Введение 3
Глава I. Онейрокритика 10
1. Понятие Ouetpoj в античности 10
2. Классификация сновидений в античности 14
Глава II. Некромантия 20
1. Понятие некромантии. Традиционный обряд эвокации 20
2. Оракул мертвых на Ахеронте 26
3.Оракул Трофония в Лебадии 30
Глава III. Оракулы знаков. Додонский оракул 35
1. Додонский оракул: история и способы прорицания 35
2. Культ додонского Зевса и Дионы 46
3. Додонская медь 50
Заключение 56
Библиография 59
Приложение
Актуальность исследования. Религия древних греков поистине уникальный феномен древнего мира. Она особенна тем, что свободна от жестких рамок и регламентаций, что видно при сопоставлении с другими религиями, в частности с христианством. Греческая религия не определяла поведение человека, но учила его общению с богами, что было связано с особым восприятием мира эллинами, с сознанием божественности и одухотворенности окружающей их среды. Мантика (ццутгкр) в этом смысле играет важную роль, поскольку древние греки прибегали к помощи оракулов для того, чтобы определить волю божества относительно какого-либо намерения, а потом уже для узнавания будущего. Поэтому мантика оказывала весьма значительное влияние на частную и общественную жизнь древних греков. Изучение греческой мантики выступает важной частью темы «места религии в жизни человека», которая относится к числу самых востребованных современным обществом проблем.
Объектом исследования выступают религиозные представления и сакральные практики древних греков.
Предметом исследования являются три сферы греческой мантики - онейрокритика, некромантия и оракулы знаков, в представлении античной традиции, которая передает нам как существовавшие взгляды на искусство порицания, так и описание различных видов и способов гадания и связанных с ними обрядов.
Цель работы - изучение греческой мантики (онейрокритики, некромантии, оракулов знаков) по свидетельствам античной традиции во всем многообразии ее видов и способов, в ее практическом воплощении в обрядах, а также ее роль в жизни древних греков. Основными задачами исследования являются:
• рассмотреть представления античных писателей о онейрокритике и различное отношение к ней в античной традиции;
• исследовать особенности греческой некромантии на примере оракула мертвых на Ахеронте и оракула Трофония;
• проследить историю развития прорицалища Зевса в Додоне, и выяснить его место среди прочих оракулов.
• изучить особенности прорицания в Додонском святилище.
Хронологические рамки охватывают период истории архаической и классической Греции (VII-IV века до н.э.). Особенно значимым и интересным для изучения мантики является период архаики, так как именно в это время происходит становление греческих оракулов, поэтому особенное внимание будет уделяться прорицалищам в этот период. Также следует сказать, что при разборе некоторых сюжетов мы будет выходить за указанные хронологические рамки, для того чтобы создать наиболее полное представление о рассматриваемом вопросе.
Источниковая база исследования. Всю источниковую базу можно разделить на три группы соответственно трем главам работы, но о произведениях «Илиада» и «Одиссея» Гомера можно говорить, что они являются основополагающими и при рассмотрении онейрокритики, и некромантии, и знаковой мантики. Их создатель, легендарный древнегреческий поэт, живший в VIII в. до н.э., смог в художественной форме выразить мифологические представления древних греков, а также описать современные ему обряды и ритуалы.
Также, для изучения греческой мантики важны работы римского оратора, политика, писателя и философа Марка Туллия Цицерона (I в. до н.э.). В первую очередь, следует выделить специально посвященный искусству прорицания трактат «О дивинации», который посвящен не только римскому искусству прорицания, но и различным подробностям греческой религиозной практики.
При рассмотрении онейрокритики важным источником является произведение «О прорицании во сне» Аристотеля (IV в. до н.э.), в котором автор рассуждает о «божественности» сновидений и их причинах. Не менее значимым при рассмотрении данной темы является труд «Онейрокритика» Артемидора Далдианского. Несмотря на то, что автор жил уже во II в. н.э., его произведение является важным источником, поскольку Артемидор при создании своего «сонника» опирался на исследования своих предшественников. Также следует упомянуть труд «Комментарий на сон Сципиона» Макробия (V в. до н.э.), в котором автор дает подробную классификацию сновидений.
Одним из основных источников при рассмотрении некромантической традиции в древней Греции является произведение «Менипп или путешествие в подземное царство» Лукиана (II в. н.э), в котором автор подробно описывает действия, предваряющие акт некромантии. «Описание Эллады» Павсания также является важным источником, поскольку в нём автор, живший во II в. н.э., на основании большого количества собранного им материала и собственных впечатлений дал подробное описание процедуры прорицания в оракуле Трофония.
Что касается истории додонского оракула, то стоит отметить труд древнегреческого историка Геродота, жившего в V в. до н.э. Автор «Истории» подробно излагает предания, связанные с основанием додонского прорицалища, основываясь на собранной лично информации. Столь же значимую роль для изучения оракула знаков в Додоне играет «География» Страбона (I в. до н.э. - I в. н.э.) в 17 книгах. Автор приводит различные версии основания прорицалища, а также относительно того, как правильно толковать именование жриц и жрецов в Додоне.
Историография проблемы. Тема мантики как неотъемлемая часть религиозной жизни древней Греции нашла отражение в трудах как отечественных, так и зарубежных исследователей. Среди трудов отечественных историков, безусловно, стоит выделить работу, которая является актуальной и сегодня, «О поклонении Зевсу в древней Греции» П.М.Леонтьева (1822—1874). В данной работе автор уделяет большое внимание поклонению Додонскому Зевсу, а также его прорицалищу в Додоне. Конечно же, при изучении данной темы труд В.В.Латышева (1855¬1921) «Очерк греческих древностей» незаменим, поскольку, являясь великим историком, эпиграфистом и филологом-классиком, он всесторонне осветил религиозные понятия древних греков, детально изучив античные источники . Среди работ современных ученых хотелось бы выделить труды двух исследовательниц - «Онейрокритика в античности и в средние века» М.С.Петровой и «Возникновение науки о снах и сновидениях в древней Греции» М.А.Солоповой, в которых тема онейрологии рассматривается с различных сторон. Также, хотелось бы отметить современного исследователя С.С.Казарова, занимающегося не только политической историей древнего Эпира, но и религиозной.
Активный интерес к данной теме проявляют и зарубежные исследователи. Французский историк О.Буше-Леклерк (1842-1923) посвятил свой труд истории гадания в античности, рассмотрев различные виды и исторические формы прорицания у древних греков . Профессор кембриджского университета А.Б.Кук (1868-1952), известный по циклу работ о природе культа Зевса, исследовал различные формы культа Громовержца и их трансформации . Британский филолог и историк Э.Р.Доддс (1893-1979), используя методы культурной антропологии и элементы психоанализа Фрейда, обратился к теме онейрокритики в понимании древних греков. Профессор же Тринити колледжа Г.В.Парк (1903-1986) подробно рассматривал проблемы, касающиеся деятельности додонского оракула, оценивая свидетельства античных авторов. Безусловно, надо отметить труд греческого археолога С.И.Дакариса, проводившего раскопки на территории оракула мертвых на Ахеронте в 60-70-х годах, без которого изучение истории данного некромантического прорицалища было бы невозможным. Также следует отметить работу современного ученого Д.Огдена, который акцентировал внимание на эволюции некромантических обрядов.
Методология работы. В основу работы положены общенаучные принципы объективности, системности и историзма. Помимо них используются также диалектический, сравнительный, филологический методы. Диалектический метод применяется для анализа развития взглядов на онейрокритику в античности с течением времени. Проблемно-хронологический - важен при анализе методов прорицания и изучения трансформации жречества в Додонском святилище. Сравнительный метод применяется для выявления общих и особенных черт в деятельности некромантических оракулов. Системно-структурный - направлен на унификацию и систематизацию выявленного материала по тематическим блокам. Филологический анализ используется при исследовании различных видов мантики и их обозначений в языке.
Научная новизна. В данной работе на основании доступных источников и достижений антиковедения впервые в отечественной историографии комплексно рассматриваются неэкстатические виды мантики.
Теоретическая значимость работы. Выводы и содержание исследования способствуют обогащению теоретических представлений о религии и ее роли в частной и общественной жизни древней Греции, а также изучению проблемы «религия и человек в древней Греции».
Практическая значимость. Выводы работы могут быть использованы для дальнейшего изучения особенностей религиозной жизни древней Греции, истории гаданий в античную эпоху, составления справочных пособий и материалов по античной религии.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. В древней Греции было развитое представление о сфере сновидений, в частности о вещих снах. Этому является свидетельством и сам греческий язык, и различные детально разработанные классификации сновидений, создаваемые античными авторами. Изучение онейрокритики древними осуществлялось посредством двух противоположных методов - доверительного и критического, первый из которых получил большее распространение за счет народной поддержки.
2. Некромантия не получила большого распространения в древней Греции, по сравнению с восточными практиками. Тем не менее, на территории Эллады существовали подобные оракулы, среди которых самым известным было прорицалище мертвых на Ахеронте, вызывающее ужас древних. Святилище Трофония же является своеобразным оракулом, поскольку его можно рассматривать на «границе» онейромантии и некромантии.
3. Наиболее полно знаковая мантика проявилась в оракуле Зевса в Додоне. История данного прорицалища уходит корнями в догреческую эпоху, что сказалось и на культе додонского Зевса, который являлся покровителем водной стихии в Эпире, а обитал в священном дубе. Данное святилище считалось древнейшим оракулом на территории Эллады и являлось самым почитаемым в героическую эпоху, но со временем уступило свое лидирующее положение Дельфийскому оракулу, уйдя на второй план.
Структура работы. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения. Во введении обосновывается актуальность темы, определяются объект и предмет исследования, хронологические рамки, формулируются цели и задачи, практическая и теоретическая значимость, структура работы. В первой главе рассматриваются различные позиции античных авторов в отношении онейрокритики. Во второй главе разбираются основные методы вопрошения мертвых в древней Греции, на примере оракула мертвых на Ахеронте и оракула Трофония. В третьей главе исследуются особенности прорицания и символики Додонского оракула. В заключении сформулированы основные выводы и наблюдения в отношении рассматриваемой проблемы.
Мантика как неотъемлемая часть древнегреческой религии и культуры занимала далеко не последнее место в жизни эллинов. Она оказывала влияние на принятие важных решений, как в повседневной жизни обычного грека, так и во время межгосударственных конфликтов. Мантика носила полифункциональный характер и объединяла в себе целый комплекс пространственно-символических представлений древних греков.
Онейромантия была популярным видом гадания в древней Греции. Уже в произведениях Г омера мы находим образ вещего сновидения, а Г есиод облекает его в форму божества с хтоническим происхождением. При этом важно отметить, что отношение к данному виду мантики нельзя назвать однозначным. Такие представители интеллектуальной элиты как Аристотель, Феофраст и автор сочинения «О диете» относились с явным скептицизмом к сновидению как «ретранслятору божьей воли», основываясь на рациональных умозаключениях. Тем не менее, большинство людей и ученых того времени относились с доверием к увиденному во снах, считая это зашифрованным посланием богов. В первую очередь об этом свидетельствуют многочисленные упоминания о толкователях сновидений различного уровня, а также так называемые «сонники», среди которых сохранился полностью до нашего времени только труд Артемидора Далдианского. Именно произведение этого автора, вобравшее в себя многие несохранившееся источники, содержавшие весьма ценную информацию, является свидетельством развитости представлений о сноведениях в античном мире, и онейрокритики в целом.
Некромантия же, хотя и имела определенные связи с онейромантией, была гаданием совершенно иного типа. Прежде всего, следует понимать, что данный способ прорицания являлся весьма специфическим, и греки к нему прибегали в исключительных случаях, когда другие виды мантики были уже бессильны. Одним из самых известных оракулов подобного типа являлся оракул мертвых на реке Ахеронт, где, по мнению древних, находился вход в подземное царство. Следует сказать, что данный оракул играл важную роль в формировании некромантических ритуалов, главным свидетельством чего является описанный Гомером обряд вызова мертвых, основанный на традициях оракула мертвых на Ахеронте. Несмотря на это, практически отсутствуют сведения по истории данного оракула, поэтому процедуру прорицания в историческое время восстанавливают на основе археологических данных, полученных при раскопках С.Дакариса. Иного вида был оракул Трофония, который является наилучшим примером неразрывной связи онейрокритики и некромантии. И хотя традиционно его относят к числу сновиденческих прорицалищ, данный оракул можно рассматривать и в рамках некромантии, поскольку обряд, предшествующий спуску в пещеру, обладал рядом характерных черт, присущих некромантическому гаданию.
Наилучшим примером знаковой мантики являлся Додонский оракул. Прежде всего, надо сказать, что оракул Зевса в Додоне, безусловно, играл важную роль на определенном этапе развития древнегреческого общества. В первую очередь об этом свидетельствуют гомеровские поэмы, к моменту написания которых данное прорицалище уже имели значительный авторитет и предысторию, которая казалась античным авторам уже тогда весьма загадочной и неясной. В последующем это непонимание проявилось в объяснении особого образа жизни жрецов додонского оракула, который трактовали как варварскую особенность. Современные ученые же видят в этом большее, чем просто свидетельство низкого уровня развития, а именно непрерывную связь с матерью Землей, которая вырастила священное дерево Зевса. При этом важно отметить, что Зевс и Диона (олицетворение Геи) выступают в древнем Эпире как две части одного целого, так как он взамен питает ее дождями, с чем и связан его эпитет vatog.
Таким образом, в рамках данной работы на основе значительного количества источников и исследований мы рассмотрели основные аспекты онейрокритики, некромантии и знаковой мантики, охарактеризовали и выявили особенности каждого вида мантики.
1. Аристофан. Кокал // Аристофан. Комедии. Фрагменты / Пер. А.И.Пиотровского, изд. подг. В.Н.Ярхо, отв. ред М.Л.Гаспаров. М.: «Ладомир», «Наука», 2008. С. 868.
2. Аристотель. Метеорологика / Пер. Н.В.Брагинской // Аристотель. Сочинения в четырех томах / Пер. под ред. А.И.Доватура, вступ. ст. И. Д.Рожанского. Т.3. М.: Мысль, 1983. С. 441-558.
3. Аристотель. О прорицании во сне / Пер. М.А.Солоповой // Интеллектуальные традиции Античности и Средних веков / Сост. и отв. ред. М.С.Петрова. Т. 1. М.: «Кругъ», 2010. С. 169-175.
4. Артемидор. Онейрокритика / Пер. М.Л.Гаспарова, И.А.Левинской и др., сост. Р.В.Грищенкова. СПб.: «Кристалл», 1999. 448 с.
5. Вергилий. Энеида / Пер. С.А.Ошерова // Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида / Вступ. ст. С.В.Шервинского. М.: Художественная литература, 1979. С. 123-347.
6. Гомер. Илиада / Пер. Н.И.Гнедича, изд. подг. А.И.Зайцев. Л.: «Наука», 1990. 574 с.
7. Гомер. Одиссея / Пер. В.В.Вересаева под ред. И.И.Толстого. М.: Гослитиздат, 1953. 322 с.
8. Гомеровские гимны / Пер. В.В.Вересаева // Эллинские поэты VIII—III вв. до н. э. Эпос, элегия, ямбы, мелика / Отв. ред. М.Л.Гаспаров. М.: «Ладомир», 1999. С. 125-177.
9. Гесиод. Каталог женщин / Пер. О.П.Цыбенко // Гесиод. Полное собрание текстов / Вступ. ст. В.Н.Ярхо. М.: «Лабиринт», 2001. С. 91-94.
10. Гесиод. Теогония / Пер. В.В.Вересаева // Гесиод. Полное собрание текстов / Вступ. ст. В.Н.Ярхо. М.: «Лабиринт», 2001. С. 20-51.
11. Геродот. История в девяти книгах / Пер. Г.А.Стратановского, под общ. ред. С.Л.Утченко. Л.: «Наука», 1972. 600 с.
12. Еврипид. Эфигения в Тавриде / Пер. И.Ф.Анненского // Еврипид. Трагедии в двух томах / Отв. ред. М.Л.Гаспаров. Т. 1. М.: «Ладомир», «Наука», 1999. С. 496-563.
13. Лукиан. Менипп, или Путешествие в подземное царство / Пер. С.С.Лукьянова // Лукиан. Сочинения / Под общ. ред. А.И.Зайцева. Т. 1. СПб.: «Алетейя», 2001. С. 323-332.
14. Макробий Феодосий. Комментарий на сон Сципиона / Пер.
М.С.Петровой // Интеллектуальные традиции Античности и Средних веков / Сост. и отв. ред. М.С.Петрова. Т. 1. М.: «Кругъ», 2010. С. 229¬237.
15. Макробий Феодосий. Сатурналии / Пер. В.Т.Звиревича, под общ. ред. М.С.Петровой. М.: «Кругъ», 2013. 810 с.
16. Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Пер. С.В.Шервинского, вступ. ст. С.А.Ошерова. М.: Художественная литература, 1977. 430 с.
17. Пиндар. Олимпийские песни // Пиндар. Вакхилид. Оды. Фрагменты / Изд. подг. М.Л.Гаспаров, отв. ред. Ф.А.Петровский. М.: «Наука», 1980. С. 3-57.
18. Плиний Старший. Естественная история. Книга XVIII / Пер.
В.М.Кремковой и М.Е.Сергеенко // Катон. Варрон. Колумелла. Плиний. О сельском хозяйстве / Отв. ред. М.И.Бурский. М., Л.: «Сельхозгиз», 1937. С. 231-285.
19. Плиний. Естественная история. Книга II / Пер. Б.А.Старостина // Архив истории науки и техники / Гл. ред. А.В.Бирюков. Вып. 3. М.: «Наука», 2007. С. 287-366.
20. Плутарх. Сравнительные жизнеописания в 2 томах / Пер. С.А.Ошерова, отв. ред. С.С.Аверинцев. Изд. 2-е, доп., испр. Т. 1. Л.: «Наука», 1994.
21. Плутарх. О демоне Сократа / Пер. Я.М.Боровского // Плутарх. Моралии / Вступ. ст. А.Ф.Лосева. М.: «Эксмо-Пресс», 1999. С. 674-711.
22. Плутарх. Римские вопросы / Пер. Н.В.Брагинской // Плутарх. Моралии / Вступ. ст. А.Ф.Лосева. М.: «Эксмо-Пресс», 1999. С. 281-334.
23. Павсаний. Описание Эллады / Пер. С.П.Кондратьева под. ред.
Е.В.Никитюк, отв. ред. Э.Д.Фролов. Т. II. СПб.: «Алетейя», 1996. 564с.
24. Софокл. Трахинянки // Софокл. Трагедии / Пер. С.В.Шервинского, отв.
ред. Ф.А.Петровский. М.: Государственное издательство
художественной литературы, 1958. С. 197-244.
25. Страбон. География в 17 книгах / Пер Г.А.Стратановского, под общ. ред. С.Л.Утченко. Л.: «Наука», 1964. 942 с.
26. Феофраст. Характеры / Пер Г.А.Стратановского, отв. ред.
Я.М.Боровский. Л.: «Наука», 1974. 124 с.
27. Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского / Пер. Е.Г.Рабинович, отв. ред. М.Л.Гаспаров. М.: «Наука», 1985. 328 с.
28. Филострат Старший. Картины // Филострат (Старший и Младший). Картины. Каллистрат. Статуи / Пер. С.П.Кондратьева. М., Л.: «Изогиз», 1936. С. 21-103.
29.Эсхил. Прометей прикованный / Пер. А.И.Пиотровского // Эсхил. Трагедии / Отв. ред. А.И.Балашов. М.: «Наука», 1989. С. 234-268.
30.Эсхил. Персы / Пер. В.И.Иванова // Эсхил. Трагедии / Отв. ред. А.И.Балашов. М.: «Наука», 1989. С. 16-51.
31. Цицерон. О дивинации // Цицерон. Философские трактаты / Пер. М.И.Рижского, отв. ред. Г.Г.Майоров. М.: «Наука», 1985. С. 191-298.
32. Цицерон. Тускуланские беседы / Пер. М.Л.Гаспарова // Цицерон. Избранные сочинения / Вступ. ст. Г.С.Кнабе. М.: Художественная литература, 1975. С. 207-357.
33. Цицерон. О природе богов // Цицерон. Философские трактаты / Пер. М.И.Рижского, отв. ред. Г.Г.Майоров. М.: «Наука», 1985. С. 60-190.
П.Литература
34. Андреев Ю.В. Цена свободы и гармонии. Несколько штрихов к портрету греческой цивилизации. СПб.: «Алетейя», 1998. С. 300.
35. Буркерт В. Греческая религия. Архаика и классика / Пер.
М.Витковской и В.Витковского. СПб.: «Алетейя», 2004. 584 с.
36. Буше-Леклерк О. История гадания в античности. Греческая астрология,
некромантия, орнитомантия / Пер. Ф.Г.Мищенко. Изд. 2-е. М.:
Книжный дом «Либроком», 2012. 424 c.
37. Горохова А.В. Знаковые и экстатические оракулы в Греции, Египте и Хеттском царстве (сравнительная характеристика) // Мнемон, 2006, вып. 5. С 165-172.
38. Доддс Э.Р. Греки и иррациональное / Пер. С. В. Пахомова. СПб.: «Алетейя», 2000. 507 с.
39. Казаров С.С. История царя Пирра Эпирского / Под науч. ред.
М.М.Холода, Ю.Н.Кузьмина. СПб.: Издательство Санкт-
Петербургского университета, 2009. 534 с.
40. Казаров С.С. Зевс NAIOI: попытки интерпретации // Древности, 2013, вып. 12. С. 324-327.
41. Казаров С.С. Додонский оракул в античной исторической традиции VIII-V вв. до н. э. // Запад - Россия - Восток в исторической науке XXI века. Материалы международной конференции в честь 100-летия СГУ / Под ред. Ю.В. Варфоломеева, Л.Н. Черновой. Ч. 2. Саратов, 2010. С. 7¬
10.
42. Казаров С.С. Додонские голуби // Вестник Удмуртского университета, 2015. Т. 25, вып. 4. С. 71-74.
43. Леонтьев П.М. О поклонении Зевсу в древней Греции. М.: Типография московского университета, 1850. 345 с.
44. Латышев В.В. Очерк греческих древностей. Изд. 4. Ч. 2. СПб.: «Алетейя», 1997. 327 с.
45. Любкер Ф. Ахерон // Реальный словарь классических древностей / Пер. В.И.Модестова. Т. 1. М.: «Олма-пресс», 2001. С. 9.
46. Протопопова И.А. Двусмысленность зримого (несколько замечаний о сновидениях в античной Греции) // Русская антропологическая школа: труды. М., 2004. Вып. 2. С. 163-190.
47. Петрова М.С. Онейрокритика в античности и в средние века (на примере Макробия) // Интеллектуальные традиции Античности и Средних веков / Сост. и отв. ред. М.С.Петрова. Т. 1. М., 2010. С. 176¬228.
48. Солопова М.А. Возникновение науки о снах и сновидениях в древней Греции (к публикации трактата Аристотеля «О предсказаниях во сне») // Интеллектуальные традиции Античности и Средних веков / Сост. и отв. ред. М.С.Петрова. Т. 1. М., 2010. С. 156-168.
49. Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь. Исследование магии и религии / Пер. с англ. М.К.Рыклина. Том 1. М.: «ТЕРРА-Книжный клуб», 2001. 528 с.
50. Хэммонд Н. История древней Греции / Пер. Л.А.Игоревского. М.: Центрполиграф, 2003. 703 с.
51. Штаерман Е.М. «Сонник» Артемидора как исторический источник // ВДИ, 1989, № 3. С. 236-251.
52. Blum C. Studies in the Dream-Book of Artemidorus. Uppsala: «Almqvist & Wiksells», 1936. 108 p.
53. Cook A.B. Zeus, Jupiter and the Oak // The classical review, 1903, Vol. 17, №3, P. 174-186.
54. Cook A.B. Zeus: a study in ancient religion. Vol. 1. Cambridge: Cambridge University Press, 1914. 885 p.
55. Campbell D. Greek and roman artillery 399 BC- 363 AD. Oxford: «Osprey Publishing», 2003. 48 p.
56. Clark R. J. Trophonios: the manner of his revelation // Transactions and Proceedings of the American Philological Association, 1968, Vol. 99. P. 63¬
75.
57. Dakaris S.I. The dark palace of Hades // Archaeology, 1962, Vol. 15, № 2. P. 85-93.
58. Eitrem S. The necromancy in the Persai of Aischylos // Symbolae Osloenses, 1928, Vol. 6, № 1. P. 1-16.
59. Funke P. New oracular tablets from Dodona. Edition and historical
commentary // URL:http://www.dfg.de/gepris
60. Kessels A.H.M. Ancient systems of dream-classification // Mnemosyne, 1969. Vol. 22, Fasc. 4. P. 389-424.
61. Nicol D.M. The oracle of Dodona // Greece & Rome, 1958, Vol. 5, № 2. P. 128-143.
62.Ogden D. Greek and roman necromancy. Princeton: Princeton university press, 2001. 313 p.
63. Parke H.W. The oracles of Zeus: Dodona, Olympia, Ammon.
Massachusetts: Harvard university press, 1967. 292 p.
64. Piccinini J. A forgotten votive plaque from Dodona // Zeitschrift fur Papyrologie und Epigraphik, 2013, № 187. S. 69-71.
65. Piccinini J. Beyond Prophecy: the oracular tablets of Dodona as memories of consultation // Incidenza dell’Antico, 2013, Vol. 11. P. 63-76.
66. Piccinini J. Renaissance or decline? The shrine of Dodona in the Hellenistic period // Hellenistic Sanctuaries: Between Greece and Rome / Ed. M.Melfi and O.Bobou. Oxford, 2016. P. 152-169.
67. Wiseman J. Rethinking the "Halls of Hades"// Archaeology, 1962, Vol. 51, № 3. P. 12-18.