ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА
|
Введение 5
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 8
1.1. Понятие малого предпринимательства 8
1.2. Понятие и содержание государственной поддержки малого предпринимательства 17
1.3. Анализ методов государственной поддержки малого предпринимательства в условиях кризиса: международный опыт 26
Выводы: 35
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ 37
2.1. Влияние экономического кризиса на экономику Санкт-Петербурга 37
2.2. Динамика развития малого предпринимательства в Санкт-Петербурге 43
2.3. Основные проблемы малого предпринимательства в условиях экономического кризиса в Санкт-Петербурге 50
Выводы: 68
ГЛАВА 3. ПУТИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО
КРИЗИСА 69
3.1. Анализ программ поддержки малого предпринимательства в Санкт-Петербурге: их
реализация и значимость в условиях экономического кризиса 69
3.2. Меры по совершенствованию государственной поддержки малого предпринимательства в условиях экономического кризиса 79
Выводы: 92
Заключение 94
Список использованной литературы 98
Приложения 104
Приложение 1. Направления государственной поддержки малого предпринимательства по странам 104
Приложение 2. Проблемы малого бизнеса в условиях кризиса и методы государственной поддержки 105
Приложение 3. Программы государственной поддержки малого бизнеса Санкт-Петербурга наиболее значимые в условиях кризиса
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 8
1.1. Понятие малого предпринимательства 8
1.2. Понятие и содержание государственной поддержки малого предпринимательства 17
1.3. Анализ методов государственной поддержки малого предпринимательства в условиях кризиса: международный опыт 26
Выводы: 35
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ 37
2.1. Влияние экономического кризиса на экономику Санкт-Петербурга 37
2.2. Динамика развития малого предпринимательства в Санкт-Петербурге 43
2.3. Основные проблемы малого предпринимательства в условиях экономического кризиса в Санкт-Петербурге 50
Выводы: 68
ГЛАВА 3. ПУТИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО
КРИЗИСА 69
3.1. Анализ программ поддержки малого предпринимательства в Санкт-Петербурге: их
реализация и значимость в условиях экономического кризиса 69
3.2. Меры по совершенствованию государственной поддержки малого предпринимательства в условиях экономического кризиса 79
Выводы: 92
Заключение 94
Список использованной литературы 98
Приложения 104
Приложение 1. Направления государственной поддержки малого предпринимательства по странам 104
Приложение 2. Проблемы малого бизнеса в условиях кризиса и методы государственной поддержки 105
Приложение 3. Программы государственной поддержки малого бизнеса Санкт-Петербурга наиболее значимые в условиях кризиса
Одним из основных критериев эффективной экономики является высокая численность предприятий, относящихся к субъектам малого предпринимательства, с преобладающей долей занятости на них трудоспособного населения. Роль данного сектора помимо участия в создании валового продукта обуславливается выполнением важнейшей социальной функции по созданию большого объема рабочих мест и обеспечению устойчивости рынка труда и доходов населения и в итоге определяет стабильность экономических систем и устойчивость к кризисным явлениям в экономике. Ключевое преимущество малого предпринимательства заключается в большей эффективности деятельности компаний, в силу более высокой производительностью труда и приближенностью к конечным потребителям, что позволяет оперативно реагировать и принимать оптимальные решения в условиях ухудшения макроэкономической конъюнктуры.
Активному развитию малого предпринимательства в России препятствует невозможность равноправно конкурировать с крупными товаропроизводителями без применения механизмов государственной поддержки. Существующая на сегодняшний день зависимость от крупных организаций, монополистов, ограниченность собственных источников финансирования своей деятельности и недоступность привлечения кредитов, только усугубляется в период кризиса и требует значительного расширения государственных программ в направлении использования различных инструментов стимулирования развития малого бизнеса, которые должны носить форму многосторонней помощи и адаптироваться к современным изменениям в условиях ведения бизнеса и его потребностям.
Низкая результативность существующих федеральных и региональных программ связана с недостатками в области определения всего комплекса проблем в осуществлении деятельности в рамках малого предпринимательства и разработки эффективных механизмов их противодействию, что усугубляется ограниченным доступом к участию в программах поддержки на региональном и муниципальном уровне.
Согласно успешным примерам зарубежного опыта поддержка малого предпринимательства является одним из наиболее действенных средств борьбы с кризисными явлениями в экономике и предполагает активизацию работы со стороны государства и местных властей в сфере изучения проблем функционирования предприятий малого бизнеса и реализации соответствующих мер, максимально их охватывающих.
Все это определяет важность исследования вопросов совершенствования механизмов государственной поддержки субъектов малого предпринимательства и актуальность выбранной темы.
Целью представленной работы является разработка предложений по совершенствованию государственной политики поддержки малого предпринимательства г. Санкт-Петербурга в условиях экономического кризиса.
Для реализации цели исследования были определены основные задачи:
- определить понятие малого предпринимательства;
- раскрыть понятие, содержание и методы государственной поддержки малого предпринимательства;
- исследовать особенности международного опыта государственной поддержки малого предпринимательства в условиях кризиса;
- проанализировать текущие состояния малого бизнеса в Санкт-Петербурге;
- выявить основные проблемы в деятельности малого предпринимательства;
- исследовать существующие программы по поддержке малого предпринимательства в Санкт-Петербурге: проблема их реализации и значимость в условиях экономического кризиса;
- предложить меры по совершенствованию государственной политики поддержки малого предпринимательства.
Предметом исследования является результативность и востребованность существующих мер государственной поддержки малого предпринимательства в условиях экономического кризиса.
Объектом исследования выступают инструменты государственной поддержки малого предпринимательства в Санкт-Петербурге.
В процессе исследования использовались различные методы сбора первичной информации: наблюдение, опрос и анкетирование; применялись методы сравнительного и статистического анализа, экономического анализа, планирования и прогнозирования, анализ и обобщение нормативных документов и практических материалов.
Основными источниками информации для представленной работы выступили материалы исследований по вопросам государственной поддержки малого предпринимательства, научные труды и статьи по теме, а также федеральные и региональные нормативные акты, данные практической деятельности предприятий малого бизнеса.
По итогам проведенного исследования автором были выработаны предложения по совершенствованию механизмов государственной поддержки, а также практические рекомендации для субъектов малого предпринимательства по участию в различных программах, реализуемых на региональном уровне.
Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы органами государственной, региональной власти и муниципального управления для выработки управленческих решений в сфере совершенствования механизмов и организационных вопросов поддержки малого предпринимательства.
Активному развитию малого предпринимательства в России препятствует невозможность равноправно конкурировать с крупными товаропроизводителями без применения механизмов государственной поддержки. Существующая на сегодняшний день зависимость от крупных организаций, монополистов, ограниченность собственных источников финансирования своей деятельности и недоступность привлечения кредитов, только усугубляется в период кризиса и требует значительного расширения государственных программ в направлении использования различных инструментов стимулирования развития малого бизнеса, которые должны носить форму многосторонней помощи и адаптироваться к современным изменениям в условиях ведения бизнеса и его потребностям.
Низкая результативность существующих федеральных и региональных программ связана с недостатками в области определения всего комплекса проблем в осуществлении деятельности в рамках малого предпринимательства и разработки эффективных механизмов их противодействию, что усугубляется ограниченным доступом к участию в программах поддержки на региональном и муниципальном уровне.
Согласно успешным примерам зарубежного опыта поддержка малого предпринимательства является одним из наиболее действенных средств борьбы с кризисными явлениями в экономике и предполагает активизацию работы со стороны государства и местных властей в сфере изучения проблем функционирования предприятий малого бизнеса и реализации соответствующих мер, максимально их охватывающих.
Все это определяет важность исследования вопросов совершенствования механизмов государственной поддержки субъектов малого предпринимательства и актуальность выбранной темы.
Целью представленной работы является разработка предложений по совершенствованию государственной политики поддержки малого предпринимательства г. Санкт-Петербурга в условиях экономического кризиса.
Для реализации цели исследования были определены основные задачи:
- определить понятие малого предпринимательства;
- раскрыть понятие, содержание и методы государственной поддержки малого предпринимательства;
- исследовать особенности международного опыта государственной поддержки малого предпринимательства в условиях кризиса;
- проанализировать текущие состояния малого бизнеса в Санкт-Петербурге;
- выявить основные проблемы в деятельности малого предпринимательства;
- исследовать существующие программы по поддержке малого предпринимательства в Санкт-Петербурге: проблема их реализации и значимость в условиях экономического кризиса;
- предложить меры по совершенствованию государственной политики поддержки малого предпринимательства.
Предметом исследования является результативность и востребованность существующих мер государственной поддержки малого предпринимательства в условиях экономического кризиса.
Объектом исследования выступают инструменты государственной поддержки малого предпринимательства в Санкт-Петербурге.
В процессе исследования использовались различные методы сбора первичной информации: наблюдение, опрос и анкетирование; применялись методы сравнительного и статистического анализа, экономического анализа, планирования и прогнозирования, анализ и обобщение нормативных документов и практических материалов.
Основными источниками информации для представленной работы выступили материалы исследований по вопросам государственной поддержки малого предпринимательства, научные труды и статьи по теме, а также федеральные и региональные нормативные акты, данные практической деятельности предприятий малого бизнеса.
По итогам проведенного исследования автором были выработаны предложения по совершенствованию механизмов государственной поддержки, а также практические рекомендации для субъектов малого предпринимательства по участию в различных программах, реализуемых на региональном уровне.
Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы органами государственной, региональной власти и муниципального управления для выработки управленческих решений в сфере совершенствования механизмов и организационных вопросов поддержки малого предпринимательства.
Роль малого предпринимательства в экономике обуславливается его ключевой значимостью для обеспечения устойчивого развития экономики в целом и таких важнейших сфер как: рынок труда и занятость, развитие человеческого капитала и уровня жизни, распространение инноваций на все области экономической деятельности, становление конкурентного рынка и равномерное развитие территорий, реализация проектов экологической направленности и пр.
Все это определяет необходимость реализации на государственном уровне мер поддержки в форме комплексной политики развития бизнес среды, специальных программ содействия сектору малого бизнеса, отдельных мероприятий по решению конкретных проблем в деятельности предприятий.
Инфраструктуру поддержки малого предпринимательства, с помощью которых реализовываются программы и мероприятия, образуют широкий спектр различных государственных, общественных, коммерческих и пр. институтов, уровень развития которых определяет достижения государства в данном направлении. В зависимости от содержания государственной поддержки малого предпринимательства выделяют административные, экономические и институциональные методы, предполагающие использование специальных механизмов, способствующих развитию предпринимательства.
Исследование международной практики показало, что во всех странах с развитой экономикой отмечается высокая доля субъектов малого предпринимательства, уверено растет его вклад в ВВП, формируются новые экспортные каналы, возрастает инновационная активность. При этом занятость экономически активного населения в малом бизнесе в большинстве стран перешагнула отметку 50%.
Успешный зарубежный опыт поддержки малого предпринимательства в условиях кризиса заключается в комплексном подходе к решению проблемы, на основе разработки стратегически ориентированных программ, учитывающих уровень их реализации (федеральный, региональный, муниципальный), риски различных видов бизнеса и потребность в необходимых мерах содействия, основываясь на принципах свободы предпринимательства и конкуренции. При этом всесторонняя поддержка малого предпринимательства является ключевым аспектом преодоления неблагоприятных кризисных условий за счет стимулирования развития наиболее эффективных бизнес- процессов.
Сравнивая особенности кризисных явлений 2008 и 2015гг., можно сказать, что основное отличие заключается в их глубине и длительности. Оперативная и действенная реакция государства на проблемы 2008г. в форме значительных финансовых вливаний в кредитно-финансовой сфере позволила избежать кризиса ликвидности и снизить риски банкротств. При этом были сохранены международные связи и взаимодействие на высоком уровне.
По итогам 2015 года нельзя сказать однозначно о пройденном этапе кризиса, так как в экономике сохраняются высокие риски перерастания краткосрочных проблем в стагнацию. Негативный внешний фон существенно подрывает состояние инвестиционного и предпринимательского климата. Многие нерешенные проблемы (высокая налоговая нагрузка, сокращение бюджетов регионов, закрытие крупных проектов, снижение финансирования программ развития крупных предприятий, недоступность кредитования, постоянные изменения условий ведений бизнеса, коррупционность и т.д.) еще более усугубляют кризисную ситуацию.
Анализ данных по Санкт-Петербургу показал, что по многим показателям регион входит в число лидеров: численность малых предприятий, занятость в малом секторе, оборот компаний. В последние годы прослеживалась позитивная динамика в области положения малого бизнеса и его структуры, где несколько снизилась доля предприятий торговли и увеличился уровень производственных компаний и сферы услуг. В тоже время в силу кризисных явлений в экономике и нерешенных проблем малого бизнеса Санкт- Петербурга (преобладание отдельных отраслей в структуре малого бизнеса, невозможность конкурировать с крупным и средним бизнесом в области факторов производства, государственных заказов, каналов сбыта, финансовых ресурсов, а также неразвитость транспортной и энергетической инфраструктуры и пр.) можно говорить о высоких рисках для функционирования предприятий, выражающихся в ухудшении финансового состояния, падении прибыльности деятельности, недостаточности ресурсов для расширения и развития бизнеса, сокращении спроса и пр.
Данные аспекты были подтверждены в ходе проведенного автором опроса представителей малого предпринимательства Санкт-Петербурга. Респондентами отмечается высокая важность вопросов обеспечения своевременной и надлежащей государственной поддержки в ключевых направлениях: финансирование деятельности и развития предприятий (в т.ч. инноваций), совершенствование взаимодействия в рамках государственного заказа и сотрудничества с крупными компаниями.
Основной проблемой является отсутствие информации, большинство компаний не располагают данными о наличии мер, направленных на поддержку. Представители малого бизнеса, которые решили проблему с отсутствием информации, сообщили о том, что они не подпадают не в одну из категорий компаний, для которых предусмотрена государственная поддержка. Существует распространенное мнение, что меры государственной поддержки не оказывают существенного влияния, административные затраты на участие выше чем предполагаемая помощь. Компании, пользующие мерами государственной поддержки, сообщают о проблеме низкого финансирования, так, например, если подать заявку вторым или третьим, то можно не попасть в программу по причине израсходования бюджета для данной категории компаний.
Комментируя текущие проблемы в области поддержки малого бизнеса, необходимо отметить неоднократное упоминание представителями малого бизнеса того, что проблема кроется не в инструментах поддержки и их финансировании, а в условиях (климате), которые постоянно ухудшаются за счет повышения налогов и сборов, низкой эффективности государственных услуг для бизнеса, излишних барьеров в работе с государственными заказами, высокого уровня общей налоговой нагрузки. В экономически неблагоприятных условиях наиболее важными и первостепенными являются финансово-кредитные инструменты поддержки, распространенные на максимально широкий круг лиц.
Основные плюсы действующих программ по поддержке малого бизнеса в Санкт- Петербурге их преемственность и разнообразность. Однако в тоже время число мероприятий в целом сократилось. Главной проблемой остается недостаточный уровень финансирования, что приводит ограничению охватываемого программами количества участников. Также не способствуют росту результативности поддержки, выставляемые условия для малого бизнеса и сами размеры помощи, что в итоге делает участие в них экономически нецелесообразным.
В целом, программа развития малого бизнеса Санкт-Петербурга отличается низкой амбициозностью, а сама сфера поддержки малого предпринимательства не относится к приоритетной задаче социально-экономического развития, в которой действительно заинтересованы региональные власти.
Основной вектор поддержки малого бизнеса в условиях кризиса должен быть нацелен в первую очередь на преодоление существующих недостатков и содержать следующие направления: взаимодействие с бизнес средой по вопросам целей и задач программ поддержки; расширение межрегионального и международного взаимодействия бизнеса; существенное увеличение финансирования программ; проведение регулярного и оперативного мониторинга проблем малого бизнеса и доступ к его результатам; скоординированность работы объектов федеральной, региональной и муниципальной инфраструктуры поддержки.
Ключевым аспектом при формировании программы поддержки малого бизнеса на региональном уровне является ее комплексность. Применяемые подходы должны сочетать в себе превентивные меры с оперативными программами по поддержке малого бизнеса в условиях кризиса: доступ к финансированию, субсидирование высоких расходов на аренду, расширение производства и покупку оборудования. При этом не должна останавливаться работа по совершенствованию предпринимательской среды, включающая реализацию мер по достижению среднесрочных и долгосрочных задач: стимулирование выхода местных компаний на межрегиональный и международный рынок, развитие инновационного предпринимательства, вывод малого сектора на ведущие позиции по занятости и доходам бюджетов всех уровней.
Все это определяет необходимость реализации на государственном уровне мер поддержки в форме комплексной политики развития бизнес среды, специальных программ содействия сектору малого бизнеса, отдельных мероприятий по решению конкретных проблем в деятельности предприятий.
Инфраструктуру поддержки малого предпринимательства, с помощью которых реализовываются программы и мероприятия, образуют широкий спектр различных государственных, общественных, коммерческих и пр. институтов, уровень развития которых определяет достижения государства в данном направлении. В зависимости от содержания государственной поддержки малого предпринимательства выделяют административные, экономические и институциональные методы, предполагающие использование специальных механизмов, способствующих развитию предпринимательства.
Исследование международной практики показало, что во всех странах с развитой экономикой отмечается высокая доля субъектов малого предпринимательства, уверено растет его вклад в ВВП, формируются новые экспортные каналы, возрастает инновационная активность. При этом занятость экономически активного населения в малом бизнесе в большинстве стран перешагнула отметку 50%.
Успешный зарубежный опыт поддержки малого предпринимательства в условиях кризиса заключается в комплексном подходе к решению проблемы, на основе разработки стратегически ориентированных программ, учитывающих уровень их реализации (федеральный, региональный, муниципальный), риски различных видов бизнеса и потребность в необходимых мерах содействия, основываясь на принципах свободы предпринимательства и конкуренции. При этом всесторонняя поддержка малого предпринимательства является ключевым аспектом преодоления неблагоприятных кризисных условий за счет стимулирования развития наиболее эффективных бизнес- процессов.
Сравнивая особенности кризисных явлений 2008 и 2015гг., можно сказать, что основное отличие заключается в их глубине и длительности. Оперативная и действенная реакция государства на проблемы 2008г. в форме значительных финансовых вливаний в кредитно-финансовой сфере позволила избежать кризиса ликвидности и снизить риски банкротств. При этом были сохранены международные связи и взаимодействие на высоком уровне.
По итогам 2015 года нельзя сказать однозначно о пройденном этапе кризиса, так как в экономике сохраняются высокие риски перерастания краткосрочных проблем в стагнацию. Негативный внешний фон существенно подрывает состояние инвестиционного и предпринимательского климата. Многие нерешенные проблемы (высокая налоговая нагрузка, сокращение бюджетов регионов, закрытие крупных проектов, снижение финансирования программ развития крупных предприятий, недоступность кредитования, постоянные изменения условий ведений бизнеса, коррупционность и т.д.) еще более усугубляют кризисную ситуацию.
Анализ данных по Санкт-Петербургу показал, что по многим показателям регион входит в число лидеров: численность малых предприятий, занятость в малом секторе, оборот компаний. В последние годы прослеживалась позитивная динамика в области положения малого бизнеса и его структуры, где несколько снизилась доля предприятий торговли и увеличился уровень производственных компаний и сферы услуг. В тоже время в силу кризисных явлений в экономике и нерешенных проблем малого бизнеса Санкт- Петербурга (преобладание отдельных отраслей в структуре малого бизнеса, невозможность конкурировать с крупным и средним бизнесом в области факторов производства, государственных заказов, каналов сбыта, финансовых ресурсов, а также неразвитость транспортной и энергетической инфраструктуры и пр.) можно говорить о высоких рисках для функционирования предприятий, выражающихся в ухудшении финансового состояния, падении прибыльности деятельности, недостаточности ресурсов для расширения и развития бизнеса, сокращении спроса и пр.
Данные аспекты были подтверждены в ходе проведенного автором опроса представителей малого предпринимательства Санкт-Петербурга. Респондентами отмечается высокая важность вопросов обеспечения своевременной и надлежащей государственной поддержки в ключевых направлениях: финансирование деятельности и развития предприятий (в т.ч. инноваций), совершенствование взаимодействия в рамках государственного заказа и сотрудничества с крупными компаниями.
Основной проблемой является отсутствие информации, большинство компаний не располагают данными о наличии мер, направленных на поддержку. Представители малого бизнеса, которые решили проблему с отсутствием информации, сообщили о том, что они не подпадают не в одну из категорий компаний, для которых предусмотрена государственная поддержка. Существует распространенное мнение, что меры государственной поддержки не оказывают существенного влияния, административные затраты на участие выше чем предполагаемая помощь. Компании, пользующие мерами государственной поддержки, сообщают о проблеме низкого финансирования, так, например, если подать заявку вторым или третьим, то можно не попасть в программу по причине израсходования бюджета для данной категории компаний.
Комментируя текущие проблемы в области поддержки малого бизнеса, необходимо отметить неоднократное упоминание представителями малого бизнеса того, что проблема кроется не в инструментах поддержки и их финансировании, а в условиях (климате), которые постоянно ухудшаются за счет повышения налогов и сборов, низкой эффективности государственных услуг для бизнеса, излишних барьеров в работе с государственными заказами, высокого уровня общей налоговой нагрузки. В экономически неблагоприятных условиях наиболее важными и первостепенными являются финансово-кредитные инструменты поддержки, распространенные на максимально широкий круг лиц.
Основные плюсы действующих программ по поддержке малого бизнеса в Санкт- Петербурге их преемственность и разнообразность. Однако в тоже время число мероприятий в целом сократилось. Главной проблемой остается недостаточный уровень финансирования, что приводит ограничению охватываемого программами количества участников. Также не способствуют росту результативности поддержки, выставляемые условия для малого бизнеса и сами размеры помощи, что в итоге делает участие в них экономически нецелесообразным.
В целом, программа развития малого бизнеса Санкт-Петербурга отличается низкой амбициозностью, а сама сфера поддержки малого предпринимательства не относится к приоритетной задаче социально-экономического развития, в которой действительно заинтересованы региональные власти.
Основной вектор поддержки малого бизнеса в условиях кризиса должен быть нацелен в первую очередь на преодоление существующих недостатков и содержать следующие направления: взаимодействие с бизнес средой по вопросам целей и задач программ поддержки; расширение межрегионального и международного взаимодействия бизнеса; существенное увеличение финансирования программ; проведение регулярного и оперативного мониторинга проблем малого бизнеса и доступ к его результатам; скоординированность работы объектов федеральной, региональной и муниципальной инфраструктуры поддержки.
Ключевым аспектом при формировании программы поддержки малого бизнеса на региональном уровне является ее комплексность. Применяемые подходы должны сочетать в себе превентивные меры с оперативными программами по поддержке малого бизнеса в условиях кризиса: доступ к финансированию, субсидирование высоких расходов на аренду, расширение производства и покупку оборудования. При этом не должна останавливаться работа по совершенствованию предпринимательской среды, включающая реализацию мер по достижению среднесрочных и долгосрочных задач: стимулирование выхода местных компаний на межрегиональный и международный рынок, развитие инновационного предпринимательства, вывод малого сектора на ведущие позиции по занятости и доходам бюджетов всех уровней.
Подобные работы
- Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства Алтайского края
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - РОЛЬ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА В РАЗВИТИИ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016 - ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТАМИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018 - МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС В СИСТЕМЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РОССИИ И КИТАЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2017 - ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РОССИЙСКОГО
ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2002 - ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
РОССИИ И ЕЁ РЕГИОНОВ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ
МЕЖДУНАРОДНОЙ И МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ТОРГОВЛИ
Диссертация , экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



