Введение 4
Глава I. Категория «воспитания» в контексте предмета педагогики, официально действующей в отечественной общеобразовательной средней школе (первая половина ХХ в.) 23
1.1. Отражение специфики воспитания в структуре предмета отечественной официальной педагогики (начало ХХ в.) 23
1.2. Воспитание в его связи с социальной средой
в отечественной официальной педагогике (1917-1953 гг.) 72
1.3. Вклад А.С.Макаренко в разработку основ школьного воспитания
и определение предмета педагогики (1920-1939 гг.) 102
Выводы по первой главе 117
Глава II. Система деятельности отечественной общеобразовательной
средней школы как социально-воспитательного института
(первая половина ХХ в.) 123
2.1. Дестабилизация охранительно-консервативной системы деятельности отечественной общеобразовательной средней школы
под влиянием социальной среды (начало ХХ в.) 123
2.2. Единство процессов социализации и воспитания в прогрессивно-опережающей системе деятельности
отечественной общеобразовательной средней школы (1917-1931 гг.) 171
2.3. Социальная среда как фактор укрепления охранительно-стабилизирующей системы деятельности
отечественной общеобразовательной средней школы (1931 - 1953 гг.) 192
Выводы по второй главе 207
3
Глава III. Соотношение «уклада жизни» и «воспитывающего обучения»
в системе деятельности отечественной общеобразовательной
средней школы (первая половина ХХ в.) 212
3.1. Специфика и взаимосвязь «уклада жизни» и «воспитывающего обучения» в системе деятельности
отечественной общеобразовательной средней школы (начало ХХ в.) 212
3.2. «Уклад жизни» как основа воспитания в его единстве с обучением
в отечественной общеобразовательной средней школе (1917-1931 гг.) 244
3.3. Общая направленность «уклада жизни» и обучения
в системе деятельности отечественной общеобразовательной средней школы (1931-1953 гг.) 267
Выводы по третьей главе 288
Заключение 293
Источники и литература 302
Актуальность исследования. В настоящее время одним из ведущих направлений деятельности отечественной общеобразовательной средней школы признано совершенствование воспитания как неотъемлемой самоценной части целостного образовательного процесса. В разработанной Министерством образования Российской Федерации «Программе развития воспитания в системе образования в России на 1999-2001 гг.» говорится, что высокий уровень социальной патологии в детской и молодежной среде превращается в мощный дестабилизирующий фактор длительного действия; взят курс на повышение общественной значимости воспитания, формирование у учащихся общественно ценных образцов поведения, создание условий для приоритета воспитания в образовательном процессе.
В соответствии с «Основными направлениями и планом действий по реализации программы развития воспитания в системе образования России на 2002-2004 гг.» осуществляются меры по дальнейшему укреплению социального статуса воспитания, переводу воспитания в деятельности школы на качественно новый уровень. Педагогическая теория и школьная практика ориентированы на воссоздание системы воспитания как основы социально направленного образования и гарантии духовно-нравственного развития общества.
Важнейшими предпосылками для дальнейшей разработки проблем воспитания являются «Национальная доктрина образования», «Программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2002-2005 гг.», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.», растущее признание воспитания приоритетной сферой социальной жизни страны, осознание государственной необходимости изменить ситуацию в области воспитания детей и молодежи коренным образом. При наличии этих предпосылок, актуализирующих теоретическое осмысление проблем воспитания, его основные аспекты требуют основательной научной разработки применительно к новым социально-педагогическим условиям.
5
В современных официальных документах образования при характеристике целостного учебно-воспитательного процесса преобладают особенности целей, средств и показателей результативности обучения, направленность на усвоение знаний об основах человеческих отношений, формирование понятий, обобщенных представлений о закономерностях социально-гуманитарного развития. Уточнение научных знаний о воспитании (в его отличии от обучения) особенно актуально в условиях реализации концептуально обоснованной стратегической линии развития воспитания как «первостепенного приоритета в образовании».
Постановка и решение вопроса о качественных особенностях воспитания школьников в целостном образовательном процессе целесообразны при опоре на проверенный исторической практикой потенциал. Он требует дальнейшего научного осмысления для реализации и развития достижений отечественной школы первой половины ХХ в. в направлении создания эффективной системы воспитания как основы социально направленного образования.
Состояние проблемы. Посредством историографического метода выявлено противоречие между постановкой вопроса о качественных особенностях воспитания в целостной педагогической деятельности школы как теоретически и практически значимого еще в XIX в., - и сохраняющимся до сих пор отсутствием фундаментальных научных исследований по проблеме отличия воспитания от другого важнейшего педагогического процесса - обучения.
Установлено, что впервые на историческом материале как актуальный для педагогической науки и школьной практики вопрос о существенном отличии воспитания от обучения поставил Л.Н.Модзалевский (1866). В результате историографических изысканий вскрыто, что качественное своеобразие воспитания и обучения в историко-педагогическом процессе было очевидно для В.Я.Стоюнина (1878), Р.Г.Квика (1893), С.Немолодышева (1898). Дальнейшей теоретической и методической разработки проблема специфики воспитания не получила.
6
В основных трудах по истории отечественной школы Е.К.Шмида (1878), Д.И.Тихомирова (1900), С.В.Рождественского (1902), И.А.Алешинцева (1908, 1912) термин «воспитание» употреблялся по существу без качественного отличия от обучения и даже заменялся словосочетанием «учебный строй».
Эту традицию продолжили историки педагогики и школы советского периода: Е.Н.Медынский, Н.А.Константинов, Ш.И.Ганелин, Е.И.Зейлингер- Рубинштейн, С.Ф.Егоров.
Общая характеристика развития воспитания в дореволюционной (до 1917) отечественной школе, представленная в серии «Очерков по истории школы и педагогической мысли народов СССР» (60-90 гг., редакторы и авторы С.Ф.Егоров, Э.Д.Днепров, Ф.Ф.Королев, А.И.Пискунов, М.Г.Плохова,
З.И.Равкин, М.Ф.Шабаева), включающая анализ некоторых основных этапов истории школьного воспитания, недостаточно полно отразила социально¬воспитательную деятельность школы (по сравнению с учебно¬образовательной); целостный учебно-воспитательный процесс в школе и его результаты рассматриваются прежде всего в связи с развитием общества, процессом социализации, выясняя, что «питало» школу и что «отдавала она обществу». При этом освещается преимущественно «учебный строй» школы.
Воспитание в системе деятельности отечественной школы советского периода в указанных «Очерках» раскрыто на основе концепции «воспитательной работы», с характеристикой главным образом совокупности мероприятий по отдельным направлениям воспитания, деятельности пионерской и комсомольской организаций, ученического самоуправления, общественно полезной работы. Это историко-педагогическое исследование основано на господствующих в педагогической теории и практике представлениях об органическом единстве и взаимосвязи целей, методов, форм обучения и воспитания в целостном учебно-воспитательном процессе, о приоритете обучения и «воспитывающем обучении» как «решающем факторе коммунистического воспитания», «главном направлении развития творческой мысли и передового опыта», об уроке как «ключевом звене во всей работе по
7
совершенствованию учебно-воспитательного процесса» (544, с.228), (545, с.219), (506, с.13).
Во многом такой подход к воспитанию представлен в работах по истории отечественной школы и педагогики советского периода других авторов: М.В.Богуславского, Р.Б.Вендровской, Т.Б.Игнатьевой, Г.Ф.Карповой, М.Н.Колмаковой, Ф.Ф. Королева, Е.Н. Медынского, М.Г.Плоховой, З.И. Равкина, Л.Е. Раскина, Л. А. Степашко, С.А.Черника.
Немногочисленными педагогическими исследованиями, в которых раскрыты отдельные аспекты специфики воспитания в целостном образовательном процессе, являются труды М.П.Гусака (1957), В.Е.Гурина (1988), А.А.Фролова (2003). Анализ диссертационных исследований последних десятилетий по проблемам отечественной истории, теории и практики показал, что в педагогической науке остается еще во многом открытой проблема специфического содержания воспитания и обучения, их соотношения в целостном педагогическом процессе, вопрос об особенностях целей, средств и показателей результативности этих процессов. Имеющиеся исследования по истории отечественной педагогики и школы проведены, исходя из ведущей в педагогической теории трактовки единого и неделимого учебно¬воспитательного процесса, основанной на несомненном приоритете обучения.
В современных условиях, когда укрепление социально-воспитательной функции школы все более признается приоритетной задачей государственной образовательной политики, необходимо четко определиться в стратегическом направлении научной разработки проблемы воспитания в системе деятельности школы, вопроса о соотношении осуществляемых ею процессов обучения и воспитания. Возникло явное противоречие между исторически сложившимся представлением о воспитании как центральной категории педагогики, определяющей ее предмет, задачи, методологию, - и отступлением от этой научно-педагогической традиции в процессе реформирования отечественного школьного образования с начала 90-х гг. ХХ в., когда ведущей в
8
педагогической теории и практике стала категория образования, объединяющая воспитание и обучение.
Выяснение специфической в отношении обучения сущности воспитания, его целенаправленности, средств и общей эффективности с учетом связи деятельности школы с социальной средой в первой половине ХХ в. потребовало существенного обогащения источниковой базы истории педагогики и образования, систематизации малоизвестных документов, введения в научный оборот новых фактов из учебных пособий, уставов, учебных программ, инструкций, циркуляров, протоколов заседаний и обсуждений, воспоминаний, художественных произведений о школе. Сравнительно-сопоставительный анализ развития научных знаний о воспитании и практической деятельности школы сочетался с конструктивно¬генетическим обобщением прошлого опыта для решения на историко¬педагогическом материале актуальных педагогических проблем: воспитание и социальная среда, воспитание и обучение, опыт поведения и система знаний, социально-типичные условия воспитания личности и ее индивидуальное самоутверждение. Осмысление способов и результатов их решения позволило выявить основу для продуктивного подхода к намечающимся тенденциям современного воспитания в соответствии с общей логикой его развития.
1. Цели, средства и результаты воспитания в отечественной официально действующей в школе начала ХХ в. педагогике отражались в нормативных и исполнительных документах образовательных учреждений. В соответствии с этими источниками определены типичные качества личности, которые целеустремленно воспитывала школа: религиозность, гражданственность, исполнительность, самостоятельность, самообладание.
В системе деятельности отечественной общеобразовательной средней школы начала ХХ в. прослежены два взаимосвязанных аспекта: соответствующая воспитательным целям организация «уклада жизни», повседневных отношений (сущностный аспект); восприятие этой системы воспитанниками в качестве приемлемых и целесообразных условий их
294
жизнедеятельности (субъективный аспект). Выяснено, что специфику воспитания в педагогической теории (К.Д.Ушинский, К.В.Ельницкий), в школьной практике (Н.Н.Овсянников, Н.А.Якубович), связывали с «духом» школы. Это явление рассматривалось как результат целенаправленной деятельности по созданию сложного комплекса жизненно-практических влияний на поведение и сознание школьников в процессе обучения, школьного и домашнего быта, отдыха, развлечений, общественного поведения.
Официальная теория и практика воспитания еще с 70-х гг. ХК в., до вступления России в первую мировую войну, развивались под сильным влиянием педагогических идей И.Ф.Гербарта, воспринятых как интеллектуалистическая концепция становления и развития личности. В противовес ей в отечественной педагогической традиции (трудах К.Д.Ушин- ского, П.Д.Юркевича, Т. Докучаева, М.А.Олесницкого, публицистических статьях А.И.Герцена, Н.А. Добролюбова, Н.Г.Чернышевского, М.А.Антоновича,
Н.В.Шелгунова и др.) акцентировалось внимание на негативных социально-личностных последствиях сведения воспитания к «воспитывающему обучению».
В практике воспитания начала ХХ в. сознание школьника формировалось на конкретном опыте его поведения, в единстве с целенаправленным «расширением умственного кругозора». Религиозное воспитание, осуществляемое в ходе церковно-религиозного опыта поведения в школе, ученической церкви, общественных местах и в процессе обучения Закону Божию, культивировало чувства добра, благодарности, любви, величия духа.
Контроль за результатами деятельности школы осуществлялся не столько с точки зрения ее соответствия идеологическим и теоретическим постулатам, сколько исходя из действительного состояния «учебно-воспитательного дела» в его отношении к общим и специфическим целям. К началу ХХ в. педагогика, официально действующая в общеобразовательной средней школе, констатировала рост нигилистических и оппозиционных настроений среди учащихся, определяющее влияние на образовательный процесс социальной
295
среды. Однако воспитание как центральная категория педагогики продолжало осмысливаться, главным образом в аспекте его отличия от обучения и в связи с ним, то есть в «тесном» и «широком» смыслах. Поставленная самой жизненной практикой школы проблема взаимодействия воспитания и социальной среды так и не была разработана в педагогической теории как фундаментальная.
Ведущими представителями официальной педагогики в начале ХХ в. являлись М.И.Демков, К.П.Победоносцев, К.П.Яновский и др.
Критики официальной педагогики, представители общественно¬педагогического движения (Ю.Айхенвальд, К.Н.Вентцель, П.Ф.Каптерев и др.) принижали роль «внутреннего распорядка» в воспитании, преувеличивали значение свободного и сознательного самоопределения ребенка.
В условиях назревшей необходимости реформирования социально-экономических, политических основ государственной и общественной жизни России в начале ХХ в., «внутренний распорядок» школы и закрепляемые им в опыте социального поведения учащихся культурно-нравственные нормы игнорировались или соблюдались формально. Несмотря на то, что цели и методы школьного обучения обладали высоким воспитательным потенциалом, реальная эффективность учебной деятельности школы оставалась низкой. Реализации воспитательного потенциала препятствовал охранительно¬консервативный «уклад жизни» школы, соответствующий ее роли во внутренней политике правительства.
Система деятельности школы, вступив в острое противоречие с развитием социальных процессов, оказалась неспособной поддерживать действие требований, установленных к поведению воспитанников, в том числе и в процессе обучения. Под влиянием социальной среды, радикальных требований общественно-педагогического движения, политической пропаганды индивидуальное и свободное развитие личности направлялось по пути отрицания «внутреннего распорядка» как фактора воспитания.
2. В 1918г. основные либерально-демократические идеи были закреплены в государственно-правовых документах, определяющих систему деятельности
296
школы. Игнорирование норм ее «внутреннего распорядка» сочеталось со стремлением укрепить специфику воспитания, его направленность на выработку характера, воли, «сознательной дисциплины» личности. Ее ведущие качества - преданность идеалам коммунизма, коллективизм, сознательное и уважительное отношение к труду, способность к самостоятельной и организованной деятельности.
Социальная среда целенаправленно использовалась как фактор воспитания школьников при их активном участии в демократических и социалистических общественных преобразованиях. Прогрессивные тенденции образования, выдвинутые самой жизнью и реализуемые с конца 1917 г. в государственной образовательной политике, актуализировали разработку в педагогике проблемы связи воспитания с социальной средой. Произошло существенное расширение сферы воспитания, оно стало развиваться как бы в одном направлении с процессом жизнедеятельности всего общества.
Несмотря на тесную связь воспитания с социальной средой, педагогические средства слабо содействовали достижению воспитательных целей школы. С официальной отменой действующего ранее «внутреннего распорядка», воспитание все более уподоблялось естественным условиям жизни, сливаясь с ними. Одновременно продолжало возрастать значение специально организованной внеклассной и внешкольной воспитательной работы.
Официально действующую в школе 20-х гг. педагогику представляли А.В. Луначарский, Н.К.Крупская, А.Г.Калашников и др. В те годы воспитание рассматривалось лишь в «узком» (в отличие от обучения) и «пространном» (в его связи с жизнью) смыслах. При этом упускалась из виду необходимость учета взаимодействия воспитания и обучения, которое традиционно закреплялось в исторически сложившейся трактовке воспитания и педагогики в «широком» смысле. Стремление педагогики вскрыть противоречивую природу воспитания в его самоценности и значимости как социального явления, в его связи с жизнью, сопровождалось невниманием к двойственной сущности
297
учебно-воспитательного процесса. Безграничное подчинение обучения воспитательным целям искажало специфику, педагогическую сущность не только обучения, но и самого воспитания. К концу 20-х гг. стало очевидным, что такое обеспечение приоритета воспитания в школе стало разрушать всю систему ее деятельности: утратили свое воспитательное значение «внутренний распорядок» и дисциплина, снизилась образовательная роль системы знаний учащихся.
1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг.» [постановление Правительства РФ от 16 февраля 2001 г., № 122] // Воспитать человека: сборник нормативно¬правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания / под ред. В.А.Березиной, О.И.Волжиной, И.А.Зимней. - М.: Изд. Вента-Графф, 2002. - С. 18-19.
2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. [распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 г., №1756-р] // Воспитать человека: сборник нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания / под ред. В.А.Березиной, О.И.Волжиной, И.А.Зимней. - М.: Изд. Вента-Графф, 2002. - С.13-17.
3. Методические рекомендации по аттестационной и аккредитационной оценке воспитательной деятельности образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы различного уровня и направленности // Народное образование. - 2004. - №2. - С. 268-278.
4. Национальная доктрина образования в Российской Федерации [постановление Правительства РФ от 4 октября 2000, № 751] // Официальные документы в образовании: Бюллетень Министерства образования РФ. Высшее и среднее профессиональное образование. - 2000. - №21. - С. 3-14.
5. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» [принят гос. Думой 12 июля 1995 г.: одобрен Советом Федерации 5 января 1996 г.] // Вестник образования. - 1996. - №7. - С. 3-60.
6. Основные направления и план действий по реализации программы развития воспитания в системе образования России на 2002-2004 гг. [приложение №1
303
к приказу Минобразования России от 21.01.02 №193] // Воспитать человека: сборник нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания / под ред.
B. А.Березиной, О.И.Волжиной, И.А.Зимней. - М.: Изд. Вента-Графф, 2002. -
C. 27-33.
7. Проект Государственной программы «Развитие воспитания детей в Российской Федерации до 2010 года» // Учительская газета. - 2005. - 25 мая.
- С.14-15.
8. Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 гг. [утверждена приказом Минобразования России от 18 ноября 1999 г., №574] // Воспитание школьников. - 2000. - №1. - С. 6-9.
9. Резолюция участников Всероссийского совещания по итогам реализации программы развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 гг. // Народное образование. - 2003. - №9. - С. 292-293.
10. Рекомендации по совершенствованию «уклада школьной жизни» в условиях обновления структуры и содержания общего образования [письмо Министерства образования РФ] // Официальные документы в образовании: Бюллетень Министерства образования РФ. Высшее и среднее профессиональное образование. - 2001. - №31. - С. 80-85.
П.Документы архивных фондов
ЦГАРТ (Центральный государственный архив Республики Татарстан)
11. Ф.87. Оп. 1. Ед. хр. 7662
12. Ф.92. Оп. 1. Ед. хр. 6415
13. Ф.92. Оп. 1. Ед. хр.6429
14. Ф.92. Оп. 1. Ед. хр. 8558
15. Ф.92. Оп. 1. Ед. хр. 8560
16. Ф.92. Оп. 1. Ед. хр. 8568
17. Ф.92. Оп. 1. Ед.хр.21581
18. Ф.92. Оп. 1. Ед.хр.24478
304
ГАНО (Центральный государственный архив Нижегородской области)
19 Ф 519. Оп.417. Ед. хр. 270
0
2 Ф. ,520. Оп.478. Ед.хр.48
21 Ф. ,520. Оп.478. Ед.хр.709
2
2 Ф. ,520. Оп.478. Ед.хр.528
3
2 Ф. ,520. Оп.478. 4
4
to8
d
х
ч:
Е
4
2 Ф. ,520. Оп.478. 4
4
to8
d
х
ч:
Е
5
2 Ф. ,521. Оп.478. 6
2
d
х
ч:
Е
6
2 Ф. ,522. Оп.459. Ед. хр.51
7
2 Ф. ,522. Оп.459. Ед.хр.72- а
8
2 Ф. ,522. Оп.459. Е
to
х
to
7
00
9
2 Ф. ,522. Оп.459. 8
9
&
х
Е
30 Ф. ,520. Оп.478. Ед.хр.48
РГИА (Российский государственный исторический архив)
31. Ф.1604. Оп.1. Ед. хр. 223
РГАЛИ (Российский государственный архив литературы и искусства)
32. Ф.332. Оп.4. Ед.хр.188
Ш.Официальные документы, отражающие историю педагогики и школы
33. Ведомость о числе учебных заведений, учащих и учащихся // Морской сборник. - 1856. - № 1. - С. 34-36.
34. Всеподданейший доклад Министра Народного Просвещения за 7 сентября 1865 г. - СПб.: [б.и.], 1865. - 29 с.
305
35. Выписка из журнала общего Собрания Государственного Совета 3 апреля 1872 г. о преобразовании реальных гимназий в реальные училища // Сборник постановлений по Министерству Народного Просвещения. - СПб.: [б.и.], 1877. (Тип. Имп. Академии наук). -Т.5. - Стб. 935-956.
36. Донесение господину попечителю и.д. экстраординарного профессора Н.Любимова о выпускных экзаменах в Рязанской гимназии // Циркуляры по Московскому учебному округу. - 1863. - № 8. - С. 8-18.
37. Донесение господину попечителю ординарного профессора Московского университета Меньшикова об окончательных экзаменах в Тверской гимназии // Циркуляры по Московскому учебному округу. - 1863. - № 10. -
С. 7-9.
38. Дополнение к правилам о переводных испытаниях в гимназиях Санкт- Петербургского учебного округа // Циркуляры по Санкт-Петербургскому учебному округу. - 1867. - № 8. - С. 2-6.
39.Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР. [принят Верховным Советом СССР 24 декабря 1958 г.] // Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: сборник документов 1917-1973 гг. - М.: Педагогика, 1974. - С. 53-61.
40.Замечания на проект устава общеобразовательных учебных заведений и на проект общего плана устройства народных училищ - СПб.: [б.и.], 1862. (Тип. Имп. Академии наук). - 574 с.
41. Инструкция для классных наставников гимназий и прогимназий ведомства Министерства Народного Просвещения // Сборник распоряжений по Министерству Народного Просвещения. - СПб.: [б.и.], 1905. (Тип. Имп. Акад. наук). - Т.5. - С. 452-462.
42. Инструкция для помощников классных наставников в гимназиях, прогимназиях и реальных училищах: [утверждена г. попечителем Виленского учебного округа 10 июня 1887 г. Печатается к сведению директоров гимназий и реальных училищ, инспекторов прогимназий Казанского учебного округа для принятия на практике тех статей
306
инструкций, которые окажутся по местным соображениям, соответствующим потребностям учащихся]. // Циркуляры по Казанскому учебному округу. - 1888. - № 2. - С. 99-103.
43. Инструкция о применении цифровой пятибалльной системы оценки успеваемости и поведения учащихся начальной, семилетней и средней школы: [утверждена народным комиссаром просвещения РСФСР 29 февраля 1944 г.] // Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: сборник документов 1917-1973 гг. - М.: Педагогика, 1974. - С. 181.
44. Извлечение из Всеподданейшего отчета г. Министра Народного Просвещения за 1874 г. // Журнал Министерства Народного Просвещения. - 1876 г. - Ч. 187. - С. 1-22.
45. Извлечение из донесения господину попечителю доцента Бугаева о ходе выпускных экзаменов во Владиморской гимназии // Циркуляры по Московскому учебному округу. - 1867. - № 1. - С. 9-10.
46. Извлечение из отчетов классных наставников №-ской гимназии // Циркуляры по Казанскому учебному округу. - 1872. - № 6. - С. 421.
47. Извлечение из отчетов по Московскому учебному округу. Осмотры учебных заведений // Циркуляры по Московскому учебному округу. - 1863. - № 7. -
С. 9-27.
48. Извлечение из ревизионного журнала за сентябрь и октябрь 1864 г. по обозрению №-ской гимназии // Циркуляры по Казанскому учебному округу.
- 1865. - № 4. - С. 39-42.
49. Из программы ВКП (б), принятой на VIII съезде РКП(б) 18-23 марта 1919 г. // Директивы ВКП (б) и постановления советского правительства о народном образовании: сборник документов за 1917-1947 гг.: в 2 вып. / сост. Н.И.Болдырев. - М.-Л.: Изд. АПН РСФСР. - 1947. - Вып.1. - С. 7-9.
50. Из хроники законодательства, циркуляров и сенатских разъяснений // Педагогическое обозрение. Издание для учителей средней и начальной школы, родителей и воспитателей. - 1912. - №10. - С. 46-58.
307
51. Каталог учебных руководств и пособий, одобренных Ученым Комитетом Министерства Народного Просвещения // Журнал Министерства Народного Просвещения. - 1871. - Ч. 153. - С. 81-96.
52. Наставление преподавателям русского языка и словесности в гимназиях Санкт-Петербургского учебного округа. - СПб.: [б.и.], 1852. - 60 с.
53.6 отмене выдачи ученикам средних учебных заведений при окончании ими курса, выписок из кондуитов. 27 января 1906 г.// Лаурсон А.М. Справочная книга для учебных заведений и учреждений ведомства Министерства Народного Просвещения. - Петроград: [б.и.], 1916. (Тип В.Д.Смирнова) - С. 801.
54.Обзор деятельности Министерства Народного Просвещения за время царствовования императора Александра III. - М.: [б.и.], 1901. (Государственная типография). - 282 с.
55.6 испытаниях зрелости в 1875 г. // Журнал Министерства Народного Просвещения. - 1876. - Ч. 133. - С.1-19.
56. Объяснительная записка в дополнение к правилам для учеников гимназий и прогимназий и к правилам о взысканиях // Сборник постановлений и распоряжений по гимназиям и прогимназиям Министерства Народного Просвещения: [издан по распоряжению Министерства Народного Просвещения]. - СПб.: [б.и.], 1874. (Тип. В.С.Балашева). - С. 523-542.
57.Основные положения устройства общеобразовательной средней школы (проект Министра народного просвещения Ванновского) (1901 г.) // Хрестоматия по истории педагогики / сост. Н.А.Желваков. В 4 т. Т.4. Ч.2. - М.: Учпедгиз, 1938. - С. 260-263.
58.Основные принципы единой трудовой школы. [от Государственной Комиссии по просвещению 16 октября 1918 г.] // Директивы ВКП (б) и постановления советского правительства о народном образовании: сборник документов за 1917-1947 гг.: а 2 вып. / сост. Н.И.Болдырев. - М.-Л.: Изд. АПН РСФСР, 1947. - Вып.2. - С. 262-273.
308
59.Относительно выписки журнала «Воспитание» для учебных заведений // Циркуляры по Санкт-Петербургскому учебному округу. - 1863. - № 11. - С. 4-5.
60. Относительно способа оценки знаний учеников на окончательных испытаниях // Циркуляры по Санкт-Петербургскому учебному округу. - 1869. - № 3. - С. 8-15.
61.Отчет классного наставника 1 класса Уфимской гимназии Третьякова за первое полугодие 1871/1872 учебного года // Циркуляры по Казанскому учебному округу. - 1872. - № 3. - С. 177-182.
62.Отчет о состоянии Нижегородского дворянского института императора Александра II за 1885/1886 учебный год. - Н.Новгород: [б.и.], 1887. (Тип. И.Соколенкова).- 103 с.
63.Отчет о состоянии Нижегородского дворянского института императора Александра II за 1889/1890 учебный год. - М.: [б.и.], 1892. (Тип. Э.Лисснера и Ю.Романа). - 112 с.
64.0 введении цифровой пятибалльной системы оценки успеваемости и поведения учащихся начальной, семилетней и средней школы. [постановление СНК РСФСР 10 января 1944 г.] // Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: сборник документов 1917-1973 гг. - М.: Педагогика, 1974. - С. 178-179.
65.0 введении ревизионного журнала гг. окружными инспекторами и о представлении такового по окончании года в окружное управление // Циркуляры по Казанскому учебному округу. - 1865. - №3. - С. 28-30.
66.0 домашней одежде для воспитанников пансионов гимназий и прогимназий 4 февраля 1870 г. // Сборник постановлений по Министерству Народного Просвещения. - СПб.: [б.и.], 1871. (Тип. Имп. Акад. наук). - Т.4. - Стб. 1504¬1505.
67.0 нашей школе // Журнал для родителей и наставников. - 1864. - М.: [б.и.] - Т.1. (Тип. Лазаревского института восточных языков).- С. 69-80.
309
68.0 мерах к поднятию учебно-воспитательной части в училищных заведениях: [циркуляр Министерства Народного Просвещения 7 июля 1907 г.] // Сборник постановлений и распоряжений по реальным училищам Министерства Народного Просвещения за 1875-1909 гг. - М.: [б.и.], 1910. (Тип. Юридического магазина «Правоведение»), - С. 294-296.
69. О мерах к устранению упадка в средней школе: [циркуляр Министерства Народного Просвещения 26 октября 1912 г.] // Лаурсон А.М. Справочная книга для учебных заведений и учреждений ведомства Министерства Народного Просвещения. - Петроград: [б.и.], 1916. (Тип. В. Д. Смирнова). - С. 98-100.
70.0 мерах по улучшению работы комсомола в школе: [постановление XII пленума ЦК ВЛКСМ (март 1944 г.)] // Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: сборник документов 1917-1973 гг. - М.: Педагогика, 1974. - С. 283-287.
71.0 мерах по устранению перегрузки школьников общественной и другой внеучебной работой: [постановление ЦК ВКП (б) 13 декабря 1948 г.] // Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: сборник документов 1917-1973 гг. - М.: Педагогика, 1974. - С. 186-187.
72.0 начальной и средней школе: [постановление ЦК ВКП (б) 25 августа 1931 г.] // Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: сборник документов 1917-1973 гг. - М.: Педагогика, 1974. - С. 161.
73.0 педологических извращениях в системе наркомпросов: [постановление ЦК ВКП (б) 4 июля 1936 г.] // Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: сборник документов 1917-1973 гг. - М.: Педагогика, 1974. - С. 173-175.
74.0 перегрузке школьников и пионеров общественно-политическими заданиями: [постановление ЦК ВКП (б) 23 апреля 1934 г.] // Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: сборник документов 1917-1973 гг. - М.: Педагогика, 1974. - С. 165-166.
310
75.0 проверочных испытаниях, произведенных в августе текущего года в Санкт-Петербургском университете, которым подвергались молодые люди, окончившие курс в казенных и частных гимназиях Санкт-Петербургского учебного округа // Циркуляры по Санкт-Петербургскому учебному округу. - 1872. - № 19. - С. 22-28.
76.0 повышении заработной платы учителям и другим работникам начальных и средних школ: [постановление Совета Народных Комиссаров Союза ССР и Центрального Комитета ВКП (б) от 11 августа 1943 г.] // Директивы ВКП (б) и постановления советского правительства о народном образовании: Сборник документов 1917-1947 гг.: в 2 вып. / сост. Н.И.Болдырев. - М.-Л.: Изд. АПН РСФСР, 1947. - Вып.2. - С. 214-222.
77.0 постановке учебно-воспитательного дела в Нижегородском коммерческом училище за 1900-1901 гг. - Н.Новгород: [б.и.:б.г.], - 11 с.
78.0 принятии в руководство еще на 4 г. правил для испытания в уездных училищах и в гимназиях: [распоряжение Министерства Народного Просвещения 15 января 1842 г.] // Сборник распоряжений по Министерству Народного Просвещения. - СПб.: [б.и.], 1866. (Тип. Имп. Акад. наук). - Т.2.
- С. 537.
79. О работе комсомола в школе: [из резолюции XI съезда ВЛКСМ 7 апреля 1946 г.] // Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: сборник документов 1917-1973 гг. - М.: Педагогика, 1974. - С. 287-289.
80.0 работе комсомола в начальной и средней школе: [из постановления Х пленума ЦК ВЛКСМ 10 января 1940 г.] // Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: сборник документов 1917-1973 гг. - М.: Педагогика, 1974. - С. 281-283.
81.0 состоянии и ближайших задачах пионердвижения: [постановление ЦК ВКП (б) 25 июня 1928 г.] // Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: сборник документов 1917-1973 гг. - М.: Педагогика, 1974. - С. 275-277.
82.0 состоянии школ повышенного типа: [постановление СНК РСФСР от 23 июня 1926 г.] // Директивы ВКП (б) и постановления советского правительства о народном образовании: сборник документов 1917-1947 гг.: в 2 вып. / сост. Н.И.Болдырев.- М.-Л.: Изд. АПН РСФСР, 1947. - Вып.1. - С. 137-140.
83.0 структуре начальной и средней школы в СССР: [постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б), опубликованное 23 апреля 1934 г.] // Директивы ВКП (б) и постановления советского правительства о народном образовании: сборник документов 1917-1947 гг.: в 2 вып. / сост. Н.И.Болдырев.- М.-Л.: Изд. АПН РСФСР, 1947. - Вып.1. - С. 168-169.
84.0 соблюдении осторожности и осмотрительности при выписке книг для библиотек // Циркуляры по Казанскому учебному округу. - 1888. - № 1. - С. 49-52.
85.0 социалистическом соревновании в школе: приказ народного комиссара просвещения РСФСР 25 января 1944 г. // Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: сборник документов 1917-1973 гг. - М.: Педагогика, 1974. - С. 179.
86. О форменной одежде для воспитанников пансионов при гимназиях и для учеников сих последних заведений (1834 г.) // Сборник постановлений по Министерству Народного Просвещения. - СПб.: [б.и.], 1863. (Тип. Имп. Акад. наук). - Т.2. - Отд.1. - С. 567.
87.6 освобождении воспитанников Санкт-Петербургских гимназий от экзамена при приеме в Санкт-Петербургский университет: [распоряжение Министерства Народного Просвещения 30 октября 1836 г.] // Сборник распоряжений по Министерству Народного просвещения. - СПб.: [б.и.], 1866. (Тип. Имп. Акад. наук). - Т.2. - С. 148-149.