МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания младших
школьников 6
1.1 Нормативные основы нравственного воспитания в российском
образовании 6
1.2 Традиционные нравственные ценности российского общества 9
1.3 Воспитательный потенциал музыки 12
Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности формирования
нравственных ценностей у младших школьников на основе музыкального материала 23
2.1 Диагностическое исследование уровня сформированности
нравственных ценностей у младших школьников 23
2.2 Реализация условий гипотезы по формированию нравственных
ценностей у младших школьников 34
2.3 Проверка эффективности использования музыкального материала как
средства формирования нравственных ценностей у младших школьников 39
Заключение 46
Список литературы 48
Приложения
Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания младших
школьников 6
1.1 Нормативные основы нравственного воспитания в российском
образовании 6
1.2 Традиционные нравственные ценности российского общества 9
1.3 Воспитательный потенциал музыки 12
Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности формирования
нравственных ценностей у младших школьников на основе музыкального материала 23
2.1 Диагностическое исследование уровня сформированности
нравственных ценностей у младших школьников 23
2.2 Реализация условий гипотезы по формированию нравственных
ценностей у младших школьников 34
2.3 Проверка эффективности использования музыкального материала как
средства формирования нравственных ценностей у младших школьников 39
Заключение 46
Список литературы 48
Приложения
Актуальность исследования. В настоящее время общество развивается в условиях, когда социальные, экономические, политические преобразования приводят к изменению мировоззрения людей и некоторому смещению ценностных приоритетов из духовной в материальную сферу, что зачастую ведет за собой искажение моральных ценностей. Наиболее стремительно этот процесс протекает в молодежной среде.
В связи с введением ФГОС начального общего образования и принятием концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, перед образовательными учреждениями поставлены задачи подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей [40].
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленные Федеральным государственным стандартом, определяют теоретические основания в деятельности школьных педагогов для решения задач нравственного становления личности. В этих документах на основе национального идеала определены общие задачи воспитания и социализации младших школьников в области формирования общественной и личностной культуры. Именно школа, решая сегодня социальные задачи воспитания, должна помочь каждому воспитаннику определить ценностные основания собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества [29, 50].
В психолого-педагогической литературе проблема формирования нравственных ценностей детей была предметом пристального внимания многих известных классиков зарубежной и русской педагогики: Я. А. Коменского, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, В. А. Сухомлинского и др.
С точки зрения музыкальной педагогики, проблемы формирования нравственных ценностей, нравственной ответственности, воспитания эстетических и нравственных чувств раскрываются в трудах Д. Б. Кабалевского, И. В. Пигаревой, Г. А. Пожидаева, Л. А. Безбородовой, А. Н. Зиминой, О. А. Апраксиной и др.
Особенно значимым считается формирование нравственных ценностей в дошкольном детстве и у младших школьников, так как именно в эти возрастные периоды происходит закладка и развитие всех важных процессов и качеств личности: в процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. Поэтому важно, чтобы дети в дошкольном и младшем школьном возрасте получали только положительные поведенческие примеры.
Известно, что одним из средств формирования и развития нравственных ценностей у младших школьников является музыкальный материал, который формирует нравственные чувства и нормы нравственного поведения, а также способствует развитию многих высших психических процессов: мышления, восприятия, воображения, памяти и так далее [27]. Ведь ещё Сухомлинский В.А. в своих трудах отмечал, что музыка является источником «благородства сердца и чистоты души» [28].
Несмотря на возможности музыкального материала в формировании нравственных ценностей детей, педагоги начальной школы в своей педагогической деятельности часто недооценивают его в этом качестве.
Проблемой нашего исследования является поиск наиболее эффективных и адекватных младшему школьному возрасту средств формирования нравственных ценностей.
Объект: процесс формирования нравственных ценностей у младших школьников.
Предмет: музыкальный материал как средство формирования нравственных ценностей у младших школьников.
Цель исследования: определить эффективность использования музыкального материала в качестве средства формирования нравственных ценностей у младших школьников.
Гипотеза исследования:
Музыкальный материал может стать эффективным средством формирования нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста, если педагог:
- выявляет нравственные проблемы класса и при подборе музыкального материала учитывает их;
- создаёт эмоциональную атмосферу для проявления эмоциональной отзывчивости на музыку;
- организует обсуждение содержания музыкальных произведений с целью закрепления положительного отношения учащихся к нравственным ценностям.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1) изучить нормативные основы нравственного воспитания младших школьников;
2) раскрыть сущность традиционных нравственных ценностей российского общества;
3) раскрыть воспитательный потенциал музыкального материала как средства формирования нравственных ценностей у младших школьников;
4) провести опытно-экспериментальную работу по формированию нравственных ценностей на основе условий гипотезы.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ полученных данных; сравнение, обобщение.
Экспериментальная база исследования - МБОУ СОШ №20 г. Артема, испытуемые - учащиеся 1 «А» и 1 «Б» класса по 20 человек в каждом.
Структура работы включает введение, 2 главы, заключение, список литературы, приложения.
В связи с введением ФГОС начального общего образования и принятием концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, перед образовательными учреждениями поставлены задачи подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей [40].
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленные Федеральным государственным стандартом, определяют теоретические основания в деятельности школьных педагогов для решения задач нравственного становления личности. В этих документах на основе национального идеала определены общие задачи воспитания и социализации младших школьников в области формирования общественной и личностной культуры. Именно школа, решая сегодня социальные задачи воспитания, должна помочь каждому воспитаннику определить ценностные основания собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества [29, 50].
В психолого-педагогической литературе проблема формирования нравственных ценностей детей была предметом пристального внимания многих известных классиков зарубежной и русской педагогики: Я. А. Коменского, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, В. А. Сухомлинского и др.
С точки зрения музыкальной педагогики, проблемы формирования нравственных ценностей, нравственной ответственности, воспитания эстетических и нравственных чувств раскрываются в трудах Д. Б. Кабалевского, И. В. Пигаревой, Г. А. Пожидаева, Л. А. Безбородовой, А. Н. Зиминой, О. А. Апраксиной и др.
Особенно значимым считается формирование нравственных ценностей в дошкольном детстве и у младших школьников, так как именно в эти возрастные периоды происходит закладка и развитие всех важных процессов и качеств личности: в процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. Поэтому важно, чтобы дети в дошкольном и младшем школьном возрасте получали только положительные поведенческие примеры.
Известно, что одним из средств формирования и развития нравственных ценностей у младших школьников является музыкальный материал, который формирует нравственные чувства и нормы нравственного поведения, а также способствует развитию многих высших психических процессов: мышления, восприятия, воображения, памяти и так далее [27]. Ведь ещё Сухомлинский В.А. в своих трудах отмечал, что музыка является источником «благородства сердца и чистоты души» [28].
Несмотря на возможности музыкального материала в формировании нравственных ценностей детей, педагоги начальной школы в своей педагогической деятельности часто недооценивают его в этом качестве.
Проблемой нашего исследования является поиск наиболее эффективных и адекватных младшему школьному возрасту средств формирования нравственных ценностей.
Объект: процесс формирования нравственных ценностей у младших школьников.
Предмет: музыкальный материал как средство формирования нравственных ценностей у младших школьников.
Цель исследования: определить эффективность использования музыкального материала в качестве средства формирования нравственных ценностей у младших школьников.
Гипотеза исследования:
Музыкальный материал может стать эффективным средством формирования нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста, если педагог:
- выявляет нравственные проблемы класса и при подборе музыкального материала учитывает их;
- создаёт эмоциональную атмосферу для проявления эмоциональной отзывчивости на музыку;
- организует обсуждение содержания музыкальных произведений с целью закрепления положительного отношения учащихся к нравственным ценностям.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1) изучить нормативные основы нравственного воспитания младших школьников;
2) раскрыть сущность традиционных нравственных ценностей российского общества;
3) раскрыть воспитательный потенциал музыкального материала как средства формирования нравственных ценностей у младших школьников;
4) провести опытно-экспериментальную работу по формированию нравственных ценностей на основе условий гипотезы.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ полученных данных; сравнение, обобщение.
Экспериментальная база исследования - МБОУ СОШ №20 г. Артема, испытуемые - учащиеся 1 «А» и 1 «Б» класса по 20 человек в каждом.
Структура работы включает введение, 2 главы, заключение, список литературы, приложения.
В процессе написания выпускной квалифицированной работы мы решили следующие задачи:
1. изучили и проанализировали научную психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;
2. выявили с помощью диагностических методик уровень
сфомированности нравственных ценностей у младших школьников.
3. изучили эффективность музыкального материала как средства формирования нравственных ценностей у младших школьников.
В процессе теоретического анализа психолого-педагогической литературы нами было установлено, что составной и основополагающей частью духовности, неотъемлемой частью полноценной духовной жизни является нравственность - определённое состояние развития внутреннего мира человека, его ума, характера, сознания, совести, души, характеризующее уровень его человечности - уровень его отношения к другим людям, к природе, к миру. А также мы установили, что для преобразования духовной культуры и переосмысления ценностных ориентаций эффективным средством является музыка (музыкальный материал), которая таит в себе огромный воспитательный потенциал.
Чтобы изучить влияние музыкального материала на формирование нравственных ценностей у младших школьников нами была проведена опытно - экспериментальная работа, которая включала в себя три этапа.
Первый этап включил диагностическое исследование уровня сформированности нравственных ценностей у младших школьников.
На втором этапе были разработаны факультативные занятия, направленные на формирование нравственных ценностей посредством использования музыкального материала и внедрены в учебно-воспитательный процесс участников экспериментальной группы.
На заключительном этапе мы провели мониторинговое исследование, в результате которого констатировали у детей экспериментальной группы значительную, по сравнению с контрольной группой, динамику уровня сформированности нравственных ценностей, и сделали вывод, что музыкальный материал может стать эффективным средством формирования нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста, если педагог:
- выявляет нравственные проблемы класса и при подборе музыкального материала учитывает их;
- создаёт эмоциональную атмосферу для проявления эмоциональной отзывчивости на музыку;
- организует обсуждение содержания музыкальных произведений с целью закрепления положительного отношения учащихся к нравственным ценностям.
Таким образом, цель работы достигнута, гипотеза исследования нашла свое подтверждение.
1. изучили и проанализировали научную психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;
2. выявили с помощью диагностических методик уровень
сфомированности нравственных ценностей у младших школьников.
3. изучили эффективность музыкального материала как средства формирования нравственных ценностей у младших школьников.
В процессе теоретического анализа психолого-педагогической литературы нами было установлено, что составной и основополагающей частью духовности, неотъемлемой частью полноценной духовной жизни является нравственность - определённое состояние развития внутреннего мира человека, его ума, характера, сознания, совести, души, характеризующее уровень его человечности - уровень его отношения к другим людям, к природе, к миру. А также мы установили, что для преобразования духовной культуры и переосмысления ценностных ориентаций эффективным средством является музыка (музыкальный материал), которая таит в себе огромный воспитательный потенциал.
Чтобы изучить влияние музыкального материала на формирование нравственных ценностей у младших школьников нами была проведена опытно - экспериментальная работа, которая включала в себя три этапа.
Первый этап включил диагностическое исследование уровня сформированности нравственных ценностей у младших школьников.
На втором этапе были разработаны факультативные занятия, направленные на формирование нравственных ценностей посредством использования музыкального материала и внедрены в учебно-воспитательный процесс участников экспериментальной группы.
На заключительном этапе мы провели мониторинговое исследование, в результате которого констатировали у детей экспериментальной группы значительную, по сравнению с контрольной группой, динамику уровня сформированности нравственных ценностей, и сделали вывод, что музыкальный материал может стать эффективным средством формирования нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста, если педагог:
- выявляет нравственные проблемы класса и при подборе музыкального материала учитывает их;
- создаёт эмоциональную атмосферу для проявления эмоциональной отзывчивости на музыку;
- организует обсуждение содержания музыкальных произведений с целью закрепления положительного отношения учащихся к нравственным ценностям.
Таким образом, цель работы достигнута, гипотеза исследования нашла свое подтверждение.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К НРАВСТВЕННЫМ
ЦЕННОСТЯМ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2018 - Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале сказки
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ СРЕДСТВАМИ РУССКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2018 - НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2018 - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ МУЗЫКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2017 - КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2019 - Развитие эстетического вкуса у младших школьников в художественно- творческой деятельности на внеклассных занятиях
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Нравственно-патриотическое воспитание
младших школьников в проектной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017



