СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ США В ГОДЫ ПРЕЗИДЕНТСТВА Б.ОБАМЫ: ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
|
Введение 3
ГЛАВА 1. Внешнеполитическая стратегия США при администрации Б. Обамы 11
1.1 Основной концепт внешнеполитической стратегии США в период президентства Б. Обамы 11
1.2 Трансформация приоритетов в обеспечении национальной безопасности США в 2015 г 19
ГЛАВА 2. Реализация стратегии национальной безопасности США во внешней политике 32
2.1. Возобновление и сохранение мирового лидерства США 32
2.2. Обеспечение экономического процветания страны 40
2.3 Распространение универсальных ценностей за рубежом 46
2.4. Поддержание мира и стабильности в различных регионах планеты 51
Заключение 62
Библиография 65
ГЛАВА 1. Внешнеполитическая стратегия США при администрации Б. Обамы 11
1.1 Основной концепт внешнеполитической стратегии США в период президентства Б. Обамы 11
1.2 Трансформация приоритетов в обеспечении национальной безопасности США в 2015 г 19
ГЛАВА 2. Реализация стратегии национальной безопасности США во внешней политике 32
2.1. Возобновление и сохранение мирового лидерства США 32
2.2. Обеспечение экономического процветания страны 40
2.3 Распространение универсальных ценностей за рубежом 46
2.4. Поддержание мира и стабильности в различных регионах планеты 51
Заключение 62
Библиография 65
Актуальность темы данного исследования определена необходимостью глубокого понимания процесса развития современных международных отношений и принятия факта, что Соединенные Штаты являются одним из ключевых игроков нового миропорядка. Принятие США ответственности как главного регулятора и координатора международных отношений ставит вопрос о степени оправданности и успешности собственной внешней политики, которая основана на концепции мирового лидерства.
Непростая ситуация, которая сложилась на мировой арене в постбиполярный период и характерная противоречивость вырабатывающегося миропорядка побуждают к всестороннему и более внимательному изучению Стратегий Национальной Безопасности предыдущего Президента США. Ведь приход в Белый Дом Барака Обамы стал ознаменованием конца длинной эпохи в истории США и начала новейшего периода в политической сфере данной страны. Американцы возлагали значительные надежды на президента, ведь он в своей предвыборной программе заявлял о намерении вывести страну из ипотечного экономического кризиса, произошедшего в 2007 году. Начало этого кризиса произошло еще в 2006 году, но только годом позже последовали его катастрофические последствия. Ипотечный кризис перерос в финансовый кризис 2008 года. Вначале в 2007 году пострадали ипотечные организации. Они были вынуждены прекратить выдачу средств, уволить огромное количество своих работников, после чего значительно снизилась стоимость их акций. После этого кризис охватил банковскую отрасль, от него пострадали банки других стран, которые вкладывали средства в американские ипотечные организации. В итоге стоимость американской недвижимости снизилась на 20%. В 2008 году начался экономический кризис в США, который отразился на многих развитых государствах мира. В результате многие экономические показатели рухнули, а в конце того года началась глобальная рецессия. Последствием кризиса, начавшегося в 2008 году, стало снижение объемов
производства, в результате снизились цены на сырье, выросла безработица. Вследствие этого немаловажно отметить тот факт, что в своей внешнеполитической деятельности президент Обама старался оправдать надежды американского электората.
Внешняя политика США, учитывая геополитические и геоэкономические условия, была основана на точке зрения о многополярном мире, что многократно было подчеркнуто при выступлениях Б. Обамы.
Соответственно, актуальность исследования стратегий национальной безопасности Обамы необыкновенно велика. От того, какие подходы к постановке проблем СНБ преобладают в США, от того, какую конфигурацию принимает американская стратегия национальной безопасности, во многом зависит внешняя политика Соединенных Штатов, а, стало быть, и состояние системы международных отношений.
Объектом исследования выступает внешняя политика США при администрации Барака Обамы (2009 - 2015 гг.).
Предметом исследования является процесс реализации во внешней политике США стратегий национальной безопасности, разработанных в период правления Б. Обамы (2009 - 2015 гг.).
Выбор хронологических рамок обусловлен двумя сроками президентства Б. Обамы (2009 - 2015 гг.), при освещении некоторых вопросов допускается ретроспектива от начала 2000-х годов.
Цель выпускной квалификационной работы - изучение и анализ эволюции внешнеполитического аспекта реализации стратегий национальной безопасности США, действовавших в годы президентства Б. Обамы. Исходя из провозглашенной цели, задачи исследования формулируются следующим образом:
1) изучить основной концепт внешнеполитической стратегии США в период
президентства Б. Обамы
2) определить предпосылки, причины и сущность трансформации подходов
в обеспечении национальной безопасности США в 2015 г;
3) охарактеризовать процесс возобновления и последующего сохранения
мирового лидерства США при администрации Б. Обамы;
4) проанализировать реализацию мер по достижению экономического
процветания США в исследуемый период;
5) рассмотреть усилия США по распространению универсальных ценностей
за рубежом;
6) оценить внешнюю политику Соединенных Штатов в области
поддержания мира и стабильности в различных регионах планеты.
Методологическая основа выпускной квалификационной работы. В общем виде, применяемые методы могут быть разделены на три категории, которые при получении определенных результатов группируются и создают объективный анализ. Так, на эмпирическом уровне используются методы наблюдения, измерения и сравнения. Метод наблюдения позволяет собрать фактический материал о внешнеполитической деятельности США, который выражается в датах, произошедших событиях, реакции официальных лиц, ответственных за проведение курса внешней политики, их речей и политических решений. Метод измерения позволяет собирать количественные данные тех или иных событий, количество официальных заявлений по определенной теме и т.д. Метод сравнения является одним из основополагающих в исследовании, поскольку необходим для анализа первого и второго президентских сроков Барака Обамы, анализа деятельности администрации Обамы по сравнению с администрацией Буша-младшего.
На уровне теоретическом используются такие методы, как исторический, логический, синтез, дедукция и индукция. Исторический метод используется в связи с тем, что происходит изучение и анализ уже прошедших событий, в контексте конкретных исторических условий и обстоятельств. Логический- в связи с необходимостью формулирования объективных и непротиворечивых заключений. Дедукция и индукция - методы, используемые для выявления объективных закономерностей тех или иных действий США на международной
арене с целью сведения на нет «издержек» неподтвержденных результатов анализа.
На аналитическом уровне происходит использование методов обобщения, формализации, абстрагирования и анализа.
Степень разработанности/изученности темы. При написании выпускной квалификационной работы используются исследования Т. Шаклеиной «Россия и США в новом мировом порядке», «Мегатренды», «Современные американские концепции мирового лидерства»; А. Сущенцова «США и волнения на Арабском Востоке», «Стратегия военного присутствия США в Азии»; «Высвобождение Америки. Преимущества ослабления глобального лидерства США»; М. Соляновой «Дискуссии в США по вопросам миропорядка в 21 веке» .Труды З. Бжезинского «Стратегическое видение: Америка и кризис глобальной власти»; «Великая шахматная доска»; С. Рогова «Россия и США в многополярном мире», «Россия и США: неизбежна ли новая конфронтация?» посвящены анализу роли и места Соединенных Штатов Америки в мировой политической системе и современной структуре международных отношений . Работы данных авторов ведут к единому пониманию концептуальных основ внешней политики США, основанной на реалистической парадигме.
Такие авторы, как, К. Андерсен, Дж. Аркилла, Р. Джервис, изучают различные характеристики внешнеполитической стратегии США .
Более того, при проведении исследования были использованы работы Дж . Ная, Г. Киссинджера, М. Веббера, Р. Кокса, И. Канта, К. Уолтца, а также С. Пауэр, А. Токвиля, объясняющие трансформации внешнеполитической стратегии США, а также новые категориальные и применяемые параметры внешней политики США . Работы таких авторов помогают провести глубокое изучение концептуальных основ внешней политики США, ее направленности, целей и задач, а также причин их трансформации в современной системе международных отношений.
Для написания работы были привлечены материалы научных статей, посвященные приоритетам внешнеполитического курса Б. Обамы, а также направлениям внешней политики США, таким как деятельность США на Ближнем Востоке, отношения с Российской Федерацией и внешнеполитическая деятельность США в АТР .
Научная новизна исследования состоит в том, что определенная актуальная проблематика не имеет всесторонней научной проработки в зарубежной и отечественной литературе. Фактологический материал по тематике эволюции внешней политики США и доктринальных основ в сфере обеспечения национальной и международной безопасности до настоящего времени остается малоизученным.
Источниковая база исследования состоит из нескольких групп источников.
Первой группой используемых источников являются законодательные акты, а именно стратегии национальной безопасности США 2002, 2010 и 2015 гг.; национальная военная стратегия США 2015, а также указы президента США Б. Обамы о кадровых перестановках в ведомствах национальной безопасности, знакомство с которыми позволяет изучить доктринальные основы внешней политики США . Анализ данной группы источников помог определить внешнеполитические цели, задачи и направления деятельности администрации США при Бараке Обаме в области обеспечения национальной безопасности.
Ко второй группе источников были отнесены актовые материалы. К ним можно отнести соглашение о Транстихоокеанском партнерстве и устав Демократической партии США, которые помогли определить долгосрочные цели США, а также основополагающие подходы к осуществлению внешнеполитической деятельности исходя из принадлежности к определенной политической партии . Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной ассамблеей ООН от 10.12.1948г., которая выступает главным гарантом прав человека, является основополагающим документом исторической важности.
К третьей группе источников можно отнести речи и выступления официальных лиц Соединенных Штатов Америки, таких как президент США, вице-президент США, государственный секретарь США, пресс-секретарь
президента США, министр обороны США, а также бывшие президенты США . Анализ данной группы источников явился составной частью доказательной и аналитической части исследования в области выявления категориальных и практических характеристик внешней политики США при Б. Обаме.
Четвертую группу источников составляет делопроизводственная документация, посвященная экономическим вопросам, вопросам военной и национальной безопасности США и борьбе с террористической деятельностью . Анализ такой группы источников позволяет дополнить понимание логики внешнеполитической деятельности США.
Практическая значимость работы состоит в углубленном теоретическом анализе доктринальных основ внешней политики США, позволяющем понять проблемы международной и национальной безопасности в свете новых вызовов и угроз. Оценка внешней политики США через реализацию Стратегий Национальной Безопасности, может быть полезна при изучении вопросов, связанных с формированием и уточнением содержания стратегических доктрин Российской Федерации.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы.
Непростая ситуация, которая сложилась на мировой арене в постбиполярный период и характерная противоречивость вырабатывающегося миропорядка побуждают к всестороннему и более внимательному изучению Стратегий Национальной Безопасности предыдущего Президента США. Ведь приход в Белый Дом Барака Обамы стал ознаменованием конца длинной эпохи в истории США и начала новейшего периода в политической сфере данной страны. Американцы возлагали значительные надежды на президента, ведь он в своей предвыборной программе заявлял о намерении вывести страну из ипотечного экономического кризиса, произошедшего в 2007 году. Начало этого кризиса произошло еще в 2006 году, но только годом позже последовали его катастрофические последствия. Ипотечный кризис перерос в финансовый кризис 2008 года. Вначале в 2007 году пострадали ипотечные организации. Они были вынуждены прекратить выдачу средств, уволить огромное количество своих работников, после чего значительно снизилась стоимость их акций. После этого кризис охватил банковскую отрасль, от него пострадали банки других стран, которые вкладывали средства в американские ипотечные организации. В итоге стоимость американской недвижимости снизилась на 20%. В 2008 году начался экономический кризис в США, который отразился на многих развитых государствах мира. В результате многие экономические показатели рухнули, а в конце того года началась глобальная рецессия. Последствием кризиса, начавшегося в 2008 году, стало снижение объемов
производства, в результате снизились цены на сырье, выросла безработица. Вследствие этого немаловажно отметить тот факт, что в своей внешнеполитической деятельности президент Обама старался оправдать надежды американского электората.
Внешняя политика США, учитывая геополитические и геоэкономические условия, была основана на точке зрения о многополярном мире, что многократно было подчеркнуто при выступлениях Б. Обамы.
Соответственно, актуальность исследования стратегий национальной безопасности Обамы необыкновенно велика. От того, какие подходы к постановке проблем СНБ преобладают в США, от того, какую конфигурацию принимает американская стратегия национальной безопасности, во многом зависит внешняя политика Соединенных Штатов, а, стало быть, и состояние системы международных отношений.
Объектом исследования выступает внешняя политика США при администрации Барака Обамы (2009 - 2015 гг.).
Предметом исследования является процесс реализации во внешней политике США стратегий национальной безопасности, разработанных в период правления Б. Обамы (2009 - 2015 гг.).
Выбор хронологических рамок обусловлен двумя сроками президентства Б. Обамы (2009 - 2015 гг.), при освещении некоторых вопросов допускается ретроспектива от начала 2000-х годов.
Цель выпускной квалификационной работы - изучение и анализ эволюции внешнеполитического аспекта реализации стратегий национальной безопасности США, действовавших в годы президентства Б. Обамы. Исходя из провозглашенной цели, задачи исследования формулируются следующим образом:
1) изучить основной концепт внешнеполитической стратегии США в период
президентства Б. Обамы
2) определить предпосылки, причины и сущность трансформации подходов
в обеспечении национальной безопасности США в 2015 г;
3) охарактеризовать процесс возобновления и последующего сохранения
мирового лидерства США при администрации Б. Обамы;
4) проанализировать реализацию мер по достижению экономического
процветания США в исследуемый период;
5) рассмотреть усилия США по распространению универсальных ценностей
за рубежом;
6) оценить внешнюю политику Соединенных Штатов в области
поддержания мира и стабильности в различных регионах планеты.
Методологическая основа выпускной квалификационной работы. В общем виде, применяемые методы могут быть разделены на три категории, которые при получении определенных результатов группируются и создают объективный анализ. Так, на эмпирическом уровне используются методы наблюдения, измерения и сравнения. Метод наблюдения позволяет собрать фактический материал о внешнеполитической деятельности США, который выражается в датах, произошедших событиях, реакции официальных лиц, ответственных за проведение курса внешней политики, их речей и политических решений. Метод измерения позволяет собирать количественные данные тех или иных событий, количество официальных заявлений по определенной теме и т.д. Метод сравнения является одним из основополагающих в исследовании, поскольку необходим для анализа первого и второго президентских сроков Барака Обамы, анализа деятельности администрации Обамы по сравнению с администрацией Буша-младшего.
На уровне теоретическом используются такие методы, как исторический, логический, синтез, дедукция и индукция. Исторический метод используется в связи с тем, что происходит изучение и анализ уже прошедших событий, в контексте конкретных исторических условий и обстоятельств. Логический- в связи с необходимостью формулирования объективных и непротиворечивых заключений. Дедукция и индукция - методы, используемые для выявления объективных закономерностей тех или иных действий США на международной
арене с целью сведения на нет «издержек» неподтвержденных результатов анализа.
На аналитическом уровне происходит использование методов обобщения, формализации, абстрагирования и анализа.
Степень разработанности/изученности темы. При написании выпускной квалификационной работы используются исследования Т. Шаклеиной «Россия и США в новом мировом порядке», «Мегатренды», «Современные американские концепции мирового лидерства»; А. Сущенцова «США и волнения на Арабском Востоке», «Стратегия военного присутствия США в Азии»; «Высвобождение Америки. Преимущества ослабления глобального лидерства США»; М. Соляновой «Дискуссии в США по вопросам миропорядка в 21 веке» .Труды З. Бжезинского «Стратегическое видение: Америка и кризис глобальной власти»; «Великая шахматная доска»; С. Рогова «Россия и США в многополярном мире», «Россия и США: неизбежна ли новая конфронтация?» посвящены анализу роли и места Соединенных Штатов Америки в мировой политической системе и современной структуре международных отношений . Работы данных авторов ведут к единому пониманию концептуальных основ внешней политики США, основанной на реалистической парадигме.
Такие авторы, как, К. Андерсен, Дж. Аркилла, Р. Джервис, изучают различные характеристики внешнеполитической стратегии США .
Более того, при проведении исследования были использованы работы Дж . Ная, Г. Киссинджера, М. Веббера, Р. Кокса, И. Канта, К. Уолтца, а также С. Пауэр, А. Токвиля, объясняющие трансформации внешнеполитической стратегии США, а также новые категориальные и применяемые параметры внешней политики США . Работы таких авторов помогают провести глубокое изучение концептуальных основ внешней политики США, ее направленности, целей и задач, а также причин их трансформации в современной системе международных отношений.
Для написания работы были привлечены материалы научных статей, посвященные приоритетам внешнеполитического курса Б. Обамы, а также направлениям внешней политики США, таким как деятельность США на Ближнем Востоке, отношения с Российской Федерацией и внешнеполитическая деятельность США в АТР .
Научная новизна исследования состоит в том, что определенная актуальная проблематика не имеет всесторонней научной проработки в зарубежной и отечественной литературе. Фактологический материал по тематике эволюции внешней политики США и доктринальных основ в сфере обеспечения национальной и международной безопасности до настоящего времени остается малоизученным.
Источниковая база исследования состоит из нескольких групп источников.
Первой группой используемых источников являются законодательные акты, а именно стратегии национальной безопасности США 2002, 2010 и 2015 гг.; национальная военная стратегия США 2015, а также указы президента США Б. Обамы о кадровых перестановках в ведомствах национальной безопасности, знакомство с которыми позволяет изучить доктринальные основы внешней политики США . Анализ данной группы источников помог определить внешнеполитические цели, задачи и направления деятельности администрации США при Бараке Обаме в области обеспечения национальной безопасности.
Ко второй группе источников были отнесены актовые материалы. К ним можно отнести соглашение о Транстихоокеанском партнерстве и устав Демократической партии США, которые помогли определить долгосрочные цели США, а также основополагающие подходы к осуществлению внешнеполитической деятельности исходя из принадлежности к определенной политической партии . Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной ассамблеей ООН от 10.12.1948г., которая выступает главным гарантом прав человека, является основополагающим документом исторической важности.
К третьей группе источников можно отнести речи и выступления официальных лиц Соединенных Штатов Америки, таких как президент США, вице-президент США, государственный секретарь США, пресс-секретарь
президента США, министр обороны США, а также бывшие президенты США . Анализ данной группы источников явился составной частью доказательной и аналитической части исследования в области выявления категориальных и практических характеристик внешней политики США при Б. Обаме.
Четвертую группу источников составляет делопроизводственная документация, посвященная экономическим вопросам, вопросам военной и национальной безопасности США и борьбе с террористической деятельностью . Анализ такой группы источников позволяет дополнить понимание логики внешнеполитической деятельности США.
Практическая значимость работы состоит в углубленном теоретическом анализе доктринальных основ внешней политики США, позволяющем понять проблемы международной и национальной безопасности в свете новых вызовов и угроз. Оценка внешней политики США через реализацию Стратегий Национальной Безопасности, может быть полезна при изучении вопросов, связанных с формированием и уточнением содержания стратегических доктрин Российской Федерации.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы.
В результате исследования, проведенного в данной работе, сформулированы следующие выводы:
В начале первого президентского срока Барака Обамы Соединенные Штаты Америки столкнулись сразу с несколькими системными кризисами. А именно, это мировой экономический кризис, повлиявший на структуру международных отношений; недоверие к внешнеполитической деятельности США; создание новых интеграционных объединений без участия США; сближение акторов мировой политики на предмете общности интересов или идентичности без особой роли Соединенных Штатов Америки; а также рост террористической угрозы и создание инструментов экономической независимости от США в структуре развития внутренних производительных сил, кризис системы коллективной безопасности, возникший в результате политики унилатерализма Джорджа Буша-младшего и, в связи с этим, появлением негативного образа США в странах Ближнего Востока и практическим распадом НАТО как системы коллективных действий и системы обороны.
В сложившихся обстоятельствах администрация Обамы была вынуждена выработать внешнеполитическую стратегию исходя из сложившихся обстоятельств. Казавшаяся на первый взгляд неолиберальной Стратегия Национальной Безопасности 2010 года из-за своей неэффективности и неспособности достижения внешнеполитических задач США была заменена на новую «гибридную» модель, более эффективную в обеспечении национальной безопасности страны.
Отметим, что Стратегии Национальной Безопасности 2010 и 2015 не совсем идентичны друг другу, хоть и были изданы при одной и той же администрации. Остановимся на результатах их реализации во внешней политике.
Администрация Барака Обамы провозгласила политику построения многополярного мира, в котором США останутся лидерами. После неудачных попыток навязать собственное видение перспектив развития международной системы, администрация Б. Обамы предложила новый сценарий выстраивания международных отношений путем увеличения роли других акторов на мировой политике. Это позволит увеличить вес их внешнеполитических решений и одновременно поддержать Соединенные Штаты Америки в реализации и защите национальных интересов, поскольку национальные интересы США, в этом случае становятся общими интересами и для других акторов.
Исследование показало, что важную роль в соответствии со Стратегиями национальной безопасности США отводилось категории «лидерства». Хотя итоги 2016 говорят о том, что Америка сохранила за собой статус центра мировой торговли, мировой финансовой системы, доминирование в военном, экономическом и социальном потенциале, безусловным лидером на мировой арене Соединенным Штатам стать так и не удалось.
Относительно экономического процветания США в период президентства Б. Обамы изученные материалы показали, что цель Стратегии Национальной Безопасности не достигнута: американская экономика не вернула себе устойчивую основу для дальнейшего развития. Б. Обама не смог создать во внешнеполитическом курсе защиту от экономических спадов.
Кроме того, администрация Б. Обамы должна заняться проблемой изменения климата, которое может оказать серьезное воздействие на экономику.
В контексте реализации еще одного направления Стратегии Национальной Безопасности - распространения своих универсальных ценностей за рубежом, в области демократизации и защиты прав человека, изученные документы свидетельствуют о масштабах планов на экспорт демократии, а также стремлении усилить доминирование США на мировой арене, как единственного регулятора и строителя демократии в мире. Но к окончанию президентства Б. Обамы оказалось, что планы по распространению универсальных ценностей были слишком амбициозны, а Соединённым Штатам следует уделить больше внимания укреплению демократических ценностей внутри своего государства.
В сфере обеспечения стабильности и безопасности на территории всего мира, США заявляли об очень масштабных задачах. И действительно некоторые из них были достигнуты, а именно, основные войска из Ирака были выведены к концу 2011 года, с Россией подписан новый Договор СНВ и так далее. В период 2008-2012 гг. администрация Обамы, с одной стороны, выступила в роли довольно активного инициатора по созданию новых внешнеполитических условий. Одним из знаковых трендов тех лет стала перезагрузка отношений с Россией. Была отменена поправка Джексона-Веника, пописан масштабный СНВ-3, договор по мирному атому, создана беспрецедентная для двусторонних отношений конструкция - межпрезидентская комиссия, насчитывавшая 21 рабочую группу по всем основным направлениям сотрудничества. Но повторимся, данные события имели поверхностный характер и не имели дальнейшего конструктивного продолжения. Главная проблема была в том, что США не смогли начать воспринимать Россию как перспективного партнера для регулирования вопросов миропорядка.
Второй срок Обамы в полной мере показал недостатки стратегического планирования демократической администрации. Американское лидерство оказалось не готово к терроризму, «Аль-Каиде», арабской весне и другим серьёзным проблемам. Вместо того, чтобы удержать ситуацию под контролем, команда Обамы только усугубила ситуацию. Барак Обама, проявив свою фирменную половинчатость, понимая, что может невольно создать новый Ирак, все же оказал прямую поддержку повстанческим силам, способствовал закрытию воздушного пространства страны, позволив уничтожить режим Каддафи и его самого. Подобная политика привела к небывалому итогу - фактическому созданию террористического государства, настоящей бедой цивилизации.
Другой ключевой проблемой стал разлад отношений с Россией. Перезагрузка неожиданно быстро сменилась охлаждением отношений. Особое место здесь занимает, конечно же, украинский кризис. Остальные внешнеполитические усилия Барака Обамы, которые он старается представить как достижения - сделка с Ираном, нормализация отношений с Кубой, - носят в основном тактический характер.
В целом реализация стратегии национальной безопасности во внешней политике 44-ого президента США может быть признана незаконченной, а по некоторым направлениям даже неудачной. Трагедия в том, что эта половинчатость, вполне допустимая для 1990-х годов, в век вызовов привела к сложным последствиям. Мир вышел на перепутье, а США показали свою неготовность обеспечивать развитие системы международных отношений и купировать глобальные вызовы. Даже на эмоциональном уровне многие убедились в том, что США не смогли стать объединителем цивилизаций и на протяжении уже многих лет идут по пути утраты авторитета. Это должно стать поводом беспокойства для всех и привести к серьезной попытке создать реально действующие механизмы разрешения мировых проблем.
В начале первого президентского срока Барака Обамы Соединенные Штаты Америки столкнулись сразу с несколькими системными кризисами. А именно, это мировой экономический кризис, повлиявший на структуру международных отношений; недоверие к внешнеполитической деятельности США; создание новых интеграционных объединений без участия США; сближение акторов мировой политики на предмете общности интересов или идентичности без особой роли Соединенных Штатов Америки; а также рост террористической угрозы и создание инструментов экономической независимости от США в структуре развития внутренних производительных сил, кризис системы коллективной безопасности, возникший в результате политики унилатерализма Джорджа Буша-младшего и, в связи с этим, появлением негативного образа США в странах Ближнего Востока и практическим распадом НАТО как системы коллективных действий и системы обороны.
В сложившихся обстоятельствах администрация Обамы была вынуждена выработать внешнеполитическую стратегию исходя из сложившихся обстоятельств. Казавшаяся на первый взгляд неолиберальной Стратегия Национальной Безопасности 2010 года из-за своей неэффективности и неспособности достижения внешнеполитических задач США была заменена на новую «гибридную» модель, более эффективную в обеспечении национальной безопасности страны.
Отметим, что Стратегии Национальной Безопасности 2010 и 2015 не совсем идентичны друг другу, хоть и были изданы при одной и той же администрации. Остановимся на результатах их реализации во внешней политике.
Администрация Барака Обамы провозгласила политику построения многополярного мира, в котором США останутся лидерами. После неудачных попыток навязать собственное видение перспектив развития международной системы, администрация Б. Обамы предложила новый сценарий выстраивания международных отношений путем увеличения роли других акторов на мировой политике. Это позволит увеличить вес их внешнеполитических решений и одновременно поддержать Соединенные Штаты Америки в реализации и защите национальных интересов, поскольку национальные интересы США, в этом случае становятся общими интересами и для других акторов.
Исследование показало, что важную роль в соответствии со Стратегиями национальной безопасности США отводилось категории «лидерства». Хотя итоги 2016 говорят о том, что Америка сохранила за собой статус центра мировой торговли, мировой финансовой системы, доминирование в военном, экономическом и социальном потенциале, безусловным лидером на мировой арене Соединенным Штатам стать так и не удалось.
Относительно экономического процветания США в период президентства Б. Обамы изученные материалы показали, что цель Стратегии Национальной Безопасности не достигнута: американская экономика не вернула себе устойчивую основу для дальнейшего развития. Б. Обама не смог создать во внешнеполитическом курсе защиту от экономических спадов.
Кроме того, администрация Б. Обамы должна заняться проблемой изменения климата, которое может оказать серьезное воздействие на экономику.
В контексте реализации еще одного направления Стратегии Национальной Безопасности - распространения своих универсальных ценностей за рубежом, в области демократизации и защиты прав человека, изученные документы свидетельствуют о масштабах планов на экспорт демократии, а также стремлении усилить доминирование США на мировой арене, как единственного регулятора и строителя демократии в мире. Но к окончанию президентства Б. Обамы оказалось, что планы по распространению универсальных ценностей были слишком амбициозны, а Соединённым Штатам следует уделить больше внимания укреплению демократических ценностей внутри своего государства.
В сфере обеспечения стабильности и безопасности на территории всего мира, США заявляли об очень масштабных задачах. И действительно некоторые из них были достигнуты, а именно, основные войска из Ирака были выведены к концу 2011 года, с Россией подписан новый Договор СНВ и так далее. В период 2008-2012 гг. администрация Обамы, с одной стороны, выступила в роли довольно активного инициатора по созданию новых внешнеполитических условий. Одним из знаковых трендов тех лет стала перезагрузка отношений с Россией. Была отменена поправка Джексона-Веника, пописан масштабный СНВ-3, договор по мирному атому, создана беспрецедентная для двусторонних отношений конструкция - межпрезидентская комиссия, насчитывавшая 21 рабочую группу по всем основным направлениям сотрудничества. Но повторимся, данные события имели поверхностный характер и не имели дальнейшего конструктивного продолжения. Главная проблема была в том, что США не смогли начать воспринимать Россию как перспективного партнера для регулирования вопросов миропорядка.
Второй срок Обамы в полной мере показал недостатки стратегического планирования демократической администрации. Американское лидерство оказалось не готово к терроризму, «Аль-Каиде», арабской весне и другим серьёзным проблемам. Вместо того, чтобы удержать ситуацию под контролем, команда Обамы только усугубила ситуацию. Барак Обама, проявив свою фирменную половинчатость, понимая, что может невольно создать новый Ирак, все же оказал прямую поддержку повстанческим силам, способствовал закрытию воздушного пространства страны, позволив уничтожить режим Каддафи и его самого. Подобная политика привела к небывалому итогу - фактическому созданию террористического государства, настоящей бедой цивилизации.
Другой ключевой проблемой стал разлад отношений с Россией. Перезагрузка неожиданно быстро сменилась охлаждением отношений. Особое место здесь занимает, конечно же, украинский кризис. Остальные внешнеполитические усилия Барака Обамы, которые он старается представить как достижения - сделка с Ираном, нормализация отношений с Кубой, - носят в основном тактический характер.
В целом реализация стратегии национальной безопасности во внешней политике 44-ого президента США может быть признана незаконченной, а по некоторым направлениям даже неудачной. Трагедия в том, что эта половинчатость, вполне допустимая для 1990-х годов, в век вызовов привела к сложным последствиям. Мир вышел на перепутье, а США показали свою неготовность обеспечивать развитие системы международных отношений и купировать глобальные вызовы. Даже на эмоциональном уровне многие убедились в том, что США не смогли стать объединителем цивилизаций и на протяжении уже многих лет идут по пути утраты авторитета. Это должно стать поводом беспокойства для всех и привести к серьезной попытке создать реально действующие механизмы разрешения мировых проблем.
Подобные работы
- ПОЛИТИКА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ БАРАКЕ ОБАМЕ: ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2017 - Евроатлантическая политика США в годы президентства Б. Обамы (2008-2016 гг.)
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2018 - Концепция Большого Ближнего Востока
во внешней политике США в XXI веке
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Политика США в отношении БРИКС с 2009 по 2017 гг.
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛИТИКИ США В АТР В XXI ВЕКЕ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2016 - Американо-китайские отношения на современном этапе (2000-2017 гг.)
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - АМЕРИКАНСКАЯ МЕЧТА КАК ЧАСТЬ ВНЕШНЕЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ
США ПО ОТНОШЕНИЮ К РОССИИ С КОНЦА XX ВЕКА ПО НАСТОЯЩЕЕ
ВРЕМЯ
AMERICAN DREAM AS A PART OF THE FOREIGN CULTURAL POLICY OF THE
USA TOWARDS RUSSIA FROM THE END OF THE XX CENTURY TO THE
PRESENT TIME
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2017 - Формирование внешнеполитического имиджа государства на примере России и США (2012 – 2016 гг.)
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2019 - УЙГУРСКАЯ ПРОБЛЕМА В АМЕРИКАНО-КИТАЙСКИХ ОТНОШЕНИЯХ В XXI ВЕКЕ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2018



