Введение 4
1 Теоретические аспекты формирования и использования финансовых ресурсов
бюджетных учреждений 7
1.1 Понятие и социально-экономическая сущность бюджетных учреждений . 7
1.2 Характеристика источников финансирования деятельности бюджетных
учреждений 13
1.3 Основные направления финансирования деятельности бюджетных
учреждений 24
2 Анализ формирования и использования финансовых ресурсов МБДОУ -
детский сад №49 «Родничок» 30
2.1 Формирование доходной части МБДОУ - детский сад №49 «Родничок» 30
2.2 Расходные обязательства МБДОУ - детский сад №49 «Родничок» 41
2.3 Оценка эффективности использования средств на финансирование
деятельности МБДОУ - детский сад №49 «Родничок» 44
Заключение 55
Список использованных источников 57
Приложения
Бюджетные учреждения являются важными субъектами экономики при любой системе хозяйствования и в любой модели государственного устройства. Развитие экономико-социальной сферы характеризуется значительным возрастанием роли бюджетных учреждений.
Сложно представить, что еще в конце XIX века образование было элитарным, а о дошкольном образовании не было и речи. В настоящий же момент дошкольное образование - первая и одна из основных ступеней в системе образования. Дошкольное образование формирует общую культуру, развивает интеллектуальные, физические и личностные качества, готовит к дальнейшей учебной деятельности, содействует коррекции недостатков в физическом и психическом развитии воспитанников.
Финансовое обеспечение деятельности детских дошкольных учреждений осуществляется из федерального, регионального и местных бюджетов. Так же, помимо бюджетных средств, детские дошкольные учреждения функционируют за счет платных услуг (в основном, средства родителей), средств предприятий, безвозмездных пожертвований.
В условиях нестабильной экономики происходит сокращение финансирования дошкольных образовательных учреждений, что крайне нежелательно, так как система образования представляет собой наиболее значимую социальную отрасль национальной экономики России.
Несмотря на широкое освещение проблем планирования и расходования финансов учреждений дошкольного образования в последнее время вопросы финансовой обеспеченности и эффективности расходования средств в условиях рыночной экономики требуют проведения дальнейших новых исследований, разработки предложений по оптимизации механизма бюджетного планирования бюджетных и внебюджетных средств в учреждениях дошкольного образования.
Хозяйствующие субъекты самостоятельно определяют тактику и стратегию собственного развития инструментом, который способен помочь в достижении поставленной цели - мониторинга и контроля финансово- хозяйственной деятельности предприятия, является процесс управления финансовыми ресурсами. Грамотно организованные финансовые ресурсы - важнейший элемент эффективного функционирования его финансовой системы.
Понимание и практическое применение инновационных методов, принципов и механизмов организации и результативного управления финансовыми ресурсами способны обеспечить организации самостоятельное финансирование собственной деятельности. При этом можно будет избежать необходимости привлечения внешних кредиторов, что, в свою очередь, обеспечит переход на принципиально новый уровень развития. Все это свидетельствует об актуальности темы, выбранной для исследования.
Целью работы является исследование формирования и использования финансовых ресурсов бюджетных учреждений на примере Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребенка - детский сад № 49 «Родничок» городского округа Большой Камень (далее МБДОУ - детский сад № 49 «Родничок»).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить социально-экономическую сущность бюджетных учреждений;
- дать характеристику источникам финансирования деятельности
бюджетных учреждений;
- выявить основные направления финансирования деятельности
бюджетных учреждений;
- исследовать формирование доходной части МБДОУ - детский сад №49 «Родничок»;
- проанализировать расходные обязательства МБДОУ - детский сад №49 «Родничок»;
- оценить эффективность использования бюджетных ассигнований, получаемых на выполнение муниципального задания.
Объектом исследования являются финансовые ресурсы бюджетных учреждений.
Предмет исследования - отношения, связанные с формированием и использованием финансовых ресурсов МБДОУ - детский сад № 49 «Родничок», в рамках выполнения муниципального задания.
В работе применялись следующие методы исследования: от общего к частному, дедукции и индукции, обобщения, группировки, экономико- статистического анализа.
Вопросы содержания, классификации, управления, оптимизации и планирования финансовыми ресурсами входили в курс научных интересов многих зарубежных и отечественных ученых. Среди иностранных авторов можно выделить Э. Д. Майерса, Р. Мертона, З. Броди.
К числу отечественных экспертов анализа и управления финансовыми ресурсами хозяйствующего субъекта относятся В. И. Бережная, И. А. Бланк, В. B. Бочаров, А. Н. Гаврилова, Е. М. Григорьева, А. В. Гутова, В. В. Ковалев, О. C. Кулик, Е. Г. Перепечкина, Е. Ф. Сысоева и др.
При подготовке работы были использованы законодательные акты, к которым относятся указы Президента, постановления Правительства, федеральные законы, монографии современных зарубежных и российских исследователей, материалы периодической печати, отчетные данные предприятия.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений. При написании бакалаврской работы было использовано 43 источника литературы.
Бюджетные учреждения - это организации, основная деятельность которых полностью или частично финансируются за счет средств бюджета на основе смет (бюджетов) доходов и расходов. Обязательными условиями являются открытие финансирования в соответствии со сметой, ведение бухгалтерского учета и составление отчетности в порядке, предусмотренном для бюджетных организаций. Бюджетные учреждения характеризуются следующими признаками: имущество закреплено за данными учреждениями на праве оперативного управления, постоянного (бессрочного) пользования; имущество, закрепленное за данными учреждениями, принадлежит на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность) в соответствии со ст. 214 ГК РФ; являются некоммерческими организациями и создаются для выполнения работ, оказания услуг в целях реализации полномочий органов государственной власти в сфере образования в соответствии с п. 1 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организаций.
Финансирование деятельности бюджетных учреждений может осуществляться за счет разнообразных источников. Такими основными видами источников выступают субсидии на возмещение нормативных затрат; субсидии, предоставляемые в соответствии с проектом закона о бюджете на осуществление поставленных целей, то есть целевая субсидия; поступления от реализации ценных бумаг автономных учреждений, а также государственных и муниципальных бюджетных учреждений в соответствии с федеральным законом РФ; бюджетные инвестиции; поступления от оказания учреждением или его подразделением услуг, а также выполнения работ, которые относятся в соответствии с уставом данного государственного учреждения к его основным видам деятельности. Порядок предоставления услуг бюджетных организаций определен Гражданским кодексом РФ, Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а также другими федеральными законами об отдельных видах некоммерческих организаций.
МДОУ № 49 «Родничок» является некоммерческой организацией, созданной с целью предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования, обеспечивающей воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.
Доходы Учреждения складываются из субсидий на выполнение государственного задания, субсидий на иные цели и собственных доходов. Большую часть доходов Учреждения составляют доходы в виде субсидий на выполнение государственного задания, сумма которых ежегодно растет.
В настоящее время относительно бюджетных учреждений принята политика, направленная на сокращение выделяемых ассигнований в связи с дефицитом государственного бюджета. Решением проблемы является повышение доли самофинансирования бюджетных организаций. Как показал проведенный финансовый анализ, основными резервами улучшения финансовых показателей деятельности МДОУ - № 49 «Родничок» является наращивание собственных доходов путем развития платных образовательных услуг. Правильная организация платных услуг позволит МБДОУ значительно расширить рамки традиционного образовательного процесса и сформировать дополнительный бюджет. Организация платных образовательных услуг даст возможность МБДОУ: укрепить материально-техническую базу, сохранить квалифицированные кадры, стимулировать сотрудников, в зависимости от личного вклада каждого, поддержать престиж дошкольного воспитания; привлечь к работе с детьми высококвалифицированных специалистов для максимального удовлетворения запросов семей воспитанников и многое другое. Правильно организовав и оформив предоставляемые услуги, руководитель создаст в учреждении необходимые условия для выполнения социального заказа родителей, обогащения образовательной программы МБДОУ, развития индивидуальных способностей детей.
1. Конституция Российской Федерации. - М : Эксмо, 2009. - 64 с.
2. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 г. №145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998 г.) (ред. от 28.12.2017) // КонсультантПлюс. - Режим доступа : http: //base.consultant.ru.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. От 31.01.2016) // КонсультантПлюс. - Режим доступа : http://base.consultant.ru.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. 1 [по состоянию на 1 января 2014: принят ГД 16 июля 1998] // КонсультантПлюс. - Режим доступа : http: //base.consultant.ru.
5. О некоммерческих организациях : Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ (с изм. от 05.02.2018) // КонсультантПлюс. - Режим доступа : http: //base.consultant.ru.
6. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей : Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от
31.12.2017) // КонсультантПлюс. - Режим доступа : http://base.consultant.ru.
7. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) // КонсультантПлюс. - Режим доступа : http://base.consultant.ru.
8. О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации: Федеральный закон от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ (в ред. 30.09.2017) // КонсультантПлюс. - Режим доступа : http://base.consultant.ru.
9. О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N599 // КонсультантПлюс. - Режим доступа :http://base.consultant.ru.
10. О субвенциях на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях Приморского края : Закон Приморского края от 19.12.2013 N 327-КЗ (с изм. от 23.04.2014) // КонсультантПлюс. - Режим доступа :http://base.consultant.ru.
11. Об утверждении Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением : Приказ Минобрнауки РФ от 22.09.2015 N 1040 // КонсультантПлюс. - Режим доступа :http://base.consultant.ru.
12. Астафьева, Е. С. Проблемы расчета себестоимости и формирования стоимости платных образовательных услуг / Е. С. Астафьева // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2014. - № 1. - С. 64-173.
13. Бабич, А. М., Павлова, Л. Н. Государственные и муниципальные финансы: учебник для вузов / А. М. Бабич, Л. Н. Павловна. - М. : ЮНИТИ,
2013. - 703 с.
14. Баканов, М. И. Теория экономического анализа / М. И. Баканов - М. : Финансы и статистика, 2017. - 416 с.
15. Барулин, С. В. Б26 Финансы: учебник / С. В. Барулин. — 23-е изд., стер. — М. : КНОРУС, 2015. — 640 с.
16. Безрукова, Т. Л. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций / Т. Л. Безрукова, А. Н. Борисов, И. И. Шанин // Общество : политика, экономика, право. - 2015. - №1. - С.44-50.
17. Бирман, Г., Шмидт С. Экономический анализ. / Г. Бирман, С. Шмидт. - М. : Финстатинформ, 2017. - 312 с.
18. Бланк, И. А. Финансовый менеджмент: учебный курс. - 2-е изд., перераб. И доп. / И. А. Бланк. - Киев : Эльга, Ника-Центр, 2015. - 656 с.
19. Вейнбендер, Т. Л. Особенности бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях. / Т. Л. Вейнбендер. М. : ТюмГНГУ, 2015. - 61с.
20. Ветрова, Е. Ю. Проблемы деятельности государственных дошкольных образовательных бюджетных учреждений в период формирования / Е. Ю. Ветрова // Вестник Университета (Государственный университет управления). -
2014. - № 3. - С. 83-86.
21. Воробьева, И. П., Государственные (муниципальные) учреждения, особенности учета бюджетной деятельности / И. П. Воробьева // Проблемы учета и финансов. - 2014. - № 1(5). - С. 64-70.
22. Гаврилов, К. Г. Теоретические основы права на образования // Сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции. Актуальные проблемы истории политики и права / К. Г. Гаврилов. - Пенза. : Пензенская государственная сельскохозяйственная академия, 2015. - С. 3-12.
23. Гутова, А. В. Управление финансовыми ресурсами: теоретические аспекты / А. В. Гутова // Финансовый менеджмент. - 2016. - № 4. - С. 74-78.
24. Данилов, Е. Н. Анализ хозяйственной деятельности в бюджетных и научных учреждениях: учебное пособие / Е. Н. Данилов, В. Е. Абарникова, Л. К. Шипков. - М. : Фис, 2013. - 336 с.
25. Донцова, Л. В. Анализ финансовой отчетности: Практикум / Л. В. Донцова, Н. А. Никифорова. - M.: Издательство «Дело и Сервис», 2016. - 144 с.
26. Жданчиков, П. А. Финансирование социальной сферы в условиях бюджетной реформы / П. А. Жданчиков // Финансы и кредит. - 2014. - №10 (442). - С. 17-26.
27. Кузина, Е. Л. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях: учебник / Е. Л. Кузина. - М. : Книга сервис, 2013. - 128 с.
28. Лукашенок, Т. Р. Вещные права федеральных бюджетных образовательных учреждений на имущество и земельные участки / Т. Р. Лукашенко // Экономика, социология и право. 2016. - № 5. - С. 100-107.
29. Лукашенок, Т. Р. Механизмы государственного регулирования вопросов управления имуществом, закрепленным за федеральными бюджетными образовательными учреждениями / Т. Р. Лукашенко - 2017. - № 7 (101). - Режим доступа : http: // www.uecs.ru.
30. Лукашенок, Т. Р. Особенности распоряжения имуществом, закрепленным за федеральными бюджетными образовательными учреждениями / Т. Р. Лукашенко. - 2016. - № 8 (29). - Режим доступа : http: //7universum.com.
31. Лукашенок, Т. Р. Понятие, состав и учет имущества федеральных государственных бюджетных образовательных учреждений в контексте правового регулирования / Т. Р. Лукашенко // Вопросы современной юриспруденции. 2016. - № 59. - С. 76-88.
32. Малиновская, О. В., Скобелева, И. П. Изменение типов бюджетных учреждений в рамках развития реформы бюджетного процесса в России / О. В. Малиновская, И. П. Скобелева // Финансы и кредит. - 2014. - №6 (438). - С. 2-9.
33. Панков, Д. А. Анализ хозяйственной деятельности бюджетной организации: учебное пособие / Д. А. Панков, Е. А. Головкова, Л. В. Пашковская. - М. : Новое знание, 2013. - 409 с.
34. Полещук, Т. А., Митина, О. В. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях: учеб. пособие - 2-е изд., испр. и доп. / Т. А. Полещук, О. В. Митина. - М. : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2014. - 144с.
35. Самылин, А. И. Финансовый менеджмент: Учебник. / А. И. Самылин. - М. : ИНФРА-М, 2015. - 524 с.
36. Сухорукова, Е. С. Актуальные вопросы анализа финансового состояния организации / Е. С. Сухорукова // Молодой ученый. — 2014. — №21.2. — С. 97-99.
37. Турманидзе, Т. У. Финансовый анализ хозяйственной деятельности предприятия / Т. У. Турманидзе. - М. : Финансы и статистика. 2014. - 224 c.
38. Удалых, Е. А. Оценка финансовой состоятельности дебитора / Е. А. Удалых // Вестник магистратуры, 2016. - № 1. - С. 61-64.
39. Федотова, М. Ю. Анализ и оценка эффективности финансовой политики организации / М. Ю. Федотова // Аудит и финансовый анализ, 2015. - №4. - С. 212-219.
40. Хамдеева, А. Р. Анализ и оценка показателей платежеспособности и ликвидности организации / А. Р. Хамдеева // Экономика, 2015. - №28. - С. 102-110.
41. Черутова, М. И. Финансовый менеджмент: учеб. Пособие. - 2-е изд., испр. / М. И. Черутова. - М. : Флинта: МПСИ, 2016. - 104 с.
42. Ширяева, Г. Ф., Ахмадиев, И. А. Сущность, цель и задачи оценки финансового состояния организации / Г. Ф. Ширяева, И. А. Ахмадиев // ФЭН- Наука. - 2015. - №7-8(22-23). - С. 15-17.
43. Отчетность МБДОУ - детский сад №49 «Родничок» [Электронный
ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://rodnichok-
bk.caduk.ru/sveden/cs_budget.html.