Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОВЫШЕНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СРЕДСТВАМИ БОС-ТРЕНИНГА У ЛИЦ СО СКЛОННОСТЬЮ К СУИЦИДАЛЬНОМУ ПОВЕДЕНИЮ

Работа №71872

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы101
Год сдачи2018
Стоимость4285 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
371
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические основы изучения стрессоустойчивости у лиц со склонностью к суицидальному поведению 8
1.1. Понятие стрессоустойчивости в психологии 8
1.2. Теоретические подходы к исследованию суицидального поведения ....18
1.3. Особенности БОС-тренинга как метода психологической коррекции
стрессоустойчивости 27
ГЛАВА II. Экспериментальное изучение стрессоустойчивости у лиц со склонностью к суицидальному поведению средствами БОС-тренинга 38
2.1 Организация и методы исследования 38
2.2 Результаты исследования стрессоустойчивости у лиц со склонностью
к суицидальному поведению 42
2.3 Оценка эффективности психокоррекционной работы, направленной
на повышение стрессоустойчивости средствами БОС-тренинга 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ

В последнее время выявляется тенденция к росту подростковой и юношеской агрессии, аутоагрессии и различных форм аддикций.
Б.С. Положий, Е.А. Панченко отмечают, [по данным ВОЗ] среди случаев нанесения себе травм, включая суицид, около 20% случаев приходится на подростковый и юношеский возраст. В настоящее время одной из актуальных является проблема аутоагрессивного поведения, проявляющаяся в виде суицида [50].
П.Б. Зотов, С.М. Уманский обозначают, Россия относится к странам с высоким уровнем суицидальной активности населения, без тенденции в настоящем к его снижению. Одним их основных направлений превентивной суицидологии, является поиск критериев суицидальных групп риска [31].
Как отмечает М.В. Зотов, во многих европейских странах суицид занимает лидирующее место среди причин смерти в подростковом возрасте, немало молодых людей совершают аутоагрессивные акты без летального исхода. Последние встречаются, по разным данным в 10-100 раз чаще самоубийств, хотя точные сведения о подобных аутоагрессивных действиях отсутствуют [30].
Низкий уровень стрессоустойчивости способствует росту суицидального риска. Безработица, экономическая нестабильность, низкий уровень социальной обеспеченности, стрессогенные ситуации способствуют росту частоты суицидов. На степень адаптации человека к постоянно изменяющимся внешним условиям значительное влияние оказывает способность человека к эмоциональной саморегуляции. Из-за стресса происходит перенапряжение регуляторных систем и истощение адаптационных сил организма, что способствует общему недомоганию, нарушению сна, хронической усталости, тревожности и депрессии.
Ю.Р. Вагин отмечает, что изменяются формы аутоагрессивной активности, её проявления и социально-психологические предикторы, саморазрушающим поведением, а в связи с этим и изменяется способность к социально-психической адаптации [12].
Различные аспекты суицидального поведения изучались в работах таких исследователей, как А.Г Амбрумова, В.Ф. Войцех, П.Б. Зотов, М.В. Зотов, Б.С. Положий, Е.А. Панченко, Т.П. Злова и других. Данные ученые обращают внимание на зависимость между показателем склонности к суицидальному поведению и уровнем стрессоустойчивости, а именно: чем ниже уровень стрессоустойчивости, тем выше склонность к суицидальному поведению. Не обладая жизненными навыками, не умея выбирать адекватные способы снятия напряжения, люди прибегают к суицидальному поведению. Залогом эффективного преодоления трудных жизненных ситуаций является повышение стрессоустойчивости личности.
К интенсивно развивающимся и высокоэффективным методам противостояния стрессу относят методы с использованием биологической обратной связи (БОС).
За используемыми сегодня БОС-процедурами стоят исследования в области нейробиологии, физиологии, психологии, психофизиологии, поведенческой терапии. Теоретической основой создания метода БОС послужили фундаментальные открытия великих русских физиологов И.М. Сеченова, И.П. Павлова, В.М. Бехтерева — авторов теории условных рефлексов и функционирования высшей нервной деятельности.
А.В. Адамчук, А.А. Скоморохов, А.Н. Луцев, Д.П. Аксенов, С.М. Захаров, А.А. Скоморов, Д.В. Володенко изучали роль БОС-терапии в регуляции эмоционального состояния.
Актуальность исследования определяется тем, что, несмотря на большое количество исследований в области изучения суицидального поведения, рост суицидов показывает, что на сегодняшний день не достаточно внедрены комплексные коррекционные программы по работе со студентами, склонными к суицидальному поведению. Наблюдаемые нарушения эмоциональной, мотивационной, поведенческой и когнитивной сфер у студентов связано с повышенным стрессом и со сниженным уровнем стрессоустойчивости. Последними исследованиями доказана связь стрессоустойчивости и суицидальных проявлений, в связи с чем представляется целесообразным использование возможностей новых аппаратурных методов, в частности, тренинга с использованием биологической обратной связи (БОС) для повышения стрессоустойчивости.
Таким образом, проблема нашего исследования: каковы условия повышения стрессоустойчивости у лиц со склонностью к суицидальному поведению средствами БОС-тренинга?
Цель исследования: определить условия повышения стрессоустойчивости у лиц со склонностью к суицидальному поведению средствами БОС-тренинга.
Объект исследования: стрессоустойчивость у лиц со склонностью к суицидальному поведению.
Предмет исследования: условия повышения стрессоустойчивости у лиц со склонностью к суицидальному поведению средствами БОС-тренинга.
Гипотеза исследования: у лиц со склонностью к суицидальному поведению обнаруживается низкий уровень стрессоустойчивости; БОС- тренинг, направленный на повышение стрессоустойчивости, способствует снижению склонности к суицидальному поведению.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть подходы к пониманию суицидального поведения, стрессоустойчивости и БОС-тренинга в отечественной и зарубежной психологии.
2. Определить уровень стрессоустойчивости у лиц со склонностью к суицидальному поведению.
3. Разработать и обосновать эффективность психокоррекционной программы, направленной на повышение стрессоустойчивости у лиц со склонностью к суицидальному поведению средствами БОС-тренинга.
Теоретико-методическую основу исследования многофакторная теория суицидального поведения А.Г. Амбрумовой, теория развития суицидального поведения М.В. Зотова, исследования эффективности БОС-тренинга (А.В. Адамчук, Д.П. Аксенов, Н.Н. Василевский).
Выбор методов и конкретных методик исследования для получения необходимой информации осуществлялся в соответствии с целями и задачами работы. В исследовании использовались следующие методы: организационные методы (сравнительный метод), эмпирические методы (беседа, эксперимент, психодиагностические методы), методы обработки данных (количественный и качественный анализ) (описательная статистика; U-критерий Манна-Уитни, ф*-критерий Фишера), интерпретационные методы (структурный метод).
В исследовании были использованы следующие психодиагностические методики:
1. Опросник суицидального поведения (М.В. Горская);
2. Опросник суицидального риска (Т.Н. Разуваева);
3. Методика «Оценка нервно-психического напряжения» (Т.А. Немчин);
4. Методика определения стрессоустойчивости и социальной
адаптации Т. Холмса, Р. Раге.
Практическая значимость исследования заключается в обосновании использования БОС-тренинга, направленного к суицидальному поведению.
База исследования: в исследовании приняли участие студенты факультета психологии Белгородского государственного национального исследовательского университета в возрасте от 18 до 20 лет в количестве 80 человек на первом этапе исследования, в экспериментальном исследовании принимали участие 20 человек.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (65 источников), 11 рисунков и приложений. Объем работы составляет 77 страниц машинописного текста.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


По результатам проведённого исследования нам удалось решить поставленные задачи. В соответствии с первой задачей исследования был проведен теоретический анализ литературы, в ходе которого рассмотрены подходы к пониманию суицидального поведения, стрессоустойчивости и БОС-тренинга в отечественной и зарубежной психологии. Г. Селье, В.В. Глебов, М. Тышкова, Н.В. Спасова, А.Н. Разумов, В.Б. Любовцев, С.В. Ильинский, Е.А. Гладышева анализируют подходы к пониманию стресса и стрессоустойчивости. Различные аспекты суицидального поведения изучались в работах отечественных и зарубежных исследователей, таких как: А.Г Амбрумова, В.Ф. Войцех, П.Б. Зотов, М.В. Зотов, Б.С. Положий, Е.А. Панченко, Т.П. Злова и другие.
В современных условиях на нервную систему и эмоциональное состояние личности оказывают значимое влияние возрастающие нагрузки. Содержание данных нагрузок вариативно, но отдельную сферу занимают психоэмоциональные нагрузки, которые оказывают отрицательное воздействие на психику человека, его работоспособность, нервную систему, адаптационный потенциал, стрессоустойчивость к психогенных факторам окружающего мира. Нарастающее нервное и эмоциональное напряжение способствуют формированию стресса. В случае если действующий фактор оказывает незначительное воздействие, организм сохраняет высокие функциональные возможности. В противном случае происходит перенапряжение регуляторных систем и истощение адаптационных сил организма.
Студенческий возраст считается наиболее восприимчивым к различным стрессовым факторам, оказывающим воздействие на человека, так как является важным переходным периодом в становлении личности от подросткового возраста к зрелости.
Для того чтобы успешно реализовывать свою жизнедеятельность, активно участвовать в происходящих переменах, молодым людям необходимо уметь преодолевать жизненные трудности, выбирать более адекватные стратегии поведения. В противном случае повышается риск формирования суицидального поведения.
На современном этапе развития общество столкнулось с проблемой несоответствия биологических возможностей человека с интенсивно изменяемой им средой. Несовпадение темпов формирования адаптационных функций и навыков в онтогенезе с предъявляемыми требованиями коммуникационного взаимодействия приводят к нарастанию проявлений дезадаптации на популяционном уровне в виде перенапряжения, хронического эмоционального стресса, синдрома хронической усталости.
В современных условиях в отечественной и зарубежной психологии авторы всё чаще обращаются к, так называемым, аппаратурным методам психологической диагностики и коррекции. В настоящее время существует большое количество различных методов психологической коррекции разного спектра. В последнее время к интенсивно развивающимся и высокоэффективным методам противостояния стрессу относят методы с использованием биологической обратной связи (БОС).
За используемыми сегодня БОС-процедурами стоят исследования в области нейробиологии, физиологии, психологии, психофизиологии, поведенческой терапии.
Наблюдаемые нарушения эмоциональной, мотивационной, поведенческой и когнитивной сфер у студентов связано с повышенным стрессом и со сниженным уровнем стрессоустойчивости. Последними исследованиями доказана связь стрессоустойчивости и суицидальных проявлений, в связи с чем представляется целесообразным использование возможностей новых аппаратурных методов, в частности, тренинга с использованием биологической обратной связи (БОС) для повышения стрессоустойчивости. 
Наблюдается зависимость между показателем склонности к суицидальному поведению и уровнем нервно-психического напряжения, а именно: чем выше уровень внутреннего напряжения, тем выше склонность к суицидальному поведению.
У испытуемых, склонных к суицидальному поведению, наблюдается выраженная эмоциональная возбудимость, продуцирующая различные негативные переживания (тревожность, напряженность, беспокойство, растерянность, раздражительность). Студенты с низким уровнем устойчивости к стрессовым факторам не могут противостоять воздействиям среды, преодолевать сопротивление внешних условий, бороться с препятствиями и, в конечном счете, достигать поставленных целей. В этом отношении психическое здоровье в целом, и стрессоустойчивость в частности, выступает как характеристика целостного, развития человека.
Повышенный уровень нервно-психического напряжения, наряду с проявлением астении, тревожности, депрессии может являться индикатором психической дезадаптации и выступать фактором риска суицидального поведения. В состояниях значительного психоэмоционального напряжения поведение характеризуется хаотичностью, наличием неадекватных реакций. В значительной степени страдают сложные формы сознательной деятельности, ее планирование, оценка, целеполагание, а высокоавтоматизированные формы поведения, как правило, нарушаются в меньшей степени.
Психическая адаптация наиболее эффективна в ситуации сформированных механизмов психофизиологической саморегуляции, реализующейся, в том числе, посредством БОС терапии.
Исходя из результатов первого среза, мы применили программу БОС- тренинга, ориентируясь в своей работе на частоту сердечных сокращений.
Таким образом, психологическая помощь лицам с низкой стрессоустойчивостью может внести существенный вклад в профилактику суицидального поведения. Использование с этой целью БОС-тренинга является эффективным, поскольку постепенно обучаясь саморегуляции, человек обнаруживает и запоминает те внутренние усилия, которые ведут к изменению нужного параметра в выбранном направлении и постепенно обретает способность управлять своими состояниями и параметрами организма самостоятельно, что способствует продуктивному выходу психоэмоционального напряжения и снижению риска суицидального поведения. Метод БОС-терапии открывает возможность направленной произвольной коррекции функциональных состояний организма и мобилизации личностных ресурсов.
Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод о том, что в ходе проведения психокоррекционной программы с использованием БОС- тренинга, нам удалось повысить стрессоустойчивость у студентов со склонностью к суицидальному поведению и снизить риск формирования суицидального поведения.
Студенты, принимавшие участие в программе БОС-тренинга, демонстрируют более низкий уровень психоэмоционального напряжения. Это свидетельствует об эффективности психокоррекционной программы с применением БОС-тренинга. Использование БОС-тренинга способствовало повышению стрессоустойчивости студентов и, следовательно, снижению показателей суицидального поведения. Это произошло потому, что студенты научились боле рационально смотреть на возникающие трудности в их жизни и находить конструктивные способы разрешения сложностей. Они более позитивно оценивают окружающих, проявляют большую фрустрационную толерантность по сравнению со студентами, не участвующими в БОС-тренинге.
Разработка и практическое применение превентивной диагностики предрасположенности к суицидальному поведению, учитывающей психофизиологические, психологические и социальные факторы риска, позволит выделить группы «повышенного риска» для проведения адресной профилактики суицидального поведения.
Таким образом, по результатам исследования наша гипотеза подтвердилась: у лиц со склонностью к суицидальному поведению обнаруживается низкий уровень стрессоустойчивости; БОС-тренинг, направленный на повышение стрессоустойчивости, способствует снижению склонности к суицидальному поведению.



1. Адамчук, А.В. Новые возможности немедикаментозной реабилетации с применением методов БОС в комплексе «Реакор» / А.В. Адамчук, А.А. Скоморохов, А.Н. Луцев // Известия ЮФУ. Технические науки. - Таганрог. - 2004. - С.145-146.
2. Аксенов, Д.П. Использование мультипараметрического мониторинга для контроля эффективности процедур БОС-тренинга / Д.П. Аксенов, С.М. Захаров, А.А. Скоморов // Биоуправление-4. - Новосибирск. - 2002. - С. 52-59.
3. Александровский, Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация / Ю.А. Александровский. - М., 2013. - 270 с.
4. Амбрумова, А.Г. Социально - психологическая дезадаптация личности и профилактика суицида / А.Г. Амбрумова // Вопросы психологии. - 1981.- №4.- С. 91-100.
5. Амбрумова, А.Г. Суицид как феномен социально - психологической дезадаптации личности. Актуальные проблемы суицидологии / А.Г. Амбрумова, В.А. Тихоненко.- М., 1978. - С. 6 -28.
6. Андреева, А.А. Стрессоустойчивость как фактор развития позитивного отношения к учебной деятельности у студентов: дисс. ... канд. психол. наук / А.А. Андреева. - Тамбов, 2014. - 219 с.
7. Баевский, Р. М. Концепция физиологической нормы и критерии здоровья / Р. М. Баевский // Российский физиологический журнал им. И.М. Сеченова. - 2003. - Т. 89. - № 4. - С. 473-487.
8. Баранов, А.А. Механизмы стрессоустойчивости в структуре личности учителя / А.А. Баранов. - Ижевск: Изд-во Удмурдского университета, 2011. - С. 167-169.
9. Березин, Ф.Б. Психологическая и психофизическая адаптация человека / Ф.Б. Березин. - Л.: Наука, 1988. - 260 с.
10. Бодров, В.А. Информационный стресс: учеб. пособие / В.А. Бодров. - М.: ПЭРСЭ, 2001. - 352 с.
11. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В.А. Бодров. — М.: ПБР СЭ, 2006. - 180 с.
12. Вагин, Ю.Р. Тифоаналитическая концепция авитальной активности / Ю.Р. Вагин // Суицидология. - 2010. - № 1. - С. 48-49.
13. Варданян, Б.Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости / Б.Х. Варданян // Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы. - М.- 1983. - С. 542-543.
14. Василевский, Н.Н. Информационное разнообразие физиологических процессов и его роль в механизмах адаптации и текущего функционального состояния / Н.Н. Василевский // Физиологический журнал им. И.М. Сеченова. - 1994. - Т. 80. - № 6. - С. 7-15.
15. Василевский, Н.Н. Метод альтернативного биоуправления с обратными связами и критерии эффективности тренинга / Н.Н. Василевский, Н.А. Мигаловская // Биоуправление-2: теория и практика. - Новосибирск. - 1993. - С. 65-77.
16. Вассерман, Д. Модель стресс-уязвимости и развитие суицидального процесса / Д. Вассерман // Суицид и напрасная смерть. - М.Дуниц.- 2001. - С.13-31.
17. Войцех, В.Ф. Клиническая суицидология / В.Ф. Вайцех. - М.: Миклош, 2008. -257 с.
18. Володенко, Д.В. Опыт применения бос-тренинга в комплексной реабилитации пожарных и спасателей / Д.В. Володенко // Вестник Воронежского института ГПС МЧС России. - 2017. - №2(19). - С. 32-33.
19. Втюрина, Е.В. Взаимосвязь психологического благополучия и стрессоустойчивости личности / Е.В. Втюрина, Е.В. Никулина // Материалы VI Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» -2014 [Электронный ресурс]. -URL: http://www. scienceforum.ru/2014/760/1613.
20. Высочин, Ю.В. Повышение функциональных возможностей организма спортсменов с помощью биологической обратной связи / Ю.В. Высочин, Ю.П. Денисенко, Ю.В. Гордеев // Физиология человека. - 2005. - Т. 31. - № 3. - С. 93-99.
21. Глебов, В.В. Уровень пищевого и психофизиологического состояния студентов в условиях крупного города / В.В. Глебов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Экология и безопасность жизнедеятельности». - 2012. - № 2. - С. 45-50.
22. Горев, А.С. Эффективность БОС-тренинга регуляции функционального состояния в зависимости от индивидуальных психологических характеристик / А.С. Горев, Е.Н. Панова // Физиология человека. - 2013.
- Т. 35. - № 5. - С. 25-31.
23. Горина, Е.Н. Уровневые характеристики эмпатии и суицидальные намерения личности подростка / Е.Н. Горина // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. - 2015. - № 1. - С. 87 - 89.
24. Григорьев, Е.В. Суицид как проблема общества / Е.В. Григорьев. - СПб.: Изд-во «Астрель», 2014. - 304 с.
25. Демин, Д.Б. Физиологические основы методов функционального биоуправления / Д. Б. Демин, Л.В. Поскотинова // Экология человека. - 2014. - № 9. - С. 48-59.
26. Жамлиханов, Н.Х. Острые суицидальные отравления детей и
подростков: структура, факторы риска, профилактика / Н.Х.
Жамлиханов, А.Г. Федоров // Вестник Чувашского университета. - 2014.
- № 2.- С. 232 - 241.
27. Захаров, С.М. Реабилитационные возможности метода биологической обратной связи с применением психофизиологических устройств «Реакор» и «Реакор-Т» / С.М. Захаров, А.А. Скоморохов // Сборник материалов конференции «Актуальные проблемы медико-психологической реабилитации»». - Ростов-на-Дону. - 2013. - 130 с.
28. Злова, Т.П. Социально-психологические особенности незавершенных суицидов у детей и подростков / Т.П. Злова, А.Н. Ишимбаева, В.В. Ахметолова // Суицидология. - 2012. - № 2. - С. 26-28.
29. Змановская, Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося
поведения) / Е.В. Змановская. - М.: Издательский центр «Академия»,
2013. - 288 с.
30. Зотов, М.В. Суицидальное поведение: механизмы развития,
диагностика, коррекция / М.В. Зотов. - СПб.: Речь, 2006. - 144 с.
31. Зотов, П.Б. Клинические формы и динамика суицидального поведения / П.Б. Зотов, С.М. Уманский // Суицидология. - 2011. - № 1. - С. 3-7.
32. Иваненко, С.А. Дерматоглифика суицидентов: характеристика и значение в решении экспертных задач / С.А. Иваненко, А.П. Божченко, И.А. Толмачев // Медицинская экспертиза. - 2011. - № 5. - С.26-29.
33. Иванова, О. А. Конфликтология в социальной работе : учебник для академического бакалавриата / О. А. Иванова, Н. Н. Суртаева. - М. : Издательство Юрайт, 2015. - 282 с
34. Ильинский, С.В. Особенности стрессоустойчивости сотрудников
противопожарной службы / С.В. Ильинский, Е.А. Гладышева // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология . -2013. -
№2 (14). - С. 34-46.
35. Исаев, Д.С. Психология суицидального поведения / Д.С. Исаев, К.В. Шерстнёв. - Самара, 2000.- 72 с.
36. Карпова, О.П. Экстремальные виды спорта как модель адаптации в
условиях психоэмоционального стресса / О.П. Карпова // Новости украинской психиатрии. - 2001 [Электронный ресурс]. -
http: //www.psychiatry.ua/articles/paper033 .htm
37. Катунин, А.П. Стрессоустойчивость как психологический феномен // А.П. Катунин // Молодой ученый. - 2012. - №9. - С. 243-246.
38. Китаев-Смык, Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса / Л.А. Китаев-Смык. - М.: Академический Проект, 2009. - 943 с. 
39. Ключко, Е.И. Воздействие интернета на суицидальное поведение молодежи / Е.И. Ключко // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana).-
2014. - № 1. - С. 69 - 72.
40. Ковалева, О.Л. Возможность использования БОС-тренинга у тревожных студентов с чертами пограничного расстройства личности / О.Л. Ковалева, Л.О. Баталова, А.Н. Белова // Сборник материалов Межвузовской научно-практической конференции (21 апреля 2016 г.) / Отв. редактор Т.Н. Разуваева. - Белгород. - 2016 - С. 290-296.
41. Комарова, И.А. Коррекция уровня психоэмоционального стресса у студентов во время учебного процесса: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук / И.А. Комарова. - Курган, 2009. - 29 с.
42. Конопкин, О.А. Стилевые особенности саморегуляции деятельности / О.А. Конопкин, В.И. Моросанова // Вопросы психологии. - 1989. - № 5. - С. 18 - 26.
43. Лазарус, Р. Теория стресса и психофизиологические исследования / Р. Лазарус // Эмоциональный стресс. - Л. : Медицина, 1970. - С. 178-208.
44. Леонова, А.Б.. Психологические технологии управления состоянием человека / А.Б. Леонова, А.С. Кузнецова. - М.: Смысл, 2016. - 312 с.
45. Могилевская, Г. И. Мобилизационный потенциал социальных сетей в современных информационных войнах / Г. И. Могилевская // Молодой ученый. - 2017. - №3. - С. 871 - 873.
Морев, М.В. Динамика суицидальной смертности населения России: региональный аспект / М.В. Морев, Ю.Е. Шматова, Е.Б. Любов // Суицидология. - 2014. - Том 5.- № 1. - С. 3-11.
Обидина, Ю.С.
современная
государственный университет. - 2000. - Вып. 2. - С. 88-93.
48. Перфилова, Ю.А. Причины суицидального поведения в подростковом возрасте / Ю.А. Перфилова, Н.В. Юрковец // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. - 2013. - Т.1. - № 9. -С. 279-280.
49. Погонышева, И.А. Влияние неблагоприятных экологических факторов на психофизиологическое состояние организма студентов в условиях Приобского Севера / И.А. Погонышева, Д.А. Погонышев // Культура, наука, образование. Проблемы и перспективы: материалы IV Всерос. научно-практической конференции / Отв. ред. А.В. Коричко. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та. - 2015. -Ч. 2. - С. 55-60.
50. Положий, Б.С. Дифференцированная профилактика суицидального поведения / Б.С. Положий, Е.А. Панченко // Суицидология. - 2012. - № 1. -С. 8-13.
51. Рамендик Д.М. Повышение устойчивости к стрессу при помощи тренинга с использованием биологической обратной связи / Д.М. Рамендик // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности. - 2017. - №5 - С. 524-529.
52. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. - М.: Прогресс, 1982. - 112 с.
53. Сорокина, Л.В. Эффективность использования бос-тренинга в
коррекции функционального состояния социально дезадаптированных подростков // Л.В. Сорокина, С.А. Королев, Т.В. Долматова //
Перспективы науки: Тамбовский государственный университет им Г.Р. Державина. - 2014. - № 2 (53). - С.190-193.
54. Сороко, С.И. Нейрофизиологические и психофизиологические основы адаптивного биоуправления / С.И. Сороко, В.В. Трубачев. - СПб. : ИЭФБ РАН, 2010. - 607 с.
55. Спасова, Н.В. Вегетативные дисфункции студентов. Перспективы восстановительного лечения / Н.В. Спасова, А.Н. Разумов, В.Б. Любовцев // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физкультуры. — 2007. — № 3. — С. 48—51.
56. Суворова, В. В. Психопрофилактика стресса / В.В. Суворова - М.: Педагогика, 2005. - 183 с
57. Труханов, А.И. Эколого-физиологическое и медико-технологическое обоснование системы экспресс-диагностики и коррекции функционального состояния организма у лиц опасных профессий: Дисс. на соискание уч. степ. д-ра биол. наук / А.И. Труханов. - М., 2007. - 310 с.
58. Тышкова, М.Л. Исследование устойчивости личности детей / М.Л. Тышкова // Вопросы подростков в трудных ситуациях психологии. - 1987. - № 1. - С. 27-33.
59. Файвишевский, В.А. О существовании неосознаваемых негативных мотиваций и их проявлений в поведении человека / В.А. Файвишевский // Бессознательное: природа, функции, методика исследования. - Тбилиси. - 1978. - С. 433-445.
60. Федотчев, А.И. Метод двойной обратной связи от ЭЭГ ритмов пациента для коррекции функциональных расстройств, вызванных стрессом / А.И. Федотчев, А.Т. Бондарь // Журнал высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова. - 2008. - Т. 58. - № 3. - С. 376-381.
61. Церковский, А.Л. Современные взгляды на проблему стрессоустойчивости / А.Л. Церковский // Вестник ВГМУ. - 2011. - Т. 10. - № 1. - С.6-19.
62. Чистикин, А.Н. Дерматоглифика стоп у лиц с суицидальным поведением / А.Н. Чистикин, Т.А. Чистикина, М.О. Зороастров // Суицидология. - 2012. - № 1. - С. 50-52.
63. Юсупова, Г.В. Психоэмоциональное здоровье подростков как основа
устойчивости личности к факторам, провоцирующим суицид / Г.В. Юсупова, Н.Г. Климанова, А.А. Галиуллина // Вектор науки
Тольяттинского государственног университета. Сер.: Педагогика,
психология. -2015. - № 3(22). - С. 215-221.
64. Henriques, G.,Exploring the effectiveness of a computer - based heart rate variability biofeedback program in reducing anxiety in college students / G. Henriques, S. Keffer, C. Abrahamson, S. Horst // Appl. psychophysiol. biofeedback. 2011. Vol. 36. № 2, рр. 101-112.
65. Reynard, A. Heart rate variability as a marker of self-regulation / A. Reynard, R. Gevirtz, R. Berlow // Appl. psychophysiol. biofeedback. 2011. Vol. 36. № 3, р. 209.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ