ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ ТИПОМ ОТНОШЕНИЯ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ 8
1.1. Характеристика ценностно-смысловой сферы личности студентов
вуза 8
1.2.Особенности отношения студентов к будущей профессии на этапе вузовского обучения 22
1.3. Психолого-педагогические условия развития ценностно¬смысловой сферы студентов на этапе обучения в вузе 34
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЦЕННОСТНО¬СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ ТИПОМ ОТНОШЕНИЯ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ 50
2.1.Организация и методы исследования 50
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 54
2.3. Программа формирования ценностно-смысловой сферы личности студентов с разным типом отношения к будущей профессии 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 97
ПРИЛОЖЕНИЯ 103
Актуальность исследования. Обращение к проблеме ценностно-смысловой сферы личности обусловлено необходимостью определиться в направлении поиска личностных резервов для более продуктивной профессиональной деятельности современных студентов.
Как известно, положительное отношение к профессии является одним из факторов успешного профессионального самоопределения (Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов) на всех его этапах. Можно также отнести это положение и к студенческому возрасту, акцентируя внимание на двух важных, на наш взгляд, моментах. Во-первых, ценностное отношение к получаемой профессии выступает внутренним резервом для конструктивного прохождения юношами и девушками образовательных кризисов. Некоторые авторы (Л.Ф. Мирзоянова, В.И. Слободчиков) отмечают отсутствие «профессионально грамотных моделей и программ психолого-педагогического сопровождения» кризисов на этих этапах. Во-вторых, усовершенствование высшего образования несет за собой осуществление студентами самостоятельного и осознанного выбора индивидуального пути профессионального развития, что возможно при условии сформированной субъектной позиции. В основе последней лежит высокий уровень рефлексии и ценностное отношение к получаемой профессии (В.И. Слободчиков).
Если наблюдается недостаточная осмысленность и обоснованность профессионального выбора на начальном этапе, то это может привести к уменьшению числа студентов с положительным отношением к выбранной профессии, что, чаще всего, снижает учебно-профессиональную мотивацию, академическую успеваемость и препятствует благополучному выходу из образовательного кризиса. Стоит отметить кризис вторых-третьих курсов, одним из симптомов которого является обесценивание получаемой профессии: именно в этот период студенты часто прекращают обучение в вузе, не всегда имея альтернативные профессиональные планы. Также возрастает заинтересованность работодателей в высококвалифицированных, конкурентоспособных, мотивированных и компетентных молодых специалистах, и именно она ставит задачу формирования у студентов ценностного отношения к будущей профессии. Однако статистика свидетельствует о малой значимости профессии у многих современных выпускников. Есть трудности профессионализации и у студентов с положительным отношением к профессии. Они связаны, прежде всего, с идеализированными представлениями о выбранной специальности, что может создавать некоторые сложности на этапе адаптации к профессиональной деятельности.
В психолого-педагогической литературе достаточно подробно показано основное содержание психологической поддержки на этапе вузовского обучения: помощь в формировании профессионального самосознания (Л.М. Митина), развитие профессиональных умений и навыков (Е.А. Климов), коррекция профессиональных планов в случае необходимости (Э.Ф. Эсер). Проблема профессионализации студентов освещается в научных публикациях К.А. Абульхановой-Славской, Е.А. Александровой, Д.Б. Богоявленской, М.Д. Дворяшиной, Б.Б. Коссова, А.И. Крупнова, H.H. Никитиной, Н.И. Рейнвальд и др.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой теме показал, что в нашей стране традиции обучения в вузе направлены на работу с «потоком» студентов, на фронтальные формы и методы деятельности преподавателей. Однако отношение современной молодежи к процессу обучения в вузе, специфике их профессионального самоопределения, и, наконец, направленность образовательных стандартов на индивидуализацию процесса высшего образования диктуют необходимость «адресного» психолого-педагогического сопровождения этого процесса. Таким образом, к настоящему времени со всей очевидностью обнаруживаются противоречия между:
- теоретической и практической значимостью проблемы учета в профессиональном обучении отношения студентов к получаемой профессии и недостаточным уровнем ее разработанности в педагогической психологии;
- все более острыми, вследствие усложнения профессионального труда, образовательными кризисами и отсутствием «профессионально грамотных моделей и программ психолого-педагогического сопровождения» студентов на этапе вузовской подготовки.
Таким образом, мы можем определить проблему исследования: какова ценностно-смысловая сфера личности студентов вуза с разным типом отношения к профессии?
Цель исследования - изучение характеристик ценностно-смысловой сферы личности студентов с разным типом отношения к профессии.
Объект исследования - ценностно-смысловая сфера личности студентов.
Предмет исследования - ценностно-смысловая сфера личности студентов с разным типом отношения к будущей профессии.
Гипотеза исследования - характеристика ценностно-смысловой сферы личности студентов соотносится с их отношением к получаемой профессии, а именно, чем выше у студентов общая осмысленность жизни, тем выше их стремление к приобретению знаний и овладению профессией, а также, чем выше такой показатель смысложизненных ориентаций, как управляемость жизни, тем сильнее мотивация приобретения знаний.
Задачи исследования определяются поставленной целью и сформулированной гипотезой:
1. Провести теоретический анализ проблемы ценностно-смысловой сферы личности студентов в процессе профессионального становления.
2. Исследовать отношение студентов к получаемой профессии.
3. Исследовать содержательные характеристики компонентов ценностно¬смысловой сферы личности студентов.
4. Разработать программу по формированию ценностного отношения студентов к будущей профессии.
В качестве методологической основы исследования выступили общенаучные подходы, обеспечивающие целостность исследования сложных явлений: 1. Комплексный подход (Б.Г. Ананьев); 2. Системный подход и концепция системной детерминации психических явлений (В.А. Танзен, Б.Ф. Ломов); 3. Деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); 3. Личностный подход (А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, A.A. Деркач).
Существенное значение в разработке проблемы имели: 1.Концепция профессионального становления личности (Л.М. Митина, Э.Ф. Зеер, Н.С. Пряжников); 2. Положения гуманистической психологии и духовно-нравственного развития личности (Б.С. Братусь, В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, А. Маслоу, В. Франкл, Э. Фромм и др.); 2. Представления о
ценностно-смысловой сфере личности (А.Н. Леонтьев, Д. А. Леонтьев, Б.С. Братусь, Ф.Е. Василюк, Е.В. Субботский и др.); 3. Концепции системогенеза профессиональной деятельности и профессиональных способностей (Е.А. Климов, А.К. Маркова, Ю.П. Поваренков, В.Д. Шадриков); 4. Концепции профессиональной зрелости (Д. Сьюпер, Э. Шейн) и психосоциального моратория (Э. Эриксон).
В исследовании нами были использованы следующие методы:
1. Теоретический (обзорно-аналитический метод, включающий анализ философской, психологической и др. научной литературы разных периодов; обобщение; сравнительно-сопоставительный анализ литературных источников; интерпретационный метод);
2. Эмпирический (тестирование - методики);
3. Методы количественной и качественной обработки данных, при обработке эмпирических данных, использовались методы описательной статистики: анализ средних значений производился с помощью t-критерия Стьюдента, также был осуществлен корреляционный анализ при помощи коэффициента корреляции R Спирмена (статистический пакет IBM STATISTICS 19) для установления характера и направления связи анализируемых показателей;
4. Интерпретационный метод.
Методики исследования:
1. Тест смысложизненных ориентаций (в модификации Д.А. Леонтьева);
2. Методика изучения мотивации профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана)»;
3. Методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича;
4. Методика изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной;
5. Методика изучения факторов привлекательности профессии В.А. Ядова (в модификации И.Кузьминой, А. Реана).
Базой исследования является Белгородский Государственный Национальный Исследовательский Университет. В исследовании приняли участие 70 человек, студентов факультета психологии 3-5 курсов (18-23 лет).
Структура работы.В структуру работы входит две главы, состоящие из трех параграфов, а также, введение, заключение, программу по коррекции уровня тревожности, список используемой литературы, состоящий из 68 источников, приложение, общий объем работы составляет 116 страниц.
В современной психологии в настоящее время существует множество различных теорий, подходы которых изучению проблемы характера отношения студентов к получаемой профессии и влияния ее на ценностно-смысловые сферы личности студентов (мотивов, ценностей, целей, смысложизненных ориентации) в период вузовской подготовки различны. Тем не менее, мы не ставили перед собой задачи привести качественный анализ отдельных теорий, мы лишь пытались рассмотреть основные направления в современных исследованиях. Нам кажется, что сама сложность данного понятия, многоуровневая организация ценностно¬смысловой сферы личности, сложность структуры и механизмов ее формирования, открывает широкие возможности для применения всех упомянутых нами теорий. То есть утверждения отдельных теорий могут направляться на различные элементы ценностно- смысловой сферы личности. Целостная картина может сложиться только при интегрированном подходе к изучению проблемы характера отношения студентов к получаемой профессии, и влияния ее на ценностно-смысловые сферы личности студентов (мотивов, ценностей, целей, смысложизненных ориентации) в период вузовской подготовки на современном этапе развития психологической мысли, с учетом прогрессивных идей различных теорий.
Таким образом, ценностные ориентации являются особыми психологическими формациями, всегда составляющими иерархическую систему и существующими в структуре личности только как ее элементы. Невозможно представить ориентацию личности на конкретную ценность как изолированную сущность, которая не учитывает ее приоритетность, субъективное значение по отношению к другим значениям, то есть не входит в систему.
Ценностные ориентации как предмет психологического исследования базируются на пересечении двух больших предметных областей: мотивации и мировоззренческих структур сознания.
Система ценностных ориентаций личности, которая одновременно выполняет функции регулирования поведения и определения его цели, связывая личность и социальную среду в единое целое, является именно таким психологическим телом. В связи с этим ценности приобретают качества реальных мотивов и источников значимости жизни, приводя к росту и совершенствованию личности в процессе его последовательного развития.
Благодаря новообразованиям ранней юности, а именно: развитию сознания и самосознания, построению жизненных планов, поиску смысла жизни происходит формирование и закрепление ценностей и смыслов. Молодые люди проходят, в своей жизни, один из наиболее сложных периодов, который характеризуется эмоциональным напряжением, чрезмерной рефлексией, связанной с поиском истинных ценностей, переоценкой и переосмыслением своего жизненного пути и дальнейших планов. Важно отметить, что именно в этот период идет отделение личности от тесного значимого круга лиц (близких и родственников). Ценностно - смысловая сфера личности молодых людей претерпевает изменения, благодаря смене окружения, появлению плана действий, поиску смысла жизни. Ценностные ориентации личности выполняют функцию регуляции поведения, связывая такие компоненты, как сама личность и социальное окружение. В связи с этим ценности становятся действующими мотивами и источниками осмысленности жизни, что ведет в дальнейшем к росту и совершенствованию личности в процессе онтогенеза.
Также в ходе теоретического анализа, выяснилось, что одна из самых сложных проблем - поиск смысла для самоопределяющегося человека. Профессиональное самоопределение можно определить, как поиск профессии и работы, которые позволят получать доходы в порядке справедливости, то есть в соответствии с затраченными усилиями. Другим вариантом смысла является стремление к элитарности. Известно, что многие люди часто мечтают о высоких доходах при невысоком уровне профессионализма. Это особенно важно в эпоху социально-экономических преобразований и потрясений, когда на передний план выходят не так много творческих, высококвалифицированных специалистов, которые работают эффективно в стабильных условиях, а так называемые «авантюристы», у которых меньше талантов работать хорошо. Идея авантюризма сейчас очень популярна среди самоопределяющейся молодежи.
Формирование устойчивого позитивного отношения к профессии является одним из актуальных вопросов педагогики и педагогической психологии. Есть еще много нерешенных проблем. В современных условиях динамичного развития профессиональных знаний, в связи с требованиями, предъявляемыми к личности для непрерывного профессионального образования и совершенствования, дальнейшее развитие этой проблемы становится все более важным. Ее конкретное решение во многом зависит от совместных усилий учителя и психолога - как на этапе профессионального обучения в школе, так и в процессе профессиональной подготовки. Эти усилия в основном сводятся к тому, чтобы предоставить человеку компетентную психологическую и педагогическую помощь в поисках профессии для себя и себя в профессии. Конечно, эта задача непростая, но важная и благородная, поскольку ее успешное решение поможет человеку предотвратить превращение своей будущей профессиональной судьбы в путь без цели и ориентиров.
Исходя из полученных данных, нами выявлена статистически значимая положительная корреляционная связь между параметром «Приобретение знаний» и параметрами «Общая осмысленность жизни». Это говорит о том, что, чем выше у студентов показатели осмысленности жизни, тем выше будут показатели приобретения знаний. Студенты с высокими показателями осмысленности жизни будут стремиться получить знания и реализовать свой потенциал в учебной деятельности. Студенты же с низкими показателями осмысленности жизни - не стремятся к получению знаний. Следовательно, можно сделать вывод о том, что осмысленность жизни студентами будет их подталкивать к получению знаний и расширению своего кругозора, а также к «овладению профессией», о чем свидетельствуют результаты корреляционного анализа. Данные корреляционного анализа можно интерпретировать достаточно широко, ибо шкала «осмысленность жизни» несет в себе результаты всех шкал методики. Следовательно, то насколько студент для себя поставил цели в жизни, насколько эмоционально насыщена жизнь, на сколько он доволен пройденным отрезком жизни, и то, на сколько он доволен своей жизнью в данный период, и будет зависеть его отношение к получению знаний и освоению профессии.
Также положительная корреляционная связь была обнаружена между параметрами «Локус контроля жизнь» и «Приобретение знаний». Из этого следует, что наличие высоких баллов по шкале локус контроля жизнь будет говорить об убеждении студента в том, что ему дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь и в зависимости от этого студент будет нуждаться в получении новых, актуальных знаний.
Тесные корреляционные связи имеются по показателям «приобретение знаний» и «овладение профессией, что свидетельствует о том, что чем выше будет потребность в приобретении знаний, тем выше будет показатель овладения профессией.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что в большинстве своем для испытуемых характерно наличие целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу, но некоторых из испытуемых можно характеризовать, как людей живущих сегодняшним или вчерашним днем. Также для испытуемых, характерно восприятие самого процесса своей жизни как интересного, эмоционально насыщенного и наполненного смыслом. Это может быть связано с тем, что у студентов завершилась профессиональная идентификация и они, в большинстве своем, находятся на завершающих этапах обучения. В целом для испытуемых характерно оценивание прожитого отрезка жизни, как результативного и осмысленного. Мы можем сделать вывод о том, что в целом для испытуемых характерно представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. В целом для испытуемых характерно убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь.
Характеризуя группу в целом, можно сказать, что преобладающим видом мотивации профессионального обучения является внутренняя мотивация. На втором месте студенты с внешней положительной мотивацией. Данный вид мотивации проявляется в том, что студента привлекает не деятельность, в целом, а то, какую оценку она получит от окружающих (поощрение, похвала и т.д.). И на третьем месте - студенты с внешней отрицательной мотивацией. Обучение таких студентов будет без особого удовлетворения от деятельности или без интереса; учение во избежание неудач; учение в процессе принуждения или под давлением окружающих (например, родителей или преподавателей) и др.
Анализируя данные можно сказать, что студенты, в среднем, положительно характеризуют выбранную профессию. К положительным моментам профессии студенты относят такие критерии, как «работа с людьми», «творчество в работе», «самосовершенствование», «соответствие способностей», «рабочий день» и возможность достичь «социального признания, уважения».
Отрицательные значения приобрел такие критерии, как «важность профессии» в графе с отрицательным значением был вариант «мало оценивается важность труда», следовательно, большинство студентов считают, что работа по профессии почти не ценится окружающими; переутомление в работе скорее связано с тем, что работа связана с постоянным живым общением, и непосредственно, с заполнением большого количества документации; также большинство респондентов отметили факт наличия небольшой зарплаты, а также субъективно оценили несоответствие работы и собственного характера, как отрицательный момент.
Анализ групповой иерархии ценностных ориентаций студентов позволил выявить следующее: первое место в списке значимых
терминальных ценностей для испытуемых занимает здоровье (физическое и психическое); второе место для респондентов занимает материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений); на третьем месте находится ценность счастливая семейная жизнь. Четвёртое место по предпочтению у студентов разделили такие ценности как: творчество (возможность творческой деятельности); уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений); интересная работа. Это может объясняться тем, что студенты готовы и хотят заниматься профессиональной деятельностью и то, что для них является важным реализовать себя в труде. Также для студентов оказались важными такие ценности, как: любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком); общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе); продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей); развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование). Мы можем предположить, что студенты стремятся к продуктивной насыщенной жизни и готовы работать в этом направлении.
Также не случайно, что такие ценности, как эффективность в делах (трудолюбие, эффективность в работе), терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения), а также аккуратность, воспитанность (хорошие манеры), исполнительность (дисциплинированность), широта взглядов занимают важное место в становлении будущих психологов, так как актуализация этих потребностей составляет основу мотивации данной профессии.
Анализ эмпирических данных по характеристикам ценностно - смысловой сферы личности будущих специалистов в зависимости от
отношения к профессии, позволил описать «психологические портреты» студентов.
Студенты с разным отношением к получаемой профессии характеризуются различиями ценностно-смысловой сферы личности: представлениями о будущей специальности, отношением к учебе в вузе, содержанием ценностей и мотивов, степенью включенности профессии в смысложизненный контекст, отношением к себе, содержательной и временной насыщенностью жизненной и профессиональной перспективы, связанностью профессиональных планов с получаемой профессией.
Исходя из того, что у отдельных студентов обнаружена слабая осмысленность жизни и неосознанность выбора специальности с учетом ведущего отношения к будущей профессии были разработаны практические рекомендации сотрудникам психологической службы вуза и педагогам.
Опираясь на теоретические положения по исследуемой проблеме, нами была разработана программа тренинга личностного и профессионального саморазвития, которая включала цикл взаимосвязанных, логически выстроенных тренинговых занятий, цель которых - создание условий, обеспечивающих формирование ценностного отношения к выбранной профессии у студентов, как основы их профессионально - личностного саморазвития.
Основными методами в программе формирующего эксперимента являются групповая дискуссия и игра. Задания программы были ориентированы на формирующуюся личность студента, в ценностно-смысловую сферу интересов которой входят налаживание конструктивного межличностного и профессионального взаимодействия, расширение интеллектуальных возможностей и рефлексивных способностей, готовность к самопознанию и саморегуляции.
Гипотеза исследования полностью подтвердилась: характеристика ценностно-смысловой сферы личности студентов соотносится с их отношением к получаемой профессии, а именно, чем выше у студентов общая осмысленность жизни, тем выше их стремление к приобретению знаний и овладению профессией, а также, чем выше такой показатель смысложизненных ориентаций, как управляемость жизни, тем сильнее мотивация приобретения знаний.
1. Абрамова, Г.С. Введение в практическую психологию/Г.С. Абрамова. - М.: Просвещение, 2009. - 237 с.
2. Абульханова-Славская, К. А. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна: К 100-летию со дня рождения / К.А. Абульханова-Славская,
А.В. Брушлинский. - М.: Наука, 1989. - 248 с.
3. Алексеев, В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования/В.Г. Алексеев. - М.:Просвещение, 2009. - 232 с.
4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания./Б.Г. Ананьев— СПб.: Питер, 2001. — 288 с.
5. Анатомия кризисов / А.Д. Арманд, Д.И. Люри, В.В. Жерихин. - М.: Наука,
1999. - 220 с.
6. Анурин, В.Ф. Ценностные ориентации и их влияние на формирование потребностей /В.Ф. Анурин// Социология высшей школы. Подготовка специалистов для народного хозяйства. - Горький, 2009. - С. 116 - 129.
7. Афанасьева Е.Н., Медведев В. Е Некоторые аспекты процесса повышения качества профессионального образования [Текст] / Е.Н. Афанасьева В.Е. Медведев / Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Совершенствование системы многоуровневого профессионального образования. Сборник научных трудов. - Орёл: ОрёлГТУ, 2006. - 251 с.
8. Батаршев, А.В. Учебно-профессиональная мотивация молодёжи:
учеб.пособие/ А.В.Батаршев - М.: Академия, 2009. - 191 с.
9. Бордовская, Н.В. Педагогика: Учебное пособие. /Н.В. Бордовская, А.А. Реан.-СПб.: Питер, 2006. - 304 с.
10. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И.Божович. - М.: МПСИ, 2001. - 349 с.
11. Братусь, Б.С. К проблеме человека в психологии / Б.С. Братусь // Вопросы психологии. - 1997. - № 5. - С. 3 - 20.
12. Будинайте, Г.Л. Личностные ценности и личностные предпосылки субъекта /Г.Л. Будинайте, Т.В. Корнилова// Психологический журнал. - №5. - 2007. - С. 99 - 105.
13. Быкова, Н.Л. Специфика смысложизненных ориентаций различных групп учащейся молодежи в ситуации субъективации жизненных целей: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Н.Л. Быкова. - Самара, 2008. - 95 с.
14. Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций)./ Ф.Е. Василюк. —М.: Изд-во МГУ, 1984. — 200 с
15. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека / В.К. Вилюнас. - М.: Просвещение, 2006. - 206 с.
16. Гаврилюк, В.В. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) /В.В. Гаврилюк, Н.А. Трикоз// Социол. исслед. - 2009. - №1. - С.96-105.
17. Головаха, Е. И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. —СПб.: Питер,
2000. - С.256-269.
18. Диагностика профессионального самоопределения / Составитель Я.С. Сунцова. - Ижевск, 2009. - 112 с.
19. Дружинин, В.Н. Психология/ В.Н. Дружинин.—СПб.: Питер, 2002. —672 с.
20. Егорычева И.Д. Психологические особенности личностной направленности подростка и возможности ее коррекции: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1984. - 22 с.
21.Залесский, Г. Е. Психология мировоззрения и убеждений личности./ Г.Е. Залесский. — Издательство: МГУ., 1994.— 142 с
22.Зеер, Э.Ф. Профориентология: теория и практика / Э.Ф. Зеер. - М.: Академический проект, 2004. - 192 с.
23.Зеер, Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов /
Э.Ф. Зеер. - М.: Академический проект, 2007. - 336 с.
24.Зеленкова, И.Л. Проблема смысла жизни: опыт историко-этического исследования / И.Л. Зеленкова. - Минск, 1998. - 125 с.
25. Каган, М. С. Философия культуры [Текст] / М. С. Каган. — СПб: Петрополис, 1996. — 414 с.
26. Карпенко, Э. Проблема формирования творческого мышления у студентов //Социология №5, 2007 — С. 18-23
27. Климов, Е.А. Педагогический труд: психологические составляющие:
Учебное пособие / Е.А.Климов. - М.: Издательство Московского
университета; Издательский центр «Академия», 2004. - 240 с.
28. Краснорядцева, О. М. Ценностная детерминация профессионального
поведения педагогов//Сибирский психол. журн. —Томск, 1998. — № 7. — С.25-29
29. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С.Кон. - М.: Просвещение, 1999. - 212 с.
30. Кондраков, И.М. Психология. Иллюстрированный словарь / И.М.
Кондраков.-СПб.: Прайм- Еврознак, 2003.-512 с.
31. Крягжде С.И. Психология формирования профессиональных интересов / С.И. Крягжде. - Вильнюс, 1981.
32. Леонтьев, Д.А. Психология смысла / Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2009. - 280 с.
33. Леонтьев, Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) / Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2002. - 334с.
34. Лукин, В. Гадкие лебеди: Жизненные ценности современной молодежи /В. Лукин// Культура. - 2009. - №16. - С.4.
35. Маслоу, А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. - М.: Изд-во МГУ, 2011.- С. 108-118.
36. Молчанов, С.В. Особенности ценностных ориентаций личности в
подростковом и юношеском возрастах / С. В. Молчанов // Психологическая наука и образование. - 2005. - № 3. - С. 16 - 25.
37. Моральные ценности и личность / Под ред. А.И. Титаренко, Б.О. Николаевича. - М.: Просвещение, 2004. - 176 с.
38. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. - М., 1998. - 456 с.
39. Немов, Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3-х кн. - Кн.2 / Р.С. Немов.- М.: Владос, 2005.- 496 с.
40. Никифоров, Г.С. Надежность профессиональной деятельности./Г.С.
Никифоров. - СПб., 1996
41. Педагогический энциклопедический словарь./ Б.М. Бим-Бад.- М.: Большая Российская Энциклопедия, 2003. - 528 с.
42. Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ.
высших пед. учеб. заведений / Е.П. Белозерцев [и др.]; под ред.
B. А. Сластенина. - М.: Академия, 2004. - 368 с.
43. Попов, В.А. Изменение мотивационно-ценностных ориентаций учащейся молодежи/В.А. Попова, О.Ю. Кондратьева // Социол. исслед. - 2009 - №6. -
C. 96-99.
44. Прангишвили, А. С. Проблема установки на современном уровне разработки грузинской психологической школы. Психологические исследования. — Тбилиси, 1973.
45. Пряжников, Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения / Н.С. Пряжников. - М.: Модэк, 2002. - 400 с.
46. Психология личности / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. - М., 2012. - 288 с.
47. Ростунов, А.Т. Формирование профессиональной пригодности / А.Т.
Ростунов. - М.: Просвещение, 2004. - 176 с.
48. Самоукина, Н.В. Психология профессиональной деятельности./ Н.В.
Самоукина.-СПб.: Питер, 2003,- 224 с.
49. Серый, А.В. Ценностно-смысловая сфера личности/ А.В. Серый, М.С. Яницкий. - Кемерово: КемГУ, 2009. - 92 с.
50. Степанский, В.И. Психологические проблемы выбора профессии / В.И. Степанский. - М., 1995. - 231 с.
51. Торопыгина, Е.С. Психологические аспекты педагогической деятельности [Электронный ресурс] / Е.С. Торопыгина// URL:http://www.vashpsixolog.ru (дата обращения: 13.10.2016).
52. Усольцева, Т.П. Развитие личности студентов в процессе профессиональной подготовки в педагогическом вузе: дис. ... канд. психол. наук / Т.П. Усольцева. - М.: МГУ, 2004. - 166 с.
53. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. - М.: Дайджест, 1990. - 322 с.
54. Фромм, Э. Искусство быть / Э. Фромм . - М.: АСТ, 2015. - 275 с.
55. Халяпина, Л.Н. Социализация учителя / Л.Н. Халяпина. - М.: Аспект пресс,
2001. - 128 с.
56. Хмелев, Е. Исследование ценностных ориентаций обучающихся по теории М. Рокича/Е. Хмелев// Воспитание школьников. - 2011. - №8. - С.10-13.
57. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека/ В.Д. Шадриков. - М.: Логос, 1996.-320 с.
58. Шавир, П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности / П.А. Шавир. - М.: Аспект пресс, 2008. - 95 с.
59. Шапарь, В.Б. Словарь практического психолога / В.Б. Шапарь.- М.:АСП, 2004.- 734 с.
60. Шафранский, К.Д. К вопросу о ценностных ориентациях личности/К.Д. Шафранский, Т.Г. Суханова // Личность и деятельность. - 2009. - С. 108-115.
61. Шерковин, Ю.А. Проблема ценностных ориентации и массовые
информационные процессы/Ю.А. Шерковин // Психологический журнал. - 2012. - №5. - С. 135-145.
62. Якобсон, П.М. Психологические проблемы мотивации поведения
студентов/П.М. Якобсон. - М.: Просвещение, 2009.-137с.
63. Яницкий, М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая
система/М.С. Яницкий. - Кемерово, 2010. - 204 с
64. Ядов, В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности// Методологические проблемы социальной психологии / В.А. Ядов. - М.: Наука, 2009, 416 с.
65. Айдарова Г.П., Полякова А.Л. Ситуационно-средовой подход к
формированию учебно-профессиональной мотивации студентов/ Г.П. Айдарова, А.Л. Полякова // Известия южного федерального университета. Педагогические науки. — 2015. — №10. — С.26-32.
66. Бурцева Е. Д. Отношение студентов к выбору профессии / Е. Д. Бурцева, Т. И. Олешко // Студенческая наука XXI века : материалы XII Междунар. студенч. науч.-практ. конф. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. — № 1 (12). — С. 196-199.
67.Завражнов В.В., Железнова Е.Д. Социально-психологические аспекты развития ценностно-смысловой сферы личности в юношеском возрасте/ В.В. Завражнов, Е.Д. Железнова // Молодой ученый. — 2017. — №19. — С. 265¬267.
68.Пирумян А.А., Денисова Е.Г. Исследование профессиональной
направленности лиц, получающих квалификацию «Психолог» по программам профессиональной переподготовки. Психология, социология и педагогика.[Электронныйресурс] / А.А. Пирумян, Е.Г. Денисова // URL: http://psychology.snauka.ru/2017/06/8250 (дата обращения: 01.06.2017).