ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОВАРНОЙ
ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЙ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЙ СФЕРЫ
1.1 Товарная политика: сущность и содержание
1.2 Стратегии разработки новых гостиничных продуктов
1.3 Оптимизация товарной номенклатуры туристско-рекреационного
предприятия
Выводы по разделу
РАЗДЕЛ 2
ИССЛЕДОВАНИЕ ТОВАРНОЙ ПОЛИТИКИ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ГОСТИНИЦЫ «ПАЛАС»
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности туристической
гостиницы «Палас» за 2017-2019 гг.
2.3 Анализ товарной политики туристической гостиницы «Палас»
2.4 Охрана труда на предприятии
Выводы по разделу
РАЗДЕЛ 3
РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
ТОВАРНОЙ ПОЛИТИКИ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ГОСТИНИЦЫ «ПАЛАС»
3.1. Рекомендации по совершенствованию товарной политики
туристической гостиницы «Палас»
3.2 Эффективность реализации предложенных рекомендаций
Выводы по разделу
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность выбранной темы. Глобализация рынка туристско- рекреационных услуг характеризуется высокой скоростью изменений, как на мировом уровне, так и на уровне отдельных предприятий. Под воздействием быстро изменяющейся внешней среды предприятиям туристско-рекреационной сферы необходимо пересматривать стратегию развития, изменять стандарты и технологии предоставления услуг для удержания конкурентных позиций.
Однако на сегодняшний день среди основных проблем отечественных предприятий туристско-рекреационной сферы выделяют несоответствие инфраструктуры современным рыночным стандартам связанное с изношенностью номерного фонда, использованием устаревшего оборудования и предоставление слишком узкого ассортимента услуг.
В этой связи возрастает актуальность применения теоретических концепций и практического инструментария маркетинговой деятельности, значимой частью которой является товарная политика. Товарная политика призвана обеспечить конкурентоспособность предлагаемого на рынке туристско-рекреационных услуг продукта путем выбора стратегии соответствующей рыночной ситуации и оптимизации товарной номенклатуры. Товарная политика как действенный инструмент маркетинговой деятельности влияет на повышение продаж и укрепление финансового состояния предприятия. Таким образом, товарная политика занимает ведущее место в маркетинговой деятельности и от ее эффективности зависит конкурентоспособность предприятия в целом.
Вышеизложенное обусловило выбор темы выпускной квалификационной работы - «Совершенствование товарной политики предприятия туристско- рекреационной сферы».
Объектом исследования является товарная политика предприятий туристско-рекреационной сферы.
Предмет исследования - совокупность подходов, принципов и методов по совершенствованию товарной политики туристической гостиницы «Палас».
Целью исследования является разработка рекомендаций совершенствованию товарной политики туристической гостиницы «Палас».
Для достижения поставленных целей необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
- провести обзор литературных источников по теме исследования;
- дать характеристику деятельности исследуемого предприятия;
- провести анализ финансово-хозяйственной деятельности туристической гостиницы «Палас» за 2017-2019 гг.;
- исследовать товарную политику туристической гостиницы «Палас»;
- разработать рекомендации по совершенствованию товарной политики туристической гостиницы «Палас»;
- обосновать эффективность реализации предложенных рекомендаций.
Методами исследования явились общие методы научного познания, включающие методы теоретического (анализ, синтез, индукция, дедукция) и эмпирического (наблюдение, сравнение) исследования, а также обобщения имеющегося опыта и системного подхода.
Выпускная квалификационная работа состоит из трех основных разделов.
В первом разделе исследуются теоретические аспекты формирования товарной политики предприятий туристско-рекреационной сферы, раскрывающие ее сущность и содержание. Рассмотрены и классифицированы существующие стратегии разработки новых гостиничных продуктов. Раскрыт процесс оптимизации товарной номенклатуры туристско-рекреационного предприятия, обеспечивающий конкурентоспособность предлагаемого продукта.
Во втором разделе на основе собранной информации о туристической гостинице «Палас» проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности и дана оценка состояния товарной политики.
В третьем разделе на основе проведенного анализа предоставлены рекомендации по совершенствованию товарной политики в туристической гостинице «Палас».
Информационной базой подготовки выпускной квалификационной работы послужили труды отечественных и зарубежных авторов (Л.В. Баумгартена, Е.А. Джанджугазовой, В.А. Квартальнова, М. Битнера, Л. Берри, Э. Гаммессона, К. Гренрооса, В. Зейтхамла, Ф. Котлера, Е. Лангеарда, А. Парасурамана, Д. Ратмела) по исследуемой проблеме, фактические сведения о деятельности туристической гостиницы «Палас» и результаты преддипломной практики.
Работа изложена на 78 страницах печатного текста и содержит 19 таблиц, 23 рисунка, список использованных источников из 54 наименований, размещен на 6 страницах, приложения.
Мировой опыт показывает, что успех в гостиничном бизнесе возможен в случае ориентации гостиничного предприятия на маркетинговый подход, главной целью которого является достижение наивысшего уровня качества обслуживания гостей, который невозможен без эффективной товарной политики. В современных условиях формирование товарной политики и выработка стратегии являются важными элементами деятельности для гостиничного предприятия, обеспечивающими его конкурентоспособность.
Товарная политика представляет собой совокупность целей, задач принципов управления ассортиментом гостиничных услуг и является составной частью системы маркетинга на предприятии. Цели и задачи товарной политики зависят от стратегических и тактических задач предприятия, решаемых на разных этапах его жизненного цикла.
В ходе проведенного исследования были собраны и проанализированы материалы, позволившие решить поставленные задачи.
1. Обзор литературных источников по теме исследования позволил раскрыть сущность и содержание товарной политики, в рамках которой были исследованы взгляды ученых на ключевые понятия «товар» и «гостиничный продукт», представить структуру гостиничного продукта и концепцию его жизненного цикла, стратегии разработки новых гостиничных продуктов. Исследование показало, что одним из залогов успеха товарной политики является разработанная в соответствии с рыночным запросом продуктовая стратегия, органично встроенная в маркетинговую стратегию гостиничного предприятия.
Установлено, что оптимизация товарной номенклатуры гостиничного продукта имеет специфические особенности управления его ассортиментом требующие проведения его систематизации по группам (основной, поддерживающей, стратегической, тактической и перспективной), при этом эффективность управления товарной номенклатуры обеспечивается оптимальным сочетанием выделенных продуктовых групп.
2. Исследование общей характеристики туристической гостиницы «Палас» позволило определить ее категорию «три звезды» и в качестве целевой аудитории выделить корпоративных клиентов и семьи с детьми. Главными конкурентными преимуществами гостиницы определены выгодное местоположение и старинное здание с просторными номерами, в котором она располагается.
3. Проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период в целом показало неэффективность его деятельности, несмотря на положительную динамику выручки от реализации.
4. В ходе проведения анализа товарной политики туристической гостиницы «Палас» исследована внешняя среда предприятия и охарактеризована конкурентная ситуация на рынке туристско-рекреационных услуг Республики Крым. Представлен сравнительный анализ прямых предприятий-конкурентов гостиницы, позволивший сделать вывод о ее конкурентоспособности. Выявлен слишком узкий ассортимент гостиничных услуг, предоставляемый предприятием. Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что туристическая гостиница «Палас» оказывает лишь базовые гостиничные услуги по размещению, и имеет ограниченную структуру гостиничного продукта, что может ослабить ее конкурентную позицию на рынке.
В целом проведенное исследование позволило сделать выводы, о сложной конкурентной ситуации, требующей совершенствования товарной политики гостиницы в направлении оптимизации ассортимента предоставляемых гостиничных услуг.
5. В результате разработки рекомендаций по совершенствованию товарной политики туристической гостиницы «Палас» была выбрана стратегия развития товара, нацеленная на модернизацию действующих услуг и разработку новых с целью увеличения продаж на существующем рынке. Стратегия реализовывается посредством совершенствования качественных показателей гостиничных продуктов и расширения их ассортимента.
6. В рамках реализации стратегии было предложено внедрение следующих мероприятий направленных на совершенствование товарной политики туристической гостиницы «Палас»:
- внедрение услуги няни, приобретающую все большую популярность в сфере гостиничных услуг и обеспечивающую комфортное проживание семьям с детьми повышая тем самым их лояльность к гостинице;
- модернизация ресторана (выгодное местоположение, инфраструктура ресторана и его модернизация позволят предоставлять услуги по проведению банкетов, как для гостей, так и для местных жителей, расширяя тем самым ассортимент предлагаемых услуг);
- модернизация конференц-зала (привлечение корпоративного клиента посредством предоставления конференц-услуг позволит увеличить загрузку в период межсезонья).
7. Произведенные расчеты позволили обосновать экономическую эффективность предложенных рекомендаций, свидетельствующую об их целесообразности в направлении совершенствования товарной политики туристической гостиницы «Палас».
Таким образом, разработанные рекомендации по совершенствованию товарной политики туристической гостиницы «Палас» позволят оптимизировать предлагаемый на сегодняшний день узкий ассортимент гостиничных услуг путем его расширения.
Поставленная в выпускной квалификационной работе цель достигнута, задачи выполнены.
1 Агарков, А. П. Управление инновационной деятельностью : учебник /
А. П. Агарков, Р. С. Голов. - Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2018. - 208 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=496086
2 Алиев, И. М. Экономика труда : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / И. М. Алиев, Н. А. Горелов, Л. О. Ильина. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 486 с. - Режим доступа : https://biblio-online.ru/bcode/444899
3 Баумгартен, Л. В. Маркетинг гостиничного предприятия : учебник для вузов / Л. В. Баумгартен. - Москва : Издательство: Юрайт, 2019. - 338 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-00581-3. - Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/450320
4 Беляков, Г. И. Охрана труда и техника безопасности : учебник для среднего профессионального образования / Г. И. Беляков. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 404 с. - Режим доступа: https://biblio-online.ru/bcode/433759
5 Бусов, В. И. Оценка стоимости предприятия (бизнеса) / В. И. Бусов, О. А. Землянский, А. П. Поляков - М. : Юрайт, 2016. - 432 с.
6 Васин, С. Г. Управление качеством. Всеобщий подход : учебник для среднего профессионального образования / С. Г. Васин. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 404 с. - Режим доступа: https://biblio-online.ru/bcode/430852
7 Волкова, В. Н. Теория систем и системный анализ : учебник для академического бакалавриата / В. Н. Волкова, А. А. Денисов. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 462 с. - Режим доступа: https://biblio- online.ru/bcode/431153
8 Горбашко, Е. А. Управление качеством : учебник для академического бакалавриата / Е. А. Горбашко. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 352 с. - Режим доступа : https://biblio-online.ru/bcode/431758
9 ГОСТ Р 50646-2012. Услуги населению. Термины и определения. - Введ. 2014-01-01. - М. : Стандартинформ, 2014. - 8 с.
10 Данилов, И. П. Конкурентоспособность регионов России.
Теоретические основы и методология / И. П. Данилов. - М. : Канон+РООИ «Реабилитация», 2016. - 368 с.
11 Залозная, Д. В. Учебное пособие по дисциплине «Управление конкурентоспособностью предприятия» : учебное пособие / Д. В. Залозная, М. В. Тарадина. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2017. - 327 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа :http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=486380
12 Захаренко, И. К. Брендинг : учебник и практикум для прикладного бакалавриата - 2-е изд., перераб. и доп. - («Бакалавр. Прикладной курс») (ГРИФ) / Захаренко И.К. - Юрайт, 2017 - 439 с.
13 Жилкина, А. Н. Финансовый анализ : учебник и практикум для бакалавриата и специалитета / А. Н. Жилкина. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 285 с. - Режим доступа : https://biblio-online.ru/bcode/432086
14 Касьяненко, Т. Г. Оценка стоимости бизнеса + приложение в ЭБС : учебник для академического бакалавриата / Т. Г. Касьяненко, Г. А. Маховикова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 373 с. - Режим доступа : https://biblio-online.ru/bcode/432109
15 Кирильчук, С. П. Экономика предприятия : учебник для среднего профессионального образования / С. П. Кирильчук [и др.] ; под общей редакцией С. П. Кирильчук. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 416 с. - Режим доступа : https://biblio-online.ru/bcode/429337
16 Колочева, В.В. Основы конкурентоспособности : учебное пособие /
В.В. Колочева. - Новосибирск : НГТУ, 2015. - 72 с. - Режим доступа :
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=228849
17 Корнеева, И. В. Маркетинг : учебник и практикум для академического бакалавриата / И. В. Корнеева, В. Е. Хруцкий. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 436 с. - Режим доступа : https://biblio-online.ru/bcode/434598
18 Коль, О. Д. Маркетинг в туристской индустрии : учебник и практикум для академического бакалавриата / О. Д. Коль. - Москва : Издательство: Юрайт,
2018. - 355 с. - (Бакалавр. Академический курс). - ISBN 978-5-534-04332-7. - Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL:https://urait.rU/bcode/41365
19 Компания «Tripadvisor» : официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа :https: //www.tripadvisor.ru/
20 Кузьмина, Е. Е. Маркетинг : учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. Е. Кузьмина. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 385 с. - Режим доступа :https://biblio-online.ru/bcode/433090
21 Лифиц, И. М. Конкурентоспособность товаров и услуг / И. М. Лифиц.
- М. : Юрайт, 2016. - 448 c.
22 Максимцов, М. М. Менеджмент : учебник / ред. М.М. Максимцова, М.А. Комарова. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юнити-Дана, 2015. - 343 с. :
- Режим доступа:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115008
23 Малых, Н. И. Статистика: теория статистики : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Н. И. Малых. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 275 с. - Режим доступа :https://biblio- online.ru/bcode/442437
24 Маркетинг : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Т. А. Лукичёва [и др.] ; под редакцией Т. А. Лукичёвой, Н. Н. Молчанова. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 370 с. - Режим доступа : https://biblio-online.ru/bcode/442203
25 Матросова Л. Н., Зайцева Л. А. Анализ системы управления конкурентоспособностью предприятия // Вестник ПГУ. Серия: Экономика. 2014. №1. - Режим доступа :https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-sistemy-upravleniya
26 Мельников, В. П. Исследование систем управления : учебник для академического бакалавриата / В. П. Мельников, А. Г. Схиртладзе. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 447 с.
27 Министерство курортов и туризма Республики Крым : официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа : mtur.rk.gov.ru/
28 Мокроносов, А.Г. Конкуренция и конкурентоспособность : учебное пособие / А.Г. Мокроносов, И.Н. Маврина ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина. - Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2014. - 195 с.
29 Морошкин, В. А. Практикум по финансовому менеджменту: технология финансовых расчетов с процентами : учебное пособие - 2-е изд., перераб. и доп. (ГРИФ) / Морошкин В. А., Ломакин А. Л. - М. : ИНФРА- М, ФиС, 2016. - 120 с.
30 Осадчук, Е. В. Конкурентоспособность в Интернете. Как сделать свой проект успешным: моногр. / Е. В. Осадчук. - М. : Бином. Лаборатория знаний,
2015. - 152 с.
31 Отварухина, Н. С. Современный стратегический анализ : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. С. Отварухина, В. Р. Веснин. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 427 с. - Режим доступа: https://biblio- online.ru/bcode/432857
32 Поляк, Г. Б. Финансовый менеджмент : учебник для академического бакалавриата / Г. Б. Поляк [и др.] ; ответственный редактор Г. Б. Поляк. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 456 с. - Режим доступа : https://biblio-online.ru/bcode/444149
33 Розанова, Н. М. Конкурентные стратегии современной фирмы : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. М. Розанова. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 343 с. - Режим доступа : https://biblio- online.ru/bcode/434039
34 Романов, Е. В. Стратегический менеджмент : учебное пособие - 2-е изд., перераб. и доп. - («Высшее образование») (ГРИФ) / Романов Е. В. - М. :
НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 260 с.
35 Российская Федерация. Законы. Об основах туристской деятельности (ред. от 29.06.2015) : федер. закон : [принят Гос. Думой 4 октября 1996 г. : одобр. Советом Федерации 14 ноября 1996 г.]. - М. : Ось-89, [2015]. - 46, [1] с.
36 Рыхтикова, Н. А. Анализ и управление рисками организации: учебное пособие - 2-е изд. - («Высшее образование») (ГРИФ) / Рыхтикова Н. А. - М. : Форум, 2014. - 240 с.
37 Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК : учебник - 8-е изд., испр. / Савицкая Г. В. - М. : НИЦ ИНФРА-М,
2016. - 519 с.
38 Сергеев, А. А. Бизнес-планирование : учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. А. Сергеев. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 475 с.
39 Соловьева, Ю. Н. Конкурентные преимущества и бенчмаркинг : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Ю. Н. Соловьева. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 131 с.
40 Спиридонова, Е. А. Управление инновациями : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е. А. Спиридонова. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 298 с. - Режим доступа: https:ZZbiblio-online.ru/bcode/
41 Тебекин, А. В. Стратегический менеджмент : учебник для прикладного бакалавриата / А. В. Тебекин. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 333 с.
42 Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым: официальный сайт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа :http: //crimea.gks .ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/crimea/ru/
43 Тимиргалеева, Р. Р. Управление предприятиями туристско-
рекреационной сферы на основе внутреннего маркетинга : монография / Тимиргалеева Р.Р., Гришин И.Ю., Шостак М.А. - Симферополь : ИТ «Ариал»,
2015. - 296 с.
44 Туристическая гостиница «Палас» : официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа :https://hotel-palas.com.ru/
45 Угрюмова, А. А. Маркетинг территорий : учебник и практикум для академического бакалавриата / А. А. Угрюмова [и др.] ; под общей редакцией А. А. Угрюмовой, М. В. Савельевой. - Москва : Изд-во Юрайт, 2019. - 381 с.
46 Хотяшева, О. М. Инновационный менеджмент : учебник и практикум для академического бакалавриата / О. М. Хотяшева, М. А. Слесарев. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2018. - 326 с.
47 Фатхутдинов, Р. А. Глобальная конкурентоспособность. На стол современному руководителю / Р.А. Фатхутдинов. - М.: Стандарты и качество,
2016. - 464 с.
48 Федеральное агентство по туризму : официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа :http://www.russiatourism.ru
49 Финансовая отчетность туристической гостиницы «Палас» за 2017¬2019 гг.
50 Чернышева, А. М. Маркетинговые исследования и ситуационный анализ в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для академического бакалавриата / А. М. Чернышева, Т. Н. Якубова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 244 с.
- Режим доступа : https://biblio-online.ru/bcode/433708
51 Чмышенко, Е. Теория и практика оценки конкурентоспособности : учебное пособие / Е. Чмышенко, О. Лазарева, Н. Бондарчук ; ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет». - Оренбург : Агентство Пресса, 2013. - 150 с. - Режим доступа:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=259360
52 Шапиро, С.А. Формирование конкурентоспособности работников организации : учебное пособие / С.А. Шапиро, Е.К. Самраилова, А.Б. Вешкурова.
- Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2017. - 225 с. - Режим доступа :
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=469685
53 Шимко, П. Д. Теория статистики : учебник и практикум для академического бакалавриата / П. Д. Шимко. - Москва : Издательство Юрайт,
2019. - 254 с. - Режим доступа :https://biblio-online.ru/bcode/433612
54 Шубаева, В. Г. Маркетинг в туристской индустрии : учебник и
практикум для академического бакалавриата / В. Г. Шубаева,
И. О. Сердобольская. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство: Юрайт, 2018. - 120 с. - (Университеты России). - ISBN 978-5-534-08449-8. - Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/425056.