Введение 3
Глава 1 Теоретические основы изучения проблемы функционирования
маркетинговой деятельности на предприятии 7
1.1 Сущность управления маркетингом на предприятии 7
1.2 Методы и модели управления маркетингом на предприятии 20
1.3 Методики разработки маркетинговой программы предприятия 31
Глава 2 Проблемы маркетинговой деятельности в ЗАО «Хлебозавод» и
разработка рекомендаций по их решению 34
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 34
2.2 Анализ состояния маркетинговой деятельности на предприятии 44
2.3 Предложения по разработке маркетинговой программы на предприятии 57
Заключение 68
Список литературы 71
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Актуальность темы исследования заключается в том, что в современных условиях степень влияния коммерческой деятельности на эффективность производства становится все более значимой, поэтому важной задачей в процессе совершенствования управления является достижение качественно нового уровня коммерческой работы.
Целенаправленность поведения производителей в условиях стихийно действующих рыночных сил проявляется, прежде всего, в реализации функций управления, охватывающих анализ проблем, а также при планировании, организации, проведении и осуществлении контроля мероприятий, направленных на решение этих проблем. Важнейшей составляющей в системе управления в этих условиях является управление маркетингом.
Проблема формирования и развития маркетинговых стратегий предприятий находится в ряду наиболее важных теоретических и практических аспектов экономического развития. Однако исследования показывают, что главным фактором, препятствующим эффективной маркетинговой деятельности предприятий, является их недостаточная разработка или отсутствие. Это связано не только с масштабностью и сложностью решаемых экономических и технологических задач, но и продолжающимися попытками значительной части руководителей решать принципиально новые задачи старыми методами.
Маркетинг является одним из инструментов, использование которого соответствует достижениям, полученным с его помощью.
В нынешнее время в современной практике предпринимательства возрастает необходимость разработки эффективных маркетинговых стратегий бизнеса. На наш взгляд это обусловлено тем, что маркетинг сильно влияет на эффективность предпринимательства в условиях увеличивающейся конкуренции на товарных рынках и рынках услуг. Конкурентная ситуация «заставляет» предприятия увеличивать затраты на маркетинг, которые для многих предприятий становятся одной из самых существенных расходных статей бюджета.
Актуальность исследования проблемы развития маркетинговой деятельности усиливается в связи с отсутствием на заводе хлебобулочных и кондитерских изделий комплексного механизма стратегического управления маркетингом, четких формулировок целей, приоритетов и критериев развития маркетинга, недостаточным уровнем применения современных маркетинговых технологий.
Исходя из вышеизложенного, очевидно, что существует необходимость разработки маркетинговых стратегий завода хлебобулочных и кондитерских изделий, учитывающих специфику российской экономической практики, основанных на передовом опыте развитых стран.
Объект исследования - хлебопекарное предприятие, закрытое акционерное общество «Хлебозавод» (ЗАО «Хлебозавод»).
Предмет исследования - маркетинговая деятельность ЗАО «Хлебозавод».
Цель исследования - разработать предложения по формированию маркетинговой программы предприятия ЗАО «Хлебозавод».
Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи:
- проанализировать теоретические аспекты функционирования маркетинговой деятельности на предприятии;
- дать организационно-экономическую характеристику деятельности ЗАО «Хлебозавод»;
- провести анализ маркетинговой деятельности ЗАО «Хлебозавод»;
- разработать маркетинговую программу в ЗАО «Хлебозавод» и обосновать ее эффективность.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых:
В работах И.Г. Акулича [2], Г.Л. Багиева [5], Л.В. Балабановой [6], М.М. Ванифатовой [11], Е.П. Голубкова [14], П.С. Завьялова [20], В.В. Куди¬на [24], Д.В. Минаева [27], Р.Б. Ноздрева [33], А.П. Панкрухина [35], Б. А. Соловьева [40], Б.Е. Токарева [42], В.А. Шаповалова [46] изложены цели, задачи и основные элементы маркетинговой деятельности предприятия, а так же описаны возможные проблемы, возникающие на пути управления системой маркетинга предприятия.
В своих работах зарубежные ученые Г. Армстронг [4], Р. Бест [8], Л. Бун [10], П. Гэмбэл [16], П. Дойль [18], Ф. Котлер, Ж.-Ж. Ламбен излагают теоретические и методические основы принятия современных маркетинговых решений для повышения эффективности бизнеса.
Оценка уровня конкурентоспособности маркетинга предприятия представлена в трудах М. Портера [37].
Эмпирическая база исследования. В ходе исследования были использованы: финансовая отчетность ЗАО «Хлебозавод» (бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках за 2014-2016 гг.), материалы внутреннего и внешнего аудита, маркетинговых исследований, производственная документация (справочники, производственные паспорта, технологические карты), внутренняя документация предприятия (плановые показатели и нормы использования основных средств, планы модернизации оборудования и так далее).
При написании работы были использованы научные методы исследования: методы оценки эффективности (сравнительный, комплексный анализ), статистические методы (качественный и количественный анализ), анализ и синтез (при выработке путей совершенствования маркетинговой деятельности), анкетирование, графические приёмы (при иллюстрации аналитической информации).
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов в коммерческой деятельности ЗАО «Хлебозавод».
Предложения, полученные в результате исследования, могут быть использованы в управленческой деятельности ЗАО «Хлебозавод» и работе его маркетинговой службы.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Таким образом, в ходе написания выпускной квалификационной работы, в первом её разделе, были изучены ключевые теоретические аспекты проблемы функционирования маркетинговой деятельности на предприятии. Проведен анализ понятий: маркетинг, маркетинговая политика, маркетинговый анализ, маркетинговые мероприятия. служба маркетинга и т.д. Сопоставлены понятия «управление маркетингом» и «маркетинговое управление».
Рассмотрены основные виды ориентации структур служб маркетинга на предприятии: функциональная, товарная, региональная, товарно-функциональная. Изучен алгоритм процедуры составления плана маркетинга и процесса планирования маркетинговой деятельности.
Также были проанализированы методы и модели упрaвления мaркетингом на предприятии. Выявлена роль рекламы в этом процессе. Рассмотрены виды маркетинговых коммуникаций, направленных на продвижение продукции. Проанализированы подходы к разработке товарной политики предприятия.
Для написания второй главы, были собраны данные о методиках разработки маркетинговой программы предприятия, изучены типовые разделы маркетинговой программы, их содержание, подходы к их написанию.
Во второй главе ВКР рассмотрена организационно-экономическая характеристика ЗАО «Хлебозавод», приведены основные виды деятельности предприятия, структура производства на предприятии, данные о территориальном расположении офисных и производственных площадей. Дана краткая историческая справка предприятия. Изучена организационная структура ЗАО «Хлебозавод», сделан вывод о степени её соответствия профилю деятельности предприятия.
Рассмотрена ассортиментная политика ЗАО «Хлебозавод».
Проанализирована динамика изменения объема производства и реализации товарной продукции ЗАО «Хлебозавод» за последние три года. Проведен анализ финансового положения ЗАО «Хлебозавод». Проанализирована динамика основных финансовых показателей хозяйственной деятельности и показателей рентабельности предприятия.
В продолжение второй главы был проведен анализ состояния маркетинговой деятельности ЗАО «Хлебозавод». Для этого был реализован мониторинг рынка хлебобулочных изделий, проведена его сегментация и оценка доли каждого сегмента. Проанализирован уровень конкурентоспособности продукции ЗАО «Хлебозавод» на целевом рынке. Изучена система сбыта продукции на предприятии, рассмотрена структура и виды деятельности, осуществляемые коммерческой службой ЗАО «Хлебозавод». Исследована динамика производства и продаж продукции, проведено их сопоставление, получены выводы о высокой эффективности сбытовой деятельности на предприятии. Изучили используемую на предприятии рекламу и методы стимулирования продаж.
Для внутренней оценки эффективности маркетинговой деятельности ЗАО «Хлебозавод» был проведен опрос сотрудников коммерческой службы. Результаты опроса также показали высокий уровень эффективности маркетинга на предприятии.
Тем не менее, в качестве общей тенденции было выявлено несколько проблем, препятствующих маркетингу ЗАО «Хлебозавод» стать ещё более эффективным:
- низкий уровень организации маркетинга, ведения маркетинговых исследований и анализа внешней среды;
- отсутствие подхода к стимулированию сбыта за счет проведения рекламных кампаний;
- отсутствие инструментов реализации товара через среду Internet.
По результатам проведенного в рамках выпускной квалификационной работы анализа организационной структуры, финансового состояния и маркетинговой деятельности ЗАО «Хлебозавод» и исходя из выявленного комплекса проблем, была разработана маркетинговая программа. В состав программы вошли такие задачи как:
- добавление в штатное расписание вакансии маркетолога-аналитика;
- разработка рекламной кампании, направленной на стимулирование сбыта продукции завода;
- создание собственного Internet-сайт.
Для решения поставленных задач, в рамках реализации маркетинговой программы был предложен комплекс мероприятий: по найму маркетолога для совершенствование системы маркетинговой аналитики; проведению рекламной кампании для стимулирования сбыта продукции; разработке и запуску собственного сайта для начала реализация товаров через Internet.
Затраты на реализацию предложенной маркетинговой программы составят 1 686 400 руб. При этом уже через 6,1 месяца удастся окупить вложенные инвестиции. По итогам проекта должно произойти увеличение годового объема проданных хлебобулочных изделий минимум на 2%.
По итогам года, по предварительным прогнозам будут достигнуты следующие показатели эффективности проекта:
1. NPV, при ставке дисконтирования 20% = 1 325 980,7 руб.
2. Индекс рентабельности (PI) = 1,78.
3. Коэффициент эффективности инвестиций (ARR) = 0,48.
4. Чистая прибыль от реализации проекта = 1 627 600 руб.
Приведенные показатели эффективности проекта, свидетельствуют об экономической целесообразности реализации предложенной маркетинговой программы. Практическое применение предложенных в её рамках рекомендаций, по нашим прогнозам, позволит повысить количество продаваемой заводом продукции и тем самым увеличит показатели конкурентоспособности предприятия на рынке хлебобулочных изделий.
1. Российская Федерация. Законы. О защите конкуренции: федеральный закон от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/- Загл. с экрана.
2. Акулич, И.Г. Маркетинг [Текст] : практ. курс / И.Г. Акулич. - Минск : Высшая школа, 2015. - 256 с.
3. Азоев, Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика [Текст] : моногр. / Г.Л. Азоев. - Москва : Центр экономики и маркетинга, 1996. - 208 с.
4. Армстронг, Г. Введение в маркетинг [Текст] : учебник / Г. Армстронг. - Москва : Изд. Дом «Вильямс», 2015. -332 с.
5. Багиев, Г.Л. Маркетинг [Текст] : учебник / Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич, Х. Анн. - Санкт-Петербург : Питер, 2014. - 736 с.
6. Балабанова, Л.В. Стратегическое маркетинговое управление [Текст] : монография / Л.В. Балабанова, В.В. Слипенький. - Донецк : Дон- ГУЭТ. - 2009. - 171 с.
7. Бойль, П.Б. Маркетинг, ориентированный на стоимость [Текст] : учебник / П.Б. Бойль. Пер. с англ. - Санкт-Петербург : Питер, 2014. - 315 с.
8. Бест, Р. Маркетинг от потребителя [Текст] / Р. Бест. - Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2012. - 748 с.
9. Балдин, К.В. Управленческие решения: теория и технологии принятия [Текст] : учебник / К.В. Балдин. - Москва : Проект, 2014. - 302 с.
10. Бун, Л. Современный маркетинг [Текст] : учебник / Л. Бун, Д. Куртц. пер. с англ. В.Н. Егоров. - 11- изд., перераб. и доп. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2016. - 1039 с.
11. Ванифатова М.М. Системы маркетинговой информации: современные мировые тенденции развития и особенности российского рынка[Текст] / М.М. Ванифатова // Маркетинг в России и за рубежом. - 2002. - № 1. - С. 56-67.
12. Виханский О.С. Менеджмент [Текст] : учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - Москва : Экономист, 2006. - 670 с.
13. Виханский О.С. Стратегическое управление [Текст] : учебник /
О.С. Виханский. - Москва : Экономист, 2006. - 293 с.
14. Голубков, Е.П. Маркетинговые исследования [Текст] : теория, метод. и практ. : учебник / Е.П. Голубков. - Москва : Московский издательский дом, 2015. - 331 с.
15. Голубков, Е.П. Стратегический менеджмент [Текст] : учебник / Е.П. Голубков. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 290 с.
16. Гэмбл, П. Маркетинг взаимоотношений с потребителями [Текст] : учебник / П. Гэмбэл. - Москва : Гранд, 2014. - 136 с.
17. Друкер, П. Рынок: как выйти в лидеры [Текст] : практ. и принц. : учебник / П. Друкер. - Москва : Град, 2013. - 276 с.
18. Дойль, П. Маркетинг [Текст] : учебник / П. Дойль. - Санкт- Петербург : Град, 2014. - 364 с.
19. Диденко, Н.И. Международный маркетинг [Текст] : учебник / Н.И. Диденко, Д.Ф. Скрипнюк. - Люберцы : Юрайт, 2016. - 556 с.
20. Завьялов, П. С. Маркетинг: в схемах, рисунках, таблицах [Текст] : учебник / П.С. Завьялов. Москва : Инфра-М, 2013. - 250 с.
21. Зайцев, Н.Л. Экономика промышленного предприятия [Текст] : учебник / Н.Л. Зайцев. - Москва : ИНФРА-М, 2014. - 358 с.
22. Котлер, Ф. Основы маркетинга [Текст] : учебник / Ф. Котлер. Пер. с англ. - Москва : Изд. дом "Вильяме", 2015. - 656 с.
23. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент [Текст] : учебник / Ф. Котлер, К. Келлер. - Санкт-Петербург : Питер, 2015. - 464 с.
24. Кудин, В.В. Влияние системы управления маркетингом на результаты хозяйственной деятельности [Текст] / В.В. Кудин // Маркетинг. -
2016.- №5. - C. 30 -37.
25. Кузнецова, Л.В. Основы маркетинга [Текст] : учебник / Л.В. Кузнецова, Ю.Ю. Черкасова. - Москва: Вуз. Учебник, ИНФРА-М, 2013. -139 c.
26. Ламбен, Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива [Текст] : учебник / Ж.-Ж. Ламбен. Пер. с французского. - Санкт- Петербург : Наука, 2012. - 589 с.
27. Минаев, Д.В. Маркетинг в схемах и моделях [Текст] : учебник / Д.В. Минаев. - Ростов н/Д: Феникс, 2016. - 480 с.
28. Маслова, Т.Д. Маркетинг [Текст] : учебник / Т. Д. Маслова, С. Г. Божук, Л. Н. Ковалик. - Санкт-Петербург : Питер, 2015. - 400 с.
29. Мороз, Л.А. Маркетинг [Текст] : учебник / Л.А. Мороз, Н.И. Чухрай. - Киев : нац.ун-т «Львовского политеха», 2012. - 244 с.
30. Методологические пояснения Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. // Федеральной службы государственной статистики: [сайт]. 2001 - 2016. - Режим доступа:
http: //www. gks. ru/free_ do c/new_site/vvp/metod.htm
31. Наумов, В.Н. Организация предпринимательства [Текст] : учебник / В.Н. Наумов. - Санкт-Петербург : Питер, 2010. - 384 с.
32. Николаев, И. Г. Методические подходы к разработке и реализации стратегий развития в розничной торговле [Текст] / И. Г. Николаев // Маркетинг в России и за рубежом . - 2012. - №3. - С.27-28.
33. Ноздрева, Р.Б. Маркетинг [Текст] : учебник / Р.Б. Ноздрева - Москва : Экономистъ, 2014. - 113 с.
34. О'Шонесси, Д. Конкурентный маркетинг: стратегический подход [Текст] : учебник / Д. О'Шонесси - Санкт-Петербург : Питер, 2016. - 288 с.
35. Панкрухин, А.П. Маркетинг [Текст] : учебник / А.П. Панкрухин - Москва : ИКФ «Омега - Л», 2012. - 394 с.
36. Портер, М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов [Текст] : учебник / М. Портер. - Москва : Изд. «Альпина Бизнес Букс», 2015. - 453 с.
37. Портер, М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость [Текст] / М. Портер. - Москва :
Изд. «Альпина Бизнес Букс», 2016. - 716 с.
38. Роджерс, Л. Маркетинг в малом бизнесе [Текст] : учебник / Л. Роджерс. - Москва : Аудит, ЮНИТИ, 2014. - 311 с.
39. Свистунов, С.Г. Методы маркетинговых исследований [Текст] : учебник / С.Г. Свистунов. - Санкт-Петербург : Изд. ДНК, 2013. - 352 с.
40. Соловьев, Б. А., Маркетинг [Текст] : учебник / Б. А. Соловьев, А. А. Мешков, Б. В. Мусатов. - Москва: Инфра-М, 2013. - 335 с.
41. Стратегия социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года [Электронный ресурс] // Департамент экономического развития Белгородской области: [сайт]. 2008 — 2016. - Режим до ступа:http: //www. derbo. ru/structure/upravl enie -prognozirovaniya-razvitiya-regionalnoj-ekonomiki/otdel-perspektivnogo-prognozirovaniya
42. Токарев, Б.Е. Маркетинговые исследования [Текст] : учебник / Б.Е. Токарев - Москва : Экономистъ, 2014. - 229 с.
43. Фридман, Л. Новые каналы сбыта - главное преимущество компаний [Текст] : учебник / Л. Фридман, Т.Р. Фьюри. - Москва : Изд. Эксмо,2009.- 352 с.
44. Хисрик, Р.Д. Торговля и менеджмент продаж: [Текст] : учебник /
Р. Д. Хисрик, Р. В. Джексон. - Москва : Информ.-изд. дом «Филинъ», 1996. - 363 с.
45. Шеремет, А. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций [Текст] : учебник / А. Шеремет. - Москва : Инфра- М, 2014. - 237 с.
46. Шаповалов, В.А. Управление маркетингом и маркетинговый анализ [Текст] : учебник // В.А. Шаповалов. - Москва : Феникс, 2012. - 345 с.
47. Шифрин, М.Б. Стратегический менеджмент [Текст] : учебник / М.Б. Шифрин. - Санкт-Петербург : Питер, 2012. - 240 с.
48. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области [Электронный ресурс] // 2000-2015. -
Режим доступа:http://www.belg.gks.ru
49. Официальный сайт органов местного самоуправления города Белгорода [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.beladm.ru/innerstructure/bisnes - Загл. с экрана.
50. Законодательство Белгородской области [Электронный ресурс].
- Электрон. дан. - Режим доступа: http://belgorod.news-
city.info/docs/index.htm - Загл. с экрана.
51. Официальный сайт «Центр раскрытия корпоративной информации» [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.e- disclosure.ru- Загл. с экрана.