Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СЕМАНТИЧЕСКИЕ ПРОСТРАНСТВА ГЕНЕРАЛИЗОВАННЫХ ОБОБЩЕНИЙ И ИХ РОЛЬ В САМОРЕГУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ

Работа №71640

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы72
Год сдачи2020
Стоимость4225 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
82
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ
ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ 5
1.1. Концепция саморегуляции психических состояний 5
1.2. Генерализованные обобщения в саморегуляции человека 8
1.3. Семантические пространства 11
Выводы по первой главе 15
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СЕМАНТИЧЕСКИХ ПРОСТРАНСТВ
ГЕНЕРАЛИЗОВАННЫХ ОБОБЩЕНИЙ СТУДЕНТОВ 17
2.1. Методика и организация исследования 17
2.2. Изучение семантических пространств генерализованных обобщений. 19
Выводы по второй главе 30
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ГЕНЕРАЛИЗОВАННЫХ
ОБОБЩЕНИЙ В САМОРЕГУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ 32
3.1. Методика и организация исследования 32
3.2. Изучение роли генерализованных обобщений в саморегуляции
психических состояний студентов 34
3.3. Связь генерализованных обобщений и системы самоотношения 39
Выводы по третьей главе 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность: Несмотря на быстрый темп развития современного общества, часто наблюдается неэффективное использование способов саморегуляции. В связи с этим имеется необходимость изучения и просвещения населения в проблему регуляции психических состояний. Часто люди сталкиваются со сложными жизненными ситуациями и регулируют свои эмоции и чувства неосознанно выработанными комплексами саморегуляции, либо отдельными методами, которые применяются ситуационно. Среди таких способов могут быть генерализованные обобщения, которые были изучены в моем прошлом исследовании. Для более глубокого понимания природы генерализованных обобщений, было принято решение начать рассмотрение данного феномена с помощью анализа семантических пространств данного феномена. Следующим этапом является исследование роли обобщений в саморегуляции психических состояний.
Многие авторы занимались рассмотрением проблемы саморегуляции психических состояний и различных аспектов совладания со стрессом, так можно привести в пример Прохорова А.О., Выготского Л.С., Дикую Л.Г. и других. В психологической литературе можно встретить исследования разных способов саморегуляции, но проблема генерализованных обобщений является недавно поставленной и до сих по открытой.
Проблема исследования состоит в недостаточной изученности феномена саморегуляции психических состояний с помощью генерализованных обобщений.
Объект исследования: генерализованные обобщения у студентов.
Предмет исследования: семантические пространства и роль генерализованных обобщений в саморегуляции студентов.
Цель исследования: изучить семантические пространства определенных генерализованных обобщений, определить роль генерализованных обобщений в саморегуляции психических состояниях студентов, проверить взаимосвязь с системой самоотношения.
Гипотеза: генерализованные обобщения занимают особое место в регуляционной системе студентов и играют большую роль в процессе саморегуляции психических состояний.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему саморегуляции психических состояний
2. Теоретически обосновать проблему генерализованных обобщений
3. Выбрать методики для исследования роли генерализованных обобщений в саморегуляции психических состояний студентов
4. Организовать исследование, используя выбранные методики
5. Провести анализ полученных результатов
6. Выявить и описать роль генерализованных обобщений в саморегуляции психических состояний студентов.
Методологические и теоретические основы исследования: исследовательская работа выполнялась в рамках системного подхода школы психологии психический состояний, основателем которой является Прохоров А.О.. Методики исследования были выбраны в рамках метода изучения психосемантики.
Методы исследования: в исследовании использовался метод ассоциативного эксперимента для анализа семантических пространств генерализованных обобщений и метод опроса для выявления роли исследуемого феномена в саморегуляции психических состояний студентов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На первом этапе работы была поставлена проблема генерализованных обобщений и значимость её исследования в современном мире. Также, теоретически обоснованы гипотеза, цель и задачи исследования. Исходя из анализа описанного исследования, стоит сказать, что тема действительно является актуальной в современное время и нуждается в изучении.
На втором этапе была теоретически обоснована проблема саморегуляции и генерализованных обобщений. В теоретической части был показан недостаток информации по данному процессу и обоснован процесс исходя из найденного материала. После теоретического анализа появилась необходимость в создании и поиске методик для исследования. Для изучения семантических пространств генерализованных обобщений и роли в саморегуляции психических состояний было составлено 2 методики, которые прошли пилотажную проверку и являются подходящим материалом для изучения проблемы.
На следующем этапе работы была найдена выборка студентов для исследования в количестве 39 человек, которая впоследствии приняла участие в исследовании. Все собранные результаты были обработаны и составлены в таблицу, с помощью которой был проведён более удобный анализ.
После сбора и обработки данных был проведён корреляционный анализ и анализ результатов испытуемых для поиска значимых взаимосвязей. Таким образом, были анализированы семантические пространства генерализованных обобщений студентов, роль генерализованных обобщений в саморегуляции психических состояний, их взаимосвязь между собой и с методикой исследования самоотношения С.Р. Пантилеева.
Из первой части исследования стоит сказать, что проблема является актуальной в современной научной психологии и имеет широкую направленность на обычных людей, так как процесс саморегуляции психических состояний - актуальное поле для исследований в психологии.
Генерализованные обобщения - процесс, который многими не осознается, но имеет место быть в обыденной жизни любого человека. Благодаря им, люди могут использовать деятельность своего сознания на пользу.
Также стоит добавить, что тема является многогранной и не может быть изучена за один день. Помимо того, что каждый человек индивидуален, так и совсем различные процессы могут быть взаимосвязаны между собой у разных людей.
Исследуя семантические пространства генерализованных обобщений и их роль в саморегуляции психических состояний, была предпринята попытка пройти через тернии индивидуальности человеческой психики и найти хоть какие-нибудь ответы на актуальные вопросы. Из анализа семантических пространств генерализованных обобщений было показано, как используемые выражения могут актуализировать определенные ассоциации в сознании субъекта. Помимо того, что семантические пространства испытуемых разные, были найдены определенные точки соприкосновения. Из вывода второй главы заметно, что генерализованные обобщения могут влиять по- разному на людей. Одни обобщения могут вызвать положительные воспоминания, а другие актуализируют негативные.
Стоит уделить пристальное внимание тому факту, что в ответ на данные генерализованные обобщения у людей появляются свои фразы, которые приходят им на ум. Это означает, что при актуализации «правильно подобранного генерализованного обобщения» можно запустить цепную мыслительную реакцию у человека, в процессе которой будут возникать подобные по смыслу обобщения. Но дело этим не заканчивается, так как в связи с определенными характеристиками личности и актуальным психическим состоянием, человеку сложно будет вспоминать положительно окрашенные генерализованные обобщения, и производить положительную динамику эмоционального состояния. Таким образом, совокупность различных факторов может влиять на саморегуляцию психических состояний человека.
После исследования семантических пространств генерализованных обобщений, была выявлена роль в саморегуляции психических состояний. В основном испытуемые отметили положительное значение генерализованных обобщений в процессе саморегуляции. В начале третьей главы было подробно описано, какие именно изменения и каким образом обобщения влияют на саморегуляцию эмоциональных состояний у респондентов. Также были выявлены негативно окрашенные обобщения, которые мешают людям выйти из стрессовой ситуации. Следовательно, закономерно сделать вывод, что генерализованные обобщения занимают особое место в саморегуляции психических состояний.
После изучения семантических пространств генерализованных обобщений, была проведена методика исследования самоотношения С.Р. Пантилеева и составлен корреляционный анализ, который показал достоверные и значимые различия. Следовательно, можно утверждать, что система самоотношения субъекта взаимосвязана с используемыми генерализованными обобщениями.
Данная работа является одной из первоначальной в рамках исследования данной темы, так как имеет огромный массив информации, который требует неоднократной проверки. Из выводов данной работы стоит задуматься над используемыми высказываниями в стрессовых ситуациях и проанализировать, что способствует, а что препятствует саморегуляции эмоционального состояния. Прочитав определенные выводы, можно задуматься, на что нужно обратить внимание при анализе собственных обобщений. После исследования, хотелось бы дать совет, что данные обобщения действительно могут принести огромную пользу для субъекта, так как в них закладываются все генерализованные смыслы человека. Каждое обобщение построено на основе других, именно поэтому они и названы генерализованными. Такие высказывания объединяют значимые для субъекта смысловые структуры, благодаря которым выстраивается целостная структура саморегуляции, заключающаяся не только в актуализации обобщений, но и поведенческих реакциях.
Перспективы работы, как было упомянуто, это анализ других личностных характеристик с используемыми обобщениями. Было бы интересно посмотреть зависимость типов личности от используемых обобщений, насколько эффективны их высказывания, какие характеристики имеют положительные обобщения и отчего зависит актуализация положительно окрашенных генерализованных обобщений. Также будет интересно посмотреть, какие факторы являются способствующими появлению новых обобщений у испытуемых. Что было бы интересно вдвойне, так это просмотреть динамику обобщений у респондентов через определенный промежуток времени и узнать причины их изменений.
Хочется уточнить, что тема генерализованных обобщений очень востребована в психологическом консультировании. Данное исследование показывает, что у каждого человека есть свои особенности в саморегуляции. Следовательно, логично предположить, что психологическая помощь будет полезнее, при анализе генрализованных обобщений непосредственно с субъектом и своевременное корректирование их будет проходить эффективнее. Данный метод имеет перспективы на будущие исследования, по результатам которых можно будет иметь полезные рекомендации для психологического консультирования.



1. Аладьин А.А., Пергаменщик Л.А., Фурманов И.А. Психодиагностика и психокоррекция в воспитательном процессе. Мн., 1992
2. Антилогова Л. Н., Черкевич Е. А. Саморегуляция психических состояний личности: монография. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2010. - 219 с.
3. Андреева Г.М. К истории становления социальной психологии в России // Социальная психология в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000, 512 с.
4. Апресян Ю.Д. Избранные труды, том I. Лексическая семантика: 2-е изд., испр. и доп. - М.: Ш кола «Языки русской культуры», Издательская фирма «Восточная литература» РА Н , 1995. - VIII с., 472 с
5. Арестова О.Н. Диагностика мотивационного конфликта личности с помощью метода пиктограмм // Вопросы психологии. 2007. №2. С. 161-170.
6. Батоцыренов В.Б. Понятие «саморегуляция»: терминология и основные подходы, 2011, Вестник Забайкальского государственного университета. - С. 67-72.
7. Большая российская энциклопедия. Том 2. - М., 2005. С. 525.
8. Большая российская энциклопедия. Том 16. М., 2010. - С. 143.
9. Большая российская энциклопедия. Том 27. - М., 2015. - С. 246.
10. Водопьянова Н.Е. Вестник Санкт-Петербургского Университета. «Противодействие синдрому выгорания в контексте ресурсной концепции человека. Сер. 12, Вып. 1., 2009. - С.75-86
11. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. // Собрание сочинений. Т. 3. 1983 - С. 68.
12. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Л., 1934. - С. 10.
13. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. М., 1992-1994. - С. 215.
14. Гуревич, П.С. Психология : учебник / П.С. Гуревич. - Москва : Юнити, 2015. - 319 с.
15. Дикая Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека. - М.: ИП РАН, 2003. - С. 124.
16. Дикая Л.Г. Деятельность и функциональное состояние: активационный компонент деятельности. // Сборник " Психологические проблемы профессиональной деятельности", М. Наука, 1991, С. 93-111.
17. Дикая Л.Г. Ориентировочный рефлекс и функциональные состояния человека. //Мозг и психическая деятельность. М., Наука, 1984, С. 221-225.
18. Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М. и др. Рабочая книга школьного психолога. / Под ред. И.В. Дубровиной - М.: Просвещение, 1991 - 303 с.
19. Зейгарник Б. В., Холмогорова А. Б., Ма-зур Е. С. Саморегуляция в норме и патологии // Психологический журнал. - 1989. -Т. 10. - № 2. - 122¬132.
20. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. Издание второе, исправленное и дополненное. - М.: ЛЕНАНД, 2011. - С. 235
21. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2005, Т. 2, № 1, с. 27-42.
22. Конопкин О.А., Моросанова В.И. Стилевые особенности саморегуляции деятельности // Вопр. психол. 1989. №5. С. 18.
23. Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) // Вопр. психол. 1995. № 1. С. 5-12.
24. Костин А.Н., Голиков Ю.Я. Организационно-процессуальный
анализ психической регуляции сложной деятельности. - М.: Изд-во
«Институт психологии РАН», 2014. - 448 с.
25. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
26. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. М., 1983.
27. Леонтьева Н.Н. Семантический анализ и смысловая полнота текста: Автореф. дис... канд. филол. Наук. М., 1968
28. Лурия А. Р. Язык и сознание. М., 1979 - 320 с.
29. Малкина-Пых И. Г. Психосоматика. — М.: Эксмо, 2005. — 992 с.
30. Моросанова В.И., Аронова Е.А. Самосознание и саморегуляция поведения. М., 2007 - 214 с.
31. Моросанова В.И., Коноз Е.М. Стилевая саморегуляция поведения человека. // Вопросы психологии. - 2000. - №2 - С. 118-127.
32. Моросанова В.И., Сагиев P.P. Диагностика индивидуально¬стилевых особенностей саморегуляции в учебной деятельности студентов // Вопр. психологии. 1994. № 5. С. 134—140.
33. Панкратова, Т. М. Саморегуляция в социальном поведении: учеб. пособие / Т. М. Панкратова; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. - Ярославль : ЯрГУ, 2011. - 112 с.
34. Петренко В. Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. М., 1983 - 176 с.
35. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. - 2-е изд., доп. - СПб.: Питер, 2005. - 480 с.
36. Петренко В. Ф. Психосемантика сознания. - М.: Изд-во Моск. ун¬та, 1988. - 208 с.
37. Прохоров А. О., Артищева Л. В. Образ психического состояния: динамические и структурные характеристики // Экспериментальная психология. - 2012. - Т. 5. - № 2. -С. 63-73.
38. Прохоров А.О., Валиуллина М.Е., Габдреева Г.Ш., Гарифуллина М.М., Менделевич В.Д. Психология состояний: «Учебное пособие / Под ред.
A. О. Прохорова. - М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011. - 624 с.
39. Прохоров А.О. Неравновесные (неустойчивые) психические состояния. //Психол. журн. 1999, №2, С. 115-124.
40. Прохоров А.О. Психология саморегуляции в 21 веке / отв. ред.
B. И. Моросанова. - СПб; М.: Нестор-История, 2011. - С. 336-353.
41. Прохоров А.О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности. - М.: ПЕР СЭ, 2005 - 352 с.
42. Прохоров А.О. Семантические пространства психических состояний. - Дубна: Феникс+, 2002 - 280 с.
43. Прохоров А.О. Смысловая регуляция психических состояний. М., Институт психологии РАН, 2009. - 352 с.
44. Прохоров А.О. Технологии психической саморегуляции. Харьков: изд-во «Гуманитарный Центр», 2017. - 360 с.
45. Прохоров А. О. Функциональные структуры и средства саморегуляции психических состояний // Психологический журнал. -2005. - Т. 26. - № 2. - С. 68-79.
46. Психология психических состояний: сб. статей студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых / под ред. А.В. Чернова и М.Г. Юсупова. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2019. - Вып. 13. - 46-51 с.
47. Психология психических состояний: сборник материалов XIV международной научно-практической конференции для студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей вузов - Казань: Издательство Казанского университета, 2020. - Вып. 14. - 242-246 с.
48. Серкин В. П. Методы психологии субъективной семантики и психосемантики: Учебное пособие для вузов / В. П. Серкин. — М.: Издательство ПЧЕЛА, 2008. — 382 с.
49. Серый А. В. Психологические механизмы функционирования системы личностных смыслов. -Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002 -183 с.
50. Allport G. Personality. A psychological interpretation. N-Y, 1937.
51. Kelly G.A. The psychology of personal constructs. N. Y., 1955.
52. Osgood Ch. Dimensionality of the semantic space for communication Viafacial expressions // Scand. J.of psychology 1966. V. 7. №1.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ