ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К РОДНОМУ ГОРОДУ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Проблема развития интереса к родному городу у старших дошкольников в научных исследованиях 7
1.2. Возможности использования проектной деятельности в развитии
интереса к родному городу у старших дошкольников 16
1.3. Педагогические условия развития интереса к родному городу у
старших дошкольников в проектной деятельности 23
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕРЕСА К РОДНОМУ ГОРОДУ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Изучение опыта работы педагогов дошкольной организации по
развитию интереса к родному городу у старших дошкольников 35
2.2. Методические рекомендации для педагогов дошкольной организации
по развитию интереса к родному городу у старших дошкольников с использованием проектной деятельности 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 62
Старший дошкольный возраст как период становления первооснов личности имеет потенциальные возможности для развития у ребенка ценностного отношения к Родине и начал гражданственности. Основой в воспитании гражданских чувств являются накопление дошкольниками социального опыта жизни в своем Отечестве.
Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой родине, огромное значение имеет развитие интереса у дошкольников к историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим особенностям родного города. В каждом городе есть свои особенности, специфические черты культуры и природы, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства.
В старшем дошкольном возрасте закладываются основы гражданственности, развивается интерес к Родине на эмоционально -чувственном уровне, что в дальнейшем будет являться базой для осознания ребенком собственной гражданской позиции. Это происходит в ходе освоения ребенком особенностей сначала близкого, затем более широкого социального окружения: семья — детский сад — родная улица, район — родной город — родная страна — другие страны мира.
Проблема развития познавательного интереса как побудительной силы деятельности, была рассмотрена в работах многих педагогов и психологов (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Г.И. Щукина и др.). В основе развития интереса лежит развивающаяся у детей потребность в познании окружающего мира и информационном обмене (Л.И. Божович, Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса, Н.Ф. Виноградова, А.В. Запорожец, В.Г. Иванов, Т.Г. Кобзева, М.И. Лисина, Н.Н. Поддъяков и др.).
Одной из эффективных форм работы с дошкольниками в развитии интереса к родному городу является проектная деятельность. Проектная деятельность дошкольников обеспечивает сотрудничество детей и взрослых, способствует реализации личностно ориентированного подхода к образованию в условиях выполнения ФГОС ДО.
Вопросы организации проектной деятельности с дошкольниками освещены в работах многих современных педагогов (Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса И.В. Гарифуллина, В.Н. Журавлева, А. Зарипова, К. Ленг, Е.В. Проскура и т. др.). Изучение особенностей развития личности детей старшего дошкольного возраста (Т.И. Бабаева, Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, В.С. Мухина, Н.Н. Поддьяков, А.И. Савенков, Д.Б. Эльконин и др.) показало, что проектная деятельность отражает возрастные потребности дошкольников в исследовании окружающего мира, а также во взаимодействии со взрослыми и сверстниками. Включение детей в проектную деятельность позволяет им усвоить интересный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности. Все вышесказанное послужило основой выбора темы выпускной квалификационной работы «Развитие интереса к родному городу у старших дошкольников в проектной деятельности».
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития интереса к родному городу у старших дошкольников в проектной деятельности?
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс развития интереса к родному городу у старших дошкольников.
Предмет исследования: педагогические условия развития интереса к родному городу у старших дошкольников в проектной деятельности.
Гипотеза исследования: развитию интереса к родному городу у старших дошкольников в проектной деятельности будут способствовать следующие педагогические условия:
— организация развивающей предметно-пространственной среды в до-школьной организации, содержащей информацию о родном городе;
— обеспечение субъектной позиции ребенка в проектной деятельности;
— взаимодействие педагогов дошкольной организации с родителями воспитанников.
Задачи исследования:
1. Выяснить степень исследованности проблемы развития интереса к родному городу у старших дошкольников в научных трудах педагогов и психологов.
2. Рассмотреть возможности использования проектной деятельности в развитии интереса к родному городу у старших дошкольников
3. Определить и теоретически обосновать педагогические условия развития интереса к родному городу у старших дошкольников в проектной деятельности.
4. Изучить опыт работы педагогов дошкольной организации по развитию интереса к родному городу у старших дошкольников .
5. Обобщить методические рекомендации для педагогов дошкольной организации по развитию интереса к родному городу у старших дошкольников с использованием проектной деятельности.
Методы исследования:
- теоретические: анализ, сравнение, обобщение материалов научной литературы;
- эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий этап), анкетирование, беседа, анализ продуктов деятельности;
- количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 47 г. Белгорода.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложения.
Анализ литературы позволил нам определить интерес к родному городу у детей старшего дошкольного возраста как устойчивое эмоционально - положительное отношение ребенка к культурно - историческим событиям, субъектам и объектам родного города, которое развивается в активной практической деятельности по его изучению.
Проведенный нами анализ исследований позволил выделить структурные компоненты интереса к родному городу у старших дошкольников.
- когнитивно-потребностный компонент включает знания детей о родном городе, желание участвовать в процессе познания его истории и культуры;
- содержательно-деятельностный компонент проявляется в способности вступать в совместную деятельность со взрослыми и сверстниками по поводу приобретения знаний об истории и культуре родного города;
- эмоционально-волевой компонент - отражает эмоциональное отношение ребенка к родному городу, которое проявляется в его эмоциях, чувствах, воле.
Мы отметили, что в примерных образовательных программах дошкольного образования ставится задача знакомства дошкольников с социокультурным окружением: названиями улиц, зданий, сооружений, организаций и их назначением. Отмечается, что усвоение детьми ценностей, норм и правил, принятых в обществе, лучше всего происходит при непосредственном участии детей в его жизни, в практических ситуациях, предоставляющих поводы и темы для дальнейшего обсуждения.
Изучение литературы позволило определить, что метод проектов является педагогической технологией, стержень которой - способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, а также самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты.
Выделяют этапы работы над проектом: целеполагание, разработка проекта, выполнение проекта, подведение итогов, определение задач для новых проектов.
Теоретический анализ литературы позволил нам предположить, что развитие интереса старших дошкольников к родному городу на основе использования метода проекта будет эффективным при создании следующих педагогических условий: проектная деятельность будет строиться с учетом уровня развития интереса дошкольников к родному городу; обеспечение субъектной позиции ребенка дошкольного возраста в проектной деятельности; работа будет проводиться в тесном сотрудничестве педагогов дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Практическая работа осуществлялась на МБДОУ детский сад комбинированного вида № 47 г. Белгорода. В эксперименте приняли участие дети старшей группы в количестве 10 человек.
Мы выделили критерии, показатели и уровни развития у старших дошкольников интереса к родному городу, что позволило нам подобрать диагностический инструментарий и выявить уровень развития интереса к родному городу у старших дошкольников: высокий уровень интереса к родному городу показали 20% (2) дошкольников, средний уровень - 80% (8) детей, низкий уровень не выявлен.
Результаты констатирующего этапа эксперимента позволили нам разработать методические рекомендации по развитию интереса у старших до-школьников к родному городу на основе метода проекта.
Обобщая результаты исследования, можно констатировать, что задачи исследования в целом решены. Вместе с тем, проведенное исследование является лишь одним из подходов к разработке проблемы развития интереса у старших дошкольников к родному городу на основе использования метода проекта и может быть продолжена.
1. Андрианова Д.В. Модель организации образовательной деятельности по ознакомлению старших дошкольников с родным городом // https://elibrary.ru/download/elibrary 32613931 87615334.pdf
2. Акбашева Р.Ш. Организационно-педагогические условия формирования субъектной позиции педагогов в проектировочной деятельности дошкольных учреждений: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Р. Ш. Акбашева. - Уфа, 2000. - С. 19.
3. Атемаскина Ю.В., Богославец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ: учебно-методическое пособие. - СПб.: Детство-Пресс, 2012. - С. 15.
4. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. - М.: Академ. Проект: Гаудеамус, 2005. - С. 2-25.
5. Белоус Н.Г. Особенности познавательного интереса детей шестого года жизни / Совершенствование процесса воспитания и обучения дошкольников в деятельности: межвузовский сборник научных трудов. - Екатеринбург,2010.- С. 19-23.
6. Божович Л.И. Познавательные интересы и пути их изучения. - М.: Изд- во АПН РСФСР, 1973. - С. 20-78.
7. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004.
8. Борчанинова К. Педагогические основы развития у старших дошкольников интереса к архитектуре родного города//
https://cyberleninka.ru/article/v/razvitie-interesa-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-k-arhitekture-sankt-peterburga-v-usloviyah-doshkolnogo-uchrezhdeniya
9. Бортновская И.А., Горбунова О.И. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей родного города как средство патриотического воспитания //https://elibrary.ru/download/elibrary 23709167 46290261.pdf
10. Буланова Л.Т. Дом, в котором я живу. Программа по духовно-нравственному воспитанию для детей 3 - 7 лет , 2015.
11. Вавилова JI. Д. Педагогические условия приобщения дошкольников к на - циональной культуре в детских садах Республики Коми (4 - 6 лет): автореф. дис. ... канд. пед. Наук. - СПб., 1993.
12. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. - М.: Педагогика, 1988. - С. 36¬54.
13. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
14. Веракса Н.Е. Познавательное развитие. - М.: Мозаика-синтез, 2014.
15. Виноградова Н.Ф. Условия эффективного воспитания у старших дошкольников интереса к окружающему // Современные проблемы воспитания и обучения дошкольников в детском саду и семье. - М.: АПН СССР, 1982. - С. 21-26.
16. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. - М.: Айрис-пресс, 2008. - С. 1-47.
17. Виноградова Н.Ф., Файзуллина Р.Ш. Народное творчество как средство
воспитания любви к родному краю у детей 5- 7 лет // Психолого¬
педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста. - М., 1983. - С. 24-29.
18. Гарифуллина И.В. Метод проектов как способ организации жизни дошкольников/ Развитие научных идей педагогики детства в современном образовательном пространстве// Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции - СПб: Союз, 2007.
19. Головин. С.Ю. Словарь практического психолога. - Минск: Харвест,1998. -
20. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М.: Педагогика, 1986. - С. 1-38.
21. Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно - методическое пособие - М.: Центр педагогического образования. - 2013.¬144 с.
22. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. ^ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.-280 с.
23. Долгосрочная целевая программа «Патриотическое воспитание граждан Белгородской области на 2011 - 2015 годы» (утверждена постановлением правительства Белгородской области № 358-пп от 23.10.2010). Режим доступа: http://www.regionz.ru/index.php?ds=876786.
24. Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир: программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - С. 13-33.
25. Евдокимова Е.С. Теория проектирования в образовательном пространстве детского сада: Опыт творческого проектирования. - Волгоград: Перемена, 2001. - С. 9.
26. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. - М., 2006. - С. 19¬38.
27. Евсеева О.Н. Проектная деятельность как средство формирования познавательного интереса к родному краю у детей старшего дошкольного возраста //https://elibrary.ru/download/elibrary 24267026 13921792.pdf
28. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика. - 1986. - Т. 1. - С. 139-157.
29. Иванов В.Г. Развитие и воспитание познавательных интересов старших дошкольников - СПб.: Нева-Принт, 2009. - С. 20-60.
30. Кагаров Е.Г. Использование проектного метода в дошкольном учреждении - М.: Айрис-пресс, 2011.
31. Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: - М.: АРКТИ, 2009.
32. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам народной культуры: программа: учеб.-метод. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Детство-Пресс, 1999. - С. 202-206.
33. Кобзева Т.Г. Развитие интереса к познанию истории и культуры родного края в проектной деятельности у детей 5 - 7 лет: автореф. дис. ... канд. пед. наук - Волгоград, 2008.
34. Комратова Н.Г. Проектный метод в социокультурном воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2007. - №1. - С.
35. Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
36. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Психология и педагогика обучения дошкольников: учеб. пособие. - М: Мозаика-Синтез, 2013. - С. 13-24.
37. Купач Т.Ю. Социальное воспитание: ребенок, среда, традиции: монография. - Балашов: Изд-во «Николаев», 2012. - С. 49-67.
38. Лазарева Н.Н. Музейная педагогика в условиях дошкольного образовательного учреждения //
https://elibrary.ru/download/elibrary 21770487 52424752.pdf
39. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. - М.:
Педагогика, 1983. - С. 37-69.
40. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. - М.: Изд-во «Институт практич.психологии» Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 384 с.
41. Литвиненко В.А. Пути сотрудничества педагога и родителей в вопросах воспитания юного горожанина: методическое пособие для воспитателей - Новокузнецк, МОУ ДПО ИПК, 2014.
42. Лосева В.В. Развитие познавательных способностей дошкольников в процессе проектной деятельности // Дошкольная педагогика - 2014 - № 8 (103). - С. 21-26.
43. Метод проектов // Российская педагогическая энциклопедия. - М., 1993. - Т. 1.
44. Миловидова Н.А. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Методическое пособие - Клин, 2013. - С. 39.
45. Милютина Н.Р. Культурная идентификация как процесс становления личности человека культуры. - Волжский, 2014. - С. 26.
46. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений. - 10-е изд., перераб. и доп. М.: Изд. центр «Академия», 2006. - С. 274-337.
47. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. - М.: Линка-Пресс, 2013. - С. 63-98.
48. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014. - 368 с.
49. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение. 2 -е изд. испр. и доп. - М.:Издательство «Национальное образование», 2015.
50. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. педвузов и системы повышения квалификации пед. кадров . - М., 1999. - С. 87-105.
51. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Режим доступа:http://www.consultant.ru/law/hotdocs/29614.html
52. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. (Одобрена решением федерального учебно -методического объединения по общему образованию(протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15). Режим доступа :http://www.fLro.ru/wp-content/uploads/2014/02/POOP DO.pdf
53. Проектная деятельность старших дошкольников / Сост. Е.Н. Журавлева. - Изд-е 2-е, испр. - Волгоград: Учитель. - 214 с.
54. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ / авт. -сост.: Л. С. Киселева и др. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2005. - С. 61.
55. Психологический словарь /под ред. В.В. Давыдова, А.Ф. Запорожца, Б. Ф. Ломова. - М.: Педагогика, 1983.
56. Психология детей дошкольного возраста /Под ред. Запорожца А.В., Эльконина Д.Б. - М.,1964. - С. 228.
57. Ревенюк Т. Программа «Весточка» по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой русского народа // Дошкольное воспитание - 2001. - № 4. - С. 24-30.
58. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер-КОМ,1999.- 720 с.
59. Савенков А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. - СПб.: Питер, 2004. - С. 68.
60. Сивова А.С., Хащак Л.Ю. Приобщение детей дошкольного возраста к
истокам русской народной культуры в рамках межгруппового проекта «ГОРИ-ГОРИ ЯСНО!» //
https://elibrarv.ru/download/elibrary 29239414 40464761.pdf
61. Солдаткина А.А. Формирование представлений у дошкольников о «малой Родине^/https ://elibrary.ru/ download/ elibrary 28842408 503 99148.pdf
62. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду. - СПб.: Детство- Пресс, 2011. - С. 54.
63. Тихонова А.Ю. Воспитание интереса к региональной культуре у детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ульяновск, 2009. -
64. Урмина И.А., Данилина Т.А. Инновационная деятельность в ДОУ. Программно-методическое обеспечение. - М.: Линка-пресс, 2009. - С. 128-144.
65. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: учеб. пособие для студ. пед. вузов. - М.: Академия, 2009. - С. 58.
66. Успех: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Авторы-составители С.Н. Гамова, Е.Н. Герасимова, В.А. Деркунская и др. - М.: Просвещение, 2015. - С. 14-189.
67. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 173649/
68. Халикова В.В. Проектный метод как способ реализации субъектного подхода // Воспитатель ДОУ. - 2008. - № 8. - С. 77-83.
69. Харитонова А.А. Развитие ценностного отношения дошкольников к истории и культуре родного города //
https ://elibrary.ru/download/elibrary 23021653 85113198.html
70. Царегородцева Е.А. Основные подходы в формировании патриотических чувств у старших дошкольников//
https://elibrary.ru/download/elibrary 22793711 33790566.pdf
71. Шобухова Е.В. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам, традициям малой родины (из опыта работы кружка краеведения) // https ://elibrary.ru/download/elibrary 25363264 6303 6172.htm
72. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2004. - № 4.
73. Щукина Г.И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. - М., 1972. - С. 19-97.
74. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - С. 29-44.
75. Юдина Е.Г. Открытия. Примерная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Е.Г. Юдиной. - Москва, 2014. - С. 9-120.