ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТНОГО
УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЯМИ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ РЕГИОНА 11
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПРОЕКТНОГО
УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЯМИ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 33
РАЗДЕЛ III. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЕКТНОГО
УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЯМИ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ РЕГИОНА 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования заключается в том, что развитие рыночной экономики невозможно без эффективной инвестиционной политики, что требует разработки и внедрения инвестиционных проектов в ключевых отраслях экономики. Одной из наиболее важных для населения страны и непредсказуемых с точки зрения вложения инвестиций сфер является сельское хозяйство.
Инвестиционные проекты в сельское хозяйство обладают своей спецификой, поскольку непосредственно зависят от природно-климатических условий, сезонности и характеристик технологического процесса. В связи с ограниченностью инвестиционных ресурсов и их рискованностью в настоящее время для предприятий сельского хозяйства особо актуальными являются вопросы поиска источников привлечения инвестиций, использования инвестиционных ресурсов для оживления инновационной активности в отрасли, что должно способствовать восстановлению воспроизводственного процесса в сельском хозяйстве.
Агропромышленный комплекс Белгородской области и его базовая отрасль - сельское хозяйство - является одной из ведущих системообразующих сфер экономики Белгородчины, формирующей агропродовольственный рынок, экономическую безопасность региона, трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий.
Сегодня аграрный сектор области - это более 53 тыс. рабочих мест (8,3% от общего количества трудоспособного населения занято в сельском хозяйстве) со средней заработной платой 22,4 тыс. рублей в месяц. Его доля в региональной экономике составляет более 24,2%1.
Располагая 1,1% населения страны и, примерно, таким же количеством пахотных земель, Белгородская область сегодня производит 4,3% общероссийского объема продукции сельского хозяйства. Вклад сельхозпредприятий области в общероссийское индустриальное производство сельскохозяйственной продукции - около 9%.
Ключевым фактором, оказывающим существенное влияние на динамичное развитие агропромышленного комплекса Белгородской области, является комплексный подход Правительства области к вопросам формирования благоприятного инвестиционного климата региона, финансовой поддержке субъектов экономической деятельности, формированию прозрачной организационно-правовой среды и государственно-частного партнерства административных структур и бизнеса.
Таким образом, актуальность данной темы обусловлена:
- во-первых, исключительной значимостью АПК в части сельского хозяйства, в структуре региональной экономики Белгородской области;
- во-вторых, потребностью в определении возможных путей совершенствования проектного управления инвестициями в сельском хозяйстве региона.
Степень изученности темы. В настоящее время в научных исследованиях недостаточно рассмотрена и проанализирована практика проектного управления инвестициями в сельском хозяйстве на уровне отдельных регионов. Тем не менее, совершенствование проектного управления инвестициями в сельском хозяйстве региона, в частности, и его инвестиционной привлекательностью, в последние годы все чаще становятся предметом анализа отечественных и зарубежных ученых. Важный вклад в исследование вопросов развития и организации управления аграрным сектором экономики внесли Р.Р. Адук, Т.И. Антонова, О.А. Берестюк, А.И. Костяев, Ю.А. Леметти, Г.В. Сапогова и др.
Управленческие проблемы развития агропромышленного комплекса рассмотрены в работах Ю.Н. Бацаева, В.Р. Боева, А.Д. Настенко, К.П. Личко.
Концептуальную основу организации управления инвестициями в сельское хозяйство региона разработал Р.У. Гусманов.
Теоретические и практические вопросы, связанные с инвестициями в сельское хозяйство в современных экономических условиях нашли отражением в работах В.Е. Афониной, Г.А. Богданова, А.И. Давыдовой, С.А. Дедеевой, Е.А. Золотовой, Т.Н. Соловьевой, С.В. Щуриной и др.
В целом, отметим большую степень изученности проблем и перспектив развития агропромышленного комплекса, в частности, сельскохозяйственного сектора в рамках экономических дисциплин. Ряд вопросов изучаемой проблемы не получили достаточно полного решения со стороны управленческих дисциплин, социологии управления. Несмотря на большое количество научных работ и исследований в сфере управления АПК, вопросы, связанные с управлением развитием сельского хозяйства, еще недостаточно изучены. В условиях современной финансово-экономической ситуации необходимо дальнейшее изучение данной темы в целях совершенствования системы проектного управления инвестициями в агропромышленный комплекс региона.
Таким образом, актуальность и степень изученности темы позволили обозначить проблему и гипотезу исследования.
Проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью совершенствования проектного управления инвестициями в сельском хозяйстве региона и недостаточной разработанностью механизмов разработки и реализации подобных проектов в департаменте агропромышленного комплекса и воспроизводства окружающей среды Белгородской области.
Вышеизложенное позволяет сформулировать основную гипотезу исследования, которая заключается в том, что недостаточно высокий уровень притока капиталов в сельское хозяйство Белгородской области обусловлен, прежде всего, несовершенством механизма проектного управления инвестициями, законодательными барьерами, а также недостаточно развитой системой государственно-частного партнерства в сфере сельского хозяйства.
Объектом исследования является инвестиционный потенциал сельского хозяйства региона как элемента экономики региона.
В качестве предмета исследования выступают технологии проектного управления инвестициями в сельском хозяйстве Белгородской области.
Целью исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию технологии проектного управления инвестициями в сельском хозяйстве Белгородской области.
Цель работы в свою очередь позволяет определить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы проектного управления инвестициями в сельском хозяйстве региона.
2. Проанализировать практику управления инвестициями в сельском хозяйстве Белгородской области на базе проектной деятельности.
3. Разработать направления совершенствования проектного управления инвестициями в сельское хозяйство региона.
Теоретико-методологической основой диссертационного исследования являются концепции ведущих отечественных экономистов: о роли инвестиций в обеспечении устойчивого роста экономики (Л.И. Абалкин) и теория государственного регулирования инновационно-инвестиционной деятельности (Ю. Яковец).
В работе нашли применение методы системного анализа, структурно-функциональный подход, анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и абстрагирование, методы эмпирического социологического исследования (анкетирование для сбора данных и метод линейной группировки для обработки полученной информации).
Эмпирическую базу исследования составили:
1. Нормативно-правовые документы федерального уровня, содержащие основные положения государственной политики в отношении АПК .
2. Региональные нормативно-правовые документы по проблеме развития АПК в Белгородской области* .
3. Отчетная информация департамента агропромышленного комплекса и воспроизводства окружающей среды Белгородской области .
4. Материалы авторского социологического исследования (экспертный опрос, N=20).
Научная новизна результатов исследования заключается в том, что определены основные факторы инвестиционной привлекательности сельского хозяйства региона, а также предложен ряд мер, направленных на повышение эффективности проектной деятельности правительства Белгородской области с целью повышения качества реализации инвестиционных проектов в сельском хозяйстве и развития экономического потенциала региона.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Агропромышленный комплекс выступает важнейшим объектом государственного управления, как на федеральном, так и на региональном уровне. Объектами государственного управления выступают материальные средства и формы ведения сельскохозяйственного производства. Инвестиции в сельское хозяйство представляют собой вложения материального и нематериального характера, в результате которых достигается экономический и социальный эффект. Рост инвестиций в агропромышленное производство является одним из путей повышения производственной эффективности, объемов производства, интенсификации сельского хозяйства, повышения производительности труда, снижения энерго- и материалоемкости и, в свою очередь, себестоимости продукции.
2. Правительству Белгородской области в лице Департамента агропромышленного комплекса и воспроизводства окружающей среды удается проводить сбалансированную инвестиционную политику. Ведущим трендом развития АПК региона являются интеграционные процессы, сгруппированные по блоку инвестиционного портфеля. Белгородский регион является привлекательным с точки зрения инвестиций в основном для отечественных инвесторов, вследствие отсутствия механизма и регламента взаимодействия между иностранными участниками инвестиционной проектной деятельности и государством. Такие факторы, как тенденции импортзамещения, благоприятные природно-климатические условия региона и внедрение современных технологий в производство повышают инвестиционную привлекательность сельского хозяйства Белгородской области.
3. Преодоление определенных проблемных зон в системе инвестиционной политики в аграрном секторе экономики региона возможно при помощи технологий проектного управления. Для разрешения существующих проблем предложен проект «Совершенствование системы проектного управления инвестициями в сельском хозяйстве Белгородской области», целью которого является увеличение объема инвестиций в аграрный сектор экономики региона и активизация государственно-частных отношений, в контексте привлечения коммерческих организаций к совместной проектной деятельности с органами исполнительной власти.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенные в рамках диссертационного исследования направления и механизмы решения проблем развития аграрного сектора региона, а также проект, направленный на совершенствование механизма проектного управления инвестициями в сельском хозяйстве Белгородской области, могут быть использованы органами региональной власти для повышения эффективности управления инвестиционным потенциалом сельского хозяйства, а также органами государственной власти других субъектов РФ для разрешения аналогичных проблем.
Апробация исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования представлены автором в научных публикациях объемом 0,6 п.л.
Магистерская диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы и приложений.
В рамках магистерского исследования был проведен анализ теоретических основ проектного управления инвестициями в сельском хозяйстве, в рамках которого определено понятие инвестиций как совокупности издержек, которые реализуются в форме вложения капитала на определенный срок в различные отрасли экономики, а также в объекты предпринимательской и других видов деятельности для получения прибыли, положительного социального эффекта и достижения индивидуальных целей инвесторов. Инвестиции в сельское хозяйство представляют собой вложения материального и нематериального характера, в результате которых достигается экономический и социальный эффект. Инвестиции необходимы для осуществления политики расширенного воспроизводства; сбалансированного развития отраслей народного хозяйства; научно - технического прогресса, улучшения качества и обеспечения конкурентоспособности отечественного производства; охраны окружающей среды и др.
По результатам проведенного исследования были выявлены перспективы развития инвестиционной базы сельскохозяйственной сферы, глубоко рассмотрен функционал органов исполнительной власти: Министерства сельского хозяйства РФ и Департамента АПК и воспроизводства окружающей среды Белгородской области.
Политика органов регионального управления Белгородской области в области привлечения инвестиций в аграрный сектор экономики региона носит в целом сбалансированный характер. Наиболее существенные вложения в 2016 г., по сравнению с 2015 г., были сделаны в отрасли свиноводства (+2,7 млрд. руб.), растениеводства (+2,6 млрд. руб.), в том числе тепличный комплекс (+5 млрд. руб.). По итогам 9 месяцев 2016 г. значение показателя индекса физического объема инвестиций в основной капитал сложилось на уровне 144,2%, при плановом значении на год 104,3%.
Ведущим трендом развития АПК региона являются интеграционные процессы, сгруппированные по блоку инвестиционного портфеля. Как показал опрос экспертов, сельское хозяйство является привлекательным с точки зрения инвестиций в основном для отечественных инвесторов, вследствие отсутствия механизма и регламента взаимодействия между иностранными участниками инвестиционной проектной деятельности и государством. Такие факторы, как тенденции импортзамещения, благоприятные природно-климатические условия региона и внедрение современных технологий в производство повышают инвестиционную привлекательность сельского хозяйства Белгородской области. Вместе с тем, в ходе опроса было отмечено, что методы и формы государственной поддержки притока инвестиций в сельское хозяйство региона нуждаются в совершенствовании.
Исходя из изученного материала, можно уверенно сказать, что требуется более серьезный анализ и модернизация технологии взаимодействия сторонних организаций и органов исполнительной власти, в рамках совместной проектной деятельности. В ходе магистерского исследования были выявлены следующие проблемы:
- пассивная финансовая политика, проводимая органами власти в сельскохозяйственном секторе экономики;
- недостаток экономических ресурсов и невозможность объединения бюджетных фондов в рамках реализации совместных проектов;
- неспособность органов исполнительной власти оказывать полноценную и качественную поддержку в реализации инвестиционных проектов в силу законодательных ограничений.
Для решения поставленных задач предложен проект «Совершенствование системы проектного управления инвестициями в сельском хозяйстве Белгородской области». Проект направлен на увеличение объема инвестиций в аграрный сектор экономики региона и активизацию государственно-частных отношений, в контексте привлечения коммерческих организаций к совместной проектной деятельности с органами исполнительной власти.
По итогам исследования, нами был разработан ряд рекомендаций по совершенствованию механизма организации инвестиционных процессов на региональном уровне, в рамках проектной деятельности. Органам исполнительной власти в лице Департамента АПК и воспроизводства окружающей среды Белгородской области предлагается:
1) внедрить проект по совершенствованию механизма проектного управления инвестициями в сельском хозяйстве региона;
2) сформировать фонд налоговых льгот и субсидий для
финансирования инвестиционных проектов на конкурсной основе;
3) совместно с Департаментом имущественных и земельных отношений Белгородской области организовать систему безвозмездной аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности Белгородской области. Реализация данного мероприятия возможна в двух направлениях: предоставление пользования участком на период реализации конкретного инвестиционного проекта; предоставление пользования участком на весь период деятельности бизнес-единицы;
4) разработать и внедрить механизм аттестации сельскохозяйственных предприятий региона на предмет оценки их технологического уровня, который будет определять объем государственной поддержки производителей;
5) совершенствовать меры поддержки экологически чистого производства сельхозпродукции
1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (с изменениями на 11 декабря 2017 г.) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
2. О развитии сельского хозяйства : федер. закон от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ (ред. от 28 декабря 2017 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
3. О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы (с изменениями на 13 декабря 2017 г.) : Постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 г. № 717 (с изменениями на 13 декабря 2017 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
4. О Министерстве сельского хозяйства РФ [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 12 июня 2008 г. № 450 (с изменениями на 11 декабря 2017 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
5. О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» : Постановление Правительства РФ от 15 июля 2013 г. № 598 // Справочно¬правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
6. Об инвестиционной деятельности в Белгородской области : Закон
Белгородской области от 1 июля 2014 г. № 284 (с изменениями на 2 ноября 2017 г.) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд.
«Законодательство». Информ. банк «Регион. вып. Белгородская область».
7. О родовых поместьях в Белгородской области : Закон Белгородской области от 31 октября 2013 г. № 239 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Регион. вып. Белгородская область».
8. Об утверждении государственной программы Белгородской
области «Развитие сельского хозяйства и рыбоводства в Белгородской области на 2014-2020 годы» : Постановление правительства Белгородской области от 28 октября 2013 г. № 439-пп (с изменениями на 30 октября 2017 г.) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд.
«Законодательство». Информ. банк «Регион. вып. Белгородская область».
9. О реализации подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий Белгородской области» государственной программы Белгородской области «Развитие сельского хозяйства и рыбоводства в Белгородской области на 2014-2020 годы» : Постановление правительства Белгородской области от 2 декабря 2013 г. № 494-пп // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Регион. вып. Белгородская область».
10. О реализации федеральной целевой программы «Устойчивое
развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» : Приказ департамента агропромышленного комплекса Белгородской области от 22 мая 2014 г. № 190. - Режим досупаа
http:ZZbelapk.ru/socialnoe_razvitie_sela/.
11. Азжеурова, М. Формирование и реализация инновационной политики в АПК России [Текст] / М. Азжеурова // Международный сельскохозяйственный журнал. - 2015. - № 3. - С. 35.
12. Алимурзаев, Г. Местное самоуправление: к концептуальному обоснованию главных задач в сфере экономики [Текст] / Г. Алимурзаев // Российский экономический журнал. - 2011. - № 3. - С. 14.
13. Алтынбаев, Р.З. Основные направления повышения эффективности управления инвестициями [Текст] / Р.З. Алтынбаев // Государственная власть. - 2014. - № 5. - С. 51.
14. Антонова, Т.И. Управление развитием сельского хозяйства региона на основе совершенствования экономического мониторинга [Текст] / Т.И. Антонова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. - 2014. - № 1. - С. 17-23.
15. Арцибашев, А. Просчитывать риски и действовать [Текст] / А. Арцибашев // Сельская жизнь. - 2013. - 5-11 августа. - С. 3.
16. Афонина, В.Е. Инвестиции: эволюция взглядов и современные представления об инвестициях в сельское хозяйство [Текст] / В.Е. Афонина // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. - 2013. - № 4 (131). - С. 72-79.
17. Баженова, О. И. Региональный заказ как инструмент пресечения практики явного субсидирования муниципальных предприятий [Текст] / О. И. Баженова // Муниципальная экономика. - 2014. - № 1. - С. 65-70.
18. Барский, А. Финансовая база регионального управления [Текст] / А. Барский, А. Данкова, М. Микулин // Вопросы экономики. - 2010. - № 3. - С. 33-41.
19. Берестюк, О.А. Государственное участие в управление развитием сельского хозяйства России [Текст] / О.А. Берестюк // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2013. - № 4 (19). - С. 18.
20. Буздалов, И.Н. Аграрная теория: концептуальные основы, исторические тенденции, современные представления [Текст] / И.Н. Буздалов. - М. : Дело, 2014. - 344 с.
21. Габрусь, Н.В. Организация и проведение сельскохозяйственных ярмарок в городах России (на примере г. Тюмени) [Текст] / Н.В. Габрусь // Практика муниципального управления. - 2014. - № 2. -С. 76-81.
22. Горегляд, В.П. Бюджет как финансовый регулятор экономическогоразвития [Текст] / В.П. Горегляд. - М. : Экономика, 2012. - 229 с.
23. Государственное управление: Словарь - справочник [Текст] / Под ред. Л. Волочковой, Л. Кузнецовой, Б. Мишиной. - СПб. : Петрополис, 2011. - 256 с.
24. Гриценко, Г.М. Экономические проблемы развития АПК: учебно-методическое пособие [Текст] / Г.М. Гриценко, И.И. Лоор, А.В. Миненко, Н.В. Вайцель. - Барнаул : Изд-во АГАУ, 2008. - 151 с.
25. Дедеева, С.А. Инвестиции в сельское хозяйство: перспективы развития и риски [Текст] / С.А. Дедеева // Экономика, управление, финансы : материалы III Международной научной конференции. - Казань: ООО «Издательство Молодой ученый», 2014. - С. 4-6.
26. Демишкевич, Г.М. Формирование и развитие системы сельскохозяйственного консультирования [Текст] / Г.М. Демишкевич. - М. : ФГУ РЦСК, 2009. - 296 с.
27. Департамент агропромышленного комплекса Белгородской
области [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //belapk.ru/departament agropromyshlenno go kompleksa/.
28. Егорова, Л.И. Управление экономическим развитием агропромышленного комплекса [Текст]: дис. ... д-ра экон. наук / Л.И. Егорова. - Краснодар, 2001. - 336 c.
29. Жолдак, В.И. Основы менеджмента [Текст] / В.И. Жолдак. - М. : Малаховка, 2013. - 238 с.
30. Золотова, Е.А., Инвестиции в сельское хозяйство СКФО: возможности и перспективы [Текст] / Е.А. Золотова, А.В. Саакян // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2015. - № 3. - С. 138-141.
31. Иванова, В.Н. Технологии муниципального управления [Текст] /
В.Н. Иванова, Ю.Н. Гузов, Т.И. Безденежных. - М. : Наука, 2011. - 364 с.
32. Инвестиционные ресурсы и их классификация [Электронный ресурс] // Экономика и менеджмент. - Режим доступа: http://topknowledge.ru/investmen/1202-investitsionnye-resursy-i-ikh-klassifikatsiya .html.
33. Инвесторы перестали бояться вложений в АПК [Электронный ресурс] // Карта Белгорода. - Режим доступа:http://streetwatch.ru/news-1/investory-perestali-bojatsja-vlozhenii-v-apk.html.
34. Кадровое обеспечение модернизации сельского хозяйства [Электронный ресурс] // Электронная библиотека. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/kadrovoe-obespechenie-modernizatsii-selskogo-hozyaystva-severnyh-i-arkticheskih-territoriy-na-primere-respubliki-komi#ixzz3Tz3ubwAu.
35. Калинина, Е.А. Формирование кооперировано-интегрированной системы АПК региона [Текст]: автореф. дис. ... канд. эконом. наук / Е.А. Калинина. - Ижевск, 2004. - 24 с.
36. Кетова, Н.П. Современный агромаркетинг: концепция, стратегии, факторы формирования, особенности реализации в мясомолочном подкомплексе АПК [Текст] / Н.П. Кетова, Е.А. Попова. - М. : Содействие- XXI век, 2012. - 256 c.
37. Кокин, А.Н. Совершенствование инфраструктурного обеспечения АПК как основа его инновационного развития [Электронный ресурс] / А.Н. Кокин // Электронный научный журнал. - Режим доступа: http://www.uecs.ru/uecs64-642014/item/2859-2014-04-16-08-23-09
38. Костяев, А.И. Программный подход к управлению развитием сельского хозяйства Ленинградской области [Текст] / А.И. Костяев, С.В. Яхнюк // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2013. - № 5. - С. 4-6.
39. Крылов, В. Кооперация - основа стабильного развития сельских территорий [Текст] / В. Крылов, П. Парфирьев, А. Черников // АПК: экономика, управление. - 2012. - № 11. - С. 73-77.
40. Лебедев, А. Инновационная деятельность в АПК [Текст] / А. Лебедев // Аграрная наука. - 2011. - № 9. - С. 2-3.
41. Личко, К.П. Прогнозирование и планирование АПК [Текст] / К.П. Личко. - М. : Эксмо, 2014. - 264 с.
42. Лубков, А.Н. Перспективы развития сельскохозяйственного консультирования в России [Текст] / А.Н. Лубков // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2010. - № 12. -
С. 1-6.
43. Магомедов, А.М. Использование земельных ресурсов региона на основе логистики [Текст] / А.М. Магомедов, А.Г. Бучаев // Экономика сельского хозяйства России. - 2013. - № 5. - С. 76-82.
44. Маркова, Г.В. Экономическая оценка инвестиций: учеб. пособие. [Текст] / Г.В. Маркова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 144 с.
45. Методы исследований в АПК [Текст] / Под ред. В.Р. Боева. - М. : Литресс, 2013. - 260 с.
46. Миков, К.А. Организационно-экономические предпосылки совершенствования управления развитием агропромышленного комплекса муниципального образования [Текст] / К.А. Миков // Российское предпринимательство. - 2012. - № 10 (208). - С. 126-131.
47. Миливанова Е.А. Инвестиции в сельское хозяйство // Бухгалтерский учет, управление и финансы: перспективы развития в условиях экономической нестабильности [Текст] / Е.А. Миливанова : материалы международной научно-практической конференции / под ред. В.В. Плотниковой. - Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова», 2016. - С. 119-122.
48. Мустафин, Д.М. Организация управления сельскохозяйственным производством АПК района [Текст] : дис. ... канд. экон. наук / Д.М. Мустафин. - Уфа, 2001. - 228 с.
49. Настенко, А.Д. Прогнозирование отраслевого и территориального развития [Текст] / А.Д. Настенко. - М. : Дело, 2002. - 344 с.
50. Нехланова, А.М. Стратегический менеджмент в АПК [Текст] / А.М. Нехланова, М.Б. Туманова. - М. : КолосС, 2012. - 312 с.
51. Нечаев, В.И. Экономика предприятий АПК [Текст] / В.И. Нечаев, П.Ф. Парамонов, И.Е. Халявка .- М. : Лань, 2010. - 464 с.
52. Новикова Л.П. Региональная экономика государства [Текст] / Л.П. Новикова. - М. : Литера, 2016. - 59 с.
53. Новичков В.И. Аграрная политика [Текст] / В.И. Новичков. - М. : Лань, 2013. - 288 с.
54. Официальный сайт департамента АПК Белгородской области. Экономика и финансы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.belapk.ru/ekonomika i finansy/.
55. Папцов, А.Г. Экономика аграрного сектора развитых стран в условиях мирового продовольственного кризиса [Текст] / А.Г. Папцов. - М. : Гриф и К, 2009. - 288 с.
56. Паромов, А.П. Региональное управление [Текст] / А.П. Паромов. - М : Интер, 2010. - 438 с.
57. Покровская, С.Ф. Информационные технологии в сельском хозяйстве: [Текст] / С.Ф. Покровская. - М. : Центр информации и технико-экономических исследований АПК, 2010. - 78 с.
58. Правовые основы управления агропромышленным комплексом [Электронный ресурс] // Юридическая помощь. - Режим доступа:http://yurist- online.com/uslugi/yuristam/literatura/admin pravo/109. php.
59. Путимцев, Д.Н. Финансово-экономические основы местного самоуправления в РФ [Текст] / Д.Н. Путимцев. - СПб. : Право, 2012. - 375 с.
60. Радченко, А.И. Основы государственного и муниципального управления. [Текст] / А.И. Радченко. - Ростов - н/Д. : МарТ, 2012. - 608 с.
61. Развитие агропромышленного комплекса Белгородской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://mcx.ru/upload/files/Aleinik.pdf.
62. Развитие инвестиционно-инновационной деятельности в аграрном секторе: [Текст] / Л.А. Семина, И.С. Санду. - Барнаул : Изд-во Алт. Ун-та, 2013. - 208 с.
63. Румянцева, Е.Е. Методика оценки результативности аграрных реформ [Текст] / Е.Е. Румянцева. - М. : Эксмо, 2014. - 84 с.
64. Сапогова, Г.В. Управление развитием органического сельского хозяйства [Текст] / Г.В. Сапогова, Р.С. Ковальский, Н.М. Попова // Аграрный научный журнал. - 2014. - № 9. - С. 92-97.
65. Сельхозтоваропроизводители Белгородской области получат из
федерального бюджета около 2 млрд. рублей [Электронный ресурс] // Департамент агропромышленного комплекса Белгородской области. - Режим доступа: http://belapk.ru/events/selhoztovaroproizvoditeli belgorodskoj
oblasti poluchat iz federalnogo byudzheta okolo 2 mlrd rublej/
66. Серова, Е.В. Аграрная экономика [Текст] / Е.В. Серова. - М. : Март, 2013. - 480 с.
67. Смышляев, В. Организационно-правовой механизм районных агропромышленных формирований [Текст] / В. Смышляев // АПК: экономика и управление. - 2008. - № 9. - С. 30-36.
68. Созидать вместе - на благо каждого! [Электронный ресурс] // Департамент агропромышленного комплекса Белгородской области. - Режим доступа:http://belapk.ru/events/sozidat vmeste na blago kazhdogo/.
69. Соловьева Т.Н. Инвестиции в сельское хозяйство: структурная перестройка или технологическая модернизация [Текст] / Т.Н. Соловьева, А.В. Мусьял // Вестник аграрной науки. - 2017. - № 2 (65). - С. 78-84.
70. Ушачёв, И.Г. Перспективы развития АПК России и его роль в удвоении ВВП [Текст] / И.Г. Ушачёв // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2005. - № 5. - С. 3-12.
71. Хадеев, Т.Г. Белгородская модель модернизации сельского
хозяйства и биологизации земледелия [Электронный ресурс] / Т.Г. Хадеев // Департамент агропромышленного комплекса Белгородской области. - Режим доступа: http://ikc.belapk.ru/tehnologii/belgorodskaya mode l modernizacii
selskogo hozyajstva i biologizacii zemledeliya.
72. Чиркин, В.Е. Государственное и муниципальное управление [Текст] / В.Е. Чиркин. - М. : Юристъ, 2013. - 266 с.
73. Шамарова, Г. М. Информационные технологии в муниципальном управлении: проблемы и перспективы развития [Текст] / Г. М. Шамарова // Практика муниципального управления. - 2013. - № 12. - С. 68-75.
74. Щурина, С.В. Инвестиции в сельское хозяйство России в условиях присоединения к ВТО: ожидания и реальность [Текст] / С.В. Щурина, М.А. Пруненко // Российский внешнеэкономический вестник. - 2013. - № 10. - С.
3- 8.
75. Эффективность сельскохозяйственного производства
(методические рекомендации) [Текст] / Под ред. И.С. Санду, В.А. Свободина, В.И. Нечаева, М.В. Косолаповой, В.Ф. Федоренко. - М. : ФГБНУ «Росинформагротех», 2013. - 228 с.