ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТУРИСТСКОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ ТУРЦИИ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ
|
Введение 3
1. Теоретические основы конкурентоспособности туристского предложения
Турции 6
1.1. Конкурентоспособность сектора путешествий и туризма 6
1.2. Турция как основное направление российского выездного туризма 14
1.3. Современное состояние туризма в Турции в условиях
социально-экономической нестабильности 24
2. Анализ конкурентоспособности туристского предложения Турции
в условиях социально-экономической нестабильности 33
2.1. Анализ природно-рекреационного и культурно-исторического
потенциала Турции 33
2.2. Анализ структуры и динамики туров в Турцию 43
2.3. Сегментация потребителей и туроператоров Турции 53
3. Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности
туристского предложения Турции на российском рынке в условиях социально-экономической нестабильности 60
3.1. Разработка новых туров с целью повышения конкурентоспособности....60
3.2. Экономическое обоснование и расчет экономической эффективности
туров 65
Заключение 77
Список использованных источников 80
Приложения
1. Теоретические основы конкурентоспособности туристского предложения
Турции 6
1.1. Конкурентоспособность сектора путешествий и туризма 6
1.2. Турция как основное направление российского выездного туризма 14
1.3. Современное состояние туризма в Турции в условиях
социально-экономической нестабильности 24
2. Анализ конкурентоспособности туристского предложения Турции
в условиях социально-экономической нестабильности 33
2.1. Анализ природно-рекреационного и культурно-исторического
потенциала Турции 33
2.2. Анализ структуры и динамики туров в Турцию 43
2.3. Сегментация потребителей и туроператоров Турции 53
3. Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности
туристского предложения Турции на российском рынке в условиях социально-экономической нестабильности 60
3.1. Разработка новых туров с целью повышения конкурентоспособности....60
3.2. Экономическое обоснование и расчет экономической эффективности
туров 65
Заключение 77
Список использованных источников 80
Приложения
Начиная с 2010-х гг. Турция стала одним из самых симпатичных
направлений отдыха для россиян наравне с Египтом. Так, по данным Федерального агентства по туризму, в 2012 г. турецкие курорты посетили 2.5 млн.
русских путешественников, в 2013 г. – 3,078 млн, в 2014 г. их число составило 3,278 млн., достигнув пиковой отметки (Египет все эти годы крепко сберегал 2-ю позицию). Впрочем уже с 2015 г. происходит некоторое сокращение
турпотока. Так, с января по сентябрь на турецких курортах передохнули
2,249 млн. россиян, что на 26,4% поменьше аналогичного периода 2014 г.
Невзирая на указанную тенденцию, по выводам 2015 г. Турция тем не менее
сберегла 1-е место по числу посетивших эту страну россиян.
С 1 января 2016 г. в соответствии с указом президента от двадцать
восьмого ноября 2015 г. и постановлением руководства РФ от тридцатого ноября 2015 г. был введен запрет на чартерные воздушные перевозки между
Россией и Турцией. Ростуризм порекомендовал русским туроператорам и турагентам остановить развитие и реализацию туристских продуктов, а еще отдельных туристских служб в Турецкую Республику. В связи с этим поток
русских путешественников в эту страну фактически сошел на нет.
Согласно данным турецкого министерства культуры и туризма, с января по май 2016 г. Турцию посетили 138 тыс. россиян, что составляет лишь
17,2% от аналогичного показателя за прошлый год. Эти числа показывают,
что запретительные меры, введенные русской стороной, серьезно отразились
на показателях туристической ветви. Если в 2015 г. россиянином был всякий
десятый въезжающий в Турцию иноземец, то по выводам первых пяти месяцев 2016 г. доля людей нашего государства от всеобщего числа иностранных
посетителей составила всего 1,7%.
Большинство туристов отказывались от летнего отпуска в Турции из-за
возможной военной конфронтации Анкары с террористической группировкой ИГ и курдами.4
Для того чтобы вернуть турпоток в 2017 году, турецкие туроператоры
сформировали просто уникальные цены. В 2017 году целый ряд турецких
отелей сделал скидку от 20% до 50% по сравнению с прошлым годом. Также
курс валют и курс рубля способствует тому, что россиянам проще планировать свой летний отдых и, соответственно, они с большей лѐгкостью расстаются с деньгами, особенно по акциям раннего бронирования. На форуме
Global Inventum, проходившем в Анталье, было высказано мнение экспертов,
что число туристов из России, посещающих Турцию, вернется на докризисный уровень в ближайшие два-три года.
По данным министерства культуры и туризма Турции, в апреле 2017
года в Турции побывало 181,8 тыс. россиян. Год назад в том же месяце турпоток составил только 31 тыс. человек, таким образом, он вырос почти в
шесть раз. На долю России в апреле пришлось 8,78% всего турпотока в Турцию. Это второе место среди основных рынков после Германии (262,7 тыс.
чел.). В топ-5 также вошли Грузия (180 тыс. чел.), Болгария (147,2 тыс.) и
Иран (119 тыс.). Всего в апреле 2017 г. Турция приняла 2,07 млн. иностранных туристов. Это на 28% больше, чем годом ранее, когда в страну приехало
1,75 млн. человек.
Актуальность и недостаточная степень теоретической и практической
разработанности проблем повышения конкурентоспособности туристского
предложения Турции на российском рынке в условиях социально-экономической нестабильности предопределили выбор темы, цель и задачи
научного исследования.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение теоретических основ конкурентоспособности туристского предложения Турции на
российском рынке в условиях социально-экономической нестабильности и
разработка мероприятий по ее повышению.
Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы конкурентоспособности сектора
путешествий и туризма;5
- рассмотреть турецкие курорты как основное направление российского
выездного туризма;
- изучить современное состояние туризма в Турции в условиях социально-экономической нестабильности;
- сделать анализ конкурентоспособности туристского предложения
Турции;
- провести анализ природно-рекреационного и культурно-исторического потенциала Турции;
- проанализировать структуру и динамику туров в Турцию, сегментацию потребителей и туроператоров Турции;
- разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности туристского предложения Турции на российском рынке в условиях социально-экономической нестабильности.
Объект исследования – туристско-рекреационный комплекс Турции.
Предмет исследования – конкурентоспособность туристского предложения Турции на российском рынке.
Исследованию экономики туризма посвящены работы отечественных
авторов А. Ю. Александровой, И. Т. Балабанова, А. И. Балабанова, М. Б.
Биржакова, А. Б. Здорова, И. В. Зорина, В.А. Квартальнова, Г. А. Папирян, Г.
А. Яковлева и др. Отдельные организационно-экономические и правовые аспекты развития туризма исследованы в работах Н. И.Волошина, А. А. Гвозденко, В. Г. Гуляева, М. А. Жуковой, Е. Н. Ильиной, Н. И. Кабушкина, Г. А.
Карповой, Л. И. Лукичевой, Е.Л. Писаревского, А. Д. Чудновского, и др.
Информационную базу исследования составили статистические данные о состоянии и динамике международного туризма в РФ и в мире, материалы периодической печати, научная литература по тематике исследования.
В процессе написания выпускной квалификационной работы использовались следующие методы – сбор первичной и вторично информации, сравнительный анализ, экономико-математические методы, анализ и оценка экономических показателей, сравнение и выявление их динамики.
направлений отдыха для россиян наравне с Египтом. Так, по данным Федерального агентства по туризму, в 2012 г. турецкие курорты посетили 2.5 млн.
русских путешественников, в 2013 г. – 3,078 млн, в 2014 г. их число составило 3,278 млн., достигнув пиковой отметки (Египет все эти годы крепко сберегал 2-ю позицию). Впрочем уже с 2015 г. происходит некоторое сокращение
турпотока. Так, с января по сентябрь на турецких курортах передохнули
2,249 млн. россиян, что на 26,4% поменьше аналогичного периода 2014 г.
Невзирая на указанную тенденцию, по выводам 2015 г. Турция тем не менее
сберегла 1-е место по числу посетивших эту страну россиян.
С 1 января 2016 г. в соответствии с указом президента от двадцать
восьмого ноября 2015 г. и постановлением руководства РФ от тридцатого ноября 2015 г. был введен запрет на чартерные воздушные перевозки между
Россией и Турцией. Ростуризм порекомендовал русским туроператорам и турагентам остановить развитие и реализацию туристских продуктов, а еще отдельных туристских служб в Турецкую Республику. В связи с этим поток
русских путешественников в эту страну фактически сошел на нет.
Согласно данным турецкого министерства культуры и туризма, с января по май 2016 г. Турцию посетили 138 тыс. россиян, что составляет лишь
17,2% от аналогичного показателя за прошлый год. Эти числа показывают,
что запретительные меры, введенные русской стороной, серьезно отразились
на показателях туристической ветви. Если в 2015 г. россиянином был всякий
десятый въезжающий в Турцию иноземец, то по выводам первых пяти месяцев 2016 г. доля людей нашего государства от всеобщего числа иностранных
посетителей составила всего 1,7%.
Большинство туристов отказывались от летнего отпуска в Турции из-за
возможной военной конфронтации Анкары с террористической группировкой ИГ и курдами.4
Для того чтобы вернуть турпоток в 2017 году, турецкие туроператоры
сформировали просто уникальные цены. В 2017 году целый ряд турецких
отелей сделал скидку от 20% до 50% по сравнению с прошлым годом. Также
курс валют и курс рубля способствует тому, что россиянам проще планировать свой летний отдых и, соответственно, они с большей лѐгкостью расстаются с деньгами, особенно по акциям раннего бронирования. На форуме
Global Inventum, проходившем в Анталье, было высказано мнение экспертов,
что число туристов из России, посещающих Турцию, вернется на докризисный уровень в ближайшие два-три года.
По данным министерства культуры и туризма Турции, в апреле 2017
года в Турции побывало 181,8 тыс. россиян. Год назад в том же месяце турпоток составил только 31 тыс. человек, таким образом, он вырос почти в
шесть раз. На долю России в апреле пришлось 8,78% всего турпотока в Турцию. Это второе место среди основных рынков после Германии (262,7 тыс.
чел.). В топ-5 также вошли Грузия (180 тыс. чел.), Болгария (147,2 тыс.) и
Иран (119 тыс.). Всего в апреле 2017 г. Турция приняла 2,07 млн. иностранных туристов. Это на 28% больше, чем годом ранее, когда в страну приехало
1,75 млн. человек.
Актуальность и недостаточная степень теоретической и практической
разработанности проблем повышения конкурентоспособности туристского
предложения Турции на российском рынке в условиях социально-экономической нестабильности предопределили выбор темы, цель и задачи
научного исследования.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение теоретических основ конкурентоспособности туристского предложения Турции на
российском рынке в условиях социально-экономической нестабильности и
разработка мероприятий по ее повышению.
Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы конкурентоспособности сектора
путешествий и туризма;5
- рассмотреть турецкие курорты как основное направление российского
выездного туризма;
- изучить современное состояние туризма в Турции в условиях социально-экономической нестабильности;
- сделать анализ конкурентоспособности туристского предложения
Турции;
- провести анализ природно-рекреационного и культурно-исторического потенциала Турции;
- проанализировать структуру и динамику туров в Турцию, сегментацию потребителей и туроператоров Турции;
- разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности туристского предложения Турции на российском рынке в условиях социально-экономической нестабильности.
Объект исследования – туристско-рекреационный комплекс Турции.
Предмет исследования – конкурентоспособность туристского предложения Турции на российском рынке.
Исследованию экономики туризма посвящены работы отечественных
авторов А. Ю. Александровой, И. Т. Балабанова, А. И. Балабанова, М. Б.
Биржакова, А. Б. Здорова, И. В. Зорина, В.А. Квартальнова, Г. А. Папирян, Г.
А. Яковлева и др. Отдельные организационно-экономические и правовые аспекты развития туризма исследованы в работах Н. И.Волошина, А. А. Гвозденко, В. Г. Гуляева, М. А. Жуковой, Е. Н. Ильиной, Н. И. Кабушкина, Г. А.
Карповой, Л. И. Лукичевой, Е.Л. Писаревского, А. Д. Чудновского, и др.
Информационную базу исследования составили статистические данные о состоянии и динамике международного туризма в РФ и в мире, материалы периодической печати, научная литература по тематике исследования.
В процессе написания выпускной квалификационной работы использовались следующие методы – сбор первичной и вторично информации, сравнительный анализ, экономико-математические методы, анализ и оценка экономических показателей, сравнение и выявление их динамики.
Современная туристская индустрия является одной из крупнейших,
высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей мировой
экономики. Туризм представляет собой деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их
обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с
целью отдыха, деловыми и другими целями.
Целью выпускной квалификационной работы являлось изучение теоретических основ конкурентоспособности туристского предложения Турции на
российском рынке в условиях социально-экономической нестабильности и
разработка мероприятий по ее повышению. Туризм в Турции начал активно
развиваться с 50-е годов XX века. Крайне благоприятные климатические
условия, выгодное географическое положение, огромное количество интереснейших культурных памятников и общий курс на либерализацию экономики – все это было предпосылками грядущего туристического бума.
Начиная с 2010-х гг. Турция стала одним из самых привлекательных
направлений отдыха для россиян наряду с Египтом. Так, по данным Федерального агентства по туризму, в 2013 г. – 3,078 млн., в 2014 г. их число составило 3,278 млн., достигнув пиковой отметки. Однако стоит отметить, что
в 2014 году в связи с кризисными явлениями в российской экономике благосостояние россиян ухудшилось и, как следствие, стали уменьшаться туристские поездки за рубеж. В 2015 году совершили поездки с туристскими целями 66,19% от уровня 2013 года или 1,210 млн. чел., в 2016 году – 53,97% или
9,873 млн. чел.
Согласно данным турецкого министерства культуры и туризма, с января по май 2016 г. Турцию посетили 138 тыс. россиян, что составляет лишь
17,2% от аналогичного показателя за прошлый год. Эти числа показывают,
что запретительные меры, введенные русской стороной, серьезно отразились
на показателях туристической ветви. Большинство туристов отказывались78
от летнего отпуска в Турции из-за возможной военной конфронтации Анкары с террористической группировкой ИГ и курдами.
Для того чтобы вернуть турпоток в 2017 году, турецкие туроператоры
сформировали уникальные цены. В 2017 году целый ряд турецких отелей
сделал скидку от 20% до 50% по сравнению с прошлым годом. Также курс
валют и курс рубля способствует тому, что россиянам проще планировать
свой летний отдых и, соответственно, они с большей лѐгкостью расстаются с
деньгами, особенно по акциям раннего бронирования.
В первую очередь Турция меняет стратегию продвижения страны на
российском рынке. Если раньше преимущественно продвигали Турцию в
крупных российских городах, в основном в Москве и Санкт-Петербурге, то
теперь более активно реклама турецких курортов будет проводиться в самых
дальних российских регионах. Отметим, что продвигать предполагается не
только пляжный туризм. Большое внимание в последние годы уделяется
развитию культурного, религиозного, СПА, сельского и других видов туризма. Туристический сезон должен стать круглогодичным вместо нынешних
5-6 месяцев.
Среди туристов наибольшей популярностью пользуются прибрежные
регионы, Анталия, Мугла, Измир, Стамбул. Министерство культуры и туризма Турции работает над тем, чтобы разнообразить сферу туристических
услуг и развить туризм во внутренних регионах страны. Западное средиземноморское агентство по вопросам развития разрабатывает проекты развития
круглогодичного туризма в Бурдуре, Ыспарте и Анталии.
Турция привлекает все больше и больше туристов не только пляжами,
экологией и богатой культурой, но и возможностями медицинского туризма.
С каждым годом лечение в Турции становится все более востребованной
услугой среди россиян. Турция предлагает иностранным туристам комплекс
услуг медицинского, термального, оздоровительного туризма, курорты с минеральными водами. Турция предлагает высокое качество медицинских, термальных, профилактических и СПА-процедур, в то же время, включая в79
предлагаемый пакет услуг проживание в пятизвездочном отеле.
Есть несколько причин для выбора Турции в качестве медицинского
направления. За последние десятилетия медицина в Турции сделала значительный прорыв в сфере инноваций и технологий, и иностранные пациенты
могут быть уверены в гарантированно высоком уровне обслуживания. Все
аккредитованные турецкие клиники снабжены инфраструктурой международного класса и последним оборудованием. В Турция государственные и
частные медицинские учреждения страны работают по европейским стандартам в плане качества предоставляемых услуг, технической оснащенности и
уровня квалификации специалистов.
В соответствии с целью выпускной квалификационной работы были
разработаны туры с медицинским обслуживанием и сделано экономическое
обоснование. При расчете экономической эффективности новых туров необходимо определить их стоимость с учетом предоставляемых услуг. На стоимость тура влияют тpaнcпоpт, условия проживания, питания, экскурсионное
обслуживание, накладные расходы, страхование туристов, реклама.
Стоимость тура будет зависеть от стоимости лечения, предоставляемого в медицинском центре. Предварительно турист должен ознакомиться со
списком медицинских центров, работающих по профилю заболевания, сделать запрос в медицинский центр, ознакомиться с информацией о возможностях лечения, его стоимости и сделать заявку на обследование и последующее лечение. Медицинские туры характеризуются меньшими сезонными колебаниями, чем пляжный отдых. Необходимо отметить, что рассмотренные
варианты организации медицинских туров могут быть дополнены другими.
Турция располагает широкими возможностями для профессионального лечения многих заболеваний.
высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей мировой
экономики. Туризм представляет собой деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их
обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с
целью отдыха, деловыми и другими целями.
Целью выпускной квалификационной работы являлось изучение теоретических основ конкурентоспособности туристского предложения Турции на
российском рынке в условиях социально-экономической нестабильности и
разработка мероприятий по ее повышению. Туризм в Турции начал активно
развиваться с 50-е годов XX века. Крайне благоприятные климатические
условия, выгодное географическое положение, огромное количество интереснейших культурных памятников и общий курс на либерализацию экономики – все это было предпосылками грядущего туристического бума.
Начиная с 2010-х гг. Турция стала одним из самых привлекательных
направлений отдыха для россиян наряду с Египтом. Так, по данным Федерального агентства по туризму, в 2013 г. – 3,078 млн., в 2014 г. их число составило 3,278 млн., достигнув пиковой отметки. Однако стоит отметить, что
в 2014 году в связи с кризисными явлениями в российской экономике благосостояние россиян ухудшилось и, как следствие, стали уменьшаться туристские поездки за рубеж. В 2015 году совершили поездки с туристскими целями 66,19% от уровня 2013 года или 1,210 млн. чел., в 2016 году – 53,97% или
9,873 млн. чел.
Согласно данным турецкого министерства культуры и туризма, с января по май 2016 г. Турцию посетили 138 тыс. россиян, что составляет лишь
17,2% от аналогичного показателя за прошлый год. Эти числа показывают,
что запретительные меры, введенные русской стороной, серьезно отразились
на показателях туристической ветви. Большинство туристов отказывались78
от летнего отпуска в Турции из-за возможной военной конфронтации Анкары с террористической группировкой ИГ и курдами.
Для того чтобы вернуть турпоток в 2017 году, турецкие туроператоры
сформировали уникальные цены. В 2017 году целый ряд турецких отелей
сделал скидку от 20% до 50% по сравнению с прошлым годом. Также курс
валют и курс рубля способствует тому, что россиянам проще планировать
свой летний отдых и, соответственно, они с большей лѐгкостью расстаются с
деньгами, особенно по акциям раннего бронирования.
В первую очередь Турция меняет стратегию продвижения страны на
российском рынке. Если раньше преимущественно продвигали Турцию в
крупных российских городах, в основном в Москве и Санкт-Петербурге, то
теперь более активно реклама турецких курортов будет проводиться в самых
дальних российских регионах. Отметим, что продвигать предполагается не
только пляжный туризм. Большое внимание в последние годы уделяется
развитию культурного, религиозного, СПА, сельского и других видов туризма. Туристический сезон должен стать круглогодичным вместо нынешних
5-6 месяцев.
Среди туристов наибольшей популярностью пользуются прибрежные
регионы, Анталия, Мугла, Измир, Стамбул. Министерство культуры и туризма Турции работает над тем, чтобы разнообразить сферу туристических
услуг и развить туризм во внутренних регионах страны. Западное средиземноморское агентство по вопросам развития разрабатывает проекты развития
круглогодичного туризма в Бурдуре, Ыспарте и Анталии.
Турция привлекает все больше и больше туристов не только пляжами,
экологией и богатой культурой, но и возможностями медицинского туризма.
С каждым годом лечение в Турции становится все более востребованной
услугой среди россиян. Турция предлагает иностранным туристам комплекс
услуг медицинского, термального, оздоровительного туризма, курорты с минеральными водами. Турция предлагает высокое качество медицинских, термальных, профилактических и СПА-процедур, в то же время, включая в79
предлагаемый пакет услуг проживание в пятизвездочном отеле.
Есть несколько причин для выбора Турции в качестве медицинского
направления. За последние десятилетия медицина в Турции сделала значительный прорыв в сфере инноваций и технологий, и иностранные пациенты
могут быть уверены в гарантированно высоком уровне обслуживания. Все
аккредитованные турецкие клиники снабжены инфраструктурой международного класса и последним оборудованием. В Турция государственные и
частные медицинские учреждения страны работают по европейским стандартам в плане качества предоставляемых услуг, технической оснащенности и
уровня квалификации специалистов.
В соответствии с целью выпускной квалификационной работы были
разработаны туры с медицинским обслуживанием и сделано экономическое
обоснование. При расчете экономической эффективности новых туров необходимо определить их стоимость с учетом предоставляемых услуг. На стоимость тура влияют тpaнcпоpт, условия проживания, питания, экскурсионное
обслуживание, накладные расходы, страхование туристов, реклама.
Стоимость тура будет зависеть от стоимости лечения, предоставляемого в медицинском центре. Предварительно турист должен ознакомиться со
списком медицинских центров, работающих по профилю заболевания, сделать запрос в медицинский центр, ознакомиться с информацией о возможностях лечения, его стоимости и сделать заявку на обследование и последующее лечение. Медицинские туры характеризуются меньшими сезонными колебаниями, чем пляжный отдых. Необходимо отметить, что рассмотренные
варианты организации медицинских туров могут быть дополнены другими.
Турция располагает широкими возможностями для профессионального лечения многих заболеваний.
Подобные работы
- ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ В ТУРИЗМЕ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2017 - Особенности и пути развития Российского туристического бизнеса
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2017 - Разработка модели управления финансовым результатом на предприятии (на примере АО «Санаторий «Красноярское Загорье»)
Главы к дипломным работам, финансовый менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2016 - Управление бизнесом в отраслях непроизводственной сферы (спорт, гостеприимство, медицина, образование, культура и др.)
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2019



