Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ ГЕОМЕТРИИ

Работа №71871

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

математика

Объем работы64
Год сдачи2018
Стоимость4780 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
448
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1. Пространственное мышление и показатели его развития 7
1.2. Особенности развития мышления старшеклассников 17
1.3. Моделирование как средство развития пространственного
мышления старшеклассников 22
1.4. Построение сечений многогранников и тел вращения 26
1.5. Особенности обучения математике в условиях реализации
Федерального государственного образовательного стандарта 28
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СЕЧЕНИЙ
МНОГОРАННИКОВ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОМЕТРИИ 33
2.1. Разработка урока на тему: «Сечение многогранников» 33
2.2. Разработка урока по требованиям Федерального государственного образовательного стандарта на тему: «Сечение многогранников ».39
2.3. Отличия традиционного урока от урока по требованиям Федерального государственного образовательного стандарта... 52
2.4. Система тренировочных упражнений по теме: «Сечение
многогранников» 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
ЛИТЕРАТУРА 64


Одной из целей обучения математике в старших классах является формирование у учащихся пространственного мышления, необходимого в повседневной жизни и трудовой деятельности каждого человека в современном обществе. Мир математики - мир количественных, пространственных соотношений, выраженных числовой и знаковой символикой, очень своеобразен, поэтому способствует развитию пространственного мышления школьников.
Проблема развития пространственного мышления не теряет своей актуальности. Ориентация человека во времени и пространстве является необходимым условием его социального бытия, формой отражения окружающего мира, условием успешного познания действительности. Свободное оперирование пространственными образами является тем необходимым умением, которое объединяет разные виды деятельности.
Проблема формирования и развития пространственного мышления и способы ее разрешения играют важную роль в школьной практике. Мышление оказывает влияние на личность как целостное образование. Наиболее удобным средством для развития пространственного мышления учащихся является моделирование. В разрешение этой проблемы внесли свой вклад такие ученые, как Прохоров А.М., Фридман Л.М., Введенский Б.А.и др.
На наш взгляд, наиболее целесообразно моделирование с целью развития пространственного мышления осуществлять на материале математики, в частности геометрии. Своеобразие геометрии состоит в неразрывном органическом соединении живого воображения и строгой логики. Геометрия объединяет в себе наглядность, представления, принадлежащие больше искусству, и строгую логику - привилегию математики.
Достаточно эффективную содержательную основу в развитии пространственного мышления, на наш взгляд, представляют методы построения сечений многогранников и тел вращения. Их содержание подробно раскрыто в работах Атанасяна Л.С., Базылева В.Т. и др. Исходя из актуальности вышеизложенного, мы определили тему исследования: «Развитие
пространственного мышления старшеклассников на уроках геометрии».
Основная задача преподавателя - научить ребенка решать задачи на построение сечений многогранников. В связи с этим необходимо пересмотреть методику преподавания геометрии в школе.
Из выше изложенного следует проблема исследования, которая заключается в рассмотрении методики преподавания задач на построение сечений многогранников и тел вращения, необходимые для развития пространственного мышления старшеклассников на уроках геометрии в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта в школе (ФГОС).
Объект исследования - процесс развития пространственного мышления учащихся в курсе математики в условиях ФГОС.
Предмет исследования- развитие пространственного мышления старшеклассников при изучении методов построения сечений многогранников на уроке геометрии.
Цель исследования - на основе анализа учебной, научной и методической литературы выявить основные теоретические аспекты, связанные с развитием пространственного мышления учащихся на уроках геометрии; установить разницу между традиционной формой проведения урока и проведением урока по требованиям ФГОС.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи
исследования:
1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической и специальной литературы по данной теме.
2. Выявить показатели и уровни развития пространственного мышления старшеклассников.
3. Разработать урок изучения нового материала по стандартам ФГОС по теме «Сечение многогранников» (10 класс).
4. Выявить достоинства и недостатки традиционной формы проведения урока и проведением урока по стандартам ФГОС.
5. Разработать систему тренировочных упражнений для 10 - 11 класса при подготовке к ЕГЭ по теме: «Сечение многогранников».
Методы исследования:
1.Общелогические методы: анализ, синтез, обобщение, сравнение, моделирование, проектирование.
2. Педагогические методы (экспериментальная работа, наблюдение).
Практической значимостью работы является то, что она может использоваться учителем при планировании и проведении уроков по сечению многогранников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Стереометрия является одной из важнейших составных частей школьного курса математики.
Пространственное мышление - вид умственной деятельности, обеспечивающей создание пространственных образов и оперирования ими в процессе решения различных практических и теоретических задач.
Деятельность представления является основным механизмом пространственного мышления, обеспечивающим восприятия заданных пространственных соотношений, их мысленную переработку и создание на этой основе новых пространственных образов.
Развитие пространственного мышления в рамках данного исследования предполагалась у учащихся старших классов, поэтому в нашей работе рассмотрены психологические особенности развития мышления старшеклассников. Очевидно, сделать вывод о том, что умение и навыки строить сечения многогранников в школьном курсе геометрии являются очень важными, ведь с помощью таких задач можно развить пространственное мышление, воображение. Развитие навыков и умений строить сечения требует значительных усилий со стороны учителя математики.
Также с момента введения федерального государственного образовательного стандарта поменялся и сам процесс обучения детей. Например, после введения ФГОС в МБОУ СОШ №13 г. Белгорода, активно развивается внеурочная деятельность. При изучении данного курса большое значение уделяется развитию образных форм мышления. Здесь имеют место конструирование и изобразительная деятельность. Именно здесь у детей развивается способность представить результаты своих действий, как в целом, так и поэтапно. Содержание курса «Наглядная геометрия» и методика его изучения обеспечивают развитие творческих способностей ребенка: гибкость 60
его мышления, «геометрическую зоркость», интуицию, воображение, способность к оперированию образами, изобразительные навыки. Поэтому мы выявили достоинства и недостатки введения ФГОС.
ДостоинстваФГ ОСа:
1. Проектная деятельность по каждой дисциплине с 1 класса;
2. Применение деятельностного подхода в процессе обучения;
3. Отсутствует авторитарный метод обучения, направляет учащихся с помощью логических вопросов на новые знания;
4. Внеурочная деятельность;
5. Широкое использование ИКТ.
НедостаткиФГОСа:
1. Недостаточная оснащенность кабинетов;
2. Некоторым преподавателям тяжело перестроиться от авторитарного метода обучения к деятельностному подходу.
И все же что появилось нового в современном уроке по стандартам основного федерального государственного стандарта? Стали часто организовываться групповые и индивидуальные формы проведения урока. Постепенно происходит смена стиля общения между учителем и учащимся, преодолевается авторитарный стиль общения.
Требования к современному уроку:
1. урок должен быть хорошо организован в укомплектованном кабинете;
2. урок должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
3. учитель должен спланировать урок, развести деятельность учителя и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цели, задачи урока;
4. урок должен быть проблемным и развивающим: происходит совместная деятельность учителя и учащихся;
5. по итогам проделанной работы ученики сами делают выводы;
6. максимальные проявления творчества и сотрудничества;
7. дети всегда находятся в центре внимания;
8. происходит обратная связь.
Итак, задачи, которые необходимо было выполнить: изучить школьные учебники и методическую литературу по данной теме, разработать урок изучения нового материала по требованиям ФГОС по теме «Сечение многогранников» (10 класс), выявить достоинства и недостатки традиционной формы проведения урока и проведением урока по требованиям ФГОС,разработать систему тренировочных упражнений для 10-11 класса по теме: «Сечение многогранников» - успешно решены. Цель достигнута.



1. Агаханов Х.Н., Математика. Районные олимпиады. 6-11 классы Н. Х. Агаханов, О. К. Подлипский. - М.: Просвещение, 2010. - 192 с.;
2. Ананьев, Б.Г. Новое в учении о восприятии пространства. // Вопросы психологии. - 1980, №;
3. Атанасян Л.С., Базылев В. Т., Геометрия. Учеб. пособие для студентов физ.-мат. фак. пед. и В 2 ч. Ч. 2. - М.: Просвещение, 1987. - 382 с.;
4. Атанасян Л.С., Бутусов В.Ф. идр. Геометрия: Учеб для 10-11 кл. сред.шк. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2013.;
5. Блонский П.П. Память и мышление.// Избранное педагогики и психологии. - М, 1999. - 413с.;
6. Болтянский В.М, Четырехугольники. Квант, № 9,1974.;
7. Большая советская энциклопедия./ Под ред. Введенского Б.А., 1974. - 418с.;
8. Высоцкий И.Р., ЕГЭ 2016. Математик. 3 модуля. Единый государственный экзамен. 25 вариантов типовых тестовых заданий / Высоцкий И. Р., Рослова Л. О., Кузнецова Л. В. и др.: под ред. Ященко И. В. - М.: Издательство «Экзамен», 2016. - 295 с.;
9. Геометрия, 7-9: Учеб. для общеобразоват. учреждений /Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадом-цев, Э.Г. Позняк, И.И. Юдина. - М.: Просвещение, 2002. -384 с.;
10. Глейзер Г.Д. Развития пространственных представлений
школьников при обучении геометрии. - М.: Просвещение, 1985. - 356с.;
11. Глейзер, Г.И. История математики в школе: IX-Хкл. / Глейзер Г.И. - М.: Просвещение, 1983. - 351 с.;
12. Гордин Р. К., Подготовка к ЕГЭ. Математика 2014. Решение задачи
С4;
13. Дерофеева, Г.В. Пособие по математике для поступающих в ВУЗы / Дерофеева Г.В., Потапов М.К., Розов Н.Х. - М.: Наука, 2001. - 672 с.;
14. Дубровина И.В., Круглова Б.С. Особенности обучения и психики развития школьников 13-17 лет. - М.: Педагогика - 1997. - 341с.;
15. Дыбов, П.Т. Задачи по математике (с указаниями и решениями) / Дыбов П.Т., Осколков В.А. - М.: ООО «Издательство Оникс», 2006. - 464 с.;
16. Погорелов А.В., Геометрия: Учеб.для 7-11 кл. сред. шк. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1992. - 383 с.;
17. Прасолов В. В., Задачи по планиметрии, ч. 1. - М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат.лит., 1986. - 272 с.;
18. Юзбашев А.В., Свойства геометрических фигур - ключ к решению любых задач по планиметрии. Пособие для учащихся 9-11 классов. Москва «Просвещение», 2009.;
19. ЯкиманскаяИ.С. Развитие пространственного мышления у школьников. - М.: Педагогика, 1980. - 421с.;
20. https://www.kazedu.kz/referat/178996 ;
21. http://emirsaba.org/kafedra-teorii-i-tehnologij-prepodavaniya-matematiki-i- informa-v2.html?page=2;
22. http://www.tstu.ru/book/elib2/pdf/2014/naxman tr.pdf;
23. http://nsportal.ru/shkola/ geometriya/library/2015/12/05/fakultativ-6-klass- fgos-naglyadnaya-geometriya;
24. http://fb.ru/article/226194/fgos—chto-takoe-trebovaniya-obrazovatelnogo- standarta.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ