Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Опора на витагенный опыт как средство развития познавательного интересамладших школьников

Работа №7192

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы185стр.
Год сдачи2003
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
683
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I . Опора на витагеннный опыт в обучении в целях развития познавательного интереса учащихся как педагогическая проблема... 12
§ 1. Историко-генетический анализ проблемы 12
§ 2. Теоретический анализ проблемы. Характеристика основных
понятий 37
§ 3. Педагогический анализ проблемы. Характеристика основных путей и способов развития познавательного интереса учащихся младших классов на современном этапе 50
Глава II. Результаты опытно-поисковой работы по использованию витагенного опыта в развитии познавательного интереса младших
школьников 77
§ 1. Технологическая характеристика организации опытно-поисковой
работы 77
§ 2. Типологическая характеристика различных групп учащихся по уровню витагенной информированности в знаниях естественно-научного
цикла 118
§ 3. Индивидуальные характеристики учащихся в процессе развития познавательного интереса на основе использования витагенного опыта. 133
Заключение 152
Библиографический список использованной литературы 156
Приложения 167



Актуальность проблемы исследования. Государственная политика в области образования основывается на принципах гуманистического характера образования и адаптивности образовательной системы к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников. Реализация современного этапа развития общего среднего образования требует полнее учитывать интересы и потребности каждого отдельного ученика.
Реализация общей цели и задач образования предусматривает соблюдение ряда психолого-педагогических условий, направленных на создание образовательной среды, способствующей эмоционально¬ценностному, социально-личностному, познавательному развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.
Учитывая, что начальное образование имеет свои характерные особенности, отличающие его от других этапов систематического школьного образования, особой областью исследования стал этап первоначального формирования учебно-познавательной деятельности детей и, в частности, познавательной мотивации; этап становления самосознания и самооценки ребёнка как субъекта новой для него деятельности («Я - ученик!»); этап, на котором закладываются основы обобщённого и целостного представления о мире, человеке, его творческой деятельности.
Педагогическая практика показывает, что в условиях информационно-ориентированного общества, когда одной из важнейших ценностей является информация, знание, организовывать обучение следует с позиций самого ребёнка.
В начальной и основной школе создаются условия для реализации личностно-ориентированного обучения, учёта интересов и способностей учащихся.
В отечественной и зарубежной педагогике проблема воспитания интереса к знаниям изучалась широко и многогранно (Я.А. Коменский,
з

Дж. Локк, И.Г. Песталоцци,А. Дистервег, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А.Сухомлинский, Г.И. Щукина, Н.Г. Морозова, Н.А. Менчинская).
В младшем школьном возрасте проблема развития познавательных интересов и учебной мотивации не стоит так остро, как на более поздних этапах детского развития, хотя ряд психолого-педагогических исследований (Г.И. Щукиной, Л.И. Божович, Н.Г. Морозовой, А.К. Дусавицкого) свидетельствуют о снижении уровня познавательного интереса у учащихся третьих классов, когда он замещается другими видами мотивов или становится эпизодическим. Эти же учёные отмечают и то, что младшие школьники по своим возможностям подготовлены к усвоению более сложного материала, имеют определённый запас сведений об окружающей действительности, который формируется у них в виде знаний, практических умений и навыков.
Особую актуальность проблема развития познавательного интереса младших школьников приобрела на современном этапе, так как социальный заказ общества нацелен на воспитание творческой социально - активной личности, умеющей определить себя в новой социально-экономической и политической системе.
Одно из направлений в педагогике, связанное с активизацией познавательной деятельности учащихся, нашло свое отражение в так называемой педагогике сотрудничества. Сотрудничество предусматривает позицию ребенка не только как объекта, но и как субъекта образовательного процесса.
В значительной мере подобное сотрудничество на практике оказывается лишь декларацией, так как функции учителя и функции учащихся неадекватны. Учитель выступает в роли коммуникатора (носителя научного знания) и в качестве его транслятора, т.е. передатчика знаний. Учащийся выполняет функции реципиента (т.е. приемника знаний) и ретранслятора (т.е. воспроизводителя знаний). Возможно ли обеспечить функциональное равенство учителя и учащихся? Возможно, в том случае, если ученик
4

выполняет функции коммуникатора и транслятора, а учитель, соответственно, реципиента и ретранслятора. Подобный обмен функциями возможен лишь в том случае, если учитель прежде чем изложить научные знания актуализирует, т.е. востребует запас тех знаний, который накопил ребенок в процессе своей жизни и деятельности. Таким образом, речь идет об опоре в образовании на витагенный опыт школьников. Идея витагенного обучения никогда не отвергалась, но не имела теоретического и технологического решения, т.е. использование витагенного опыта еще недостаточно исследовано современной психолого-педагогической наукой. Остаются во многом неясными его сущность, содержание, формы проявления и способы актуализации. Данные противоречия определили проблему исследования, которая заключается в выборе и определении педагогических возможностей использования витагенного опыта в развитии познавательного интереса. На основании анализа противоречий и проблемы была определена тема нашего исследования: «Опора на витагенный опыт как средство развития познавательного интереса младших школьников (на материале предметов естественно - научного цикла)». Актуальность темы обусловлена тем, что витагенный опыт школьников впервые рассматривается как средство развития познавательного интереса, данное исследование проводится в начальном звене школы в особой предметной области - естествознании.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Современная система образования переживает сложный процесс реформирования и пересмотра подходов к парадигме образования. В наше информационно-ориентированное время главной ценностью становится знание, информация и, как следствие, педагогическая наука и практика находятся в поиске способов решения проблемы совершенствования образования и вос-питания, развития глубоких познавательных интересов.
В проведенном исследовании, целью которого было выявление, определение и обоснование возможности использования витагенного опыта младших школьников в развитии познавательного интереса проведен теоретический анализ проблемы развития познавательного интереса школьников, путей и способов его развития на основе витагенного опыта.
Разработанная и опытно-поисковым путем проверенная технология ис-пользования витагенного опыта школьников в учебном процессе на предметах естественно-научного цикла подтвердила результативность его применения в условиях развития познавательного интереса.
Анализ психолого-педагогической литературы, исследование витагенного опыта позволяют констатировать, что витагенный опыт школьников представляет собой средство развития познавательного интереса, так как витагенный опыт представляет собой жизненный опыт человека, который стал личностно значимым, наиболее часто используется в жизненных ситуациях и определяет мировоззрение личности на данном этапе жизни.
Опытно-поисковая работа показала, что существует прямая зависимость между использованием витагенного опыта школьников в учебном процессе и возникновением и развитием познавательного интереса. Этому способствовало применение голографического метода в преподавании, в основе которого лежит идея опоры на витагенный опыт ученика.
Итоги проведенного опытно-поискового исследования позволяют говорить о следующих результатах:
1. Доказано, что витагенный опыт младших школьников имеет ценностную содержательную основу, что позволяет осуществлять опору на него в об-разовательном процессе.
2. В диссертации определены уровни витагенной информированности младших школьников в знаниях естественно-научного цикла: высокий (элементарно-научные знания), средний (элеметарно-эмпирические знания), низкий ( элементарные знания).
3. Составлена типологическая характеристика учащихся различного уровня информированности в знаниях естественно-научного цикла, которая включает в себя следующие компоненты: характер витагенной информации, уровень развития познавательного интереса, отношение учащихся к
I
природе как к объекту изучения, сформированность надпредметных умений и навыков, образовательный статус учащегося.
i
4. Разработан и опытно-поисковым путем проверен технологический алгоритм использования витагенного опыта школьников в учебном процессе, который включает в себя семь этапов: подготовительный, информационно-просветительский, исходно-диагностический, содержательно-технологический, коррекционный, итогово-диагностический, планово-прогностический. В основу технологического алгоритма положена идея
I
образовательной ценности витагенного опыта учащихся, уровневой дифференциации школьников по типам витагенной информированности.
I
5. Подтверждено, что совокупность технологических шагов разработанного алгоритма, создавая оптимальную модель организации учебного процесса на основе использования приемов витагенного обучения, одновременно способствует уменьшению количества учащихся с низким уровнем витагенной информированности, так как происходит развитие познавательно-
: I.
^ го интереса и как следствие - повышение витагенной информированности
j учащихся в знаниях естественно-научного цикла.
6. Были определены факторы, способствующие переходу учащихся на более
I высокий уровень витагенной информированности: знание учителем уровня витагенной информированности учеников, субъект-субъектная основа организации образовательного процесса, развитие познавательного интереса, осознание учеником границ своего незнания, формирование ценностного отношения к знанию, умение актуализировать витагенный опыт в адекватных ситуациях, умение соотносить витагенную информацию и научную, своевременная и грамотная корректировка житейских представлений учащихся, создание ситуации успеха для каждого ученика.
7. Установлено, что использование «клинического» исследования процесса развития познавательного интереса и составлении индивидуальных характеристик учащихся, что обеспечивает научную достоверность и гуманистическую направленность опытно-поисковой работы.
8. В результате исследования было определено, что витагенное обучение - совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся по организации на уроке взаимообогащающего диалога, в основе которого находится процесс актуализации (востребования) витагенного опыта индивида (его личностно значимого жизненного опыта, определяющего мировоззрение на данном этапе онтогенеза) и коллективного витагенного опыта. Организация витагенного обучения предполагает наличие специфических организационных форм и технологий, а также знания учителем уровня витагенной информированности школьников в том или ином разделе программы.
Результаты исследования убеждают в том, что успешность развития познавательного интереса на этапе обучения школьников в начальном звене значительно возрастает при опоре в обучении на витагенный опыт учащихся. Таким образом, результаты опытно-поисковой работы подтвердили выдвинутую нами гипотезу.
Дальнейшие исследования проблемы, на наш взгляд, могут быть сосредоточены на разработке моделей витагенного обучения для разных возрастных групп и предметных областей, а также на более глубоком изучении источников витагенного опыта школьников, его всестороннем анализе, интерпретации, и систематизации для решения конкретных образовательных задач.





1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. /Под ред. Г.И.Щукиной. М.: Просвещение, 1984. - 176с.
2. Амонашвили Ш.А. Психологические основы педагогики сотрудничества. Киев, 1991.“
3. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995.-496с.
4. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? М.: Просвещение, 1986. - 176с.
5. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Изд. Моск. ун-та, 1990. - 367с.
6. Бабанский Ю.К.Оптимизация учебно - воспитательного процесса. Методические основы. М.: Просвещение, 1982ГZ50с,
7. Бадинзян И.В. Развитие мыслительной деятельности младших школьников. //Методические и теоретические основы процесса обучения в начальной школе. Сборник трудов. М.: 1978. - С.71-77.
8. Безрукова B.C. Педагогика: Учеб.для инж.- пед. спец. Екатеринбург, 1993.
9. Безрукова B.C. Образовательные технологии: ориентиры для выбора. //«Директор школы», 1999.- № 8.
Ю.Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? М.: Просвещение, 1991. — 176с.
11. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. М.: Просвещение, 1991. - 176с.
12. Белкин А.С. Педагогика детства. Екатеринбург, «Сократ», 1995. - 152с.
13. Белкин А.С. Теория и практика витагенного обучения с голографическим методом проекций, (материалы лекций). Екатеринбург, 1997. - 15с.
14. Белкин А.С., Жукова Н.К. Витагенное образование: Голографический подход. Екатеринбург, УрГПУ, Департамент психолого-педагогического образования, центр образовательных технологий, 1999. - 136с.
15. Белкин А.С., Катаев А.В., Попков К.В., Сунгатуллина Г. А. Нравственность. Здоровье. Семья: Методическое пособие для учителя.
156

Часть I. Основы нравственного выбора. /Отв.ред. А.С.Белкин Екатеринбург, Изд-во УрГУ, 2000. - 280с.
16. Белухин Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики. Курс лекций. Часть 1. М.: Изд-во Института практической психологии; Воронеж, НПО «МОДЭК», 1996. - 320с.
17. Богозов Н.З. Психология: Словарь. Магадан, 1965.
18. Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе. М.: АПН РСФСР, 1959.
19. Божович Л.И. Особенности усвоения учебного материала школьниками. //Советская педагогика. 1988. - № 10. - С.41-46.
20. Божович Л.И. Познавательные интересы и пути их изучения. М.: Известия АПН РСФСР.-1955.- № 73. - С.12.
21. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. М.: Просвещение, 1985. — 144с.
22. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. - 263с.
23. Васильева М.С. О формировании начал коммунистического мировоззрения младших школьников в процессе обучения. //Советская педагогика. - 1981. - № 5. - С.43-47.
24. Витагенная педагогика как условие развития личности. //Материалы научно-практической конференции. 18 ноября 1999 года. Ростов - на - Дону, 1999.
25. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика М.: НМЦ СПО, 1999. - 538с.
26. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. /Под ред.Д.Б.Эльконина, Т.В.Драгуновой. М.: Просвещение, 1967. - 357с.
27. Возрастная и педагогическая психология. /Под ред. М.В.Матюхина и др. М.: Просвещение, 1984. — 256с.
28. Выготский Л.С. Развитие житейских и научных понятий в школьном возрасте. //Психологическая наука и образование. - 1996. - № 1.- С. 5-19.
157

29. Выготский Jl.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика - Пресс,
1996. - 536с.
30. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М.: ЧеРо, 1996.-336с.
31. Глассер У. Школы без неудачников. Пер.с англ. /Ред. В.Я.Пилиповский. М.: Прогресс, 1991. - 184с.
32. Границкая А.С. Научить думать и действовать: Адаптивная система обучения в школе. М.: Просвещение, 1991. - 175с.
33. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М.: 1972. - С.92-95.
34. Данилов М.А., Есипов Б.П. Дидактика. М.: АПН РСФСР, 1957. - 272с.
35. Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе. М.: 1960. - С.60.
36. Дусавицкий А.К. Воспитывая интерес. М. Знание. 1984. - 80с.
37. Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. М.: Дом педагогики, 1996.-208с.
38. Енисеев М.К. Связь изучаемого с известным в процессе обучения. Чебоксары, Чувашское книжное изд-во, 1986. - 111с.
39.3анков Л.В. Беседы с учителями (вопросы обучения в начальных классах).
//Избранные педагогические труды. М.: Новая школа, 1996. - 432с.
40.3еер Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование.
Екатеринбург, 1997. - С.51-53 41.Зубарева О.В., Манжос Н.Н., Паринова Г.К. Психология и педагогика в вопросах и ответах. Изд-во Саратовского ун-та, 1995. — 138с.
42. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. М., Знание, 1985.
43. Изучение развития учащихся учителем. /Под ред. М.В.Зверевой. Самара, «Сам Вен», 1992. - 112с.
44. Калмыкова З.И. Педагогика гуманизма. М.: Знание. 1990. -С.12.
45. Канаев Б.И. Результат педагогического процесса. /Под ред. академика Шамовой Т.И., М.: Тольятти, 1998. - 291с.
158



Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ