ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ
ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1. Подходы к изучению лидерства в психологии 7
1.2. Лидерские качества личности и их проявление в подростковом
возрасте 15
1.3. Особенности развития личности в подростковом возрасте 21
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
ПРОЯВЛЕНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ У
ПОДРОСТКОВ 31
2.1. Организация и методы исследования 31
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов исследования 34
2.3. Описание программы тренинга по развитию лидерских качеств
личности подростков 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ
ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1. Подходы к изучению лидерства в психологии 7
1.2. Лидерские качества личности и их проявление в подростковом
возрасте 15
1.3. Особенности развития личности в подростковом возрасте 21
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
ПРОЯВЛЕНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ У
ПОДРОСТКОВ 31
2.1. Организация и методы исследования 31
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов исследования 34
2.3. Описание программы тренинга по развитию лидерских качеств
личности подростков 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность проблемы исследования. Быстро развивающееся современное общество в экономическом, политическом, культурном и социальном плане предъявляет требования к личности, которая должна быть творческой, не стандартно мыслящей, саморазвивающейся и самосовершенствующейся. Обществу необходимы люди, которые способны взглянуть на проблему с другого ракурса и найти её решение, а также люди, способные вести за собой всю группу. Ведь даже школьные программы сейчас построены таким образом, чтобы воспитать гражданина с определённым набором качеств. Именно поэтому является важным изучение лидерских качеств личности у подростков, так как конкретно в подростковом возрасте дети начинают проявлять свои лидерские способности, которые вследствие раскрываются на протяжении всей жизни человека.
Лидер - это человек, который пользуется авторитетом в какой-либо группе, а также оказывает влияние на неё. Лидер - тот человек, способный вести группу за собой, заразить её своими идеями. Каждая группа, несомненно, имеет своего лидера.
Анализ практики показывает, что у большинства подростков есть задатки лидера, но не каждый может их развить самостоятельно. Есть эффективные способы выявления и формирования лидерских качеств личности.
Проблема лидерства в том или ином аспекте представлена как в трудах отечественных, так и зарубежных ученых, таких как: Е.А. Аркин,
B. М. Бехтерев, П.П. Блонский, А.С. Залужный, Р.Л. Кричевский,
C. О. Лозинский. В настоящее время ведутся дискуссии о том, являются ли лидерские качества личности врождёнными или приобретёнными, но исследователи так и не пришли к единому мнению (Г.К. Ашин, М. Мескон, А.П. Панкрухин, Б.Д. Парыгин, А.В. Петровский и др.).
Проблема исследования: каковы особенности проявления лидерских качеств личности в подростковом возрасте?
Цель исследования: выявить особенности проявления лидерских качеств личности в подростковом возрасте и разработать программу тренинга по развитию лидерских качеств подростков.
Объект исследования: лидерские качества личности подростков.
Предмет исследования: особенности проявления лидерских качеств личности в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования: существуют особенности в проявлении лидерских качеств личности в подростковом возрасте, а именно: у старших подростков такие качества, как умение управлять собой, осознание цели и умение работать с группой более выражены, чем у младших подростков. У подростков с сильно выраженными лидерскими качествами личности доминирует властный-лидирующий тип межличностных отношений, а у подростков со слабо выраженными лидерскими качествами личности сильно выражен покорный-застенчивый тип межличностных отношений.
Реализация поставленной цели осуществляется посредством решения следующих исследовательских задач:
1. Проанализировать в современной научной литературе подходы к решению проблемы исследования.
2. Провести эмпирическое исследование, направленное на выявление особенностей проявления лидерских качеств личности у подростков.
3. Обработать и проинтерпретировать полученные данные исследования.
4. Разработать программу тренинга по развитию лидерских качеств личности подростков.
Теоретической основой данного исследования выступили труды следующих учёных: Р. Бэйлза и Ф. Слейтера.
Выбор методов и конкретных методик исследования для получения необходимой информации осуществлялся в соответствии с целями и задачами настоящей работы.
В исследовании использовались следующие методы исследования:
- организационные методы: сравнительный метод;
- эмпирические методы: опрос, тестирование;
- методы обработки данных: методы качественного и количественного анализа эмпирических данных, методы статистического и математического анализа данных (для выявления статистических различий по показателям межличностных отношений подростков, имеющих разный уровень лидерских качеств личности применён непараметрический статистический критерий для трёх независимых выборок Н-Крускала-Уоллиса; для выявления статистических различий по изучаемым показателям между группами старших и младших подростков применен непараметрический статистический критерий для 2-х независимых выборок U-Манна-Уитни; с целью выявления корреляционных связей между показателями межличностных отношений и лидерских качеств подростков применен коэффициент корреляции r-Спирмена на основе пакета статистических программ «SPSS 22.0»).
В данном исследовании использовались следующие методики:
- методика «Я лидер» Е.С. Фёдорова и О.В. Ерёмина (модификация Т.А. Мироновой);
- методика диагностики межличностных отношений (Т. Лири).
Выборка и база исследования: эмпирическое исследование
проводилось на базе МБОУ «СОШ № 20» г. Белгорода, в нём приняли участие подростки в возрасте от 11 до 15 лет. Общее количество респондентов составило 119 человек.
Практическая значимость исследования. Результаты, полученные в исследовании, а также предложенная программа тренинга по развитию лидерских качеств личности подростка могут быть использованы в
психологической практике педагогов-психологов общеобразовательных
школ при работе со школьниками подросткового возраста.
Апробация и внедрение результатов исследования: апробация результатов исследования проводилась на кафедре возрастной и социальной психологии факультета психологии Педагогического института НИУ «БелГУ»; на студенческой научно-практической конференции «Прикладные исследования в возрастной, педагогической и социальной психологии», состоявшейся в рамках Недели науки НИУ «БелГУ» - 2018.
Лидер - это человек, который пользуется авторитетом в какой-либо группе, а также оказывает влияние на неё. Лидер - тот человек, способный вести группу за собой, заразить её своими идеями. Каждая группа, несомненно, имеет своего лидера.
Анализ практики показывает, что у большинства подростков есть задатки лидера, но не каждый может их развить самостоятельно. Есть эффективные способы выявления и формирования лидерских качеств личности.
Проблема лидерства в том или ином аспекте представлена как в трудах отечественных, так и зарубежных ученых, таких как: Е.А. Аркин,
B. М. Бехтерев, П.П. Блонский, А.С. Залужный, Р.Л. Кричевский,
C. О. Лозинский. В настоящее время ведутся дискуссии о том, являются ли лидерские качества личности врождёнными или приобретёнными, но исследователи так и не пришли к единому мнению (Г.К. Ашин, М. Мескон, А.П. Панкрухин, Б.Д. Парыгин, А.В. Петровский и др.).
Проблема исследования: каковы особенности проявления лидерских качеств личности в подростковом возрасте?
Цель исследования: выявить особенности проявления лидерских качеств личности в подростковом возрасте и разработать программу тренинга по развитию лидерских качеств подростков.
Объект исследования: лидерские качества личности подростков.
Предмет исследования: особенности проявления лидерских качеств личности в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования: существуют особенности в проявлении лидерских качеств личности в подростковом возрасте, а именно: у старших подростков такие качества, как умение управлять собой, осознание цели и умение работать с группой более выражены, чем у младших подростков. У подростков с сильно выраженными лидерскими качествами личности доминирует властный-лидирующий тип межличностных отношений, а у подростков со слабо выраженными лидерскими качествами личности сильно выражен покорный-застенчивый тип межличностных отношений.
Реализация поставленной цели осуществляется посредством решения следующих исследовательских задач:
1. Проанализировать в современной научной литературе подходы к решению проблемы исследования.
2. Провести эмпирическое исследование, направленное на выявление особенностей проявления лидерских качеств личности у подростков.
3. Обработать и проинтерпретировать полученные данные исследования.
4. Разработать программу тренинга по развитию лидерских качеств личности подростков.
Теоретической основой данного исследования выступили труды следующих учёных: Р. Бэйлза и Ф. Слейтера.
Выбор методов и конкретных методик исследования для получения необходимой информации осуществлялся в соответствии с целями и задачами настоящей работы.
В исследовании использовались следующие методы исследования:
- организационные методы: сравнительный метод;
- эмпирические методы: опрос, тестирование;
- методы обработки данных: методы качественного и количественного анализа эмпирических данных, методы статистического и математического анализа данных (для выявления статистических различий по показателям межличностных отношений подростков, имеющих разный уровень лидерских качеств личности применён непараметрический статистический критерий для трёх независимых выборок Н-Крускала-Уоллиса; для выявления статистических различий по изучаемым показателям между группами старших и младших подростков применен непараметрический статистический критерий для 2-х независимых выборок U-Манна-Уитни; с целью выявления корреляционных связей между показателями межличностных отношений и лидерских качеств подростков применен коэффициент корреляции r-Спирмена на основе пакета статистических программ «SPSS 22.0»).
В данном исследовании использовались следующие методики:
- методика «Я лидер» Е.С. Фёдорова и О.В. Ерёмина (модификация Т.А. Мироновой);
- методика диагностики межличностных отношений (Т. Лири).
Выборка и база исследования: эмпирическое исследование
проводилось на базе МБОУ «СОШ № 20» г. Белгорода, в нём приняли участие подростки в возрасте от 11 до 15 лет. Общее количество респондентов составило 119 человек.
Практическая значимость исследования. Результаты, полученные в исследовании, а также предложенная программа тренинга по развитию лидерских качеств личности подростка могут быть использованы в
психологической практике педагогов-психологов общеобразовательных
школ при работе со школьниками подросткового возраста.
Апробация и внедрение результатов исследования: апробация результатов исследования проводилась на кафедре возрастной и социальной психологии факультета психологии Педагогического института НИУ «БелГУ»; на студенческой научно-практической конференции «Прикладные исследования в возрастной, педагогической и социальной психологии», состоявшейся в рамках Недели науки НИУ «БелГУ» - 2018.
Подростковый возраст занимает особое место в психологии. Это связано с тем, что в этот период происходит становление и бурное развитие личности. Проблема лидерства, как проявления личностного взросления и важного аспекта общения среди подростков, довольно актуальна в этом возрасте. Для подростка быть лидером - это быть в центре внимания, а также иметь возможность широкого общения. Все эти моменты без исключения очень важны для подростков.
В данной работе нами была поставлена цель - выявить особенности проявления лидерских качеств личности в подростковом возрасте и разработать программу тренинга по развитию лидерских качеств подростков.
В первой главе нашего исследования был проведён теоретический анализ проблемы особенностей проявления лидерских качеств личности подросткового возраста.
Говоря о развитии лидерства подростка, мы выявили факторы, касающиеся вопроса лидерства в подростковом возрасте. Существенное влияние на него оказывают, по-видимому, особенности социальной ситуации развития, темперамент, характеристики жизненного плана, как результата собственной активности и как проекта человеческой судьбы. Также для подростка является немаловажным общение в процессе становления лидерства.
Лидерство - процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер - субъект управления этим процессом.
Итак, мы можем выделить, что в подростковом возрасте формируется влечение к лидерству как особому виду деятельности, формируются основы лидерских качеств. В этом возрасте проявление лидерства связано в большей степени с тягой к общению: чем больше друзей, тем лучше. Поэтому особенно важно развитие лидерских качеств в человеке в подростковом возрасте, когда ребенок просто требует непомерного внимания, но и признания своей взрослости и независимости.
В современном мире особенно высокой конкуренции, для продвижения своих взглядов, подростку необходимы лидерские качества, обладание которыми позволяет ему чувствовать себя уверенно, гармонично расти и развиваться, смело ставить перед собой цели и задачи. К числу самых упоминаемых универсальных личностных качеств лидера относятся: доминантность, креативность, стремление к достижению, уверенность в себе, общительность, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, предприимчивость, ответственность, надежность в выполнении задания, независимость.
Наличие лидерских качеств, также благоприятно оказывает влияние на сплоченность коллективов, характер взаимодействия и эмоциональную окраску взаимоотношений между подростками, степень согласованности формальных и неформальных структур в группе, создает возможности разрешения и предупреждения конфликтов в коллективе. Способности и склонности человека, во многом предопределены генетически, но лидерство, в отличие от них, с детских лет, в значительной мере, формируется окружающей средой.
Во второй главе нашего исследования мы провели анализ особенностей проявления лидерских качеств личности в подростковом возрасте и решили ряд эмпирических задач.
Нами был проведён качественный и количественный анализ показателей лидерских качеств и межличностных отношений. В результате были выявлены различия в проявлении лидерских качеств личности. У старших подростков более выражены такие качества как умение управлять собой, осознание цели, умение решать проблемы, влияние на окружающих, умение работать с группой. У младших подростков эти качества развиты на более низком уровне. Таким образом, мы можем сказать, что старшие подростки обладают более выраженными лидерскими качествами личности, а у младших подростков эти качества выражены слабее. Процент старших подростков, обладающих достаточным уровнем лидерских качеств личности, значительно выше, чем у младших подростков.
Были изучены различия между типами межличностных отношений подростков. Были получены данные, свидетельствующие о существовании различий между младшими и старшими подростками по типам отношений к окружающим. Младшие подростки склонны к недоверчиво-скептическому, покорно-застенчивому, зависимо-послушному типам межличностных отношений. У старших подростков доминируют властно-лидирующий, независимо-доминирующий, прямолинейно-агрессивный, сотрудничающий- конвенциональный, ответственно-великодушный типы межличностных отношений.
С целью подтверждения гипотезы нами был применен непараметрический статистический критерий для трёх независимых выборок Н-Крускала-Уоллиса, в ходе которого были выявлены значимые различия между исследуемыми показателями, а именно: младшие подростки с достаточным уровнем лидерских качеств имеют большую выраженность таких показателей межличностных отношений, как «властный- лидирующий», «сотрудничающий-конвенциональный», «ответственный- великодушный». У подростков с низким уровнем качеств более выражены «покорный-застенчивый», «зависимый-послушный», «недоверчивый- скептический» типы межличностных отношений. У старших подростков с достаточным уровнем лидерских качеств доминируют такие показатели как «властный-лидирующий», «сотрудничающий-конвенциональный»,
«ответственный-великодушный», «дружелюбие». Подростки данной возрастной группы с низким уровнем лидерских качеств обладают сильно выраженными «покорный-застенчивый», «зависимый-послушный»,
«недоверчивый-скептический», «прямолинейный-агрессивный» типами межличностных отношений. Причём были обнаружены различия между группами младших и старших подростков. Подростки с достаточным уровнем лидерских качеств имеют большую выраженность по типам «прямолинейный-агрессивный» и «дружелюбие», в то время как у младших подростков таких различий нет. Эти данные нам говорят об особенностях проявления лидерских качеств личности в подростковом возрасте.
С целью выявления корреляционных связей между показателями межличностных отношений и лидерских качеств подростков нами был применен непараметрический математический метод коэффициент корреляции r-Спирмена. Полученные результаты позволили нам сказать, что лидерские качества личности и межличностные отношения связаны между собой.
В соответствии с полученными результатами мы разработали программу тренинга по развитию лидерских качеств личности у подростков «Я лидер».
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в возможности использования программы тренинга, направленной на развитие лидерских качеств личности подростков, педагогами-психологами образовательных учреждений.
Перспективы дальнейшего исследования проблемы состоят в возможности более глубокого изучения факторов, влияющих на эффективность лидерства в подростковом возрасте.
Таким образом, задачи исследования выполнены, цель достигнута, гипотеза подтверждена.
В данной работе нами была поставлена цель - выявить особенности проявления лидерских качеств личности в подростковом возрасте и разработать программу тренинга по развитию лидерских качеств подростков.
В первой главе нашего исследования был проведён теоретический анализ проблемы особенностей проявления лидерских качеств личности подросткового возраста.
Говоря о развитии лидерства подростка, мы выявили факторы, касающиеся вопроса лидерства в подростковом возрасте. Существенное влияние на него оказывают, по-видимому, особенности социальной ситуации развития, темперамент, характеристики жизненного плана, как результата собственной активности и как проекта человеческой судьбы. Также для подростка является немаловажным общение в процессе становления лидерства.
Лидерство - процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер - субъект управления этим процессом.
Итак, мы можем выделить, что в подростковом возрасте формируется влечение к лидерству как особому виду деятельности, формируются основы лидерских качеств. В этом возрасте проявление лидерства связано в большей степени с тягой к общению: чем больше друзей, тем лучше. Поэтому особенно важно развитие лидерских качеств в человеке в подростковом возрасте, когда ребенок просто требует непомерного внимания, но и признания своей взрослости и независимости.
В современном мире особенно высокой конкуренции, для продвижения своих взглядов, подростку необходимы лидерские качества, обладание которыми позволяет ему чувствовать себя уверенно, гармонично расти и развиваться, смело ставить перед собой цели и задачи. К числу самых упоминаемых универсальных личностных качеств лидера относятся: доминантность, креативность, стремление к достижению, уверенность в себе, общительность, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, предприимчивость, ответственность, надежность в выполнении задания, независимость.
Наличие лидерских качеств, также благоприятно оказывает влияние на сплоченность коллективов, характер взаимодействия и эмоциональную окраску взаимоотношений между подростками, степень согласованности формальных и неформальных структур в группе, создает возможности разрешения и предупреждения конфликтов в коллективе. Способности и склонности человека, во многом предопределены генетически, но лидерство, в отличие от них, с детских лет, в значительной мере, формируется окружающей средой.
Во второй главе нашего исследования мы провели анализ особенностей проявления лидерских качеств личности в подростковом возрасте и решили ряд эмпирических задач.
Нами был проведён качественный и количественный анализ показателей лидерских качеств и межличностных отношений. В результате были выявлены различия в проявлении лидерских качеств личности. У старших подростков более выражены такие качества как умение управлять собой, осознание цели, умение решать проблемы, влияние на окружающих, умение работать с группой. У младших подростков эти качества развиты на более низком уровне. Таким образом, мы можем сказать, что старшие подростки обладают более выраженными лидерскими качествами личности, а у младших подростков эти качества выражены слабее. Процент старших подростков, обладающих достаточным уровнем лидерских качеств личности, значительно выше, чем у младших подростков.
Были изучены различия между типами межличностных отношений подростков. Были получены данные, свидетельствующие о существовании различий между младшими и старшими подростками по типам отношений к окружающим. Младшие подростки склонны к недоверчиво-скептическому, покорно-застенчивому, зависимо-послушному типам межличностных отношений. У старших подростков доминируют властно-лидирующий, независимо-доминирующий, прямолинейно-агрессивный, сотрудничающий- конвенциональный, ответственно-великодушный типы межличностных отношений.
С целью подтверждения гипотезы нами был применен непараметрический статистический критерий для трёх независимых выборок Н-Крускала-Уоллиса, в ходе которого были выявлены значимые различия между исследуемыми показателями, а именно: младшие подростки с достаточным уровнем лидерских качеств имеют большую выраженность таких показателей межличностных отношений, как «властный- лидирующий», «сотрудничающий-конвенциональный», «ответственный- великодушный». У подростков с низким уровнем качеств более выражены «покорный-застенчивый», «зависимый-послушный», «недоверчивый- скептический» типы межличностных отношений. У старших подростков с достаточным уровнем лидерских качеств доминируют такие показатели как «властный-лидирующий», «сотрудничающий-конвенциональный»,
«ответственный-великодушный», «дружелюбие». Подростки данной возрастной группы с низким уровнем лидерских качеств обладают сильно выраженными «покорный-застенчивый», «зависимый-послушный»,
«недоверчивый-скептический», «прямолинейный-агрессивный» типами межличностных отношений. Причём были обнаружены различия между группами младших и старших подростков. Подростки с достаточным уровнем лидерских качеств имеют большую выраженность по типам «прямолинейный-агрессивный» и «дружелюбие», в то время как у младших подростков таких различий нет. Эти данные нам говорят об особенностях проявления лидерских качеств личности в подростковом возрасте.
С целью выявления корреляционных связей между показателями межличностных отношений и лидерских качеств подростков нами был применен непараметрический математический метод коэффициент корреляции r-Спирмена. Полученные результаты позволили нам сказать, что лидерские качества личности и межличностные отношения связаны между собой.
В соответствии с полученными результатами мы разработали программу тренинга по развитию лидерских качеств личности у подростков «Я лидер».
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в возможности использования программы тренинга, направленной на развитие лидерских качеств личности подростков, педагогами-психологами образовательных учреждений.
Перспективы дальнейшего исследования проблемы состоят в возможности более глубокого изучения факторов, влияющих на эффективность лидерства в подростковом возрасте.
Таким образом, задачи исследования выполнены, цель достигнута, гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- Развитие лидерских качеств у подростков в учреждениях дополнительного образования
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ КАЧЕСТВ ЛИДЕРА У ПОДРОСТКОВ НА ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЯХ В ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2020 - Взаимосвязь самоотношения и лидерских качеств в подростковом возрасте
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ПОДРОСТКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2017 - ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ СТАТУСОМ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2019 - ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЛИДЕРСТВА В ПОДРОСТКОВОМ И СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ФЕНОМЕНОЛОГИЯ И ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ РЕШИТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2018 - ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016



