Введение 3
Глава 1 Теоретические основы разработки и внедрения системы менеджмента качества на предприятии 6
1.1 Система менеджмента качества: понятие и особенности
построения 6
1.2 Этапы создания и внедрения системы менеджмента качества 15
1.3 Оценка результативности системы менеджмента качества 19
Глава 2 Внедрение системы менеджмента качества в ЗАО «Хлебозавод»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 29
2.2 Анализ деятельности по управлению качеством на предприятии 41
2.3 Комплекс мероприятий по внедрению системы менеджмента качества на предприятии 51
Заключение 64
Список литературы 67
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Актуальность темы исследования объясняется тем, что современные предприятия осуществляют свою деятельность в постоянно меняющихся рыночных условиях. Формирование новой конкурентной среды заставило руководителей промышленных предприятий вновь обратить внимание на эффективность и качество производимых товаров и услуг, поскольку в острой конкурентной борьбе способны выжить только те компании, которые смогут быстро адаптироваться к таким условиям.
Качество продукции относится к числу важнейших критериев функционирования предприятия в условиях относительно насыщенного рынка и преобладающей неценовой конкуренции. Повышение технического уровня и качества продукции определяют темпы научно-технического прогресса и рост эффективности производства в целом, оказывают существенное влияние на интенсификацию экономики, конкурентоспособность отечественных товаров и жизненный уровень населения страны.
Высокие показатели эффективности хозяйственной деятельности могут быть обеспечены только в том случае, если продукция обладает свойствами, отвечающими потребностям и вкусам покупателя. Поэтому качество продукции и его повышение является актуальной экономической проблемой и расценивается как решающее условие её конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. При этом построение на предприятии системы менеджмента качества можно считать действенным механизмом обеспечения заданного уровня качества производимой продукции, оказываемых услуг или выполняемых работ.
Система менеджмента качества должна быть гибкой, быстро «настраиваемой» под изменения требований заинтересованных в деятельности предприятия сторон. Только такая система менеджмента может стать полезным инструментом в руках руководства предприятия.
Объектом исследования выступает система управления ЗАО «Хлебозавод».
Предмет исследования- система менеджмента качества закрытого акционерного общества «Хлебозавод».
Цель выпускной квалификационной работы заключается в разработке комплекса мероприятий по внедрению системы менеджмента качества в ЗАО «Хлебозавод».
Поставленная в работе цель предопределила решение следующего круга задач:
- рассмотреть основы разработки и внедрения системы менеджмента качества на предприятии;
- оценить организационно-экономическое состояние ЗАО «Хлебозавод»;
- провести анализ деятельности по управлению качеством в ЗАО «Хлебозавод»;
- разработать комплекс мероприятий по внедрению системы менеджмента качества и обосновать их эффективность.
Теоретико-методологическая основа исследования.
Вопросам управления качеством продукции, получения экономического эффекта от его повышения посвящено значительное количество научных трудов, разработок и исследований как отечественных, так и зарубежных ученых: О.В.Аристова [2], С.А. Варакуты[6], Б.И. Герасимова [8], Е.А. Горбашко[10], С.Д. Ильенковой [14], И.И.Мазур[18], В.М.Мишина [21], В.В. Окрепилова [25], Т.А.Салимовой[32] и других. В этих работах рассматриваются методические, методологические и организационные вопросы повышения качества продукции и управления им.
Эмпирическую основу исследования составили нормативно - правовые акты Российской Федерации, публикации в специализированных периодических изданиях, а также внутренняя документация ЗАО «Хлебозавод».
Методыисследования.Методическойосновойисследованияявляетсясистемныйанализ
(анализ эффективности функционирования предприятия), применение абсолютных и относительных величин (при расчёте удельного веса величин, a также отклонений показателей), анализ и синтез (при выработке путей совершенствования управления качеством на предприятии), графические приёмы (при иллюстрации аналитической информации).
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанные автором рекомендации по внедрению системы менеджмента качества способствуют повышению качества производимой продукции, процессов производства и управления, и в целом конкурентоспособности ЗАО «Хлебозавод» на рынке.
Структура работы. Структурно выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Таким образом, в ходе написания выпускной квалификационной работы, были выполнены поставленные задачи. Изучены ключевые теоретические аспекты разработки и внедрения системы менеджмента качества на предприятии. Проведен анализ понятий: качество как абсолютная оценка, качество как свойство продукции, система менеджмента качества (СМК), жизненный цикл продукции и т.д. Рассмотрена классификация показателей качества, принципы построения СМК, основные функциональные элементы управления качеством. Изучены универсальная схема управления качеством и методы контроля качества продукции.
Приведены ключевые методы анализа и измерения результативности действующей системы менеджмента качества. Изображена в графическом виде развернутая структура показателей результативности СМК и дана их краткая характеристика.
Проведен анализ состава и задач рабочей группы по оценке результативности СМК. Сделан вывод о широкой вариативности подходов к оценке результативности СМК, что свидетельствует о понимании важности данной оценки для успешного функционирования предприятия и определения перспектив дальнейшего развития.
Во второй главе выпускной квалификационной работы оценено организационно - экономическое состояние ЗАО «Хлебозавод», приведены основные виды деятельности предприятия, структура производства на предприятии, данные о территориальном расположении офисных и производственных площадей. Дана краткая историческая справка предприятия. Изучена организационная структура ЗАО «Хлебозавод», сделан вывод о степени её соответствия профилю деятельности предприятия.
Рассмотрена ассортиментная политика ЗАО «Хлебозавод».
Проанализирована динамика изменения объема производства и реализации товарной продукции ЗАО «Хлебозавод» за последние три года. Проведен анализ финансового положения ЗАО «Хлебозавод». Проанализирована динамика основных финансовых показателей хозяйственной деятельности и показателей рентабельности предприятия.
В продолжение второй главы был проведен анализ системы управления качеством в ЗАО «Хлебозавод», в рамках которого были изучены такие показатели качества продукции завода, как: количество зарекламированных изделий, объем зарекламированной продукции и удельный вес зарекламированной продукции в общем объеме товарной продукции предприятия. Также была проведена классификация и оценка частоты проявления основных видов дефектов хлебобулочных изделий.
В качестве общей тенденции было выявлено, что предприятие не ведет систематизированной работы по повышению и стабилизации качества производимой продукции, предпринимаемые предупреждающие действия, в том числе для обеспечения стабильности технологических показателей, носят скорее эпизодический характер.
Полученные данные позволили сделать вывод о наличии следующих проблем в области СМК:
- отсутствие системного подхода к решению проблем повышения качества продукции;
- высокая затратность применяемой модели соответствия качества;
- снижение уровня качества выпускаемой продукции;
- увеличение брака и числа рекламаций;
- увеличение количества несоответствующей продукции.
В завершении выпускной квалификационной работы, исходя из выявленного комплекса проблем, было предложено осуществить внедрение автоматизированной системы бизнес-моделирования и организации управления БИГ-МастерПРОФИ: QualityManagement (QM). Для чего был составлен план-график по внедрению автоматизированной системы и совершенствованию СМК ЗАО «Хлебозавод».
Затраты на реализацию предложенного проекта составят 947 000 руб. При этом уже через 1,28 года удастся окупить вложенные инвестиции. По итогам проекта, затраты на рекламации должны сократиться на 40% или 738 000 руб., а коэффициент эффективности инвестиций в проект по предварительным прогнозам составит 0,78, что свидетельствует об экономической целесообразности реализации предложенных рекомендаций на практике.