ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА КАК ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Сущность государственного стандарта общего среднего образования
1.2. Особенности регионального компонента образовательного государственного стандарта
1.3. Условия реализации содержания общего среднего образования в регионе
Выводы по первой главе ГЛАВА 2. УСЛОВИЯ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. Базисный учебный план - как фактор разработки регионального компонента государственного стандарта среднего образования
2.2. Особенности подходов к отбору содержания при раз-работке регионального компонента государственного стандарта среднего образования
2.3. Организационно-правовое и ресурсное обеспечение разработки и внедрения регионального компонента государственного стандарта среднего образования
Выводы по второй главе ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРА
Актуальность исследования. К концу XX века уже достаточно четко прослеживается довольно прочная взаимозависимость экономики и образования. Становится очевидным фактом, что нормальное существование современного общества невозможно без полноценного функционирования системы образования. Учебно-образовательная деятельность становится массовой и обязательной составляющей повседневной жизни человека. Достигнутый уровень образования не только отражается на образе его мышления, но и открывает для него соответствующие возможности социокультурного самоопределения. Образование превращается в один из первостепенных факторов экономического развития, служит важным инструментом внутренней и внешней политики. Поэтому в настоящее время происходит весьма интенсивный поиск путей повышения его эффективности. Мировой опыт свидетельствует, что одним из таких направлений является стандартизация образования.
Процесс реформирования общего среднего образования в России посредством его стандартизации детерминируется, с одной стороны, стремлением избавиться от жесткого государственного диктата, дать свободу широкому педагогическому творчеству и, с другой стороны, желанием сохранить содержательную основу образования, придав ей достаточную гибкость, возможность соответствовать меняющейся социокультурной среде. Стремительность перемен породила необходимость в существовании определенной меры, образца, который служил бы исходной точкой организации и регулирования отношений и деятельности в сфере образования, определяя прогрессивный вектор развития. Несомненно, что данный подход к решению проблем стандартизации общего среднего образования вызывает неослабевающий интерес к ней исследователей.
Актуальность исследования определяется, во-первых, вектором развертывания глобальных процессов стандартизации в образовании вообще и в общем среднем в частности, а во-вторых спецификой регионализации образовательного пространства России.
Необходимо отметить, что отечественная педагогическая наука во многом подготовила необходимую теоретическую и практическую базу для осуществления подобного рода изменений. Так, в частности, была обоснована необходимость обращения к структуре деятельности при анализе структуры содержания образования (Л.С.Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов и др.). Весьма серьезные шаги были сделаны в направлении создания обобщенной концепции содержания образования (М.Н. Скаткин, И .Я. Лернер, В.В. Краевский). Поиск новых подходов к пониманию со¬держания образования переносит акцент в познании объективно и вне человека существующего мира на мир самого человека (Ш.А. Амонашвили, Б.М. Бим-Бад, В.В. Давыдов, Б.Т. Лихачев, Е.А. Ямбург и др.). В конечном итоге это привело к созданию завершенной концепции содержания образования (а содержание образования является главным элементом стандартизации), которая в целостном виде содержится в работах B.C. Леднева.
Разрабатывались общие подходы к стандартизации образования (В.П. Байденко, В.П. Беспалько, А.П. Валицкая, Н.Ф. Золотухина, И.А. Колесникова, И.Л. Наумченко, С.А. Расчетинд, Н.А. Селезнева, В.М. Соколов, А.И. Субетто, B.C. Ямпольский).
В результате исследования был осуществлен анализ состояния региональной системы образования в условиях реформирования. Для этого был привлечен значительный массив статистического материала, касающийся не только сферы образования но и сопредельных сфер. Помимо этого анализировались данные полученные в результате различного рода интервью, бесед, обсуждений на семинарах, конференциях, курсах повышения квалификации как с руководителями органов управления образованием так и с директорами и учителями общеобразовательных учреждений Калиниградской области. В частности выявлялись мнения по перспективам и на¬правлениям развития регионального образования; о возможных путях ре¬формирования управления образованием; о социальных последствиях инновационных процессов в регионе; о содержании образования; о направлениях формирования регионального компонента государственного стандарта; о существующих региональных особенностях и их влиянии на со¬держание образования; о функциях региональной системы образования; о преемственности учебных планов и программ, их структуре и специфике; о потенциале региональной системы образования; о необходимом организационно-правовом и ресурсном обеспечении инновационных процессов.
В итоге удалось обнаружить определенные закономерности в развитии региональной системы образования, выявить специфику их проявления и механизм формирования.
В частности то, что региональная система образования субъектов Российской Федерации, занимает в образовательном пространстве страны особое место, поскольку регион выступает как пространственно-духовная единица, в которой происходит социализация человека, формирование, сохранение и трансляция норм образа жизни, а образование в современных условиях играет в этом процессе решающую роль.
1. Абрамов В.Н.Калининградская область: социально- политические и геополитические аспекты общественной трансформации 90-х г.г. -C-Пб.: Нестор, 1998. -158 с.
2. Амонашвили Ш.А. Созидая человека. -М.: 1982.
3. Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония. Ч. 1-3. - Екатеринбург: 1992.
4. Артюхов М.В. Социальное обоснование процессов диффе-ренциации в образовании//Дифференциация образования. Региональная стратегия и тактика обеспечения инновационных процессов. (Под ред. Артюхова М.В., Вержицкого Г.А.). -М., Новокузнецк: ИПК г. Новокуз¬нецка, 1996. -441 с..
5. Афанасьев В.Г. О системном подходе в социальном позна- нииЯВопросы философии. 1973. № 6.
6. Байденко В.И. Проблема формирования целостных, концеп-туальных, теоретических и методологических оснований образователь¬ного стандарта как актуальная междисциплинарная научная пробле- ма//Седьмой симпозиум: Квалиметрия человека и образования: методо¬логия и практика. Проблема измеримости образовательных стандартов и квалиметрического мониторинга в сфере образования. Кн.1. Политика качества образования и проблема квалиметрического мониторинга в сфере образования. -М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1998. - 198 с.
7. Байденко В.И. Стандарты в непрерывном образовании: со-временное состояние - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998. -249 с.
«
140
8. Беспалько В.П. Стандартизация образования: основные идеи и понятия//Педагогика, № 5, 1993. С. 16-26.
9. Беспалько В.П. Проблема образовательных стандартов в США и России//Педагогика, 1995. № 1. С. 89-94.
Ю.Бильчак B.C., Захаров В.Ф. Региональная экономика: Моно¬графия /Под ред. В.С.Бильчака. - Калининград: Янтарный сказ, 1998. - 316 с.
11. Бражник Е.И. Зарубежные образовательные стандарты в школах Санкт-Петербурга//Образовательные стандарты: Материалы международного семинара. -C-Пб.: Изд-во “Образование”, 1995. С. 122-
127.
12. Буслов Е.Б. Пути совершенствования образовательного зако¬нодательства в Российской Федерации//Стандарты и мониторинг в об¬разовании. 1998. № 3. С. 15-20.
13. Валицкая А.П. Модели образовательных систем и подходы к стандартизации // Образовательные стандарты: Материалы междуна¬родного семинара. -C-Пб.: Изд-во “Образование”, 1995. С. 72-78.
Н.Валицкая А.П.Образование в России: стратегия выбора. -С- Пб:, РГПУ им. А.И.Герцена, 1998. -127 с.
15. Всероссийская научно-методическая конференция “Интеграция региональных систем в образовании”. Ижевск, 13-14 нояб¬ря 1996г.//Региональнная политика Российской Федерации в области образования. Вып. 9./НИИ регионологии при Мордовском ун-те. -Са¬ранск: 1997. -218 с.
16. Волович JI.A. Национально-региональный фактор повыше¬ния эффективности федеральной модели развития образования в Рос- сии//Региональные особенности реализации федеральной программы
* “Развитие образования в России. Материалы конференции(26-29 мая 1997 г. г.Казань). -Казань: Карпол, 1997. С. 156.
17. Воскресенская Н.М. Поиски государственных образователь¬ных стандартов за рубежом/ЛПедагогика. -1994. -№ 2. -С. 112-117.
18. Гильманов С.А. Региональные аспекты развития систем об¬разования // Интеграция региональных систем образования. -Саранск: Изд - во Мордовского университета, 1995. -С. 28.
19. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Основы региональной поли¬тики: Учебник. - C-Пб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. -659 с.
20. Государственные образовательные стандарты и их реализа-
*
ция в системе непрерывного образования. Тезисы докладов к научн.- метод. конф. вузов Северо-Кавказского региона 8-10 октября 1996 г. - Новочеркасск. НГТУ, 1996. -200 с.
21. Гребенюк О.С.Педагогика индивидуальности. Изд-во Кал. гос. ун-та, -Калининград.: 1995.
22. Гуманитаризация образования как фактор развития регио¬нальной социообразовательной среды: Материалы Всероссийской науч¬но-практической конференции 7-8 апреля 1997 г. -Оренбург: Изд-во ООИУУ, 1997. -148 с.
* 23.Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: логико¬
психологические проблемы построения учебных предметов. -М.: 1972.
24. Давыдов В.В. Модульный анализ и конструирование социу¬ма. -М.: Институт социологии РАН, 1994.
25. Давыдов В.В, Проблемы развивающего обучения: Опыт тео¬ретического и экспериментального психологического исследования. - М.: 1986.
142
26. Даринский А.В. Региональный компонент содержания обра- зования/УПедагогика. 1996. № 1. С. 18-20.
27. Ерохов Н.А., Прикот О.Г. Теоретико-методологические осно¬вания исследования развития образовательных систем/ЛГеоретико- методологические основы исследования проблем развития региональ¬ной образовательной системы. -Череповец: Изд - во Череповец, гос. пед. ин - та, 1996. С. 8.
28.Закон Российской Федерации “Об образовании’У/Бюллетень Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и тех-нической политики Российской Федерации. 1993. № 1. С. 5.
29.3ахарова Т. Стандарты образования и дифференциация со-держания обучения в средней школе//Стандарты в образовании. -М.: 1997. С. 109-110.
ЗО.Золотухина Н.Ф. Методологические и социокультурные про¬блемы разработки образовательных стандартов// Образовательные стан¬дарты: Материалы международного семинара. -C-Пб.: Изд-во “Образование”, 1995. С. 136-138.
31.Зотова Н.К., Смирнова Н.В. К постановке проблемы антро-пологических оснований образования //Антропологические основания образования. Ученые записки ООИУУ. Том.З. -Оренбург: Изд - во ООИУУ, 1998.-164 с.
32. Игнатов В.Г., Бутов В.И. Регионоведение (методология, по¬литика, экономика, право). - Ростов н/Д: издат. центр “МарТ”, 1998. -320 с.
33. Ильдарханова Ф. Регионализация образования: проблемы и перспективы//Стандарты в образовании. -М.: 1997. -С. 116.
4
143
♦ 34.Интеграция региональных систем образования. Тезисы Все¬российской научно-практической конференции 16-18 мая 1995 г. - Саранск: Изд-во Саранск, ун-та, 1995. -138 с.
35. Квалиметрия человека и образования: Проблемы создания национальной системы оценки качества образования в России//Сборник научных трудов. Часть I. II. Под научной ред. А.И. Субетто и Н.А. Се¬лезневой. -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1995. -242 с.
36. Квалиметрия человека и образования: Проблемы создания национальной системы оценки качества образования в России//Сборник
*
научных трудов. Часть III. IV. Под научной ред. А.И. Субетто и Н.А. Се-лезневой. -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1995. -133 с.
37. Квалиметрия человека и образования: методология и прак¬тика. Национальная система оценки качества образования в России //Тезисы докладов. Под научной ред. А.И. Субетто и Н.А. Селезневой. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специали¬стов, 1996. -212 с.
38. Колесникова И.А. Методологические основания педагогиче-
* ской деятельности по разработке и реализации образовательных стан-
дартов/Юбразовательные стандарты: Материалы международного се- минара/С-Пб.: Изд-во “Образование”, 1995. С. 78-83.
39. Коломиец Б.К. Образовательные стандарты и программы: инвариантные аспекты - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. -220 с.
40. Концепция системы региональных образовательных стандар¬тов для общеобразовательных учебных заведений Пермской области. -
144
# Пермь: Изд-во Пермск. обл. ин-та повыш. квалиф. работы, образов., 1997.-73 с.
41. Корнюшкин Н.П. Регионализация образования: методологи¬ческий и технологический аспекты. -Саратов: ТОО “Водолей - 94”, 1996. -156 с.
42. Краевский В.В. Проблемы обоснования обучения. -М.: 1977.
43. Кузьпелева Н.В. Национально-региональный компонент об¬разовательных стандартов: опыт и проблемы/ЛГезисы докладов между¬народной конференции “Образовательные стандарты: проблемы и пер-спективы. МЦНТИ, -М.: 1995. С. 194-196.
44. Кучерявый П.П. Федоров Г.М.География Калининградской области. -Калининград: 1989. -152 с.
45. Леднев B.C. Непрерывное образование: структура и содер¬жание. -М.: 1988.
46. Леднев B.C. Содержание образования. -М.: Высшая школа,
1989.
47. Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. -М.: Высшая школа, 1991. -224 с.
48. Леднев B.C. О концепции стандарта общего среднего образо-
* вания//Тезисы докладов международной конференции “Образовательные стандарты: проблемы и перспективы”. -М.: МЦНТИ,
1995. -С. 198-203.
49. Леднев B.C. Стандарты общего образования: от пути к реали- зации//Стандарты и мониторинг в образовании. 1998. № 1. С. 31-39.
50. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: 1976.
51. Лернер И .Я. Философия дидактики и дидактика как филосо¬фия. -М.: 1995.
145
52. Лещинер В., Полторак Д. Нормы и стандарты исторического образования в англоязычных странах.//Преподавание истории в школе. - 1993. -№ 6. -С. 35-41.
53. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. Специальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. -М.: Про-метей, 1995. - 282 с.
54. Лянцевич В.Н. Региональный компонент образовательного стандарта по географии: опыт и проблемы/ЯГезисы докладов междуна¬родной конференции “Образовательные стандарты: проблемы и пер¬спективы. МЦНТИ, -М.: 1995. С. 204-207.
55. Макаркин Н.П., Наумченко И.Л. Интеграция региональных систем образования. Из опыта работы регионального учебного округа Мордовского университета. -Саранск: Изд-во Мордовск. ун-та, 1996. - 113 с.
56. Материалы областной научно-педагогической конференции учителей “Национально-региональный компонент государственного об¬разовательного стандарта по предметам гуманитарного цикла: пробле¬мы, поиски, находки”. -Мурманск: Мурманский обл. научн.-метод. центр системы образования, 1994. -176 с.
5 7.Me диаобеспечение национально-регионального компонента образования. Аннотированный библиографический указатель. - Кемерово: Кемеровск. обл. ИУУ, 1997. -42 с.