ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В 5-6-ЫХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ 5
1.1 Дополнительное математическое образование 5
1.2 История развития дополнительного математического образования
школьников и кружковой работы в России 6
1.3 Организация и содержание дополнительного математического
образования 16
1.4 Развитие математической одаренности в сфере ДМО 20
ГЛАВА II РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ
УЧАЩИХСЯ 5-6-ЫХ КЛАССОВ «ШКАТУЛКА МАТЕМАТИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ» 24
2.1 Пояснительная записка 26
2.2 Учебно-тематический план 28
2.3 Общие методические рекомендации 30
2.4 Возможные критерии оценок 31
2.5 Апробация программы математического кружка 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
ПРИЛОЖЕНИЯ
В настоящее время, российское образование акцентирует внимание на формировании развитой личности, которая должна думать творчески, а также уметь использовать собственные знания на практике. Математическое воспитание играет очень важную роль в развитии такой личности. Но значительный рост информации и сокращение нагрузки школьников не позволяет осуществить такую задачу в школьном курсе математики. В таком случае приходится пользоваться потенциалом дополнительного математического образования. Рассмотрение проблем дополнительного математического образования является весьма своевременным.
Для определения актуальности исследования необходимо выделить следующие аспекты:
1. занятия в системе дополнительного математического образования для учащихся 5-6 классов школы требует теоретического обобщения;
2. многие публикации, которые приурочены к изложению содержания занятий дополнительного математического образования, нацелены на развитие интересе к математике у детей, но при этом они не могут гарантировать реализацию все полноты его развивающих возможностей учеников 5-6 классов;
3. недостаточная подготовка будущих учителей в процессе обучения в педагогическом вузе или колледжу к организации дополнительного математического образования, в том числе, и кружковой работы.
Изложенные выше аспекты позволили выявить проблему исследования: возможности дополнительного математического образования в развитии и обучении учащихся 5-6 классов недостаточно реализуются в учебном процессе.
Объектом исследования является процесс математического образования учащихся 5-6 классов средней школы.
Предмет исследования - математический кружок как один из ведущих составляющих системы дополнительного математического образования учащихся 5-6-х классов средней школы.
Цель исследования - разработать и обосновать программу математического кружка в системе дополнительного математического образования учащихся 5-6-х классов, направленную на повышение уровня математического образования и развития учащихся; разработать методику ее реализации.
Для реализации цель мы разработали следующие задачи:
1. Раскрыть сущность дополнительного математического образования.
2. Проанализировать историю развития дополнительного
математического образования школьников и кружковой работы в России.
3. Рассмотреть организацию и содержание дополнительного математического образования.
4. Составить тематическое планирование дополнительного
математического образования в 5-6-ых классах средней школы, составить методические рекомендации по ее реализации.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения в 5-6-ых классах разработанной программы занятий математического кружка и методических рекомендаций по ее реализации, использованию разнообразных активных форм работы учащихся на занятиях кружка.
В ходе работы над выпускной квалификационной работой были использованы следующие методы исследования:
- обобщение изученных ранее данных;
- анализ научно-методической литературы;
- систематизация информации.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, список использованной литературы включает в себя 26 источников.
Анализ учебно-методической, психолого-педагогической литературы по теме исследования показал, что проблема организации и содержания дополнительного математического образования исследована недостаточно.
В процессе теоретического исследования в соответствии я задачами и целью исследования были сделаны выводы:
1. Часть научно-методической литературы, посвященной дополнительному математическому образованию, постепенно устаревает. Написаны методические рекомендации по организации и содержанию дополнительного математического образования. На основе этих методических рекомендаций была разработана программа кружковых занятий для 5-6- ых классов средней сколы в системе дополнительного математического образования. По разработанной программе кружковых занятий была проведена опытно-экспериментальная работа, которая показала положительное влияние на уровень математических способностей учащихся.
2. Теоретические положения и методические рекомендации, разработанные в выпускной квалификационной работе могут быть использованы учителями математики и педагогами дополнительного образования в их педагогической деятельности при проведении кружковых занятий.
Изложенное выше позволяет считать, что реализация методической системы организации и содержания дополнительного математического образования существенно улучшает математические способности школьников. Таким образом, подтверждена верность выдвинутой гипотезы и решены задачи исследования.
1. Акопян Е.А. Пути развития творческой деятельности учащихся в процессе внеклассной работы по математике: Автореф. дисс. канд. псих. н.- М., 1973. - 22 с.
2. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Поздняк Э.Г., Юдина И.И. Геометрия: Учебник для 7-9 кл. общеобразоват. учреждений. 8-е изд. - М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 1998. - 335 с.
3. Бурау И.Я. Загадки мира цифр и чисел. - Донецк: Сталкер, 1996. - 185 с.
4. Виленкин Н.Я., Депман И.Я. За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5-6 классов средней школы. - М.: Просвещение, 1989. - 287 с.
5. Виноградова H.A. Методические рекомендации по выполнению письменных работ: Для студентов педагогических колледжей. - М.: Московское городское педагогическое общество, 1998. - 62 с.
6. Горев, П. М. Научное творчество. Инновационные методы в
системе многоуровневого непрерывного креативного образования НФТМ- ТРИЗ/ П.М. Горев. - М.: АНО дополнительного профессионального
образования, 2013. - 682 с.
7. Дырченко И.И. Развитие математических способностей учащихся на внеклассных занятиях: Дисс. канд. пед. н. - М., 1963. - 377 с.
8. Епифанова Н.М., Меньшикова H.A., Шарова О.П. Методика проведения внеклассной работы по математике. - Ярославль, 1991.
9. Жохов В. И. Преподавание математики в 5 и 6 классах: Методические рекомендации для учителя. - М.: Мнемозина, 1999. - 160 с.
10. Колягин Ю.М. Русская школа и математическое образование. - М.: Просвещение, 2001. - 318 с.
11. Концепция развития школьного математического образования// Математика в школе. - 1990. - № 1. - С. 5-9.
12. Кружковая работа по математике в 5-8 классах. - Йошкар-Ола: Марийское книжное изд., 1965. - 186 с.
13. Крутецкий В.А. Психология математических способностей
школьников. - М.: Воронеж, 1998. - 416 с.
14. Макаренко А.С. Собрание сочинений в 4-х томах/ А.С.
Макаренко. - М.: Правда, 2007. - 147 с.
15. Математика: Учеб. для в 5 класса общеобразоват. учреждений // Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, A.C. Чесноков, С.И. Шварцбурд. 5-е изд. - М.: Мнемозина, 1997. - 384 с.
16. Математика: Учеб. для в 6 класса общеобразоват. учреждений // Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, A.C. Чесноков, С.И. Шварцбурд. 6-е изд. - М.: Мнемозина, 1999. - 304 с.
17. Мерлин А.В, Мерлина Н.И. Задачи по математике для внеклассной работы (5-11 классы). - Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2000. - 168 с.
18. Мерлина Н.И. Дополнительное математическое образование школьников и современная школа. - М., 2000. - 180 с.
19. Новик И.А. Практикум по методике преподавания математики. - Минск: Вышейша шкота, 1984. - 148 с.
20. Перельман Я.И. Веселые задачи: двести головоломок для юных математиков. - М.: ИДР Пилигрим, 1997. - 286 с.
21. Петраков И.С. Математические кружки в 8-10 классах: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1987. - 156 с.
22. Пиявский С.А. Критерии оценки исследовательских работ учащихся // Дополнительное образование. - 2000. - № 12. - С. 5-11.
23. Подготовка студентов к организации внеурочной работы по математике в школе : Межвузовский сборник научных трудов. - Пермь: ПГПИ, 1991. - 144 с.
24. Стефанова Н.Л. Теоретические основы развития системы методической подготовки учителя математики в педагогическом вузе: Дисс. докт. пед. н. СПб., 1996. - 366 с.
25. Хазанкин Р.Г. Десять заповедей учителя математики // Народное образование. - 1991. - №1. - С. 10-15.
26. Шарыгин И.Ф., Шевкин A.B. Математика: Задачи на смекалку, 5¬
6.- М.: Просвещение, 1995. - 80 с.