РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К РОДНОМУ ГОРОДУ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К РОДНОМУ ГОРОДУ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Проблема развития интереса к родному городу у старших дошкольников в научных исследованиях 7
1.2. Возможности использования проектной деятельности в развитии
интереса к родному городу у старших дошкольников 16
1.3. Педагогические условия развития интереса к родному городу у
старших дошкольников в проектной деятельности 23
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕРЕСА К РОДНОМУ ГОРОДУ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Изучение опыта работы педагогов дошкольной организации по
развитию интереса к родному городу у старших дошкольников 35
2.2. Методические рекомендации для педагогов дошкольной организации
по развитию интереса к родному городу у старших дошкольников с использованием проектной деятельности 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 62
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К РОДНОМУ ГОРОДУ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Проблема развития интереса к родному городу у старших дошкольников в научных исследованиях 7
1.2. Возможности использования проектной деятельности в развитии
интереса к родному городу у старших дошкольников 16
1.3. Педагогические условия развития интереса к родному городу у
старших дошкольников в проектной деятельности 23
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕРЕСА К РОДНОМУ ГОРОДУ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Изучение опыта работы педагогов дошкольной организации по
развитию интереса к родному городу у старших дошкольников 35
2.2. Методические рекомендации для педагогов дошкольной организации
по развитию интереса к родному городу у старших дошкольников с использованием проектной деятельности 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 62
Старший дошкольный возраст как период становления первооснов личности имеет потенциальные возможности для развития у ребенка ценностного отношения к Родине и начал гражданственности. Основой в воспитании гражданских чувств являются накопление дошкольниками социального опыта жизни в своем Отечестве.
Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой родине, огромное значение имеет развитие интереса у дошкольников к историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим особенностям родного города. В каждом городе есть свои особенности, специфические черты культуры и природы, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства.
В старшем дошкольном возрасте закладываются основы гражданственности, развивается интерес к Родине на эмоционально -чувственном уровне, что в дальнейшем будет являться базой для осознания ребенком собственной гражданской позиции. Это происходит в ходе освоения ребенком особенностей сначала близкого, затем более широкого социального окружения: семья — детский сад — родная улица, район — родной город — родная страна — другие страны мира.
Проблема развития познавательного интереса как побудительной силы деятельности, была рассмотрена в работах многих педагогов и психологов (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Г.И. Щукина и др.). В основе развития интереса лежит развивающаяся у детей потребность в познании окружающего мира и информационном обмене (Л.И. Божович, Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса, Н.Ф. Виноградова, А.В. Запорожец, В.Г. Иванов, Т.Г. Кобзева, М.И. Лисина, Н.Н. Поддъяков и др.).
Одной из эффективных форм работы с дошкольниками в развитии интереса к родному городу является проектная деятельность. Проектная деятельность дошкольников обеспечивает сотрудничество детей и взрослых, способствует реализации личностно ориентированного подхода к образованию в условиях выполнения ФГОС ДО.
Вопросы организации проектной деятельности с дошкольниками освещены в работах многих современных педагогов (Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса И.В. Гарифуллина, В.Н. Журавлева, А. Зарипова, К. Ленг, Е.В. Проскура и т. др.). Изучение особенностей развития личности детей старшего дошкольного возраста (Т.И. Бабаева, Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, В.С. Мухина, Н.Н. Поддьяков, А.И. Савенков, Д.Б. Эльконин и др.) показало, что проектная деятельность отражает возрастные потребности дошкольников в исследовании окружающего мира, а также во взаимодействии со взрослыми и сверстниками. Включение детей в проектную деятельность позволяет им усвоить интересный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности. Все вышесказанное послужило основой выбора темы выпускной квалификационной работы «Развитие интереса к родному городу у старших дошкольников в проектной деятельности».
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития интереса к родному городу у старших дошкольников в проектной деятельности?
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс развития интереса к родному городу у старших дошкольников.
Предмет исследования: педагогические условия развития интереса к родному городу у старших дошкольников в проектной деятельности.
Гипотеза исследования: развитию интереса к родному городу у старших дошкольников в проектной деятельности будут способствовать следующие педагогические условия:
— организация развивающей предметно-пространственной среды в до-школьной организации, содержащей информацию о родном городе;
— обеспечение субъектной позиции ребенка в проектной деятельности;
— взаимодействие педагогов дошкольной организации с родителями воспитанников.
Задачи исследования:
1. Выяснить степень исследованности проблемы развития интереса к родному городу у старших дошкольников в научных трудах педагогов и психологов.
2. Рассмотреть возможности использования проектной деятельности в развитии интереса к родному городу у старших дошкольников
3. Определить и теоретически обосновать педагогические условия развития интереса к родному городу у старших дошкольников в проектной деятельности.
4. Изучить опыт работы педагогов дошкольной организации по развитию интереса к родному городу у старших дошкольников .
5. Обобщить методические рекомендации для педагогов дошкольной организации по развитию интереса к родному городу у старших дошкольников с использованием проектной деятельности.
Методы исследования:
- теоретические: анализ, сравнение, обобщение материалов научной литературы;
- эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий этап), анкетирование, беседа, анализ продуктов деятельности;
- количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 47 г. Белгорода.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложения.
Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой родине, огромное значение имеет развитие интереса у дошкольников к историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим особенностям родного города. В каждом городе есть свои особенности, специфические черты культуры и природы, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства.
В старшем дошкольном возрасте закладываются основы гражданственности, развивается интерес к Родине на эмоционально -чувственном уровне, что в дальнейшем будет являться базой для осознания ребенком собственной гражданской позиции. Это происходит в ходе освоения ребенком особенностей сначала близкого, затем более широкого социального окружения: семья — детский сад — родная улица, район — родной город — родная страна — другие страны мира.
Проблема развития познавательного интереса как побудительной силы деятельности, была рассмотрена в работах многих педагогов и психологов (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Г.И. Щукина и др.). В основе развития интереса лежит развивающаяся у детей потребность в познании окружающего мира и информационном обмене (Л.И. Божович, Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса, Н.Ф. Виноградова, А.В. Запорожец, В.Г. Иванов, Т.Г. Кобзева, М.И. Лисина, Н.Н. Поддъяков и др.).
Одной из эффективных форм работы с дошкольниками в развитии интереса к родному городу является проектная деятельность. Проектная деятельность дошкольников обеспечивает сотрудничество детей и взрослых, способствует реализации личностно ориентированного подхода к образованию в условиях выполнения ФГОС ДО.
Вопросы организации проектной деятельности с дошкольниками освещены в работах многих современных педагогов (Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса И.В. Гарифуллина, В.Н. Журавлева, А. Зарипова, К. Ленг, Е.В. Проскура и т. др.). Изучение особенностей развития личности детей старшего дошкольного возраста (Т.И. Бабаева, Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, В.С. Мухина, Н.Н. Поддьяков, А.И. Савенков, Д.Б. Эльконин и др.) показало, что проектная деятельность отражает возрастные потребности дошкольников в исследовании окружающего мира, а также во взаимодействии со взрослыми и сверстниками. Включение детей в проектную деятельность позволяет им усвоить интересный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности. Все вышесказанное послужило основой выбора темы выпускной квалификационной работы «Развитие интереса к родному городу у старших дошкольников в проектной деятельности».
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития интереса к родному городу у старших дошкольников в проектной деятельности?
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс развития интереса к родному городу у старших дошкольников.
Предмет исследования: педагогические условия развития интереса к родному городу у старших дошкольников в проектной деятельности.
Гипотеза исследования: развитию интереса к родному городу у старших дошкольников в проектной деятельности будут способствовать следующие педагогические условия:
— организация развивающей предметно-пространственной среды в до-школьной организации, содержащей информацию о родном городе;
— обеспечение субъектной позиции ребенка в проектной деятельности;
— взаимодействие педагогов дошкольной организации с родителями воспитанников.
Задачи исследования:
1. Выяснить степень исследованности проблемы развития интереса к родному городу у старших дошкольников в научных трудах педагогов и психологов.
2. Рассмотреть возможности использования проектной деятельности в развитии интереса к родному городу у старших дошкольников
3. Определить и теоретически обосновать педагогические условия развития интереса к родному городу у старших дошкольников в проектной деятельности.
4. Изучить опыт работы педагогов дошкольной организации по развитию интереса к родному городу у старших дошкольников .
5. Обобщить методические рекомендации для педагогов дошкольной организации по развитию интереса к родному городу у старших дошкольников с использованием проектной деятельности.
Методы исследования:
- теоретические: анализ, сравнение, обобщение материалов научной литературы;
- эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий этап), анкетирование, беседа, анализ продуктов деятельности;
- количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 47 г. Белгорода.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложения.
Анализ литературы позволил нам определить интерес к родному городу у детей старшего дошкольного возраста как устойчивое эмоционально - положительное отношение ребенка к культурно - историческим событиям, субъектам и объектам родного города, которое развивается в активной практической деятельности по его изучению.
Проведенный нами анализ исследований позволил выделить структурные компоненты интереса к родному городу у старших дошкольников.
- когнитивно-потребностный компонент включает знания детей о родном городе, желание участвовать в процессе познания его истории и культуры;
- содержательно-деятельностный компонент проявляется в способности вступать в совместную деятельность со взрослыми и сверстниками по поводу приобретения знаний об истории и культуре родного города;
- эмоционально-волевой компонент - отражает эмоциональное отношение ребенка к родному городу, которое проявляется в его эмоциях, чувствах, воле.
Мы отметили, что в примерных образовательных программах дошкольного образования ставится задача знакомства дошкольников с социокультурным окружением: названиями улиц, зданий, сооружений, организаций и их назначением. Отмечается, что усвоение детьми ценностей, норм и правил, принятых в обществе, лучше всего происходит при непосредственном участии детей в его жизни, в практических ситуациях, предоставляющих поводы и темы для дальнейшего обсуждения.
Изучение литературы позволило определить, что метод проектов является педагогической технологией, стержень которой - способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, а также самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты.
Выделяют этапы работы над проектом: целеполагание, разработка проекта, выполнение проекта, подведение итогов, определение задач для новых проектов.
Теоретический анализ литературы позволил нам предположить, что развитие интереса старших дошкольников к родному городу на основе использования метода проекта будет эффективным при создании следующих педагогических условий: проектная деятельность будет строиться с учетом уровня развития интереса дошкольников к родному городу; обеспечение субъектной позиции ребенка дошкольного возраста в проектной деятельности; работа будет проводиться в тесном сотрудничестве педагогов дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Практическая работа осуществлялась на МБДОУ детский сад комбинированного вида № 47 г. Белгорода. В эксперименте приняли участие дети старшей группы в количестве 10 человек.
Мы выделили критерии, показатели и уровни развития у старших дошкольников интереса к родному городу, что позволило нам подобрать диагностический инструментарий и выявить уровень развития интереса к родному городу у старших дошкольников: высокий уровень интереса к родному городу показали 20% (2) дошкольников, средний уровень - 80% (8) детей, низкий уровень не выявлен.
Результаты констатирующего этапа эксперимента позволили нам разработать методические рекомендации по развитию интереса у старших до-школьников к родному городу на основе метода проекта.
Обобщая результаты исследования, можно констатировать, что задачи исследования в целом решены. Вместе с тем, проведенное исследование является лишь одним из подходов к разработке проблемы развития интереса у старших дошкольников к родному городу на основе использования метода проекта и может быть продолжена.
Проведенный нами анализ исследований позволил выделить структурные компоненты интереса к родному городу у старших дошкольников.
- когнитивно-потребностный компонент включает знания детей о родном городе, желание участвовать в процессе познания его истории и культуры;
- содержательно-деятельностный компонент проявляется в способности вступать в совместную деятельность со взрослыми и сверстниками по поводу приобретения знаний об истории и культуре родного города;
- эмоционально-волевой компонент - отражает эмоциональное отношение ребенка к родному городу, которое проявляется в его эмоциях, чувствах, воле.
Мы отметили, что в примерных образовательных программах дошкольного образования ставится задача знакомства дошкольников с социокультурным окружением: названиями улиц, зданий, сооружений, организаций и их назначением. Отмечается, что усвоение детьми ценностей, норм и правил, принятых в обществе, лучше всего происходит при непосредственном участии детей в его жизни, в практических ситуациях, предоставляющих поводы и темы для дальнейшего обсуждения.
Изучение литературы позволило определить, что метод проектов является педагогической технологией, стержень которой - способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, а также самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты.
Выделяют этапы работы над проектом: целеполагание, разработка проекта, выполнение проекта, подведение итогов, определение задач для новых проектов.
Теоретический анализ литературы позволил нам предположить, что развитие интереса старших дошкольников к родному городу на основе использования метода проекта будет эффективным при создании следующих педагогических условий: проектная деятельность будет строиться с учетом уровня развития интереса дошкольников к родному городу; обеспечение субъектной позиции ребенка дошкольного возраста в проектной деятельности; работа будет проводиться в тесном сотрудничестве педагогов дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Практическая работа осуществлялась на МБДОУ детский сад комбинированного вида № 47 г. Белгорода. В эксперименте приняли участие дети старшей группы в количестве 10 человек.
Мы выделили критерии, показатели и уровни развития у старших дошкольников интереса к родному городу, что позволило нам подобрать диагностический инструментарий и выявить уровень развития интереса к родному городу у старших дошкольников: высокий уровень интереса к родному городу показали 20% (2) дошкольников, средний уровень - 80% (8) детей, низкий уровень не выявлен.
Результаты констатирующего этапа эксперимента позволили нам разработать методические рекомендации по развитию интереса у старших до-школьников к родному городу на основе метода проекта.
Обобщая результаты исследования, можно констатировать, что задачи исследования в целом решены. Вместе с тем, проведенное исследование является лишь одним из подходов к разработке проблемы развития интереса у старших дошкольников к родному городу на основе использования метода проекта и может быть продолжена.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
К РОДНОМУ ГОРОДУ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА
ПРОЕКТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДОУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Знакомство с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2020 - Воспитание познавательного интереса к родному городу у младших школьников( Начальное образование, Российский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2021 - Деятельность педагога по развитию познавательного интереса к родному краю в условиях дошкольной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОДНОМ ГОРОДЕ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ЭКСКУРСИЙ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2020 - ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С РОДНЫМ КРАЕМ (ГОРОДОМ)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



