ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ
ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1. Подходы к изучению лидерства в психологии 7
1.2. Лидерские качества личности и их проявление в подростковом
возрасте 15
1.3. Особенности развития личности в подростковом возрасте 21
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
ПРОЯВЛЕНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ У
ПОДРОСТКОВ 31
2.1. Организация и методы исследования 31
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов исследования 34
2.3. Описание программы тренинга по развитию лидерских качеств
личности подростков 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность проблемы исследования. Быстро развивающееся современное общество в экономическом, политическом, культурном и социальном плане предъявляет требования к личности, которая должна быть творческой, не стандартно мыслящей, саморазвивающейся и самосовершенствующейся. Обществу необходимы люди, которые способны взглянуть на проблему с другого ракурса и найти её решение, а также люди, способные вести за собой всю группу. Ведь даже школьные программы сейчас построены таким образом, чтобы воспитать гражданина с определённым набором качеств. Именно поэтому является важным изучение лидерских качеств личности у подростков, так как конкретно в подростковом возрасте дети начинают проявлять свои лидерские способности, которые вследствие раскрываются на протяжении всей жизни человека.
Лидер - это человек, который пользуется авторитетом в какой-либо группе, а также оказывает влияние на неё. Лидер - тот человек, способный вести группу за собой, заразить её своими идеями. Каждая группа, несомненно, имеет своего лидера.
Анализ практики показывает, что у большинства подростков есть задатки лидера, но не каждый может их развить самостоятельно. Есть эффективные способы выявления и формирования лидерских качеств личности.
Проблема лидерства в том или ином аспекте представлена как в трудах отечественных, так и зарубежных ученых, таких как: Е.А. Аркин,
B. М. Бехтерев, П.П. Блонский, А.С. Залужный, Р.Л. Кричевский,
C. О. Лозинский. В настоящее время ведутся дискуссии о том, являются ли лидерские качества личности врождёнными или приобретёнными, но исследователи так и не пришли к единому мнению (Г.К. Ашин, М. Мескон, А.П. Панкрухин, Б.Д. Парыгин, А.В. Петровский и др.).
Проблема исследования: каковы особенности проявления лидерских качеств личности в подростковом возрасте?
Цель исследования: выявить особенности проявления лидерских качеств личности в подростковом возрасте и разработать программу тренинга по развитию лидерских качеств подростков.
Объект исследования: лидерские качества личности подростков.
Предмет исследования: особенности проявления лидерских качеств личности в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования: существуют особенности в проявлении лидерских качеств личности в подростковом возрасте, а именно: у старших подростков такие качества, как умение управлять собой, осознание цели и умение работать с группой более выражены, чем у младших подростков. У подростков с сильно выраженными лидерскими качествами личности доминирует властный-лидирующий тип межличностных отношений, а у подростков со слабо выраженными лидерскими качествами личности сильно выражен покорный-застенчивый тип межличностных отношений.
Реализация поставленной цели осуществляется посредством решения следующих исследовательских задач:
1. Проанализировать в современной научной литературе подходы к решению проблемы исследования.
2. Провести эмпирическое исследование, направленное на выявление особенностей проявления лидерских качеств личности у подростков.
3. Обработать и проинтерпретировать полученные данные исследования.
4. Разработать программу тренинга по развитию лидерских качеств личности подростков.
Теоретической основой данного исследования выступили труды следующих учёных: Р. Бэйлза и Ф. Слейтера.
Выбор методов и конкретных методик исследования для получения необходимой информации осуществлялся в соответствии с целями и задачами настоящей работы.
В исследовании использовались следующие методы исследования:
- организационные методы: сравнительный метод;
- эмпирические методы: опрос, тестирование;
- методы обработки данных: методы качественного и количественного анализа эмпирических данных, методы статистического и математического анализа данных (для выявления статистических различий по показателям межличностных отношений подростков, имеющих разный уровень лидерских качеств личности применён непараметрический статистический критерий для трёх независимых выборок Н-Крускала-Уоллиса; для выявления статистических различий по изучаемым показателям между группами старших и младших подростков применен непараметрический статистический критерий для 2-х независимых выборок U-Манна-Уитни; с целью выявления корреляционных связей между показателями межличностных отношений и лидерских качеств подростков применен коэффициент корреляции r-Спирмена на основе пакета статистических программ «SPSS 22.0»).
В данном исследовании использовались следующие методики:
- методика «Я лидер» Е.С. Фёдорова и О.В. Ерёмина (модификация Т.А. Мироновой);
- методика диагностики межличностных отношений (Т. Лири).
Выборка и база исследования: эмпирическое исследование
проводилось на базе МБОУ «СОШ № 20» г. Белгорода, в нём приняли участие подростки в возрасте от 11 до 15 лет. Общее количество респондентов составило 119 человек.
Практическая значимость исследования. Результаты, полученные в исследовании, а также предложенная программа тренинга по развитию лидерских качеств личности подростка могут быть использованы в
психологической практике педагогов-психологов общеобразовательных
школ при работе со школьниками подросткового возраста.
Апробация и внедрение результатов исследования: апробация результатов исследования проводилась на кафедре возрастной и социальной психологии факультета психологии Педагогического института НИУ «БелГУ»; на студенческой научно-практической конференции «Прикладные исследования в возрастной, педагогической и социальной психологии», состоявшейся в рамках Недели науки НИУ «БелГУ» - 2018.
Подростковый возраст занимает особое место в психологии. Это связано с тем, что в этот период происходит становление и бурное развитие личности. Проблема лидерства, как проявления личностного взросления и важного аспекта общения среди подростков, довольно актуальна в этом возрасте. Для подростка быть лидером - это быть в центре внимания, а также иметь возможность широкого общения. Все эти моменты без исключения очень важны для подростков.
В данной работе нами была поставлена цель - выявить особенности проявления лидерских качеств личности в подростковом возрасте и разработать программу тренинга по развитию лидерских качеств подростков.
В первой главе нашего исследования был проведён теоретический анализ проблемы особенностей проявления лидерских качеств личности подросткового возраста.
Говоря о развитии лидерства подростка, мы выявили факторы, касающиеся вопроса лидерства в подростковом возрасте. Существенное влияние на него оказывают, по-видимому, особенности социальной ситуации развития, темперамент, характеристики жизненного плана, как результата собственной активности и как проекта человеческой судьбы. Также для подростка является немаловажным общение в процессе становления лидерства.
Лидерство - процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер - субъект управления этим процессом.
Итак, мы можем выделить, что в подростковом возрасте формируется влечение к лидерству как особому виду деятельности, формируются основы лидерских качеств. В этом возрасте проявление лидерства связано в большей степени с тягой к общению: чем больше друзей, тем лучше. Поэтому особенно важно развитие лидерских качеств в человеке в подростковом возрасте, когда ребенок просто требует непомерного внимания, но и признания своей взрослости и независимости.
В современном мире особенно высокой конкуренции, для продвижения своих взглядов, подростку необходимы лидерские качества, обладание которыми позволяет ему чувствовать себя уверенно, гармонично расти и развиваться, смело ставить перед собой цели и задачи. К числу самых упоминаемых универсальных личностных качеств лидера относятся: доминантность, креативность, стремление к достижению, уверенность в себе, общительность, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, предприимчивость, ответственность, надежность в выполнении задания, независимость.
Наличие лидерских качеств, также благоприятно оказывает влияние на сплоченность коллективов, характер взаимодействия и эмоциональную окраску взаимоотношений между подростками, степень согласованности формальных и неформальных структур в группе, создает возможности разрешения и предупреждения конфликтов в коллективе. Способности и склонности человека, во многом предопределены генетически, но лидерство, в отличие от них, с детских лет, в значительной мере, формируется окружающей средой.
Во второй главе нашего исследования мы провели анализ особенностей проявления лидерских качеств личности в подростковом возрасте и решили ряд эмпирических задач.
Нами был проведён качественный и количественный анализ показателей лидерских качеств и межличностных отношений. В результате были выявлены различия в проявлении лидерских качеств личности. У старших подростков более выражены такие качества как умение управлять собой, осознание цели, умение решать проблемы, влияние на окружающих, умение работать с группой. У младших подростков эти качества развиты на более низком уровне. Таким образом, мы можем сказать, что старшие подростки обладают более выраженными лидерскими качествами личности, а у младших подростков эти качества выражены слабее. Процент старших подростков, обладающих достаточным уровнем лидерских качеств личности, значительно выше, чем у младших подростков.
Были изучены различия между типами межличностных отношений подростков. Были получены данные, свидетельствующие о существовании различий между младшими и старшими подростками по типам отношений к окружающим. Младшие подростки склонны к недоверчиво-скептическому, покорно-застенчивому, зависимо-послушному типам межличностных отношений. У старших подростков доминируют властно-лидирующий, независимо-доминирующий, прямолинейно-агрессивный, сотрудничающий- конвенциональный, ответственно-великодушный типы межличностных отношений.
С целью подтверждения гипотезы нами был применен непараметрический статистический критерий для трёх независимых выборок Н-Крускала-Уоллиса, в ходе которого были выявлены значимые различия между исследуемыми показателями, а именно: младшие подростки с достаточным уровнем лидерских качеств имеют большую выраженность таких показателей межличностных отношений, как «властный- лидирующий», «сотрудничающий-конвенциональный», «ответственный- великодушный». У подростков с низким уровнем качеств более выражены «покорный-застенчивый», «зависимый-послушный», «недоверчивый- скептический» типы межличностных отношений. У старших подростков с достаточным уровнем лидерских качеств доминируют такие показатели как «властный-лидирующий», «сотрудничающий-конвенциональный»,
«ответственный-великодушный», «дружелюбие». Подростки данной возрастной группы с низким уровнем лидерских качеств обладают сильно выраженными «покорный-застенчивый», «зависимый-послушный»,
«недоверчивый-скептический», «прямолинейный-агрессивный» типами межличностных отношений. Причём были обнаружены различия между группами младших и старших подростков. Подростки с достаточным уровнем лидерских качеств имеют большую выраженность по типам «прямолинейный-агрессивный» и «дружелюбие», в то время как у младших подростков таких различий нет. Эти данные нам говорят об особенностях проявления лидерских качеств личности в подростковом возрасте.
С целью выявления корреляционных связей между показателями межличностных отношений и лидерских качеств подростков нами был применен непараметрический математический метод коэффициент корреляции r-Спирмена. Полученные результаты позволили нам сказать, что лидерские качества личности и межличностные отношения связаны между собой.
В соответствии с полученными результатами мы разработали программу тренинга по развитию лидерских качеств личности у подростков «Я лидер».
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в возможности использования программы тренинга, направленной на развитие лидерских качеств личности подростков, педагогами-психологами образовательных учреждений.
Перспективы дальнейшего исследования проблемы состоят в возможности более глубокого изучения факторов, влияющих на эффективность лидерства в подростковом возрасте.
Таким образом, задачи исследования выполнены, цель достигнута, гипотеза подтверждена.
1. Авдеев П.С. Роли и функции лидера // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2014. - № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/10/5863 (дата обращения: 02.04.2018).
2. Адаир Д. Психология лидерства / пер. с англ. М. Котельниковой. - М.: Эксмо, 2008. - 342 с.
3. Алифанов С.А. Основные направления анализа лидерства //
Вопросы психологии. - 1991. - № 3. - С. 90-96.
4. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших
учебных заведений. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2007. - 363 с.
5. Андриенко Е.В. Социальная психология: учебное пособие для
студентов высших педагогических учебных заведений / под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Академия, 2000. - 264 с.
6. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. - СПб.: Питер, 2007. - 271 с.
7. Ануфриенко Л.В., Губанова О.А. Закономерности и взаимосвязи лидерских качеств личности в работах отечественных авторов // Вестник Санкт-Петербургского ун-та государственной противопожарной службы МЧС России. - 2014. - № 4. - С. 193-198.
8. Бендас Т.В. Психология лидерства: учебное пособие. - СПб.: Питер, 2009. - 448 с.
9. Битянова Н.Р. Психология личностного роста. - М.: Академия, 1995. - 210 с.
10. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер Пресс, 2008. - 400 с.
11. Бюллер Ш. Что такое пубертатный период. - Москва - Ленинград: Гос. учебно-пед. изд., 1931. - 193 с. [Электронный ресурс]. URL: http://sbiblio.com/biblio/archive/buler_chto/ (дата обращения: 06.03.2018).
12. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Ось-89, 2001. - 224 с.
13. Введение в психологию: учебник. / под ред. Петровского А.В. - М.: Академия, 1996. - 496 с.
14. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. - СПб.: Прайм- Еврознак, 2003. - 320 с.
15. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие /
А.В. Скрипченко, Л.В. Долинская, З.В. Огороднийчук [и др.] - К.:
Просвещение, 2001. - 416 с.
16. Воронина Н.К. Теоретико-методологические подходы к воспитанию лидерских качеств подростков в условиях современной гимназии // Вестник Вятского гос. гуманитар. ун-та. - 2012. - Т. 3. - № 3. - С. 116-122.
17. Выготский Л.С. Динамика и структура личности подростка // Выготский Л.С. Собрание сочинений. - М.: Педагогика, 1984. - Т. 4. - С. 220-243.
18. Гидденс Э. Социология / пер. с англ.; науч. ред. В.А. Ядов; общ. ред. Л.С. Гурьевой, Л.Н. Посилевича. - М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 704 с.
19. Евтихов О.В. Тренинг лидерства: Монография. - СПб.: Речь, 2007. - 256 с.
20. Езерская Н.В. Психологические особенности развития личности подросткового возраста // Молодой учёный. - 2015. - № 7(22). - С. 108-111.
21. Карделл Ф. Психотерапия и лидерство / пер. с англ. - СПб.: Речь, 2010. - 390 с.
22. Кон И.С. Психология подросткового возраста. - М.: Наука, 1975. - 225 с.
23. Кондратьев М.Ю., Ильин В.А. Азбука социального психолога- практика. - М.: ПЕР СЭ, 2007. - 464 с.
24. Корнаева А.С. Психологический анализ процесса формирования лидерских качеств у подростков: учебное пособие / А.С. Корнаева. - Владикавказ: Изд-во Сев.-Осет. гос. ун-та им. К.Л. Хетагурова, 2007. - 35 с.
25. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - 9-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 940 с.
26. Кричевский Р.Л. Психология лидерства. - СПб.: Статут, 2007. - 544 с.
27. Кричевский Р.Л. Современные тенденции в исследовании лидерства в американской социальной психологии // Вопросы психологии. - 1977. - № 6. - С. 119-129.
28. Лавров А.Ю. Управленческие решения: учебное пособие. - Чита: ЧитГУ, 2005. - 206 с.
29. Левченко А. Психологические особенности подросткового возраста // Психолог. - 2003. - № 42 (90). - С. 9-16.
30. Майерс Д. Социальная психология. - 7-е издание. - СПб.: Питер, 2010. - 794 с.
31. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного
процесса (1936-1937) // Педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1983. - Т. 1. - С. 267-329. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.makarenko.edu.ru/biblio.htm (дата обращения: 04.02.2018).
32. Макартычева Г.И. Тренинг для подростков: профилактика
асоциального поведения. - СПб.: Речь, 2008. - 192 с.
33. Максвелл Д. Золотые уроки лидерства. - СПб.: Попурри, - 2010.
- 224 с.
34. Марфина Е.А., Седова М.Ю., Шехов Д.А. Лидерские качества и тенденции развития этих качеств // Инновационные технологии управления.
- 2017. - С. 46-49.
35. Махаева Г.М. Школа как фактор педагогического воздействия на процесс воспитания лидерских качеств подростков / Г.М. Махаева, Э.М. Пицхелаури // Изв. Дагестанского гос. пед. ун-та. Сер.: Психолого-пед. науки. - 2014. - № 2. - С. 60-66.
36. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - 3¬е изд. / Пер. с англ. - М.: Вильямс, 2012 - 672 с.
37. Мид М. Культура и мир детства / пер. с англ. - М.: Наука, 1988. - 429 с.
38. Михайлова Ц. Необходимость в лидере и лидерских качествах // формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности. Материалы IV Международной научно-практической конференции, посвященной 10-летию открытия первого в Бурятии кабинета медико¬социальной помощи в поликлиническом звене. - Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, 2015. - С. 232-233.
39. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: учебное пособие. - СПб.: Речь, 2004. - 392 с.
40. Немов Р.С. Личность подростка // Немов Р.С. Психология. - М.: Владос, 2000. - Кн. 2. - С. 221-235.
41. Немов Р.С. Психология: учебник для студентов высших
педагогических учебныйх заведений: - 4-еизд. - М.: Владос, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с.
42. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. - М.: Мысль, 1971. - 351 с.
43. Пиаже Ж. Избранные психологические труды: психология интеллекта, генезис числа у ребенка, логика и психология. - М.: Просвещение, 1969. - 659 с.
44. Платонов Ю.П. Социальная психология поведения: учебное пособие. - СПб.: Питер, 2006. - 464 с.
45. Психодиагностические методики изучения гендерных особенностей личности: метод. рекомендации для студентов, обуч. по специальностям 1-86 01 01 «Социальная работа (по направлениям)» и 1-23 01 04 «Психология» / сост. Е.Д. Беспанская-Павленко. - Минск: БГУ, 2013. - С. 19-27. [Электронный ресурс]. URL: http://elib.bsu.by/handle/123456789/105002 (дата обращения: 02.10.2017)
46. Собкин B.C. Структурные компоненты Я-концепции подростка (на материале восприятия фильма Р. Быкова «Чучело») / B.C. Собкин, О.С. Маркина // Вопросы психологии. - 2008. - № 5. - С. 44-53.
47. Собчик Л.Н. Метод диагностики межличностных отношений (адаптированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири): методическое руководство. - М.: МКЦ ГУ по труду и социальным вопросам Мосгорисполкома, 1990. - 48 с.
48. Соколов А.В. Искусство двигать горы. Три стратегии лидерства.
- М.: Речь, 2010. - 144 с.
49. Тетерский С.В. Искусство вести за собой. Тренинги и занятия по формированию у юношества социальной инициативности и лидерских качеств/ под. ред. д.п.н. С.В. Тетерского. - М.: АРКТИ, 2007. - 96 с.
50. Толстых Н.Н. Психология подросткового возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.Н. Толстых, А.М. Прихожан.
- М.: Юрайт, 2016. - 406 с.
51. Федоров Е.С., Еремин О.В. Шпаргалка вожатого (игры, тесты, методики). - М.: Московский педагогический государственный Университет им. В.И. Ленина, 1994. - 20 с.
52. Чернышев А.С. Организованность и лидерство в молодежных группах: теория, эксперимент, практика: избранные труды. - Курск: Курск. гос. ун-т, 2006. - 244 с.
53. Чернышев А.С. Особенности становления лидерства среди учащихся / А.С. Чернышев [и др.] // Социология образования. - 2008. - № 11.
- С. 36-49.
54. Шейнов В.П. Психология лидерства, влияния, власти. - СПб.: Харвест, 2008. - 656 с.
55. Шпрангер Э. Психология юношеского возраста / Э. Шпрангер. - М.: Педагогика, 1994. - 192 с.
56. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.:
Педагогика, 1989. - 560 с.
57. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ./ Общ. ред. и предисл. Толстых А.В. - М.: Прогресс, 1996. - 344 с.
58. Bales R., Slater P. Role Differentiation in Small Decisionma-king Groups // T. Parsons & R. Bales (eds.). Family, Socialization and Interaction Process. - N. Y.: Free Press. - 1955.
59. Bass В.В. Stogdill's handbook of leadership. - N.Y., 1984.
60. Fisher B.A., Ellis D.G. Small group decision making. - N.Y. - 1990.
61. Hall G.S. Adolescence: Its Psychology and Its Relations to Physiology, Anthropology, Sociology, Sex, Crime, Religion and Education. - Vol.
2. - New York: Appleton, 1904.