Интеграция как фактор формирования общетрудовых сельскохозяйственных умении у учащихся VI-VII классов сельских школ в процессе трудовой подготовки
|
Введение
Глава I. Теоретико-методологические основы интеграции как фактора формирования общетрудовых умений у сельских школьников в процессе трудовой подготовки
§1. Диалектико-материалистическое учение о деятельностной сущности человека - методологическая основа интеграции как фактора формирования общетрудовых умений у сельских школьников в процессе трудовой подготовки §2. Взаимодействие различных видов деятельности школьников в процессе трудовой подготовки - необходимое условие осуществления интеграции при формировании у учащихся общетрудовых сельскохозяйственных умений
§3. Межпредметные связи - основное средство синтеза и обобщения знаний и видов деятельности при формировании у учащихся общетрудовых сельскохозяйственных умений
Выводы по I главе
Глава II. Содержание трудовой подготовки сельских школьников - основа интеграции знаний и видов деятельности при формировании у учащихся общетрудовых умений и ее технологического обеспечения
§1. Интегрированный характер естественнонаучных понятий политехнической направленности и их роль в формировании у сельских школьников общетрудовых умений
§2. Типы и виды общетрудовых умений в системе трудовой подготовки сельских школьников, их интегративный характер
§3. Возможности стандартов образовательных областей, учебных программ трудового обучения и естественно¬научных дисциплин для формирования у учащихся в VI-VII классах общетрудовых сельскохозяйственных умений
§4. Интеграционные технологии формирования у учащихся общетрудовых сельскохозяйственных умений Выводы по II главе
Глава III. Экспериментальное исследование влияния интеграции как фактора формирования общетрудовых сель-скохозяйственных умений у учащихся VI-VII классов сельских школ в процессе трудовой подготовки
§1. Современное состояние проблемы формирования общетрудовых умений у учащихся VI-VII классов в практике сельских школ (результаты констатирующего этапа эксперимента)
§2. Результаты формирующего эксперимента
Выводы по III главе
Заключение
Литература
Приложения (том 2)
Глава I. Теоретико-методологические основы интеграции как фактора формирования общетрудовых умений у сельских школьников в процессе трудовой подготовки
§1. Диалектико-материалистическое учение о деятельностной сущности человека - методологическая основа интеграции как фактора формирования общетрудовых умений у сельских школьников в процессе трудовой подготовки §2. Взаимодействие различных видов деятельности школьников в процессе трудовой подготовки - необходимое условие осуществления интеграции при формировании у учащихся общетрудовых сельскохозяйственных умений
§3. Межпредметные связи - основное средство синтеза и обобщения знаний и видов деятельности при формировании у учащихся общетрудовых сельскохозяйственных умений
Выводы по I главе
Глава II. Содержание трудовой подготовки сельских школьников - основа интеграции знаний и видов деятельности при формировании у учащихся общетрудовых умений и ее технологического обеспечения
§1. Интегрированный характер естественнонаучных понятий политехнической направленности и их роль в формировании у сельских школьников общетрудовых умений
§2. Типы и виды общетрудовых умений в системе трудовой подготовки сельских школьников, их интегративный характер
§3. Возможности стандартов образовательных областей, учебных программ трудового обучения и естественно¬научных дисциплин для формирования у учащихся в VI-VII классах общетрудовых сельскохозяйственных умений
§4. Интеграционные технологии формирования у учащихся общетрудовых сельскохозяйственных умений Выводы по II главе
Глава III. Экспериментальное исследование влияния интеграции как фактора формирования общетрудовых сель-скохозяйственных умений у учащихся VI-VII классов сельских школ в процессе трудовой подготовки
§1. Современное состояние проблемы формирования общетрудовых умений у учащихся VI-VII классов в практике сельских школ (результаты констатирующего этапа эксперимента)
§2. Результаты формирующего эксперимента
Выводы по III главе
Заключение
Литература
Приложения (том 2)
Актуальность исследования. Современные государственные и правительственные документы об образовании поставили перед сельской общеобразовательной школой новые цели и задачи в области образования и воспитания подрастающего поколения, обусловленные перестройкой социально-экономической системы общества, переходом к рыночным отношениям, становлением сельского хозяйства как приоритетного направления в политике обновления страны. Ведущей задачей современной сельской школы в русле обозначенных доку¬ментов является воспитание у подрастающего поколения трудолюбия, высоких нравственных принципов, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Так, в Национальной доктрине образования подчеркивается: «Доктрина признает образование приоритетной сферой накопления знаний и формирования умений, создания максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России, воспитания в нем трудолюбия и высоких нравственных принципов...» (7, с. 6-7). В связи с этим создаются объективные предпосылки перехода трудовой подготовки сельских школьников, формирования у учащихся общетрудовых сельскохозяйственных умений на качественно новый уровень.
Актуальность данной проблемы стимулируется тем, что сельская общеобразовательная школа является одним из главных источников пополнения трудовых ресурсов сельскохозяйственного производства: в сельской местности современной России проживает по¬рядка сорока миллионов человек (179, с. 16), две трети всех школ страны - сельские (259, с. 12).
Необходимость совершенствования процесса овладения учащимися общетрудовыми умениями в ходе трудовой подготовки объективно обусловлено возрастанием доли интеллектуального труда в сельскохозяйственном производстве, включением научных исследований в производственный цикл. Это повышает значимость общеобразовательного аспекта трудовой подготовки как научно-теоретической основы формирования общетрудовых сельскохозяйственных умений у сельских школьников и актуализируют проблему синтеза научных знаний и видов деятельности, усвоенных на уроках смежных дисциплин, с помощью межпредметных связей, ориентированных на интеграцию содержания трудовой подготовки, интеллектуальное и социальное развитие личности ученика как будущего субъекта аграрного труда.
Актуальность проблемы синтеза знаний о научных основах сельскохозяйственного производства и сельскохозяйственного труда, усвоенных школьниками на уроках разных дисциплин, как фактора формирования у них общетрудовых сельскохозяйственных умений в ходе трудовой подготовки стимулируется введением в современный базисный учебный план интегрированного курса о природе в начальной школе и интегративной образовательной области «Технология», «синтезирующей научные знания из математики, физики, химии и биологии и показывающей их использование в промышленности, сельском хозяйстве и других направлениях деятельности человека» (243, с. 247).
Таким образом, необходимость повышения эффективности формирования у учащихся общетрудовых сельскохозяйственных умений в процессе трудовой подготовки сельских школьников одно¬го из ее компонентов, обусловлена социальными, экономическими и педагогическими предпосылками. Основным направлением совершенствования овладения учащимися общетрудовыми сельскохозяйственными умениями является интеграция с помощью межпредметных связей ее содержания как научно-теоретической основы формирования обозначенных умений в процессе функционирования ее как целостной социально-педагогической системы и систематическое включение школьников в учебно-трудовую сельскохозяйственную деятельность.
Актуальность данной проблемы стимулируется тем, что сельская общеобразовательная школа является одним из главных источников пополнения трудовых ресурсов сельскохозяйственного производства: в сельской местности современной России проживает по¬рядка сорока миллионов человек (179, с. 16), две трети всех школ страны - сельские (259, с. 12).
Необходимость совершенствования процесса овладения учащимися общетрудовыми умениями в ходе трудовой подготовки объективно обусловлено возрастанием доли интеллектуального труда в сельскохозяйственном производстве, включением научных исследований в производственный цикл. Это повышает значимость общеобразовательного аспекта трудовой подготовки как научно-теоретической основы формирования общетрудовых сельскохозяйственных умений у сельских школьников и актуализируют проблему синтеза научных знаний и видов деятельности, усвоенных на уроках смежных дисциплин, с помощью межпредметных связей, ориентированных на интеграцию содержания трудовой подготовки, интеллектуальное и социальное развитие личности ученика как будущего субъекта аграрного труда.
Актуальность проблемы синтеза знаний о научных основах сельскохозяйственного производства и сельскохозяйственного труда, усвоенных школьниками на уроках разных дисциплин, как фактора формирования у них общетрудовых сельскохозяйственных умений в ходе трудовой подготовки стимулируется введением в современный базисный учебный план интегрированного курса о природе в начальной школе и интегративной образовательной области «Технология», «синтезирующей научные знания из математики, физики, химии и биологии и показывающей их использование в промышленности, сельском хозяйстве и других направлениях деятельности человека» (243, с. 247).
Таким образом, необходимость повышения эффективности формирования у учащихся общетрудовых сельскохозяйственных умений в процессе трудовой подготовки сельских школьников одно¬го из ее компонентов, обусловлена социальными, экономическими и педагогическими предпосылками. Основным направлением совершенствования овладения учащимися общетрудовыми сельскохозяйственными умениями является интеграция с помощью межпредметных связей ее содержания как научно-теоретической основы формирования обозначенных умений в процессе функционирования ее как целостной социально-педагогической системы и систематическое включение школьников в учебно-трудовую сельскохозяйственную деятельность.
В заключении изложены следующие основные выводы исследования:
1. Разработанная в диссертации проблема интеграции как фактора формирования у учащихся в VI-VII классах общетрудовых сельскохозяйственных умений в процессе трудовой подготовки целостно решает проблемы создания и реализации такого обеспечения в русле успешного решения насущной задачи современной сельской школы - формирование готовности к сельскохозяйственному труду как свойству личности, гражданина и работника нового типа, подготовленного к выполнению основных социально-трудовых функций в современных социально-экономических условиях.
В исследовании рассмотрена сущность понятия интеграции как явления педагогической действительности, раскрыт его многоаспектный характер.
2. В диссертации исследованы сущность и специфика общетрудовых сельскохозяйственных умений как одного из компонентов содержания трудовой подготовки сельских школьников с позиции таких общенаучных и общепедагогических методологических принципов как системный, деятельностный и личностный подходы. В хо¬де исследования установлено, что формирование у учащихся обозначенных умений является одной из ведущих целей обучения школьников в процессе функции трудовой подготовки как социально¬педагогической системы; овладение учащимися знаниями и умениями выступает в качестве важных, но подчиненных этой цели задач. Рас¬крыты основные подходы отечественных ученых педагогов к классификации общетрудовых сельскохозяйственных умений, выделены в русле целей и задач диссертационного исследования такие основные группы этих умений как конструктивные, организационно¬
технологические, операционно-контрольные; раскрыт межпредметный характер содержания этих умений.
3. В диссертационном исследовании определена в русле концепции интеграции в образовании, разработанной В. Н. Максимовой, следующие основные объекты интеграции в учебном познании школьников: система научных понятий, законов, теорий, ведущие идеи, раскрывающие научные основы сельскохозяйственного производства и сельскохозяйственного труда; методы исследования наук о природе и сельском хозяйстве (системы действий); модель объективированных процессов сельскохозяйственной трудовой деятельности; модели субъектов сельскохозяйственного труда человека-труженика, фермера, хозяина - собственника земли.
4. В диссертации определены на основе анализа целей и задач трудовой подготовки сельских школьников, стандартов образовательных областей «География», «Биология», «Технология» и действующих учебных программ и учебников по биологии, географии и сельскохозяйственному труду объем и содержание доступных сознательному усвоению школьников в VI-VII классах базовых предметных и общепредметных естественнонаучных и специальных понятий, выявлены условия, при которых они приобретают политехническую направленность и являются научно-теоретической основой формирования у учащихся общетрудовых сельскохозяйственных умений.
5. В ходе исследования установлено, что основным средством реализации интеграции как фактора формирования у учащихся общетрудовых сельскохозяйственных умений в процессе трудовой подготовки являются межпредметные связи. Установлено, что реализация межпредметных связей способствует формированию у учащихся системного мышления, умения обобщать знания о научных основах сельскохозяйственного производства, усвоенных учащимися на уроках биологии, географии, сельскохозяйственного труда в VI-VII классах и успешному овладению на этой основе общетрудовыми сельскохозяйственными умениями.
1. Разработанная в диссертации проблема интеграции как фактора формирования у учащихся в VI-VII классах общетрудовых сельскохозяйственных умений в процессе трудовой подготовки целостно решает проблемы создания и реализации такого обеспечения в русле успешного решения насущной задачи современной сельской школы - формирование готовности к сельскохозяйственному труду как свойству личности, гражданина и работника нового типа, подготовленного к выполнению основных социально-трудовых функций в современных социально-экономических условиях.
В исследовании рассмотрена сущность понятия интеграции как явления педагогической действительности, раскрыт его многоаспектный характер.
2. В диссертации исследованы сущность и специфика общетрудовых сельскохозяйственных умений как одного из компонентов содержания трудовой подготовки сельских школьников с позиции таких общенаучных и общепедагогических методологических принципов как системный, деятельностный и личностный подходы. В хо¬де исследования установлено, что формирование у учащихся обозначенных умений является одной из ведущих целей обучения школьников в процессе функции трудовой подготовки как социально¬педагогической системы; овладение учащимися знаниями и умениями выступает в качестве важных, но подчиненных этой цели задач. Рас¬крыты основные подходы отечественных ученых педагогов к классификации общетрудовых сельскохозяйственных умений, выделены в русле целей и задач диссертационного исследования такие основные группы этих умений как конструктивные, организационно¬
технологические, операционно-контрольные; раскрыт межпредметный характер содержания этих умений.
3. В диссертационном исследовании определена в русле концепции интеграции в образовании, разработанной В. Н. Максимовой, следующие основные объекты интеграции в учебном познании школьников: система научных понятий, законов, теорий, ведущие идеи, раскрывающие научные основы сельскохозяйственного производства и сельскохозяйственного труда; методы исследования наук о природе и сельском хозяйстве (системы действий); модель объективированных процессов сельскохозяйственной трудовой деятельности; модели субъектов сельскохозяйственного труда человека-труженика, фермера, хозяина - собственника земли.
4. В диссертации определены на основе анализа целей и задач трудовой подготовки сельских школьников, стандартов образовательных областей «География», «Биология», «Технология» и действующих учебных программ и учебников по биологии, географии и сельскохозяйственному труду объем и содержание доступных сознательному усвоению школьников в VI-VII классах базовых предметных и общепредметных естественнонаучных и специальных понятий, выявлены условия, при которых они приобретают политехническую направленность и являются научно-теоретической основой формирования у учащихся общетрудовых сельскохозяйственных умений.
5. В ходе исследования установлено, что основным средством реализации интеграции как фактора формирования у учащихся общетрудовых сельскохозяйственных умений в процессе трудовой подготовки являются межпредметные связи. Установлено, что реализация межпредметных связей способствует формированию у учащихся системного мышления, умения обобщать знания о научных основах сельскохозяйственного производства, усвоенных учащимися на уроках биологии, географии, сельскохозяйственного труда в VI-VII классах и успешному овладению на этой основе общетрудовыми сельскохозяйственными умениями.



