Влияние особенностей систем образования на формирование личностной структуры у молодежи
|
ВВЕДЕНИЕ 3-10
ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование проблемы конституциональной психотипологической и личностной изменчивости у молодежи в современной России 11-42
1.1. Личностно - типологическая конституциональная изменчивость.11-15
1.2. Характеристика процесса личностной изменчивости от акцентуаций характера до аномальной изменчивости в конституциональном личностном континуме 16-32
1.3. Причины и условия личностной изменчивости субъектов высшего образования 32-42
ГЛАВА 2. Материалы и методы экспериментально-психологического исследования студентов в процессе субъект-объектного взаимодействия 43-58
2.1. Выбор участников исследования 43-45
2.2. Психологические методы и методики исследования 45-56
2.3. Методы статистической обработки результатов исследования .„56-58 ГЛАВА 3. Конституционально-психотипологические и морально-нравственные характеристики субъектов высшего образования 59-122
3.1. Высшее образование как системообразующий фактор нравственного сознания личности студента 59-77
3.2. Особенности морально-нравственных переживаний и поведения у студентов, представляющих 3 системы высшего образования 77-107
3.3. Сравнительный многомерный психологический анализ студентов различных диапазонов конституционально-континуального пространства
личности 108-124
Заключение 125-128
Выводы
Список использованной литературы
129-131
132-150
ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование проблемы конституциональной психотипологической и личностной изменчивости у молодежи в современной России 11-42
1.1. Личностно - типологическая конституциональная изменчивость.11-15
1.2. Характеристика процесса личностной изменчивости от акцентуаций характера до аномальной изменчивости в конституциональном личностном континуме 16-32
1.3. Причины и условия личностной изменчивости субъектов высшего образования 32-42
ГЛАВА 2. Материалы и методы экспериментально-психологического исследования студентов в процессе субъект-объектного взаимодействия 43-58
2.1. Выбор участников исследования 43-45
2.2. Психологические методы и методики исследования 45-56
2.3. Методы статистической обработки результатов исследования .„56-58 ГЛАВА 3. Конституционально-психотипологические и морально-нравственные характеристики субъектов высшего образования 59-122
3.1. Высшее образование как системообразующий фактор нравственного сознания личности студента 59-77
3.2. Особенности морально-нравственных переживаний и поведения у студентов, представляющих 3 системы высшего образования 77-107
3.3. Сравнительный многомерный психологический анализ студентов различных диапазонов конституционально-континуального пространства
личности 108-124
Заключение 125-128
Выводы
Список использованной литературы
129-131
132-150
Актуальность и постановка проблемы исследования. Общественные преобразования, происходящие в экономике страны, в социокультурной сфере, обязывают с особым вниманием отнестись к пониманию системы общечеловеческих ценностей, идеалов, моральных принципов. В современных условиях глобальные задачи развития общества имеют единую точку отсчета - значимость человека, уважение к его правам, приоритеты духовно¬нравственных отношений между людьми. Пока общество не признает первостепенную важность культуры и образования, необходимость этических норм поведения, оно не сможет стать цивилизованным и демократическим.
Образование - это та область социокультурной жизнедеятельности, где совершается становление духовно зрелой, нравственно свободной личности, способной отстаивать общечеловеческие ценности. В последние годы в научный оборот образования прочно вошли понятия глобального и планетарного мышления. (Гершунский Г.С.,1998; Карпова Е.Г.,2002 и др.) Эти термины порождены реальными процессами, происходящими в современном мире, они выходят за пределы утилитаризма, который ограничивается пространством отдельной личности, социальной группы, частной системы, общества, нации, религии. Отсюда следует, что глобальное и планетарное мышление современного образования состоят в восстановлении естественной связи человека с природой, возрождении духовно-чувственного познания, расширении миропонимания.
Формирование индивидуально-типологических и индивидуально-личностных различий обусловлено как биологическими, так и социальными факторами в широком смысле этого слова (Д.И. Дубровский, 1971; А.Н. Леонтьев, 1972; B. Bernstein, 1971). Жизненный путь предполагает единство множества автономных линий развития, которые сходятся, расходятся или пересекаются, но не могут быть поняты в отрыве друг от друга или от конкретных социально-исторических условий (Л.В. Сохань, 1987).
Процесс становления полноценной личности очень длительный, сложный и противоречивый. Ограничение в психическом развитии, как правило, ведет к
3
деградации личности. Современные научные представления о диалектике постоянства (стабильности, устойчивости, неизменности), изменчивости (подвижности, текучести) личности и ее свойств подверглись существенному изменению (Э.В. Ильенков, 1974; И.С. Кон, 1987; И.С. Нарский, 1986). Личность как интегральная индивидуальность, согласно В.С. Мерлину (1986), А.А. Деркачу и Н.В. Кузьмину (1993), В.В. Белоусу (1999) целиком реагирует на социальные условия среды обитания. Более адекватные или менее адекватные реакции зависят от конституционально-психотипологической личностной предиспозиции, способствуя формированию личностной изменчивости в конституционально-континуальном пространстве от психологической нормы - акцен-туации до аномальной личностной изменчивости (И.В. Боев, 1995;О.А. Ахвердова, 1998; А.В. Кочергина, 1999; В.Ф. Гнучев, 2001; Э.В. Терещенко, 2002; В.А. Шурупов, 2002).
Конституционально-психотипологическая личностная изменчивость, возникающая под влиянием социально-стрессовых, информационных, экологических и иных факторов или их комплексов, изменяя структуру личности по вектору «норма - патология», усложняет социальную адаптацию, затрудняет осмысление социально-психологических ситуаций, ограничивает возможности осознанного выбора разрешения жизненных проблем.
Проблемы личности оказываются непосредственно связанными с историко-социальными переменами, происходящими в нашей стране. Современные требования подготовки индивида системой отечественного образования таковы, что для смены его амплуа в производственной, социальной, политической и других сферах на протяжении жизни могло бы произойти немало преобразований не один раз и без-болезненно (В.Д. Шадриков, 1993; В.Е. Шукшунов, В. Ф. Взятышев, 1993; В.А. Шапо-валов, 1996; Б.С. Гершунский, 1998). Специфика различных систем образования, подчиненных гуманистическим морально-нравственным принципам, способна переломить стремительно нарастающие негативные тенденции в духовной сфере современного российского общества.
Объективная регистрация закономерностей конституционально¬континуальной изменчивости личностной структуры у молодежи под влиянием системы образования невозможна без многоуровневой диагностики (психологической, феномено-логической, математической), без междисциплинарных исследований, отвечающих принципам системного
4
подхода в психологии (В.Д. Шадриков, 1982; Б.Ф. Ломов, 1994).
Цель исследования - объективизировать вероятностную личностную изменчивость у молодежи в процессе взаимодействия конституционально-психотипологической структуры личности и специфики различных систем образования.
Задачи исследования.
1. Изучить научную литературу, отражающую состояние проблемы конституционально- психотипологической изменчивости у молодежи.
2. Провести дифференциальную экспериментально-психологическую диаг-ностику изменчивости конституционально-психотипологической структу-ры личности под влиянием особенностей трех систем высшего образования.
3. Объективизировать и проанализировать влияние системы образования на морально-нравственные характеристики субъектов высшего образования в зависимости от их принадлежности к личностному психотипу.
4. Провести сравнительный многомерный психологический анализ студентов, относящихся к различным диапазонам конституционально¬континуального пространства: диапазоны психологической нормы - акцентуации и пограничной аномальной личности в процессе обучения.
Объект исследования - индивид, личность студента в системе высшего образования.
Предмет исследования - динамика конституционально-психотипологических и морально-нравственных характеристик у студентов, обусловленных спецификой трех систем высшего образования.
Эмпирическая гипотеза исследования. В условиях обучения, представляющих три системы высшего образования, каждый индивид обладает особым психотипологическим набором качеств, детерминирующих индивидуальные и личностные закономерности реагирования в ответ на воздействия социально-информационных факторов окружающей среды обитания. У одних субъектов наблюдается конституционально-типологическая изменчивость в рамках психологической нормы - акцентуаций, у других - в диапазоне аномальной личностной изменчивости. Наиболее адекватная система образования способствует
5
гармонизации личности, ограничивая изменчивость диапазоном нормы, менее адекватные системы - провоцируют аномальную личностную изменчивость.
Теоретическая гипотеза исследования основана на допущении неоднозначного взаимовлияния социальных и природных факторов на личность студента, в результате чего происходит формирование и закрепление конституционально-психотипо-логических характеристик личности, детерминирующих социально-приемлемый или социально-неприемлемый стереотипы поведения, которые, в свою очередь, видо-изменяют социальную среду обитания.
Методологическую и теоретическую основы исследования составили гуманистический, культурологический и аксиологический подходы, в рамках которых человек является высшей ценностью общественного развития; концепция отечест-венной психологии о сущности личности и ее психологической структуре, генети-ческой разноплановости личности, преемственности между биологическим и социаль¬ным в психическом развитии (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, А.И. Донцов, В.П. Зин¬ченко, Р.Л. Кричевский, Е.С. Кузьмин, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, С.Л. Рубин-штейн, Б.М. Теплов,); учение об акцентуированных личностях и акцентуациях характера (К. Леонгард, А.Е. Личко, Г.К. Ушаков); континуально-генетическая концепция (А.В. Брушлинский); представления об индивидуальных поведенческих стереотипах, зависящих от врожденных или наследственных конституциональных психических особенностей (В .В. Белоус, Б.С. Братусь, В.Н. Дружинин, Е.А. Климов,
Образование - это та область социокультурной жизнедеятельности, где совершается становление духовно зрелой, нравственно свободной личности, способной отстаивать общечеловеческие ценности. В последние годы в научный оборот образования прочно вошли понятия глобального и планетарного мышления. (Гершунский Г.С.,1998; Карпова Е.Г.,2002 и др.) Эти термины порождены реальными процессами, происходящими в современном мире, они выходят за пределы утилитаризма, который ограничивается пространством отдельной личности, социальной группы, частной системы, общества, нации, религии. Отсюда следует, что глобальное и планетарное мышление современного образования состоят в восстановлении естественной связи человека с природой, возрождении духовно-чувственного познания, расширении миропонимания.
Формирование индивидуально-типологических и индивидуально-личностных различий обусловлено как биологическими, так и социальными факторами в широком смысле этого слова (Д.И. Дубровский, 1971; А.Н. Леонтьев, 1972; B. Bernstein, 1971). Жизненный путь предполагает единство множества автономных линий развития, которые сходятся, расходятся или пересекаются, но не могут быть поняты в отрыве друг от друга или от конкретных социально-исторических условий (Л.В. Сохань, 1987).
Процесс становления полноценной личности очень длительный, сложный и противоречивый. Ограничение в психическом развитии, как правило, ведет к
3
деградации личности. Современные научные представления о диалектике постоянства (стабильности, устойчивости, неизменности), изменчивости (подвижности, текучести) личности и ее свойств подверглись существенному изменению (Э.В. Ильенков, 1974; И.С. Кон, 1987; И.С. Нарский, 1986). Личность как интегральная индивидуальность, согласно В.С. Мерлину (1986), А.А. Деркачу и Н.В. Кузьмину (1993), В.В. Белоусу (1999) целиком реагирует на социальные условия среды обитания. Более адекватные или менее адекватные реакции зависят от конституционально-психотипологической личностной предиспозиции, способствуя формированию личностной изменчивости в конституционально-континуальном пространстве от психологической нормы - акцен-туации до аномальной личностной изменчивости (И.В. Боев, 1995;О.А. Ахвердова, 1998; А.В. Кочергина, 1999; В.Ф. Гнучев, 2001; Э.В. Терещенко, 2002; В.А. Шурупов, 2002).
Конституционально-психотипологическая личностная изменчивость, возникающая под влиянием социально-стрессовых, информационных, экологических и иных факторов или их комплексов, изменяя структуру личности по вектору «норма - патология», усложняет социальную адаптацию, затрудняет осмысление социально-психологических ситуаций, ограничивает возможности осознанного выбора разрешения жизненных проблем.
Проблемы личности оказываются непосредственно связанными с историко-социальными переменами, происходящими в нашей стране. Современные требования подготовки индивида системой отечественного образования таковы, что для смены его амплуа в производственной, социальной, политической и других сферах на протяжении жизни могло бы произойти немало преобразований не один раз и без-болезненно (В.Д. Шадриков, 1993; В.Е. Шукшунов, В. Ф. Взятышев, 1993; В.А. Шапо-валов, 1996; Б.С. Гершунский, 1998). Специфика различных систем образования, подчиненных гуманистическим морально-нравственным принципам, способна переломить стремительно нарастающие негативные тенденции в духовной сфере современного российского общества.
Объективная регистрация закономерностей конституционально¬континуальной изменчивости личностной структуры у молодежи под влиянием системы образования невозможна без многоуровневой диагностики (психологической, феномено-логической, математической), без междисциплинарных исследований, отвечающих принципам системного
4
подхода в психологии (В.Д. Шадриков, 1982; Б.Ф. Ломов, 1994).
Цель исследования - объективизировать вероятностную личностную изменчивость у молодежи в процессе взаимодействия конституционально-психотипологической структуры личности и специфики различных систем образования.
Задачи исследования.
1. Изучить научную литературу, отражающую состояние проблемы конституционально- психотипологической изменчивости у молодежи.
2. Провести дифференциальную экспериментально-психологическую диаг-ностику изменчивости конституционально-психотипологической структу-ры личности под влиянием особенностей трех систем высшего образования.
3. Объективизировать и проанализировать влияние системы образования на морально-нравственные характеристики субъектов высшего образования в зависимости от их принадлежности к личностному психотипу.
4. Провести сравнительный многомерный психологический анализ студентов, относящихся к различным диапазонам конституционально¬континуального пространства: диапазоны психологической нормы - акцентуации и пограничной аномальной личности в процессе обучения.
Объект исследования - индивид, личность студента в системе высшего образования.
Предмет исследования - динамика конституционально-психотипологических и морально-нравственных характеристик у студентов, обусловленных спецификой трех систем высшего образования.
Эмпирическая гипотеза исследования. В условиях обучения, представляющих три системы высшего образования, каждый индивид обладает особым психотипологическим набором качеств, детерминирующих индивидуальные и личностные закономерности реагирования в ответ на воздействия социально-информационных факторов окружающей среды обитания. У одних субъектов наблюдается конституционально-типологическая изменчивость в рамках психологической нормы - акцентуаций, у других - в диапазоне аномальной личностной изменчивости. Наиболее адекватная система образования способствует
5
гармонизации личности, ограничивая изменчивость диапазоном нормы, менее адекватные системы - провоцируют аномальную личностную изменчивость.
Теоретическая гипотеза исследования основана на допущении неоднозначного взаимовлияния социальных и природных факторов на личность студента, в результате чего происходит формирование и закрепление конституционально-психотипо-логических характеристик личности, детерминирующих социально-приемлемый или социально-неприемлемый стереотипы поведения, которые, в свою очередь, видо-изменяют социальную среду обитания.
Методологическую и теоретическую основы исследования составили гуманистический, культурологический и аксиологический подходы, в рамках которых человек является высшей ценностью общественного развития; концепция отечест-венной психологии о сущности личности и ее психологической структуре, генети-ческой разноплановости личности, преемственности между биологическим и социаль¬ным в психическом развитии (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, А.И. Донцов, В.П. Зин¬ченко, Р.Л. Кричевский, Е.С. Кузьмин, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, С.Л. Рубин-штейн, Б.М. Теплов,); учение об акцентуированных личностях и акцентуациях характера (К. Леонгард, А.Е. Личко, Г.К. Ушаков); континуально-генетическая концепция (А.В. Брушлинский); представления об индивидуальных поведенческих стереотипах, зависящих от врожденных или наследственных конституциональных психических особенностей (В .В. Белоус, Б.С. Братусь, В.Н. Дружинин, Е.А. Климов,
1. Ценностные ориентации личности лежат в основе субъкт-объектных взаимоотношений и, являясь фактором социальной регуляции поведения, в значительной степени зависят от принадлежности к личностному психотипу независимо от специфики системы образования. Так, представители всех психотипов достоверно чаще выбирают второй фактор согласно ценностным ориентациям личности по А.Я. Найну. При этом субъекты с истероидным психотипом мужского пола отдают предпочтение первому фактору, с шизоидным психотипом - второму и третьему факторам, с эпилептоидным психотипом - третьему фактору, что указывает на перспективы психологической коррекции и/или закрепления морально¬нравственных установок и ценностей в процессе обучения.
2. У современных студентов в иерархии личностных ценностных ориентаций по М. Рокичу выбор из терминальных ценностей ограничивается здоровьем и не зависит от гендерных различий, от принадлежности к психотипу, от особенностей системы образования. При выборе инструмен-тальных ценностей наиболее значимыми для всех обследованных оказываются этические ценности общества. Выбор остальных инструментальных средств не зависит от особенностей системы образования и структуры психотипа, а выявляет гендерные различия, когда обследуемые женского пола ориентируются на ценности общения, а мужского пола - на ценности самоутверждения.
130
3. У студентов женского пола с циклоидной структурой психотипа на 1-ом курсе отмечаются признаки временной декомпенсации и дезадаптации в виде увеличения психологической склонности к употреблению алкоголя и проявления псевдомаскулинизированного поведения, которые к 4-му курсу нивелируются, отражая нормализацию социально-психологической адаптации, стабилизацию личностной структуры и ценностных ориентаций в диапазоне психологической нормы - акцентуации, что обусловлено взаимосочетанием циклоидной структуры и спецификой системы образования.
4. У студентов мужского пола с циклоидным психотипом на 1-ом курсе усиливаются черты маскулинизированного поведения и психологической склонности к алкоголизации, осложняющиеся на факультете физической культуры аномальными поведенческими реакциями, что отражает напряжение конституциональных механизмов психологической защиты. К 4-му курсу у представителей циклоидного психотипа, невзирая на специфику систем образования, наблюдаются стойкие тенденции к нарастанию аномальной личностной, психотипологической и поведенческой изменчивости, подтверждая преобладание механизмов психологической декомпенсации и дезадаптации, соответствующих диапазону ПАЛ.
5. На 1-ом курсе представители женского пола с истероидной структурой психотипа демонстрируют слабовыраженную склонность к девиантному поведению в сочетании с заметными чертами маскулинизации и органической предиспозицией ВНД, что завершается к 4-му курсу стойким девиантным стереотипом поведения с заметной
131
психологической склонностью к употреблению алкоголя, отражая аномальную личностную и поведенческую изменчивость, независящую от особенностей системы образования.
6. На 1-ом курсе представители мужского пола с истероидной структурой психотипа в системе образования физической культуры сохраняли конституциональные механизмы защиты, соответствуя диапазону психологической нормы - акцентуации; в условиях военной специфики образования уже на 1-ом курсе регистрировалась аномальная личностная и поведенческая изменчивость, обусловленная предиспозицией конституциональных механизмов компенсации и адаптации. К 4-му курсу достоверно регистрировались стойкие варианты непатологического девиантного поведения, которые практически не зависели от системы образования.
2. У современных студентов в иерархии личностных ценностных ориентаций по М. Рокичу выбор из терминальных ценностей ограничивается здоровьем и не зависит от гендерных различий, от принадлежности к психотипу, от особенностей системы образования. При выборе инструмен-тальных ценностей наиболее значимыми для всех обследованных оказываются этические ценности общества. Выбор остальных инструментальных средств не зависит от особенностей системы образования и структуры психотипа, а выявляет гендерные различия, когда обследуемые женского пола ориентируются на ценности общения, а мужского пола - на ценности самоутверждения.
130
3. У студентов женского пола с циклоидной структурой психотипа на 1-ом курсе отмечаются признаки временной декомпенсации и дезадаптации в виде увеличения психологической склонности к употреблению алкоголя и проявления псевдомаскулинизированного поведения, которые к 4-му курсу нивелируются, отражая нормализацию социально-психологической адаптации, стабилизацию личностной структуры и ценностных ориентаций в диапазоне психологической нормы - акцентуации, что обусловлено взаимосочетанием циклоидной структуры и спецификой системы образования.
4. У студентов мужского пола с циклоидным психотипом на 1-ом курсе усиливаются черты маскулинизированного поведения и психологической склонности к алкоголизации, осложняющиеся на факультете физической культуры аномальными поведенческими реакциями, что отражает напряжение конституциональных механизмов психологической защиты. К 4-му курсу у представителей циклоидного психотипа, невзирая на специфику систем образования, наблюдаются стойкие тенденции к нарастанию аномальной личностной, психотипологической и поведенческой изменчивости, подтверждая преобладание механизмов психологической декомпенсации и дезадаптации, соответствующих диапазону ПАЛ.
5. На 1-ом курсе представители женского пола с истероидной структурой психотипа демонстрируют слабовыраженную склонность к девиантному поведению в сочетании с заметными чертами маскулинизации и органической предиспозицией ВНД, что завершается к 4-му курсу стойким девиантным стереотипом поведения с заметной
131
психологической склонностью к употреблению алкоголя, отражая аномальную личностную и поведенческую изменчивость, независящую от особенностей системы образования.
6. На 1-ом курсе представители мужского пола с истероидной структурой психотипа в системе образования физической культуры сохраняли конституциональные механизмы защиты, соответствуя диапазону психологической нормы - акцентуации; в условиях военной специфики образования уже на 1-ом курсе регистрировалась аномальная личностная и поведенческая изменчивость, обусловленная предиспозицией конституциональных механизмов компенсации и адаптации. К 4-му курсу достоверно регистрировались стойкие варианты непатологического девиантного поведения, которые практически не зависели от системы образования.
Подобные работы
- ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ СТРУКТУРЫ У МОЛОДЕЖИ
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2005 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СВЕТСКОГО
И РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ
ДУХОВНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2017 - Формирование общекультурных компетенций студентов посредством корпоративных масс-медиа
Магистерская диссертация, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 5350 р. Год сдачи: 2017 - ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ НАФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ СТРУКТУРЫ У МОЛОДЕЖИ
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 770 р. Год сдачи: 2004 - Определение педагогических основ подготовки младшего специалиста ВДВ в системе среднего педагогического образования и разработке концептуальных теоретических и прикладных основ совершенствования военно-профессионального образования младшего командного состава ВДВ на основе сопряжения с направлениями и целями подготовки гражданских специалистов среднего звена
Диссертация , прочее. Язык работы: Русский. Цена: 1990 р. Год сдачи: 2012 - МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ИННОВАЦИОННОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ) (13.00.01 )
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - КОНКУРСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017



