ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ДОЗНАНИЯ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ДОЗНАНИЯ В БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНЕ
РАЗДЕЛ III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ДОЗНАНИЯ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы дипломного исследования. Оперативная обстановка в сфере внешнеэкономической деятельности на единой таможенной территории продолжает характеризоваться как нестабильная. Это объясняется наличием таких негативных факторов, как международный терроризм, организованная преступность и коррупция, незаконный оборот наркотиков и оружия, отмывание преступных доходов, незаконная миграция и других.
Борьба с преступлениями в сфере внешнеэкономической деятельности (ВЭД) является одной из важнейших задач, поставленных перед таможенными органами Стратегией развития таможенных органов.
Федеральная таможенная служба, являясь федеральным органом исполнительной власти в области таможенного дела, обеспечивает выполнение функций государства по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенной политики, а также функций агента валютного контроля и специальных функций по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.
Согласно статистическим данным Федеральной таможенной службы (ФТС России) с каждым годом количество преступлений, выявленных таможенными органами, неуклонно растет. Так, по итогам работы за 2014 год таможенными органами Российской Федерации возбуждено 1 890 уголовных дел (в 2013 году - 1 917 дел). В том числе в отношении конкретных лиц возбуждено 1 185 уголовных дел (в 2013 году - 1 037), за 2015 год таможенными органами Российской Федерации возбуждено 2031 уголовное дело. Это на 7,5% больше, чем в 2014 году (1890 дела). В отношении конкретных лиц возбуждено 1213 уголовных дел (1185). По итогам работы за 2016 год, таможенными органами Российской Федерации возбуждено 2235 уголовных дела. Это на 10% больше, чем за аналогичный период 2015 года (2031).
Специфика сложноорганизованных таможенных преступлений, требует всестороннего, быстрого и полного расследования всех обстоятельств дела, с целью выявления не только исполнителя, но и всех иных участников противоправного деяния. Одним из важнейших инструментов борьбы с таможенными преступлениями является уголовно - процессуальная деятельность. В таможенных органах она представлена в виде выполнения функции органа дознания.
Правовую основу деятельности таможенных органов как органов дознания составляют Уголовно-процессуальный и Уголовный кодекс Российской Федерации .
Кроме того, стоит отметить, что данная деятельность таможенных органов детально регламентированы иными нормативными правовыми актами федерального, межведомственного и внутриведомственного характера.
Степень изученности темы. Теоретические предпосылки наделения таможни правами органа дознания содержатся в трудах В.А. Авдодина, А.И. Александрова и А.В. Федорова, О.А. Блиновой, В.А. Жбанкова, В.И. Козлова, М.М. Колесниковой, А.Г. Никольской, А.А. Подопригора, Т.В. Яшиной.
Вопросы стадии возбуждения уголовного дела находятся в центре внимания и ученых-процессуалистов. Данная проблема рассматривается у В.А. Авдонина, К.А. Бабаяна, М.А. Дударец, Н.И. Кима, В.И. Козловой, М.О. Румянцевой.
Проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью совершенствования процесса дознания таможенных органов и недостаточным концептуальным обоснованием технологий повышения эффективности данной деятельности.
Объектом дипломного исследования является совершенствования процесса дознания по преступлениям, отнесенным к таможенным органам.
В качестве предмета исследования выступают способы организации процесса дознания Белгородской таможни.
Цель дипломного исследования заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию процесса дознания таможни.
Исходя из цели дипломного исследования можно выделить ряд задач дипломного исследования:
- изучить теоретические основы организации уголовно-процессуальной деятельности таможни;
- проанализировать практику организации уголовно-процессуальной деятельности Белгородской таможни;
- предложить направления совершенствования организации уголовно-процессуальной деятельности таможни.
В качестве теоретико-методологической основы исследования выступали идеи и научные взгляды, отражённые в трудах отечественных авторов, посвящённых исследованию вопросов теории познания, теории доказывания, криминалистики, таможенного права (В.В. Макрусев и А.В. Сафронов, А.Я. Черныш и Л.А. Жигун) 1. В исследовании также использовался содержательный подход, позволивший изучить содержание и структуру доказывания по делам об административных правонарушениях (А.Ф. Андреев и В.В. Макрусев; В.С. Анфилатов, А.А. Емельянов, и А.А. Кукушкин, Ю.П. Гармаев, А.В. Губин, Ю.Е. Гупанова, А.В. Зубач, Е.А. Пятикова, Л.Л. Хомяков).
Методологическую основу дипломного исследования также составили логический метод (в общем изложении материала, а также в процессе формирования выводов); статистический метод (анализ и обобщение результатов правоприменительной деятельности таможенных органов); метод системного анализа (при соотнесении теории доказывания и теории доказательств, теории доказывания и доказательственного права); метод аналогии.
Эмпирическую базу дипломного исследования составили: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, затрагивающие проблемы деятельности таможенных органов, Таможенный кодекс Таможенного союза, указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации .
Научно-практическая значимость дипломного исследования заключается в том, что выводы, представленные в работе развивают положения теории дознания по преступлениям, отнесенным к таможенным органам, способствуют определению перспективных направлений последующих научных исследований в области организации взаимодействия субъектов, выявления и расследования таможенных преступлений, а также выступают как определенный результат поиска адекватных мер реагирования правоохранительных подразделений таможенных органов на имеющиеся дестабилизирующие угрозы в сфере внешнеэкономической деятельности. Предложения и рекомендации, содержащиеся в дипломной работе, могут быть использованы для совершенствования процесса дознания таможенных органов.
Структура дипломной работы представлена введением, тремя разделами, заключением, списком источников и литературы.
Таможенные органы занимают ключевое место в системе обеспечения экономической безопасности страны. В соответствии со ст. 7 ТКТС, таможенные органы государств-членов Таможенного союза являются органами дознания по делам о контрабанде, об уклонении от уплаты таможенных платежей и иных преступлениях, отнесенных законом к их компетенции.
Специфика и высокая латентность контрабанды и иных таможенных преступлений определяют необходимость особого подхода к организации борьбы с ними, в том числе и в уголовно-процессуальной сфере. Международный опыт деятельности таможенных служб зарубежных стран показывает, что наивысшие достижения в деле борьбы с этой разновидностью преступлений объективно связаны и предопределяются деятельностью специализированных розыскных и следственных подразделений в надлежащей координации с иными правоохранительными органами. В этой связи представляется целесообразным наделение таможни функциями органов дознания.
Деятельность дознания таможенных органов, является частью правоохранительной деятельности таможни, направленная на противодействие преступлениям, отнесенным в соответствии с законодательством, к компетенции таможенных органов в рамках уголовно-процессуальной деятельности.
Однако организация уголовно-процессуальной деятельности таможни нуждается в тщательном научном осмыслении, опирающемся на исторический, зарубежный опыт наделения таможни указанными функциями. Значимым для повышения эффективности противодействия контрабанде и иными преступлениям, отнесенным к компетенции таможенных органов, является также анализ практической деятельности дознания таможни.
Исследование теоретических основ организации дознания таможни показало, что деятельность дознания таможни имеет богатую историю и позитивный опыт в направлении борьбы с контрабандой и иными таможенными преступлениями.
Основным содержанием деятельности дознания таможенных органов является принятие заявлений о преступлении, возбуждение уголовных дел, производство по уголовным делам, передача материалов по подследственности, в соответствии с законодательством, передача материалов для судебного разбирательства.
Проведенный анализ сложившейся практики организации процесса дознания в таможенных органах (на примере Белгородской таможни) позволяет сделать вывод о том, что Белгородская таможня является одной из крупнейших в России, одной из ее важнейших задач является борьба с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела и нарушениями таможенного законодательства. Дознание в таможенных органах Белгородской области является неотъемлемым инструментом защиты экономических интересов Российской Федерации и борьбы с преступлениями, отнесенными к их компетенции.
В соответствии с проведенным анализом динамики расследования преступлений, необходимо отметить, что изучение практики работы правоохранительных подразделений Белгородской таможни за последний период свидетельствует об определенных недостатках ее организации. Анализ результатов работы отдела дознания свидетельствует о наличии существенных проблем в организации ее деятельности. Эти недостатки связаны как с прошедшими изменениями в законодательстве, урезавшие ряд полномочий дознания таможни, так и падением товаро- и грузопоток с Украиной, так и с недостаточно эффективно организованной деятельностью оперативных подразделений Белгородской таможни в целях достижения максимально возможных результатов.
При проведении анализа деятельности отдела дознания Белгородской таможни были выявлены следующие проблемные вопросы, которые требуют своего решения: активное противодействие расследованию таможенных преступлений со стороны криминальных кругов; недостаточно разработанный механизм обеспечения защиты должностных лиц таможни, недоработки и пробелы в уголовно-процессуальном законодательстве, наличие слишком большого количества оценочных понятий и категорий; недостаточно эффективное взаимодействие дознания таможни с прокурором, а так же оперативно-розыскными подразделениями таможенных органов, проблемы формирования доказательств полученных оперативно-розыскным путем, в том числе, лицами, оказывающими конфиденциальное содействие таможенным органам.
Для решения выявленных в проведенном анализе проблем были предложены следующие рекомендации, которые позволят усовершенствовать оперативно-розыскную деятельность таможенных органов в Белгородской таможне: увеличить социально-экономическое обеспечение сотрудников таможенных органов; обеспечить стабильность службы, улучшив механизм защиты должностных лиц от попыток оказать давление, в связи с исполнением своих обязанностей; ликвидировать пробелы в уголовно-процессуальном законодательстве, уменьшив количество оценочных понятий и категорий; улучшить взаимодействие с курирующим деятельность прокурором, а также оперативно-розыскными подразделениями; решить на законодательном уровне проблемы со сбором и предоставлением доказательств, в том числе, полученным оперативно-розыскным путем.
Правоохранительная деятельность с каждым годом терпит различные изменения, особенно в последние годы. Роль дознания таможни в вопросах борьбы с преступностью и обеспечении экономической безопасности была урезана, но при правильной организации, может все еще оставаться эффективным инструментом противодействию преступлениям, отнесенным к компетенции таможенных органов, в рамках уголовно-процессуальной деятельности.
1. Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря 2008 года [Текст] // Российская газета. - 2009. - № 7 (4831). - 21 января.
2. О безопасности [Текст] : федер. закон от 28 декабря 2010 № 390- ФЗ (ред. от 05.10.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2011. - № 1. - Ст. 2.
3. О государственной гражданской службе Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2004. - № 31. - Ст. 3215.
4. Об оперативно-розыскной деятельности [Текст] : федер. закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. -1995.- № 33. - Ст. 3349.
5. О таможенном регулировании в Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ // Российская газета. - 2010. - № 269. - 29 ноября.
6. О ратификации Договора о Таможенном кодексе Таможенного
союза [Текст]: федер. закон от 2 июня 2010 г. № 114-ФЗ// Собр.
законодательства Рос. Федерации. - 2010. - № 23. - Ст. 2796.
7. .Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru.
8. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к
Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. № 17) [Текст] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2010. - № 50. - Ст. 6615.
9. Уголовный кодекс Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 13 июня 1996г. № 63-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. -
1996. - №25. - Ст. 2954.
10. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: от 18.12.2001 № 174 - ФЗ (ред. от 17.04.2017) [Текст] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2001. - № 52. (ч.1) - Ст. 4921.
11. Вопросы Министерства финансов Российской Федерации [Текст]: Указ Президента Российской Федерации от 15 января 2016 г. № 12 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
12. Вопросы Федеральной таможенной службы [Текст] : Указ Президента Российской Федерации от 11 мая 2006 г. № 473 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2006. - № 20. - Ст. 2162.
13. О Федеральной таможенной службе [Текст] : Постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2013 г. № 809 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2013. - № 38. - Ст. 4823.
14. О стратегии развития Таможенной службы Российской Федерации до 2020 года [Текст]: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2575 р // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2013. - № 2. - Ст. 109.
15. Об утверждении Инструкции о порядке изъятия, хранения, учета, передачи и уничтожения вещественных доказательств, ценностей и иного имущества по уголовным делам и материалам проверок сообщений о преступлениях в таможенных органах Российской Федерации [Текст]: Приказ ФТС России от 25.12.2006 N 1363 (ред. от 12.11.2012) // Справочно¬правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
16. Авдодин, В.А. О свойствах личности преступника при решении идентификационных, классификационных и диагностических задач [Текст] /
В.А. Авдонин // Судебная экспертиза в парадигме российской науки (к 85- летию Ю.Г. Корухова): сборник материалов 54-х криминалистических чтений. М., ИЗД-ВО, ЛЕКС, 2013. 324 с.
17. Андреев, А.Ф., Макрусев В.В. Основы теории управления
[Текст] / А.Ф. Андреев, В.В. Макрусев. - М.: Изд-во Российской
таможенной акад., 2012. - 288 с.
18. Анфилатов, B.C. Системный анализ в управлении [Текст] / В.С. Анфилатов, А.А. Емельянов, А.А. Кукушкин. - М.: Финансы и статистика,2012.- 368 с.
19. Александров, А.И., Федоров, А.В. Формирование российского уголовно-процессуального законодательства, регулирующего деятельность таможенных органов [Текст] // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. - №3 (40). -
2011. - С. 3-6.
20. Астафьев, Ю.В. Совершенствование форм и методов оперативно-розыскной деятельности в правовом государстве [Текст] / Ю.В. Астафьев // Право и политика. - 2015. - № 11. - С. 83-92.
21. Блинова, О.А. Дознание как форма деятельности таможенных органов [Текст] / О.А. Блинова // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. - 2015. - № 13-18. - С. 164¬166.
22. Бабаян, К.А. Совершенствование доказывания по делам об административных правонарушениях в области таможенного дел [Текст]: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / К.А. Бабаян. - Люберцы, 2014. - 220 с.
23. Белгородская таможня на страже экономической безопасности России с 1992 года. URL: https://www.alta.ru/cfo_news/49110/
24. Гаврилов, Б. Н. Разграничение компетенции между следствием и дознанием: коллизии закона и ведомственная разобщенность [Текст] / Б.Н. Гаврилов // Уголовное право. - 2006. - №1. - С. 74-76.
25. Гаврилов, Б. Н. Новеллы уголовного процесса на фоне криминальной статистики [Текст] / Б.Н. Гаврилов // Российская юстиция. -2003.- №10. - С. 25.
26. Гармаев, Ю.П. Теоретические основы формирования криминалистических методик расследования преступлений [Текст] /
Ю.П. Гармаев. - Иркутск: ИЮИ ГП РФ, 2013. - 342 с.
27. Губин, А.В. Развитие теории оценки результатов деятельности таможенных органов [Текст] / А.В. Губин. - М.: Изд-во Российской таможенной акад., 2012. - 119 с.
28. Гупанова, Ю.Е. Концептуальные и методологические основы оптимизационно-адаптивного управления качеством таможенных услуг в условиях неопределенности и риска [Текст] /Ю.Е. Гупанова. - М.: Изд-во Российской таможенной акад., 2011. - 106 с.
29. Дударец, М.А. Совершенствование оперативно-розыскной деятельности оперативных подразделений таможенных органов России по защите от преступных посягательств при перемещении нефти и нефтепродуктов через таможенную границу Евразийского экономического союза [Текст] : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / М.А. Дударец. - Люберцы, 2015. - 30 с.
30. Жбанков, В.А. Криминалистическая характеристика
таможенных преступлений [Текст] / В.А. Жбанков. - М.: Изд-во Российской таможенной акад., 2013. - 144 с.
31. Зубач, А.В., Пятикова, Е.А., Хомяков, Л.Л. Административно-юрисдикционная деятельность таможенных органов [Текст] / А.В. Зубач, Е.А. Пятикова, Л.Л. Хомяков. - М.: Изд-во Российской таможенной акад.,2013. 144 с.
32. Карякин, В.А. Полномочия таможенных органов в современном
уголовном судопроизводстве [Текст] / В.А. Карякин // Таможенное дело. -
2012. - №3. С 11 - 12 Режим доступа:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=CJI;n=66152#0
33. Ким, Н.А. Совершенствование правового регулирования назначения административных наказаний в области таможенного дела [Текст] : дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.00 / Н.А. Ким. - Люберцы, 2014. 182 с.
34. Козлов, В.И. Совершенствование организации взаимодействия оперативных подразделений и подразделений дознания таможенных органов Российской Федерации в условиях функционирования Евразийского экономического союза [Текст] : автореф. дис. ... канд. юрид. наук /
В.И. Козлов. - Люберцы, 2015. 23 с.
35. Козлов, В.И. О совершенствовании взаимодействия подразделений дознания и оперативно-розыскных подразделений таможенных органов России [Текст] / В.И. Козлов // Вестник Российской таможенной академии. 2013. № 4 (25). С. 62-67.
36. Корякин, В.А. Полномочия таможенных органов в современном
уголовном судопроизводстве / В.А. Корякин // Таможенное дело. - 2012. - № 3. - С. 32-38. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://elibrary.ru/item.asp?id=18096.
37. Куликов, В.В. Уголовный процесс. Методика предварительного следствия и дознания [Текст] / В.В. Куликов. - М.: Норма, 2015. С. 94-95.
38. Курбанова, Е.М. Некоторые современные проблемы,возникающие при обнаружении признаков таможенных преступлений [Текст] / Е.М. Курбанова // Таможенный вестник. - 2013. - № 3. - С. 21.
39. Макрусев, В.В., Сафронов, А.В. Государственные таможенные услуги [Текст] / В.В. Макрусев. - М.: Изд-во Российской таможенной акад., 2011. 194с.
40. Материалы официального сайта Центрального таможенного управления [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ctu.customs.ru/.
41. Материалы официального сайта Федеральной таможенной
службы [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=24719: -2016 &catid=55:2011-01-24-16-40-26 .
42. Митюкова, М.А. К вопросу о системе неотложных следственных
действий в уголовном процессе России [Электронный ресурс] / М.А. Митюкова. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та. - Режим доступа:
https: //docviewer.yandex.ru/view.
43. Никольская, А.Г. Уголовная ответственность за таможенные преступления [Текст] / А.Г. Никольская. - М. : Изд-во Российской таможенной акад., 2014. - 129 с.
44. Петрушко, Е.Н., Шкилёв, В.В. Основные направления совершенствования экономической безопасности Российской Федерации на современном этапе развития таможенной службы [Текст] / Е.Н. Петрушко,
В.В. Шкилёв // Научные ведомости Белгородского государственного университета. - 2015. - № 19 (216). - С. 91.
45. Подопригора, А.А. Понятие и специфика расследования таможенных преступлений [Текст] / А.А. Подопригора // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. - 2015. - № 2 (19). - С.35-39.
46. Румянцева, М.О. Особенности уголовно-процессуальной деятельности по возбуждению уголовных дел о преступлениях, отнесенных к компетенции таможенных органов [Текст] : автореф. дис. ... канд. юрид. наук /М.О. Румянцева. - Люберцы, 2010. - 28 с.
47. Супрун, С. В. Подследственность и полномочия по производству неотложных следственных действий [Текст] / С.В. Супрун // Уголовное право. - 2009. - №6. - С. 94.
48. Толстухин, Т. В. Таможенные преступления [Текст] /Т.В. Толстухин // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. - 2012. - № 2. - С. 123.
49. Черныш, А.Я., Жигун, Л.А. Теория экономики таможенного дела [Текст] /А.Я. Черныш, Л.А. Жигун. - М. .: Изд-во Российской таможенной акад., 2012. 200 с.
50. Яшина, Т.В. Теоретические аспекты методики прокурорского надзора за уголовно-процессуальной деятельностью органов дознания таможенных органов [Текст] / Т.В. Яшина // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. - 2014. - № 15. - С.207 - 210.