ПОВЫШЕНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СРЕДСТВАМИ БОС-ТРЕНИНГА У ЛИЦ СО СКЛОННОСТЬЮ К СУИЦИДАЛЬНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические основы изучения стрессоустойчивости у лиц со склонностью к суицидальному поведению 8
1.1. Понятие стрессоустойчивости в психологии 8
1.2. Теоретические подходы к исследованию суицидального поведения ....18
1.3. Особенности БОС-тренинга как метода психологической коррекции
стрессоустойчивости 27
ГЛАВА II. Экспериментальное изучение стрессоустойчивости у лиц со склонностью к суицидальному поведению средствами БОС-тренинга 38
2.1 Организация и методы исследования 38
2.2 Результаты исследования стрессоустойчивости у лиц со склонностью
к суицидальному поведению 42
2.3 Оценка эффективности психокоррекционной работы, направленной
на повышение стрессоустойчивости средствами БОС-тренинга 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА I. Теоретические основы изучения стрессоустойчивости у лиц со склонностью к суицидальному поведению 8
1.1. Понятие стрессоустойчивости в психологии 8
1.2. Теоретические подходы к исследованию суицидального поведения ....18
1.3. Особенности БОС-тренинга как метода психологической коррекции
стрессоустойчивости 27
ГЛАВА II. Экспериментальное изучение стрессоустойчивости у лиц со склонностью к суицидальному поведению средствами БОС-тренинга 38
2.1 Организация и методы исследования 38
2.2 Результаты исследования стрессоустойчивости у лиц со склонностью
к суицидальному поведению 42
2.3 Оценка эффективности психокоррекционной работы, направленной
на повышение стрессоустойчивости средствами БОС-тренинга 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ
В последнее время выявляется тенденция к росту подростковой и юношеской агрессии, аутоагрессии и различных форм аддикций.
Б.С. Положий, Е.А. Панченко отмечают, [по данным ВОЗ] среди случаев нанесения себе травм, включая суицид, около 20% случаев приходится на подростковый и юношеский возраст. В настоящее время одной из актуальных является проблема аутоагрессивного поведения, проявляющаяся в виде суицида [50].
П.Б. Зотов, С.М. Уманский обозначают, Россия относится к странам с высоким уровнем суицидальной активности населения, без тенденции в настоящем к его снижению. Одним их основных направлений превентивной суицидологии, является поиск критериев суицидальных групп риска [31].
Как отмечает М.В. Зотов, во многих европейских странах суицид занимает лидирующее место среди причин смерти в подростковом возрасте, немало молодых людей совершают аутоагрессивные акты без летального исхода. Последние встречаются, по разным данным в 10-100 раз чаще самоубийств, хотя точные сведения о подобных аутоагрессивных действиях отсутствуют [30].
Низкий уровень стрессоустойчивости способствует росту суицидального риска. Безработица, экономическая нестабильность, низкий уровень социальной обеспеченности, стрессогенные ситуации способствуют росту частоты суицидов. На степень адаптации человека к постоянно изменяющимся внешним условиям значительное влияние оказывает способность человека к эмоциональной саморегуляции. Из-за стресса происходит перенапряжение регуляторных систем и истощение адаптационных сил организма, что способствует общему недомоганию, нарушению сна, хронической усталости, тревожности и депрессии.
Ю.Р. Вагин отмечает, что изменяются формы аутоагрессивной активности, её проявления и социально-психологические предикторы, саморазрушающим поведением, а в связи с этим и изменяется способность к социально-психической адаптации [12].
Различные аспекты суицидального поведения изучались в работах таких исследователей, как А.Г Амбрумова, В.Ф. Войцех, П.Б. Зотов, М.В. Зотов, Б.С. Положий, Е.А. Панченко, Т.П. Злова и других. Данные ученые обращают внимание на зависимость между показателем склонности к суицидальному поведению и уровнем стрессоустойчивости, а именно: чем ниже уровень стрессоустойчивости, тем выше склонность к суицидальному поведению. Не обладая жизненными навыками, не умея выбирать адекватные способы снятия напряжения, люди прибегают к суицидальному поведению. Залогом эффективного преодоления трудных жизненных ситуаций является повышение стрессоустойчивости личности.
К интенсивно развивающимся и высокоэффективным методам противостояния стрессу относят методы с использованием биологической обратной связи (БОС).
За используемыми сегодня БОС-процедурами стоят исследования в области нейробиологии, физиологии, психологии, психофизиологии, поведенческой терапии. Теоретической основой создания метода БОС послужили фундаментальные открытия великих русских физиологов И.М. Сеченова, И.П. Павлова, В.М. Бехтерева — авторов теории условных рефлексов и функционирования высшей нервной деятельности.
А.В. Адамчук, А.А. Скоморохов, А.Н. Луцев, Д.П. Аксенов, С.М. Захаров, А.А. Скоморов, Д.В. Володенко изучали роль БОС-терапии в регуляции эмоционального состояния.
Актуальность исследования определяется тем, что, несмотря на большое количество исследований в области изучения суицидального поведения, рост суицидов показывает, что на сегодняшний день не достаточно внедрены комплексные коррекционные программы по работе со студентами, склонными к суицидальному поведению. Наблюдаемые нарушения эмоциональной, мотивационной, поведенческой и когнитивной сфер у студентов связано с повышенным стрессом и со сниженным уровнем стрессоустойчивости. Последними исследованиями доказана связь стрессоустойчивости и суицидальных проявлений, в связи с чем представляется целесообразным использование возможностей новых аппаратурных методов, в частности, тренинга с использованием биологической обратной связи (БОС) для повышения стрессоустойчивости.
Таким образом, проблема нашего исследования: каковы условия повышения стрессоустойчивости у лиц со склонностью к суицидальному поведению средствами БОС-тренинга?
Цель исследования: определить условия повышения стрессоустойчивости у лиц со склонностью к суицидальному поведению средствами БОС-тренинга.
Объект исследования: стрессоустойчивость у лиц со склонностью к суицидальному поведению.
Предмет исследования: условия повышения стрессоустойчивости у лиц со склонностью к суицидальному поведению средствами БОС-тренинга.
Гипотеза исследования: у лиц со склонностью к суицидальному поведению обнаруживается низкий уровень стрессоустойчивости; БОС- тренинг, направленный на повышение стрессоустойчивости, способствует снижению склонности к суицидальному поведению.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть подходы к пониманию суицидального поведения, стрессоустойчивости и БОС-тренинга в отечественной и зарубежной психологии.
2. Определить уровень стрессоустойчивости у лиц со склонностью к суицидальному поведению.
3. Разработать и обосновать эффективность психокоррекционной программы, направленной на повышение стрессоустойчивости у лиц со склонностью к суицидальному поведению средствами БОС-тренинга.
Теоретико-методическую основу исследования многофакторная теория суицидального поведения А.Г. Амбрумовой, теория развития суицидального поведения М.В. Зотова, исследования эффективности БОС-тренинга (А.В. Адамчук, Д.П. Аксенов, Н.Н. Василевский).
Выбор методов и конкретных методик исследования для получения необходимой информации осуществлялся в соответствии с целями и задачами работы. В исследовании использовались следующие методы: организационные методы (сравнительный метод), эмпирические методы (беседа, эксперимент, психодиагностические методы), методы обработки данных (количественный и качественный анализ) (описательная статистика; U-критерий Манна-Уитни, ф*-критерий Фишера), интерпретационные методы (структурный метод).
В исследовании были использованы следующие психодиагностические методики:
1. Опросник суицидального поведения (М.В. Горская);
2. Опросник суицидального риска (Т.Н. Разуваева);
3. Методика «Оценка нервно-психического напряжения» (Т.А. Немчин);
4. Методика определения стрессоустойчивости и социальной
адаптации Т. Холмса, Р. Раге.
Практическая значимость исследования заключается в обосновании использования БОС-тренинга, направленного к суицидальному поведению.
База исследования: в исследовании приняли участие студенты факультета психологии Белгородского государственного национального исследовательского университета в возрасте от 18 до 20 лет в количестве 80 человек на первом этапе исследования, в экспериментальном исследовании принимали участие 20 человек.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (65 источников), 11 рисунков и приложений. Объем работы составляет 77 страниц машинописного текста.
Б.С. Положий, Е.А. Панченко отмечают, [по данным ВОЗ] среди случаев нанесения себе травм, включая суицид, около 20% случаев приходится на подростковый и юношеский возраст. В настоящее время одной из актуальных является проблема аутоагрессивного поведения, проявляющаяся в виде суицида [50].
П.Б. Зотов, С.М. Уманский обозначают, Россия относится к странам с высоким уровнем суицидальной активности населения, без тенденции в настоящем к его снижению. Одним их основных направлений превентивной суицидологии, является поиск критериев суицидальных групп риска [31].
Как отмечает М.В. Зотов, во многих европейских странах суицид занимает лидирующее место среди причин смерти в подростковом возрасте, немало молодых людей совершают аутоагрессивные акты без летального исхода. Последние встречаются, по разным данным в 10-100 раз чаще самоубийств, хотя точные сведения о подобных аутоагрессивных действиях отсутствуют [30].
Низкий уровень стрессоустойчивости способствует росту суицидального риска. Безработица, экономическая нестабильность, низкий уровень социальной обеспеченности, стрессогенные ситуации способствуют росту частоты суицидов. На степень адаптации человека к постоянно изменяющимся внешним условиям значительное влияние оказывает способность человека к эмоциональной саморегуляции. Из-за стресса происходит перенапряжение регуляторных систем и истощение адаптационных сил организма, что способствует общему недомоганию, нарушению сна, хронической усталости, тревожности и депрессии.
Ю.Р. Вагин отмечает, что изменяются формы аутоагрессивной активности, её проявления и социально-психологические предикторы, саморазрушающим поведением, а в связи с этим и изменяется способность к социально-психической адаптации [12].
Различные аспекты суицидального поведения изучались в работах таких исследователей, как А.Г Амбрумова, В.Ф. Войцех, П.Б. Зотов, М.В. Зотов, Б.С. Положий, Е.А. Панченко, Т.П. Злова и других. Данные ученые обращают внимание на зависимость между показателем склонности к суицидальному поведению и уровнем стрессоустойчивости, а именно: чем ниже уровень стрессоустойчивости, тем выше склонность к суицидальному поведению. Не обладая жизненными навыками, не умея выбирать адекватные способы снятия напряжения, люди прибегают к суицидальному поведению. Залогом эффективного преодоления трудных жизненных ситуаций является повышение стрессоустойчивости личности.
К интенсивно развивающимся и высокоэффективным методам противостояния стрессу относят методы с использованием биологической обратной связи (БОС).
За используемыми сегодня БОС-процедурами стоят исследования в области нейробиологии, физиологии, психологии, психофизиологии, поведенческой терапии. Теоретической основой создания метода БОС послужили фундаментальные открытия великих русских физиологов И.М. Сеченова, И.П. Павлова, В.М. Бехтерева — авторов теории условных рефлексов и функционирования высшей нервной деятельности.
А.В. Адамчук, А.А. Скоморохов, А.Н. Луцев, Д.П. Аксенов, С.М. Захаров, А.А. Скоморов, Д.В. Володенко изучали роль БОС-терапии в регуляции эмоционального состояния.
Актуальность исследования определяется тем, что, несмотря на большое количество исследований в области изучения суицидального поведения, рост суицидов показывает, что на сегодняшний день не достаточно внедрены комплексные коррекционные программы по работе со студентами, склонными к суицидальному поведению. Наблюдаемые нарушения эмоциональной, мотивационной, поведенческой и когнитивной сфер у студентов связано с повышенным стрессом и со сниженным уровнем стрессоустойчивости. Последними исследованиями доказана связь стрессоустойчивости и суицидальных проявлений, в связи с чем представляется целесообразным использование возможностей новых аппаратурных методов, в частности, тренинга с использованием биологической обратной связи (БОС) для повышения стрессоустойчивости.
Таким образом, проблема нашего исследования: каковы условия повышения стрессоустойчивости у лиц со склонностью к суицидальному поведению средствами БОС-тренинга?
Цель исследования: определить условия повышения стрессоустойчивости у лиц со склонностью к суицидальному поведению средствами БОС-тренинга.
Объект исследования: стрессоустойчивость у лиц со склонностью к суицидальному поведению.
Предмет исследования: условия повышения стрессоустойчивости у лиц со склонностью к суицидальному поведению средствами БОС-тренинга.
Гипотеза исследования: у лиц со склонностью к суицидальному поведению обнаруживается низкий уровень стрессоустойчивости; БОС- тренинг, направленный на повышение стрессоустойчивости, способствует снижению склонности к суицидальному поведению.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть подходы к пониманию суицидального поведения, стрессоустойчивости и БОС-тренинга в отечественной и зарубежной психологии.
2. Определить уровень стрессоустойчивости у лиц со склонностью к суицидальному поведению.
3. Разработать и обосновать эффективность психокоррекционной программы, направленной на повышение стрессоустойчивости у лиц со склонностью к суицидальному поведению средствами БОС-тренинга.
Теоретико-методическую основу исследования многофакторная теория суицидального поведения А.Г. Амбрумовой, теория развития суицидального поведения М.В. Зотова, исследования эффективности БОС-тренинга (А.В. Адамчук, Д.П. Аксенов, Н.Н. Василевский).
Выбор методов и конкретных методик исследования для получения необходимой информации осуществлялся в соответствии с целями и задачами работы. В исследовании использовались следующие методы: организационные методы (сравнительный метод), эмпирические методы (беседа, эксперимент, психодиагностические методы), методы обработки данных (количественный и качественный анализ) (описательная статистика; U-критерий Манна-Уитни, ф*-критерий Фишера), интерпретационные методы (структурный метод).
В исследовании были использованы следующие психодиагностические методики:
1. Опросник суицидального поведения (М.В. Горская);
2. Опросник суицидального риска (Т.Н. Разуваева);
3. Методика «Оценка нервно-психического напряжения» (Т.А. Немчин);
4. Методика определения стрессоустойчивости и социальной
адаптации Т. Холмса, Р. Раге.
Практическая значимость исследования заключается в обосновании использования БОС-тренинга, направленного к суицидальному поведению.
База исследования: в исследовании приняли участие студенты факультета психологии Белгородского государственного национального исследовательского университета в возрасте от 18 до 20 лет в количестве 80 человек на первом этапе исследования, в экспериментальном исследовании принимали участие 20 человек.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (65 источников), 11 рисунков и приложений. Объем работы составляет 77 страниц машинописного текста.
По результатам проведённого исследования нам удалось решить поставленные задачи. В соответствии с первой задачей исследования был проведен теоретический анализ литературы, в ходе которого рассмотрены подходы к пониманию суицидального поведения, стрессоустойчивости и БОС-тренинга в отечественной и зарубежной психологии. Г. Селье, В.В. Глебов, М. Тышкова, Н.В. Спасова, А.Н. Разумов, В.Б. Любовцев, С.В. Ильинский, Е.А. Гладышева анализируют подходы к пониманию стресса и стрессоустойчивости. Различные аспекты суицидального поведения изучались в работах отечественных и зарубежных исследователей, таких как: А.Г Амбрумова, В.Ф. Войцех, П.Б. Зотов, М.В. Зотов, Б.С. Положий, Е.А. Панченко, Т.П. Злова и другие.
В современных условиях на нервную систему и эмоциональное состояние личности оказывают значимое влияние возрастающие нагрузки. Содержание данных нагрузок вариативно, но отдельную сферу занимают психоэмоциональные нагрузки, которые оказывают отрицательное воздействие на психику человека, его работоспособность, нервную систему, адаптационный потенциал, стрессоустойчивость к психогенных факторам окружающего мира. Нарастающее нервное и эмоциональное напряжение способствуют формированию стресса. В случае если действующий фактор оказывает незначительное воздействие, организм сохраняет высокие функциональные возможности. В противном случае происходит перенапряжение регуляторных систем и истощение адаптационных сил организма.
Студенческий возраст считается наиболее восприимчивым к различным стрессовым факторам, оказывающим воздействие на человека, так как является важным переходным периодом в становлении личности от подросткового возраста к зрелости.
Для того чтобы успешно реализовывать свою жизнедеятельность, активно участвовать в происходящих переменах, молодым людям необходимо уметь преодолевать жизненные трудности, выбирать более адекватные стратегии поведения. В противном случае повышается риск формирования суицидального поведения.
На современном этапе развития общество столкнулось с проблемой несоответствия биологических возможностей человека с интенсивно изменяемой им средой. Несовпадение темпов формирования адаптационных функций и навыков в онтогенезе с предъявляемыми требованиями коммуникационного взаимодействия приводят к нарастанию проявлений дезадаптации на популяционном уровне в виде перенапряжения, хронического эмоционального стресса, синдрома хронической усталости.
В современных условиях в отечественной и зарубежной психологии авторы всё чаще обращаются к, так называемым, аппаратурным методам психологической диагностики и коррекции. В настоящее время существует большое количество различных методов психологической коррекции разного спектра. В последнее время к интенсивно развивающимся и высокоэффективным методам противостояния стрессу относят методы с использованием биологической обратной связи (БОС).
За используемыми сегодня БОС-процедурами стоят исследования в области нейробиологии, физиологии, психологии, психофизиологии, поведенческой терапии.
Наблюдаемые нарушения эмоциональной, мотивационной, поведенческой и когнитивной сфер у студентов связано с повышенным стрессом и со сниженным уровнем стрессоустойчивости. Последними исследованиями доказана связь стрессоустойчивости и суицидальных проявлений, в связи с чем представляется целесообразным использование возможностей новых аппаратурных методов, в частности, тренинга с использованием биологической обратной связи (БОС) для повышения стрессоустойчивости.
Наблюдается зависимость между показателем склонности к суицидальному поведению и уровнем нервно-психического напряжения, а именно: чем выше уровень внутреннего напряжения, тем выше склонность к суицидальному поведению.
У испытуемых, склонных к суицидальному поведению, наблюдается выраженная эмоциональная возбудимость, продуцирующая различные негативные переживания (тревожность, напряженность, беспокойство, растерянность, раздражительность). Студенты с низким уровнем устойчивости к стрессовым факторам не могут противостоять воздействиям среды, преодолевать сопротивление внешних условий, бороться с препятствиями и, в конечном счете, достигать поставленных целей. В этом отношении психическое здоровье в целом, и стрессоустойчивость в частности, выступает как характеристика целостного, развития человека.
Повышенный уровень нервно-психического напряжения, наряду с проявлением астении, тревожности, депрессии может являться индикатором психической дезадаптации и выступать фактором риска суицидального поведения. В состояниях значительного психоэмоционального напряжения поведение характеризуется хаотичностью, наличием неадекватных реакций. В значительной степени страдают сложные формы сознательной деятельности, ее планирование, оценка, целеполагание, а высокоавтоматизированные формы поведения, как правило, нарушаются в меньшей степени.
Психическая адаптация наиболее эффективна в ситуации сформированных механизмов психофизиологической саморегуляции, реализующейся, в том числе, посредством БОС терапии.
Исходя из результатов первого среза, мы применили программу БОС- тренинга, ориентируясь в своей работе на частоту сердечных сокращений.
Таким образом, психологическая помощь лицам с низкой стрессоустойчивостью может внести существенный вклад в профилактику суицидального поведения. Использование с этой целью БОС-тренинга является эффективным, поскольку постепенно обучаясь саморегуляции, человек обнаруживает и запоминает те внутренние усилия, которые ведут к изменению нужного параметра в выбранном направлении и постепенно обретает способность управлять своими состояниями и параметрами организма самостоятельно, что способствует продуктивному выходу психоэмоционального напряжения и снижению риска суицидального поведения. Метод БОС-терапии открывает возможность направленной произвольной коррекции функциональных состояний организма и мобилизации личностных ресурсов.
Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод о том, что в ходе проведения психокоррекционной программы с использованием БОС- тренинга, нам удалось повысить стрессоустойчивость у студентов со склонностью к суицидальному поведению и снизить риск формирования суицидального поведения.
Студенты, принимавшие участие в программе БОС-тренинга, демонстрируют более низкий уровень психоэмоционального напряжения. Это свидетельствует об эффективности психокоррекционной программы с применением БОС-тренинга. Использование БОС-тренинга способствовало повышению стрессоустойчивости студентов и, следовательно, снижению показателей суицидального поведения. Это произошло потому, что студенты научились боле рационально смотреть на возникающие трудности в их жизни и находить конструктивные способы разрешения сложностей. Они более позитивно оценивают окружающих, проявляют большую фрустрационную толерантность по сравнению со студентами, не участвующими в БОС-тренинге.
Разработка и практическое применение превентивной диагностики предрасположенности к суицидальному поведению, учитывающей психофизиологические, психологические и социальные факторы риска, позволит выделить группы «повышенного риска» для проведения адресной профилактики суицидального поведения.
Таким образом, по результатам исследования наша гипотеза подтвердилась: у лиц со склонностью к суицидальному поведению обнаруживается низкий уровень стрессоустойчивости; БОС-тренинг, направленный на повышение стрессоустойчивости, способствует снижению склонности к суицидальному поведению.
В современных условиях на нервную систему и эмоциональное состояние личности оказывают значимое влияние возрастающие нагрузки. Содержание данных нагрузок вариативно, но отдельную сферу занимают психоэмоциональные нагрузки, которые оказывают отрицательное воздействие на психику человека, его работоспособность, нервную систему, адаптационный потенциал, стрессоустойчивость к психогенных факторам окружающего мира. Нарастающее нервное и эмоциональное напряжение способствуют формированию стресса. В случае если действующий фактор оказывает незначительное воздействие, организм сохраняет высокие функциональные возможности. В противном случае происходит перенапряжение регуляторных систем и истощение адаптационных сил организма.
Студенческий возраст считается наиболее восприимчивым к различным стрессовым факторам, оказывающим воздействие на человека, так как является важным переходным периодом в становлении личности от подросткового возраста к зрелости.
Для того чтобы успешно реализовывать свою жизнедеятельность, активно участвовать в происходящих переменах, молодым людям необходимо уметь преодолевать жизненные трудности, выбирать более адекватные стратегии поведения. В противном случае повышается риск формирования суицидального поведения.
На современном этапе развития общество столкнулось с проблемой несоответствия биологических возможностей человека с интенсивно изменяемой им средой. Несовпадение темпов формирования адаптационных функций и навыков в онтогенезе с предъявляемыми требованиями коммуникационного взаимодействия приводят к нарастанию проявлений дезадаптации на популяционном уровне в виде перенапряжения, хронического эмоционального стресса, синдрома хронической усталости.
В современных условиях в отечественной и зарубежной психологии авторы всё чаще обращаются к, так называемым, аппаратурным методам психологической диагностики и коррекции. В настоящее время существует большое количество различных методов психологической коррекции разного спектра. В последнее время к интенсивно развивающимся и высокоэффективным методам противостояния стрессу относят методы с использованием биологической обратной связи (БОС).
За используемыми сегодня БОС-процедурами стоят исследования в области нейробиологии, физиологии, психологии, психофизиологии, поведенческой терапии.
Наблюдаемые нарушения эмоциональной, мотивационной, поведенческой и когнитивной сфер у студентов связано с повышенным стрессом и со сниженным уровнем стрессоустойчивости. Последними исследованиями доказана связь стрессоустойчивости и суицидальных проявлений, в связи с чем представляется целесообразным использование возможностей новых аппаратурных методов, в частности, тренинга с использованием биологической обратной связи (БОС) для повышения стрессоустойчивости.
Наблюдается зависимость между показателем склонности к суицидальному поведению и уровнем нервно-психического напряжения, а именно: чем выше уровень внутреннего напряжения, тем выше склонность к суицидальному поведению.
У испытуемых, склонных к суицидальному поведению, наблюдается выраженная эмоциональная возбудимость, продуцирующая различные негативные переживания (тревожность, напряженность, беспокойство, растерянность, раздражительность). Студенты с низким уровнем устойчивости к стрессовым факторам не могут противостоять воздействиям среды, преодолевать сопротивление внешних условий, бороться с препятствиями и, в конечном счете, достигать поставленных целей. В этом отношении психическое здоровье в целом, и стрессоустойчивость в частности, выступает как характеристика целостного, развития человека.
Повышенный уровень нервно-психического напряжения, наряду с проявлением астении, тревожности, депрессии может являться индикатором психической дезадаптации и выступать фактором риска суицидального поведения. В состояниях значительного психоэмоционального напряжения поведение характеризуется хаотичностью, наличием неадекватных реакций. В значительной степени страдают сложные формы сознательной деятельности, ее планирование, оценка, целеполагание, а высокоавтоматизированные формы поведения, как правило, нарушаются в меньшей степени.
Психическая адаптация наиболее эффективна в ситуации сформированных механизмов психофизиологической саморегуляции, реализующейся, в том числе, посредством БОС терапии.
Исходя из результатов первого среза, мы применили программу БОС- тренинга, ориентируясь в своей работе на частоту сердечных сокращений.
Таким образом, психологическая помощь лицам с низкой стрессоустойчивостью может внести существенный вклад в профилактику суицидального поведения. Использование с этой целью БОС-тренинга является эффективным, поскольку постепенно обучаясь саморегуляции, человек обнаруживает и запоминает те внутренние усилия, которые ведут к изменению нужного параметра в выбранном направлении и постепенно обретает способность управлять своими состояниями и параметрами организма самостоятельно, что способствует продуктивному выходу психоэмоционального напряжения и снижению риска суицидального поведения. Метод БОС-терапии открывает возможность направленной произвольной коррекции функциональных состояний организма и мобилизации личностных ресурсов.
Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод о том, что в ходе проведения психокоррекционной программы с использованием БОС- тренинга, нам удалось повысить стрессоустойчивость у студентов со склонностью к суицидальному поведению и снизить риск формирования суицидального поведения.
Студенты, принимавшие участие в программе БОС-тренинга, демонстрируют более низкий уровень психоэмоционального напряжения. Это свидетельствует об эффективности психокоррекционной программы с применением БОС-тренинга. Использование БОС-тренинга способствовало повышению стрессоустойчивости студентов и, следовательно, снижению показателей суицидального поведения. Это произошло потому, что студенты научились боле рационально смотреть на возникающие трудности в их жизни и находить конструктивные способы разрешения сложностей. Они более позитивно оценивают окружающих, проявляют большую фрустрационную толерантность по сравнению со студентами, не участвующими в БОС-тренинге.
Разработка и практическое применение превентивной диагностики предрасположенности к суицидальному поведению, учитывающей психофизиологические, психологические и социальные факторы риска, позволит выделить группы «повышенного риска» для проведения адресной профилактики суицидального поведения.
Таким образом, по результатам исследования наша гипотеза подтвердилась: у лиц со склонностью к суицидальному поведению обнаруживается низкий уровень стрессоустойчивости; БОС-тренинг, направленный на повышение стрессоустойчивости, способствует снижению склонности к суицидальному поведению.



