Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Влияние особенностей систем образования на формирование личностной структуры у молодежи

Работа №7153

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы151стр.
Год сдачи2004
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
824
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3-10
ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование проблемы конституциональной психотипологической и личностной изменчивости у молодежи в современной России 11-42
1.1. Личностно - типологическая конституциональная изменчивость.11-15
1.2. Характеристика процесса личностной изменчивости от акцентуаций характера до аномальной изменчивости в конституциональном личностном континуме 16-32
1.3. Причины и условия личностной изменчивости субъектов высшего образования 32-42
ГЛАВА 2. Материалы и методы экспериментально-психологического исследования студентов в процессе субъект-объектного взаимодействия 43-58
2.1. Выбор участников исследования 43-45
2.2. Психологические методы и методики исследования 45-56
2.3. Методы статистической обработки результатов исследования .„56-58 ГЛАВА 3. Конституционально-психотипологические и морально-нравственные характеристики субъектов высшего образования 59-122
3.1. Высшее образование как системообразующий фактор нравственного сознания личности студента 59-77
3.2. Особенности морально-нравственных переживаний и поведения у студентов, представляющих 3 системы высшего образования 77-107
3.3. Сравнительный многомерный психологический анализ студентов различных диапазонов конституционально-континуального пространства
личности 108-124
Заключение 125-128
Выводы
Список использованной литературы
129-131
132-150


Актуальность и постановка проблемы исследования. Общественные преобразования, происходящие в экономике страны, в социокультурной сфере, обязывают с особым вниманием отнестись к пониманию системы общечеловеческих ценностей, идеалов, моральных принципов. В современных условиях глобальные задачи развития общества имеют единую точку отсчета - значимость человека, уважение к его правам, приоритеты духовно¬нравственных отношений между людьми. Пока общество не признает первостепенную важность культуры и образования, необходимость этических норм поведения, оно не сможет стать цивилизованным и демократическим.
Образование - это та область социокультурной жизнедеятельности, где совершается становление духовно зрелой, нравственно свободной личности, способной отстаивать общечеловеческие ценности. В последние годы в научный оборот образования прочно вошли понятия глобального и планетарного мышления. (Гершунский Г.С.,1998; Карпова Е.Г.,2002 и др.) Эти термины порождены реальными процессами, происходящими в современном мире, они выходят за пределы утилитаризма, который ограничивается пространством отдельной личности, социальной группы, частной системы, общества, нации, религии. Отсюда следует, что глобальное и планетарное мышление современного образования состоят в восстановлении естественной связи человека с природой, возрождении духовно-чувственного познания, расширении миропонимания.
Формирование индивидуально-типологических и индивидуально-личностных различий обусловлено как биологическими, так и социальными факторами в широком смысле этого слова (Д.И. Дубровский, 1971; А.Н. Леонтьев, 1972; B. Bernstein, 1971). Жизненный путь предполагает единство множества автономных линий развития, которые сходятся, расходятся или пересекаются, но не могут быть поняты в отрыве друг от друга или от конкретных социально-исторических условий (Л.В. Сохань, 1987).
Процесс становления полноценной личности очень длительный, сложный и противоречивый. Ограничение в психическом развитии, как правило, ведет к
3

деградации личности. Современные научные представления о диалектике постоянства (стабильности, устойчивости, неизменности), изменчивости (подвижности, текучести) личности и ее свойств подверглись существенному изменению (Э.В. Ильенков, 1974; И.С. Кон, 1987; И.С. Нарский, 1986). Личность как интегральная индивидуальность, согласно В.С. Мерлину (1986), А.А. Деркачу и Н.В. Кузьмину (1993), В.В. Белоусу (1999) целиком реагирует на социальные условия среды обитания. Более адекватные или менее адекватные реакции зависят от конституционально-психотипологической личностной предиспозиции, способствуя формированию личностной изменчивости в конституционально-континуальном пространстве от психологической нормы - акцен-туации до аномальной личностной изменчивости (И.В. Боев, 1995;О.А. Ахвердова, 1998; А.В. Кочергина, 1999; В.Ф. Гнучев, 2001; Э.В. Терещенко, 2002; В.А. Шурупов, 2002).
Конституционально-психотипологическая личностная изменчивость, возникающая под влиянием социально-стрессовых, информационных, экологических и иных факторов или их комплексов, изменяя структуру личности по вектору «норма - патология», усложняет социальную адаптацию, затрудняет осмысление социально-психологических ситуаций, ограничивает возможности осознанного выбора разрешения жизненных проблем.
Проблемы личности оказываются непосредственно связанными с историко-социальными переменами, происходящими в нашей стране. Современные требования подготовки индивида системой отечественного образования таковы, что для смены его амплуа в производственной, социальной, политической и других сферах на протяжении жизни могло бы произойти немало преобразований не один раз и без-болезненно (В.Д. Шадриков, 1993; В.Е. Шукшунов, В. Ф. Взятышев, 1993; В.А. Шапо-валов, 1996; Б.С. Гершунский, 1998). Специфика различных систем образования, подчиненных гуманистическим морально-нравственным принципам, способна переломить стремительно нарастающие негативные тенденции в духовной сфере современного российского общества.
Объективная регистрация закономерностей конституционально¬континуальной изменчивости личностной структуры у молодежи под влиянием системы образования невозможна без многоуровневой диагностики (психологической, феномено-логической, математической), без междисциплинарных исследований, отвечающих принципам системного
4

подхода в психологии (В.Д. Шадриков, 1982; Б.Ф. Ломов, 1994).
Цель исследования - объективизировать вероятностную личностную изменчивость у молодежи в процессе взаимодействия конституционально-психотипологической структуры личности и специфики различных систем образования.
Задачи исследования.
1. Изучить научную литературу, отражающую состояние проблемы конституционально- психотипологической изменчивости у молодежи.
2. Провести дифференциальную экспериментально-психологическую диаг-ностику изменчивости конституционально-психотипологической структу-ры личности под влиянием особенностей трех систем высшего образования.
3. Объективизировать и проанализировать влияние системы образования на морально-нравственные характеристики субъектов высшего образования в зависимости от их принадлежности к личностному психотипу.
4. Провести сравнительный многомерный психологический анализ студентов, относящихся к различным диапазонам конституционально¬континуального пространства: диапазоны психологической нормы - акцентуации и пограничной аномальной личности в процессе обучения.
Объект исследования - индивид, личность студента в системе высшего образования.
Предмет исследования - динамика конституционально-психотипологических и морально-нравственных характеристик у студентов, обусловленных спецификой трех систем высшего образования.
Эмпирическая гипотеза исследования. В условиях обучения, представляющих три системы высшего образования, каждый индивид обладает особым психотипологическим набором качеств, детерминирующих индивидуальные и личностные закономерности реагирования в ответ на воздействия социально-информационных факторов окружающей среды обитания. У одних субъектов наблюдается конституционально-типологическая изменчивость в рамках психологической нормы - акцентуаций, у других - в диапазоне аномальной личностной изменчивости. Наиболее адекватная система образования способствует
5

гармонизации личности, ограничивая изменчивость диапазоном нормы, менее адекватные системы - провоцируют аномальную личностную изменчивость.
Теоретическая гипотеза исследования основана на допущении неоднозначного взаимовлияния социальных и природных факторов на личность студента, в результате чего происходит формирование и закрепление конституционально-психотипо-логических характеристик личности, детерминирующих социально-приемлемый или социально-неприемлемый стереотипы поведения, которые, в свою очередь, видо-изменяют социальную среду обитания.
Методологическую и теоретическую основы исследования составили гуманистический, культурологический и аксиологический подходы, в рамках которых человек является высшей ценностью общественного развития; концепция отечест-венной психологии о сущности личности и ее психологической структуре, генети-ческой разноплановости личности, преемственности между биологическим и социаль¬ным в психическом развитии (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, А.И. Донцов, В.П. Зин¬ченко, Р.Л. Кричевский, Е.С. Кузьмин, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, С.Л. Рубин-штейн, Б.М. Теплов,); учение об акцентуированных личностях и акцентуациях характера (К. Леонгард, А.Е. Личко, Г.К. Ушаков); континуально-генетическая концепция (А.В. Брушлинский); представления об индивидуальных поведенческих стереотипах, зависящих от врожденных или наследственных конституциональных психических особенностей (В .В. Белоус, Б.С. Братусь, В.Н. Дружинин, Е.А. Климов,


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Ценностные ориентации личности лежат в основе субъкт-объектных взаимоотношений и, являясь фактором социальной регуляции поведения, в значительной степени зависят от принадлежности к личностному психотипу независимо от специфики системы образования. Так, представители всех психотипов достоверно чаще выбирают второй фактор согласно ценностным ориентациям личности по А.Я. Найну. При этом субъекты с истероидным психотипом мужского пола отдают предпочтение первому фактору, с шизоидным психотипом - второму и третьему факторам, с эпилептоидным психотипом - третьему фактору, что указывает на перспективы психологической коррекции и/или закрепления морально¬нравственных установок и ценностей в процессе обучения.
2. У современных студентов в иерархии личностных ценностных ориентаций по М. Рокичу выбор из терминальных ценностей ограничивается здоровьем и не зависит от гендерных различий, от принадлежности к психотипу, от особенностей системы образования. При выборе инструмен-тальных ценностей наиболее значимыми для всех обследованных оказываются этические ценности общества. Выбор остальных инструментальных средств не зависит от особенностей системы образования и структуры психотипа, а выявляет гендерные различия, когда обследуемые женского пола ориентируются на ценности общения, а мужского пола - на ценности самоутверждения.
130

3. У студентов женского пола с циклоидной структурой психотипа на 1-ом курсе отмечаются признаки временной декомпенсации и дезадаптации в виде увеличения психологической склонности к употреблению алкоголя и проявления псевдомаскулинизированного поведения, которые к 4-му курсу нивелируются, отражая нормализацию социально-психологической адаптации, стабилизацию личностной структуры и ценностных ориентаций в диапазоне психологической нормы - акцентуации, что обусловлено взаимосочетанием циклоидной структуры и спецификой системы образования.
4. У студентов мужского пола с циклоидным психотипом на 1-ом курсе усиливаются черты маскулинизированного поведения и психологической склонности к алкоголизации, осложняющиеся на факультете физической культуры аномальными поведенческими реакциями, что отражает напряжение конституциональных механизмов психологической защиты. К 4-му курсу у представителей циклоидного психотипа, невзирая на специфику систем образования, наблюдаются стойкие тенденции к нарастанию аномальной личностной, психотипологической и поведенческой изменчивости, подтверждая преобладание механизмов психологической декомпенсации и дезадаптации, соответствующих диапазону ПАЛ.
5. На 1-ом курсе представители женского пола с истероидной структурой психотипа демонстрируют слабовыраженную склонность к девиантному поведению в сочетании с заметными чертами маскулинизации и органической предиспозицией ВНД, что завершается к 4-му курсу стойким девиантным стереотипом поведения с заметной
131

психологической склонностью к употреблению алкоголя, отражая аномальную личностную и поведенческую изменчивость, независящую от особенностей системы образования.
6. На 1-ом курсе представители мужского пола с истероидной структурой психотипа в системе образования физической культуры сохраняли конституциональные механизмы защиты, соответствуя диапазону психологической нормы - акцентуации; в условиях военной специфики образования уже на 1-ом курсе регистрировалась аномальная личностная и поведенческая изменчивость, обусловленная предиспозицией конституциональных механизмов компенсации и адаптации. К 4-му курсу достоверно регистрировались стойкие варианты непатологического девиантного поведения, которые практически не зависели от системы образования.



1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. - 299 с.
2. Абульханова К.А., Воловикова М.И., Елисеев В.А. Проблемы исследования индивидуального сознания //Психологический журнал Т.12. 1999, №4. С.27-
40.
3. Абрамова Г.С. Практическая психология. - Екатеринбург: Деловая книга,
1998. - 368 с.
4. Агеев В.С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов //Вопросы психологии 1987, № 2. С. 152 - 158.
5. Александровский Ю.А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация. М..: Медицина, 1976.
6. Алешина Ю.С., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии 1991, №4. С.123-134.
7. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977 с. 379
8. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: изд-во МГУ, 1969.
9. Анисимов С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988.-253 с.
10. Анохин П.К. Социальное и биологическое в природе человека. / В кн.: соотношение биологического и социального в человеке. М, 1975, - С.301.
11. Аралова Е. В. Динамика формирования духовности как критерий об¬щественного развития. М., 1995.
12. Аралова Е. В. Место и роль категории духовности в иерархии человеческих ценностей. М., 1992. - 38 с.
13. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики Под ред. И.Б.Ханиной. - М.: Наука, Смысл, 1999. -349 с.
14. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984.
133

15. Асмолов А.Г. О предмете психологии личности // Вопросы психологии. -
1983. - № 3. - С.118-130.
16. Асмолов А.Г. Историко - эволюционный подход к пониманию личности: проблемы и перспективы исследования // Вопросы психологии, 1986, №1
17. Ахвердова О. А. Личностно - характерологический континуум современного подростка /Дис. на соиск. степени доктора псих. Наук. - М., 1998
18. Ахвердова О.А. Личностно-характерологический континуум современного подростка. Автореф. дисс.-докт.психол.наук, М., 1998, 43 с.
19. Ахвердова О. А. Экспериментально-психологическая диагностика личностно-характерологического континуума подростков. Монография. М.,
1998.
20. Ахвердова О.А., Боев И.В., Коваленко А.П. Дифференциальная психология акцентуаций и конституциональных личностных радикалов у подростков. // Метод. рекоменд. Ставрополь, 1997, 2,3 п. л.
21. Басова Н. В. Педагогика и практическая психология. - Р/Д, 1999
22. Балл Г.А. Психологическое содержание личностной свободы - сущность и составляющие. Психологический журнал 1997. Т. 18 № 5 с.7 - 19.
23. Бассин Ф.В., Ярошевский М.Г. Фрейд и проблемы психической регуляции поведения человека. С.418 - 439. Из кн.- Фрейд З. Введение в психоанализ - Лекции. - М.: Наука, 1989. - 456 с.
24. Белашева И.В. Личностно-типологические конституциональные особенности подростков. // Тезисы научных работ. Окружающая среда и человек. Ставрополь, 1996, с.18-19.
25. Береговой Я. Единое образовательное пространство.// Учительская газета. -
1996, №32
26. Бермус А. Г. Российское образование и российское общество: развитие во взаимодействии // ОНС - 1998, №5
27. Белорусов С.А. Психология духовности, веры и религии // Журнал практического психолога. - 1998. - № 6.
28. Белоус В.В. Интегральная индивидуальность: подходы, факты, перспективы. // Психологический журнал - 1996 - Т.17, № 1- с. 44 - 51.
134

29. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.:Прогресс, 1986.
30. Беспалько В. П. Основы теории педагогических систем. Воронеж. Изд. Воронежского Университета. 1977., 304с.
31. Бехтерев В.М. Личность и условия ее развития и здоровья. Спб., изд. 2-е, Риккер, 1905, 43 с.
32. Библер В.С. От научения к логике культуры. М.: Политическая литература, 1991.
33. Бодалев А.А. Психология личности. М.: Изд - во МГУ, 1988 ., 188 с..
34. Боев И.В. Пограничная аномальная личность. Ставрополь, 1999., 362 с.
35. Боев И.В., Ахвердова О.А. Многовекторный клинический анализ токсикоманий, наркомании у подростков // Метод. рекомендации. Ставрополь, 1993.
36. Боев И.В., Ахвердова О.А. Психологическая диагностика девиантного поведения у подростков. // Метод. рекомендации. Ставрополь, 1994, 24 с.
37. Боев И.В., Ахвердова О.А. Самосознание подростка с различными типами акцентуаций в доперестроечный период /Метод. рекомендации. Ставрополь,
1991.
38. Боев И.В., В.И. Кривошлык В.И., Гручев В.Ф. Психолого-акмеологические характеристики устойчивости специалистов, профессионалов и руководителей региональных, муниципальных и местных уровней к стрессовым факторам и экстремальным условиям. Учебно-методическое пособие для студентов, ... и врачей. - Ставрополь: Ставропольская государственная медицинская академия, 1999. - 106 с.
39. Божович Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии, 1976. № 6.
40. Бойко Е. А. и др. Социальное самочувствие молодежи (по материалам социологического опроса) / Бойко Е. А., Вавилина Н. Д., Вольский А. Н. Новосибирск, 1995. - 48 с.
41. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. - С-Пб., 2000
42. Братусь Б. С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. -301с.
135

43. Братусь Б.С. К проблеме нравственного сознания в культуре уходящего века// Вопросы психологии 1993. №1. С. 34-38.
44. Брушлинский А В. О природных предпосылках психического развития человека. M., 1977.
45. Брушлинский А. В. Проблемы психологии субъекта. М.: Институт психологии РАН, 1994.
46. Брушлинский А. В. Психология субъекта в изменяющемся обществе //Психологический журнал. - 1996. - Т. 17. - № 6. - С. 30-37.
47. Буякас Т.М., Зевина О.Г. Опыт утверждения общечеловеческих ценностей - культурных символов в индивидуальном сознании // Вопросы психологии
1997. № 5 С.44 - 56.
48. Варга А.Я. О некоторых особенностях российской ментальности и их проявлениях в процессе семейной психотерапии// Вест. МГУ, психология,
1996, №3. С. 68 - 77.
49. Визгина А.В., Пантилеев С.Р. Проявление личностных особенностей в самоописаниях мужчин и женщин // Вопросы психологии 2001. №3. С.56 - 67.
50. Виноградов А. Н., Рековская И. Ф. Переход к рынку и "социальное самочувствие": (Сводный реф.) // Социологические исследования в России. М., 1993. -Вып. 2. С. 10-25.
51. Виноградова Т.В., Семенов В.В. Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов // Вопросы психологии 1993. № 2 С.24 -31.
52. Воловикова М.И. Интеллектуальное развитие и моральные суждения младших школьников // Вопросы психолосы 1997. № 2 С. 40 - 47.
53. Воспитательная работа в Ставропольском государственном университете (концепция, технология реализации). - Ставрополь, 2000
54. Выготский Л.С. Соч.: В 6-ти т. М.,1982.
136

55. Галузак В. М., Сметанский Н. И. Проблема личностной референтности педагога// Педагогика, 1998, №3
56. Ганжа С.Ю. Социально-психологическая адаптация школьников с нарушениями соматического и нервно-психического здоровья.:дисс... канд. псих.наук. - Ставрополь, 2000. - 223 с.
57. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. - М., 1998
58. Гнучев В.Ф. Динамика личностных психотипов в условиях хронического социального стресса.: Дисс. ... канд. психол наук / Ставрополь, 2001. - 154 с.
59. Горобец Т. Н. Социально-психологические и биологические факторы аутодеструктивного поведения: Дисс. ... канд. психол. наук /РАГС. М., 1995.¬170с.
60. Громкова М. Т. Образование - стимул саморазвития личности// Педагогика, 1993, №3
61. Громова Л. А. Нравственное здоровье личности. Л.: Знание, 1985. - 16 с.
62. Гурьева В.А., Гиндикин В.Я. Юношеские психопатии и алкоголизм. М.,
1980, 272 с.
63. Гуссейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика - Учебник для вузов. - М.: Гайдарики,
1999. - 472 с.
64. Даниленко О. И. Культурная традиция и душевное здоровье человека. //Социально-политический журнал, № 8, 1993. С. 34-41.
65. Даниленко О. И. Психический потенциал духовной культуры. Спб, 1993. - 54с.
66. Деловая культура российского общества // Общественные науки и современность. 1993. № 3. С. 17 - 30.
67. Деловые игры и психологические тесты на занятиях по деловому общению и психологии бизнеса. Учеб. пособие по психологии менеджмента /Л.Д.Столяренко, Л.И.Щербакова, С.И. Самыгин, Е.А. Корешкова, И.П.Пащенко (Дусева). - Ростов н/Д: Пегас, 1995. - 52 с.
137

68. Джидарьян И.А. Счастье в представлениях обыденного сознания // Псих. журн. 2000. Т. 21 № 2. С. 41 - 48.
69. Джидарьян И.А. Представление о счастье в русском менталитете // Психол. журн. 1997. Т. 18 №3. С. 13 - 25.
70. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. - М., 1997
71. Дубов И.В. Феномен менталитета - психологический анализ // Вопр. психол.1993. №1 С. 20 - 29.
72. Дубов И.Г., Хвостов А.А. Моральная детерминация поведения в обыденном
сознании // Вопросы психологии 2000. № 5. С. 89 - 98.
73. Дудченко О. Н., Мытиль А. В. Социальная идентификация и адаптация личности //Социс. - 1995. - № 6. - С. 110-119.
74. Духовность, художественное творчество, нравственность, (материалы круглого стола) //Вопр. философии. - 1996. - № 2. - С. 3-40.
75. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. М.1997.
76. Емельянова Т.П. Представление о подростках в массовом сознании и проблема психического воспитания. Методологич. и психолого - педагогические пробл. образ. Сб. научн. трудов. Тверь: ТГУ. 1996. - 86 с.
77. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. - М: Флинта, 2002. - 336 с.
78. Жутикова Н.В. Психологические уроки обыденной жизни: Беседа психолога: Кн. для учителей и родителей.- М.: Просвещение, 1990. - 256 с.
79. Зеличенко А. И. Психология духовности. М.: Издательство Транс¬персонального Института, 1996. - 400 с.
80. Знаков В.В. Понимание субъектом правды о моральном проступке другого человека - нормативная этика и психология нравственного сознания //Психологический журнал Т.14. № 1. 1993. С. 32 - 42.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ