ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1 Предпосылки, цели и основы формирования системы обучения
персонала организации 6
1.2 Классификация методов обучения и критерии обоснования их выбора 12
1.3 Методические подходы и показатели оценки эффективности
системы обучения персонала организации 20
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА В ООО «РУСФИНАНС БАНК» 28
2.1 Организационно - экономическая характеристика ООО «Русфинанс Банк» 28
2.2 Анализ системы управления персоналом в ООО «Русфинанс Банк» 40
2.3 Исследование системы обучения персонала в ООО «Русфинанс Банк» 55
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА В ООО «РУСФИНАНС БАНК» 66
3.1 Рекомендации и мероприятия по совершенствованию системы
обучения персонала 66
3.2 Оценка эффективности рекомендаций и мероприятий по
совершенствованию системы обучения персонала 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 85
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Актуальность темы исследования. В настоящее время главным фактором конкурентоспособности и эффективного функционирования социально-экономических систем выступает кадровый потенциал, эффективное использование которого в организациях направлено на решение комплекса внутрифирменных задач. При этом персонал конкретной организации, являясь ее конкурентным преимуществом, требует постоянного развития и обучения. На сегодняшний день мировой практикой доказано, что конкурентоспособность организации, наряду с технологиями и методами организации производства, определяют обеспеченность квалифицированным персоналом, степенью его мотивации, позволяющими достичь высокого уровня конкурентоспособности работников. Таким образом, только на пересечении трех составляющих - конкурентоспособные технологии, конкурентоспособные методы организации производства и труда, конкурентоспособный персонал - возможно достижение конкурентоспособности организации и ее стратегических целей. По этой причине проблематика развития системы обучения персонала имеет особую актуальность и значимость.
Степень разработанности проблемы. В учебной и научной литературе последних десятилетий уделяется существенное внимание проблеме развития персонала в целом и его обучения в частности. Существенный вклад в развитие исследуемой проблемы внесли российские и зарубежные ученые, среди которых: Н.М. Глухенькая, А.Я. Кибанов, Р.Ю. Кондрашова, К. Мальцев, Е.А. Митрофанова, С.И. Сотникова, И.С. Тузков, Н.В.Федорова Э. Эдмондсон, М. Эффрон и др.
Между тем современные тенденции развития социально-экономических систем и появляющиеся новые инновационные технологии реализации образовательного внутрикорпоративного процесса требуют пересмотра и развития действующих подсистем обучения персонала, что в полной мере относится и к организациям банковской сферы.
Все вышеизложенное и обусловило выбор темы выпускной квалификационной работы и её основную цель.
Объектом исследования является ООО «Русфинанс Банк».
Предметом исследования выступила действующая система обучения персонала и организационно-экономические и управленческие отношения, определяющие влияние системы обучения персонала на эффективность деятельности организации.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в теоретическом обосновании и разработке практических рекомендаций по совершенствованию системы обучения персонала как фактора эффективного функционирования ООО «Русфинанс Банк».
Задачи выпускной квалификационной работы:
1) рассмотреть теоретические аспекты организации системы обучения персонала;
2) дать краткую организационно-экономическую характеристику и провести анализ системы управления персоналом ООО «Русфинанс Банк»;
3) дать оценку действующей системе обучения персонала ООО «Русфинанс Банк»;
4) разработать и обосновать рекомендации и мероприятия по совершенствованию системы обучения персонала ООО «Русфинанс Банк» и оценить их эффективность.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в деятельности ООО «Русфинанс Банк» в ходе совершенствования системы обучения персонала.
Теоретическая и методологическая основа написания выпускной квалификационной работы включает учебные и научные труды отечественных и зарубежных авторов по проблемам развития и обучения персонала, кадрового менеджмента, управления персоналом в современных условиях.
В процессе изучения и обработки материалов использованы общенаучные методы исследования: системный, ситуационный и логический подходы, абстрактно-теоретический и сравнительный, а так же специальные методы исследования, среди которых: монографический, экономико-статистический, наблюдение и социологические методы исследования (анкетирование и опрос).
Информационной базой работы послужили данные финансовой и статистической отчетности ООО «Русфинанс Банк», организационно - распорядительные документы, а так же фактические материалы, характеризующие уровень и систему обучения персонала ООО «Русфинанс Банк».
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целью и задачами исследования и включает введение, три главы, заключение и список использованной литературы
Проведенное в рамках выполнения выпускной квалификационной работы исследование показало, что в целом, система обучения — это многоуровневый, запланированный, поэтапный цикл мероприятий, нацеленный на поддержание и развитие профессионального уровня сотрудников в соответствии со стратегическими и оперативными задачами компании.
В настоящее время все большее количество предприятий проводит активную политику по обучению и подготовке кадров для реализации новых задач повышения конкурентоспособности организации, выпуска конкурентоспособных качественных продуктов и услуг. Наличие квалифицированного мотивированного кадрового потенциала играет важнейшую роль для эффективного и динамичного развития в долгосрочной перспективе.
Объектом исследования выступило общество с ограниченной ответственностью «Русфинанс Банк», которое было создано в мае 1992 г. и в течение своего функционирования претерпело ряд реорганизаций. По состоянию на 31 декабря 2017 г. ООО «Русфинанс Банк» имело 134 структурных подразделений в форме кредитно-кассовых офисов и 2 дополнительных офиса в 68 регионах Российской Федерации.
ООО «Русфинанс Банк» специализируется на потребительском кредитовании населения и предлагает следующие виды кредитов: кредиты на приобретение автомобилей; потребительские кредиты в точках продаж; кредиты наличными и корпоративное кредитование автомобильных дилеров - партнеров Банка по программам автокредитования.
В целом численность персонала ООО «Русфинанс Банк» за рассматриваемые 3 года увеличилась на 15,9 % и составила в 2017 г. 5517 чел. Изучение структуры персонала показало, что в разрезе всех категорий работников преобладающую долю составляют лица женского пола, персонал банка обладает достаточным стажем работы и высоким уровнем образования. Коэффициент текучести в ООО «Русфинанс Банк» следует признать не высоким, его значение в 2015 г. составляло 6,2%, а в 2017 г. увеличилось до 8,5 %. В целом это свидетельствует об удовлетворенности персоналом работой в ООО «Русфинанс Банк».
Проведенное исследование с целью определения актуального состояния критериев, инструментов оценки эффективности системы обучения, позволило сделать следующие выводы:
1. Систему обучения в ООО «Русфинанс Банк» можно считать развитой, она предусматривает совокупность последовательных системных действий, начиная от выявления потребностей в обучении и завершая оценкой эффективности обучения на основе разработанного нормативно-методического обеспечения.
2. Система обучения банка предусматривает как внутрикорпоративное обучение, так и обучение за пределами банка.
3. К наиболее часто используемым методам обучения персонала можно отнести - наставничество, семинары, лекции, тренинги. Большинство занятий для представителей региональных офисов банка реализуется дистанционным образом в форме проведения вебинаров, видеоконференций.
4. Контроль за результатами обучения преимущественно осуществляется посредством анкетирования и тестирования и в рамках проведения аттестации.
6. В целом сотрудники удовлетворены системой обучения в банке, однако по их мнению в банке не создано условия для реализации эффективного самообучения.
К основным проблемам в системе обучения следует отнести не проведение систематической работы по оценке результативности обучения сотрудников и отсутствие обратной связи в целях совершенствования применяемых методов обучения. Кроме того, в ходе определения потребностей в обучении и оценке результатов обучения не используются карты компетенций. Отметим так же, что в организации не в полной мере созданы условия для самообучения сотрудников. При этом стоит учесть, что большинство сотрудников стремятся к получению новых знаний, планируя свое развитие, желая стать более гибкими и адаптивными и высказывая заинтересованность в карьерном росте в банке.
В ходе проведения исследования системы обучения персонала ООО «Русфинанс Банк» выявлены проблемы в организации процесса обучения персонала. Проведенный комплексный анализ позволил определить оптимальные направления совершенствования системы обучения персонала в ООО «Русфинанс Банк», а именно внедрение модели критериальной оценки результатов обучения, предполагающей оценку результатов обучения работниками и руководителями, использование карт компетенций в качестве основного инструмента определения потребностей в обучении и оценки его результатов, а так же изменение направленности обучения от «начальник - обучение-работник» на «собственная инициатива - обучение - результат» посредством создания учебного портала.
В работе обосновано, что реализация предлагаемых мероприятий принесет как экономический, так и социальный эффект.
Полученные результаты говорят о том, что в ходе выполнения выпускной квалификационной работы удалось решить все поставленные задачи и достичь установленной цели.
1. Арсеньев, Ю.Н. Управление персоналом : технологии [Текст]: учебное пособие/ Ю.Н. Арсеньев, С.И. Шелобаев, Т.Ю. Давыдова; Ю.Н. Арсеньев, С.И. Шелобаев, Т.Ю. Давыдова. - Москва : Юнити-Дана, 2012. - 193 с.
2. Атаманчук, Г.В. Культура решений менеджмента [Текст] / Г.В. Атаманчук, Н.М. Кейзеров. - М.: Изд-во РАУ. 2012. - 256 с.
3. Аширов, Д.А. Управление персоналом [Текст]: учеб.пособие / Д.А. Аширов. - М.: Проспект. 2013. - 432с.
4. Веснин, В.Р. Управление персоналом : теория и практика [Текст]: учебник для студентов вузов, аспирантов, преподавателей, руководителей и специалистов-практиков / В.Р. Веснин. - М. : Проспект, 2009. - 688 с.
5. Веснин, В.Р. Стратегическое управление [Текст]: учебник для студентов, аспирантов, преподавателей вузов / В.Р. Веснин. - М. : Проспект, 2015. - 327 с.
6. Викулова, Е.А. Обучение персонала предприятия: принципы, подходы, методы [Текст]/ Е.А. Викулова//Вестник магистратуры. - 2016. - № 4¬2 (55). - С. 124-127.
7. Глухенькая, Н.М. Профессиональное обучение персонала организации: научные подходы и методы [Текст]/ Н.М. Глухенькая//Научное мнение. -
2015. - № 9-2. - С. 41-43.
8. Гулько, А.А. Банковский менеджмент [Текст]: учебное пособие / А.А. Гулько, С.Б. Гладкова, А.Н. Шанина; рец.: М.Е. Лебедева, В.А. Титов. - СПб. : ЛЕМА, 2016. - 207 с.
9. Дементьева, А.Г. Управление человеческими ресурсами: теория и практика [Текст] : учебник для студентов вузов / А.Г. Дементьева; рец.: Р.Б. Ноздрева, Л.Г. Зайцев. - М. : Аспект Пресс, 2015. - 352 с.
10. Дмитриев, М. Е.Особенности обучения персонала организации [Текст]/ М.Е. Дмитриев, А.М. Сережечкин// Вестник Казанского технологического университета. - 2012. - №15. - С. 300-303.
11. Довлекаева, А.А. Корпоративное обучение как метод повышения
лояльности персонала [Текст]/ А.А. Довлекаева//Молодой ученый. - 2017. - № 5 (139). - С. 154-159.
12. Жукова, О.О. Обучение как один из основных элементов развития
персонала организации [Текст]/ О.О. Жукова, Ю.Н.
Никулина//Интерактивная наука. - 2017. - № 2 (12). - С. 189-192.
13.Захаров, В.В. Обучение персонала как инструмент повышения
эффективности предприятия [Текст]/ В.В. Захаров // Управление
инвестициями и инновациями. - 2018. - № 1. - С. 44-47.
14. Исеркипов, М.Т. Затраты банков на обучение персонала: основные
детерминанты [Текст]/ М.Т. Исеркипов//Взгляды креативного общества. -
2016. Т. 5. - № 7. - С. 3-9.
15. Кибанов, А.Я. Служба управления персоналом [Текст]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. "Управление персоналом" / А.Я. Кибанов, В.Г. Коновалова, М.В. Ушакова; рец.: Ю.Г. Одегов, А.Ф. Зубкова. - М. : КноРус, 2010. - 410 с.
16. Кибанов, А.Я. Управление персоналом: теория и практика. Оценка
экономической и социальной эффективности
управления персоналом организации [Текст]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям "Управление персоналом", и "Менеджмент организации" / А.Я. Кибанов; Государственный университет управления ; рец.: Ю.Г. Одегов, А.Ф. Зубкова. - М. : Проспект, 2015. - 41 с.
17. Колетвинова, Е.Ю. Стратегическое управление персоналом [Текст]:
краткий курс / Е.Ю. Колетвинова. - М. : Проспект, 2016. - 144 с.
18. Кондрашова, Р.Ю. Обучение персонала: проблемы и перспективы развития [Текст]/ Р.Ю.Кондрашова//Форум. Серия: Гуманитарные иэкономические науки. -2016. -№ 1 (7). -С. 15-16.
19. Коптева, К.В. Профессиональное обучение как основа развития
персонала организации [Текст]/ К.В. Коптева, О.А. Бакшеева //Основыэкономики, управления и права. - 2013. - 5(11). - С. 77-81.
20. Костерина, Т.М. Банковское дело [Текст]: учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / Т.М. Костерина; рец. М.А. Пессель. - 3-е изд., перераб. и доп. ; книга доступна в ЭБС biblio-online.ru. - М. : Юрайт, 2015. - 333 с.
21. Макашева, Н.П. Обучение и развитие персонала: новые подходы и формы [Текст]/ Н.П. Макашева, О.А. Нестерова // Вестн. Том. гос. ун-та. - 2011. - №11. - С.56-64.
22. Мальцев, К. Ценный кадр: как построить эффективную систему обучения в компании / К. Мальцев; ред. Л. Мамедова. - М. : Альпина Паблишер,2015.- 112 с.
23. Маслобойщикова, Н.В. Обучение персонала организации и оценка его
эффективности [Текст]/ Н.В. Маслобойщикова, Н.Ф.
Бондалетова// Материалы Ивановских чтений. - 2017. - № 4-2 (17). - С. 116-120.
24. Мацусита, К. Философия менеджмента = The Heart of Management / К. Мацусита; пер. с англ. А.Гришин ; ред. М. Оверченко. - М. : Альпина Паблишер, 2016. - 188 с.
25. Митрофанова, Е.А. Управление персоналом теория и практика.
Компетентностный подход в управлении персоналом [Текст]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям
"Управление персоналом" и "Менеджмент организации" / Е.А.
Митрофанова, В.Г. Коновалова, О.Л. Белова; Государственный университет управления ; под ред. А.Я. Кибанова ; рец.: Ю.Г. Одегов, А.Ф. Зубкова. - М. : Проспект, 2015. - 67 с.
26. Моргунов, Е.Б. Управление персоналом: исследование,
оценка, обучение [Текст]: учебное пособие для слушателей магистерских программ Московской высшей школы социальных и экономических наук / Е.Б. Моргунов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ООО "Журнал "Управление персоналом", 2005. - 550 с.
27. Насибуллин, Э. Н. Корпоративное обучение как фактор повышения интеллектуального потенциала персонала организации [Текст]/ Э.Н. Насибуллин // ОТО. - 2010. - №2. - С. 250-261.
28. Никитин, М.В. Разработка критериев оценки эффективности работы
системы внутрифирменного обучения [Текст]/ М.В.
Никитин//Управление развитием персонала. - 2005. - №1. - С. 46-49.
29.Овсянкина, Т.С. Обучение и развитие персонала как способ нематериального стимулирования [Текст]/ Т.С. Овсянкина, М.А.
Канцеляристова, А.В.Коваленко//Экономика устойчивого развития. -
2016. - № 2 (26). - С. 270-274.
30.Одегов, Ю.Г. Оценка эффективности работы с персоналом:
методологический подход [Текст]: уч.-практ. пособие / Ю.Г. Одегов, К.Х. Абдурахманов, Л.Р. Котова. - М.: Издательство «Альфа-Пресс». 2011. - 752 с.
31.Оксинойд, К.Э. Управление персоналом: теория и
практика. Управление социальным развитием и социальная работа с персоналом организации [Текст]: Учебно-практическое пособие : Электронный ресурс / К.Э. Оксинойд, Е.В. Розина; К.Э. Оксинойд, Е.В.Розина; под ред. А.Я. Кибанова. - Москва : Проспект, 2015. - 64 с.
32. Погодина, Г.В. Обязательный курс профессионала кадровой работы для начинающего HR-специалиста [Текст] / Г.В. Погодина. - Новосибирск : Сибирское университетское издательство. 2009. - 384 с.
33. Потапин, М.В. СДО и эффективность обучения в условиях снижения затрат [Текст]/ М.В. Потапин//Управление развитием персонала. - 2015. - №3. - С. 166-172.
34. Пугачева, В.П. Руководство персоналом организации [Текст] / В.П. Пугачева. - М.: Аспект Пресс. 2013. - 279 с.
35. Рогожин, М.Ю. Организация управления персоналом предприятия [Текст] : учебно-практическое пособие/ М.Ю. Рогожин; М.Ю. Рогожин. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа. 2014. - 223 с.
36. Русских, Е.А. Оценка эффективности корпоративного обучения
специалистов [Текст]/ Е.А. Русских//Управление развитием персонала. - 2016. - №2. - С.130-142.
37. Рыбкина, В.А. Обучение и развитие персонала как важная составляющая
кадровой политики организации [Текст]/ В.А. Рыбкина, М.Н.
Ильницкая, О.А. Лымарева//Экономика устойчивого развития. - 2015. - № 4 (24). - С. 113-118.
38. Сапунова, Т.А. Система обучения персонала как управленческий ресурс организации [Текст]/ Т.А. Сапрунова, В.В. Тонгуш // Символ науки. 2017. - 2011. - № 1. - С. 30-34.
39. Сербиновский, Б.Ю. Управление персоналом [Текст] : учебник / Б.Ю. Сербиновский. - М.: Издательский дом Дашков и К. 2007. - 462 с.
40. Серкова, Н.В. Корпоративное обучение как составляющая программы лояльности персонала к организации [Текст]/ Н.В. Серкова, А.С.Шимкович//Современные тенденции в экономике и управлении:новый взгляд. - 2014. - № 25. - С. 65-69.
41. Солдатов, А. Я - бизнес-тренер: секреты обучения взрослой аудитории [Текст] / А. Солдатов. - 3-е изд., доп. - М. : Альпина Паблишер, 2017. - 262 с.
42. Сорока, В.А. Критерии оценки эффективности внутрифирменного
обучения [Текст]/ В.А. Сорока // Интеграция образования. - 2009. - №2. - С. 6-9.
43. Сотникова, С.И. Обучение персонала как механизм формирования конкурентных преимуществ в условиях инновационной среды: концептуальные основы [Текст]/ С.И. Сотникова С.И., Е.В.Ходырева //Экономика и менеджмент систем управления. - 2015. - Т. 15. № 1.3. - С. 392-403.
44. Сураева, М.О. Корпоративное обучение как способ повышения
производительности труда и инструмент нематериального стимулирования персонала [Текст]/ М.О. Сураева, М.В. Соломина// Наука XXI века: актуальные направления развития. - 2017. - № 2-2. - С. 114-115.
45. Сухина, Е.Д. Обучение как основа развития персонала [Текст]/ Е.Д. Сухина//Аллея науки. - 2017. - Т. 3. - № 16. - С. 618-624.
46. Тихомирова, Е. Живое обучение: что такое e-learning и как заставить его работать [Текст] / Е. Тихомирова. - 2-е изд. - М. : Альпина Паблишер,
2017. - 236 с.
47. Тузков, И.С. Развитие и профессиональное обучение персонала в системе
подготовки кадров организации [Текст]/ И.С. Тузков, С.А.
Никонорова//Вестник Владимирского государственного университетаимени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых.Серия: Экономические науки. - 2017. - № 2 (12). - С. 119-130.
48. Управление персоналом [Текст] : учебник/ Е.А. Аксенова [и др.]; Е.А. Аксенова, Т.Ю. Базаров, Б.Л. Еремин и др.; под ред. Т.Ю. Базарова. Б.Л. Еремина. - 2-е изд.. перераб. и доп. - Москва : Юнити-Дана. 2015. - 561 с.
49. Управление персоналом организации [Текст]: учебник для студентов и аспирантов вузов, обучающихся по специальностям "Менеджмент организации", "Управление персоналом", "Экономика труда" / под ред. А.Я. Кибанова ; рец.: Каф. управления человеческими ресурсами, Ю.П. Кокин. - 4-е изд., доп. и перераб. - М. : ИНФРА-М, 2014. - 695 с.
50. Управление персоналом: теория и практика. Управление деловой
карьерой, служебно-профессиональным продвижением и кадровым резервом [Текст]: учебно-практическое пособие / под ред. д.э.н., проф. кафедры упр-я персоналом ГУУ, засл. деят. науки А.Я. Кибанова. - М. : Проспект, 2014. - 64 с.
51. Управление персоналом: теория и практика. Управление деловой
карьерой. служебно-профессиональным продвижением и кадровым резервом [Текст]: учебно-практическое пособие / под ред. д.э.н.. проф. кафедры упр-я персоналом ГУУ. засл. деят. науки А.Я. Кибанова. - М. : Проспект. 2014. - 64 с.
52. Федорова, Н.В. Управление персоналом организации [Текст]: учеб.пособие. 4-е изд.. перераб. и доп. / Н.В. Федорова, О.Ю. Минченкова. - М.: КноРус. 2012. - 512 с.
53. Эдмондсон, Э. Взаимодействие в команде = Teaming : как организации учатся, создают инновации и конкурируют в экономике знаний : пер. с англ. [Текст] / Э. Эдмондсон. - М. : Эксмо, 2016. - 320 с.
54.Эффрон, М. Управление талантами [Текст]: краткий курс / М. Эффрон, М. Орт; пер. с англ. Т. Даниловой. - М. : Азбука Бизнес, 2014. - 219 с.
55.Ярных В.И. Построение системы обучения в компании: принципы, технологии, инструменты [Текст]/ В.Я. Ярных//Менеджмент сегодня. -
2017. - №6. - С. 354-362.