОЙ КУЛЬТУРЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Технологии музейной педагогики в процессе обучения истории в системе основного общего образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Изучение иноязычной лексики в старших классах
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024 - Формирование метазнаний и метаумений на уроках истории на основе работы с нарративными источниками (мемуарами советских и американских руководителей второй половины 1950-х гг.)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2023 - МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕМЫ: «ГОРОДСКОЙ ПЕЙЗАЖ» НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ШЕСТОМ КЛАССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, изобразительное искусство . Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Методика организации внеурочной работы по истории по теме «Военные в городах Западной Сибири во второй половине XIX — начале XX в.» в системе гражданско-патриотического воспитания школьников
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ВЫСШЕГО ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ С 1945 ПО 2000 гг. (по материалам Дона, Кубани и Ставрополья)
Диссертация , история . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ИЗУЧЕНИЯ НАУЧНО-БИОГРАФИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ НА УРОКАХ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Формирования информационной компетенции учащихся 8-х классов на уроках истории средствами информационно-коммуникативных технологий
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



