ВВЕДЕНИЕ
I. ВНУТРЕННИЙ И ВНЕШНИЙ КОНТЕКСТЫ ТВОРЕНИЙ СВЯТИТЕЛЯ ИГНАТИЯ (БРЯНЧАНИНОВА)
1.1. Общие особенности богословия святителя Игнатия (Брянчанинова)
1.2. Святоотеческий глоссарий, как отражение познавательной специфики святых отцов
1.3. Труды святителя Игнатия (Брянчанинова), как проявление его пастырского душепопечения. Реакция на них современников, а также новейшая критика святителя Игнатия
II. ПОЗНАНИЕ И ДУХОВНОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ В ТВОРЕНИЯХ СВЯТИТЕЛЯ ИГНАТИЯ (БРЯНЧАНИНОВА)
2.1. Вера, познание и крестоношение
2.2. Пастырская познавательная специфика
2.3. Суд, осуждение, самообольщение и ересь в контексте познания
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
Актуальность темы исследования. Актуальность выбранной темы выражается трояким образом. Во-первых, неоспоримым фактом является тот большой интерес, которая современная Русская Православная Церковь проявляет к работам святителя Игнатия (Брянчанинова). Один из современных критиков святителя, игумен Пётр (Мещеринов), даже отметил, что в 90-х годах XX в. святитель Игнатий стал «каким-то «Отцом Отцов» - не одним из духовных писателей, отображающим богатую палитру святоотеческого наследия всего лишь через свой частный опыт, а как бы итогом, обобщением и выразителем всей православной святоотеческой духовности» . Действительно, его работа по переложению святых отцов на более современный и лаконичный язык остаётся по сей день беспрецедентной. С другой стороны, работы святителя Игнатия вызывают неоднозначные мнения. К числу почитателей его трудов можно отнести профессора МДА А.И.Осипова, основателя «Школы покаяния» С.М.Масленникова, к числу критиков - профессора протодьякона Андрея Кураева, протопресвитера Александра Шмемана, игумена Петра (Мещеринова). В вину святителю Игнатию часто ставят то, что он не выразил всю широту православия, признав за неё лишь опыт монашеской келии.
Во-вторых, тема познания в соотнесении с православной верой нуждается в более глубоком осмыслении и понятном изложении. Человек XXI в. отбирает информацию уже не по нравственно-эстетическим критериям, как это было раньше, а по критериям правдивости и лжи, объективности и субъективности, достоверности и фальсификации. В бурном информационном потоке человек более желает не быть обманутым, нежелине осудить. По этой причине многие смотрят на христианское благовестие о победе над злом, о непротивлении злу, о хранении себя от осуждения, как на «розовые очки», которыми человек отторгает от себя объективную реальность, переселяется в выдуманный мир. Особенно остро эта проблема проявляется тогда, когда Церковь взаимодействует с недобросовестной государственной властью, призывает повиноваться ей, следить за своим поведением, а не за чужим.
В-третьих, актуальность темы выражается в особенностях христианской теологии. Заглавие диссертации содержит в себе два понятия: спасение и познание. Чтобы обнаружить познавательную грань спасения и сотериологический аспект в познании, не нужно иметь большого навыка в абстрагировании. Само слово «спасение» предусматривает вопрос: спасение от чего? Ответ на него: от зла. О зле апостол Павел пишет: «.наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6:12). Священное Писание повествует о том, что зло вошло мир в первую очередь духовно (Ис. 14:14). Сущностно оно и остаётся там же, в поднебесье. И хотя мир вследствие грехопадения изменился кардинально, нельзя сказать, что зло полноценно присутствует в нём, что на что-то в мире можно, указав пальцем, сказать: «вот, это зло и есть». Зло есть то, чего нет, но что пытается стать чем-то. О нём в равной степени можно сказать, что оно и непрестанно творчески активно, и что оно импотентно, нежизнеспособно. «Гордость пыжится создать свой мир, а смирение воспринимает жизнь от Бога». Да и само грехопадение произошло через познание добра и зла.
Священное Писание называет дьявола клеветником (Отк. 12:10), отцом лжи (Ин. 8:44), искусителем (Мф. 4:3) и, конечно, лукавым (Мф. 13:19). Зло имеет непрестанный натиск на наше познание. Познание - место столкновения. Падшие духи пытаются усвоить уму человека уверенность во всесильности и непоколебимости неких обстоятельств, которые Бог в своём Откровении признал за ничто (Ин. 16:33). Неслучайно, что Церковь всегда боролась с противными истине мнениями и учениями более, нежели с врагами, истребляющими её физически.
Степень разработанности темы. Степень разработанности темы исследования крайне мала. Труды святителя Игнатия, будучи литературой специфически монашеской, привлекали внимание исследователей, главным образом, в двух направлениях. Первое - учение святителя о духовнических отношениях. Этой теме посвящены книги проф. А.И.Осипова «Почему исчезли старцы?» (М., 2015) и его же «Носители духа» (М., 2014). Второе направление - учение о практике духовной жизни, трезвении и Иисусовой молитве. Теме трезвения посвящён доклад А.И.Осипова «Духовное наследие святителя Игнатия Брянчанинова» (материалы конференции «Духовное наследие святителя Игнатия (Брянчанинова)», М., 2009), учению об Иисусовой молитве посвящены статьи того же А.И.Осипова и В.Н.Духанина.
Отдельно нужно выделить критику святителя Игнатия. В 19 в. она представлена книгой святителя Феофана (Говорова) «Душа и ангел - не тело, а дух», в новейшее время - публикациями игумена Петра (Мещеринова) и священника Филиппа Парфёнова. Существует также интерес к взаимоотношениям святителя Игнатия со святителем Филаретом (Дроздовым). Сопоставлением их взглядов на художественную литературу посвящена статья В.И.Мельник («Филаретовский альманах», №5, 2009). В целом стоит отметить, что скудость и низкий научный профессионализм исследований сочинений святителя Игнатия заметно контрастирует с тем авторитетом и популярностью, которыми его труды пользуются в настоящее время.
Что касается работ христианских авторов, посвящённых познанию, то они, как правило, имеют апологические цели сравнения научного познания и христианского взгляда на мир. Примеры такой работы - «О вере и знании» протодьякона А.Кураева, «Путь разума в поисках истины» А.И.Осипова (М. 2014 г.), многочисленные работы и выступления С.Л.Худиева. Трудов, которые бы анализировали учение святых отцов об «умном делании» и борьбе с помыслами в свете познания, нет. Статью А.Г.Шустрова «Задачи познания в восточно-христианском вероучении» («Вестник Русской христианской гуманитарной академии», №2, 2011 г.) можно считать лишь введением в проблематику.
С темой исследования тесное соприкосновение имеют работы современного отечественного антрополога С.С.Хоружего, занимающегося исследованием традиции исихазма и православной аскетики. Гносеология в этом опыте зачастую отождествляется с онтологией, поскольку познание в исихастском контексте направлено на сущностное приобщение Божественным энергиям. Данный аспект проблемы познания и спасения не входит в область диссертационного исследования.
Также остаётся мало изученной тема познавательной поврежденности человека в связи с его греховностью, особенно на обыденном уровне. Причиной тому служит отсутствие современных осмыслений и переложений таких девиативных духовных явлений, описанных в святоотеческой литературе, как самообольщение и прелесть.
Проблема исследования. Проблему исследования можно обозначить следующими вопросами. Какие особенности вносит христианская вера и нравственно-аскетический подвиг, без которых немыслимо спасение, в познавательный процесс человека? В чём познавательная специфика монашеского «внутреннего делания», описанного святителем Игнатием, а также его учения духовничестве? Является ли путь спасения путём искажения объективной реальности, или же путь исполнения Евангелия тождественен процессу познания истины?
Объект исследования: святоотеческое наследие православной Церкви.
Предмет исследования: взаимное соотношение познания и спасения в трудах святителя Игнатия (Брянчанинова).
Цель исследования: выявить и дать общее представление о познавательной специфике опыта св. отцов, каким он изложен святителем Игнатием (Брянчаниновым), а также обозначить возможные способы решения проблем современной церковной жизни, связанных с познанием, при помощи актуализации наследия святителя Игнатия.
Задачи исследования:
- проанализировать труды святителя Игнатия, как богослова, обозначить их отличительные особенности;
- обозначить и проанализировать характерные для трудов святых отцов, использованных святителем Игнатием, понятия, раскрыть познавательную специфику их содержания;
- выявить исторические особенности эпохи, в которой жил свт. Игнатий, побудившие его, как архипастыря Русской Церкви, начать свою литературно-богословскую деятельность;
- обозначить взгляды святителя Игнатия на внутрицерковные и общественные проблемы его времени;
- дать оценку критике святителя Игнатия как XIX в., так и новейшего времени;
- выявить познавательное содержание и познавательную значимость библейских заповедей на основе трудов святителя Игнатия и других святых отцов;
- раскрыть познавательную значимость соблюдения библейских заповедей, как метода для выявления сотериологической важности происходящих в жизни человека событий;
- выявить проблемы духовно-познавательного характера, актуальные для пастырской практики современной Русской Православной Церкви;
- актуализовать взгляды святителя Игнатия на духовное руководство в перспективе решения проблем современного пастырства;
- раскрыть и проанализировать учение святителя Игнатия о суде и осуждении, как нарушении евангельской заповеди, духовном самообольщении, бесовской прелести и ереси, обозначить познавательный аспект этих явлений.
Теоретико-методологические основы исследования составляют общенаучные методы анализа источников, синтеза полученных из различных источников данных, обобщения, абстрагирования, формализации, методы аналогии и идеализации.
Любое исследование, объектом которого выступает святоотеческое (вероучительное) наследие православной Церкви, зиждется либо на критических предпосылках в отношении авторитета этого наследия, либо на предпосылках его единства и самотождества. Критические предпосылки проявляются, прежде всего, в редукционном подходе к толкованию святоотеческих текстов и Священного Писания, сводящем ценность этих текстов к культурологическим, индивидуально-психологическим и политико-историческим условиям, в которых они написаны. На критических предпосылках основаны, главным образом, труды протестантских либеральных теологов XX в., таких как А.Швейцер, Р.Отто, Ф.Хайлер, Д.Бонхёффер, П.М.Бурен и других, а также труды современного отечественного философа религии М.А.Пылаева. Данное исследование в качестве теоретической основы использует принцип единства и самотождества вероучительных текстов православной Церкви (Св. Предания). Под единством понимается реальность однородного смыслового, аксиологического и целеполагательного контекста вероучительных текстов, написанных православными христианами всех времён и народов, авторитет мнений которых подтверждён Церковью. Под самотождеством вероучительных источников понимается приоритет их церковного понимания над каким-либо другим по причине того, что писались они в Церкви и для Церкви.
Научно-практическая значимость исследования выражена в следующем:
- выявлены предпосылочные позиции богословия святителя Игнатия (Брянчанинова);
- произведён анализ новейшей критики трудов святителя Игнатия (Брянчанинова);
- осуществлена попытка выявления познавательного аспекта терминологического аппарата, используемого в святоотеческой аскетической литературе;
- осуществлена попытка выявления актуальных проблем пастырской практики Русской Православной Церкви, а также решения этих проблем при помощи наследия святителя Игнатия;
- произведён анализ познавательного содержания таких библейских заповедей, как заповедь о почитании субботы, заповедь о неосуждении, непротивлении злу, а также таких духовных девиаций человека, как фарисейство, самообольщение, бесовская прелесть и ересь.
Кроме того, научно-практическая значимость исследования определяется высокой степенью востребованности наследия святителя Игнатия.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования были изложены в докладах на IV и V международных научно-практических конференциях «Евангелие в контексте современной культуры», проходивших в 2016 и 2017 гг. на базе социально-теологического факультета НИУ БелГУ.
В ходе работы над магистерской диссертацией автору удалось прийти к следующим результатам.
1. Святитель Игнатий (Брянчанинов), как богослов, опирался, прежде всего, на творения святых отцов, а также житийную литературу. Спасение святителем мыслится как личная Пятидесятница, то есть обновление Святым Духом во время земной жизни, а не посмертный оправдательный приговор на Божественном суде. И хотя очевидно, что писал святитель главным образом для монашествующих, он нигде не отмечает, что такая высокая «планка» его богословия обусловлена спецификой аудитории.
Скорбный и несколько пессимистичный характер учения святителя Игнатия о месте человека в мироздании, по всей видимости, представляет собой не пастырско-проповеднический приём, а онтологическую правду, обусловленную пониманием святителя соотношения откровения Св. Писания и человека. Учение святителя о трезвении, борьбе с помыслами и покаянии, как добровольном лишении себя земных утешений, служит методом для освобождения от многоразличной лжи, которая заграждает от человека эту онтологическую правду.
2. Святоотеческий глоссарий, используемый святителем Игнатием, имеет большое познавательное содержание. Раскрывая и анализируя эти понятия можно выявить особенности познания и организации внутреннего мира святого человека. «Красной нитью» через весь терминологический аппарат, исследованный в работе, проходит борьба за внутренний духовный мир подвижника, уже обретённый или ещё взыскуемый. Борьба эта происходит главным образом через недоверие к себе и терпение скорбей. Именно наличием духовного мира можно объяснить очень малое число понятий, обозначающих антропогенные явления внутреннего мира.
Святоотеческие поучения, в которых использован изучаемый глоссарий, имеют целью утвердить христианина в вере в Промысл Божий, устраивающий для каждого человека свою школу исполнения заповедей в соответствии с его устроением. В то же время поучения святых отцов имеют целью раскрытие неких духовных законов воздаяния. Таким образом, можно заключить, что святые отцы учат неким пророческим навыкам, с помощью которых человек может постигать диалектику духовного.
3. Эпоха, в которую жил святитель Игнатий, является очень противоречивой. С одной стороны, православие являлось государственным вероисповедованием, Церковь находилась под особым покровительством государя-императора. С другой, Церковь деформирована натиском западной культуры, новых религиозных веяний, сопротивление которым со стороны Церкви сдерживалось государственно-чиновничьим аппаратом, в зависимости от которого находилось церковное священноначалие. Святитель Игнатий остро переживал кризис ситуации. Он призывал к обновлению церковной жизни через возвращение к святоотеческому наследию и канонам. Большое внимание свт. Игнатий уделял проблеме духовного образованиясвоего времени. Образование это, по мысли святителя, с одной стороны нуждалось в очищении от множества светских, наносных элементов, с другой - в исправлении в соответствии с литургическим и святоотеческим Преданием. Духовное образование, считал святитель, призвано не столько развивать эрудицию, сколько прививать «вкус к подвигу» по примеру монастырских уставов.
4. В параграфе 1.3 были рассмотрены позиции трёх критиков святителя Игнатия: святителя Феофана (Говорова), игумена Петра (Мещеринова) и священника Филиппа Парфёнова. Критика свт. Феофана касается учения о природе ангелов и человеческой души и имеет под собой большие основания в учении Церкви. В настоящее время она имеет малый богословский интерес, поскольку разногласие двух святителей, по всей видимости, обусловлено биографическими и культурно-историческими особенностями их взглядов.
Критику двух других авторов вряд ли можно признать обоснованной. Она не находит оснований ни в трудах свт. Игнатия, ни в причинно-следственных связях между популяризацией его трудов и теми проблемами современной церковной жизни, которые они якобы вызвали.
5. Христианская вера глубоко укоренена в откровении о сущности мироздания и месте в нём человека. Символически это откровение изложено в учении о «днях творения», последний из которых подобает помнить, то есть чтить, подчёркивая тем самым реальную силу обстоятельств, которыми этот день отличается от дней предшествующих. Святоотеческое понимание заповеди о почитании седьмого дня, субботы, привносит в неё духовно-познавательное содержание. Содержание это со всей очевидностью связано с учением о борьбе с помыслами, целью которой является соблюдение ума и сердца в покое, без смущения. Покой ума - и есть внутреннее, духовное субботствование. Таким образом, именно через четвёртую заповедь Декалога мировоззренческий аспект христианского откровения связывается с познавательной деятельностью человека.
6. Во второй половине параграфа 2.1 была поднята тема креста и крестоношения. Существование «креста самодельного», надуманного, неспасительного выявляет необходимость понимания, какие обстоятельства можно считать частью спасительного креста, а какие нет. В этом деле важную роль играют заповеди познавательного характера, одной из которых является заповедь о почитании субботы, которую можно со всей основательностью назвать крестообразующей заповедью. В свою очередь творения святителя Игнатия и других святых отцов дают нам различные советы и наставления относительно того, как человеку толковать духовное значение тех или иных обстоятельств жизни. Советы эти не столько противоречивы, сколько разноплановы, ибо предназначены для людей различной степени духовного совершенства. В полной мере понять божественный замысел домостроительства человеческой жизни возможно лишь пророку или, пользуясь языком новозаветной Церкви, духоносному старцу. Именно эту пророческую полноту познания своего личного креста восприняло в себя народное благочестие. Ему в свою очередь оппонирует интеллектуализированная и несколько заносчивая позиция, согласно которой воля Божия со всей ясностью изложена в Св. Писании. В конце параграфа был предложен «серединный» путь, который, с одной стороны, не умаляет пророческого звания каждого христианина, с другой - не грешит мнительностью в духе католической «святости».
7. На основании анализа творений святителя Игнатия и других святоотеческих источников был сделан вывод о том, что по мере очищения подвижника от греховных страстей, многие поступки, которые ранее он был способен сделать только через грех, становятся для него негреховными, а в некоторых случаях даже добродетельными. Та же диссоциативная двойственность относится и к добродетельным поступкам.
Данное учение имеет обширную иллюстрацию в святоотеческих поучениях, адресованных священноначальствующим, а также в патериках, повествующих о духоносных настоятелях монастырей. В то же время историческая рецепция церковными массами данного учения привело к деформациям здоровых взаимоотношений между пастырем и паствой, а также утратой пастырями чувства ответственности перед «немощным в вере» народом. Эту проблему отмечал в 19 в. святитель Игнатий (Брянчанинов), в новейшее время - профессор А.И. Осипов.
Далее в ходе исследования были обозначены две проблемы. Первая заключается в кризисе миссионерской деятельности в Русской Православной Церкви. Корни этого кризиса можно увидеть в малой пригодности для миссионерской деятельности той монашеской парадигмы пастырского окормления, которая в течение столетий установилась в нашей Церкви. Нами было сделано предположение, что альтернативную парадигму пастырского окормления, более пригодную для миссионерства, стоит искать в подвиге таких святых как свт. Иннокентий (Вениаминов) и праведный Иоанн Кронштадтский.
Вторая проблема, тесно связанная с первой, состоит в кризисе самой монашеской парадигмы. Дело в том, что монашеская модель церковной жизни немыслима без существования людей, воля которых тождественна волей Божией (старцев). Святитель Игнатий и профессор А.И. Осипов поднимают вопрос о крайнем оскудении старцев в Русской Церкви. Наследие святителя Игнатия, а также опыт уже упомянутых святых прав. Иоанна Кронштадтского и свт. Иннокентия (Вениаминова), могут помочь в преодолении данной проблемы.
8. В последнем параграфе диссертации был предложен анализ познавательного содержания евангельской заповеди о неосуждении, а также таких деформаций духовного мира человека, как фарисейство, самообольщение, бесовская прелесть и ересь. Заповедь о суде и осуждении представляет собой наиболее трудную для исполнения. Она может незаметно нарушаться человеком не только далёким от Церкви, но и праведником, пытающимся всеми силами согласовать свою жизнь с законом Божиим. Во втором случае осуждение становится тонким недугом соблазна, про который святитель Игнатий отметил, что он есть первый характерный признак фарисея. На примере евангельского повествования можно видеть, что фарисеи непрестанно нарушали заповедь о неосуждении в отношении Бога, иными словами лжепророчествовали. Таким образом, можно заключить, что нарушение заповеди о неосуждении есть не просто отсутствие тождества между субъективным мнением и объективным положением вещей. Осуждение есть претензия на сверхъестественные способности, такие как пророчество, знание прошлого, чтение чужих мыслей. Таким образом, осуждение есть в первую очередь самообман и заблуждение относительно онтологического статуса человека.
Схожее явление представляет собой духовное самообольщение и бесовская прелесть. На основе трудов святителя Игнатия можно заключить, что эти духовные недуги представляют собой повреждение внутреннего устроения человека вследствие незнания им православного учения о падших духах и повреждения человека по грехопадении. Познавательная неосторожность (доверие к себе), которая часто обнаруживает себя в людях поверхностно знакомых с православием, даёт возможность падшим духам влиять на мысли и чувства человека, манипулировать им. Ересь, по определению святителя Игнатия, есть грех ума, соединённый с упорством и ожесточением сердца. Святитель не связывает грех раскола с ересью, однако логично будет не согласиться с ним, поскольку: во-первых, нарушение единства Церкви есть уже отход от вероучения Церкви; во-вторых, ересь без решимости на раскол представляет собой простое заблуждение или необразованность.
1. Авва Дорофей. Душеполезные поучения. / Авва Дорофей. - М.: Светлый берег, 2010. - 287 с.
2. Библия. - М.: Российское библейское общество, 2013. - 1371 с.
3. Варсонофий Великий и Иоанн Пророк, прпп. Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников. / Варсонофий Великий, Иоанн Пророк. - М.: Сибирская благозвонница, 2013. - 669 с.
4. Добротолюбие. В V т., Т. I. - М.: Артос-медиа, 2008. - 774 с.
5. Ельчанинов А.Е. Житие святого Франциска Ассизского. / А.Е.Ельчанинов. - М.: Книга по Требованию, 2013. - 48 с.
6. Житие святителя Тихона Задонского. - Задонский Рождество- Богородицкий муж. мон-рь, 2005. - 287 с.
7. Жития святых. - М.: Сибирская благозвонница, 2016. - 985 с.
8. Игнатий (Брянчанинов), свт. О необходимости собора по нынешнему
состоянию Российской Православной Церкви. [Электронный ресурс] / Игнатий (Брянчанинов). -
http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=464 (Дата
обращения: 20.03.2017).
9. Игнатий (Брянчанинов), свт. Понятие о ереси и расколе. [Электронный
ресурс] / Игнатий (Брянчанинов). -
http://pravbeseda.ru/library/?id=496&page=book(Дата обращения: 02.05.2017).
10. Игнатий (Брянчанинов), свт. Собрание сочинений. В VII т. - М.: Терирем, 2011.
11. Иннокентий (Вениаминов), свт. Быть полезным Отечеству. /
Иннокентий (Вениаминов). - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009. - 592 с.
12. Иоанн (Крестьянкин), архим. Письма. / Иоанн (Крестьянкин). - Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2013. - 542 с.
13. Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. / Иоанн Дамаскин. - М.: Индрик, 2002. - 420 с.
14. Иоанн Лествичник, прп. Лествица или Скрижали духовные. / Иоанн Лествичник. - М.: Сибирская благозвонница, 2013. - 573 с.
15. Исаак Сирин, прп. Сочинения. / Исаак Сирин. - Свято-Введенская Оптина пустынь, 2004. - 431 с.
16. Концепция миссионерской деятельности Русской Православной
Церкви. [Электронный ресурс] / Материалы официального сайта Московской Патриархии. - http://www.patriarchia.ru/db/text/220922.html(Дата обращения: 20.04.2017).
17. Материалы IV Свято-Игнатиевский чтений. - Выпуск I. - Ставрополь: Графа, 2012. - 76 с.
18. Никодим Святогорец, прп. Невидимая брань. / Никодим Святогорец. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007. - 400 с.
19. Николай Сербский, свт. Православный катехизис. / Николай Сербский. - Клин: Христианская жизнь, 2009. - 128 с.
20. Полное жизнеописание святителя Игнатия Кавказского, составленное его ближайшими учениками. - М.: Изд-во сестр-ва. во имя. свт. Игнатия Ставропольского, 2011. - 508 с.
21. Полное собрание творений святителя Иоанна Златоуста. В XII т. - М.: Изд-во им. свт. Игнатия Ставропольского, 2007. - С. 579.
22. Правила Святых Отцов Православной Церкви с толкованиями
Епископа Никодима (Милоша). / Под общ. ред. еп. Буэнос-Айресского Александра. - Св.-Троицкая православная миссия, 2004. - 130 с.
23. Православная энциклопедия. В 44 т., Т. 4, 21. / под ред. патриарха Московского и Всея Руси Кирилла. - М.: Русский издательский центр,
2013.
24. Православный молитвослов и Псалтирь. - Н.Новгород: Христианская библиотека, 2014. - 415 с.
25. Святейший Патриарх Кирилл: Миссионерская деятельность должна быть приоритетной темой в повестке дня Русской Православной Церкви. [Электронный ресурс] / Материалы официального сайта Московской Патриархии. - http://www.patriarchia.ru/db/text/3750830.html(Дата обращения: 20.04.2017).
26. Симфония по творения святителя Иоанна Златоуста. Изд. 2-е. / Ред.- сост. Терещенко Т.Н. - М.: Даръ, 2008. - 576 с.
27. Тропари и Величания общие. [Электронный ресурс] / Православный
молитвослов. - https://azbyka.ru/molitvoslov/tropari-i-velichaniya-
obshhie.html (Дата обращения: 20.02.2017).
28. Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на Святое Евангелие. В II т., Т. II. / Феофилакт Болгарский. - М.: Сибирская благозвонница, 2009. - 543 с.
29. Филарет (Дроздов), свт. Пространный христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. / Филарет (Дроздов). - Минск: Белорусская православная церковь, 2016. - 223 с.
30.Энциклопедия православной жизни. / Авторы-сост. Г.Калинина, Г.Стромынский. - Тула: Имидж-принт, 2010. - 400 с.
Список литературы:
31. Абрамов А.В. Проблема телесности и духовности у Игнатия
Брянчанинова и Феофана Затворника. / А.В.Абрамов. // Учёные записки Орловского государственного университета. Серия: гуманитарные и социальные науки. - 2012. - №4 - С. 95-98.
32. Авдеенко Е.А. Жизнь Авраама. [Электронный ресурс] / Стенограмма лекций Е.А.Авдеенко. - http://avdejenko.ucoz.ru/Main.html(Дата обращения: 17.03.2017).
33. Аверкий (Таушев), архиеп. Четвероевангелие. Апостол. [Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета] / Аверкий (Таушев). - М.: Изд-во ПСТГУ, 2010. - 841 с.
34. Алексий (Корсак), иеромон. О старцах и лжестарцах, или кто видел
старца, тот видел Бога. / Беседовал Герук С. [Электронный ресурс] // Интервью порталу «Православная жизнь». -
http://www.pravoslavie.ru/91902.html(Дата обращения 01.05.2017).
35. Антоний (Храповицкий), митр. Сила православия. / Антоний
(Храповицкий). - М.: Институт русской цивилизации, 2012. - 688 с.
36. Блейк У. Песни Невинности и Опыта. / У.Блейк. - Киев: Наукова думка, 2009. - 108 с.
37. Бонхёффер Д. Этика. / Д.Бонхёффер. - М.: ББИ, 2016. - 544 с.
38. Вершилло Р. О. Кураев, Андрей Вячеславович. [Электронный ресурс] /
Материалы проекта «Антимодернизм.ру». -
https://antimodem.wordpress.com/2009/03/13/kuraev/(Дата обращения: 03.04.2017).
39. Вишняков К.А. К вопросу о полемике между святителем Игнатием Брянчаниновым и святителем Феофанов Говоровым о природе душ и ангелов. К.А.Вишняков. // Теория и практика общественного развития. - 2015. - №12 - С. 377-379.
40. Вишняков К.А. Предметное поле в исследовании философии епископа Игнатия Брянчанинова. / К.А.Вишняков. // Теория и практика общественного развития. - 2013. - №13 - С. 11-13.
41. Гаврюшин Н.К. Русское богословие. Очерки и портреты. /
Н.К.Гаврюшин. - Н.Новгород: Нижегородская дух. семинария, 2011. - 672 с.
42. Год со святителем Игнатием (Брянчаниновым). [Электронный ресурс] /
Архивные выпуски телеканала «Союз». - http://tv-
soyuz.ru/peredachi/god-so-svyatitelem-ignatiem-bryanchaninovym (Дата
обращения: 03.04.2017).
43. Грекулов Е.Ф. Нравы русского духовенства. / Е.Ф.Грекулов. - М.: Nevzorov Haute Ecole, 2011. - 96 с.
44. Давыденков О., прот. Догматическое богословие. / О.Давыденков. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. - 624 с.
45. Для чего мы живём. [Великие русские старцы о смысле христианской жизни.]. / Сост. Козаченко В. - М. Ковчег, 2013. - 548 с.
46. Духанин В.Н. Святитель Игнатий (Брянчанинов) о ступенях молитвы
Иисусовой. [Электронный ресурс] / В.Н.Духанин. -
http://www.pravoslavie.ru/66179.html(Дата обращения: 10.03.2017).
47. Егоров Г., прот. Священное Писание Ветхого Завета. / Г.Егоров. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2007. - 408 с.
48. Ельчанинов А., свящ. Записи. [Аудиокнига] / А.Ельчанинов. - М.: Феофания, 2006.
49.Зеньковский В., протопр. История русской философии. / В.Зеньковский. - М.: Академический проект, Раритет, 2001. - 880 с.
50. Ианнуарий (Ивлиев), архим. Евангельский смысл слова «покаяние». [Электронный ресурс] / Архив официальной радиостанции Санкт- Петербургской митрополии «Град Петров». - http://www.grad- petrov.ru/broadcast/evangelskij-smysl-slova-pokayanie/(Дата обращения: 10.02.2017).
51. Иванов Е.О. Православное богословие воскресного дня и субботы (к вопросу о понимании четвёртой заповеди Десятисловия). [Электронный ресурс] / Е.О.Иванов. - https://azbyka.ru/pravoslavnoe- bogoslovie-voskresnogo-dnya-i-subboty(Дата обращения: 13.03.2017).
52. Иларион (Алфеев), митр. Жизнь и учение святителя Григория
Богослова. / Иларион (Алфеев). - М.: Изд-во МП РПЦ, 2013. - 576 с.
53. Иларион (Алфеев), митр. Православное богословие на рубеже
столетий. / Иларион (Алфеев). [Электронный ресурс] / https://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev/pravoslavnoe-bogoslovie-na- rubezhe-stoletij/2_32(Дата обращения: 10.04.2017).
54. Кураев А., протод. Сатанизм для интеллигенции. О Рерихах и православии. В II т., Т. I. / А.Кураев. - М.: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2006. - 527 с.
55. Кураев А.,протод. Миссионерский кризис православия. / А.Кураев. - М.: Никея, 2010. - 304 с.
56. Кураев А.В., протод. О вере и знании. / А.В.Кураев. - М.: Аргус, 1995. - 59 с.
57. Малков Г., дьяк. «Камни святилища падают в грязь...». Скорбные пророки 1917 года. [Электронный ресурс] / Г. Малков. -http://www.pravoslavie.ru/45120.html(Дата обращения: 10.04.2017).
58. Мельник В.И. Православие и культура: святители Филарет Дроздов и Игнатий Брянчанинов о художественной литературе. / В.И.Мельник. // «Филаретовский альманах». - 2009 - №5. - С. 151-164.
59. Митрофанов Г., прот. Наша церковь породила гораздо больше
мучителей, чем мучеников. / Беседовала Таратута Ю. [Электронный ресурс] // Интервью телеканалу «Дождь». -
https://tvrain.ru/teleshow/govorite_s_yuliey_taratutoy/mitrofanov-426359/(Дата обращения: 01.05.2017).
60. Наставления старца Иоанна (Крестьянкина). [Серия «Люди Божии»] / Сост. Рожнёва О.Л. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2015. - 96 с.
61. Николай Сербский, свт. Мыли о добре и зле. [Электронный ресурс] / Николай Сербский. -https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbskij/mysli-o- dobre-i-zle/2(Дата обращения: 20.14.2017).
62. Ноги Маресукэ. [Электронный ресурс] / Биография Ноги Маресукэ. -http://people-archive.ru/character/nogi-maresuke(Дата обращения: 13.03.2017).
63. Носители духа. / Сост. А.И.Осипов. -М.: Изд-во Сретенского
монастыря, 2014. - 528 с.
64.Огицкий Д.П., Козлов М., свящ. Православие и западное христианство. / Д.П.Огицкий, М.Козлов. - М.: МДА, 1999. - 608 с.
65.Орнатский И., прот. Воспоминания о Кронштадтском пастыре. / И.Орнатский. - М.: Отчий дом, 2013. - 368 с.
66. Осенний Н. Душа в пятках: критика спиритизма в полемике свтт. Феофана Затворника и Игнатия (Брянчанинова). [Электронный ресурс] / Н.Осенний. - http://uoj.org.ua/publikatsii/vopros-very/dusha-v-pyatkakh- kritika-spiritizma-v-polemike-svtt-feofana-zatvornika-i-ignatiya- bryanchaninova(Дата обращения: 10.04.2017).
67.Осипов А.И. Духовное наследие святителя Игнатия Брянчанинова. [Электронный ресурс] / Материалы конференции «Духовное наследие святителя Игнатия (Брянчанинова)», М., 2009. - http://alexey-
osipov.ru/books-and-publications/doklady/dukhovnoe-nasledie-svyatitelya- ignatiya-bryanchaninova/(Дата обращения: 26.04.2017).
68.Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. / А.И.Осипов. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2014. - 496 с.
69.Осипов А.И. Учение о молитве Иисусовой святителя Игнатия (Брянчанинова). [Электронный ресурс] / А.И.Осипов. -http://www.bogoslov.ru/text/421396.html(Дата обращения: 03.03.2017).
70. Отец современного иночества. [Электронный ресурс] / Воспоминания современников о святителе Игнатии Ставропольском. -http://shikardos.ru/text/otec-sovremennogo-inochestva/(Дата обращения: 15.04.2017).
71. Парфений (Мурелатос), архим. Что может помешать монаху
достигнуть цели его жизни? О современных технологиях, обновлении Церкви и социальном служении. [Электронный ресурс] / Интервью издат. дому «Святая гора». - http://agionoros.ru/docs/341.html(Дата обращения: 02.05.2017).
72. Парфёнов Ф., свящ. Свт. Игнатий Брянчанинов и плоды его
некритического восприятия. [Электронный ресурс] / Ф.Парфёнов. -http://pretre-philippe.livejournal.com/188366.html(Дата обращения: 10.02.2017).
73. Пётр (Мещеринов), игумен. Вызовы сегодняшнего дня - взгляд из России. [Доклад, прочитанный на международной конференции «Пути развития и точки соприкосновения между Россией и Западной Европой», проходившей в г. Милан в 2010 г.] [Электронный ресурс] / Пётр (Мещеринов). - http://www.bogoslov.ru/text/1253246.html(Дата обращения: 20.12.2016).
74. Пётр (Мещеринов), игумен. Мучение любви, или. [Размышления над книгой архим. Лазаря (Абашидзе) «Мучение любви»] / Пётр (Мещеринов). // Альфа и Омега. - 2006. - №1(45) - С. 74-81.
75. Петр (Мещеринов), игумен. О жизни в Церкви. / Интервью на
презентации книги «Жизнь в Церкви», 2011. [Электронный ресурс] / Материалы портала «Православие и мир». -
http://www.pravmir.ru/igumen-petr-meshherinov-o-zhizni-v-cerkvi/ (Дата
обращения: 20.12.2016).
76. Петр (Мещеринов), игумен. Правила читаются, посты постятся, а
жизни во Христе - маловато. / Интервью порталу «Православие и мир», май 2015. [Электронный ресурс] // Материалы портала «Православие и мир». - http://www.pravmir.ru/igumen-petr-meshherinov- uverennost-v-pogibeli-inoslavnyih-hula-na-duha-svyatogo/ (Дата
обращения: 20.12.2016).
77. Помяловский Н. Очерки бурсы. / Н.Помяловский. - М.: Эксмо, 2007. - 608 с.
78. Пылаев М. А. Категория «священное» в феноменологии религии, теологии и философии ХХ века. / М. А. Пылаев. - М.: Изд-во РГГУ,2011.- 216 с.
79. Самарина Т.С. Фридрих Хайлер и психология религии / Т.С. Самарина // Вестник ПСТГУ. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение. -2014.- №4. - С. 83-96.
80. Серебрякова Ю.В. Четвероевангелие. Учебное пособие. / Ю.В.Серебрякова. - М.: ПСТГУ, 2013. - 364 с.
81. Соколов А.Л. Святитель Игнатий Брянчанинов. В 3-х ч. / А.Л. Соколов.- Alklej, 2016.
82. Софроний (Сахаров), схиархим. Преподобный Силуан Афонский. / Софроний (Сахаров). - М: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2011. - 528с.
83. Стеняев О., прот. Что такое древо познания добра и зла? [Электронный
ресурс] / О.Стеняев. - http://www.pravoslavie.ru/81416.html (Дата
обращения: 27.04.2017).
84. Стрижев А.Н. Фома Кемпийский в России. / А.Н. Стрижев. // Богословские труды. - 2005. - №40. - С. 368-384.
85. Телиженко В. В Афинах учатся, а в Салониках молятся. [Интервью с В.Телиженко] / Подготовил В.Бурега // Встреча. - 2002. - №1(15) - С. 18-19.
86. Тихон (Шевкунов), архимандрит. Несвятые святые. / Тихон (Шевкунов). — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. — 640 с.
87. Ткачёв А., прот. Восьмой день недели. [Электронный ресурс] /
А.Ткачёв. -
http: //pravsobor.kz/1 _shagi_v_hrame/pro_prazdnik/EASTER/vosmoi_den.ht ml (Дата обращения: 16.03.2017).
88. Уловки невидимых врагов. / Сост. Фомин А.В. - М.: Новая мысль,
2015. - 345 с.
89. Феофан (Говоров), свт. Душа и ангел - не тело, а дух. / Феофан (Говоров). - М.: Благовест, 2014. - 192 с.
90. Филарет (Дроздов), свт. Как создать православную семью. / Филарет (Дроздов). - М.: Сибирская благо-звонница, 2010. - 48 с.
91. Флоровский Г., прот. Избранные богословские статьи. / Г.Флоровский. - М.: Пробел, 2000. - 304 с.
92. Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. / Г.Флоровский. - М.: Институт русской цивилизации, 2009. - 848 с.
93. Хоружий С.С. К феноменологии аскезы. / С.С.Хоружий. - М.: Изд-во гуманитарной литературы, 1998. - 352 с.
94. Худиев С.Л. Как доказать, что Бог существует? Краткое введение в апологетику. / С.Л.Худиев. - М.: Миссионерский центр им. иерея Даниила Сысоева, 2012. - 96 с.
95. Шафажинская Н.Е. Психолого-педагогические аспекты пастырской деятельности и литературного творчества святителя Игнатия (Брянчанинова). / Н.Е.Шафажинская. // Вестник ПСТГУ. Серия 4. Педагогика. Психология. - 2009. - №12. - С. 21-32.
96. Швейцер А. Жизнь и мысли. / А.Швейцер. - М.: Республика, 1996. - 528 с.
97. Шмеман А., протопр. Великий пост. / А. Шмеман. - М.: Московский рабочий, 1993. - 111 с.
98. Шмеман А., протопр. Дневники. / А.Шмеман. - М.: Русский путь, 2005. - 722 с.
99. Шустров А.Г. Задачи познания в восточно-христианском вероучении. / А.Г.Шустров. // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. - 2011. - №2 - С. 80-87.