ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЯМИ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТНОГО
УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЯМИ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ РЕГИОНА 11
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПРОЕКТНОГО
УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЯМИ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 33
РАЗДЕЛ III. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЕКТНОГО
УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЯМИ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ РЕГИОНА 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЯ
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТНОГО
УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЯМИ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ РЕГИОНА 11
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПРОЕКТНОГО
УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЯМИ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 33
РАЗДЕЛ III. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЕКТНОГО
УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЯМИ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ РЕГИОНА 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования заключается в том, что развитие рыночной экономики невозможно без эффективной инвестиционной политики, что требует разработки и внедрения инвестиционных проектов в ключевых отраслях экономики. Одной из наиболее важных для населения страны и непредсказуемых с точки зрения вложения инвестиций сфер является сельское хозяйство.
Инвестиционные проекты в сельское хозяйство обладают своей спецификой, поскольку непосредственно зависят от природно-климатических условий, сезонности и характеристик технологического процесса. В связи с ограниченностью инвестиционных ресурсов и их рискованностью в настоящее время для предприятий сельского хозяйства особо актуальными являются вопросы поиска источников привлечения инвестиций, использования инвестиционных ресурсов для оживления инновационной активности в отрасли, что должно способствовать восстановлению воспроизводственного процесса в сельском хозяйстве.
Агропромышленный комплекс Белгородской области и его базовая отрасль - сельское хозяйство - является одной из ведущих системообразующих сфер экономики Белгородчины, формирующей агропродовольственный рынок, экономическую безопасность региона, трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий.
Сегодня аграрный сектор области - это более 53 тыс. рабочих мест (8,3% от общего количества трудоспособного населения занято в сельском хозяйстве) со средней заработной платой 22,4 тыс. рублей в месяц. Его доля в региональной экономике составляет более 24,2%1.
Располагая 1,1% населения страны и, примерно, таким же количеством пахотных земель, Белгородская область сегодня производит 4,3% общероссийского объема продукции сельского хозяйства. Вклад сельхозпредприятий области в общероссийское индустриальное производство сельскохозяйственной продукции - около 9%.
Ключевым фактором, оказывающим существенное влияние на динамичное развитие агропромышленного комплекса Белгородской области, является комплексный подход Правительства области к вопросам формирования благоприятного инвестиционного климата региона, финансовой поддержке субъектов экономической деятельности, формированию прозрачной организационно-правовой среды и государственно-частного партнерства административных структур и бизнеса.
Таким образом, актуальность данной темы обусловлена:
- во-первых, исключительной значимостью АПК в части сельского хозяйства, в структуре региональной экономики Белгородской области;
- во-вторых, потребностью в определении возможных путей совершенствования проектного управления инвестициями в сельском хозяйстве региона.
Степень изученности темы. В настоящее время в научных исследованиях недостаточно рассмотрена и проанализирована практика проектного управления инвестициями в сельском хозяйстве на уровне отдельных регионов. Тем не менее, совершенствование проектного управления инвестициями в сельском хозяйстве региона, в частности, и его инвестиционной привлекательностью, в последние годы все чаще становятся предметом анализа отечественных и зарубежных ученых. Важный вклад в исследование вопросов развития и организации управления аграрным сектором экономики внесли Р.Р. Адук, Т.И. Антонова, О.А. Берестюк, А.И. Костяев, Ю.А. Леметти, Г.В. Сапогова и др.
Управленческие проблемы развития агропромышленного комплекса рассмотрены в работах Ю.Н. Бацаева, В.Р. Боева, А.Д. Настенко, К.П. Личко.
Концептуальную основу организации управления инвестициями в сельское хозяйство региона разработал Р.У. Гусманов.
Теоретические и практические вопросы, связанные с инвестициями в сельское хозяйство в современных экономических условиях нашли отражением в работах В.Е. Афониной, Г.А. Богданова, А.И. Давыдовой, С.А. Дедеевой, Е.А. Золотовой, Т.Н. Соловьевой, С.В. Щуриной и др.
В целом, отметим большую степень изученности проблем и перспектив развития агропромышленного комплекса, в частности, сельскохозяйственного сектора в рамках экономических дисциплин. Ряд вопросов изучаемой проблемы не получили достаточно полного решения со стороны управленческих дисциплин, социологии управления. Несмотря на большое количество научных работ и исследований в сфере управления АПК, вопросы, связанные с управлением развитием сельского хозяйства, еще недостаточно изучены. В условиях современной финансово-экономической ситуации необходимо дальнейшее изучение данной темы в целях совершенствования системы проектного управления инвестициями в агропромышленный комплекс региона.
Таким образом, актуальность и степень изученности темы позволили обозначить проблему и гипотезу исследования.
Проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью совершенствования проектного управления инвестициями в сельском хозяйстве региона и недостаточной разработанностью механизмов разработки и реализации подобных проектов в департаменте агропромышленного комплекса и воспроизводства окружающей среды Белгородской области.
Вышеизложенное позволяет сформулировать основную гипотезу исследования, которая заключается в том, что недостаточно высокий уровень притока капиталов в сельское хозяйство Белгородской области обусловлен, прежде всего, несовершенством механизма проектного управления инвестициями, законодательными барьерами, а также недостаточно развитой системой государственно-частного партнерства в сфере сельского хозяйства.
Объектом исследования является инвестиционный потенциал сельского хозяйства региона как элемента экономики региона.
В качестве предмета исследования выступают технологии проектного управления инвестициями в сельском хозяйстве Белгородской области.
Целью исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию технологии проектного управления инвестициями в сельском хозяйстве Белгородской области.
Цель работы в свою очередь позволяет определить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы проектного управления инвестициями в сельском хозяйстве региона.
2. Проанализировать практику управления инвестициями в сельском хозяйстве Белгородской области на базе проектной деятельности.
3. Разработать направления совершенствования проектного управления инвестициями в сельское хозяйство региона.
Теоретико-методологической основой диссертационного исследования являются концепции ведущих отечественных экономистов: о роли инвестиций в обеспечении устойчивого роста экономики (Л.И. Абалкин) и теория государственного регулирования инновационно-инвестиционной деятельности (Ю. Яковец).
В работе нашли применение методы системного анализа, структурно-функциональный подход, анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и абстрагирование, методы эмпирического социологического исследования (анкетирование для сбора данных и метод линейной группировки для обработки полученной информации).
Эмпирическую базу исследования составили:
1. Нормативно-правовые документы федерального уровня, содержащие основные положения государственной политики в отношении АПК .
2. Региональные нормативно-правовые документы по проблеме развития АПК в Белгородской области* .
3. Отчетная информация департамента агропромышленного комплекса и воспроизводства окружающей среды Белгородской области .
4. Материалы авторского социологического исследования (экспертный опрос, N=20).
Научная новизна результатов исследования заключается в том, что определены основные факторы инвестиционной привлекательности сельского хозяйства региона, а также предложен ряд мер, направленных на повышение эффективности проектной деятельности правительства Белгородской области с целью повышения качества реализации инвестиционных проектов в сельском хозяйстве и развития экономического потенциала региона.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Агропромышленный комплекс выступает важнейшим объектом государственного управления, как на федеральном, так и на региональном уровне. Объектами государственного управления выступают материальные средства и формы ведения сельскохозяйственного производства. Инвестиции в сельское хозяйство представляют собой вложения материального и нематериального характера, в результате которых достигается экономический и социальный эффект. Рост инвестиций в агропромышленное производство является одним из путей повышения производственной эффективности, объемов производства, интенсификации сельского хозяйства, повышения производительности труда, снижения энерго- и материалоемкости и, в свою очередь, себестоимости продукции.
2. Правительству Белгородской области в лице Департамента агропромышленного комплекса и воспроизводства окружающей среды удается проводить сбалансированную инвестиционную политику. Ведущим трендом развития АПК региона являются интеграционные процессы, сгруппированные по блоку инвестиционного портфеля. Белгородский регион является привлекательным с точки зрения инвестиций в основном для отечественных инвесторов, вследствие отсутствия механизма и регламента взаимодействия между иностранными участниками инвестиционной проектной деятельности и государством. Такие факторы, как тенденции импортзамещения, благоприятные природно-климатические условия региона и внедрение современных технологий в производство повышают инвестиционную привлекательность сельского хозяйства Белгородской области.
3. Преодоление определенных проблемных зон в системе инвестиционной политики в аграрном секторе экономики региона возможно при помощи технологий проектного управления. Для разрешения существующих проблем предложен проект «Совершенствование системы проектного управления инвестициями в сельском хозяйстве Белгородской области», целью которого является увеличение объема инвестиций в аграрный сектор экономики региона и активизация государственно-частных отношений, в контексте привлечения коммерческих организаций к совместной проектной деятельности с органами исполнительной власти.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенные в рамках диссертационного исследования направления и механизмы решения проблем развития аграрного сектора региона, а также проект, направленный на совершенствование механизма проектного управления инвестициями в сельском хозяйстве Белгородской области, могут быть использованы органами региональной власти для повышения эффективности управления инвестиционным потенциалом сельского хозяйства, а также органами государственной власти других субъектов РФ для разрешения аналогичных проблем.
Апробация исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования представлены автором в научных публикациях объемом 0,6 п.л.
Магистерская диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы и приложений.
Инвестиционные проекты в сельское хозяйство обладают своей спецификой, поскольку непосредственно зависят от природно-климатических условий, сезонности и характеристик технологического процесса. В связи с ограниченностью инвестиционных ресурсов и их рискованностью в настоящее время для предприятий сельского хозяйства особо актуальными являются вопросы поиска источников привлечения инвестиций, использования инвестиционных ресурсов для оживления инновационной активности в отрасли, что должно способствовать восстановлению воспроизводственного процесса в сельском хозяйстве.
Агропромышленный комплекс Белгородской области и его базовая отрасль - сельское хозяйство - является одной из ведущих системообразующих сфер экономики Белгородчины, формирующей агропродовольственный рынок, экономическую безопасность региона, трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий.
Сегодня аграрный сектор области - это более 53 тыс. рабочих мест (8,3% от общего количества трудоспособного населения занято в сельском хозяйстве) со средней заработной платой 22,4 тыс. рублей в месяц. Его доля в региональной экономике составляет более 24,2%1.
Располагая 1,1% населения страны и, примерно, таким же количеством пахотных земель, Белгородская область сегодня производит 4,3% общероссийского объема продукции сельского хозяйства. Вклад сельхозпредприятий области в общероссийское индустриальное производство сельскохозяйственной продукции - около 9%.
Ключевым фактором, оказывающим существенное влияние на динамичное развитие агропромышленного комплекса Белгородской области, является комплексный подход Правительства области к вопросам формирования благоприятного инвестиционного климата региона, финансовой поддержке субъектов экономической деятельности, формированию прозрачной организационно-правовой среды и государственно-частного партнерства административных структур и бизнеса.
Таким образом, актуальность данной темы обусловлена:
- во-первых, исключительной значимостью АПК в части сельского хозяйства, в структуре региональной экономики Белгородской области;
- во-вторых, потребностью в определении возможных путей совершенствования проектного управления инвестициями в сельском хозяйстве региона.
Степень изученности темы. В настоящее время в научных исследованиях недостаточно рассмотрена и проанализирована практика проектного управления инвестициями в сельском хозяйстве на уровне отдельных регионов. Тем не менее, совершенствование проектного управления инвестициями в сельском хозяйстве региона, в частности, и его инвестиционной привлекательностью, в последние годы все чаще становятся предметом анализа отечественных и зарубежных ученых. Важный вклад в исследование вопросов развития и организации управления аграрным сектором экономики внесли Р.Р. Адук, Т.И. Антонова, О.А. Берестюк, А.И. Костяев, Ю.А. Леметти, Г.В. Сапогова и др.
Управленческие проблемы развития агропромышленного комплекса рассмотрены в работах Ю.Н. Бацаева, В.Р. Боева, А.Д. Настенко, К.П. Личко.
Концептуальную основу организации управления инвестициями в сельское хозяйство региона разработал Р.У. Гусманов.
Теоретические и практические вопросы, связанные с инвестициями в сельское хозяйство в современных экономических условиях нашли отражением в работах В.Е. Афониной, Г.А. Богданова, А.И. Давыдовой, С.А. Дедеевой, Е.А. Золотовой, Т.Н. Соловьевой, С.В. Щуриной и др.
В целом, отметим большую степень изученности проблем и перспектив развития агропромышленного комплекса, в частности, сельскохозяйственного сектора в рамках экономических дисциплин. Ряд вопросов изучаемой проблемы не получили достаточно полного решения со стороны управленческих дисциплин, социологии управления. Несмотря на большое количество научных работ и исследований в сфере управления АПК, вопросы, связанные с управлением развитием сельского хозяйства, еще недостаточно изучены. В условиях современной финансово-экономической ситуации необходимо дальнейшее изучение данной темы в целях совершенствования системы проектного управления инвестициями в агропромышленный комплекс региона.
Таким образом, актуальность и степень изученности темы позволили обозначить проблему и гипотезу исследования.
Проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью совершенствования проектного управления инвестициями в сельском хозяйстве региона и недостаточной разработанностью механизмов разработки и реализации подобных проектов в департаменте агропромышленного комплекса и воспроизводства окружающей среды Белгородской области.
Вышеизложенное позволяет сформулировать основную гипотезу исследования, которая заключается в том, что недостаточно высокий уровень притока капиталов в сельское хозяйство Белгородской области обусловлен, прежде всего, несовершенством механизма проектного управления инвестициями, законодательными барьерами, а также недостаточно развитой системой государственно-частного партнерства в сфере сельского хозяйства.
Объектом исследования является инвестиционный потенциал сельского хозяйства региона как элемента экономики региона.
В качестве предмета исследования выступают технологии проектного управления инвестициями в сельском хозяйстве Белгородской области.
Целью исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию технологии проектного управления инвестициями в сельском хозяйстве Белгородской области.
Цель работы в свою очередь позволяет определить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы проектного управления инвестициями в сельском хозяйстве региона.
2. Проанализировать практику управления инвестициями в сельском хозяйстве Белгородской области на базе проектной деятельности.
3. Разработать направления совершенствования проектного управления инвестициями в сельское хозяйство региона.
Теоретико-методологической основой диссертационного исследования являются концепции ведущих отечественных экономистов: о роли инвестиций в обеспечении устойчивого роста экономики (Л.И. Абалкин) и теория государственного регулирования инновационно-инвестиционной деятельности (Ю. Яковец).
В работе нашли применение методы системного анализа, структурно-функциональный подход, анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и абстрагирование, методы эмпирического социологического исследования (анкетирование для сбора данных и метод линейной группировки для обработки полученной информации).
Эмпирическую базу исследования составили:
1. Нормативно-правовые документы федерального уровня, содержащие основные положения государственной политики в отношении АПК .
2. Региональные нормативно-правовые документы по проблеме развития АПК в Белгородской области* .
3. Отчетная информация департамента агропромышленного комплекса и воспроизводства окружающей среды Белгородской области .
4. Материалы авторского социологического исследования (экспертный опрос, N=20).
Научная новизна результатов исследования заключается в том, что определены основные факторы инвестиционной привлекательности сельского хозяйства региона, а также предложен ряд мер, направленных на повышение эффективности проектной деятельности правительства Белгородской области с целью повышения качества реализации инвестиционных проектов в сельском хозяйстве и развития экономического потенциала региона.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Агропромышленный комплекс выступает важнейшим объектом государственного управления, как на федеральном, так и на региональном уровне. Объектами государственного управления выступают материальные средства и формы ведения сельскохозяйственного производства. Инвестиции в сельское хозяйство представляют собой вложения материального и нематериального характера, в результате которых достигается экономический и социальный эффект. Рост инвестиций в агропромышленное производство является одним из путей повышения производственной эффективности, объемов производства, интенсификации сельского хозяйства, повышения производительности труда, снижения энерго- и материалоемкости и, в свою очередь, себестоимости продукции.
2. Правительству Белгородской области в лице Департамента агропромышленного комплекса и воспроизводства окружающей среды удается проводить сбалансированную инвестиционную политику. Ведущим трендом развития АПК региона являются интеграционные процессы, сгруппированные по блоку инвестиционного портфеля. Белгородский регион является привлекательным с точки зрения инвестиций в основном для отечественных инвесторов, вследствие отсутствия механизма и регламента взаимодействия между иностранными участниками инвестиционной проектной деятельности и государством. Такие факторы, как тенденции импортзамещения, благоприятные природно-климатические условия региона и внедрение современных технологий в производство повышают инвестиционную привлекательность сельского хозяйства Белгородской области.
3. Преодоление определенных проблемных зон в системе инвестиционной политики в аграрном секторе экономики региона возможно при помощи технологий проектного управления. Для разрешения существующих проблем предложен проект «Совершенствование системы проектного управления инвестициями в сельском хозяйстве Белгородской области», целью которого является увеличение объема инвестиций в аграрный сектор экономики региона и активизация государственно-частных отношений, в контексте привлечения коммерческих организаций к совместной проектной деятельности с органами исполнительной власти.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенные в рамках диссертационного исследования направления и механизмы решения проблем развития аграрного сектора региона, а также проект, направленный на совершенствование механизма проектного управления инвестициями в сельском хозяйстве Белгородской области, могут быть использованы органами региональной власти для повышения эффективности управления инвестиционным потенциалом сельского хозяйства, а также органами государственной власти других субъектов РФ для разрешения аналогичных проблем.
Апробация исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования представлены автором в научных публикациях объемом 0,6 п.л.
Магистерская диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы и приложений.
В рамках магистерского исследования был проведен анализ теоретических основ проектного управления инвестициями в сельском хозяйстве, в рамках которого определено понятие инвестиций как совокупности издержек, которые реализуются в форме вложения капитала на определенный срок в различные отрасли экономики, а также в объекты предпринимательской и других видов деятельности для получения прибыли, положительного социального эффекта и достижения индивидуальных целей инвесторов. Инвестиции в сельское хозяйство представляют собой вложения материального и нематериального характера, в результате которых достигается экономический и социальный эффект. Инвестиции необходимы для осуществления политики расширенного воспроизводства; сбалансированного развития отраслей народного хозяйства; научно - технического прогресса, улучшения качества и обеспечения конкурентоспособности отечественного производства; охраны окружающей среды и др.
По результатам проведенного исследования были выявлены перспективы развития инвестиционной базы сельскохозяйственной сферы, глубоко рассмотрен функционал органов исполнительной власти: Министерства сельского хозяйства РФ и Департамента АПК и воспроизводства окружающей среды Белгородской области.
Политика органов регионального управления Белгородской области в области привлечения инвестиций в аграрный сектор экономики региона носит в целом сбалансированный характер. Наиболее существенные вложения в 2016 г., по сравнению с 2015 г., были сделаны в отрасли свиноводства (+2,7 млрд. руб.), растениеводства (+2,6 млрд. руб.), в том числе тепличный комплекс (+5 млрд. руб.). По итогам 9 месяцев 2016 г. значение показателя индекса физического объема инвестиций в основной капитал сложилось на уровне 144,2%, при плановом значении на год 104,3%.
Ведущим трендом развития АПК региона являются интеграционные процессы, сгруппированные по блоку инвестиционного портфеля. Как показал опрос экспертов, сельское хозяйство является привлекательным с точки зрения инвестиций в основном для отечественных инвесторов, вследствие отсутствия механизма и регламента взаимодействия между иностранными участниками инвестиционной проектной деятельности и государством. Такие факторы, как тенденции импортзамещения, благоприятные природно-климатические условия региона и внедрение современных технологий в производство повышают инвестиционную привлекательность сельского хозяйства Белгородской области. Вместе с тем, в ходе опроса было отмечено, что методы и формы государственной поддержки притока инвестиций в сельское хозяйство региона нуждаются в совершенствовании.
Исходя из изученного материала, можно уверенно сказать, что требуется более серьезный анализ и модернизация технологии взаимодействия сторонних организаций и органов исполнительной власти, в рамках совместной проектной деятельности. В ходе магистерского исследования были выявлены следующие проблемы:
- пассивная финансовая политика, проводимая органами власти в сельскохозяйственном секторе экономики;
- недостаток экономических ресурсов и невозможность объединения бюджетных фондов в рамках реализации совместных проектов;
- неспособность органов исполнительной власти оказывать полноценную и качественную поддержку в реализации инвестиционных проектов в силу законодательных ограничений.
Для решения поставленных задач предложен проект «Совершенствование системы проектного управления инвестициями в сельском хозяйстве Белгородской области». Проект направлен на увеличение объема инвестиций в аграрный сектор экономики региона и активизацию государственно-частных отношений, в контексте привлечения коммерческих организаций к совместной проектной деятельности с органами исполнительной власти.
По итогам исследования, нами был разработан ряд рекомендаций по совершенствованию механизма организации инвестиционных процессов на региональном уровне, в рамках проектной деятельности. Органам исполнительной власти в лице Департамента АПК и воспроизводства окружающей среды Белгородской области предлагается:
1) внедрить проект по совершенствованию механизма проектного управления инвестициями в сельском хозяйстве региона;
2) сформировать фонд налоговых льгот и субсидий для
финансирования инвестиционных проектов на конкурсной основе;
3) совместно с Департаментом имущественных и земельных отношений Белгородской области организовать систему безвозмездной аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности Белгородской области. Реализация данного мероприятия возможна в двух направлениях: предоставление пользования участком на период реализации конкретного инвестиционного проекта; предоставление пользования участком на весь период деятельности бизнес-единицы;
4) разработать и внедрить механизм аттестации сельскохозяйственных предприятий региона на предмет оценки их технологического уровня, который будет определять объем государственной поддержки производителей;
5) совершенствовать меры поддержки экологически чистого производства сельхозпродукции
По результатам проведенного исследования были выявлены перспективы развития инвестиционной базы сельскохозяйственной сферы, глубоко рассмотрен функционал органов исполнительной власти: Министерства сельского хозяйства РФ и Департамента АПК и воспроизводства окружающей среды Белгородской области.
Политика органов регионального управления Белгородской области в области привлечения инвестиций в аграрный сектор экономики региона носит в целом сбалансированный характер. Наиболее существенные вложения в 2016 г., по сравнению с 2015 г., были сделаны в отрасли свиноводства (+2,7 млрд. руб.), растениеводства (+2,6 млрд. руб.), в том числе тепличный комплекс (+5 млрд. руб.). По итогам 9 месяцев 2016 г. значение показателя индекса физического объема инвестиций в основной капитал сложилось на уровне 144,2%, при плановом значении на год 104,3%.
Ведущим трендом развития АПК региона являются интеграционные процессы, сгруппированные по блоку инвестиционного портфеля. Как показал опрос экспертов, сельское хозяйство является привлекательным с точки зрения инвестиций в основном для отечественных инвесторов, вследствие отсутствия механизма и регламента взаимодействия между иностранными участниками инвестиционной проектной деятельности и государством. Такие факторы, как тенденции импортзамещения, благоприятные природно-климатические условия региона и внедрение современных технологий в производство повышают инвестиционную привлекательность сельского хозяйства Белгородской области. Вместе с тем, в ходе опроса было отмечено, что методы и формы государственной поддержки притока инвестиций в сельское хозяйство региона нуждаются в совершенствовании.
Исходя из изученного материала, можно уверенно сказать, что требуется более серьезный анализ и модернизация технологии взаимодействия сторонних организаций и органов исполнительной власти, в рамках совместной проектной деятельности. В ходе магистерского исследования были выявлены следующие проблемы:
- пассивная финансовая политика, проводимая органами власти в сельскохозяйственном секторе экономики;
- недостаток экономических ресурсов и невозможность объединения бюджетных фондов в рамках реализации совместных проектов;
- неспособность органов исполнительной власти оказывать полноценную и качественную поддержку в реализации инвестиционных проектов в силу законодательных ограничений.
Для решения поставленных задач предложен проект «Совершенствование системы проектного управления инвестициями в сельском хозяйстве Белгородской области». Проект направлен на увеличение объема инвестиций в аграрный сектор экономики региона и активизацию государственно-частных отношений, в контексте привлечения коммерческих организаций к совместной проектной деятельности с органами исполнительной власти.
По итогам исследования, нами был разработан ряд рекомендаций по совершенствованию механизма организации инвестиционных процессов на региональном уровне, в рамках проектной деятельности. Органам исполнительной власти в лице Департамента АПК и воспроизводства окружающей среды Белгородской области предлагается:
1) внедрить проект по совершенствованию механизма проектного управления инвестициями в сельском хозяйстве региона;
2) сформировать фонд налоговых льгот и субсидий для
финансирования инвестиционных проектов на конкурсной основе;
3) совместно с Департаментом имущественных и земельных отношений Белгородской области организовать систему безвозмездной аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности Белгородской области. Реализация данного мероприятия возможна в двух направлениях: предоставление пользования участком на период реализации конкретного инвестиционного проекта; предоставление пользования участком на весь период деятельности бизнес-единицы;
4) разработать и внедрить механизм аттестации сельскохозяйственных предприятий региона на предмет оценки их технологического уровня, который будет определять объем государственной поддержки производителей;
5) совершенствовать меры поддержки экологически чистого производства сельхозпродукции
Подобные работы
- РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИОРИТЕТНЫХ ПРОЕКТОВ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КЛАСТЕРА В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2016 - СОВРЕМЕННЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2018 - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2019 - ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЕСПЕЧЕНИИ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2017 - Приоритетные направления устойчивого развития региона (Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития РФ)
Дипломные работы, ВКР, региональная экономика. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2025 - УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ВНУТРЕННЕГО И ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА В РЕГИОНЕ (НА МАТЕРИАЛАХ ДЕПАРТАМЕНТА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ
БЛАГОУСТРОЙСТВА НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА
ПРИМЕРЕ ШЕИНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «КОРОЧАНСКИЙ РАЙОН»
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2018 - УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ВНУТРЕННЕГО И ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА
В РЕГИОНЕ (НА МАТЕРИАЛАХ ДЕПАРТАМЕНТА
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017



