ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В РФ 7
1.1. Становление и развитие института прокурорского надзора в России 7
1.2. Понятие и принципы, правовой механизм организации деятельности прокуратуры по реализации функции надзора 18
ГЛАВА 2. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМ ПРОИЗВОДСТВОМ 27
2.1. Назначение, предмет и пределы надзора прокуратуры за исполнением законов судебными приставами 27
2.2. Основные направления прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами 45
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ПОЛНОМОЧИЙ ПРОКУРОРА ПО НАДЗОРУ ЗА ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМ ПРОИЗВОДСТВОМ И СРЕДСТВ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ 63
3.1. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов судебными приставами 63
3.2. Организации работы органов прокуратуры по надзору за исполнением законов судебными приставами 69
3.3. Проблемы прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами и направления его совершенствования 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 94
Актуальность выбранной темы. Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., закрепила основные права граждан о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а конституционной обязанностью демократического правового государства является их признание, соблюдение и защита (ст. 2).
Согласно ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в России гарантируется. Судебная защита является одним из видов государственной защиты прав и свобод человека и гражданина и представляет собой механизм принудительного обеспечения гарантий прав и свобод человека и гражданина, установленный государством через систему специализированных государственных органов, в частности судов (ст. 46).
Судебной защите подлежат любые права и свободы, в каком бы документе они не были закреплены: Конституции, отраслевых законах, других нормативных или индивидуальных правовых актах (ст. 55). Право на судебную защиту обеспечивает реализацию прав и свобод граждан. Одним из критериев оценки эффективности работы системы правосудия является качество и своевременность исполнения судебных решений. Это тот показатель, по которому члены общества оценивают работу судебной системы в целом.
Правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в ходе исполнительного производства является в соответствии с действующим законодательством РФ основной задачей, стоящей перед Федеральной службой судебных приставов (ФССП России).
Несвоевременность и неполнота исполнения решений судов и несудебных органов является одной из серьезных проблем, снижающих эффективность российского правосудия.
Исполнительное производство в соответствии с ФЗ от 2.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» представляет собой особую сферу деятельности федеральных органов исполнительной власти по обеспечению принудительного исполнения актов различных юрисдикционных органов.
В сложившихся условиях немаловажное значение для функционирования исполнительного производства имеют надлежащий контроль и надзор, в числе которых все большее значение приобретает независимый прокурорский надзор, что и повлияло на выбор темы исследования.
Степень научной разработанности темы исследования. Из относящихся к современному периоду заметных работ следует упомянуть пособие А.Ю. Винокурова и А.В. Гришина «Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами» (М., 2012), в котором были затронуты в большей мере методические вопросы надзорной деятельности прокуроров. Отдельные аспекты рассматриваемой сферы правоотношений нашли отражение в немногочисленных статьях М.Ю. Валеева, И.С. Викторова, А.Ф. Извариной, В. Колесникова, М.Н. Глуховой, Н. Раздобреевой, А.А. Семеновой, И.Ю. Трошкина, Г.Д. Улетовой и др.
Таким образом, правомерно констатировать, что в настоящее время научные исследования о прокурорской деятельности, с учетом достаточно продолжительной по меркам науки паузы, формируют насущную потребность в теоретическом переосмыслении роли и места прокурорского надзора и путей его совершенствования в условиях применения действующего ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и исполнения прокурорами поставленных изданными в последние годы организационно-распорядительными документами Генеральной прокуратуры РФ задач в рассматриваемой сфере.
Объектом исследования является комплекс правоотношений, возникающих в ходе организации и осуществления прокурорского надзора в рассматриваемой сфере.
Предметом исследования выступают содержание и закономерности деятельности прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов судебными приставами-исполнителями, ее организационные и правовые основы, практика осуществления надзора в исследуемой области, состояние законности в сфере отношений, регулируемых законодательством об исполнительном производстве, имеющиеся доктринальные подходы к рассматриваемой проблематике.
Цель работы состоит во всестороннем исследовании теоретико-правовых и практических аспектов прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
- провести исторический и правовой анализ института прокурорского надзора;
- рассмотреть понятие и принципы, правовой механизм организации деятельности прокуратуры по реализации функции надзора;
- изучить назначение, предмет и пределы надзора прокуратуры за исполнением законов судебными приставами;
- охарактеризовать основные направления прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами;
- проанализировать полномочия прокурора по надзору за исполнением законов судебными приставами;
- провести анализ организации работы органов прокуратуры по надзору за исполнением законов судебными приставами;
- выявить проблемы прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами и направления его совершенствования.
Теоретической основой исследования послужили труды таких отечественных авторов как К.А. Бижанова, Н.А. Буцковский, Т.Н. Воробьев, У.А. Мусеибов, А.А. Нетреба, Л.А. Стешенко, М.М. Черепанов и других
Методологическим фундаментом исследования служат общенаучные и специальные методы познания: системный метод, логический, исторический, сравнительно-правовой и другие, применение которых позволило изучить вопрос о прокурорском надзоре комплексно и разносторонне.
Эмпирическую базу исследования составили Конституция РФ, законы РФ, подзаконные акты органов исполнительной власти России, практика Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, иных судебных органов, практические материалы надзора, осуществляемого прокуратурой, данные статистической отчетности Генеральной прокуратуры, обзоры и обобщения, подготовленные прокуратурой по надзору за исполнением федерального законодательства.
Структура исследования включает в себя введение, три главы, заключение и список использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В РФ
1.1. Становление и развитие института прокурорского надзора в России
Генезис развития отечественной правоохранительной системы представляет собой повышенный научно-исследовательский интерес. Прежде всего, это связано с возможностью проследить юридико-технические особенности функционирования конкретных органов и подразделений правоохранительной направленности, установить те закономерности, в условиях которых они действовали и реализовывали свои направления правоохраны. Исходя из данного анализа, в свою очередь появляется возможность определить положительные и отрицательные стороны такого функционирования и, соответственно, провести системный анализ с современным этапом и действительностью.
Данные тезисы касаются всех представителей правоохранительной системы, в том числе и органов, которые были уполномочены осуществлять прокурорский надзор.
Анализируя мнения ученых-историков, можем сказать, что практически все они сходятся во мнении о появлении института прокурорского надзора в XVII-XVIII веках . То есть, прокурорский надзор, и деятельность уполномоченных на его осуществление органов появились гораздо позже, чем стали формироваться другие элементы правоохранительной системы. Например, те же сыскные подразделения стали появляться уже в эпоху образования Московского государства; на первоначальных же этапах образования Древнерусского государства, правоохранительным органом можно было считать дружину князя, которая выполняла оперативно-охранительные функции. В связи с изложенным, возникает вполне очевидный и обоснованный, на наш взгляд, вопрос: по какой причине прокурорский надзор появился гораздо более позже, чем это произошло с другими органами и подразделениями правоохранительной системы?
На наш взгляд, причин в данном случае несколько (специфика государственного устройства, особенности административно-правовых механизмов государственного управления и так далее). Однако полагаем, что наиболее существенной причиной в данном случае следует считать тот факт, что граждане государства пользовались правом челобитной, подразумевавшей обращение к чиновникам всех уровней напрямую. Как отмечает Д.А. Серов, «реализация этого права, образуя гибкий механизм обратной связи между широкими слоями населения и верховной властью, безусловно, несла в себе и элементы общего надзора» . Более того, в период правления Ивана Грозного, был создан специализированный орган исполнительной власти – Челобитный приказ, который разрешал вопросы предварительного рассмотрения представленных царю жалоб и проверка достоверности сведений, которые в них содержались. Некоторыми авторами в данном случае указывается, что именно с началом деятельности данного Приказа следует связывать появление и формирование института прокурорского надзора . Однако полагаем, что подобные точки зрения не верны. Безусловно, указанные правоотношения содержали в себе признаки и отдельные элементы прокурорского надзора, однако в «чистом» виде соотносить данные институты, нельзя. Деятельность Челобитного приказа была именно элементом прокурорского надзора, довольно узконаправленной сферы, которую, если обращаться к современным наименованиям, выступала в качестве общего надзора. К тому же, данный орган просуществовал достаточно непродолжительное время и не смог оставить более или менее существенно исторического следа своей деятельностью.
Постепенное развитие государство неизбежно приводило к разрастанию его аппарата. Это происходило по нескольким причинам, однако главной нам видится создание новых областей и отраслей, в рамках которого было необходимо осуществление государственного управления и именно силами государственно-чиновничьего аппарата. И к сожалению, одной из неизбежных причин таких тенденций, стало возрастание количества различных жалоб на действия государственных лиц, поступавших и высказывавшихся населением. Конечно же, в одиночку с подобным наплывом жалоб сам правитель справиться не мог. Интересным в связи с этим было предложение стряпчего И.А. Бутурлина от 1643 г. о необходимости образования постоянно действующего органа, целью деятельности которого было бы «извещать государю правду про всякая дурна и про обиды ото всяких людей» , что рассматривается как первая важная инициатива о создании специализированного органа с общенадзорными функциями, однако это предложение в то время реализовано не было.
Значительным в формировании института прокурорского надзора, следует считать 1654 год. Именно в этот год создается Приказ великого государя тайных дел. Как отмечает историк конца XIX – начала XX веков, И.Я. Гурлянд, этот орган представлял собой личную канцелярию царя, в полномочия которого (нужно отметить, довольно широкие) помимо прочего входило осуществление надзора за деятельностью центральных органов власти . Учитывая характер полномочий данного органа, а также тот факт, что просуществовал он около 20 лет, полагаем, что следует именно указанный орган считать прообразом органом прокуратуры, а их деятельность прообразом института прокурорского надзора вообще.
Окончательное оформление института прокурорского надзора произошло в период правления Петра I. Как и в предыдущие периоды, на данном этапе государством довольно четко осознавалась и признавалась потребность в образовании единого и централизованно действующего надзорного органа. Именно при Петре I начинается активная борьба с коррупцией, местничеством и иным «традициями» отечественной практики жизнедеятельности граждан. Император, будучи глубоко убежден в том, что никакие внутренние преобразование и внешние победы не способны привести страну к развитию, если не будет налажен внутренний контроль за соблюдением законности во всех сферах. Поэтому, почти на протяжении всего периода правления Петра I, им предпринимались действия по созданию института надзора.
17 марта 1714 г. в особом акте Петра I «Указ о фискалах и об их должностях и действиях» был урегулирован правовой статус службы фискалов. Организационно служба фискалов была трехзвеньевой. Ее председатель – обер-фискал – подчинялся непосредственно Правительствующему Сенату, в больших городах были провинциал-фискалы, в других – подчиненные им городские фискалы, то есть создавалась система фискалата. Отдельно следует обратить внимание на то, что наряду с другими, был и четко определен вопрос независимости фискалов от местных судебно-административных органов власти, который закреплялся в Указе от 16 января 1712 г . На то обстоятельство, что фискалы были независимыми от других органов власти, указывает тот факт, что за их сообщениями начиналось расследование в отношении самых важных должностных лиц, в частности, самого князя А.Д. Меньшикова и сенаторов В.А. Апухтина, И. Волконского и других, по поводу чего Петр I даже отмечал, что фискалы «непрестанно доносят, не токмо на подлых, но и на самыя знатныя лица, без всякой боязни» . Важной гарантией независимости фискалов было установление запрета на их преследование и наказание за недоказанный донос.
Однако следует отметить, что главной проблемой деятельности фискальной службы стало значительное затягивание судебного разбирательства фискальных дел, в результате чего фактически вся эффективность функционирования данного института была сведена к нулю.
Другой причиной ликвидации фискалов стало то, что они «явили себя в больших преступлениях и злоупотреблениях» . Существенным недостатком в деятельности фискалов было то, что главный фискал подчинялся Сенату, в связи с чем сенаторы оказывали ему препятствия, пытаясь выгородить обвиняемых, которые были связаны с ними сословными или родственными связями. Надзор за Сенатом, как за учреждением, не входил в круг обязанностей обер-фискала, поскольку он был только должностным лицом при Сенате.
На протяжении всей истории своего существования прокуратуры в России выполняла правозащитные функции основных прав и свобод граждан, реализуя свои надзорные полномочия. По мере своего развития в государстве прокуратура выступала в качестве многофункционального органа, осуществляющим надзор за соблюдением прав, свобод человека, исполнением законов в различных сферах общественных отношений, в том числе, в области исполнительного производства.
В связи с обновлением и развитием контрольно-надзорных функций прокуратуры, а также их своевременного обновления происходило формирование прокурорского надзора за исполнением законов органами, выполняющими исполнительное производство. Укрепление механизма прокурорского надзора привело к укреплению положения органов прокуратуры, которое происходило на основе разработки теоретических основ законности, ее предназначения и места. Перемены, которые происходили в системе государственного устройства государства, а именно реформы правовой системы, экономические преобразования повлияли на возложение новых задач на органы, осуществляющие функции в области имущественных взысканий. Полнота реализации полномочий государства в сфере обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина во многом зависит от эффективной работы службы судебных приставов.
Прокуратура – орган, выполняющий контроль-надзорные функции. Основной задачей прокурорского надзора является обеспечение эффективности работы государственного аппарата. Контроль за исполнением законов органами судебных приставов является одним из приоритетных направлений прокурорского надзора. Наиболее часто затрагиваются проблемы как теории юридической науки, так и в практике, которые связаны с осуществлением прокурорского надзора за исполнительным производством.
Прокурорский надзор за деятельностью судебных приставов необходим в связи с большим количеством правонарушений в ходе принудительной реализации исполнительных документов субъектами исполнительного производства, помимо этого, прокуратура выступает одним из ведущих органов, который имеет достаточно большие надзорные полномочия в сфере контроля исполнения законов судебными приставами-исполнителями, а также предотвращения и предупреждения правонарушений, которые совершаются сотрудниками Федеральной службы судебных приставов. Прокуратура способна проконтролировать и обеспечить высокий уровень соблюдения законности субъектами исполнительного производства. Предметом прокурорского надзора в данной области будет являться соблюдение действующего законодательства, касающегося реализации исполнительного производства, судебными приставами-исполнителями.
Методика прокурорского надзора в сфере исполнительного производства направлена на выявление нарушений закона, а также установление условий и круга лиц, способствующих возникновению данного правонарушения, она определяет порядок ведения мероприятий органов прокуратуры. Функции судебных приставов в рамках реализации их компетенции определяют особенность предмета прокурорского надзора за соблюдением законности процедуры исполнительного производства. Так, согласно, Указу Генеральной прокуратуры предметом прокурорского надзора в области обеспечения законов судебными приставами-исполнителями является надзор за законностью действий, а также бездействий сотрудников службы судебных приставов, принимаемых ими решений в процессе исполнительного производства, а также контроль за соблюдением основных прав и свобод граждан в процессе осуществления приставами-исполнителями своих полномочий.
Согласно п. 4 ст. 19 Закона «О судебных приставах» надзор за исполнением законов в ходе исполнительного производства судебными приставами-исполнителями осуществляет Генеральный прокурор вместе с подчиненными ему прокурорами на основании ФЗ «О прокуратуре РФ». Объектом прокурорского надзора в данной отрасли выступают общественные отношения, которые возникают в процессе исполнительного производства, а именно законность принимаемых судебными приставами-исполнителями решений, а также актов, выносимых ими.
В исполнительном производстве участие прокурора может быть выражено в двух формах: он либо возбуждает исполнительное производстве в интересах взыскателя, либо имеет право выносить протест на действия или бездействия судебного пристава-исполнителя. Возбуждение исполнительного производства прокурором происходит с помощью предъявления исполнительного документа ко взысканию, эта форма распространяется на все дела, рассматриваемые службой судебных приставов, в которых от имени взыскателя выступает государство или юридическое лицо, которое обладает государственной формой собственности. Возбуждение исполнительного производства прокурором происходит исходя из интересов граждан и юридических лиц негосударственной формы собственности лишь в том случае, если данные субъекты не имеют возможности самостоятельно защищать свои интересы.
Прокурор в ходе осуществления надзора за исполнительным производством имеет право требовать проведения проверок, а также ревизий органов судебных приставов, вызывать должностных лиц службы судебных приставов для дачи объяснений, выносить представления об устранении допущенных нарушений сотрудниками судебных приставов, а также ставить вопрос о привлечении их к дисциплинарной ответственности, приносить протест на правовой акт, вынесенный судебным приставов, который противоречит действующему законодательству, а также выносить предостережение о недопустимости нарушения закона.
Помимо этого, прокурор наделяется правом ознакамливаться с материалами дела об исполнительном производстве, снимать копии документов и делать выписки из него и совершать иные процессуальные действия, которые предусмотрены законодательством. Осуществляя надзор за исполнительным производством, прокурор вправе выносить протест на действия сотрудников судебных приставов по исполнению решению суда либо вовсе отказать в совершении каких-либо действий. Протест подается в течении десяти дней в суд, в котором пристав-исполнитель состоит, со дня совершения действия, которое обжалуется или с того дня, когда прокурору стало известно о совершении противоправного действия, не знающему о месте и времени его совершения. Данный акт прокурорского реагирования подлежит рассмотрению в судебного заседания, при этом извещаются стороны, а также сам прокурор, который вынес протест. Однако в случае их неявки суд разрешает спор самостоятельно, и это не препятствует решению вопроса, поставленного перед судом.
Таким образом, прокурорский надзор за исполнительным производством направлен на законность мер, принимаемых приставами - исполнителями, а также выносимых ими актов в ходе осуществления своих полномочий и исполнение сотрудниками службы судебных приставов действующего законодательства.
Рассматривая проблемы прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами, стоит отметить, что раздел III Закона о прокуратуре включает четыре главы, закрепляющие соответственно четыре отрасли прокурорского надзора. В структуре Раздела III не предусмотрена глава, регламентирующая деятельность прокурора по надзору за исполнением законов судебными приставами.
Данная законодательная коллизия требует разрешения, и, на наш взгляд, для этого необходима разработка и включение в Закон о прокуратуре главы 5 Раздела III, который будет посвящен регулированию деятельности прокуроров по надзору за исполнением законов судебными приставами. В главу 5 Раздела III необходимо включить положения, касающиеся предметов данной отрасли надзора, полномочий прокурора и средств прокурорского реагирования на нарушение закона судебными приставами. Особенностью полномочий прокурора в этом случае будет необходимость их разграничения в зависимости от видов судебных приставов, поскольку объем полномочий и процессуальная самостоятельность у приставов-исполнителей и приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов различны.
1. «Конституция РФ» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. «Уголовно-процессуальный кодекс РФ» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 08.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.12.2020) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 52 (часть I). - Ст. 4921.
3. «Кодекс РФ об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 22.12.2020) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (часть I). - Ст. 1.
4. ФЗ от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 09.11.2020) «О прокуратуре РФ» // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 47. - Ст. 4472.
5. ФЗ от 21.07.1997 N 118-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об органах принудительного исполнения РФ» // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 30. - Ст. 3590.
6. ФЗ от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 22.12.2020) «Об исполнительном производстве» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 41. - Ст. 4849.
7. ФЗ от 07.03.2017 N 27-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О прокуратуре РФ» // Собрание законодательства РФ. - 2017. - № 11. - Ст. 1536.
8. ФЗ от 01.10.2019 N 328-ФЗ (ред. от 22.12.2020) «О службе в органах принудительного исполнения РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» // Собрание законодательства РФ. - 2019. - № 40. - Ст. 5488.
9. Указ Президента РФ от 15.12.2016 N 670 (ред. от 18.11.2019) «О внесении изменений в Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1313 «Вопросы Министерства юстиции РФ» и в Положение, утвержденное этим Указом, в Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» и в Положение, утвержденное этим Указом» // Собрание законодательства РФ. - 2016. - № 51. - Ст. 7357.
10. Указание Генпрокуратуры РФ от 12.05.2009 N 155/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами» // Справочная правовая система КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_92202/ (дата обращения: 07.01.2021).
11. Приказ ФССП России от 10.12.2010 N 682 (ред. от 29.04.2020) «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов» // Бюллетень Федеральной службы судебных приставов. - 2013. - № 10.
12. Приказ ФССП России от 13.05.2011 N 231 «Об утверждении Методики расчетов, используемых в системе оценки эффективности деятельности территориальных органов Федеральной службы судебных приставов» // Бюллетень Федеральной службы судебных приставов. - 2011. - № 6.
13. Приказ Минюста России от 27.12.2019 N 330 «Об утверждении Порядка расчета суммы денежных средств на счете, на которую может быть обращено взыскание или наложен арест, с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 ФЗ от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (Зарегистрировано в Минюсте России 16.01.2020 N 57177) // Справочная правовая система КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_343220/ (дата обращения: 07.01.2021).
14. Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2003 N 13-П «По делу о проверке конституционности положений статей 115 и 231 ГПК РСФСР, статей 26, 251 и 253 ГПК РФ, статей 1, 21 и 22 ФЗ «О прокуратуре РФ» в связи с запросами Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, государственного Совета Республики Татарстан и Верховного Суда Республики Татарстан» // Российская газета. - 2003. - № 150.
15. Постановление Конституционного Суда РФ от 17.02.2015 N 2-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 6, пункта 2 статьи 21 и пункта 1 статьи 22 ФЗ «О прокуратуре РФ» в связи с жалобами межрегиональной ассоциации правозащитных общественных объединений «АГОРА», межрегиональной общественной организации «Правозащитный центр «Мемориал», международной общественной организации «Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», региональной общественной благотворительной организации помощи беженцам и вынужденным переселенцам «Гражданское содействие», автономной некоммерческой организации правовых, информационных и экспертных услуг «Забайкальский правозащитный центр», регионального общественного фонда «Международный стандарт» в Республике Башкортостан и гражданки С.А.Ганнушкиной» // Архив решений арбитражных судов и судов общей юрисдикции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sudrf.kodeks.ru/rospravo/document/420254526 (дата обращения: 15.03.2021).
16. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» // Российская газета. - 2015. - № 27.
17. Актуальные проблемы прокурорской деятельности / под ред. А.В. Федорова. - М.: Проспект, 2020. - 234 с.
18. Бижанова, К.А. Исторические аспекты формирования прокурорского надзора в сфере охраны окружающей среды / К.А. Бижанова // Актуальные проблемы российского права. - 2018. - № 7. - С. 230-235.
19. Бобров, В.К. Прокурорский надзор: учебник / В.К. Бобров. - М.: Юрайт, 2019. - 212 с.
20. Буцковский, Н.А. О деятельности прокурорского надзора вследствие отделения обвинительной власти от судебной / Н.А. Буцковский. - СПб.: Типография Второго отделения собственной Е.И.В. канцелярии, 1867. - 125 с.
21. Васильев, О.Л. Поправки к Конституции РФ и изменение роли прокурора в отечественном уголовном процессе / О.Л. Васильев // Закон. - 2017. - № 3. - С. 46-59.
22. Викторов, И.С. Прокурорский надзор: учебник / И.С. Викторов; под ред. А. Я. Сухарева. - М.: Норма, 2019. - 368 с.
23. Винокуров, А.Ю. Прокурорский надзор: учебник / А.Ю. Винокуров, Ю.Е. Винокуров; под общ. ред. А.Ю. Винокурова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2018. – 336 с.
24. Воеводина, Т.Г. Прокурорский надзор за соблюдением законов судебными приставами-исполнителями при исполнении судебных постановлений по гражданским делам: учебное пособие / Т.Г. Воеводина. - СПб.: Питер-пресс, 2014. - 208 с.
25. Воробьев, Т.Н. Распоряжение прокурором диспозитивными правами истца в гражданском процессе / Т.Н. Воробьев // Современное право. - 2017. - № 9. - С. 90-96.
26. Гавриленко, А.Ю. Предложения по совершенствованию надзорной деятельности в связи с последними изменениями ФЗ «Об исполнительном производстве» / А.Ю. Гавриленко // Вестник Челябинского государственного университета. - 2021. - № 1. - С. 34-41.
27. Гурлянд, И.Я. Приказ великого государя тайных дел / И.Я. Гурлянд. – Ярославль: тип. Губерн. правления, 1902. - 408 с.
28. Елгина, Н.О. Актуальные проблемы осуществления прокурорского надзора за соблюдением законов судебными приставами-исполнителями / Н.О. Елгина, Д.К. Кузьмина // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XX междунар. науч.-практ. конф. - М.: Изд-во «МЦНО», 2018. - С. 48-52.
29. Камышов, В.Г. Прокурорский надзор как средство защиты личных прав и свобод человека и гражданина: Автореф. дисс... канд. юрид. наук / В.Г. Камышов. - М., 2016. - 31 с.
30. Кириллова, Н.П. Прокурорский надзор: учебник / Н.П. Кириллова. - М.: Юрайт, 2019. - 330 с.
31. Куленко, О.И. Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами - гарантия обеспечения конституционного права граждан на судебную защиту / О.И. Куленко // Вестник Челябинского государственного университета. - 2014. - № 2. - С. 31-39.
32. Ласкина, Н.В. Прокурорский надзор / Н.В. Ласкина. - М.: Юстицинформ, 2018. - 159 c.
33. Мусеибов, У.А. Процессуальные функции и полномочия прокурора / У.А. Мусеибов // Российский следователь. - 2016. - № 21. - С. 6-10.
34. Непеин, Г.Г. О некоторых проблемах осуществления прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами-исполнителями / Г.Г. Непеин // Криминалистъ. - 2017. - № 1. - С. 53–59.
35. Нетреба, А.А. К вопросу об истоках становления российского прокурорского надзора (досоветский период) / А.А. Нетреба // Концепт. - 2018. - № 12. - С. 85-89.
36. Осокин, Р.Б. К вопросу об организации деятельности органов прокуратуры в РФ (основные функции, принципы) / Р.Б. Осокин // Вестник Московского университета МВД России. - 2015. - № 9. - С. 197-203.
37. Пак, В.А. Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами по обеспечению установления порядка деятельности судов: дис… канд. юрид. наук / В.А. Пак. - М., 2013. - 198 с.
38. Петровский С.А. О Сенате в царствование Петра Великого: Историко-юридическое исследование / С.А. Петровский. – М.: Унив. тип. (Катков и Ко), 1875. – 174 с.
39. Прокурорский надзор: учебник / под ред. А.Ф. Смирнова, А.А. Усачева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2021. - 483 с.
40. Серов, Д.О. Фискальская служба и прокуратура России первой трети XVIII в.: дисс. доктора истор. наук: спец. 07.00.02 / Д.О. Серов. - Екатеринбург, 2010. - 198 с.
41. Стешенко, Л.А. Фискалы и прокуроры в системе государственных органов России первой четверти XVIII в. / Л.А. Стешенко // Вестник МГУ. Право. – 1966. – № 2. – С. 49-56.
42. Сухарев, А.Я. Прокурорский надзор / А.Я. Сухарев, О.Т. Анкудинов, И.С. Викторов [и др.]. - 4-е изд., перераб и доп. - М: Норма, 2021. - 480 с.
43. Сушина, Т.Е. Правовая норма в контексте предмета прокурорского надзора / Т.Е. Сушина // Актуальные проблемы российского права. - 2016. - № 8. - С. 163-166.
44. Трошина, Н.В. Защита прокурором прав и свобод человека и гражданина при осуществлении надзора за исполнением законов судебными приставами-исполнителями / Н.В. Трошина // Вестник Международного юридического института. - 2018. - № 2. - С. 140-144.
45. Трошина, Н.В. Организационные и правовые основы прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами-исполнителями: автореф. дисс… канд. юрид. наук / Н.В. Трошина. - М., 2019. - 27 с.
46. Черепанов, М.М. Принципы организации и деятельности российской прокуратуры: автореф. дисс... канд. юрид. наук / М.М. Черепанов. - Екатеринбург, 2018. - 29 с.
47. Обзор судебной практики рассмотрения дел, связанных с исполнительным производством // Нижегородский областной суд [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://oblsudnn.ru/index.php/obzory-sudebnoj-praktiki/2019-obzor-sudebnoj-praktiki-rassmotreniya-del-svyazannykh-s-ispolnitelnym-proizvodstvom (дата обращения: 07.01.2021).
48. Обобщение судебной практики по делам об обжаловании действий судебных приставов-исполнителей за период 2018 года и первую половину 2019 года // Самарский областной суд [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://oblsud.sam.sudrf.ru/modules.php?id=2825&name=docum_sud (дата обращения: 07.01.2021).
49. Судебная практика Прокуратуры Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга за 2020 г. // Прокуратура Свердловской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_66/activity (дата обращения: 05.04.2021).
50. Судебная практика Прокуратуры Ленинского района г. Нижнего Новгорода за 2020 г. // Прокуратура Нижегородской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_52/activity (дата обращения: 05.04.2021).
51. Указ о должности генерал-прокурора от 27 апреля 1722 г. // Исторический факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/genprok.htm (дата обращения: 16.12.2020).