Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК МЕТОД АБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

Работа №71636

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы114
Год сдачи2017
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
330
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ В
АБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
1.1. Концептуальные источники песочной терапии: основные задачи, принципы
1.2. Возможности песочной терапии в абилитации детей с интеллектуальной недостаточностью
2. ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ В АБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ ДОМА-ИНТЕРНАТА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
2.1. Абилитационной потенциал песочной терапии в работе с детьми с разной степенью интеллектуальной недостаточности в условиях ГБСУСОССЗН «Большетроицкий детский дом-интернат для умственно отсталых детей»
2.2. Программа абилитации детей с использованием метода песочной терапии в детском доме-интернате для умственно отсталых детей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 79

Актуальность проблемы исследования. Любой ребенок, имеющий проблемы интеллектуальной недостаточности: разной степени умственной отсталости или ребенок с нервно-психическими расстройствами, с комплексными нарушениями не должен быть социальным инвалидом для окружающих и государства в целом. Он должен стать оптимально развитой личностью, способной на адекватную интеграцию в общество. Реализация данной стратегии возможна лишь при условии создания специальной реабилитационной среды, включающей в себя комплексную инфраструктуру учреждения, квалифицированные кадры, владеющими специальными технологиями коррекционной работы с такими детьми.
Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является недоразвитие не только познавательной, но и других сторон психической деятельности - это общеизвестный факт, затронуты эмоционально-волевой сфера, речь, моторика, сама личность ребенка. У детей с интеллектуальной недостаточностью крайне низкая работоспособность, поэтому работа с такими детьми обычными методами не всегда дает эффективные результаты. Необходимо использовать новые технологии, одновременно обеспечивающие познавательное развитие детей и стимулирующие их речевую активность. Такой технологией, несущей особые коррекционные, терапевтические и развивающие возможности, является песочная терапия. Полифункциональность песочной терапии и её многогранность влияния на личность, а также интегративная способность образовывать вокруг себя автономную сферу всех видов человеческой деятельности (познавательной, творческой, коммуникативной, ценностно-ориентационной, знаково-символической, рефлексивной и др.) создала возможность рассматривать песочную терапию как особый метод абилитации и благоприятную «коррекционно-развивающую среду», для умственно отсталого ребенка, определить содержательные компоненты абилитационно-коррекционного воздействия (познавательный, коммуникативный, рефлексивный, эмоционально-чувственный, творческий). Песочная терапия позволяет: стабилизировать психоэмоциональное состояние; совершенствовать координацию движений, мелкую моторику; стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинестетической чувствительности; развивать навыки общения и речь, пространственную ориентацию; стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор; разнообразить способы сотрудничества. Использование метода песочной терапии дает больший коррекционно-воспитательный и развивающий эффект, нежели стандартные формы абилитационного воздействия.
Песочная терапия на сегодняшний день является одним из наиболее эффективных коррекционных, развивающих и терапевтических методов в абилитации особого ребёнка в условиях дома-интерната для умственно отсталых детей.
Степень научной разработанности проблемы. Современные психология, педагогика, практическая социальная работа в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируются на использование психотерапевтических технологий в процессе абилитации детей с проблемами в интеллектуальной сфере. Наиболее важную роль творчества в реабилитации детей с отклонениями в развитии указывали представители зарубежной ученые прошлого Э. Сеген, Ж. Демор, О. Декроли, а также отечественные ученые Л. С. Выготский, А. И. Граборов, В. П. Кащенко.
Сегодня в мире накоплен определенный опыт применения психотерапевтических технологий в абилитации умственно отсталых детей, в том числе и песочной терапии. Концепция динамически - ориентированной арт-терапии была разработана М. Наумбург: «Выражая содержание собственного внутреннего мира в визуальной форме, участник постепенно двигается к их осознанию». Э. Крамер считала возможным достижения положительных эффектов арт-терапии, прежде всего, за счет «исцеляющих» возможностей самого процесса творчества, дающего возможность выразить и заново пережить внутренние конфликты [43].
Арт-терапия рассматривается как совокупность методов социально-психологического либо психофизического воздействия с помощью творческой деятельности на детей с разной психической и соматической патологией с целью их лечения, профилактики и реабилитации (М. Бурно, А.В. Гнездилов, Б. Д. Карвасарский, И М. Никольская и др.).
Для успешной абилитации умственно отсталых детей принцип разносторонности усилий обретает все большее значение (М.М. Кабанов ). На важность и необходимость использования социально-психологических технологий абилитации умственно отсталых детей неоднократно указывали Н.Ф. Дементьева, Г.П. Киндрас, Н.Б. Шабалина.
В отечественной науке существует концепция творческого рационального подхода, исходя из которого, терапевтические воздействия (в том числе, песочная терапия) стимулируют не только физиологические, но и психологические, интеллектуальные ресурсы личности ребенка (В.М. Бехтерев; И.М. Сеченов, В.И. Петрушин и другие).
Практика применения песочной терапии показывает ее большой терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми с задержкой психического развития (Л.В. Кузнецова, Е.А. Медведева), при ДЦП (Г.В. Кузнецова), умственной отсталости (О.В. Гаврилушкина, И.А. Грошенков, О.В. Боровик).
Диагностические и оценочные процедуры в песочной терапии основаны на признании бессознательного и того, что образы являются его естественным «языком» (Д. Остер, П. Гоулд). В.Н. Мясищев считал, что песочная терапия делает клиента не только объектом, но и субъектом реабилитационного процесса.
Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева и Т.М. Грабенко раскрывают структуру индивидуальной консультации в песочной терапии. Г.Н. Эль раскрывает техники динамичной песочной терапии с различными группами клиентов.
Актуальные проблемы абилитации детей с интеллектуальной недостаточностью методом песочной терапии в интернатных учреждениях социальной защиты населения требуют углубленного изучения и научно-методического обеспечения.
Объект исследования - песочная терапия.
Предмет исследования - песочная терапия в системе абилитации детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях детского дома- интерната.
Цель исследования - раскрыть сущность и роль метода песочной терапии в абилитации детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях детского дома-интерната.
Задачи исследования:
- раскрыть теоретические основы песочной терапии как метода абилитации детей с интеллектуальной недостаточностью;
- выявить возможности использования песочной терапии в абилитации детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях детского дома- интерната для умственно отсталых детей;
- разработать программу абилитации детей с интеллектуальной недостаточностью с использованием техник песочной терапии в условиях детского дома-интерната.
Теоретико-методологической базой исследования стали:
- концептуальное положение о единстве интеллекта и аффекта в развитии ребенка, об общих и специфических закономерностях развития ребенка в норме и при патологии (Л.С. Выготский, В.В. Лебединский, В.И. Лубовский);
- техника активного воображения как теоретическая основа песочной терапии. Создание песочных картин способствует творческому регрессу, работа в песочнице возвращает человека в детство и способствует активизации «архетипа ребенка» (К. Юнг);
- техника «построения мира» (М. Ловенфельд);
- концептуальное положение о песочной терапии как методе, основанном на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления, отвечающей фундаментальной потребности в самоактуализации и раскрытию широкого спектра возможностей человека и утверждение им своего индивидуального и неповторимого способа бытия в мире (Ш. Бюллер, М. Ловенфельд, Д. Кальф, К. Юнг).
Однако, несмотря на широкую репрезентацию проблемы абилитации детей с интеллектуальной недостаточностью в литературе, научное объяснение конструирования программ абилитации данной категории детей с использованием метода песочной терапии остается в настоящее время недостаточно проработанным в теории и практике социальной работы.
Методы исследования. В исследовании использовались методы теоретического анализа психолого-педагогической и медицинской литературы, анализа личных дел и результатов деятельности воспитанников дома-интерната для умственно отсталых детей, наблюдение, метод экспертных оценок для определения успешности абилитации детей с интеллектуальной недостаточностью методом песочной терапии.
Эмпирическая база исследования представлена:
- результатами анализа специальной научной литературы по медицинской и возрастной психологии, дефектологии, социальной педагогике, социальной работе и др.;
- материалами интернет-сайтов ассоциации психологов, арт-терапевтов и интернатных учреждений социальной защиты населения для умственно отсталых детей;
- результатами анализа опыта работы социальных педагогов, специалистов по социальной работе, психологов по использованию метода песочной терапии с детьми, имеющими проблемы развития;
- результатами анализа проведенного автором социального исследования «Возможности песочной терапии в абилитации детей с разной степенью умственной отсталости» в феврале-апреле 2017года на базе Большетроицкого детского дома-интерната для умственно отсталых детей.
Теоретико-практическая значимость исследования заключается в дополнении и уточнении научных представлений о возможностях метода песочной терапии, влияющих на успешность абилитации детей с интеллектуальной недостаточностью. Полученные данные способствуют углубленному пониманию роли песочной терапии в коррекции и развитии умственно отсталых воспитанников дома-интерната как условия их успешной интеграции в общество.
Практическая значимость исследования состоит: в выработке рекомендаций по использованию техник песочной терапии в абилитации умственно отсталых детей с различными нарушениями в развитии в условиях дома-интерната; в разработке и внедрении в практику техник песочной терапии, направленных на коррекцию психоэмоционального состояния; совершенствование координации движений, мелкой моторики; стимулирование развития сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинестетической чувствительности; развитие навыков общения и речи, пространственной ориентации; стимулирование познавательных интересов; в апробации и внедрении в практику модели абилитации с использованием метода песочной терапии для воспитанников дома - интерната для умственно отсталых детей.
Апробация результатов исследования. Представленные в выпускной квалификационной работе результаты нашли свое отражение в выступлениях на научно-практических конференциях и семинарах, проводимых на базе Большетроицкого детского дома-интерната для умственно отсталых детей и в отчете по преддипломной практике, а также в ходе профессиональной деятельности в данном учреждении. Выпускная квалификационная работа выполнена по заказу данного учреждения.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Песочная терапия представляет собой одну из эффективных техник коррекционно-аналитического и развивающего процесса, во время которого ребенок или взрослый строит собственный мир из песка и миниатюрных фигурок. Это метод имеет интересное прошлое, признанные теории и техники в настоящем и перспективы на будущее.
Сегодня метод песочной терапии используют в арт-терапии, гештальт-терапии, когнитивно-поведенческой и семейной терапии. В практике социальной работы чаще всего этот метод используется в контексте арт- терапии и семейной терапии, также используются и интегративные техники в работе с песком.
Метод песочной терапии сочетает в себе невербальный (процесс построения композиции) и вербальный способ экспрессии клиентов (рассказ о готовой композиции, сочинение истории или сказки, раскрывающий смысл композиции)[21]. Метод песочной терапии применяется как при работе с детьми, так и при работе с взрослыми.
Этот метод можно использовать в работе с клиентами со следующим спектром проблем: различные формы нарушений поведения, сложности во взаимоотношениях с взрослыми (родителями, учителями) и сверстниками, психосоматические заболевания, повышенная тревожность, страхи, сложности, связанные с изменениями в семье (развод, появление младшего ребенка, и т.д.) и в социальной ситуациях (адаптация к образовательному учреждению)[35 ].
Одной из наиболее распространенных форм нарушений развития интеллектуальной сферы ребенка является умственная отсталость, среди населения всех возрастов эта аномалия интеллектуального развития составляет 1-3%[28].
Абилитаиия (в аспекте нашего исследования это понятие точнее чаще употребляемого понятия «реабилитация») - создание новых возможностей, наращивание и активизация социального потенциала, то есть возможности личности реализоваться в данном сообществе, интегрировать в общество [].
Речь идет о развитии у ребенка с интеллектуальной недостаточностью тех функций и способностей, которые в ситуации нормы развития появляются без специальных усилий окружающих или специалистов, а у особого ребенка могут возникнуть только в результате целенаправленной работы междисциплинарной команды специалистов.
Социальная абилитация, в официальной трактовке терминологии, представляет собой систему мероприятий, в ходе реализации которых человек начинает усваивать знания и навыки, помогающие ему независимо функционировать в социуме [34].
Полноценная помощь ребенку с интеллектуальной недостаточностью должна включать не только систему абилитационных мероприятий, но и комплексную социальную, психолого-медико-педагогическую работу по формированию такой среды жизнедеятельности, которая наилучшим образом будет стимулировать ребенка использовать выработанные функции в естественных условиях, т.е создавать абилитационную среду.
Для умственно-отсталых детей игра с песком - это естественная и доступная форма деятельности. Ребенку с интеллектуальной недостаточностью очень сложно выразить словами свои переживания, страхи, а игра с песком хорошо помогает этому.
Использование песочной терапии дает больший воспитательный и коррекционный эффект, нежели стандартные формы коррекционно-развивающих занятий.
На сегодняшний день песочная терапия является одним из наиболее эффективных абилитационно-коррекционных методов в работе с особым ребенком: дети эффективнее воспринимают формы, цвета, величины, а также расширяется спектр тактильных ощущений; проявляется активная речь, улучшается слуховое восприятие; развивается ручная моторика, повышается самооценка, выравнивается эмоциональный фон восприятия себя и окружающего мира; с помощью песочной терапии положительным образом решаются вопросы отношений в рамках диады ребенок - взрослый. Метод песочной терапии также учит «особого» ребенка предметному манипулированию в песочнице и переносу приобретенных навыков в повседневную жизнь, а также способствует соотнесению речи с предметными действиями. После проведения песочной терапии детям легче и естественнее даются ролевые игры и другие занятия.
Абилитационный и адаптационный потенциал песочной терапии для детей с интеллектуальной недостаточностью заключается в: создании естественной стимулирующей среды, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность; «оживлении» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур и пр.; реальном «проживании», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр.
Организация игрового процесса в ходе песочной терапии имеет пяти шаговую модель.
В своем исследовании методы песочной терапии мы рассматриваем как определенный набор игровых методик песочной терапии, предлагаемых целевой группе детей для выполнения во время арт-терапевтического процесса, в целях физиологической и (или) психической абилитации.
Для оценки воздействия технологии песочной терапии в работе с умственно отсталыми детьми нами были выделены следующие критерии: возможность адаптации метода песочной терапии к работе с указанной группой (учет физических и умственных способностей ребенка); абилитационный потенциал песочной терапии для указанной группы (положительный эффект от песочной терапии на ребенка с умственной отсталостью): высокий абилитационный потенциал; низкий абилитационный потенциал.
Неравенство ограниченных интеллектуальных способностей детей при оценке также было учтено.
Песочная терапия включала в себя следующие техники: рисование на песке, рисование песком, песочная анимация на песке, отпечатки на песке, создание выпуклых фигур из песка, зарывание в песок предметов и т.д.
Мы рассматриваем песочницу: как среду для диагностики и коррекции личностного развития умственно отсталого ребенка; песочница выступает в качестве посредника в установлении контакта с ребенком и группой; песочная терапия позволяет почувствовать себя волшебниками; песочная терапия позволяют снять комплекс «плохого художника» - каждый может создать художественную композицию, выразив свои чувства в картине из песка при помощи готовых фигурок; песочная терапия не имеет методических ограничений, только общечеловеческие;
песочная картина позволяет глубоко постичь внутренний мир особого ребенка; сказочная инструкция, наделяющая группу детей ролями, позволяет не только перенести в песочницу эмоциональное состояние каждого ребенка, но и найти созидательные пути его изменения.
Занятия с умственно отсталыми детьми продемонстрировали эффективность и доступность песочной терапии при формировании усидчивости, закреплении навыков работы в команде, улучшении и стабилизации настроения. В процессе занятий песочной терапии у детей формировались и закреплялись такие качества как усидчивость, аккуратность, собранность и внимательность. Терапия способствовала развитию мелкой моторики, нормализации эмоционального фона. Представляется, что песочную терапию можно включать в абилитационную программу для умственно отсталых детей.
Мы разработали программу абилитации умственно отсталых детей в условиях Большетроицкого дома-интерната с использованием метода песочной терапии.
Основная цель которой: коррекция и развитие эмоционально-волевой и познавательной сфер ребенка, способствовать его психическому и личностному росту.
В соответствии с этой целью формируются задачи: стабилизировать эмоциональное состояние ребенка; вызвать состояние психологического комфорта, чувство уверенности в себе, защищенности; формировать позитивное отношение к своему «Я»; формировать позитивное отношение к сверстникам; развивать навыки социального поведения; совершенствовать умения и навыки практического общения, используя вербальные и невербальные средства; способствовать проявлению эмпатии; развивать фантазию и образное мышление; побуждать детей к активным действиям и концентрации внимания; использовать метод песочной терапии в диагностических целях.
Работа по программе «Абилитация умственно отсталых детей методом песочной терапии» позволяет достичь следующих результатов: игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей: снимает стрессовые состояния, снижает уровень нервно-психического напряжения, поднимает общий эмоциональный тонус, способствует возникновению положительных эмоций; дети, вновь поступившие в учреждение, легче и быстрее адаптируются к новым условиям жизни; песочные игры позволяют получить опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместного преодоления трудностей, дети учатся слушать и слышат другого (формирование эмпатии); игры с песком позволяют формировать и развивать познавательный интерес, способность к логическому мышлению, формировать элементарные математические представления; в игре с песком у детей формируются психические процессы: мышление, внимание, память, восприятие, речевые функции; в песочнице создаются дополнительные возможности развития сенсомоторных функций, особенно тактильной чувствительности; игровые упражнения с песком успешно используются в диагностических целях; программа адресована специалистам учреждений специального образования.
Главное в программе - обеспечение целесообразной творческой активности ребенка методом песочной терапии с учетом его возможностей в условиях дома-интерната.
Исключительно важное условие в стимулировании процесса и результата абилитации умственно отсталого ребенка методом песочной терапии - включение его в совместную деятельность, использование возможностей проявления ребенка в группе.



1. О правах инвалидов [Электронный ресурс]: [декларация: принята Резолюцией 3447 (XXX) 9 декабря 1975 г. на 2433-ем пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН].-www.base.consultant.ru/cons/cgi/online.
2. О правах ребенка [Текст]: [конвенция: одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.] //Сборник международных договоров СССР, выпуск XLVI, 1993.
3. Об обеспечении выживания, защиты и развития детей [Текст]: [всемирная декларация: принята 30 сентября 1990 года] //Дипломатический вестник. - 1992 г. - № 6. - С.10.
4. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации [Электронный ресурс]: [федер. закон: принят Гос. Думой 20 июля 1995 года: по состоянию на 31 декабря 2016 г.]. -www.base.consultant.ru/cons/cgi/online.
5. О мерах по формированию доступной для инвалидов среды
жизнедеятельности [Электронный ресурс]: [указ Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 года: по состоянию на 03.11.2009 г.].-
www.base.consultant.ru/cons/cgi/online.
6. Социальный кодекс Белгородской области [Электронный ресурс]: [обл. закон: принят Белгородской областной Думой 9 декабря 2004 г.: по состоянию на 13.12.2005 г.]. -www.base-i.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?
7. Айви, А. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники: практическое руководство./А. Айви, М. Айви, Л.Саймек-Дайнинг. - М., 2010. - 487 с.
8. Антропов, Ю.Ф. Психосоматические расстройства и патологические привычные действия у детей и подростков / Ю.Ф. Антропов, Ю.С. Шевченко.- М.: Издательство Института психотерапии, Издательство НГМА, 2016. - 320 с.
9. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. - М.: Академия, 2011. - 247 с.
10. Батня, В. Миры на песке. / Батня В. - Рига, Izdevnieciba RaKa, 2010. - 291 c.
11. Бережная, Н.Ф. Песочная терапия в коррекции эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. - 2006.- № 4.
12. Березовский, В.В. Игра в песке «Песочная терапия»
[Электронный ресурс] /В.В. Березовский.-Электрон.ст.-URL:
http://www.b17.ru/article/pesochnaja_terepija_zanjatyje/. - [Дата доступа: 15.09.15].
13. Большебратская, Э.Э. Песочная терапия/Э.Э.Большебратская.- Петропавловск, 2010. - 74 с.
14. Бремс, К. Полное практическое руководство по детской
психотерапии. - М.: ЭКСМО Пресс, 2012. - 640 с.
15. Гарнова, Е. Песочная терапия в развитии дошкольников / Е.Гарнова, О.Сапожникова. - Творческий центр Сфера, 2014. - 64 с.
16. Грабенко, Т. М., Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. - 50 с.
17. Грабенко, Т. М., Коррекционные, развивающие адаптирующие игры/ Т.М.Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева — СПб.: «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2004.-64 с.
18. Гранина, И.В. Песочная терапия в психотерапии /И.В.Гранина. - Екатеринбург, 2012. - 65 с.
19. Забелло, В.Ф. Занятия с детьми «Игры с песком. Пескотерапия» [Электронный ресурс]/ В.Ф. Забелло. - Электрон. ст. - URL: http://www.ivalex.vistcom.ru/zanatia1110.html. [Дата доступа:01.10.15].
20. Зейц, М. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница: [адаптированный перевод с англ.] — М.: ИНТ, 2010 — 94 с.
21. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М.Грабенко - СПб.: Речь, 2010. - 340 с.
22. Зинкевич-Евстигнеева,Т.Д. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М.Грабенко - СПб.: Речь, 2010. - 340 с.
23. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по песочной терапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М.Грабенко - СПб.: Речь, 2002. - 224 с.
24. Дикманн, Х. Методы в аналитической психологии/ Х. Дикманн. - М.: ООО «ЦГЛ «РОН», В. Секачев, 2011. - 329 с.
25. Джон Аллан Ландшафт детской души. Психоаналитическое консультирование в школах и клиниках. Перевод с англ. Ю.М.Донца. Под общей редакцией В. В. Зеленского. - ЗАО «Диалог»- ИП «Лотаць»- СПб- Мн., 2016. - 256 с.
26. Епанчинцева,О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста / О.Ю. Епанчинцева. - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. - 80 с.
27. Зейц, М. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница: [адаптированный перевод с англ.] - М.: ИНТ, 2010. - 94 с.
28. Истратова, О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники / О.Н. Истратова - 2-е изд.. - Ростов н/Д : Феникс, 2015. - 352 с.
29. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция: Исправление
недостатков характера у детей и подростков: [учеб. пособие для сред. и высш. учеб. заведений] / В.П. Кащенко . - 5-е изд., стер. - М. : Академия, 2008 . - 304c.
30. Киселева, М.В., Кулганов В.А. Арт-терапия в психологическом консультировании/М.В. Киселева, В.А. Кулганов. - СПб.: Речь, 2014. - 64 с.
31. Киселева, М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми/ М.В.Киселева. - СПб.: Речь, 2016. - 160 с.
32. Киселева М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. / М.В.Киселева.- СПб. - Речь, 2007 - 336с.
33. Копытин, А.И. Техники аналитической арт-терапии. Исцеляющие путешествия / А.И. Копытин, Б. Корт. - СПб: Речь, 2007. - 144 с.
34. Корсини, Р. Психологическая энциклопедия / Р. Корсини, А. Ауэрбах. - СПб: Питер, 2010. - 1096 с.
35. Кобякова, В.А. Песочная терапия [ Электронный ресурс ] / В.А.
Кобякова. - Электрон. ст. - URL: http://2011-
psihologia.blogspot.ru/2013/11/blog-post_13. html. [18.09.15].
36. Колеошкина С. Н. Арт-терапевтические технологии логопеда // Школьный логопед. - 2016. - № 2.
37. Кузуб, Н.В. В гостях у песочной феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста. Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений/ Н.В.Кузуб, Э.И. Осипук. - СПб.: Речь: М.: Сфера, 2011. - 61 с.
38. Лазарева, И.Э. Особенности методики «песочной терапии»
[Электронный ресурс] /И.Э.Лазарева.- Электрон.ст.-
URL:http://maximuminfo.ru/articles.php?t=150. [Дата доступа: 03.09.16].
39. Логинова, О.И. Метод «Песочная терапия» в психологическом консультировании [ Электронный ресурс ] / О.И. Логинова. - Электрон. ст. - URL: http://olga2901l.narod.ru/sandplya.html. [12.05.17].
40. Лебедева, Л.Д. Теоретические основы арттерапии/ Л.Д. Лебедева // Школьный психолог. - 2016. - № 3. - С. 9-11.
41. Лебедева Л.Д. Арт-терапия в системе педагогического образования /Л.Д. Лебедева // Личность: образование, воспитание, развитие. - Сб. статей и научных материалов. - Ульяновск: УлГПУ, 2002.
42. Лебедева, Л. Д. Арттерапевтические занятия в начальной школе / Л. Д. Лебедева // Образование. - 2011. -№ 1. - С. 116-127.
43. Медведева, Е.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. - Москва: Академия, 2011. - 248 с.
44. Мешавкина, Т.Ф. Использование песочной терапии в работе с дошкольниками /Т.Ф.Мешавкина. - Екатеринбург, 2003. - 78 с.
45. Михайленко, Н.Я. Игры с правилами в дошкольном возрасте. /Н.Я.Михайленко, Н.А. Короткова. - М.Академический проект, 2012. - 230 с.
46. Некрасова, Е. Играем с песком, водой и глиной / Е. Некрасова // Дошкольное воспитание. - 2006. - №6. - С. 41 - 43.
47. Оклендер, В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии / В. Оклендер. - М.: Независимая фирма Класс, 2015. - 336 с.
48. Осипова, А.А. Общая психокоррекция : учеб. пособие для студентов высш. спец. учеб. заведений / А.А. Осипова. - М. ТЦ Сфера, 2008.
- 512 с.
49. Психотерапия / под ред. Б.Д. Карвасарского. - СПб: Питер, 2010.
- 536 с.
50. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. - М., 2016. - 86 с.
51. Песочная терапия. Сайт Российской Ассоциации юнгианской песочной терапии [Электронный ресурс]. - Режим доступа к сайту: http: //sandtherapy.org/
52. Ратникова, Е.В. Игры на песке. Работа с семьей и детьми / Е.В.Ратникова, А.В.Гаврик. - СПб.: Речь, 2013. -137 с.
53. Развивающий песок [Электронный ресурс]. - Режим доступа к сайту: http://pesko-terapia.jimdo.com/[Дата доступа: 25.10.2015].
54. Сакович, Н. Коробка удивления. История и современные тенденции песочной терапии / Н. Сакович // Школьный психолог. - 2013. - №2. - С. 38 - 41.
55. Сакович, Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту /Н.А.Сакович. - СПб.: Речь, 2008. - 176 с.
56. Самохвалов, В.П. Психоаналитический словарь и работа с символами сновидений и фантазий./В.П.Самохвалов. - Симферополь: СОНАТ, 2009. - 184 с.
57. Скавитина, А. Аналитическая игра в песок (сэндплэй) - дверь в королевство детства /А.Скавитина. - Москва, 2011. - 102 с.
58. Смирнов С. Д. Психология образа: проблема активности психического отражения / С. Д. Смирнов. - М. : Изд-во Моск. гос. ун-та, 2015. - 232 с.
59. Тресиддер, Д. Словарь символов / Д. Тресиддер. - М.: Фаир- пресс, 2009. - 444 с.
60. Трошихина, Е.Г. Сосуд и зеркало. Развитие эмоционального ресурса личности в психотерапии/ Е.Г.Трошихина. - Питер; Санкт- Петербург; 2014. - 336 с.
61. Хоменко, И. Н. Коррекционно-диагностический комплекс «Песочная магия» / И. Н. Хоменко. - СПб.: ИМАТОН, 2009. - 44 с.
62. Хухлаева, О.В. Лесенка радости. Коррекция негативных личностных отклонений в дошкольном и младшем школьном возрасте.- М.: Изд-во «Совершенство», 2008. - 80 с.
63. Хухлаева, О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: учеб. пособие для вузов- Педагогика и психология / О.В. Хухлаева. - М. : Академия, 2008. - 208 с.
64. Шевандрин, Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности / Н.И. Шевандрин. - М.: Владос, 1999. - 508 с.
65. Шиманская, А. Сказки на песке. Практика песочной терапии /А.Шиманская. - СПб.: Речь, 2010. - 224 с.
66. Шиманович, Ю. Разгадай тайну Песочной страны. Коррекционно-развивающая программа для дошкольников с использованием дидактических игр на песке / Ю. Шиманович // Школьный психолог. - 2016. - № 22. - С. 18 - 24.
67. Штейнхард, Л. Юнгианская песочная терапия/Л. Штейнхард. - СПб.: Питер, 2011. - 320 с.
68. Цыцаркина, В.В. Использование методов песочной терапии в коррекционной работе с детьми средней группы с ОНР и ЗПР [ Электронный ресурс ] / В.В. Цыцаркина. - Электрон. ст. - URL: http://nsportal.ru/detskiy- sad/raznoe/ispolzovanie-metodov-pesochnoy-terapii-v-korrektsionnoy-rabote-s- detmi-sredney. [Дата доступа:15.09.16].
69. Эль, Г.Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия/ Г.Н.Эль. - СПб.: Речь, 2010. - 208 с.
70. Энциклопедия символов/сост. В.М.Рошаль. - М.: АСТ; СПб.: Сова, 2008. - 1007 с.
71. Эль Г. Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия / Г. Н. Эль. - СПб. : Речь, 2010. - 208 с.
72. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии. - СПб. : Речь, 2010. - 336 с.
73. Экслайн В. Игровая терапия в действии / В. Экслайн. - М. : ЭКСМО, 2013. - 384 с.
74. Юнг К. Г. Человек и его символы / К.Г. Юнг. - М.: Серебряные нити, 2013. - 352 с.
75. Юнг, К. Г. Практика психотерапии /К.Г.Юнг. - Минск: Харвест, 2008. - 383 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ