Введение 4
1. Теоретические аспекты оценки подростками стиля педагогического общения
в школе в зависимости от их эмоционального отношения к учению 6
1.1 Проблема педагогического общения и стилей педагогического
общения в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Особенности эмоционального отношения к учению у подростков 19
1.3 Взаимосвязь оценки стиля педагогического общения и
эмоционального отношения к учению 26
2. Эмпирическое исследование взаимосвязи оценки подростками стиля
педагогического общения с их эмоциональным отношением к учению 34
2.1 Организация и процедура исследования 34
2.2 Анализ результатов и выводы 39
2.3 Психолого-педагогические рекомендации педагогам 48
Заключение 51
Список литературы 54
Приложения
Интерес к учению, академическая успешность подростков интересует представителей различных наук: психологов, педагогов, социологов. В целях установления причин, стимулирующих подростков хорошо учиться, ученые исследуют различные стороны жизнедеятельности подростков: кризисные возрастные проявления, особенности общения со сверстниками, образовательную среду. Современные образовательные организации в
последние годы испытывают на себе давление со стороны общества в связи с ростом подростковых правонарушений, порой доходящих до нападений в школах на одноклассников и учителей (в США такое явление называется school shooting, поскольку нападающими применяется огнестрельное оружие). Расследование подобных атак приводит к выводу, что в подавляющем большинстве случаев причиной нападения является межличностный конфликт, зародившийся в стенах школы, между преподавателями и учениками, излишне авторитарный стиль общения педагогов, буллинг со стороны ровесников и другие факторы, воздействующие на эмоциональный мир подростка. Этому были посвящены работы таких исследователей, как А.А. Бочарев [7], В.С. Собкин, М.М. Смыслова [40], Н.А. Польская [36] и др.
Как считают ученые Е.М. Андреева [3], И.С. Кон [15] и др., эмоциональная сфера подростка определяет всю его социальную жизнь: детско- родительские отношения, внутришкольное общение, его отношение к учению. Поиск социально-психологических условий, которые могут повлиять на отношение подростков к учению является актуальной проблемой. В работах К.Н. Волкова [9], Е.Е. Кравцовой [20] и других отмечается, что эмоциональное отношение подростков к учению связано с личностными особенностями учителей, в частности - стилем педагогического общения.
На настоящий момент существует множество исследований, касающихся стиля педагогического общения, например, Л.С. Братченко [8], В. А. Кан- Калика [14] и других, в которых под стилем педагогического общения
понимаются индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и обучающихся. Однако до сих пор недостаточно разработанными являются вопросы взаимосвязи эмоционального отношения к учению у подростков и оценки стиля педагогического общения. Этим объясняется актуальность нашей работы.
Объект исследования - стиль педагогического общения и эмоциональное отношение подростков к учению.
Предмет исследования - взаимосвязь эмоционального отношения к учению и оценки подростками стиля педагогического общения.
Целью работы является исследование взаимосвязи эмоционального отношения подростков к учению и оценки подростками стиля педагогического общения учителей.
Задачи исследования:
1) рассмотреть проблему педагогического общения и классификацию стилей педагогического общения в психолого-педагогической литературе;
2) исследовать проблему эмоционального отношения к учению у подростков;
3) теоретически обосновать проблему взаимосвязи стиля педагогического общения и эмоционального отношения к учению;
4) провести эмпирическое исследование по изучению взаимосвязи оценки подростками стиля педагогического общения с их эмоциональным отношением к учению.
Гипотеза исследования: мы выдвинули предположение о том, что существует взаимосвязь стиля педагогического общения и эмоционального отношения подростков к изучаемым предметам.
Для реализации поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1) методы сбора теоретической информации: анализ психологической литературы по теме исследования, обобщение, систематизация, сравнение;
2) методы сбора эмпирической информации: методика диагностики направленности личности в общении Л.С. Братченко, метод ранжирования учащимися школьных предметов:
3) методы обработки эмпирических данных: обработка результатов исследования с помощью аппарата математической статистики (критерий U- Манна-Уитни),
4) методы интерпретации: количественный и качественный анализ полученных результатов.
Эмпирической базой исследования стали учащиеся подростки 13-14 лет седьмых и восьмых классов(95 человек) и педагогический коллектив 25-60 лет(50 человек) средних школ №30, №14 г.Уссурийск и МОБУ ГСОШ с.Галенки:
- Средней школы №30 19 педагогов(4 мужчины и 15
женщин),40учащихся седьмых классов(15 девочек и 5 мальчиков), восьмых классов(10 девочек и 10 мальчиков);
- Средней школы №14 21педагог(3мужчины и 18женщин), 40учащихся седьмых классов(10 девочек и 10 мальчиков), учащиеся восьмых классов(14 девочек и 6 мальчиков);
- МОБУ ГСОШ с.Галенки 10 педагогов (9женщин и 1мужчина), 15 учащихся восьмого класса(9 девочек и 6 мальчиков).
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные данные могут быть использованы в работе психологов, педагогов, а также в преподавании курса возрастной психологии.
Целью данного исследования стало исследование взаимосвязи эмоционального отношения подростков к учению и стиля педагогического общения учителей.
Теоретический анализ литературы по проблеме исследования показал, педагогическое общение - один из видов профессионального общения. Оно обладает свойствами любого общения, особенностями профессионального общения и спецификой собственно педагогического общения.
Поскольку педагогическая деятельность осуществляется в форме общения, между ними имеется тесная связь и взаимообусловленность. В педагогическом общении соединяются вместе деловое и личное общение между его участниками.
Стиль педагогического общения - это индивидуально- педагогические отличительные черты социально-психологического взаимодействия
воспитателя и обучающегося. Отношение обучающихся к учебным дисциплинам опосредовано взаимоотношениями с педагогом.
Взаимоотношения связаны со стилем общения, оптимальным стилем общения является диалогический стиль.
Педагогическая культура в целом как фактор формирования стиля педагогического общения является высшим проявлением профессионализма педагога, включая общую культуру; культуру общения; культуру речи; духовное богатство, эрудицию; педагогическую этику; педагогическое мышление; культуру профессионального здоровья; стремление к самосовершенствованию.
Обязательное условие общения педагога - это синтез научных знаний, умений и навыков, методического искусства и личностных качеств педагога, носящий название «педагогическое мастерство». В ходе общения ребенок не замечает, что его воспитывают и обучают, общение протекает естественным образом, легко и замотивированно.
Стиль педагогического общения необходимо рассматривать как составляющую компетентности педагога.
Выделяется специально-педагогическая компетентность, которая включает уровень подготовки педагога в сфере грамотной коммуникации в том числе, включает научные знания, умения, коммуникативные навыки и их практическое применение.
Подростковый возраст рассматривается исследователями как период обостренного внимания к себе. Важное новообразование подросткового возраста - качественно новый уровень самосознания. Самооценка становится важным фактором, влияющим на учебную деятельность подростка.
С особенностями подросткового возраста (стремление к подвижным видам деятельности, расположение к совместным действиям и общению, всевозрастающее стремление к самостоятельности) связаны возникающие в процессе учения трудности.
Эмоциональное отношение к учению - одно из главных условий его успешности. Особенности организации учебной деятельности, тип учебной активности, формируемый в рамках той или иной системы обучения, оказывают непосредственное влияние на эмоциональные компоненты учебной деятельности.
Очевидна связь особенностей стиля педагогического общения и эмоционального отношения к учению. Формирование эмоционально-положительного отношения зависит от личности учителя, его отношения к детям и к своему предмету.
Эмпирическая работа была направлена на поиск взаимосвязей эмоционального отношения к учению подростков и стиля педагогического общения.
Проведенное эмпирическое исследование дает возможность сделать следующие выводы: ученики наиболее положительно относятся к учителям с диалогической, альтероцентристской и конформной направленностью в общении.
Данное исследование подтверждает гипотезу о взаимосвязи стиля педагогического общения и эмоционального отношения подростков к изучаемым предметам.
Полученные нами результаты не могут быть распространены на всех подростков Приморского края, так как получены на недостаточно репрезентативной выборке испытуемых. Однако, они могут быть полезны педагогам и психологам. Полученные результаты можно использовать педагогам в своей практической деятельности, педагогам-психологам в практике психологического консультирования и психологической поддержки педагогических работников.
1. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды / Б.Г. Ананьев. - 2-е издание, переработанное и дополненное. - СПб.: Питер, 2009. - 356 с.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология : учеб. для студентов вузов / Г.М. Андреева. - М.: Аспект пресс, 2011. - 265 с.
3. Артамонова, Е.И. Профессионализм педагога / Е.И. Артамонова. - М.: МПГУ, 2014. - 112 с.
4. Бернс, Р. Я-концепция и индивидуальное развитие / Р. Бернс. - Самара, 2011 // Ребенок от рождения до подросткового возраста : хрестоматия / Ред. Д.Я. Райгородский. - Самара : Бахрах-М, 2011. - С. 343-345 .
5. Бодалев, А.А. Психология общения : избранные психологические труды /
A. А. Бодалев. - Издание 3-е, переработанное и дополненное. - М.: МОДЭК, 2002. - 320 с.
6. Волков, К.Н. Психологи о педагогических проблемах : книга для учителя / К.Н. Волков ; Ред. А.А. Бодалев. - М. : Просвещение, 1981. - 128 с.
7. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л. Выготский ; под ред.
B. В. Давыдова. - М.: АСТ, 2008. - 671 с.
8. Деркач, А.А. Социальная психология: Учебное пособие для вузов / Под ред. А.Н.Сухова, А.А. Деркача. - М.: Высшее образование, 2001. - 600 с.
9. Зимняя, И.А. Педагогическая психология : учеб. для студентов вузов, обучающихся по пед. и психолог. направлениям и специальностям : рек. М-вом образования РФ / И.А. Зимняя. - 2-е изд., доп., испр. и перераб. - М.: Логос, 2008. - 383 с.
10. Ильин, Е.П. Дифференциальная психология профессиональной
деятельности / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2008. - 432 с.
11. Кан-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении: Книга для учителей / В. А. Кан-Калик. - М.: Просвещение, 1987. - 190 с.
12. Кондусова, Ю.В. Проблемы педагогического общения в современных условиях преподавания // Вопросы образования и науки: теоретический и методический аспекты: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 июня 2015 г. -Том 3. - Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2015. - С. 79-81.
13. Коротаев, А.А. Исследование индивидуального стиля педагогического общения / О. А. Конопкин, А. М. Матюшкин // Вопросы психологии. - 1990. - №2. - С. 62-70.
14. Коротаева, Е.В. Теория и практика педагогических взаимодействий в современной системе образования / Е.В. Коротаева. - Новосибирск: ЦРНС, 2010. - 172 с.
15. Коротаева, Е.В. Педагогические взаимодействия и технологии. - Мин-во образования и науки / Е.В.Коротаева. - М. : Academia, 2007. - 256 с.
16. Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Л.А. Карпенко ; ред. А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - Издание 2-е, расширенное, исправленное и дополненное. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2009. - 512 с.
17. Кузина, Е.Е. Формирование положительного отношения школьников к обучению // Педагогическое образование и наука. - 2015. - № 6. - С. 68-69.
18. Куракина, А.О. Педагогические условия формирования эмоционально-ценностного отношения школьников к учебной деятельности // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 11-6. - С. 1366-1370.
19. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Academia: Смысл, 2004. - 346 с.
20. Маркова, А.К. Психология труда учителя : книга для учителя / А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 1993. - 192 с.
21. Марцинковская, Т.Д. Категория отношения в современной психологии // Мир психологии. - 2011. - № 4. - С. 31-38.
22. Марьина, Т.А. Смысл профессии и профессиональной деятельности в структуре смысложизненных ориентаций личности / Т.А. Марьина, К.И. Воробьева // Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке. - 2013. - Т.1. - С.250-254.
23. Мокшанцев, Р.И. Социальная психология : учебное пособие / Р.И. Мокшанцев. - М., Новосибирск: Инфра-М, 2001. - 408 с.
24. Мудрик, А.В. Социальная педагогика : учеб. для студентов вузов / А.В. Мудрик. - 7-е изд., испр. и доп. - М.: Academia, 2009. - 224 с.
25. Мясищев, В.Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев. - М.; Воронеж: Институт практической психологии, 1995. - 356 с.
26.Орлов, А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики: Учеб. пособие для студ. психол. фак. вузов / А.Б. Орлов. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с.
27. Петрова, Т.Д. Проблема интерпретации стилей педагогического общения // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2012. - №17. - С. 30-34.
28. Петровская, Л.А. Компетентность в общении. Социально¬
психологический тренинг // Общение - компетентность - тренинг: Избранные труды. - М.: Смысл, 2007. - С. 375-594.
29. Позняков, В.П. Развитие теории отношений в современной отечественной социальной психологии // Психологический журнал. - 2013. - Т. 34. - №4. - С. 30-35.
30. Пушкина, О.В. Развитие фасилитационного стиля общения учителя в педагогическом взаимодействии / О.В. Пушкина // Мир науки, культуры, образования. - 2011. - № 5. - С.172-174.
31. Роджерс, К.Р. Личные размышления относительно преподавания и учения // Открытое образование. - 1993. - № 5-6. - С. 102-123.
32. Словарь по педагогике : учебное пособие / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров . - М. : Академия, 2003. - 176 с.
33. Соболева, М.О. Психологические условия изменения отношения к учению у подростков // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. - 2015. - № 1. - С. 110-115.
34. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология : учеб. пособие для студентов вузов / Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 542 с.
35. Фалей, М. В. Педагогическое общение : учебное пособие / М. В. Фалей. - Южно-Сахалинск : Изд-во СахГУ, 2014. - 116 с.
36. Харлашина, Г.А. Взаимосвязь стиля педагогического общения учителя и школьной мотивации, атрибутивного стиля и успеваемости учащихся в начальной школе // Безопасная образовательная среда в современной школе. - 2016. - № 1. - С. 80-88.
37. Цукерман, Г.А. Развитие учебной самостоятельности / Г.А. Цукерман, Ф.Л. Венгер. - М.: Открытый институт Развивающее образование, 2010.¬350 с.
38. Шамова, Т.И. Избранное / Научн. ред.- составители: Л.М. Перминова, П.И. Третьяков. - М.: Центральное изд-во, 2004.- 320 с.
39. Щуркова, Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса / Н.Е. Щуркова. - М.: Новая школа, 1994. - 200 с.
40.Эльконин, Б.Д. Психология развития / Б.Д. Эльконин. - М.: Высшая школа, 2012. - 142 с.