ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
8
РАЗДЕЛ II ПРАКТИКА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ШЕБЕКИНСКОГО 26
РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
РАЗДЕЛ III СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ШЕБЕКИНСКОГО РАЙОНА
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 69
Сегодня во всём мире отмечено, что информация является, несомненно, важнейшим средством организации и регулирования частной и общественной жизни людей, одной из форм закрепления и распределения имеющихся и получаемых знаний.
Информация как совокупность каких-либо сведений, данных, факторов, характеристик о соответствующих предметах, процессах, явлениях, отношениях, событиях и т.д., собранных и систематизированных в пригодную для использования форму, составляют основу управления. Управленческие процессы - это не что иное, как поиск, фиксация, анализ, оценка, распространение социальной информации, т.е. той информации, которая связана с отражением и преобразованием различных форм жизнедеятельности людей 1.
Несомненно, необходима улучшенная информационная поддержка для правильного контроля и анализа множества важных факторов и нахождения оптимальных управленческих решений, необходима улучшенная информационная поддержка. Следовательно, как для лиц, принимающих управленческие решения, так и для лиц, участвующих в их подготовке, необходим доступ к достоверным и полным данным о состоянии местного самоуправления в районе. Только обладание совокупностью данных, которые отражают текущее состояние, тенденции и закономерности развития всех основных сфер жизнедеятельности района может стать основой для принятия рационального решения.
Несомненно, одной из самых насущных и в то же время одной из самых сложных задач является нформационное обеспечение органов местного самоуправления. Только при условии совершенствования
1Барбаков Г. О. Информационная политика органов местного самоуправления. М.
информационных технологий и широкого их внедрения и использования возможно выполнение задач, которые предъявляются к процессам управления в органах власти.
Непосредственно, информационное обеспечение органов местного самоуправления в настоящее время является одной из самых насущных в то же время одной из самых сложных задач. Связано это с несколькими причинами. Во-первых, резко увеличился потом получаемой информации, за последнее время. Во-вторых, растет необходимость более качественной обработки информации, связано это с тем, что растёт постоянная потребность улучшения эффективности управления.Несомненно, всё это вместе взятое заставляет искать новые пути и методы организации обработки информационных потоков.
Общие концепции данного направления изложены в Законе Российской Федерации «Об информации, информатизационных технологиях и о защите информации» от 20.02.1995 №24-Ф3 1. Данный закон регулирует отношения, возникающие при создании и использовании информационных ресурсов и технологий, а также средств их обеспечения. Государственная политика в сфере формирования информационных ресурсов направлена на создание условий для эффективного и качественного информационного обеспечения решения стратегических и оперативных задач социального и экономического развития РФ.
Так же в Законе Российской Федерации «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 09. 02. 2009 № 8-ФЗ . Согласно которому,установлен единый порядок доступа граждан и организаций к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Степень разработанности темы. В настоящее время проблема информатизации привлекает внимание как отечественных, так и зарубежных авторов и раскрывается во множестве публикаций в основном управленческих направлений.
Ряд понятий таких, как - «информация», «информационное обеспечение», «управленческие процессы», «управленческая информация » и др. представлены в трудах таких ученых, как О.О. Сидорова, В. В. Позволяев,
С. М. Авилов 1.
Перед выполнением дипломного проекта был выполнен обзор работ таких авторов, как Атаманчук Г. В., Титоренко Г. А., Никитов В. А., Кочетков И. Н., Краснова М. А., Ефимчук И. В., Демьяненко А. Н., Латфуллаев Х.С и других .
Эффективное функционирование любой управленческой структуры базируется на широком использовании современных технических способов обработки информации и методов организации технологических процессов, связанных с информационными потоками. Следовательно, основной проблемой дальнейшего развития эффективности управления в органах местного самоуправления является совершенствование и комплексное использование информационных технологий, направленных на последние достижения электронной техники и современных средств связи.
Техническая основа автоматизации использования информационных ресурсов представлена совокупностью взаимосвязанных единым управлением автономных технических средств сбора, накопления, обработки, передачи, вывода и представления информации, средств обработки документов и оргтехники, а также средств связи для осуществления информационного обмена между различными техническими средствами.
Таким образом, можно предположить, что достижение эффективной работы органов власти при совершенствовании использования информационных ресурсов возможно при реализации обработки информации за счет информационной, технической и программной совместимости различных технических устройств; обеспечении пользователей связью через терминальные устройства с обозначенной соответствующей базой данных; наличии защиты информации от незапланированного доступа.
В качестве проблемы исследования выступает противоречие между необходимостью комплексного использования информационных технолог ий и недостаточной разработанностью практических рекомендаций по совершенствованию информационного обеспечения органов местного самоуправления Шебекинского района Белгородской области.
В качестве объекта исследования выступает информационное обеспечение в системе местного самоуправления.
Предмет исследования - методы совершенствования
информационного обеспечения органов местного самоуправления Шебекинского района Белгородской области.
Цель исследования - разработать рекомендации по совершенствованию информационного обеспечения органов местного самоуправления Шебекинского района Белгородской области.
Задачи исследования:
1) изучить теоретические основы информационного обеспечения органов местного самоуправления;
2) проанализировать практику информационного обеспечения органов местного самоуправления Шебекинского района Белгородской области;
3) предложить направления совершенствования информационного обеспечения органов местного самоуправления Шебекинского района Белгородской области;
Теоретико-методологическая основа исследования. В ходе исследования использовались системный и структурно-функциональный подходы. Основные положения системного подхода были изложены в работе Г.А. Титоренко, позволившую рассмотреть проблемы, связанные с правильным использованием информации в системе местного самоуправления 1.
Для анализа проблемы исследования был применен комплексный подход в целях разностороннего анализа рассматриваемого явления.
Важную роль в процессе написания выпускной работы играли такие общенаучные методы, как сравнительный анализ, синтез, аналогия, которые позволили проанализировать существующую практику информационного обеспечения органов местного самоуправления и совершенствовать потенциал информатизации органов власти Шебекинского района Белгородской области.
Научно-практическая значимость исследования заключается в возможности применения разработанного механизма по совершенствованию информационного обеспечения органов местного самоуправления Шебекинского района Белгородской области в практику управления.
Структура работы представлена введением, тремя разделами, заключением, списком источников и литературы и приложениями.
Важным ресурсом развития муниципальных образований в современных условиях становится информация. Произошли кардинальные изменения в области информационных технологий, информационная сфера становится системообразующим фактором жизни местных сообществ, так как в последние десятилетия произошли кардинальные изменения в этой сфере. Стал решающим образом воздействовать на все стороны жизни муниципальных образований уровень развития информационного пространства.
Важнейшим ресурсом инвестиционной привлекательности
муниципальных образований, обеспечения инновационного развития территорий является информация.
Несомненно, информационное обеспечение органов местного самоуправления является одной из самых насущных в то же время одной из самых сложных задач. Связано это с несколькими причинами. Во-первых, за последнее время резко увеличился поток информации. Во-вторых, в связи с постоянной потребностью улучшения эффективности управления, растет необходимость более качественной обработки информации. Вместе взятоезаставляет искать новые пути и методы организации обработки информационных потоков.
Совершенствование информационного обеспечения органов местного самоуправления, является одной из приоритетных задач органов власти, в настоящее время. Обусловлено это тем, что усиливается поток информации, как внутренней, так и внутриотраслевой. Так же необходима более качественная и усовершенствованная обработка получаемой информации.
Изучение системы информационного обеспечения органов местного самоуправления Шебекинского района Белгородской области было проведено в соответствии с поставленными в начале работы задачами. В процессе достижения цели дипломной работы были изучены материалы, характеризующие состояние информатизации, технические средства обработки информационных потоков в органах местного самоуправления и степень его автоматизации.
Рассматривая информационное обеспечение администрации
Шебекинского района Белгородской области, можно выделить ее составные части, которые необходимы для нормального функционирования всей информационной системы:
- техническое обеспечение - комплекс технических средства, также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы.
К техническому обеспечению можно отнести средства компьютерной техники - компьютеры любых моделей (персональные и
высокопроизводительные, техника обеспечивающая функционирование локальной сети), которые могут объединяться в локальные сети.
В администрации очень большой разброс в возрасте техники (начиная от самого первого поколения «Pentium» и заканчивая последними разработками, такими как «Pentium 4» и самыми новыми принтерами);
- программное обеспечение - совокупность программ для реализации целей и задач информационной системы, а также нормального функционирования комплекса технических средств. В состав программного обеспечения входят системные и специальные программные продукты, прикладное программное обеспечение (Windows, Office), а также техническая документация.
Исходя из полученных результатов, можно сделать следующие выводы:
1) Организация информационного обеспечения предполагает наличие совокупности соответствующих технологий, основанных на использование тех или иных средств сбора, передачи, обработки, хранения и предоставления информации в процессе управленческой деятельности.
2) Цель проекта - разработка и внедрение автоматизированной системы управления в администрации Шебекинского района Белгородской области. Данный проект направлен на создание автоматизированной системы управления. Достоинства данной АСУ состоят в том, что внедрение её в действие позволит значительно сократить сроки составления планов и отчётности в администрации, ускорит работу документооборота в администрации Шебекинского района Белгородской области.
3) В администрацииШебекинского района отсутствует отдел ИТ- технологий.Его функции перераспределены между отделами администрации, что вызывает перегрузку некоторых специалистов
администрации.Отсутствует единая система автоматизации управленческой деятельности администрации, что снижает производительность труда. Необходимо внедрение автоматизированной системы управления, а также выделение ИТ отдела.
На основании вышеизложенного, изучив все недостатки информационного обеспечения органов местного самоуправления Шебекинского района Белгородской области, предложен проект, под названием:
Реализация проекта внедрения информационной системы проходит несколько стадий, на каждой из которых необходим контроль.
Настоящий проект включает в себя проблематику, связанную с содержанием образования, электронными ресурсами для него, организацией конфиденциальности информации и т. д
Основные стадии создания и этапы разработки информационной системы (ИС):
1. Формирование требований к ИС.
2. Разработка концепции ИС.
3. Техническое задание.
4. Эскизный проект.
5. Технический проект.
6. Рабочая документация.
7. Ввод в действие.
8. Сопровождение ИС.
Я думаю, что внедрение проекта, под названием: «Создание автоматизированной системы управления необходимо. Так как данный проект позволит сократить время на обработку поступаемой информации в администрацию Шебекинского района Белгородской области. Соответственно, всё это вместе взятое, повысит уровень качества работы администрации города.
Проект является эффективным (Ер = 0,77 □ Ен = 0,25) и окупится в течение 2,02 лет, при этом годовой экономический эффект будет составлять 38598,21 рублей .
1. Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 г. [Текст] : офиц. текст (ред. От 21.07.2014) // Собр. Законодательства Рос. Федерации. - 2014. - № 31 (4831). - Ст. 4398.
2. Об информации, информационных технологиях и о защите информации [Текст]: федер. закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ // Российская газета. - 2006. - 8 июля.
3. Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления [Текст]: федер. закон от 09 февраля 2009 г. № 8-ФЗ // Российская газета. - 2009. - 21 января.
4. О государственной гражданской службе Российской Федерации[Текст]:федер. закон от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ //Российская газета. - 2004. - 31 июля.
5. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Текст]: федер. закон от6 октября 2003г. №131- ФЗ//Российская газета. - 2003. - 10 октября.
6. Об основных направлениях инвестиционной политики до 2016 года [Текст] : Постановление Правительства Белгородской области от 10 июля 2013 № 114 //Белгородский известия. - 2013. № 114 - 14 июля.
7. Атаманчук, Г.В. Государственное управление [Текст] / Г. В. Атаманчук. - М.: Наука, 2010. - 43 с.
8. Авилов, С.М. Информация и её свойства [Текст] / С. М. Авилов - СПб.: Наука, 2013. - 23 с.
9. Агафонова, Е.Е. Основы информации и её виды [Текст] / Е. Е. Агафонова - СПб.: Наука, 2015. - 90 с.
10. Барбаков, Г.О. Информационная политика органов местного самоуправления [Текст] / Г. О. Барбаков - М.: Изд-во РАГС, 2015. - 356 с.
11. Баранова, Ж.М. Особенности построения защищённой распределённой вычислительной системы [Текст]/ Ж. М. Баранова. - М.: Наука, 2011. - 34 с.
12. Бикеев, Н.В. Основы информационной политики [Текст] / Н. В. Бикеев - М.: Изд-во РАГС, 2015. - 76 с.
13. Богданов, П.Ю. Информационные технологии и системы [Текст]/ П. Ю. Богданов. - СПб.:Наука, 2013. - 56 с.
14. Голенко, И.В. Контроль информации организации [Текст]/ И. В. Голенко - М.: Юристь, 2014. - 123 с.
15. Дёмина, Р.Ю. Системный подход к обеспечению конфеденциальности персональных данных в организации [Текст]/ Р. Ю. Дёмина - СПб.: Питер, 2011. - 67 с.
16. Евсеев, С.П. Анализ процессов обеспечения информационной безопасности в сфере образования [Текст]/ С. П. Евсеев. - М.: Наука, 2015. - 54 с.
17. Егорова, А.И. Анализ законодательной базы в системе управления информационной безопасностью [Текст]/А. И. Егорова. - М.: Юристь, 2015. - 198 с.
18. Камерон, К. Изменение управленческих решений в организации [Текст] / К. Камерон. - М.: Наука, 2010. - 309 с.
19. Кадышев, М.Е. Управление проектными программами [Текст] / М. Е. Кадышев. - Вестник экономики, права и социологии.- 2011. - № 3. - С. 54-58.
20. Катаева, Л.И. Подготовка кадров муниципальной службы [Текст]/ Л. И. Катаева - М.: Юристь, 2015. - 198 с.
21. Каскаева, И.И. Проблемы правового регулирования доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления [Текст] / И. И. Катаева. - М.: Наука, 2012. - 6 с.
22. Кондратьев, А. Информационное обеспечение в системе местного самоуправления [Текст] / А. Кондратьев // Инвестиции, 2012. - С. 51 - 70.
23. Наумов, М.Н. Управленческие решения в системе местного самоуправления [Текст] / М.Н. Наумов. - М.: Местное самоуправление, 2010.
- № 7. - С. 75 - 80.
24. Наумова, А.А. Информационная политика органов местного самоуправления [Текст] / А. А. Наумова - СПб.: Наука, 2013. - 165 с.
25. Никитов, В.А. Информационное обеспечение местного самоуправления [Текст] / В.А. Никитов - СПб.: Наука, 2013. - 165 с.
26. Маскаева, И.И. Проблемы правового регулирования доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления [Текст] / И.И. Маскаева / М.: Наука, 2009. - № 11. - С. 101 - 111.
27. Маслов И.Н. О правовой охране баз данных [Текст] / И.Н. Маслов. - M. Институт управления и экономики, 2011. - 23 с.
28. Мескон, М.Х. Основы менеджмента [Текст] / М.Х. Мескон. - М.: Наука, 2011. - 278 с.
29. Позволяев, В.В. К вопросу о развитии местного самоуправления [Текст] / В.В. Позволяев - М.: ЮНИТИ, 2013. - 345 с.
30. Пригожин, А.И. Информационная статистика и проблемы сбора информации местной властью [Текст] / А.И. Пригожин. - М.: Март, 2010. - 467 с.
31. Старикова, Е.А. Теории происхождения информации [Текст] / Е. А. Старикова. - М.: Наука, 2013. - 23 с.
32. Семенков, О.И. Информация и её свойства [Текст] / О. И. Семенков.
- СПб.: Наука, 2015. - 76 с.
33. Слободский, А.Л. Информационная политика органов местного самоуправления [Текст] / А.Л. Слободский. - СПб.: Питер, 2014. - 605 с.
34. Солодова, Н.К. Проблемы правового регулирования доступа граждан о деятельности органов власти [Текст] / Н.К. Солодова / Вестник ИГЭА. 2011. - № 2.- С. 112 - 116.
35. Спивак, В.А. Муниципальное управление [Текст] / В.А. Спивак. - Спб.: Питер, 2012. - 561 с.
36. Стрельникова, Ю.С.Роль малых инновационных предприятий в развитии Белгородской области[Текст] / Ю.С. Стрельникова // Экономика и социум. - 2013. - № 1. - С. 19-23.
37. Станскова, У.М. Обеспечение конфеденциальности как условие труда [Текст] / У. М. Станскова// Экономика и социум. - 2013. № 4. - С 6-9.
38. Сухоруков, Е.А. Теории информации [Текст] / Е. А. Сухоруков. - М.: Наука, 2013. - 21 с.
39. Сухих, О.А. Информационная деятельность органов местного самоуправления [Текст] / О. А. Сухих - СПб.: Наука, 2015. - 16 с.
40. Ткачёва, В.А. Местное самоуправление [Текст] / В.А. Ткачёва - Спб.: Питер, 2013. - 81 с.
41. Таранова, Л.И. Проектное управление инновационной деятельностью [Текст]/ Л. И. Таранова - М.: Юристь, 2012. - 198 с.
42. Титоренко, Г.А. Информационные системы и технологии [Текст] / Г.А. Титоренко - М.: Наука, 2011. - 22 с
43. Томилин, С.В. Разработка информационных технологий [Текст] /
С. В. Томилин - М.: Наука, 2012.-157 с.
44. Черепанов, В.В. Основы государственной службы и кадровой политики [Текст] /В. В. Черепанов - М.: Наука, 2012. - 98 с.
45. Шапиро, С.А. Мотивация и стимулирование персонала [Текст] /
С. А. Шапиро. - Спб.: Питер, 2012. - 561 с.
46. Шаввак, В.А. Муниципальное управление [Текст] / В.А. Шаввак. - Спб.: Питер, 2011. - 54 с.
47. Шабуров, А.С. Способ определения регистрируемых событий [Текст] / А. С. Шабуров. - М.: Флинта, 2010. - 201 с.
48. Шепеленко, Г.И. Антикризисное управление производством и персоналом [Текст] / Г.И. Шепененко. - М.: Флинта, 2010. - 201 с.
49. Шекшня, О.И. Информация и её свойства [Текст] / О. И. Шекшня. - СПб.: Наука, 2013. - 73 с.
50. Юн, Г.Б. Антикризисное управление предприятиями: теоретические и практические аспекты [Текст] / Г. Б. Юн. - М.: Наука, 2009. - 467 с.
51. Якушева, А.С. Модернизация экономики региона[Текст] / А. С. Якушева. - М.: Флинта, 2014. - 27 с.