Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №71550

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы64
Год сдачи2018
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
255
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания младших
школьников 6
1.1 Нормативные основы нравственного воспитания в российском
образовании 6
1.2 Традиционные нравственные ценности российского общества 9
1.3 Воспитательный потенциал музыки 12
Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности формирования
нравственных ценностей у младших школьников на основе музыкального материала 23
2.1 Диагностическое исследование уровня сформированности
нравственных ценностей у младших школьников 23
2.2 Реализация условий гипотезы по формированию нравственных
ценностей у младших школьников 34
2.3 Проверка эффективности использования музыкального материала как
средства формирования нравственных ценностей у младших школьников 39
Заключение 46
Список литературы 48
Приложения

Актуальность исследования. В настоящее время общество развивается в условиях, когда социальные, экономические, политические преобразования приводят к изменению мировоззрения людей и некоторому смещению ценностных приоритетов из духовной в материальную сферу, что зачастую ведет за собой искажение моральных ценностей. Наиболее стремительно этот процесс протекает в молодежной среде.
В связи с введением ФГОС начального общего образования и принятием концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, перед образовательными учреждениями поставлены задачи подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей [40].
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленные Федеральным государственным стандартом, определяют теоретические основания в деятельности школьных педагогов для решения задач нравственного становления личности. В этих документах на основе национального идеала определены общие задачи воспитания и социализации младших школьников в области формирования общественной и личностной культуры. Именно школа, решая сегодня социальные задачи воспитания, должна помочь каждому воспитаннику определить ценностные основания собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества [29, 50].
В психолого-педагогической литературе проблема формирования нравственных ценностей детей была предметом пристального внимания многих известных классиков зарубежной и русской педагогики: Я. А. Коменского, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, В. А. Сухомлинского и др.
С точки зрения музыкальной педагогики, проблемы формирования нравственных ценностей, нравственной ответственности, воспитания эстетических и нравственных чувств раскрываются в трудах Д. Б. Кабалевского, И. В. Пигаревой, Г. А. Пожидаева, Л. А. Безбородовой, А. Н. Зиминой, О. А. Апраксиной и др.
Особенно значимым считается формирование нравственных ценностей в дошкольном детстве и у младших школьников, так как именно в эти возрастные периоды происходит закладка и развитие всех важных процессов и качеств личности: в процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. Поэтому важно, чтобы дети в дошкольном и младшем школьном возрасте получали только положительные поведенческие примеры.
Известно, что одним из средств формирования и развития нравственных ценностей у младших школьников является музыкальный материал, который формирует нравственные чувства и нормы нравственного поведения, а также способствует развитию многих высших психических процессов: мышления, восприятия, воображения, памяти и так далее [27]. Ведь ещё Сухомлинский В.А. в своих трудах отмечал, что музыка является источником «благородства сердца и чистоты души» [28].
Несмотря на возможности музыкального материала в формировании нравственных ценностей детей, педагоги начальной школы в своей педагогической деятельности часто недооценивают его в этом качестве.
Проблемой нашего исследования является поиск наиболее эффективных и адекватных младшему школьному возрасту средств формирования нравственных ценностей.
Объект: процесс формирования нравственных ценностей у младших школьников.
Предмет: музыкальный материал как средство формирования нравственных ценностей у младших школьников.
Цель исследования: определить эффективность использования музыкального материала в качестве средства формирования нравственных ценностей у младших школьников.
Гипотеза исследования:
Музыкальный материал может стать эффективным средством формирования нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста, если педагог:
- выявляет нравственные проблемы класса и при подборе музыкального материала учитывает их;
- создаёт эмоциональную атмосферу для проявления эмоциональной отзывчивости на музыку;
- организует обсуждение содержания музыкальных произведений с целью закрепления положительного отношения учащихся к нравственным ценностям.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1) изучить нормативные основы нравственного воспитания младших школьников;
2) раскрыть сущность традиционных нравственных ценностей российского общества;
3) раскрыть воспитательный потенциал музыкального материала как средства формирования нравственных ценностей у младших школьников;
4) провести опытно-экспериментальную работу по формированию нравственных ценностей на основе условий гипотезы.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ полученных данных; сравнение, обобщение.
Экспериментальная база исследования - МБОУ СОШ №20 г. Артема, испытуемые - учащиеся 1 «А» и 1 «Б» класса по 20 человек в каждом.
Структура работы включает введение, 2 главы, заключение, список литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В процессе написания выпускной квалифицированной работы мы решили следующие задачи:
1. изучили и проанализировали научную психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;
2. выявили с помощью диагностических методик уровень
сфомированности нравственных ценностей у младших школьников.
3. изучили эффективность музыкального материала как средства формирования нравственных ценностей у младших школьников.
В процессе теоретического анализа психолого-педагогической литературы нами было установлено, что составной и основополагающей частью духовности, неотъемлемой частью полноценной духовной жизни является нравственность - определённое состояние развития внутреннего мира человека, его ума, характера, сознания, совести, души, характеризующее уровень его человечности - уровень его отношения к другим людям, к природе, к миру. А также мы установили, что для преобразования духовной культуры и переосмысления ценностных ориентаций эффективным средством является музыка (музыкальный материал), которая таит в себе огромный воспитательный потенциал.
Чтобы изучить влияние музыкального материала на формирование нравственных ценностей у младших школьников нами была проведена опытно - экспериментальная работа, которая включала в себя три этапа.
Первый этап включил диагностическое исследование уровня сформированности нравственных ценностей у младших школьников.
На втором этапе были разработаны факультативные занятия, направленные на формирование нравственных ценностей посредством использования музыкального материала и внедрены в учебно-воспитательный процесс участников экспериментальной группы.
На заключительном этапе мы провели мониторинговое исследование, в результате которого констатировали у детей экспериментальной группы значительную, по сравнению с контрольной группой, динамику уровня сформированности нравственных ценностей, и сделали вывод, что музыкальный материал может стать эффективным средством формирования нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста, если педагог:
- выявляет нравственные проблемы класса и при подборе музыкального материала учитывает их;
- создаёт эмоциональную атмосферу для проявления эмоциональной отзывчивости на музыку;
- организует обсуждение содержания музыкальных произведений с целью закрепления положительного отношения учащихся к нравственным ценностям.
Таким образом, цель работы достигнута, гипотеза исследования нашла свое подтверждение.



1. Аверина, Н. Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н. Г. Аверина // Начальная школа. - 2005. - №11. - С. 68-71.
2. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя. / Под ред. И.А. Каирова, О. С. Богдановой. - М.: Просвещение, - 1997. - 17 с.
3. Акимова, Е. С. Духовно - нравственные традиции русского народа: Программа / Е. С. Акимова // Научно - методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. - 2009. - № 2. - С. 94 - 99.
4. Амелина, Т., Головко, О. В России утвержден список духовно¬нравственных ценностей [Электронный ресурс] // Православие и мир / электрон. журнал. - 2015. - Режим доступа:http://www.pravmir.ru/v-rossii-utverzhden- spisok-duhovno-nravstvennyih-tsennostey/
5. Апраксина, О. А. Музыкальное воспитание в школе / О. Апраксина // Мир школы. - М. - 1999. - № 4. - С. 27-45.
6. Безбородова, Л. А. Методика преподавания музыки в
общеобразовательных учреждениях: Учеб. пос. для студ. муз. фак. педвузов. / Л. А. Безбородова, Ю. Б. Алиев. - М.: Академия, 2002. - 380 с.
7. Брунчукова, Н.М. Песня и этическое воспитание школьников / Н. М. Брунчукова // Воспитание школьников. - 2009. - № 5. - С. 28 - 32.
8. Вендрова, Т.Е. Воспитание музыкой: Из опыта работы / Т. Е. Вендрова, И. В. Пигарева. - М.: Просвещение, 1991. - 205 с.
9. Воронкова, Т. А. Программа духовного развития учащихся / Т. А. Воронкова // Научно - методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. - 2015. - № 2. - С. 91-94.
10. Гаврильчева, Г. Ф. Младший школьник и его ценности / Г. Ф. Гаврильчева // Начальная школа. - 2015. - № 7. - С. 13-18.
11. Гартман, Н. Эстетика. - М.: Иностранная литература. - 2004. - 640 с.
12. Гофман, А. Б. Традиция. [Электронный ресурс] // Энциклопедии и словари.
- Режим доступа:http://enc-dic.com/enc_sovet/ Tradicija-89817/
13. Григорьев, Д. Духовное и социальное в воспитании человека / Д.Григорьев // Народное образование. - 2010. - № 1. - С. 47-50.
14. Данилюк, А. Я. Духовно - нравственное развитие младших школьников / А. Я. Данилюк // Педагогика. - 2014. - № 9. - С. 88-93.
15. Духовно - нравственное воспитание младших школьников в современных условиях // Начальное образование. - 2010. - № 2. - С. 3-8.
16. Жарковская, Т. Г. Организация духовно - нравственного образования средствами различных учебных дисциплин / Т. Г. Жарковская // Педагогика. - 2008. - № 10. - С. 49-53.
17. Железняк, А. О Проекте Закона О традиционных ценностях. [Электронный
ресурс] // Проза. : электрон. журнал. - Режим доступа:
http ://www.proza.ru/2016/05/22/n83
18. Закирова, И. Г. Я среди людей: Программа по самосовершенствованию для 5-9 классов / И. Г. Закирова // Классный руководитель. - 2009. - № 1. - С. 38-45.
19. Зимина, А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей
младшего школьного возраста / А. Н. Зимина. - М.: Владос, 2000. - 304 с.
20. Игумнова, Е. В. Формирование у подростков духовных и нравственных
ценностей в процессе музыкальной деятельности / Е. В. Игумнова //
Дополнительное образование . - 2005. - № 8. - С. 37-40.
21. Калимуллина, Л. Д. Роль музыки в формировании нравственной культуры детей // Дополнительное образование. - 2003. - № 10. - С. 43-45.
22. Калинина, Л.В. Ориентация младших школьников на нравственные ценности / Л. В. Калинина // Начальная школа. - 2011. - № 1. - С. 46-51.
23. Камышанова, Е. А. "Школа добра, радости и успеха" - модель позитивной социализации обучающихся / Е. А. Камышанова // Воспитание школьников. - 2012. - № 4. - С. 22-27.
24. Карпова, С. К. Слово и музыка в русской семейной традиции / С. К. Карпова // Дополнительное образование и воспитание. - 2010. - № 4. - С. 45-50.
25. Кашапова, Л. М. Региональные музыкальные традиции в формировании этноличности школьника / Л. М. Кашапова // Искусство и образование. - 2005. - № 4. - С. 84-92.
26. Кессиди, Ф. Х. О парадоксе России // Вопросы философии. - 2000. - № 6
27. Кирнарская, Д. К. Музыка - лучший педагог / Д. К. Кирнарская // Искусство в школе. - 2005. - № 1. - С. 3-6.
28. Коломиец, Г. Г. Ценность музыки: философский аспект / Г. Г. Коломиец. - Изд. 2-е. - М.: ЛКИ, 2007. - 340 с.
29. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М.: Просвещение, 2009. - 23 с. - (Стандарты второго поколения).
29. Котомин, Е. В. Развитие музыкального интереса - один из путей
эстетического воспитания / Е. В. Котомин // Вестник Моск. гос. ун-та
культуры и искусств. - 2004. - № 1. - С. 118-128.
30. Кукушин, В.С. Этнопедагогика и этнопсихология: учеб. пособие / В. С. Кукушин, Л. Д. Столяренко. - Ростов-на-дону: Феникс, - 2000. - 488 С.
31. Красноперова, Т. В. Конструирование процесса формирования интереса к музыке у учащихся 1-8 классов / Т. В. Красноперова // Искусство и образование. - 2012. - № 1. - С. 71-81.
32. Кривцов, О. Ю. О месте понятия "социализация" в современной педагогике / О. Ю. Кривцов // Педагогика. - 2003. - № 2. - С. 11-22.
33. Ланкин, В. Г. Музыка и развитие личности ребенка / В. Г. Ланкин, Е. Е. Ланкина, И. Р. Хох. - Томск: Томского ГПУ, 2004. - 160 с.
34. Лаптев, Н. Г. Основные аспекты музыкально воспитания младших школьников / Н. Г.Лаптев. - Астрахань: Астраханский пед. ун-т, 2001. - 166 с.
35. Леонова, Н. А. Младший школьник: опыт нравственного поведения / Н. А. Леонова // Начальная школа. - 2016. - №5. - С. 22-27.
36. Логинова, А. А. Нравственное воспитание подростков в художественно - эстетической деятельности: Программа // Искусство в школе. - 2014. - № 3.
- С. 70-73.
37. Малеева, Н. И. Духовность как одно из средств воспитания младших школьников / Формирование духовности личности: история, теория, практика // Н. И. Малеева. - Йошкар-Ола. -2001. - 262с.
38. Мудрик, А. В. Индивидуальная помощь в социальном воспитании./А. В.
Мудрик // Новые ценности образования: Забота - поддержка -
консультирование. М.: Инноватор, 1996.- Вып.6. - С. 56 - 70.
39. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 31.12.2015. № 683 // Российская газета. - 2015. - 31 дек.
40. Об образовании в Российской Фе-дерации: Федеральный закон от 29.12.2012. №273-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015 г.) // Российская газета. - 2015. - 24 июля.
41. Петрова, В. И. Нравственное воспитание младших школьников / В. И. Петрова, И. С. Хомякова // Сельская школа.-2007.-№1.-С.36-46.
42. Пигарева, И. В. Наш Учитель - Дмитрий Кабалевский / И. В. Пигарева // Начальная школа. - 2004. - № 12. - С. 3-10.
43. Пожидаев, Г. А. Путешествие в страну Симфонию / Г. А. Пожидаев // Искусство в школе. - 1993. - №6. - С. 64-68.
44. Проект документа «Образовательная концепция Русской Православной
Церкви» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Московского Патриархата. - Режим доступа:
http ://www.patriarchia.ru/db/text/4396010.html
45. Проект Основ государственной культурной политики РФ [Электронный
ресурс] // Президент России. - Режим доступа:
http:// state.kremlin.ru/face/21027
46. Путин В. Послание Президента РФ Федеральному Собранию. // -
Президент России. - Режим доступа :
http://wwwkremlin.ru/events/president/news/17118
47. Русакова, Т. Г. Становление духовного опыта личности в младшем школьном возрасте / Т. Г. Русакова // Педагогика. - 2009. - № 2. - С. 32-38.
48. Симонова, Т. Р. Роль музыкального искусства в формировании доверительных отношений / Т.Р.Симонова // Воспитание школьников. - 2010. - № 2. - С. 48-52.
49. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р // - Российская газета. - 2015. - 08 июня.
50. Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. - (Стандарты второго
поколения).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ