Культурная дипломатия Франции в отношении бывших колоний на Ближнем Востоке и в Северной Африке
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Понятие и роль культурной политики в международных отношениях 9
1.1 Фактор культуры в контексте современных международных
отношений 9
1.2 Понятие «культурная дипломатия» 17
Глава 2. Специфика французского колониализма в регионе Северной Африки и Ближнего Востока 37
2.1 Становление колониальной политики Франции в регионе Северной
Африки и Ближнего Востока 37
2.2 Специфика французского администрирования колоний и подмандатных
территорий в регионе в XIX-первой половине XX вв 45
Глава 3. Особенности культурной политики Франции 54
3.1 Культурная политика Франции в отношении Алжира, Туниса,
Марокко 54
3.2 Культурная политика Франции в отношении Сирии, Ливана 79
Заключение 90
Список источников и литературы
Глава 1. Понятие и роль культурной политики в международных отношениях 9
1.1 Фактор культуры в контексте современных международных
отношений 9
1.2 Понятие «культурная дипломатия» 17
Глава 2. Специфика французского колониализма в регионе Северной Африки и Ближнего Востока 37
2.1 Становление колониальной политики Франции в регионе Северной
Африки и Ближнего Востока 37
2.2 Специфика французского администрирования колоний и подмандатных
территорий в регионе в XIX-первой половине XX вв 45
Глава 3. Особенности культурной политики Франции 54
3.1 Культурная политика Франции в отношении Алжира, Туниса,
Марокко 54
3.2 Культурная политика Франции в отношении Сирии, Ливана 79
Заключение 90
Список источников и литературы
Исследуя вопрос «культурной дипломатии» Франции по отношению к своим бывшим колониям в Северной Африке и на Ближнем Востоке, важно изучить само понятие «культурная дипломатия» и рассмотреть особенности французской концепции и в историческом контексте, и в XXI веке.
Актуальность исследования «культурной дипломатии» Франции к своим бывшим колониям Северной Африки и Ближнего Востока, а именно Алжир, Тунис, Марокко, Сирия и Ливан, определяется текущей геополитической ситуацией и их политической нестабильностью. Более того, значение и роль феномена культурного влияния и использования дипломатии для распространения своей культуры, языка. Несмотря на сложности, связанные с революционными течениями и гражданскими войнами в этих государствах, их колониальное прошлое, роль французской языка и Франции в целом остаются одними из движущих силой политики и укрепляют свои тесные связи и основу влияния в данных регионах. Оценка эффективности «культурной дипломатии», проводимой Францией, позволяет выявить проблемы и особенности в осуществлении культурной концепции.
Степень научной разработанности темы. «Культурная дипломатия» Франции являлась предметом многих российских и зарубежных исследований. Тем не менее, вопрос о внешней культурной политике Франции в отношении своих бывших колоний на Ближнем Востоке и в Северной Африке пока не получил достаточного освещения. Из исследования этой категории следует отметить ряд российских работ, затрагивающих внешнюю политику Французской Республики и ее культурное влияние, а именно: Кузнецов А.В., Рубинский Ю.И., Трофимова О.Е., Власов Г.Н. и другие.
В зарубежной историографии следует выделить ряд работ, представляющих интерес в контексте изучаемой проблематики. Значительный вклад в изучение колониальной истории и внешней политики Французской Республики внесли такие франковеды, как Жак Тоби, Мартин Эванс, Доминик Моиси. Эти ученые рассматривают проблемы и достижения внешней политики Франции, в частности анализ культурной внешней политики в отношении арабского и африканского мира. Также этот вопрос рассматривается в отдельных номерах журналов “Revue internationale et strategique”, “ The Economist” и “Le Monde”. Французские исследователи отмечают некоторые особенности французского подхода к «культурной дипломатии», выделяя, таким образом, особенно роль языка и государства.
В качестве объекта исследования в работе выступает культурная политика Франция.
Предметом исследовательского интереса является «культурная политика» Франции в отношении ее бывших колоний в Северной Африке и на Ближнем Востоке.
Цель работы заключается в исследовании «культурной политики» Франции в отношении бывших колоний в Северной Африке и Ближнем Востоке.
Для достижения данной цели автором были выделены следующие задачи:
• Определить понимание, сущность и роль культурной политики в международных отношениях;
• Выявить исторические особенности колониальной политики Франции XIX-XX веков;
• Изучить особенности культурной политики Франции в отношении Туниса, Марокко, Алжира, Сирия и Ливана.
Теоретико-методологической основой работы служат принципы научной объективности и историзма, а также цивилизационный подход.
Историко-проблемная постановка вопроса подразумевает комплексный анализ официального и неофициального направлений реализации внешней культурной политики Франции, обеспечивает возможность проследить наличие взаимосвязи и отличий между ними, изучить процесс их развития, выявить качественные изменения в тесной связи с конкретными условиями рассматриваемого периода.
Кроме того, при написании работы были использованы общенаучные методы: структурно-функциональный, компаративный, логический, системный, нормативный и др.
В ходе исследования были проанализированы и изучены становление колониальной политики Франции, особенности ее «культурной дипломатии», а также основные характеристики реформирования внешнеполитических институтов Франции за последние десятилетия.
Географические рамки исследования охватывают Алжир, Марокко, Тунис в Северной Африке, и Сирию и Ливан на Ближнем Востоке. Выбор данных географических рамок обусловлен значимостью и существенными преимуществами перед другими: географическое расположение и народы, населяющие эти страны, наиболее быстро адаптируемые и пригодные для колонизации французами, и, вдобавок, они близки к Франции. Вот почему на протяжении последних веков Франция до сих пор оказывает существенное влияние, культурное, экономическое и политическое на уже независимые государства. Более того, геополитическим преимуществом этих владений является их территориальная целостность, а также, такие транснациональные проекты, как транссахарская железная дорога, простираемая от центра и севера Африки к Ближнему Востоку.
Хронологические рамки исследования обусловлены необходимостью комплексного рассмотрения истории внешней культурной политики Франции в отношении своих бывших колоний с раннего этапа и охватывают в этой связи периоды колониальной кампаний Франции с 1830 года, проникновение Франции в Магриб и захват Алжира, по 2017 год, когда, ознаменовав приход к власти Эммануэля Макрона, стали происходить первые изменения во внешней политике по отношению к этим государствам.
Для более углубленного изучения данной проблематики автор оставляет за собой право расширить хронологические рамки исследования с целью изучения исторического контекста реализации «культурной дипломатии» Франции.
Источниковая база исследования. Данная работа исследуется на широкой источниковой базе на английском и французском языках. Использованные источники можно условно разделить на несколько групп: нормативно-законодательные, делопроизводственные и публицистические источники, а также статистические материалы.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
• Проведены первые в российской историографии комплексное исследование и анализ «культурной дипломатии» Франции в отношении своих бывших колоний Северной Африки и Ближнего Востока;
• Изучен широкий комплекс источников на французском и английском языках - межгосударственные, межправительственные и межведомственные соглашения, публицистические материалы, что позволило всесторонне и глубоко исследовать основы развития «культурной дипломатии» Франции в отношении Алжира, Туниса, Марокко, Сирии и Ливана;
• Исследуемы политические преобразования Министерства иностранных дел Франции в контексте осуществления «культурной дипломатии»;
• Предпринята попытка преодолеть узость подхода многих исследований, в которых делается упор исключительно на каком-либо одном аспекте культурной внешней политики в ущерб другим.
Автор отмечает, что в российской историографии исследования, всесторонне и глубоко раскрывающие «культурную дипломатию» Франции в отношении бывших колоний Северной Африки и Ближнего Востока пока отсутствуют. Проведенный историографический обзор свидетельствует о том, что исследуемая в работе проблематика, изучена недостаточно, выявлены многочисленные лакуны, что обуславливает потребности их заполнения.
Практическая значимость работы. Поскольку страны Магриба (Алжир, Тунис, Марокко) и Ближнего Востока (Ливан, Сирия) занимают важное место во внешней политики Франции, а также являются зоной жизненно важных интересов для многих государств, результаты данного исследования могут иметь прикладной характер и быть полезны в научно-экспертной деятельности, в частности материалы работы могут применяться для дальнейшей научной разработки широкого круга вопросов, связанных с французской «культурной дипломатией», историей культуры Франции. Также результаты исследования могут быть востребованы в учебном процессе для подготовки лекций или создания спецкурсов по реализации концепции «культурной дипломатии», общественной дипломатии и «мягкой силе» Франции.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения списка использованных источников и литературы.
Актуальность исследования «культурной дипломатии» Франции к своим бывшим колониям Северной Африки и Ближнего Востока, а именно Алжир, Тунис, Марокко, Сирия и Ливан, определяется текущей геополитической ситуацией и их политической нестабильностью. Более того, значение и роль феномена культурного влияния и использования дипломатии для распространения своей культуры, языка. Несмотря на сложности, связанные с революционными течениями и гражданскими войнами в этих государствах, их колониальное прошлое, роль французской языка и Франции в целом остаются одними из движущих силой политики и укрепляют свои тесные связи и основу влияния в данных регионах. Оценка эффективности «культурной дипломатии», проводимой Францией, позволяет выявить проблемы и особенности в осуществлении культурной концепции.
Степень научной разработанности темы. «Культурная дипломатия» Франции являлась предметом многих российских и зарубежных исследований. Тем не менее, вопрос о внешней культурной политике Франции в отношении своих бывших колоний на Ближнем Востоке и в Северной Африке пока не получил достаточного освещения. Из исследования этой категории следует отметить ряд российских работ, затрагивающих внешнюю политику Французской Республики и ее культурное влияние, а именно: Кузнецов А.В., Рубинский Ю.И., Трофимова О.Е., Власов Г.Н. и другие.
В зарубежной историографии следует выделить ряд работ, представляющих интерес в контексте изучаемой проблематики. Значительный вклад в изучение колониальной истории и внешней политики Французской Республики внесли такие франковеды, как Жак Тоби, Мартин Эванс, Доминик Моиси. Эти ученые рассматривают проблемы и достижения внешней политики Франции, в частности анализ культурной внешней политики в отношении арабского и африканского мира. Также этот вопрос рассматривается в отдельных номерах журналов “Revue internationale et strategique”, “ The Economist” и “Le Monde”. Французские исследователи отмечают некоторые особенности французского подхода к «культурной дипломатии», выделяя, таким образом, особенно роль языка и государства.
В качестве объекта исследования в работе выступает культурная политика Франция.
Предметом исследовательского интереса является «культурная политика» Франции в отношении ее бывших колоний в Северной Африке и на Ближнем Востоке.
Цель работы заключается в исследовании «культурной политики» Франции в отношении бывших колоний в Северной Африке и Ближнем Востоке.
Для достижения данной цели автором были выделены следующие задачи:
• Определить понимание, сущность и роль культурной политики в международных отношениях;
• Выявить исторические особенности колониальной политики Франции XIX-XX веков;
• Изучить особенности культурной политики Франции в отношении Туниса, Марокко, Алжира, Сирия и Ливана.
Теоретико-методологической основой работы служат принципы научной объективности и историзма, а также цивилизационный подход.
Историко-проблемная постановка вопроса подразумевает комплексный анализ официального и неофициального направлений реализации внешней культурной политики Франции, обеспечивает возможность проследить наличие взаимосвязи и отличий между ними, изучить процесс их развития, выявить качественные изменения в тесной связи с конкретными условиями рассматриваемого периода.
Кроме того, при написании работы были использованы общенаучные методы: структурно-функциональный, компаративный, логический, системный, нормативный и др.
В ходе исследования были проанализированы и изучены становление колониальной политики Франции, особенности ее «культурной дипломатии», а также основные характеристики реформирования внешнеполитических институтов Франции за последние десятилетия.
Географические рамки исследования охватывают Алжир, Марокко, Тунис в Северной Африке, и Сирию и Ливан на Ближнем Востоке. Выбор данных географических рамок обусловлен значимостью и существенными преимуществами перед другими: географическое расположение и народы, населяющие эти страны, наиболее быстро адаптируемые и пригодные для колонизации французами, и, вдобавок, они близки к Франции. Вот почему на протяжении последних веков Франция до сих пор оказывает существенное влияние, культурное, экономическое и политическое на уже независимые государства. Более того, геополитическим преимуществом этих владений является их территориальная целостность, а также, такие транснациональные проекты, как транссахарская железная дорога, простираемая от центра и севера Африки к Ближнему Востоку.
Хронологические рамки исследования обусловлены необходимостью комплексного рассмотрения истории внешней культурной политики Франции в отношении своих бывших колоний с раннего этапа и охватывают в этой связи периоды колониальной кампаний Франции с 1830 года, проникновение Франции в Магриб и захват Алжира, по 2017 год, когда, ознаменовав приход к власти Эммануэля Макрона, стали происходить первые изменения во внешней политике по отношению к этим государствам.
Для более углубленного изучения данной проблематики автор оставляет за собой право расширить хронологические рамки исследования с целью изучения исторического контекста реализации «культурной дипломатии» Франции.
Источниковая база исследования. Данная работа исследуется на широкой источниковой базе на английском и французском языках. Использованные источники можно условно разделить на несколько групп: нормативно-законодательные, делопроизводственные и публицистические источники, а также статистические материалы.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
• Проведены первые в российской историографии комплексное исследование и анализ «культурной дипломатии» Франции в отношении своих бывших колоний Северной Африки и Ближнего Востока;
• Изучен широкий комплекс источников на французском и английском языках - межгосударственные, межправительственные и межведомственные соглашения, публицистические материалы, что позволило всесторонне и глубоко исследовать основы развития «культурной дипломатии» Франции в отношении Алжира, Туниса, Марокко, Сирии и Ливана;
• Исследуемы политические преобразования Министерства иностранных дел Франции в контексте осуществления «культурной дипломатии»;
• Предпринята попытка преодолеть узость подхода многих исследований, в которых делается упор исключительно на каком-либо одном аспекте культурной внешней политики в ущерб другим.
Автор отмечает, что в российской историографии исследования, всесторонне и глубоко раскрывающие «культурную дипломатию» Франции в отношении бывших колоний Северной Африки и Ближнего Востока пока отсутствуют. Проведенный историографический обзор свидетельствует о том, что исследуемая в работе проблематика, изучена недостаточно, выявлены многочисленные лакуны, что обуславливает потребности их заполнения.
Практическая значимость работы. Поскольку страны Магриба (Алжир, Тунис, Марокко) и Ближнего Востока (Ливан, Сирия) занимают важное место во внешней политики Франции, а также являются зоной жизненно важных интересов для многих государств, результаты данного исследования могут иметь прикладной характер и быть полезны в научно-экспертной деятельности, в частности материалы работы могут применяться для дальнейшей научной разработки широкого круга вопросов, связанных с французской «культурной дипломатией», историей культуры Франции. Также результаты исследования могут быть востребованы в учебном процессе для подготовки лекций или создания спецкурсов по реализации концепции «культурной дипломатии», общественной дипломатии и «мягкой силе» Франции.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения списка использованных источников и литературы.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы. «Культурная дипломатия» является важной частью современных международных отношений и, в том числе, для Франции, которая стремится использовать ее в своих внешнеполитических стратегиях. После рассмотрения теоретического материала по данной тематике установлено, что «культурная дипломатия» есть продвижение национальных интересов с помощью социального, культурного и языкового сотрудничества. Она применяется в качества средства для установления и укрепления позитивного имиджа и распространения влияния на международной арене с помощью литературы, языка, искусства и так далее. В свою очередь, «культурная дипломатия» выступает в роли инструмента реализации данной концепции и нацелена на взаимный обмен традициями, идеями, ценностями и информацией между странами и народами, а также на продвижение национальных интересов государства в сфере культурной политики. На практике «культурная дипломатия» включает в себя различные виды деятельности, которые зависят от приоритетов и интересов государства, культурных ценностей, идеологии, ресурсов, доступных для культурной деятельности и т.д.
Данная работа позволяет сделать вывод о том, что «культурная дипломатия» означает использование культуры для подмены традиционных внешнеполитических целей - географии, власти, безопасности, политики и экономики - и также использование культуры для поддержки легитимности. Автор пришел к заключению, что культура не является основным агентом в процессе внешней политики, а скорее ее фундаментом, который усиливает, противоречит или объясняет ее содержание. Культура в контексте «культурной дипломатии» не является самоцелью, равно как и международный диалог.
Действительно, государственный сектор находится в основном под патронажем и контролем различных министерств, однако важно отметить, что роль частного сектора и формирующегося гражданского общества также не следует упускать из виду.
Что касается Французской Республики, то на протяжении уже 300 столетий стратегия «культурной дипломатии» является эффективным механизмом развития сотрудничества с разными странами в области культуры, в большей степени со своими бывшими колониями. Ярким примером тому служит создание международной организации сотрудничества франкоязычных стран мира Франкофонии, которая объединяет 58 государств. Популяризация французского языка, литературы, образа и стиля образа жизни французов, кулинарии, укрепление восприятия государства другими акторами международных отношений являются основными целями «культурной дипломатии» Франции.
Перечисленные направления реализуются и координируются как в рамках МИД Франции и учрежденных при нем институтов и органов, таких как «Альянс Франсэз», так и Министерства культуры Франции. На сегодняшний день, свыше 220 миллионов человек разговаривают на французском языке. Именно поэтому, Франция всегда использовала весь свой государственный аппарат и ресурсы для представления своей культуры за рубежом. С XII века французская культура имеет особое значение для мира, в особенности с ее влиянием на литературу, философии и течение мысли. Она представляет собой искусство жизни, отмеченное традиционными ценностями, среди которых высоко ценится кулинария и постоянное признание ее высокой моды. Франция также является страной прав человека, государством, приверженным светскому характеру, внешней политикой, которая защищает свое «исключение» и борется за взаимное уважение к культурам, ценностям и традициям.
Через «культурную дипломатию» автор исследовал различный части того, в чем французская культура может рассматриваться как весомое положение по отношению к внешней политике, проводимой французским государством, по своим бывшим колониям. Можно констатировать, что официальная линия, предоставленная французским государством, существенно влияет на художественное творчество, языковое обучение и определяет ценности и образы Франции и французов за рубежом. Где-то даже можно предположить, что государственная политика в области культуры помогает и отформатировать вышеупомянутые области.
Также стоит отметить такие инструменты «культурной дипломатии» Франции, которые эффективно используются со второй половины XIX века, как образовательные программы для школьного обучения и высших учебных заведений. Осуществляются научные и академические обмены, способствующие продвижению национального языка и культуры и развитию отношений с другими государствами путем предоставления стипендий иностранных студентам. Так, говоря об Алжире, Тунисе и Марокко, как о бывших колониях, то граждане этих стран имеют привилегированный статус и широкий доступ к французскому образованию, в частности университетам. Например, на 2018 году свыше 40 000 алжирских студентов обучаются во французских университетах. В свою очередь, в Алжире более 10 000 французских работников в сфере образования; в Марокко и Тунисе таких работников около 5 000.
Как было выявлено в ходе работе, активное культурное взаимодействие способствует продвижению экономического сотрудничества с бывшими колониями Северной Африки и Ближнего Востока. Франция является основным экспортером и импортером для Алжира, Туниса, Марокко, Ливии и Сирии.
Несмотря на все перечисленные успехи в области продвижения французской культуры и влияния на бывшие колонии и подмандатные территории, историческая оценка Франции со стороны местного населения далеко не однозначная. Постоянная борьба за независимость, угнетение местного населения, противодействие арабизации со стороны французских властей - все это отложило печать в памяти французского колониализма. Вследствие чего, со времен обретения независимости, новообразованные государства и их правительства балансируют между французской демократией, культурой и языком с одной стороны, и арабизацией с другой. Даже при повсеместном использовании французского языка на общественном и государственном уровнях в Алжире, Тунисе и Марокко, французский язык не считается официальным языком общения в пользу арабского.
Автор отмечает эффект со стороны культурной политики Франции, который является наследием колонизации. В своих различных административных, бюрократических или институциональных режимах арабские государства в значительной степени опираются на западную, а именно французскую модель. Можно выделить две реакции на эту тему: некоторые (Марокко и Тунис) решили сохранить колониальные связи, структуру и историю; другие (Алжир и Сирия) - разрушают эти бывшие структуры в интересах панарабских организаций.
Во всех этих государствах, на «культурную дипломатию» Франции влияют местные общественные стратегии, поскольку они отражают цели государственных органов, которые манипулируют культурой в идеологических целях.
Данная работа позволяет сделать вывод о том, что «культурная дипломатия» означает использование культуры для подмены традиционных внешнеполитических целей - географии, власти, безопасности, политики и экономики - и также использование культуры для поддержки легитимности. Автор пришел к заключению, что культура не является основным агентом в процессе внешней политики, а скорее ее фундаментом, который усиливает, противоречит или объясняет ее содержание. Культура в контексте «культурной дипломатии» не является самоцелью, равно как и международный диалог.
Действительно, государственный сектор находится в основном под патронажем и контролем различных министерств, однако важно отметить, что роль частного сектора и формирующегося гражданского общества также не следует упускать из виду.
Что касается Французской Республики, то на протяжении уже 300 столетий стратегия «культурной дипломатии» является эффективным механизмом развития сотрудничества с разными странами в области культуры, в большей степени со своими бывшими колониями. Ярким примером тому служит создание международной организации сотрудничества франкоязычных стран мира Франкофонии, которая объединяет 58 государств. Популяризация французского языка, литературы, образа и стиля образа жизни французов, кулинарии, укрепление восприятия государства другими акторами международных отношений являются основными целями «культурной дипломатии» Франции.
Перечисленные направления реализуются и координируются как в рамках МИД Франции и учрежденных при нем институтов и органов, таких как «Альянс Франсэз», так и Министерства культуры Франции. На сегодняшний день, свыше 220 миллионов человек разговаривают на французском языке. Именно поэтому, Франция всегда использовала весь свой государственный аппарат и ресурсы для представления своей культуры за рубежом. С XII века французская культура имеет особое значение для мира, в особенности с ее влиянием на литературу, философии и течение мысли. Она представляет собой искусство жизни, отмеченное традиционными ценностями, среди которых высоко ценится кулинария и постоянное признание ее высокой моды. Франция также является страной прав человека, государством, приверженным светскому характеру, внешней политикой, которая защищает свое «исключение» и борется за взаимное уважение к культурам, ценностям и традициям.
Через «культурную дипломатию» автор исследовал различный части того, в чем французская культура может рассматриваться как весомое положение по отношению к внешней политике, проводимой французским государством, по своим бывшим колониям. Можно констатировать, что официальная линия, предоставленная французским государством, существенно влияет на художественное творчество, языковое обучение и определяет ценности и образы Франции и французов за рубежом. Где-то даже можно предположить, что государственная политика в области культуры помогает и отформатировать вышеупомянутые области.
Также стоит отметить такие инструменты «культурной дипломатии» Франции, которые эффективно используются со второй половины XIX века, как образовательные программы для школьного обучения и высших учебных заведений. Осуществляются научные и академические обмены, способствующие продвижению национального языка и культуры и развитию отношений с другими государствами путем предоставления стипендий иностранных студентам. Так, говоря об Алжире, Тунисе и Марокко, как о бывших колониях, то граждане этих стран имеют привилегированный статус и широкий доступ к французскому образованию, в частности университетам. Например, на 2018 году свыше 40 000 алжирских студентов обучаются во французских университетах. В свою очередь, в Алжире более 10 000 французских работников в сфере образования; в Марокко и Тунисе таких работников около 5 000.
Как было выявлено в ходе работе, активное культурное взаимодействие способствует продвижению экономического сотрудничества с бывшими колониями Северной Африки и Ближнего Востока. Франция является основным экспортером и импортером для Алжира, Туниса, Марокко, Ливии и Сирии.
Несмотря на все перечисленные успехи в области продвижения французской культуры и влияния на бывшие колонии и подмандатные территории, историческая оценка Франции со стороны местного населения далеко не однозначная. Постоянная борьба за независимость, угнетение местного населения, противодействие арабизации со стороны французских властей - все это отложило печать в памяти французского колониализма. Вследствие чего, со времен обретения независимости, новообразованные государства и их правительства балансируют между французской демократией, культурой и языком с одной стороны, и арабизацией с другой. Даже при повсеместном использовании французского языка на общественном и государственном уровнях в Алжире, Тунисе и Марокко, французский язык не считается официальным языком общения в пользу арабского.
Автор отмечает эффект со стороны культурной политики Франции, который является наследием колонизации. В своих различных административных, бюрократических или институциональных режимах арабские государства в значительной степени опираются на западную, а именно французскую модель. Можно выделить две реакции на эту тему: некоторые (Марокко и Тунис) решили сохранить колониальные связи, структуру и историю; другие (Алжир и Сирия) - разрушают эти бывшие структуры в интересах панарабских организаций.
Во всех этих государствах, на «культурную дипломатию» Франции влияют местные общественные стратегии, поскольку они отражают цели государственных органов, которые манипулируют культурой в идеологических целях.
Подобные работы
- Проблемы межкультурного диалога Франции и её бывших колоний на современном этапе
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2020 - Геополитические и экономические интересы Франции в странах Магриба на современном этапе
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2019 - ПОЛИТИКА ФРАНЦИИ В ЗАПАДНОАФРИКАНСКОМ РЕГИОНЕ 1950-Е ГГ. - СОВРЕМЕННОСТЬ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2018 - Эволюция внешней политики Франции в постбиполярный период
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Влияние колониальной политики Франции на угрозу терроризма в современных международных отношениях
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2017 - Внешняя политика Марокко при короле Мухаммеде VI
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2021



