Структурно-функциональные особенности деятельности педагога по управлению образовательным процессом в современной школе
|
ВВЕДЕНИЕ 3-10
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ 11-56
1.1. Управление образовательным процессом в школе как педагогическая проблема 11-26
1.2. Современные подходы к управлению образовательными системами и процессами 27-40
1.3. Состояние управления образовательным процессом в современной школе 41-54
Выводы 55-56
ГЛАВА 2. СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО УПРАВЛЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В ШКОЛЕ 57-142
2.1. Структурно-содержательная и функциональная характеристика деятельности педагога по управлению образовательным процессом в 57-89 школе
2.2. Педагогические условия эффективного управления образовательным процессом в школе 90-127
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы и их обсуждение 127-141
Выводы 141-142
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 143-146
ЛИТЕРАТУРА 147-160
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ 11-56
1.1. Управление образовательным процессом в школе как педагогическая проблема 11-26
1.2. Современные подходы к управлению образовательными системами и процессами 27-40
1.3. Состояние управления образовательным процессом в современной школе 41-54
Выводы 55-56
ГЛАВА 2. СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО УПРАВЛЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В ШКОЛЕ 57-142
2.1. Структурно-содержательная и функциональная характеристика деятельности педагога по управлению образовательным процессом в 57-89 школе
2.2. Педагогические условия эффективного управления образовательным процессом в школе 90-127
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы и их обсуждение 127-141
Выводы 141-142
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 143-146
ЛИТЕРАТУРА 147-160
Актуальность и постановка проблемы исследования. Развитие отечественной системы образования на современном этапе во многом определяется социально-экономической ситуацией в стране, тенденциями развития современной педагогической науки, изменением целей и задач образования, обновлением его содержания и внедрением личностно¬ориентированных технологий его реализации. Такие преобразования, определив новые концептуальные подходы к образованию, обеспечили возникновение школ различного типа, ориентированных на удовлетворение потребностей социума и личности в разных образовательных услугах.
Реализация инноваций в условиях конкретного образовательного учреждения во многом определяется эффективностью деятельности его педагогических кадров. Именно педагог определяет и формулирует цели и задачи образовательной деятельности, планирует и организует ее, корректирует деятельность обучающихся, анализирует результаты учебно-воспитательного процесса, т.е. осуществляет управление процессом достижения намеченных целей.
Осуществление деятельности по управлению образовательным процессом предполагает наличие специальной готовности у педагога. Однако, проведенные к настоящему времени исследования показывают, что педагоги- практики не всегда обнаруживают необходимый уровень теоретических знаний и практических умений в сфере управления, их личностные мотивы не адекватны требованиям времени.
Востребованность практикой школьного образования качественно новых управленческих подходов обострила ряд противоречий, среди которых:
- противоречие между современными требованиями к профессиональной деятельности педагога и уровнем его готовности к ее осуществлению;
- противоречие между необходимым уровнем управления
образовательным процессом и невозможностью достичь его в условиях только существующей системы подготовки студентов в вузе.
Проблема управления образовательным процессом получила отражение в исследованиях Т.М.Давыденко, Т.И.Ильиной, Н.В.Кузьминой, М.М.Поташника, В.П.Симонова, Т.И.Шамовой, В.А.Якунина и др., где основной акцент делается на изучение образовательного процесса как педагогической системы и особенностей управления им.
Феномен готовности к управлению рассмотрим в трудах М.М.Дьяченко, Л.А.Кандыбович, В.А.Крутецкого, С.М.Корниенко, Б. Ф. Ломова, С.М.Мусиновой, Л.В.Никитенковой, С.И.Тадиян и др.
Вопросы управленческой деятельности явились предметом изучения ряда диссертационных работ последнего времени (М.В.Артюхов, А.Б.Бакурадзе,
Н.И.Бережкова, С.И.Горбенко, В.И.Горовая, И.В.Еськова, Т.Г.Захарина,
Н.М.Сладкова, О.А.Фокина, С.П.Хаткевич, В.П.Чернов, М.В.Шаповалов, Ш.З.Шугаибов и др.).
В то же время теоретический анализ педагогических источников показывает, что в них не получили должного освещения такие вопросы, как структурные особенности управленческой деятельности педагога, функциональные характеристики этой деятельности, объективно значимые единицы управленческого цикла с позиций субъекта управления на уровне учебного процесса, программа управленческой деятельности педагога, способы наиболее эффективного воздействия на участников учебного процесса, фундаментальные правила, которые должны соблюдаться при осуществлении педагогом управления образовательным процессом, управленческие знания педагога, способность учителя быстро и результативно применять управленческие знания при решении профессиональных задач и др.
Кроме того, анализ образовательной практики позволяет констатировать,
что:
- готовность педагогов к управленческой деятельности не носит
5
системного характера;
- в содержании управленческой деятельности педагога отсутствуют цели, ориентированные на развитие личности ученика;
- в процессе управления не реализуется комплекс необходимых педагогических условий, обеспечивающих достижение успеха в образовательном процессе;
- человекоцентрический подход как новая парадигма управления, предполагающая серьезное изменение традиционных взглядов не только на содержательный аспект управления, но и на решение вопросов технологии управленческой деятельности, еще не стал ведущим.
Решение перечисленных проблем невозможно без изучения теоретических подходов, раскрывающих отдельные их стороны и составляющих их сущность.
Учитывая вышесказанное в качестве темы исследования была избрана: «Структурно-функциональные особенности деятельности педагога по управлению образовательным процессом в современной школе», а его проблема сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия, обеспечивающие эффективность деятельности педагога по управлению образовательным процессом в школе? Решение этой проблемы составило цель исследования.
Объектом исследования выступил процесс внутришкольного управления.
Предметом исследования явилась деятельность педагога по управлению образовательным процессом в школе и ее структурно-функциональные особенности.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой управление педагогом образовательным процессом в школе будет эффективным, если:
- данная деятельность будет протекать в рамках системы, моделирующей структуру и функции специалиста, осуществляющего управление
6
образовательным процессом в школе и отражающей личностный, содержательный и технологический ее аспекты;
- система педагогического управления будет осуществляться на основе общепрофессиональных и специальных знаний, которые позволят достигать необходимого уровня готовности педагога к управлению образовательным процессом;
- формирование и развитие готовности педагога к управлению образовательным процессом в школе будут ориентированы на:
■ учет личностных особенностей каждого учителя, его личностный потенциал, управленческие качества;
■ реализацию принципов, обеспечивающих устойчивую положительную мотивацию к управленческой педагогической деятельности;
■ определение и реализацию знаний и умений, обеспечивающих результативность управленческой деятельности.
В соответствии с целью и гипотезой исследования в работе решались следующие задачи:
1. Изучить состояние проблемы управления образовательным процессом в школе, выделить современные подходы в теории и практике образовательного менеджмента
2. Определить структуру, содержание и функциональные особенности деятельности педагога по управлению образовательным процессом в школе и на этой основе предложить теоретическую модель ее реализации.
3. Определить структуру и содержание готовности педагогов к управлению образовательным процессом в школе, обосновать пути и способы ее совершенствования.
4. Экспериментальным путем определить наиболее эффективные педагогические условия управления образовательным процессом в школе.
Методологической основой исследования выступили аксиологический подход, рассматривающий человека как высшую ценность; системный подход,
7
позволяющий изучить образовательный процесс как целостность и объект управления; личностно-деятельностный подход как основа реализации личностно-ориентированной технологии управления образовательным процессом в школе.
Теоретической основой исследования явились положения теории управления и менеджмента (М. Альберт, В.Г. Афанасьев, М.Вудкок,
A. Л.Годунов, П.Друкер, В.Зигерт, Е.Н.Кишкель, В.Ю.Кричевский, Л.Ланг, М.Мескон, А.В.Попов, Е.П. Тонконогая, Д.Френсис, Ф.Хедоури, В.Г.Шипунов и др.); теоретические подходы к пониманию сущности педагогического процесса (Ю.Н.Бабанский, А.И.Мищенко, И.П.Подласый, В.А.Сластенин, Е.Н.Шиянов и др.) и педагогических систем (С.И.Архангельский, Ю.К.Бабанский,
B. П.Беспалько, Б.Г.Гершунский, Т.А.Ильина, А.Н.Ковалев, Н.В.Кузьмина и др.), управления педагогическими системами (Т.И.Ильина, И.Ф.Исаев,
Н.В.Кузьмина, М.М.Поташник, В.П.Симонов, П.И.Третьяков, Т.И.Шамова, В.А.Якунин и др.), психолого-педагогической готовности к деятельности (М.И. Дьяченко, Л.А.Кандыбович, В.А.Крутецкий, М.А.Мамазян,
A. В.Петровский и др.), готовности к профессиональной деятельности (Б.Г.Ананьев, Л.Г.Ахтариева, К.М.Дурай-Новакова, Н.С.Кобозев,
B. А.Сластенин, Н.Н.Ставринова и др.).
Методы исследования:
- теоретический анализ научной литературы и учебно-методической документации;
- изучение и обобщение педагогического опыта;
- диагностические методы (анкетирование, беседы, интервьюирование);
- обсервационные методы (прямые и косвенные наблюдения, самоанализ, самооценка);
- прогностические методы (моделирование);
- праксиметрические методы (анализ продуктов и результатов творческой деятельности педагогов);
Реализация инноваций в условиях конкретного образовательного учреждения во многом определяется эффективностью деятельности его педагогических кадров. Именно педагог определяет и формулирует цели и задачи образовательной деятельности, планирует и организует ее, корректирует деятельность обучающихся, анализирует результаты учебно-воспитательного процесса, т.е. осуществляет управление процессом достижения намеченных целей.
Осуществление деятельности по управлению образовательным процессом предполагает наличие специальной готовности у педагога. Однако, проведенные к настоящему времени исследования показывают, что педагоги- практики не всегда обнаруживают необходимый уровень теоретических знаний и практических умений в сфере управления, их личностные мотивы не адекватны требованиям времени.
Востребованность практикой школьного образования качественно новых управленческих подходов обострила ряд противоречий, среди которых:
- противоречие между современными требованиями к профессиональной деятельности педагога и уровнем его готовности к ее осуществлению;
- противоречие между необходимым уровнем управления
образовательным процессом и невозможностью достичь его в условиях только существующей системы подготовки студентов в вузе.
Проблема управления образовательным процессом получила отражение в исследованиях Т.М.Давыденко, Т.И.Ильиной, Н.В.Кузьминой, М.М.Поташника, В.П.Симонова, Т.И.Шамовой, В.А.Якунина и др., где основной акцент делается на изучение образовательного процесса как педагогической системы и особенностей управления им.
Феномен готовности к управлению рассмотрим в трудах М.М.Дьяченко, Л.А.Кандыбович, В.А.Крутецкого, С.М.Корниенко, Б. Ф. Ломова, С.М.Мусиновой, Л.В.Никитенковой, С.И.Тадиян и др.
Вопросы управленческой деятельности явились предметом изучения ряда диссертационных работ последнего времени (М.В.Артюхов, А.Б.Бакурадзе,
Н.И.Бережкова, С.И.Горбенко, В.И.Горовая, И.В.Еськова, Т.Г.Захарина,
Н.М.Сладкова, О.А.Фокина, С.П.Хаткевич, В.П.Чернов, М.В.Шаповалов, Ш.З.Шугаибов и др.).
В то же время теоретический анализ педагогических источников показывает, что в них не получили должного освещения такие вопросы, как структурные особенности управленческой деятельности педагога, функциональные характеристики этой деятельности, объективно значимые единицы управленческого цикла с позиций субъекта управления на уровне учебного процесса, программа управленческой деятельности педагога, способы наиболее эффективного воздействия на участников учебного процесса, фундаментальные правила, которые должны соблюдаться при осуществлении педагогом управления образовательным процессом, управленческие знания педагога, способность учителя быстро и результативно применять управленческие знания при решении профессиональных задач и др.
Кроме того, анализ образовательной практики позволяет констатировать,
что:
- готовность педагогов к управленческой деятельности не носит
5
системного характера;
- в содержании управленческой деятельности педагога отсутствуют цели, ориентированные на развитие личности ученика;
- в процессе управления не реализуется комплекс необходимых педагогических условий, обеспечивающих достижение успеха в образовательном процессе;
- человекоцентрический подход как новая парадигма управления, предполагающая серьезное изменение традиционных взглядов не только на содержательный аспект управления, но и на решение вопросов технологии управленческой деятельности, еще не стал ведущим.
Решение перечисленных проблем невозможно без изучения теоретических подходов, раскрывающих отдельные их стороны и составляющих их сущность.
Учитывая вышесказанное в качестве темы исследования была избрана: «Структурно-функциональные особенности деятельности педагога по управлению образовательным процессом в современной школе», а его проблема сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия, обеспечивающие эффективность деятельности педагога по управлению образовательным процессом в школе? Решение этой проблемы составило цель исследования.
Объектом исследования выступил процесс внутришкольного управления.
Предметом исследования явилась деятельность педагога по управлению образовательным процессом в школе и ее структурно-функциональные особенности.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой управление педагогом образовательным процессом в школе будет эффективным, если:
- данная деятельность будет протекать в рамках системы, моделирующей структуру и функции специалиста, осуществляющего управление
6
образовательным процессом в школе и отражающей личностный, содержательный и технологический ее аспекты;
- система педагогического управления будет осуществляться на основе общепрофессиональных и специальных знаний, которые позволят достигать необходимого уровня готовности педагога к управлению образовательным процессом;
- формирование и развитие готовности педагога к управлению образовательным процессом в школе будут ориентированы на:
■ учет личностных особенностей каждого учителя, его личностный потенциал, управленческие качества;
■ реализацию принципов, обеспечивающих устойчивую положительную мотивацию к управленческой педагогической деятельности;
■ определение и реализацию знаний и умений, обеспечивающих результативность управленческой деятельности.
В соответствии с целью и гипотезой исследования в работе решались следующие задачи:
1. Изучить состояние проблемы управления образовательным процессом в школе, выделить современные подходы в теории и практике образовательного менеджмента
2. Определить структуру, содержание и функциональные особенности деятельности педагога по управлению образовательным процессом в школе и на этой основе предложить теоретическую модель ее реализации.
3. Определить структуру и содержание готовности педагогов к управлению образовательным процессом в школе, обосновать пути и способы ее совершенствования.
4. Экспериментальным путем определить наиболее эффективные педагогические условия управления образовательным процессом в школе.
Методологической основой исследования выступили аксиологический подход, рассматривающий человека как высшую ценность; системный подход,
7
позволяющий изучить образовательный процесс как целостность и объект управления; личностно-деятельностный подход как основа реализации личностно-ориентированной технологии управления образовательным процессом в школе.
Теоретической основой исследования явились положения теории управления и менеджмента (М. Альберт, В.Г. Афанасьев, М.Вудкок,
A. Л.Годунов, П.Друкер, В.Зигерт, Е.Н.Кишкель, В.Ю.Кричевский, Л.Ланг, М.Мескон, А.В.Попов, Е.П. Тонконогая, Д.Френсис, Ф.Хедоури, В.Г.Шипунов и др.); теоретические подходы к пониманию сущности педагогического процесса (Ю.Н.Бабанский, А.И.Мищенко, И.П.Подласый, В.А.Сластенин, Е.Н.Шиянов и др.) и педагогических систем (С.И.Архангельский, Ю.К.Бабанский,
B. П.Беспалько, Б.Г.Гершунский, Т.А.Ильина, А.Н.Ковалев, Н.В.Кузьмина и др.), управления педагогическими системами (Т.И.Ильина, И.Ф.Исаев,
Н.В.Кузьмина, М.М.Поташник, В.П.Симонов, П.И.Третьяков, Т.И.Шамова, В.А.Якунин и др.), психолого-педагогической готовности к деятельности (М.И. Дьяченко, Л.А.Кандыбович, В.А.Крутецкий, М.А.Мамазян,
A. В.Петровский и др.), готовности к профессиональной деятельности (Б.Г.Ананьев, Л.Г.Ахтариева, К.М.Дурай-Новакова, Н.С.Кобозев,
B. А.Сластенин, Н.Н.Ставринова и др.).
Методы исследования:
- теоретический анализ научной литературы и учебно-методической документации;
- изучение и обобщение педагогического опыта;
- диагностические методы (анкетирование, беседы, интервьюирование);
- обсервационные методы (прямые и косвенные наблюдения, самоанализ, самооценка);
- прогностические методы (моделирование);
- праксиметрические методы (анализ продуктов и результатов творческой деятельности педагогов);
Современная система общего образования, ориентированная на развитие личности ребенка, реализуется в условиях различного типа школ.
Уровень реализации обозначенной стратегии в условиях того или иного учреждения во многом определяется деятельностью конкретизирующего цели и задачи образования детей, планирующего и организующего учебно¬воспитательную работу, контролирующего и корректирующего процесс деятельности ученического коллектива и др.
Реализация данного вида управления в опыте работы педагогов высвечивает ряд противоречий, определяющих необходимость внесения корректив в деятельность специалистов. Основным противоречием при этом является противоречие между требованиями, предъявляемыми современной образовательной практикой к учителю и его неполным соответствием этим требованиям.
Анализ проблемы управления образовательным процессом в школе, уточнение ее разработанности в теории и практике позволяет констатировать, что данная проблема имеет несколько аспектов своего рассмотрения: педагогический - позволяющий представить образовательный процесс как педагогическую систему, состоящую из множества взаимосвязанных компонентов, объединенных целью образования, воспитания и развития личности, функционирующих в целостном образовательном (педагогическом) процессе; управленческий -представляющий управление образовательным процессом в школе как систему целенаправленных, специально организованных воздействий на его структурные компоненты и связи между ними, обеспечивающих его целостность, эффективность функционирования и оптимальное развитие.
Модель деятельности педагога, осуществляющего управление образовательным процессом в школе, может быть представлена личностной компонентой деятельности, включающей мотивационно-ценностный и
144
личностно-индивидуальный аспекты, профессионально-значимые знания и умения, и содержательной компонентой, которая представлена функциями управления образовательным процессом и технологической составляющей, предполагающей реализацию принципов научного управления, методов и форм его организации.
Готовность педагога к управлению образовательным процессом в школе - это динамичное интегративное образование, проявляющееся на личностном уровне (интериоризорованность профессионально-ролевой позиции, выраженность системы мотивационно-ценностных ориентаций, комплекса профессионально значимых качеств) и деятельностном уровне (наличие профессионально значимых знаний и умений). Именно они обеспечивают эффективную реализацию данного вида профессиональной деятельности.
Готовность педагога к управлению образовательным процессом в соответствии со структурой и содержанием модели деятельности рассматривается нами как совокупность следующих компонентов:
- личностного - находит свое выражение в профессионально-ролевой позиции специалиста, включающей в себя систему мотивационно-ценностных ориентаций и необходимый комплекс личностных качеств;
- деятельностного - определяется комплексом профессионально значимых знаний (методологических, теоретических, методических и технологических), умений (информационно-аналитических, мотивационно¬целевых, планово-прогностических, организационно- исполнительских, контрольно-диагностических, регулятивно-коррекционных, коммуникативных), владение которыми обеспечивает реализацию содержательной и технологической сторон управленческой деятельности, позволяет педагогу наиболее эффективно достигать её целей.
Разработанная в рамках исследования система управления образовательным процессом в школе особым образом моделирует деятельность педагога и включает в себя: теоретический уровень (представление об
145
образовательном процессе как системе, его движущих силах и закономерностях); уровень проекта учебного плана и программ; уровень конструирования конкретного образовательного процесса (на учебный год, четверть и т.д.); уровень реального учебно-педагогического процесса.
Основой реализации личностно-ориентированной технологии в управлении образовательным процессом выступил личностно-деятельностный подход, определивший совокупность педагогических условий:
- условия, детерминирующие базовые параметры процесса управления (метаусловия):
■ учет личностных особенностей каждого педагога, развитие в нем личностного потенциала управленца, развитие специфических управленческих и личностных характеристик;
■ обеспечение целенаправленной рефлексии процесса управления, в который педагоги включены как субъекты;
- условия, позволяющие сконструировать и оптимизировать субъект- субъектные отношения в процессе обучения как гипотетическую модель эффективных управленческих отношений:
■ поддержание благоприятного эмоционально-психологического климата в ученическом коллективе;
■ реализация отношений сотрудничества педагога и учащихся в образовательном процессе;
■ формирование отношения к управленческой деятельности как к источнику профессионального и личностного роста.
- условия, обеспечивающие технологическую сторону процесса управления:
■ использование форм и методов обучения, позволяющих поставить учащегося в активную позицию в процессе овладения знаниями и умениями;
146
■ текущая и отсроченная диагностика личностных качеств, знаний и умений учащихся;
■ реализация гуманистических идей в управлении образовательным процессом.
Уровень реализации обозначенной стратегии в условиях того или иного учреждения во многом определяется деятельностью конкретизирующего цели и задачи образования детей, планирующего и организующего учебно¬воспитательную работу, контролирующего и корректирующего процесс деятельности ученического коллектива и др.
Реализация данного вида управления в опыте работы педагогов высвечивает ряд противоречий, определяющих необходимость внесения корректив в деятельность специалистов. Основным противоречием при этом является противоречие между требованиями, предъявляемыми современной образовательной практикой к учителю и его неполным соответствием этим требованиям.
Анализ проблемы управления образовательным процессом в школе, уточнение ее разработанности в теории и практике позволяет констатировать, что данная проблема имеет несколько аспектов своего рассмотрения: педагогический - позволяющий представить образовательный процесс как педагогическую систему, состоящую из множества взаимосвязанных компонентов, объединенных целью образования, воспитания и развития личности, функционирующих в целостном образовательном (педагогическом) процессе; управленческий -представляющий управление образовательным процессом в школе как систему целенаправленных, специально организованных воздействий на его структурные компоненты и связи между ними, обеспечивающих его целостность, эффективность функционирования и оптимальное развитие.
Модель деятельности педагога, осуществляющего управление образовательным процессом в школе, может быть представлена личностной компонентой деятельности, включающей мотивационно-ценностный и
144
личностно-индивидуальный аспекты, профессионально-значимые знания и умения, и содержательной компонентой, которая представлена функциями управления образовательным процессом и технологической составляющей, предполагающей реализацию принципов научного управления, методов и форм его организации.
Готовность педагога к управлению образовательным процессом в школе - это динамичное интегративное образование, проявляющееся на личностном уровне (интериоризорованность профессионально-ролевой позиции, выраженность системы мотивационно-ценностных ориентаций, комплекса профессионально значимых качеств) и деятельностном уровне (наличие профессионально значимых знаний и умений). Именно они обеспечивают эффективную реализацию данного вида профессиональной деятельности.
Готовность педагога к управлению образовательным процессом в соответствии со структурой и содержанием модели деятельности рассматривается нами как совокупность следующих компонентов:
- личностного - находит свое выражение в профессионально-ролевой позиции специалиста, включающей в себя систему мотивационно-ценностных ориентаций и необходимый комплекс личностных качеств;
- деятельностного - определяется комплексом профессионально значимых знаний (методологических, теоретических, методических и технологических), умений (информационно-аналитических, мотивационно¬целевых, планово-прогностических, организационно- исполнительских, контрольно-диагностических, регулятивно-коррекционных, коммуникативных), владение которыми обеспечивает реализацию содержательной и технологической сторон управленческой деятельности, позволяет педагогу наиболее эффективно достигать её целей.
Разработанная в рамках исследования система управления образовательным процессом в школе особым образом моделирует деятельность педагога и включает в себя: теоретический уровень (представление об
145
образовательном процессе как системе, его движущих силах и закономерностях); уровень проекта учебного плана и программ; уровень конструирования конкретного образовательного процесса (на учебный год, четверть и т.д.); уровень реального учебно-педагогического процесса.
Основой реализации личностно-ориентированной технологии в управлении образовательным процессом выступил личностно-деятельностный подход, определивший совокупность педагогических условий:
- условия, детерминирующие базовые параметры процесса управления (метаусловия):
■ учет личностных особенностей каждого педагога, развитие в нем личностного потенциала управленца, развитие специфических управленческих и личностных характеристик;
■ обеспечение целенаправленной рефлексии процесса управления, в который педагоги включены как субъекты;
- условия, позволяющие сконструировать и оптимизировать субъект- субъектные отношения в процессе обучения как гипотетическую модель эффективных управленческих отношений:
■ поддержание благоприятного эмоционально-психологического климата в ученическом коллективе;
■ реализация отношений сотрудничества педагога и учащихся в образовательном процессе;
■ формирование отношения к управленческой деятельности как к источнику профессионального и личностного роста.
- условия, обеспечивающие технологическую сторону процесса управления:
■ использование форм и методов обучения, позволяющих поставить учащегося в активную позицию в процессе овладения знаниями и умениями;
146
■ текущая и отсроченная диагностика личностных качеств, знаний и умений учащихся;
■ реализация гуманистических идей в управлении образовательным процессом.
Подобные работы
- СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО УПРАВЛЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО УПРАВЛЕНИЮ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 770 р. Год сдачи: 2003 - ФОРМИРОВАНИЕ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2020 - МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ ПРИ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2020 - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ПО ВОВЛЕЧЕНИЮ РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2020 - Проектирование методической деятельности педагогов по экологическому образованию в дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2019 - ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2019



