ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПАЛЕСТИНО-ИЗРАИЛЬСКОГО
УРЕГУЛИРОВАНИЯ 9
1.1. Структурный анализ палестино-израильского конфликта 9
1.2. Структурная роль «третьих сторон» как посредников в палестино-израильском
урегулировании 15
ГЛАВА 2. ПОЛИТИКА США НА ПАЛЕСТИНО-ИЗРАИЛЬСКОМ ТРЕКЕ ПРИ Б. ОБАМЕ И
Д. ТРАМПЕ 18
2.1. Динамика американо-израильских отношений: от Б. Обамы к Д. Трампу 18
2.2. Внешнеполитическая линия администрации Б. Обамы по отношению к палестино-израильскому урегулированию 31
2.3. «Сделка века» Д. Трампа: предпосылки и значение 41
ГЛАВА 3. ПАЛЕСТИНО-ИЗРАИЛЬСКИЙ КОНФЛИКТ В ФОКУСЕ ВНИМАНИЯ
СОВРЕМЕННОЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ 47
3.1. Особенности российского подхода к палестино-израильскому урегулированию 47
3.2. Участие России в палестино-израильском урегулировании 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 61
Источники 61
Литература 64
Арабо-израильский конфликт имеет давнюю историю. Противоречия между арабским и еврейским населением Палестины накапливались с ростом в конце XIX - начале XX века еврейской иммиграции на палестинские земли, тогда находившиеся в составе Османской империи. С крушением Османской империи Палестина стала подмандатной территорией Великобритании, поощрявшей еврейскую иммиграцию и создание в Палестине «еврейского национального очага». Именно тогда арабо-израильские противоречия вошли в активную фазу. В 1947 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Резолюцию № 181, предполагавшую создание в Палестине двух государств для двух народов - арабского и еврейского. Еврейское государство было в одностороннем порядке провозглашено 14 мая 1948 г. и сразу же навлекло на себя гнев своих арабских соседей. С тех пор арабо-израильский конфликт находится в открытой фазе, переживая периоды эскалации и деэскалации.
Палестино-израильский трек выделился в качестве самостоятельного из общего арабо-израильского конфликта в 1970-е - 1980-е гг. В 1970-е гг. происходит усиление влияния Организации освобождения Палестины (ООП) под руководством Ясира Арафата, которую ряд государств (например, СССР) признал в качестве законного выразителя интересов палестинского народа. В 1988 г. лидер ООП и председатель Палестинской национальной администрации Я. Арафат провозгласил создание Палестинского государства - ныне частично признанного.
Первоначально палестинская проблема обсуждалась в процессе более широкого арабо-израильского урегулирования. Но после вывода из конфликта Египта и Иордании и с началом «процесса Осло» в 1990-е гг. мирное урегулирование сосредотачивается на палестино-израильском треке. Традиционно ведущую роль в процессе мирного урегулирования играли США, в то время как СССР и впоследствии Россия не были столь активно вовлечены в мирный процесс. Однако в настоящее время всё слышнее звучат голоса палестинских лидеров, призывающих Россию к более активному участию в ближневосточном урегулировании (БВУ). Это связано, прежде всего, с нерезультативной ролью США как посредника в БВУ, их традиционным креном в сторону Израиля. Последние шаги американской администрации в 2017-2020 гг. продемонстрировали невозможность дальнейшего единоличного посредничества США в палестино-израильском мирном процессе.
Таким образом, актуальность нашей работы состоит в том, что в условиях открытия «окна возможностей» для более активного вовлечения России в процесс ближневосточного
урегулирования в качестве посредника, необходимо выработать продуманную и целостную политическую линию, основываясь на имеющемся американском опыте.
Цель данной работы - выявление кризисных тенденций посредничества США в палестино-израильском урегулировании на современном этапе, а также возможностей и ограничений для России в урегулировании палестино-израильского конфликта на основе опыта США.
Для достижения заявленной цели были поставлены следующие задачи:
1) Провести структурный анализ палестино-израильского конфликта для понимания особенностей его урегулирования, а также анализ США и России как «третьих сторон» данного конфликта.
2) Проанализировать особенности американского подхода к палестино-израильскому урегулированию в 2008-2020 гг.
3) Выделить принципиальные отличия российского подхода к ближневосточному урегулированию.
4) Выявить возможные преимущества и недостатки России как посредника в ближневосточном урегулировании.
Объектом данного исследования выступает процесс мирного урегулирования ближневосточного конфликта на палестино-израильском треке, а предметом - политические инициативы США и России по мирному урегулированию палестино-израильского конфликта.
Основными методами, использованными в проведении данного исследования, стали:
1) Структурный анализ палестино-израильского конфликта, который позволил выявить особенности его урегулирования;
2) Историко-описательный метод, с помощью которого были выявлены предпосылки и значение отдельных событий периода 2009-2020 гг.;
3) Сравнительный анализ, позволивший, с одной стороны, выявить отличия подхода администрации Б. Обамы от подхода администрации Д. Трампа к палестино-израильскому урегулированию, а с другой, в целом отличия американского подхода от российского.
Хронологические рамки данного исследования охватывают период с 2008 по 2020 гг. - президентские сроки Б. Обамы и Д. Трампа. Это обусловлено тем, что данный период позволяет проследить формирование основных тенденций, ныне определяющих процесс палестино-израильского урегулирования: с одной стороны, американского подхода к мирному процессу, а с другой - нынешнего состояния конфликта (углубляющийся раскол между сторонами конфликта и их внутренняя дезинтеграция). В то же время, в целях более полного использования и учёта контекста рассматриваемого конфликта и его «третьих сторон», время от времени автор обращается к более раннему периоду.
В проведении данного исследования широко применялись как российские, так и зарубежные источники и литература. Источниковую базу данного исследования можно условно разделить на несколько групп. Первую группу составляют резолюции Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности ООН, заложившие международно-правовую основу палестино-израильского урегулирования . Ко второй группе относятся программные речи и официальные заявления американских, российских и израильских политиков . Третья группа источников объединяет сводки новостных агентств по палестино-израильской проблематике . Наконец, четвёртую группу источников составляют статистические данные, позволяющие проследить динамику американской помощи Израилю, и результаты опросов общественного мнения среди палестинского и израильского населения по палестино-израильскому урегулированию .
Проблематика палестино-израильского урегулирования достаточно широко отражена в отечественной и зарубежной литературе. Так, структурный анализ палестино¬израильского конфликта и особенности третьих сторон в мирном урегулировании нашли отражение в работах Д.С. Голубева . Профессором А.В. Крыловым был проанализирован широкий спектр вопросов по палестино-израильской проблематике: от структурных элементов палестино-израильского конфликта до основных итогов американской политики на палестино-израильском треке и деятельности ближневосточного «квартета» . Эволюция политики России на палестино-израильском направлении была представлена в монографиях академика А.М. Васильева и профессора И.Д. Звягельской . Помимо этого, большую ценность для анализа политики России на современном этапе представляют статьи М.А. Сучкова , А.В. Малашенко и Д.В. Тренина . Роль США в палестино-израильском мирном процессе была проанализирована в монографиях У. Куандта , К. Кристисон , Ч. Эндерлина , Д. Курцера и С. Ласенского .
Особо следует отметить аналитические статьи и доклады экспертов - непосредственных участников палестино-израильского мирного процесса. В докладе И. Голденберга15 были проанализированы основные уроки Вашингтонского саммита 2013-2014 гг. А. Миллер и М. Янг в своих статьях представили достаточно подробный анализ действий американской дипломатии на палестино-израильском направлении. Кроме того, большую ценность для данного исследования представляли мемуары и аналитические статьи бывших дипломатов - Д. Росса и М. Индика .
Помимо этого, были использованы материалы таких исследовательских центров, как Фонд Карнеги, Международная кризисная группа, Институт национальных исследований в области безопасности и др. , а также аналитические статьи, публикуемые в СМИ и посвящённые анализу отдельных аспектов американской политики на палестино-израильском треке. В то же время, проблема взаимосвязи американского опыта посредничества и российской дипломатии на палестино-израильском направлении изучена довольно слабо.
Таким образом, научная новизна данной работы заключается в выявлении конкретных уроков для России на основе американского опыта палестино-израильского урегулирования. Практическая значимость работы состоит в формулировании ряда рекомендаций, которые, на наш взгляд, будут способствовать успеху в деле продвижения ближневосточного мирного процесса на палестино-израильском треке.
В ходе данного исследования были выявлены следующие основные особенности участия США в палестино-израильском урегулировании:
1) Традиционная поддержка США Израиля как стратегического партнёра. Как показало исследование, и Б. Обама, и Д. Трамп в ходе своей предвыборной кампании заявляли об «особых отношениях», существующих между США и Израилем, а также о своих намерениях делать всё возможное для обеспечения безопасности и процветания еврейского государства. В то же время, разница между двумя президентами заключается в том, что Д. Трамп после вступления в должность начал выполнять свои предвыборные обещания, данные израильтянам, тогда как Б. Обама старался лавировать между Израилем и мусульманским миром, что привело к кризису американо-израильских отношений.
2) Вовлечение в переговорный процесс не всех сторон конфликта. Мирные инициативы США затрагивают в основном отношения Израиля и Палестинской национальной администрации, тогда как полностью игнорируется «Исламское движение сопротивления» (ХАМАС), обладающее значительным влиянием в секторе Газа. Не раз данный подход приводил к срыву переговоров: в условиях отсутствия контроля над всей территорией (и Западного берега реки Иордан, и сектора Газа), президент М. Аббас не мог подписать мирное соглашение с Израилем от имени всех палестинцев.
3) Политика одностороннего навязывания палестинцам плана мирного урегулирования, наметившаяся при Д. Трампе со значительными произраильскими перекосами. Данная тенденция опасна тем, что нынешний произраильский крен будущим американским администрациям будет нелегко преодолеть, т.к. в противном случае они рискуют навлечь на себя обвинения в «антиизраильском» подходе.
Таким образом, США не являются беспристрастным, равноудалённым посредником в мирном урегулировании, но они имеют важное преимущество в виде рычага воздействия на Израиль. Кроме того, искусственное выстраивание «равноудалённости» (которое имело место при Б. Обаме), как показала практика, контрпродуктивно.
Со своей стороны, Россия как посредник также обладает рядом преимуществ:
1) Россия придерживается наработанной международным сообществом международно-правовой базы палестино-израильского урегулирования и в этом отношении является надёжным, предсказуемым посредником.
2) Россия выстраивает диалог со всеми заинтересованными сторонами. Во-первых, Россия смогла выстроить конструктивные взаимоотношения с Государством Израиль, базирующиеся на общих экономических интересах и обширных культурно-исторических связях. Во-вторых, Россия обращает особое внимание на преодоление внутрипалестинского раскола посредством взаимодействия и с Палестинской национальной администрацией, и с ХАМАС.
3) Россия стремится сблизиться с мусульманским миром и войти на Ближний Восток в качестве одного из ключевых глобальных игроков. Выстраиваемый Россией союз с Сирией и Ираном может оказать благотворное влияние на окружающую среду конфликта.
Основными недостатками России как посредника можно назвать отсутствие реальных рычагов воздействия на стороны конфликта, а также отсутствие (на данный момент) продуманного курса посредничества.
Итак, можно говорить о целесообразности объединения усилий России с США и другими заинтересованными странами в деле достижения палестино-израильского мира, поскольку каждая из сторон имеет свои рычаги воздействия на стороны конфликта.
В то же время, полное мирное урегулирование в ближайшей перспективе едва ли возможно. Как показал проведённый нами структурный анализ, стороны конфликта по- разному видят его причины и свою роль в конфликтном взаимодействии. В настоящее время стороны конфликта крайне поляризированы: среди палестинцев большую популярность приобретают антиизраильские и антиамериканские идеи (из -за явно произраильского характера «сделки века», предложенной американцами); одновременно израильское общество расколото, что показали несколько неудачных раундов выборов в израильский Кнессет. К тому же, как показала практика, попытки мирного урегулирования при доминировании правого крыла в Кнессете обречены на провал. Кроме того, не способствует мирному процессу и экспансионистская политика Израиля на Западном берегу реки Иордан. Наконец, заключение мирного соглашения невозможно в отсутствие легитимности Палестинской национальной администрации на всех палестинских территориях.
В этих условиях, на наш взгляд, бесконечные попытки по «усаживанию» сторон конфликта за стол переговоров контрпродуктивны. Вместо этого, целесообразнее предпринимать шаги, направленные на изменение структуры конфликта: трансформацию образа сторон конфликта в глазах друг друга (причём начиная с «низового» уровня), улучшение условий окружающей среды конфликта: социально-экономического состояния палестинских территорий и достижения региональной стабильности. Наконец, разрозненные единоличные действия отдельных посредников едва ли приведут к успеху в мирном процессе. Необходимы скоординированные действия всех заинтересованных сторон: как традиционных участников «квартета», так и арабских государств.
1. Goldenberg I. Lessons from the 2013-2014 Israeli-Palestinian final status negotiations / I. Goldenberg // Center for a New American Security. - 2015. - 31 P.;
2. Ross D. Doomed to Succeed: The U.S.-Israel Relationship from Truman to Obama / Ross D. - Farrar, Straus, and Giroux, 2015. - 474 P.
Официальные заявления:
3. Комментарий Департамента информации и печати МИД России о соглашении между ФАТХ и ХАМАС по преодолению внутрипалестинского раскола // МИД РФ. URL: https://www.mid.ru/ru/maps/ps/-/assetpublisher/2L933xL2DJGEcontent/id/2903576 (дата обращения: 30.04.2020);
4. О позиции России по ближневосточному урегулированию // МИД РФ. URL: https://www.mid.ru/o-pozicii-rossii-po-bliznevostocnomu-uregulirovaniu (дата обращения: 25.04.2020);
5. О телефонном разговоре спецпредставителя Президента Российской Федерации по Ближнему Востоку и странам Африки, заместителя Министра иностранных дел России МЛ.Богданова с помощником Президента США, спецпредставителем по вопросам международных переговоров А.Берковицем // МИД РФ. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign policy/news/-
/asset publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/4133347?p p id=101 INSTANCE cKNonkJ E02Bw& 101 INSTANCE cKNonkJE02Bw languageId=ru RU (дата обращения: 24.05.2020);
6. Closure of the PLO office in Washington. September 10, 2018 // U.S. Department of State. URL: https://www.state.gov/closure-of-the-plo-office-in-washington/ (дата обращения: 04.04.2020);
7. June 4, 2009: Address at Cairo University // Miller Center. URL:
https://millercenter.org/the-presidency/presidential-speeches/june-4-2009-address-cairo- university (дата обращения: 05.04.2020);
8. May 19, 2011: Speech on American Diplomacy in the Middle East and North Africa // Miller Center. URL: https://millercenter.org/the-presidency/presidential-speeches/may-19- 2011 -speech-american-diplomacy-middle-east-and-north (дата обращения: 06.04.2020);
9. President Donald J. Trump’s Vision for Peace, Prosperity, and a Brighter Future for Israel
and the Palestinian People // The White House. URL:
61
https://www.whitehouse.gov/briefings-statements/president-donald-j-trumps-vision-peace- prosperity-brighter-future-israel-palestinian-people/ (дата обращения: 04.04.2020);
10. Remarks by President Trump and Prime Minister Netanyahu of the State of Israel in Joint
Statements. January 28, 2020 // The White House. URL:
https://www.whitehouse.gov/briefings-statements/remarks-president-trump-prime-minister- netanyahu- state-israel -joint- statements/ (дата обращения: 04.04.2020);
11. Remarks on Middle East Peace // The White House. URL: https://2009-
2017.state.gov/secretary/remarks/2016/12/266119.htm (дата обращения: 08.04.2020).
Резолюции международных организаций:
12. Резолюция ГА ООН № 181 (II) от 29 ноября 1947 г. // ООН. URL: https://documents- dds-ny.un.org/doc/RESOLUTION/GEN/NR0/040/42/IMG/NR004042.pdf?OpenElement // (дата обращения: 11.04.2020);
13. Резолюция СБ ООН № 2334 (2016)от 23 декабря 2016 г. // ООН. URL:
https://undocs.org/ru/S/RES/2334(2016) (дата обращения: 04.04.2020);
14. Резолюция СБ ООН № 242 (1967) от 22 ноября 1967 г. // ООН. URL:
https://undocs.org/ru/S/RES/242(1967) (дата обращения: 04.04.2020);
Сводки новостных агентств:
15. В ЛАГ назвали опасность признания Голанских высот израильскими // РИА Новости. URL: https://ria.ru/20190416/1552727388.html (дата обращения : 04.04.2020);
16. В Москве не считают контакты России с ХАМАС ошибкой - дипломат // РИА Новости. URL: https://ria.ru/20070628/67985433.html (дата обращения: 28.04.2020);
17. Обама гарантировал Израилю «качественное военное превосходство» // Lenta.ru. URL: https://lenta.ru/news/2011/05/22/obama/ (дата обращения: 06.04.2020);
18. Обама - Нетаньяху: разные приоритеты // BBC. URL:
https://www.bbc.com/russian/international/2009/05/090518 obama netanyahu meeting (дата обращения: 30.03.2020);
19. Россия поддерживает усилия по восстановлению внутрипалестинского единства //
РИА Новости. URL: https://ria.ru/20160603/1442495734.html (дата обращения:
29.04.2020);
20. США - Израиль: разногласия по ближневосточному процессу остаются // Голос
Америки. URL: https://www.golos-ameriki.ru/a/us-israel-relations-2011-05-20-
122316449/234722.html (дата обращения: 05.04.2020);
21. США отклонили арабскую резолюцию по еврейским поселениям // BBC. URL: https://www.bbc.com/russian/intemational/2011/02/110219 us veto arab resolution (дата обращения: 06.04.2020);
22. BBC: Obama urges Mid-East peace deal // BBC. URL:
https://www.bbc.com/news/av/world-us-canada-11160794/obama-urges-mid-east-peace- deal (дата обращения: 05.04.2020);
23. Netanyahu to convene top ministers after panning Iran nuclear deal. April 3, 2015 // The
Jerusalem Post. URL: https://www.jpost.com/Israel-News/Politics-And-
Diplomacy/Netanyahu-to-convene-top-ministers-after-panning-Iran-nuclear-deal-396088 (дата обращения: 30.03.2020)
24. Netanyahu to re-assess UN ties after settlement resolution. December 25, 2016 // The Jerusalem Post. URL: https://www.jpost.com/Breaking-News/Netanyahu-to-re-assess-UN- ties-after-settlement-resolution-476434 (дата обращения: 01.04.2020);
25. Palestinian leader Abbas slams Trump’s peace plan at UN // Deutsche Welle. URL: https://www.dw.com/en/palestinian-leader-abbas-slams-trumps-peace-plan-at-un/a- 52344168 (дата обращения: 18.04.2020);
26. Trump announces US recognition of Israeli claim on Golan Heights. March 25, 2019 // The
Hill. URL: https://thehill.com/homenews/administration/435628-trump-announces-us-
recognition-of-israeli-claim-on-golan-heights (дата обращения: 04.04.2020).
Статистические данные:
27. U.S. Foreign Aid to Israel, updated August 7, 2019: CRS report / Congressional Research Service, 2019. Ed. J.M. Sharp - CRS, 2019. - 40 p.;
28. U.S. Overseas Loans and Grants. Obligations and Loan Authorizations. July 1, 1945 - September 30, 2013: USAID report / The U.S. Agency for International Development, 2013. - USAID, 235 p.
29. Elections to the Knesset (10 February, 2009) // The Knesset. URL:
http://www.knesset.gov.il/description/eng/eng mimshal res18.htm (дата обращения: 01.04.2020);
30. Israeli Public Opinion Polls: Regarding Peace with the Palestinians // Jewish Virtual Library. URL: https://www.jewishvirtuallibrary.org/israeli-polls-regarding-peace-with-the- palestinians (дата обращения: 10.04.2020);
31. New Poll: 75% of Israeli Jews Oppose a Palestinian State on the 1967 Lines, Israeli Withdrawal from the Jordan Valley, and the Division of Jerusalem // Jerusalem Center for Public Affairs. URL: https://jcpa.org/poll-israeli-jews-oppose-palestinian-state/ (дата обращения: 12.04.2020);
32. Palestinian Refugees // United Nations Relief and Works Agency for Palestine Refugees in the near East. URL: https://www.unrwa.org/palestine-refugees (дата обращения: 12.04.2020);
33. Public Opinion Poll No (75) // Palestinian Center for Policy and Survey Research. URL: https://www.pcpsr.org/en/node/799 (дата обращения: 10.04.2020).
Литература
Монографии:
1. Васильев А.М. от Ленина до Путина. Россия на Ближнем и Среднем Востоке / Васильев, А.М. - М.: Центрполиграф, 2018. - 670 С.;
2. Звягельская И. Ближневосточный клинч. Конфликты на Ближнем Востоке и политика России. / Звягельская И. - М.: Аспект Пресс, 2014. - 208 С.;
3. Крылов А.В. Израильские поселения на оккупированных арабских территориях (1967¬2007 гг.) / Крылов А.В. - М.: МГИМО-Университет. 2011. - 340 С.;
4. Butler M. International Conflict Management / Butler M. - Routledge, 2009. - 121 P.;
5. Christison K. Perceptions of Palestine: Their Influence on U.S. Middle East Policy / Christison K. - University of California Press, 2001 (Updated Edition with a new Afterword). - 399 P.;
6. Enderlin Ch. Shattered Dreams: The failure of the Peace Process in the Middle East, 1995-2002 / Enderlin Ch. - Other Press, LLC, 2003. - 458 P.;
7. Kurtzer D.C., Lasensky S.B. Negotiating Arab-Israeli Peace. American Leadership in the Middle East / Kurtzer D.C., Lasensky S.B. - Washington, D.C.: U.S. Institute of Peace Press, 2008. - 191 P.;
8. Peleg I. Waxman D. Israel's Palestinians: The Conflict Within / Peleg I., Waxman D. - Cambridge: Cambridge University Press, 2011. - 272 p.;
9. Quandt W.B. Peace Process: American Diplomacy and the Arab-Israeli Conflict Since 1967 / Quandt W.B. - Washington, D.C.: Brookings Institution Press and Berkeley, CA: University of California Press, 2005. - 535 P.;
10. Rabinovitch I. The Lingering Conflict. Israel, the Arabs, and the Middle East 1948 - 2011 / I. Rabinovich. - Washington, DC: Brookings Institution Press, 2011. - 308 p.
Научные статьи:
11. Голубев Д.С. О трансформационном потенциале этнополитического конфликта (на примере арабо-израильского конфликта) / Д.С. Голубев // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. - 2012. Т. 8. № 2. - С. 205-214;
12. Голубев Д.С. Проблема равноудалённости третьей стороны в этнополитическом конфликте на примере посредничества США в урегулировании арабо-израильского конфликта / Д.С. Голубев // ПОЛИТЭКС. - 2010. Т.6. №4. - С. 249-255;
13. Дегтерев Д.А., Степкин Е.А. Американская помощь Израилю: истоки, структура, динамика / Д.А. Дегтерев, Е.А. Степкин // Вестник МГИМО-Университета. - 2013. № 3. - С. 92-99;
14. Крылов А.В., Морозов В.М. Палестино-израильский трек: провал ближневосточной политики администрации Б. Обамы / А.В. Крылов, В.М. Морозов // Вестник МГИМО- Университета. - 2017. № 4(55). - С. 99-112;
15. Eran O. Obama and Netanyahu: Round I / O. Eran // Israel Journal of Foreign Affairs - 2009. 3 (2). - P. 7-9;
16. Feldman Sh., Shikaki Kh. The Obama Presidency and the Palestinian-Israeli Conflict / Sh. Feldman, Kh. Shikaki // Strategic Analysis by Palestinian Center for Policy and Survey Research. - November 2009. 8 P.;
17. Freedman R.O. Russia, Israel and the Arab-Israeli conflict: The Putin Years / R.P. Freedman // Middle East Policy. - Fall 2010. Vol. XVII. No. 3. - P. 51-63;
18. Indyk M. Disaster in the Desert. Why Trump’s Middle East Plan Can’t Work / Indyk M. // Foreign Affairs. - November/December 2019. Vol. 98(6). - P. 10-20.
19. Shapiro J., Sokolsky R. America’s core Middle East interests are already secure // The
National Interest. URL: https://nationalinterest.org/feature/americas-core-middle-east-
interests-are-already-secure-16805?nopaging=1 (дата обращения: 14.04.2020);
Отчёты и доклады исследовательских институтов и аналитических центров:
20. Баскин Г. Признание Иерусалима со стороны США не имеет значения, пока
Нетаньяху остаётся у власти / Международный дискуссионный клуб Валдай. URL: http://ru.valdaiclub.com/a/highlights/priznanie-ierusalima-ssha/ (дата обращения:
04.04.2020);
21. Демченко А.В. Роль России в урегулировании палестино-израильского конфликта //
Центр исследований и аналитики Фонда исторической перспективы. URL:
http://www.perspektivy.info/book/rol rossii v uregulirovanii palestino-
izrailskogo konflikta 2011-09-02.htm (дата обращения: 27.04.2020);
22. Крылов А.В. Ближневосточный «квартет» в палестино-израильском урегулировании //
РСМД. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-
comments/analytics/blizhnevostochnyy-kvartet-v-palestino-izrailskom-uregulirovanii/ (дата обращения: 27.04.2020);
23. Малашенко А. Фактор ислама в российской внешней политике // Россия в глобальной
политике. URL: https://globalaffairs.ru/articles/faktor-islama-v-rossiiskoi-vneshnei-
politike/ (дата обращения: 01.05.2020);
24. Тренин Д. Россия на Ближнем Востоке: задачи, приоритеты, политические стимулы //
Московский центр Карнеги. URL: https://carnegie.ru/2016/04/21/ru-pub-63388 (дата
обращения: 14.04.2020);
25. Хлебникова Л. Голос прогрессивных американских евреев звучит всё громче // РСМД.
URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/golos-progressivnykh-
amerikanskikh-evreev-zvuchit-vse-gromche/? sphrase id=35175383 (дата обращения:
03.04.2020);
26. Al-Jourchi S. Candid Words for a Candid President // Carnegie Endowment for International Peace. URL: https://carnegieendowment.org/2008/12/05/candid-words-for-candid-president- pub-22509 (дата обращения: 05.04.2020);
27. Amidror Y. Kerry's misreading of reality / Y. Amidror // BESA Center Perspectives Paper No. 392. - January 8, 2017. 3 P.;
28. Becker T. The Claim for Recognition for Israel as a Jewish State: A Reassessment / T. Becker // The Washington Institute for Near East Policy. - February 2011. Policy Focus #108. - 78 P.
29. Brown N.J. A Shattering Outcome // Carnegie Middle East Center. URL: https://carnegie- mec.org/diwan/81001 (дата обращения: 20.04.2020);
30. Brown N.J. The Peace Process’s Last Hurrah? //Carnegie Endowment for International Peace. URL: https://carnegieendowment.org/2010/11/17/peace-process-s-last-hurrah-pub- 41966 (дата обращения: 05.04.2020);
31. Gaza and Israel: New Obstacles, New Solutions. Briefing 14 July 2014 // International
Crisis Group. URL: https ://www. crisisgroup .org/middle-east-north-afri ca/ eastern-
mediterranean/israelpalestine/gaza-and-israel-new-obstacles-new-solutions (дата
обращения: 07.04.2020);
32. Eran O., Hatuel-Radoshitzky M. Relationship reset: Israel and the United States // The
Institute for International Security Studies. URL:
https://www.inss.org.il/publication/relationship-reset-israel-united-states/ (дата обращения: 31.03.2020);
33. Michael K. Donald Trump’s election as president: Israel’s additional focus // The Institute for National Security Studies. URL: https://www.inss.org.il/publication/donald-trumps- election-as-president-israels-additional -
focus/?offset=13&posts=417&subi ect=243&to date=20-01 -2017 (дата обращения:
02.04.2020);
34. Miller A.D. I’m a Veteran Middle East Peace Negotiator. Trump’s Plan is the Most Dangerous I’ve Ever Seen // Carnegie Endowment for International Peace. URL: https://carnegieendowment.org/2020/02/27/i-m-veteran-middle-east-peace-negotiator.- trump-s-plan-is-most-dangerous-i-ve-ever-seen-pub-81171 (дата обращения: 04.04.2020);
35. Suchkov M.A. Russia’s playbook on the Trump peace plan // Middle East Institute. URL:
https://www.mei.edu/publications/russias-playbook-trump-peace-plan (дата обращения:
23.05.2020);
36. Thrall N. As Trump Alights in Israel, Palestinians are Descending into Darkness //
International Crisis Group. URL: https://www.crisisgroup.org/middle-east-north-
africa/eastern-mediterranean/israelpalestine/trump-alights-israel-palestinians-are- descending-darkness // (дата обращения: 13.04.2020);
37. Walles J. Requiem for a Consulate // Carnegie Middle East Center. URL: https://carnegie- mec.org/diwan/77553 (дата обращения: 03.04.2020);
38. Yerkes S. Giving Peace No Chance // Carnegie Middle East Center. URL: https://carnegie- mec.org/diwan/77487 (дата обращения: 03.04.2020);
39. Young M. The Trump’s plan for Israeli-Palestinian peace won’t bring peace, so what was the purpose? // Carnegie Middle East Center. URL: https://carnegie-mec.org/diwan/80968 (дата обращения: 04.04.2020);
Публицистика:
40. Асадова Н. В Бараке Обаме узнали президента / Н. Асадова // Газета «Коммерсантъ». - 06.06.2008. №97. С.10.
41. Беленькая М. Палестинцы Извинились перед Россией / М. Беленькая // Газета «Коммерсантъ». - 14.02.2019. № 27. - С. 6;
42. Беленькая М. «Россия всегда стояла и стоит на стороне палестинского народа». Глава
Палестины Махмуд Аббас - о проблемах ближневосточного урегулирования // «Коммерсантъ». URL: https://www.kommersant.ru/doc/4171800tfid1521625 (дата
обращения: 15.05.2020);
43. Липин М. Местонахождение нового посольства США в Израиле: факты и интерпретации // Голос Америки. URL: https://www.golos-ameriki.ru/a/cn-us-israel- embassy-site-muted-reaction/4393578.html (дата обращения: 29.04.2020);
44. Abrams E. Obama’s Disgraceful and Harmful Legacy on Israel // Washington Examiner.
URL: https://www.washingtonexaminer.com/weekly-standard/obamas-disgraceful-and-
harmful-legacy-on-israel (дата обращения: 25.04.2020);
45. Abu Amer A. Does PA want to share Russian support with Hamas? // Al-Monitor. URL: https://www.al-monitor.com/pulse/originals/2018/12/russia-invite-hamas-support- palestine.html (дата обращения: 15.05.2020);
46. Abu Amer A. Hamas courtship of Russia could lead to win-win romance // Al-Monitor. URL: https://www.al-monitor.com/pulse/originals/2018/06/palestine-hamas-russia-us-deal- of-the-century.html (дата обращения: 15.05.2020);
47. Arshad Sh. The Palestine Papers - a Matter of Public Interest // Middle East Monitor. URL: https://www.middleeastmonitor.com/wp-content/uploads/downloads/briefing-paper/the- palestine-papers-a-matter-of-public-interest.pdf (дата обращения: 12.04.2020);
48. Ben-Ami Sh. The end of the special relationship? // Project Syndicate. URL: https://www.project-syndicate.org/commentary/the-end-of-the-special- relationship?barrier=accesspaylog (дата обращения: 30.03.2020);
49. Birnbaum B., Tibon A. The Explosive, Inside Story of How John Kerry Built an Israel-
Palestine Peace Plan—and Watched It Crumble // The New Republic. URL: https://newrepublic.com/article/118751/how-israel-palestine-peace-deal-died (дата
обращения: 06.04.2020);
50. Bronner E. Palestinian Factions Sign Accord to End Rift // The New York Times. URL:
https://www.nytimes.com/2011/05/05/world/middleeast/05palestinians.html (дата
обращения: 28.04.2020);
51. Caspit B. Obama’s “total surprise” for Netanyahu // Al-Monitor. URL: https://www.al- monitor.com/pulse/originals/2016/12/israel-netanyahu-obama-un-resolution- settlements.html (дата обращения: 01.04.2020);
52. Crowley PJ. Obama, Netanyahu and the problem with Iran. // BBC. URL: https://www.bbc.com/news/world-us-canada-17262102 (дата обращения: 30.03.2020);
53. Gearan A. With Clinton’s shuttle diplomacy success, focus turns to long-term Mideast solution // The Washington Post. URL: https://www.washingtonpost.com/world/national- security/with-clintons-shuttle-diplomacy-success-focus-turns-to-long-term-mideast- solution/2012/11/21/bc6602b6-3411-11e2-9cfa-
e41bac906cc9 story.html?utm term=.5c8cd152277d (дата обращения: 06.04.2020);
54. Horovitz D. Netanyahu finally speaks his mind // The Times of Israel. URL:
https://www.timesofisrael.com/netanyahu-finally-speaks-his-mind/ (дата обращения:
55. Landler M. In the Middle East peace talks, Clinton faces a crucial test // The New York Times. URL: https://www.nytimes.com/2010/09/05/world/middleeast/05clinton.html (дата обращения: 05.04.2020);
56. Mardell M. Obama and Netanyahu play down differences // BBC. URL: https://www.bbc.com/news/world-us-canada-17264957 (дата обращения: 30.03.2020);
57. McGreal Ch., McCarthy R. Obama: halt to new Israeli settlements is in America's security interests // The Guardian. URL: https://www.theguardian.com/world/2009/may/28/barack- obama-jewish-settlements-israel-palestine-relations (дата обращения: 27.04.2020);
58. Myers S.L., Myre G. Hamas Delegation Visits Moscow for a Crash Course in Diplomacy //
The New York Times. URL:
https://www.nytimes.com/2006/03/04/world/middleeast/hamas-delegation-visits-moscow- for-a-crash-course-in.html?auth=login-google (дата обращения: 01.05.2020);
59. Myers S.L. Russia and the Mideast: Talk, No Walk // The New York Times. URL:
https://www.nytimes.com/2006/09/10/weekinreview/10myer.html (дата обращения:
01.05.2020);
60. Rudoren J., Kershner I. Arc of a Failed Deal: How Nine Months of Mideast Talks Ended in
Disarray. // The New York Times. URL:
https://www.nytimes.com/2014/04/29/world/middleeast/arc-of-a-failed-deal-how-nine- months-of-mideast-talks-ended-in-dissarray.html (дата обращения: 07.04.2020);
61. Samuels Sh. Obama after Obama // The Jerusalem Post. URL:
https://www.jpost.com/Opinion/Obama-after-Obama-476600 (дата обращения:
01.04.2020);
62. Shapiro D. What does Trump want from Netanyahu? // The Atlantic. URL: https://www.theatlantic.com/international/archive/2017/02/what-does-trump-want-from- netanyahu/516636/?utm source=fbia (дата обращения: 02.04.2020);
63. Shavit A. Reckless Kerry risks causing escalation // Haaretz. URL: https://www.haaretz.com/.premium-reckless-kerry-risks-causing-escalation-1.5257054 (дата обращения: 29.03.2020).