Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Анекдот, как средство переживания национальной идентичности

Работа №7163

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы202стр.
Год сдачи2006
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
832
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Анализ теоретических и эмпирических подходов к исследованию идентичности 9
1.1 Подходы к изучению проблемы идентичности в зарубежной психологии 9
1.2 Исследования этнической идентичности в психологии 25
1.3 Изучение особенностей еврейской этнической идентичности 29
Глава 2. Социально-психологические аспекты проблемы комического 38
2.1 Трактовка комического в философии и эстетике 39
2.2 Социальные функции комического 46
2.3 Изучение комического в психологии 54
2.4 Еврейский анекдот как разновидность комического 61
Глава 3. Еврейский анекдот как материал изучения еврейской национальной идентичности. Различные подходы к анализу текстов 72
3.1. Еврейский анекдот как объект исследования идентичности 72
3.2 Классификация и количественный анализ еврейских анекдотов 79
3.3. Анализ текстов анекдотов: семиотический, транзактный и
психоаналитический подходы 132
Глава 4. Экспериментальное изучение особенностей еврейской национальной идентичности на материале еврейских анекдотов 155
4.1 Обоснование метода и описание процедуры исследования 155
4.2 Результаты исследования особенностей еврейской национальной идентичности при восприятии еврейских анекдотов и их интерпретация.. .167
Заключение 181
Список литературы 187
Приложения 196


Одним из важных моментов, определяющих своеобразие современной социо-культурной ситуации, является обострение межнациональных конфликтов и противоречий. Содержательно эти противоречия затрагивают разные уровни межнационального взаимодействия и проявляются в различных аспектах. В этой связи, с одной стороны, важно выделить общемировую тенденцию к глобализации, которая предполагает в качестве одного из необходимых условий эффективность межнационального взаимодействия; с другой стороны, постоянно увеличивающиеся конфликты на национальной почве. Особый тип содержательных напряжений, обостряющих межнациональные отношения, связан с внутригосударственной политикой многонациональных государств, которые задаются двумя разнонаправленными векторами: идеологией «плавильного котла» и идеологией, ориентированной на построение мультикультурного общества. Здесь с особой остротой проявляются порой противоречия в ценностных ориентациях национального большинства и национального меньшинства.
В общем русле обозначенных тенденций, проблематика межнациональных отношений в современной России приобретает особую значимость и актуальность. Это связано с политическими, экономическими и социо-культурными аспектами трансформации пространства бывшего СССР. Так, существенно изменился гражданский статус представителей целого ряда национальностей из различных республик бывшего СССР, проживающих сегодня в России. С другой стороны, русские в бывших республиках СССР в правовом отношении оказались приравненными к национальному меньшинству, что определяет совершенно иное переживание ими своей национальной идентичности. Особым образом обостряется проблема межнациональных отношений и конфликтов в связи с экономическими

4
вопросами на рынке труда, что проявляется, в частности, на отношении к мигрантам. Сегодня здесь явно обозначается граница «мы-они», «свое-чужое». Не менее очевидны проблемы, возникающие и непосредственно на социокультурном уровне: статус русского языка, как языка межнационального общения; конфессиональные противоречия; сложности социокультурной адаптации мигрантов, межнациональная интолерантность, экстремизм, ксенофобия и др. Все перечисленные моменты не только в той или иной степени затрагивают аспекты, касающиеся национальной идентичности, но и связаны с особым, социально-психологическим контекстом, когда формирование национальной идентичности в России происходит в ситуации ценностно-нормативной неопределенности. Подчеркнем, что актуализация обращения к национальной самоидентификации как к одному из устойчивых оснований для личностного самоопределения в ситуации ценностно-нормативной неопределенности задает совершенно особый содержательный контекст, определяющий важность изучения психологических механизмов национальной самоидентификации. При этом следует подчеркнуть, что для решения обозначенных выше проблем особую актуальность приобретают социальные и образовательные программы, направленные на формирование позитивной национальной идентичности у представителей разных национальностей, проживающих в России. В этой связи анализ психологических механизмов, направленных на переживание позитивной национальной идентичности становится особенно актуальным.
Методологическим основанием настоящей работы являются теоретические представления, сформулированные в рамках культурно¬исторического подхода школы Л.С. Выготского, где особое внимание уделено психологическому анализу семиотических структур как механизмов, порождающих психологические процессы и переживания. В этой связи особый интерес представляют тексты анекдотов, как устойчивых

5
фольклорных архетипических структур, направленных на
порождение позитивных эмоциональных переживаний, связанных с чувством комического. При этом следует обратить внимание на особый тип национальных анекдотов, которые строятся на подчеркивании оппозиций «мы-они», «свое-чужое». Именно такие анекдоты можно рассматривать как особые тексты («машины»), направленные не только на порождение смеховой реакции, но и на позитивное переживание национальной идентичности. В этом отношении большой интерес представляют «еврейские анекдоты», которые не только имеют давнюю историю и весьма многочисленны, но и содержат в своем составе тексты как позитивной, так и негативной («антисемитские анекдоты») направленности.
Объектом данного исследования является переживание еврейской национальной идентичности.
Предмет исследования - влияние разных уровней семиотической организации анекдота на переживание национальной идентичности.
Цель данного исследования состоит в теоретическом анализе и эмпирическом исследовании особенностей влияния разных уровней семиотической организации текста анекдота на переживание позитивной национальной идентичности.
Гипотеза исследования - переживание своей национальной идентичности актуализируется при восприятии национального анекдота благодаря его особой структурной организации.
Задачами исследования являлись:
• теоретический анализ различных подходов к изучению проблематики национальной идентичности;
• анализ социально-психологических аспектов комического;
• создание базы данных и классификация анекдотов по параметрам, относящимся к проблематике исследования;

6
• интерпретация и анализ структурных особенностей еврейских анекдотов с использованием различных подходов к анализу текстов (семиотический, транзактный анализ, психоаналитический);
• проведение психосемантического исследования, направленного на выявление особенностей личностного самоопределения в структуре персонажей анекдотов, национальных стереотипов, Я-идеального и антиидеала.
Для решения этих задач использовались следующие методы:
- анализ литературы по теме исследования;
- процедура экспертной оценки текстов;
- контент-анализ корпуса текстов еврейских анекдотов;
- структурно-семиотический анализ текстов анекдотов;
-транзактный анализ межролевого взаимодействия персонажей анекдотов;
- психосемантический эксперимент;
- статистические методы обработки данных.
В ходе исследования были проанализированы различные источники (сборники анекдотов, периодические издания, Интернет), на основе которых была создана база данных, включающая 770 еврейских и 234 антисемитских анекдота.
В психосемантическом эксперименте участвовало 86 человек, из них 42
- евреи и 44 - русские.
Научная новизна исследования определяется тем, что в нем впервые рассматривается роль структурных и содержательных особенностей национальных анекдотов в актуализации переживания национальной идентичности.

7
Теоретическая значимость исследования.
Разработан новый подход к изучению переживания национальной идентичности в связи с восприятием национальных анекдотов. Использование текстов комического в качестве материала для изучения идентичности дает возможность более полного и разностороннего изучения данной проблематики, открывает содержательные особенности переживания национальной идентичности. Изучение содержания и распространенности национальных анекдотов может служить ценным источником знаний о состоянии межнациональных отношений в обществе. В исследовании показано, что анекдоты представляют собой как потенциальную возможность развития толерантного отношения к другим народам, так и возможность подкрепления межнациональной неприязни и ксенофобии.
Практическая значимость. Материалы данного исследования могут быть использованы для создания психолого-педагогических, социальных, культурологических программ, направленных на построение толерантных межнациональных отношений, основанных на формировании собственной позитивной национальной идентичности. Результаты исследования могут быть использованы в курсах лекций по социальной психологии и этнопсихологии.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Обострение межнациональных отношений в современном обществе предполагает поиск особых механизмов в культуре, определяющих возможность построения позитивного чувства собственной национальной принадлежности. Одним из средств актуализации позитивного переживания национальной идентичности являются национальные анекдоты.
2. Национальный анекдот представляет собой рефлексивный текст, фиксирующий с помощью смеховой реакции различные содержательные

8
грани для культурного различия «своего» и «чужого», на основе которых происходит национальное самоопределение в обыденном сознании.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Национальный анекдот представляет собой рефлексивный текст, фиксирующий с помощью смеховой реакции различные этнодифференцирующие признаки, на основании которых строится национальное самоопределение в обыденном сознании.
2. Одна из функций национального анекдота - разрешение внутреннего конфликта путем достижения чувства целостности, развития социальной и персональной идентичности. Анекдот при этом выступает как психотерапевтическое средство осознания проблемы и избавления от нее через катарсическое очищение.
3. Переживание своей национальной идентичности при восприятии национальных анекдотов обусловлено актуализацией отношения собственного Я к национальному стереотипу, персонажам анекдота, Я- идеальному и антиидеалу:
- актуализация переживания еврейской национальной идентичности при восприятии еврейских анекдотов происходит благодаря соотнесению собственного Я и идеального Я с национальным стереотипом и персонажами еврейского анекдота в категориях Силы, Альтруизма и Ортодоксальности;
- актуализация переживания своей национальной идентичности у не евреев при восприятии еврейских анекдотов строится на основе противопоставления позитивного образа себя и своего идеала в категориях Силы и Альтруизма представлению о национальном стереотипе еврея и о персонажах еврейских анекдотов в категориях Эгоизма и Ортодоксальности.
4. Многоуровневая организация текста анекдота дает возможность множественности интерпретаций его персонажей, что позволяет использовать анекдот как своеобразный проективный тест, с помощью которого возможно изучение социально-психологических особенностей межнациональных взаимоотношений.



1. Аверинцев С. О духе времени и чувстве юмора // Новый мир. - 2000. №1. С. 137-140.
2. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие. Социально¬психологические проблемы. - М.: МГУ, 1990. - 240 с.
3. Агранович С.З., Березин С.В. Homo amphibolos: Археология сознания. - Самара: Изд. Дом «БАХРАХ-М», 2005. - 344 с.
4. Анекдот как феномен культуры: Материалы круглого стола. 16 ноября 2002 г. Санкт-Петербург // Отв. ред. Каган М.С., Соколов Е.Г. - СПб: Санкт- Петербургское философское общество, 2002. - 148 с.
5. Антонова Н. В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии // Вопросы психологии. - 1996. №1. - С. 131-143.
6. Аристотель. Риторика. Поэтика. - М.: Лабиринт, 2000. - 221 с.
7. Архипова А. С. Анекдот в зарубежных исследованиях XX века // Живая старина. - М., 2001. - № 4. - С. 30 - 31.
8. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. - М., Философское общество, 1991. Т.1- 319 с.; т.2 - 378 с.; т.3 - 471 с.
9. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - М.: Худ. лит., 1990. - 543 с.
10. Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук // Бахтин М.М. Человек в мире слова. - М.: Изд-во Российского открытого университета, 1995. - C. 129-139.
11. Баклушинский С. А., Белинская Е. П. Развитие представлений о понятии социальная идентичность. // Этнос. Идентичность. Образование. Труды по социологии образования / Под ред. Собкина В. С. - М.: Центр социологии образования РАО, 1998. - с. 64-84.
12. Бергсон А. Смех // Психология эмоций: Тексты /Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю .Б. Гиппенрейтер. - М.: МГУ, 1993. - 304 с.
13. Берн Э. Групповая психотерапия. - М.: Академический Проект, 2001. - 464 с.
14. Берн Э. Игры, в которые играют люди. - М.: Эксмо, 2002. - 320 с.
15. Берн Э. Люди, которые играют в игры. - М.: Эксмо, 2002. - 576 с.
16. БоревЮ.Б. О комическом. - М.: Искусство, 1957. - 232 с.
17. Борев Ю.Б. Эстетика. - М.: Политиздат, 1981. - С. 81-99.
18. Бороденко М. В. Комическое в системе установочной регуляции поведения: Автореф. дис. ... канд. псих. наук. М., 1995. - 22 с.
19. БороденкоМ. В. Два лица Януса-смеха. - Ростов-на-Дону, 1995. - 86 с.
20. Брикер Б., Вишевский А. Юмор в популярной культуре советского интеллигента 60-х - 70-х годов // Wiener Slawistischer Almanach. - Wien,
1989. - V. 24.
21. Бубер М. Я и Ты. - М.: Высшая школа, 1993. - 175 с.

187
22. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). - М.: МГУ, 1984.- 200 с.
23. Веселый уикэнд. Антология еврейского народного юмора. - Минск: Бестпринт, 1996. - 256 с.
24. Воронель А. По ту сторону успеха. Сборник статей. Тель - Авив, 1986.
- 304 с.
25. Выготский Л. С. Кризис семи лет // Собр. соч. Т.4. Детская психология/ под ред. Д.Б. Эльконина - М.: Педагогика, 1984. - с. 376-385.
26. Выготский Л. С. Психология искусства. - СПб.: Азбука, 2000. - 416 с.
27. Гегель Г. Сочинения. т.Х1У. - М.-Л., 1958. - 440 с.
28. Гительман Ц., Червяков В., Шапиро В. Национальное самосознание российских евреев // Диаспоры. - 2000. №3. - С. 52-113.
29. Гительман Ц., Червяков В., Шапиро В. Национальное самосознание российских евреев // Диаспоры. - 2001. №1. - С. 210 - 244.
30. Гладких Н. Катарсис смеха и плача // Вестник Томского государственного педагогического университета. Серия: Гуманитарные науки (Филология). - Томск: Изд. ТГПУ, - 1999. - Вып. 6 (15).
31. Гоббс Т. Сочинения. Т.2. - М: Мысль, 1991. - 731 с.
32. Грачева А., Нистратов А., Петренко В., Собкин В. Психосемантический анализ понимания мотивационной структуры киноперсонажа // Вопросы психологии. - 1988. №5/ - C. 123-131.
33. Грачева А. М. Психосемантический сопоставительный анализ особенностей категорий сознания русских и еврейских старшеклассников в области межнационального восприятия // Ценностно-нормативные ориентации старшеклассников. Труды по социологии образования. Т.3. Вып. 4 - М.: Центр социологии РАО - 1995. - C.99-111.
34. Грачева А. М. Психосемантическое исследование межнационального восприятия тувинских старшеклассников // Ценностно-нормативные ориентации старшеклассников. Труды по социологии образования. Т.3. Вып. 4 - М.: Центр социологии РАО - 1995. - C.112-117.
35. Грачева А. М. Психосемантическое исследование особенностей обыденного сознания подростков в области межнационального восприятия // Этнос. Идентичность. Образование. Труды по социологии образования. Т. 4. Вып. 6. - М.: Центр социологии образования РАО, 1998. - 268 с.
36. Дандес А. Фольклор: семиотика и/или психоанализ / Сост. А. С. Архипова. - М.: Вост. лит., 2003. - 279 с.
37. Дедов Н.П. Диагностирующая и регулирующая роль юмора в экстремальных условиях: Автореф. дис. ... канд. псих. наук. М.,- 2000. - 23 с.
38. Декарт Р. Избранные произведения. К трехсотлетию со дня смерти (1650-1950). - М.: Госполитиздат, 1950. - 711 с.
39. Джемс У. Психология. - М.: Педагогика, 1991. - 368 с.
40. ДземидокБ. О комическом. - М.: Прогресс. - 1974. - 223 с.
41. Дмитриев А.В. Социология юмора: очерки. — М.: РАН, 1996. — 214 с.

188
42. Еврейские анекдоты. - Ростов- на-Дону.: Феникс, 2000.
43. Еврейский анекдот, старый и новый. - М.: ДатаСтром, 1992.
44. Еврейское счастье. - Вильнюс, 1991.
45. Кант И. Критика способности суждения. Соч., - Т.4. - 1994. - 564 с.
46. Карасев Л.В. Философия смеха. - М.: РГГУ, 1996. - 214 с.
47. Карасик В. Анекдот как предмет лингвистического изучения // Жанры речи. - Саратов, 1997.
48. Копылкова Е.А. Социально - психологический анализ особенностей еврейской национальной идентичности на материале еврейских анекдотов // Материалы Одиннадцатой Ежегодной Международной Междисциплинарной конференции по иудаике. Ч.2. - М.: Академическая серия. - 2004. - Вып. 16 - С.494 - 503.
49. Копылкова Е.А. Еврейские и антисемитские анекдоты: сравнительный анализ // Параллели: русско-еврейский историко-литературный и библиографический альманах. - М.: Дом еврейской книги. - 2005. № 6-7 - С.154-170.
50. Копылкова Е.А. Еврейский анекдот как материал для анализа семейных отношений // Тирош - труды по иудаике. - 2005. - Вып. 7. - С.144-152.
51. Крамер А. Три раввина в одной лодке. - М.: Крон-пресс, 1996. - 192 с.
52. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999 - 512 с.
53. Курганов Е. Анекдот как жанр. - С-Пб.: Академический проект, 1997. - 123 с.
54. Латышев Ю.В. Феномен юмора в социально-информационном взаимодействии (теоретико-методологический анализ): Дис. ... канд. фил. наук. Новосибирск, 2003. -147 с.
55. Левин К. Разрешение социальных конфликтов. - С.-Пб.:Речь, 2000.- 407
с.
56. Левин Ю. И. Избранные труды. Поэтика. Семиотика. - М.: Языки русской культуры, 1998. - 822 с.
57. Лихачев Д.С., Панченко А.М. Смеховой мир Древней Руси. - Л.: Наука, 1976. - 204 с.
58. Лихачев Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. -Л.: Наука, 1984. - 295 с.
59. Локк Д. Сочинения: В 3 т. - М.: Мысль, 1985. - 668 с.
60. ЛосевА.Ф. Античная мифология. - М., 1957. - 620 с.
61. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Миф - имя - культура // Ученые записки ТГУ. - 1973. - Вып. 308. - С. 282-303.
62. Лотман Ю.М. Гоголь и соотнесение "смеховой культуры" с комическим и серьезным в русской национальной традиции // Материалы 1 Всесоюз. (5) симпоз. по вторичным моделирующим системам. - Тарту, 1974. -
С. 131-133.
63. Лотман Ю.М. Письма. 1940-1993. М.: Языки русской культуры, 1997.

189
64. Лук А. Н. Юмор, остроумие, творчество. - М.: Искусство, 1997. - 183 с.
65. Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики. - С-Пб., 1997. - 352 с.
66. Мид М. Культура и мир детства. - М., 1988. - 429 с.
67. Милитарев А. К проблеме уникальности еврейского исторического феномена (решает ли ее концепция еврейства как цивилизации) // Диаспоры.
- 2000. №3. - С.33 - 50.
68. Моррис Ч. Основания теории знаков. - Семиотика. - М., 1983, с. 37-89.
69. Николаев Д. Смех - оружие сатиры. - М.: Искусство, 1962. - 224 с.
70. Нистратов А.А., Грачева А. М. Психосемантическое исследование общественного сознания // Общественное сознание и идеологическая работа. Тезисы докладов межрегиональной научно-практической конференции. Ч. 1,
- Кострома, - 1990. - С.44-45.
71. Носенко Е. Факторы формирования еврейской идентичности у потомков смешанных браков // Диаспоры. - 2000. №3. - C. 87-114.
72. Павленко В. И. Представления о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии // Вопросы психологии. - 2000. № 1. - С. 135-142.
73. Петренко В. Ф. Введение в психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. - М.: МГУ, 1983. - 176 с.
74. Петренко В. Ф. Основы психосемантики: Учеб.пособие.- Смоленск: СГУ, 1997. - 400 с.
75. Петренко В. Ф., Митина О. В., Бедников К. В., Кравцова А. Р., Осипова
В. С. Психосемантический анализ этнических стереотипов: лики толерантности и нетерпимости. - М.: Смысл, 2000. - 73 с.
76. Петренко В.Ф., Собкин В.С., Нистратов А.А, Грачева А.В. Психосемантический анализ зрительского восприятия персонажей фильма //Мотивационная регуляция поведения и деятельности личности. - М., 1988.
77. ПетровМ.К. Язык. Знак. Культура. - М., 1990.
78. Пибоди Д., Шмелев А., Андреева М., Граменицкий А. Психосемантический анализ стереотипов русского характера: кросскультурный аспект // Вопросы психологии. - 1993. №3. - C.101.
79. Пирс Ч. С. Элементы логики. - Семиотика. М., 1983, с. 151-210.
80. Пропп В. Я. Проблемы комизма и смеха. Ритуальный смех в фольклоре. (по поводу сказки о Несмеяне) - М.: Лабиринт, 1999.- 256 с.
81. Психологические тесты. В 2 т. - М.: Владос, 2003. - Т.1. - 312 с.
82. Рибо Т. Болезни личности; Опыт исследования творческого воображения; Психология чувств. - С-Пб.: Харвест, 2002. - 784 с.
83. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Прогресс, 1994. - 478 с.
84. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 1999. - 729 с.

190
85. Савина О.О. Психологический анализ становления идентичности в подростковом и юношеском возрасте (условия, структура, динамика, типология): Дис. ... канд. псих. наук. - М., 2003.
86. Собкин В.С. Сравнительный анализ особенностей ценностных ориентаций русских и еврейских подростков // Ценностно-нормативные ориентации старшеклассника. Труды по социологии образования. Т.111. Вып.1У. - М.: Центр социологии образования РАО, 1995. - С. 6 - 63.
87. Собкин В.С. Изучение национальной идентичности: возрастной аспект // Проблемы существования в диаспоре. Презентация и обсуждение книги А. Рубинштейна «От Герцля до Рабина и далее. Сто лет сионизма». Материалы семинара, М. 21-23 апреля 2000 - Мн.: ООО «МЕТ», 2001. C. 99 - 118.
88. Собкин В.С., Грачева А. М. К психологии еврейской идентичности // Этнос. Идентичность. Образование. Труды по социологии образования / Под ред. Собкина В. - М.: Центр социологии образования РАО, 1998. - С. 105¬
141.
89. Собкин В.С., Грачева А.М., Нистратов А.А. Возрастные особенности ориентации в социально-профессиональной сфере // Вопросы психологии. -
1990. №4. - С. 23-31.
90. Собкин В.С., Писарский П. С. Социокультурный анализ образовательной ситуации в мегаполисе. - М.: Министерство образования РФ. - 1992.
91. Собкин В.С., Шмелев А.Г. Психосемантическое исследование актуализации социально-ролевых стереотипов // Вопросы психологии. - 1986. № 1. - C. 124-136.
92. Собкин В. С., Эльяшевич Е. К., Марич Е. М. Еврейский детский сад в России: проблемы, противоречия, перспективы. По материалам социально-психологического исследования // Труды по социологии образования. Том VI. Вып. IX. - М.: Центр социологии образования РАО, 2001. - 120 с.
93. Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские. - Минск.: Современный литератор, 1999. - 1408 с.
94. Столович Л.Н. Евреи шутят. Еврейские анекдоты, остроты и афоризмы о евреях. - Таллинн: Еврейская община Эстонии, 1996. - 256 с.
95. Столович Л.Н Философия. Эстетика. Смех.- С.-П.: Тарту, 1999. - 383 с.
96. Стефаненко Т.Г. Этническая идентичность и некоторые проблемы ее изучения // Этнос. Идентичность. Образование. Труды по социологии образования. Под ред. Собкина В. С. - М.: ЦСО РАО, 1998. - C. 85-104.
97. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. - М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999. - 320 с.
98. Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика/ZURL: http://www.ruthenia.ru/folklore/publications.htm
99. Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному. - С-Пб. - М.: Университетская книга. АСТ, 1998. - 318 с.
100. Фрейд З. Юмор. 1928.

191
101. Фролов В. О советской комедии. М.: Искусство, 1954. - 440
с.
102. Фромм Э., Бегство от свободы; Человек для себя. - Мн.: ООО Попурри, 1998. - 672 с.
103. Членов М. Еврейство в системе цивилизации // Диаспоры. №1, 1999.
104. Шмелева Е.Я., Шмелев А.Д. Русский анекдот: текст и речевой жанр. - М.: Языки славянской культуры, 2002. - 144 с.
105. Шопенгауэр А. Сочинения. Т.1-2, - М.: Наука, 1993. Т.1 - 672 с.; Т.2 - 671 с.
106. Шульгин В.В. Что нам в них не нравится. - С-Пб.: Хорс, 1992. - 286 с.
107. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Прогресс, 1996. - 332
с.
108. Эриксон Э. Детство и общество. - С-Пб.: Речь, 2000. - 415 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ