Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПОСРЕДСТВОМ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ

Работа №106054

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы64
Год сдачи2020
Стоимость4225 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
94
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические основы развития у детей 6-7 лет эмоциональной сферы посредством песочной терапии 8
1.1 Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме
развития у детей 6-7 лет эмоциональной сферы 8
1.2 Песочная терапия как средство развития у детей 6-7 лет
эмоциональной сферы 18
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию у детей 6-7 лет эмоциональной сферы посредством песочной терапии 26
2.1 Выявление уровня развития у детей 6-7 лет эмоциональной сферы 26
2.2 Содержание и формы работы по развитию у детей 6-7 лет
эмоциональной сферы посредством песочной терапии 39
2.3 Динамика развития у детей 6-7 лет эмоциональной сферы
посредством песочной терапии 47
Заключение 55
Список используемой литературы 57
Приложение А Список детей 6-7 лет, участвующих в экспериментальном исследовании 60
Приложение Б Количественные результаты исследования эмоциональной сферы детей 6-7 лет на констатирующем этапе 61
Приложение В Тематическое планирование совместной деятельности по эмоциональному развитию детей 6-7 лет посредством песочной терапии 62
Приложение Г Количественные результаты исследования эмоциональной сферы детей 6-7 лет на контрольном этапе 64


Эмоционально-личностная сфера человека является сложным феноменом его психики. С самого рождения мы учим ребёнка, передаем ему знания, формируем у него определённые привычки, постепенно знакомим его с окружающим миром. Многому ребёнок учится под руководством или при помощи взрослого человека, однако мир чувств и эмоций он познаёт самостоятельно, не имея при этом правильной поддержки. Взрослые люди, порой, сами не уверены в проявлении своих чувств и эмоций. Зачастую мы все сомневаемся, когда и где можно воспользоваться своим правом на внешнее проявление эмоции. В тех случаях, когда ребёнок естественно и непринуждённо проявляет свои эмоции, мы стараемся их пресечь, опасаясь осуждения окружающих. Мы говорим ребёнку, что мужчины не плачут, девочки не дерутся, трусить - это стыдно. Подобные суждения взрослых способствуют тому, что ребёнок начинает прятать свои страхи, стесняться их, у него появляется неуверенность в себе.
Актуальность исследования заключается в том, что в последние годы стало больше детей, имеющих различные нарушения психоэмоционального развития. Данное нарушение обусловливает эмоциональную неустойчивость, повышенную возбудимость, агрессивность, тревожность, отсутствие развитой самооценки. Всё это делает взаимоотношения ребенка с окружающим миром более сложными. В своих изысканиях С.В. Крюкова отмечала, что во многих случаях имеется возможность говорить не только о проявлении, к примеру, волнения, робости, тревожности, страха или агрессии, а обо всём спектре эмоций, который, в конечном итоге, заполняет сознание ребёнка целиком и, тем самым, выстраивает его поведенческие действия, определяя ориентацию внимания, характер восприятия окружающего мира, ход рассуждений. Эмоциональное развитие - это одна из основных предпосылок общего психического развития. Оно является процессом сложным, комплексным и закономерным. В ходе психического развития происходит усложнение и обогащение эмоциональной сферы ребенка в контексте социализации. В настоящее время наблюдается рост различных нарушений психоэмоционального развития ребенка, что также обусловливает актуальность указанной проблемы, как для педагогики, так и для психологии. Изучением эмоциональной сферы занимались многие ученые, педагоги и психологи, среди них: А.В. Запорожец, Н.Д. Левитов, Б.М. Теплов, А.В. Петровский, Л.С. Выготский, Р.С. Немов, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов и другие.
Для развития эмоциональной сферы детей отдельно выделяется песочная терапия как ответвление арт-терапии. Песочная терапия (или пескотерапия) позволяет решать следующие задачи:
- стабилизация эмоционального состояния, нейтрализация нервного напряжения, избавление от страхов и агрессии, самоисцеление и проявление чувства защищённости, открытости в общении;
- приобретение опыта самостоятельного преодоления конфликтов в процессе игрового взаимодействия, воспитание взаимного уважения и умения слушать друг друга;
- формирование элементарного уровня рефлексии, позитивного отношения к себе, окружающему миру и сверстникам.
Анализ психолого-педагогической литературы и педагогического опыта позволил определить противоречие между необходимостью развития у детей 6-7 лет эмоциональной сферы и недостаточным использованием песочной терапии, способствующей успешному осуществлению данного процесса.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы потенциальные возможности песочной терапии в эмоциональном развитии детей 6-7 лет?
Практическая и социальная значимость данной проблемы обусловила выбор темы исследования: «Развитие у детей 6-7 лет эмоциональной сферы посредством песочной терапии».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития у детей 6-7 лет эмоциональной сферы посредством песочной терапии.
Объект исследования: процесс развития у детей 6-7 лет эмоциональной сферы.
Предмет исследования: песочная терапия как средство развития у детей 6-7 лет эмоциональной сферы.
Гипотеза исследования: развитие у детей 6-7 лет эмоциональной сферы посредством песочной терапии будет возможно, если:
- включены в совместную деятельность педагога-психолога и детей занятия по песочной терапии, направленные на развитие эмоциональной сферы детей 6-7 лет, включающие игры и упражнения с песком;
- организована работа по просвещению родителей воспитанников по вопросам эмоционального развития детей посредством песочной терапии;
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда в группе атрибутами и материалами для песочной терапии.
Задачи исследования:
1) на основе анализа психолого-педагогических исследований раскрыть и охарактеризовать процесс развития у детей 6-7 лет эмоциональной сферы посредством песочной терапии;
2) выявить уровень развития у детей 6-7 лет эмоциональной сферы;
3) определить содержание и апробировать формы работы по развитию у детей 6-7 лет эмоциональной сферы посредством песочной терапии.
Методы исследования:
- теоретические (анализ философской, психолого-педагогической литературы);
- эмпирические (наблюдение, эксперимент, состоящий из контрольного, формирующего и констатирующего этапов);
- методы обработки полученных результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования).
Теоретическую основу исследования составили следующие положения:
- исследования У. Джемса, К. Ланге, С. Шехтера, Д. Сингера, Р. Лазаруса, П. Янга, Р. Липера, К. Изард, У. Мак-Дугалла, П.И. Аникина, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева о развитии эмоций человека и важности их роли;
- исследования Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Н.Д. Левитова, Б.М. Теплова, А.В. Петровского, Р.С. Немова о развитии эмоциональной сферы дошкольников;
- исследования М. Ловенфельд, Д. Калфф, о развитии песочной терапии как направления и основных положений работы, Дж. Аллана о развитии игр с песком у детей.
Новизна исследования: обоснована возможность развития у детей 6-7 лет эмоциональной сферы посредством песочной терапии.
Теоретическая значимость исследования: в работе описаны и обоснованы содержательные характеристики показателей и уровней развития эмоциональной сферы детей 6-7 лет.
Практическая значимость: разработанный комплекс занятий по песочной терапии может быть использован педагогами-психологами и педагогами в образовательном процессе, для эмоционального развития детей 6-7 лет.
Экспериментальная база исследования: детский сад № 140 «Златовласка» АНО ДО «Планета детства «Лада» г. Тольятти.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (30 источников) и 4 приложений. Текст иллюстрирован 14 таблицами.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Эмоциональное развитие - это одна из основных предпосылок общего психического развития человека. Оно является процессом сложным, комплексным и закономерным. В ходе психического развития происходит усложнение и обогащение эмоциональной сферы ребенка в контексте социализации. В настоящее время наблюдается рост различных нарушений психоэмоционального развития ребенка, что и обусловливает актуальность указанной проблемы, как для педагогики, так и для психологии.
Для развития эмоциональной сферы детей отдельно выделяется песочная терапия как ответвление арт-терапии. Песочная терапия (или пескотерапия) позволяет решать следующие задачи:
- стабилизация эмоционального состояния, нейтрализация нервного напряжения, избавление от страхов и агрессии, самоисцеление и проявление чувства защищённости, открытости в общении;
- приобретение опыта самостоятельного преодоления конфликтов в процессе игрового взаимодействия, воспитание взаимного уважения и умения слушать друг друга;
- формирование элементарного уровня рефлексии, позитивного отношения к себе, окружающему миру и сверстникам.
В работе были рассмотрены психолого-педагогические подходы к исследованию проблемы эмоционального развития детей 6-7 лет и определена роль песочной терапии в данном процессе.
Были определены показатели для выявления уровня эмоционального развития детей 6-7 лет. Для изучения выделенных показателей, нами был осуществлён подбор диагностических методик и проведён констатирующий этап эксперимента.
На констатирующем этапе был выявлен уровень эмоционального развития детей 6-7 лет. Полученные данные диагностического исследования показали, что в экспериментальной группе низкий уровень был выявлен у 4 детей (31%), средний у 7 детей (54 %), и высокий у 2 детей (15%). В контрольной группе низкий уровень выявлен у 4 детей (31%), средний уровень у 8 детей (61%), и высокий уровень у 1 ребёнка (8%).
Таким образом, результаты констатирующего эксперимента позволяют нам утверждать, что уровень эмоционального развития детей 6-7 лет находится преимущественно на низком и среднем уровнях.
Для достижения цели формирующего эксперимента:
- включены в совместную деятельность педагога-психолога и детей занятия по песочной терапии, направленные на развитие эмоциональной сферы детей 6-7 лет, включающие игры и упражнения с песком;
- организована работа по просвещению родителей воспитанников по вопросам эмоционального развития детей посредством песочной терапии;
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда в группе атрибутами и материалами для песочной терапии.
В результате проведения контрольного среза по выявлению уровня эмоционального развития детей 6-7 лет, были получены следующие результаты: количество детей с низким уровнем снизилось до шестнадцати процентов, средний уровень составил пятьдесят три процента, а количество детей с высоким уровнем увеличилось до тридцати одного процента.
Таким образом, можно сделать вывод, что песочная терапия показала положительные изменения в эмоциональном развитии детей 6-7 лет.
Сопоставляя результаты исследования с выдвинутой предварительно гипотезой, можно констатировать, что главные задачи работы удалось реализовать, цель работы достигнута, гипотеза подтверждена.
Результаты исследования могут быть использованы педагогами- психологами и воспитателями в образовательном процессе для эмоционального развития детей 6-7 лет.



1. Бабаева Т. И., Гогоберидзе А.Г., Михайлова З.А. Мониторинг в детском саду : научно-методическое пособие. СПб. : Издательство Детство - Пресс, 2010. 592 с.
2. Башарова А. Ф. Особенности развития эмоциональной сферы старших дошкольников [Электронный ресурс] // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XVIII междунар. науч.-практ. конф. 2018. № 5(18). С. 47-50. URL: https://nauchforum.ru/conf/psy/xviii/35371 (дата обращения: 11.05.2020).
3. Вайнер М. Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2016. 96 с.
4. Воронова А. Арт-терапия для детей и их родителей. Ростов-на- Дону : Феникс, 2013. 253 с.
5. Громова Т. В. Страна эмоций. М. : Перспектива, 2002. 48 с.
6. Данилина Т. А. В мире детских эмоций. М.: Айрис-пресс, 2016. 250 с.
7. Денисова Н. Д. Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет. В. : Учитель, 2012. 202 с.
8. Ежкова Н. С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. М. : ВЛАДОС, 2011. 127 с.
9. Жигалко О. Н. Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. М. : Белый ветер, 2011. 84 с.
10. Запорожец А. В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольников. Эмоциональное развитие дошкольников. М. : Знание, 2015. 402 с.
11. Запорожец А. В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. М. : Знание, 2015. 234 с.
12. Карелина И. О. Проблема понимания эмоций детьми дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Ярославский педагогический вестник. 2010.
№ 4. С. 241-247. URL: http://www.vestnik.yspu.org/releases/2010_pp4/50.pdf(дата обращения: 15.05.2020).
13. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми. СПб. : Речь, 2014. 160 с.
14. Крейн У. Теории развития. СПб. :Питер, 2016. 243 с.
15. Кулачковская С. Е. Я - дошкольник. М. : Знание, 2017. 202 с.
16. КряжеваН. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль : Академия развития, 2016. 303 с.
17. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры : пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. М. : Аркти, 2003. 48 с.
18. Лаптева Ю. А. К проблеме определения диагностического инструментария для изучения эмоционального благополучия детей дошкольного возраста. Омск : издатель-полиграфист, 2015. 65 с.
19. Ошкина А. А., Цыганкова И. Г. Формирование эмоциональной саморегуляции у старших дошкольников. ФГОС. М. : Центр педагогического образования, 2015. 139 с.
20. Полетаева Е. П. Эмоции в развитии ребенка дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2018. № 49. С. 290-293. URL: https://moluch.ru/archive/235/54539/(дата обращения: 5.12.2019).
21. Паршина Т. Б. Применение арт-терапевтических средств в работе с дошкольниками. Пенза : НМЦ, 2014. 62 с.
22. Изотова Е. И. Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для академического бакалавриата. М. : Юрайт, 2019. 222 с.
23. Изотова Е. И. Динамика эмоционального развития современных дошкольников // Мир психологии. 2015. № 1. С. 65-77.
24. Свистунова Е. В. Играем и развиваемся: комплексная психотерапия искусством детей дошкольного возраста. М. : Форум, 2015. 496 с.
25. Федорович Л. А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. Кременчуг : Христианская Заря, 2008. 217с.
26. Фомина Н. А. Как провести занятие с песком в детском саду
[Электронный ресурс] // Melkie.net. 2017. 43 с. URL:
https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi (дата обращения: 15.05.2020).
27. Цыганкова, И. Г. Изучение уровня сформированности эмоциональной саморегуляции у детей 6-7 лет // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 1(16). С. 212-215.
28. Щетинина А. М. Социализация и индивидуализация в детском возрасте : учебное пособие. Великий Новгород : НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2004. 132 с.
29. Штейнхард Л. Юнгианская песочная терапия. СПб.: Питер, 2001. 320 с.
30. Эльконин Д. Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. М. : Просвещение, 2015. 340 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ