ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК МЕТОД АБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ В
АБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
1.1. Концептуальные источники песочной терапии: основные задачи, принципы
1.2. Возможности песочной терапии в абилитации детей с интеллектуальной недостаточностью
2. ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ В АБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ ДОМА-ИНТЕРНАТА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
2.1. Абилитационной потенциал песочной терапии в работе с детьми с разной степенью интеллектуальной недостаточности в условиях ГБСУСОССЗН «Большетроицкий детский дом-интернат для умственно отсталых детей»
2.2. Программа абилитации детей с использованием метода песочной терапии в детском доме-интернате для умственно отсталых детей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 79
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ В
АБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
1.1. Концептуальные источники песочной терапии: основные задачи, принципы
1.2. Возможности песочной терапии в абилитации детей с интеллектуальной недостаточностью
2. ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ В АБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ ДОМА-ИНТЕРНАТА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
2.1. Абилитационной потенциал песочной терапии в работе с детьми с разной степенью интеллектуальной недостаточности в условиях ГБСУСОССЗН «Большетроицкий детский дом-интернат для умственно отсталых детей»
2.2. Программа абилитации детей с использованием метода песочной терапии в детском доме-интернате для умственно отсталых детей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 79
Актуальность проблемы исследования. Любой ребенок, имеющий проблемы интеллектуальной недостаточности: разной степени умственной отсталости или ребенок с нервно-психическими расстройствами, с комплексными нарушениями не должен быть социальным инвалидом для окружающих и государства в целом. Он должен стать оптимально развитой личностью, способной на адекватную интеграцию в общество. Реализация данной стратегии возможна лишь при условии создания специальной реабилитационной среды, включающей в себя комплексную инфраструктуру учреждения, квалифицированные кадры, владеющими специальными технологиями коррекционной работы с такими детьми.
Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является недоразвитие не только познавательной, но и других сторон психической деятельности - это общеизвестный факт, затронуты эмоционально-волевой сфера, речь, моторика, сама личность ребенка. У детей с интеллектуальной недостаточностью крайне низкая работоспособность, поэтому работа с такими детьми обычными методами не всегда дает эффективные результаты. Необходимо использовать новые технологии, одновременно обеспечивающие познавательное развитие детей и стимулирующие их речевую активность. Такой технологией, несущей особые коррекционные, терапевтические и развивающие возможности, является песочная терапия. Полифункциональность песочной терапии и её многогранность влияния на личность, а также интегративная способность образовывать вокруг себя автономную сферу всех видов человеческой деятельности (познавательной, творческой, коммуникативной, ценностно-ориентационной, знаково-символической, рефлексивной и др.) создала возможность рассматривать песочную терапию как особый метод абилитации и благоприятную «коррекционно-развивающую среду», для умственно отсталого ребенка, определить содержательные компоненты абилитационно-коррекционного воздействия (познавательный, коммуникативный, рефлексивный, эмоционально-чувственный, творческий). Песочная терапия позволяет: стабилизировать психоэмоциональное состояние; совершенствовать координацию движений, мелкую моторику; стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинестетической чувствительности; развивать навыки общения и речь, пространственную ориентацию; стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор; разнообразить способы сотрудничества. Использование метода песочной терапии дает больший коррекционно-воспитательный и развивающий эффект, нежели стандартные формы абилитационного воздействия.
Песочная терапия на сегодняшний день является одним из наиболее эффективных коррекционных, развивающих и терапевтических методов в абилитации особого ребёнка в условиях дома-интерната для умственно отсталых детей.
Степень научной разработанности проблемы. Современные психология, педагогика, практическая социальная работа в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируются на использование психотерапевтических технологий в процессе абилитации детей с проблемами в интеллектуальной сфере. Наиболее важную роль творчества в реабилитации детей с отклонениями в развитии указывали представители зарубежной ученые прошлого Э. Сеген, Ж. Демор, О. Декроли, а также отечественные ученые Л. С. Выготский, А. И. Граборов, В. П. Кащенко.
Сегодня в мире накоплен определенный опыт применения психотерапевтических технологий в абилитации умственно отсталых детей, в том числе и песочной терапии. Концепция динамически - ориентированной арт-терапии была разработана М. Наумбург: «Выражая содержание собственного внутреннего мира в визуальной форме, участник постепенно двигается к их осознанию». Э. Крамер считала возможным достижения положительных эффектов арт-терапии, прежде всего, за счет «исцеляющих» возможностей самого процесса творчества, дающего возможность выразить и заново пережить внутренние конфликты [43].
Арт-терапия рассматривается как совокупность методов социально-психологического либо психофизического воздействия с помощью творческой деятельности на детей с разной психической и соматической патологией с целью их лечения, профилактики и реабилитации (М. Бурно, А.В. Гнездилов, Б. Д. Карвасарский, И М. Никольская и др.).
Для успешной абилитации умственно отсталых детей принцип разносторонности усилий обретает все большее значение (М.М. Кабанов ). На важность и необходимость использования социально-психологических технологий абилитации умственно отсталых детей неоднократно указывали Н.Ф. Дементьева, Г.П. Киндрас, Н.Б. Шабалина.
В отечественной науке существует концепция творческого рационального подхода, исходя из которого, терапевтические воздействия (в том числе, песочная терапия) стимулируют не только физиологические, но и психологические, интеллектуальные ресурсы личности ребенка (В.М. Бехтерев; И.М. Сеченов, В.И. Петрушин и другие).
Практика применения песочной терапии показывает ее большой терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми с задержкой психического развития (Л.В. Кузнецова, Е.А. Медведева), при ДЦП (Г.В. Кузнецова), умственной отсталости (О.В. Гаврилушкина, И.А. Грошенков, О.В. Боровик).
Диагностические и оценочные процедуры в песочной терапии основаны на признании бессознательного и того, что образы являются его естественным «языком» (Д. Остер, П. Гоулд). В.Н. Мясищев считал, что песочная терапия делает клиента не только объектом, но и субъектом реабилитационного процесса.
Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева и Т.М. Грабенко раскрывают структуру индивидуальной консультации в песочной терапии. Г.Н. Эль раскрывает техники динамичной песочной терапии с различными группами клиентов.
Актуальные проблемы абилитации детей с интеллектуальной недостаточностью методом песочной терапии в интернатных учреждениях социальной защиты населения требуют углубленного изучения и научно-методического обеспечения.
Объект исследования - песочная терапия.
Предмет исследования - песочная терапия в системе абилитации детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях детского дома- интерната.
Цель исследования - раскрыть сущность и роль метода песочной терапии в абилитации детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях детского дома-интерната.
Задачи исследования:
- раскрыть теоретические основы песочной терапии как метода абилитации детей с интеллектуальной недостаточностью;
- выявить возможности использования песочной терапии в абилитации детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях детского дома- интерната для умственно отсталых детей;
- разработать программу абилитации детей с интеллектуальной недостаточностью с использованием техник песочной терапии в условиях детского дома-интерната.
Теоретико-методологической базой исследования стали:
- концептуальное положение о единстве интеллекта и аффекта в развитии ребенка, об общих и специфических закономерностях развития ребенка в норме и при патологии (Л.С. Выготский, В.В. Лебединский, В.И. Лубовский);
- техника активного воображения как теоретическая основа песочной терапии. Создание песочных картин способствует творческому регрессу, работа в песочнице возвращает человека в детство и способствует активизации «архетипа ребенка» (К. Юнг);
- техника «построения мира» (М. Ловенфельд);
- концептуальное положение о песочной терапии как методе, основанном на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления, отвечающей фундаментальной потребности в самоактуализации и раскрытию широкого спектра возможностей человека и утверждение им своего индивидуального и неповторимого способа бытия в мире (Ш. Бюллер, М. Ловенфельд, Д. Кальф, К. Юнг).
Однако, несмотря на широкую репрезентацию проблемы абилитации детей с интеллектуальной недостаточностью в литературе, научное объяснение конструирования программ абилитации данной категории детей с использованием метода песочной терапии остается в настоящее время недостаточно проработанным в теории и практике социальной работы.
Методы исследования. В исследовании использовались методы теоретического анализа психолого-педагогической и медицинской литературы, анализа личных дел и результатов деятельности воспитанников дома-интерната для умственно отсталых детей, наблюдение, метод экспертных оценок для определения успешности абилитации детей с интеллектуальной недостаточностью методом песочной терапии.
Эмпирическая база исследования представлена:
- результатами анализа специальной научной литературы по медицинской и возрастной психологии, дефектологии, социальной педагогике, социальной работе и др.;
- материалами интернет-сайтов ассоциации психологов, арт-терапевтов и интернатных учреждений социальной защиты населения для умственно отсталых детей;
- результатами анализа опыта работы социальных педагогов, специалистов по социальной работе, психологов по использованию метода песочной терапии с детьми, имеющими проблемы развития;
- результатами анализа проведенного автором социального исследования «Возможности песочной терапии в абилитации детей с разной степенью умственной отсталости» в феврале-апреле 2017года на базе Большетроицкого детского дома-интерната для умственно отсталых детей.
Теоретико-практическая значимость исследования заключается в дополнении и уточнении научных представлений о возможностях метода песочной терапии, влияющих на успешность абилитации детей с интеллектуальной недостаточностью. Полученные данные способствуют углубленному пониманию роли песочной терапии в коррекции и развитии умственно отсталых воспитанников дома-интерната как условия их успешной интеграции в общество.
Практическая значимость исследования состоит: в выработке рекомендаций по использованию техник песочной терапии в абилитации умственно отсталых детей с различными нарушениями в развитии в условиях дома-интерната; в разработке и внедрении в практику техник песочной терапии, направленных на коррекцию психоэмоционального состояния; совершенствование координации движений, мелкой моторики; стимулирование развития сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинестетической чувствительности; развитие навыков общения и речи, пространственной ориентации; стимулирование познавательных интересов; в апробации и внедрении в практику модели абилитации с использованием метода песочной терапии для воспитанников дома - интерната для умственно отсталых детей.
Апробация результатов исследования. Представленные в выпускной квалификационной работе результаты нашли свое отражение в выступлениях на научно-практических конференциях и семинарах, проводимых на базе Большетроицкого детского дома-интерната для умственно отсталых детей и в отчете по преддипломной практике, а также в ходе профессиональной деятельности в данном учреждении. Выпускная квалификационная работа выполнена по заказу данного учреждения.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является недоразвитие не только познавательной, но и других сторон психической деятельности - это общеизвестный факт, затронуты эмоционально-волевой сфера, речь, моторика, сама личность ребенка. У детей с интеллектуальной недостаточностью крайне низкая работоспособность, поэтому работа с такими детьми обычными методами не всегда дает эффективные результаты. Необходимо использовать новые технологии, одновременно обеспечивающие познавательное развитие детей и стимулирующие их речевую активность. Такой технологией, несущей особые коррекционные, терапевтические и развивающие возможности, является песочная терапия. Полифункциональность песочной терапии и её многогранность влияния на личность, а также интегративная способность образовывать вокруг себя автономную сферу всех видов человеческой деятельности (познавательной, творческой, коммуникативной, ценностно-ориентационной, знаково-символической, рефлексивной и др.) создала возможность рассматривать песочную терапию как особый метод абилитации и благоприятную «коррекционно-развивающую среду», для умственно отсталого ребенка, определить содержательные компоненты абилитационно-коррекционного воздействия (познавательный, коммуникативный, рефлексивный, эмоционально-чувственный, творческий). Песочная терапия позволяет: стабилизировать психоэмоциональное состояние; совершенствовать координацию движений, мелкую моторику; стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинестетической чувствительности; развивать навыки общения и речь, пространственную ориентацию; стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор; разнообразить способы сотрудничества. Использование метода песочной терапии дает больший коррекционно-воспитательный и развивающий эффект, нежели стандартные формы абилитационного воздействия.
Песочная терапия на сегодняшний день является одним из наиболее эффективных коррекционных, развивающих и терапевтических методов в абилитации особого ребёнка в условиях дома-интерната для умственно отсталых детей.
Степень научной разработанности проблемы. Современные психология, педагогика, практическая социальная работа в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируются на использование психотерапевтических технологий в процессе абилитации детей с проблемами в интеллектуальной сфере. Наиболее важную роль творчества в реабилитации детей с отклонениями в развитии указывали представители зарубежной ученые прошлого Э. Сеген, Ж. Демор, О. Декроли, а также отечественные ученые Л. С. Выготский, А. И. Граборов, В. П. Кащенко.
Сегодня в мире накоплен определенный опыт применения психотерапевтических технологий в абилитации умственно отсталых детей, в том числе и песочной терапии. Концепция динамически - ориентированной арт-терапии была разработана М. Наумбург: «Выражая содержание собственного внутреннего мира в визуальной форме, участник постепенно двигается к их осознанию». Э. Крамер считала возможным достижения положительных эффектов арт-терапии, прежде всего, за счет «исцеляющих» возможностей самого процесса творчества, дающего возможность выразить и заново пережить внутренние конфликты [43].
Арт-терапия рассматривается как совокупность методов социально-психологического либо психофизического воздействия с помощью творческой деятельности на детей с разной психической и соматической патологией с целью их лечения, профилактики и реабилитации (М. Бурно, А.В. Гнездилов, Б. Д. Карвасарский, И М. Никольская и др.).
Для успешной абилитации умственно отсталых детей принцип разносторонности усилий обретает все большее значение (М.М. Кабанов ). На важность и необходимость использования социально-психологических технологий абилитации умственно отсталых детей неоднократно указывали Н.Ф. Дементьева, Г.П. Киндрас, Н.Б. Шабалина.
В отечественной науке существует концепция творческого рационального подхода, исходя из которого, терапевтические воздействия (в том числе, песочная терапия) стимулируют не только физиологические, но и психологические, интеллектуальные ресурсы личности ребенка (В.М. Бехтерев; И.М. Сеченов, В.И. Петрушин и другие).
Практика применения песочной терапии показывает ее большой терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми с задержкой психического развития (Л.В. Кузнецова, Е.А. Медведева), при ДЦП (Г.В. Кузнецова), умственной отсталости (О.В. Гаврилушкина, И.А. Грошенков, О.В. Боровик).
Диагностические и оценочные процедуры в песочной терапии основаны на признании бессознательного и того, что образы являются его естественным «языком» (Д. Остер, П. Гоулд). В.Н. Мясищев считал, что песочная терапия делает клиента не только объектом, но и субъектом реабилитационного процесса.
Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева и Т.М. Грабенко раскрывают структуру индивидуальной консультации в песочной терапии. Г.Н. Эль раскрывает техники динамичной песочной терапии с различными группами клиентов.
Актуальные проблемы абилитации детей с интеллектуальной недостаточностью методом песочной терапии в интернатных учреждениях социальной защиты населения требуют углубленного изучения и научно-методического обеспечения.
Объект исследования - песочная терапия.
Предмет исследования - песочная терапия в системе абилитации детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях детского дома- интерната.
Цель исследования - раскрыть сущность и роль метода песочной терапии в абилитации детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях детского дома-интерната.
Задачи исследования:
- раскрыть теоретические основы песочной терапии как метода абилитации детей с интеллектуальной недостаточностью;
- выявить возможности использования песочной терапии в абилитации детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях детского дома- интерната для умственно отсталых детей;
- разработать программу абилитации детей с интеллектуальной недостаточностью с использованием техник песочной терапии в условиях детского дома-интерната.
Теоретико-методологической базой исследования стали:
- концептуальное положение о единстве интеллекта и аффекта в развитии ребенка, об общих и специфических закономерностях развития ребенка в норме и при патологии (Л.С. Выготский, В.В. Лебединский, В.И. Лубовский);
- техника активного воображения как теоретическая основа песочной терапии. Создание песочных картин способствует творческому регрессу, работа в песочнице возвращает человека в детство и способствует активизации «архетипа ребенка» (К. Юнг);
- техника «построения мира» (М. Ловенфельд);
- концептуальное положение о песочной терапии как методе, основанном на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления, отвечающей фундаментальной потребности в самоактуализации и раскрытию широкого спектра возможностей человека и утверждение им своего индивидуального и неповторимого способа бытия в мире (Ш. Бюллер, М. Ловенфельд, Д. Кальф, К. Юнг).
Однако, несмотря на широкую репрезентацию проблемы абилитации детей с интеллектуальной недостаточностью в литературе, научное объяснение конструирования программ абилитации данной категории детей с использованием метода песочной терапии остается в настоящее время недостаточно проработанным в теории и практике социальной работы.
Методы исследования. В исследовании использовались методы теоретического анализа психолого-педагогической и медицинской литературы, анализа личных дел и результатов деятельности воспитанников дома-интерната для умственно отсталых детей, наблюдение, метод экспертных оценок для определения успешности абилитации детей с интеллектуальной недостаточностью методом песочной терапии.
Эмпирическая база исследования представлена:
- результатами анализа специальной научной литературы по медицинской и возрастной психологии, дефектологии, социальной педагогике, социальной работе и др.;
- материалами интернет-сайтов ассоциации психологов, арт-терапевтов и интернатных учреждений социальной защиты населения для умственно отсталых детей;
- результатами анализа опыта работы социальных педагогов, специалистов по социальной работе, психологов по использованию метода песочной терапии с детьми, имеющими проблемы развития;
- результатами анализа проведенного автором социального исследования «Возможности песочной терапии в абилитации детей с разной степенью умственной отсталости» в феврале-апреле 2017года на базе Большетроицкого детского дома-интерната для умственно отсталых детей.
Теоретико-практическая значимость исследования заключается в дополнении и уточнении научных представлений о возможностях метода песочной терапии, влияющих на успешность абилитации детей с интеллектуальной недостаточностью. Полученные данные способствуют углубленному пониманию роли песочной терапии в коррекции и развитии умственно отсталых воспитанников дома-интерната как условия их успешной интеграции в общество.
Практическая значимость исследования состоит: в выработке рекомендаций по использованию техник песочной терапии в абилитации умственно отсталых детей с различными нарушениями в развитии в условиях дома-интерната; в разработке и внедрении в практику техник песочной терапии, направленных на коррекцию психоэмоционального состояния; совершенствование координации движений, мелкой моторики; стимулирование развития сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинестетической чувствительности; развитие навыков общения и речи, пространственной ориентации; стимулирование познавательных интересов; в апробации и внедрении в практику модели абилитации с использованием метода песочной терапии для воспитанников дома - интерната для умственно отсталых детей.
Апробация результатов исследования. Представленные в выпускной квалификационной работе результаты нашли свое отражение в выступлениях на научно-практических конференциях и семинарах, проводимых на базе Большетроицкого детского дома-интерната для умственно отсталых детей и в отчете по преддипломной практике, а также в ходе профессиональной деятельности в данном учреждении. Выпускная квалификационная работа выполнена по заказу данного учреждения.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Песочная терапия представляет собой одну из эффективных техник коррекционно-аналитического и развивающего процесса, во время которого ребенок или взрослый строит собственный мир из песка и миниатюрных фигурок. Это метод имеет интересное прошлое, признанные теории и техники в настоящем и перспективы на будущее.
Сегодня метод песочной терапии используют в арт-терапии, гештальт-терапии, когнитивно-поведенческой и семейной терапии. В практике социальной работы чаще всего этот метод используется в контексте арт- терапии и семейной терапии, также используются и интегративные техники в работе с песком.
Метод песочной терапии сочетает в себе невербальный (процесс построения композиции) и вербальный способ экспрессии клиентов (рассказ о готовой композиции, сочинение истории или сказки, раскрывающий смысл композиции)[21]. Метод песочной терапии применяется как при работе с детьми, так и при работе с взрослыми.
Этот метод можно использовать в работе с клиентами со следующим спектром проблем: различные формы нарушений поведения, сложности во взаимоотношениях с взрослыми (родителями, учителями) и сверстниками, психосоматические заболевания, повышенная тревожность, страхи, сложности, связанные с изменениями в семье (развод, появление младшего ребенка, и т.д.) и в социальной ситуациях (адаптация к образовательному учреждению)[35 ].
Одной из наиболее распространенных форм нарушений развития интеллектуальной сферы ребенка является умственная отсталость, среди населения всех возрастов эта аномалия интеллектуального развития составляет 1-3%[28].
Абилитаиия (в аспекте нашего исследования это понятие точнее чаще употребляемого понятия «реабилитация») - создание новых возможностей, наращивание и активизация социального потенциала, то есть возможности личности реализоваться в данном сообществе, интегрировать в общество [].
Речь идет о развитии у ребенка с интеллектуальной недостаточностью тех функций и способностей, которые в ситуации нормы развития появляются без специальных усилий окружающих или специалистов, а у особого ребенка могут возникнуть только в результате целенаправленной работы междисциплинарной команды специалистов.
Социальная абилитация, в официальной трактовке терминологии, представляет собой систему мероприятий, в ходе реализации которых человек начинает усваивать знания и навыки, помогающие ему независимо функционировать в социуме [34].
Полноценная помощь ребенку с интеллектуальной недостаточностью должна включать не только систему абилитационных мероприятий, но и комплексную социальную, психолого-медико-педагогическую работу по формированию такой среды жизнедеятельности, которая наилучшим образом будет стимулировать ребенка использовать выработанные функции в естественных условиях, т.е создавать абилитационную среду.
Для умственно-отсталых детей игра с песком - это естественная и доступная форма деятельности. Ребенку с интеллектуальной недостаточностью очень сложно выразить словами свои переживания, страхи, а игра с песком хорошо помогает этому.
Использование песочной терапии дает больший воспитательный и коррекционный эффект, нежели стандартные формы коррекционно-развивающих занятий.
На сегодняшний день песочная терапия является одним из наиболее эффективных абилитационно-коррекционных методов в работе с особым ребенком: дети эффективнее воспринимают формы, цвета, величины, а также расширяется спектр тактильных ощущений; проявляется активная речь, улучшается слуховое восприятие; развивается ручная моторика, повышается самооценка, выравнивается эмоциональный фон восприятия себя и окружающего мира; с помощью песочной терапии положительным образом решаются вопросы отношений в рамках диады ребенок - взрослый. Метод песочной терапии также учит «особого» ребенка предметному манипулированию в песочнице и переносу приобретенных навыков в повседневную жизнь, а также способствует соотнесению речи с предметными действиями. После проведения песочной терапии детям легче и естественнее даются ролевые игры и другие занятия.
Абилитационный и адаптационный потенциал песочной терапии для детей с интеллектуальной недостаточностью заключается в: создании естественной стимулирующей среды, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность; «оживлении» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур и пр.; реальном «проживании», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр.
Организация игрового процесса в ходе песочной терапии имеет пяти шаговую модель.
В своем исследовании методы песочной терапии мы рассматриваем как определенный набор игровых методик песочной терапии, предлагаемых целевой группе детей для выполнения во время арт-терапевтического процесса, в целях физиологической и (или) психической абилитации.
Для оценки воздействия технологии песочной терапии в работе с умственно отсталыми детьми нами были выделены следующие критерии: возможность адаптации метода песочной терапии к работе с указанной группой (учет физических и умственных способностей ребенка); абилитационный потенциал песочной терапии для указанной группы (положительный эффект от песочной терапии на ребенка с умственной отсталостью): высокий абилитационный потенциал; низкий абилитационный потенциал.
Неравенство ограниченных интеллектуальных способностей детей при оценке также было учтено.
Песочная терапия включала в себя следующие техники: рисование на песке, рисование песком, песочная анимация на песке, отпечатки на песке, создание выпуклых фигур из песка, зарывание в песок предметов и т.д.
Мы рассматриваем песочницу: как среду для диагностики и коррекции личностного развития умственно отсталого ребенка; песочница выступает в качестве посредника в установлении контакта с ребенком и группой; песочная терапия позволяет почувствовать себя волшебниками; песочная терапия позволяют снять комплекс «плохого художника» - каждый может создать художественную композицию, выразив свои чувства в картине из песка при помощи готовых фигурок; песочная терапия не имеет методических ограничений, только общечеловеческие;
песочная картина позволяет глубоко постичь внутренний мир особого ребенка; сказочная инструкция, наделяющая группу детей ролями, позволяет не только перенести в песочницу эмоциональное состояние каждого ребенка, но и найти созидательные пути его изменения.
Занятия с умственно отсталыми детьми продемонстрировали эффективность и доступность песочной терапии при формировании усидчивости, закреплении навыков работы в команде, улучшении и стабилизации настроения. В процессе занятий песочной терапии у детей формировались и закреплялись такие качества как усидчивость, аккуратность, собранность и внимательность. Терапия способствовала развитию мелкой моторики, нормализации эмоционального фона. Представляется, что песочную терапию можно включать в абилитационную программу для умственно отсталых детей.
Мы разработали программу абилитации умственно отсталых детей в условиях Большетроицкого дома-интерната с использованием метода песочной терапии.
Основная цель которой: коррекция и развитие эмоционально-волевой и познавательной сфер ребенка, способствовать его психическому и личностному росту.
В соответствии с этой целью формируются задачи: стабилизировать эмоциональное состояние ребенка; вызвать состояние психологического комфорта, чувство уверенности в себе, защищенности; формировать позитивное отношение к своему «Я»; формировать позитивное отношение к сверстникам; развивать навыки социального поведения; совершенствовать умения и навыки практического общения, используя вербальные и невербальные средства; способствовать проявлению эмпатии; развивать фантазию и образное мышление; побуждать детей к активным действиям и концентрации внимания; использовать метод песочной терапии в диагностических целях.
Работа по программе «Абилитация умственно отсталых детей методом песочной терапии» позволяет достичь следующих результатов: игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей: снимает стрессовые состояния, снижает уровень нервно-психического напряжения, поднимает общий эмоциональный тонус, способствует возникновению положительных эмоций; дети, вновь поступившие в учреждение, легче и быстрее адаптируются к новым условиям жизни; песочные игры позволяют получить опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместного преодоления трудностей, дети учатся слушать и слышат другого (формирование эмпатии); игры с песком позволяют формировать и развивать познавательный интерес, способность к логическому мышлению, формировать элементарные математические представления; в игре с песком у детей формируются психические процессы: мышление, внимание, память, восприятие, речевые функции; в песочнице создаются дополнительные возможности развития сенсомоторных функций, особенно тактильной чувствительности; игровые упражнения с песком успешно используются в диагностических целях; программа адресована специалистам учреждений специального образования.
Главное в программе - обеспечение целесообразной творческой активности ребенка методом песочной терапии с учетом его возможностей в условиях дома-интерната.
Исключительно важное условие в стимулировании процесса и результата абилитации умственно отсталого ребенка методом песочной терапии - включение его в совместную деятельность, использование возможностей проявления ребенка в группе.
Сегодня метод песочной терапии используют в арт-терапии, гештальт-терапии, когнитивно-поведенческой и семейной терапии. В практике социальной работы чаще всего этот метод используется в контексте арт- терапии и семейной терапии, также используются и интегративные техники в работе с песком.
Метод песочной терапии сочетает в себе невербальный (процесс построения композиции) и вербальный способ экспрессии клиентов (рассказ о готовой композиции, сочинение истории или сказки, раскрывающий смысл композиции)[21]. Метод песочной терапии применяется как при работе с детьми, так и при работе с взрослыми.
Этот метод можно использовать в работе с клиентами со следующим спектром проблем: различные формы нарушений поведения, сложности во взаимоотношениях с взрослыми (родителями, учителями) и сверстниками, психосоматические заболевания, повышенная тревожность, страхи, сложности, связанные с изменениями в семье (развод, появление младшего ребенка, и т.д.) и в социальной ситуациях (адаптация к образовательному учреждению)[35 ].
Одной из наиболее распространенных форм нарушений развития интеллектуальной сферы ребенка является умственная отсталость, среди населения всех возрастов эта аномалия интеллектуального развития составляет 1-3%[28].
Абилитаиия (в аспекте нашего исследования это понятие точнее чаще употребляемого понятия «реабилитация») - создание новых возможностей, наращивание и активизация социального потенциала, то есть возможности личности реализоваться в данном сообществе, интегрировать в общество [].
Речь идет о развитии у ребенка с интеллектуальной недостаточностью тех функций и способностей, которые в ситуации нормы развития появляются без специальных усилий окружающих или специалистов, а у особого ребенка могут возникнуть только в результате целенаправленной работы междисциплинарной команды специалистов.
Социальная абилитация, в официальной трактовке терминологии, представляет собой систему мероприятий, в ходе реализации которых человек начинает усваивать знания и навыки, помогающие ему независимо функционировать в социуме [34].
Полноценная помощь ребенку с интеллектуальной недостаточностью должна включать не только систему абилитационных мероприятий, но и комплексную социальную, психолого-медико-педагогическую работу по формированию такой среды жизнедеятельности, которая наилучшим образом будет стимулировать ребенка использовать выработанные функции в естественных условиях, т.е создавать абилитационную среду.
Для умственно-отсталых детей игра с песком - это естественная и доступная форма деятельности. Ребенку с интеллектуальной недостаточностью очень сложно выразить словами свои переживания, страхи, а игра с песком хорошо помогает этому.
Использование песочной терапии дает больший воспитательный и коррекционный эффект, нежели стандартные формы коррекционно-развивающих занятий.
На сегодняшний день песочная терапия является одним из наиболее эффективных абилитационно-коррекционных методов в работе с особым ребенком: дети эффективнее воспринимают формы, цвета, величины, а также расширяется спектр тактильных ощущений; проявляется активная речь, улучшается слуховое восприятие; развивается ручная моторика, повышается самооценка, выравнивается эмоциональный фон восприятия себя и окружающего мира; с помощью песочной терапии положительным образом решаются вопросы отношений в рамках диады ребенок - взрослый. Метод песочной терапии также учит «особого» ребенка предметному манипулированию в песочнице и переносу приобретенных навыков в повседневную жизнь, а также способствует соотнесению речи с предметными действиями. После проведения песочной терапии детям легче и естественнее даются ролевые игры и другие занятия.
Абилитационный и адаптационный потенциал песочной терапии для детей с интеллектуальной недостаточностью заключается в: создании естественной стимулирующей среды, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность; «оживлении» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур и пр.; реальном «проживании», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр.
Организация игрового процесса в ходе песочной терапии имеет пяти шаговую модель.
В своем исследовании методы песочной терапии мы рассматриваем как определенный набор игровых методик песочной терапии, предлагаемых целевой группе детей для выполнения во время арт-терапевтического процесса, в целях физиологической и (или) психической абилитации.
Для оценки воздействия технологии песочной терапии в работе с умственно отсталыми детьми нами были выделены следующие критерии: возможность адаптации метода песочной терапии к работе с указанной группой (учет физических и умственных способностей ребенка); абилитационный потенциал песочной терапии для указанной группы (положительный эффект от песочной терапии на ребенка с умственной отсталостью): высокий абилитационный потенциал; низкий абилитационный потенциал.
Неравенство ограниченных интеллектуальных способностей детей при оценке также было учтено.
Песочная терапия включала в себя следующие техники: рисование на песке, рисование песком, песочная анимация на песке, отпечатки на песке, создание выпуклых фигур из песка, зарывание в песок предметов и т.д.
Мы рассматриваем песочницу: как среду для диагностики и коррекции личностного развития умственно отсталого ребенка; песочница выступает в качестве посредника в установлении контакта с ребенком и группой; песочная терапия позволяет почувствовать себя волшебниками; песочная терапия позволяют снять комплекс «плохого художника» - каждый может создать художественную композицию, выразив свои чувства в картине из песка при помощи готовых фигурок; песочная терапия не имеет методических ограничений, только общечеловеческие;
песочная картина позволяет глубоко постичь внутренний мир особого ребенка; сказочная инструкция, наделяющая группу детей ролями, позволяет не только перенести в песочницу эмоциональное состояние каждого ребенка, но и найти созидательные пути его изменения.
Занятия с умственно отсталыми детьми продемонстрировали эффективность и доступность песочной терапии при формировании усидчивости, закреплении навыков работы в команде, улучшении и стабилизации настроения. В процессе занятий песочной терапии у детей формировались и закреплялись такие качества как усидчивость, аккуратность, собранность и внимательность. Терапия способствовала развитию мелкой моторики, нормализации эмоционального фона. Представляется, что песочную терапию можно включать в абилитационную программу для умственно отсталых детей.
Мы разработали программу абилитации умственно отсталых детей в условиях Большетроицкого дома-интерната с использованием метода песочной терапии.
Основная цель которой: коррекция и развитие эмоционально-волевой и познавательной сфер ребенка, способствовать его психическому и личностному росту.
В соответствии с этой целью формируются задачи: стабилизировать эмоциональное состояние ребенка; вызвать состояние психологического комфорта, чувство уверенности в себе, защищенности; формировать позитивное отношение к своему «Я»; формировать позитивное отношение к сверстникам; развивать навыки социального поведения; совершенствовать умения и навыки практического общения, используя вербальные и невербальные средства; способствовать проявлению эмпатии; развивать фантазию и образное мышление; побуждать детей к активным действиям и концентрации внимания; использовать метод песочной терапии в диагностических целях.
Работа по программе «Абилитация умственно отсталых детей методом песочной терапии» позволяет достичь следующих результатов: игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей: снимает стрессовые состояния, снижает уровень нервно-психического напряжения, поднимает общий эмоциональный тонус, способствует возникновению положительных эмоций; дети, вновь поступившие в учреждение, легче и быстрее адаптируются к новым условиям жизни; песочные игры позволяют получить опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместного преодоления трудностей, дети учатся слушать и слышат другого (формирование эмпатии); игры с песком позволяют формировать и развивать познавательный интерес, способность к логическому мышлению, формировать элементарные математические представления; в игре с песком у детей формируются психические процессы: мышление, внимание, память, восприятие, речевые функции; в песочнице создаются дополнительные возможности развития сенсомоторных функций, особенно тактильной чувствительности; игровые упражнения с песком успешно используются в диагностических целях; программа адресована специалистам учреждений специального образования.
Главное в программе - обеспечение целесообразной творческой активности ребенка методом песочной терапии с учетом его возможностей в условиях дома-интерната.
Исключительно важное условие в стимулировании процесса и результата абилитации умственно отсталого ребенка методом песочной терапии - включение его в совместную деятельность, использование возможностей проявления ребенка в группе.
Подобные работы
- СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АБИЛИТАЦИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ
ДЕТЕЙ: АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2017



