Контрабанда. Уголовно-правовые аспекты
|
Введение
Глава первая. Уголовно правовая характеристика состава контрабанды
§ 1. История законодательства о борьбе с контрабандой
§2. Объект контрабанды
§3. Предмет контрабанды
§4. Объективная сторона контрабанды
§ 5. Субъективные признаки контрабанды
Глава вторая. Квалифицированные виды контрабанды
Глава третья. Отграничение контрабанды от других преступлений
Заключение
Список использованной литературы
Глава первая. Уголовно правовая характеристика состава контрабанды
§ 1. История законодательства о борьбе с контрабандой
§2. Объект контрабанды
§3. Предмет контрабанды
§4. Объективная сторона контрабанды
§ 5. Субъективные признаки контрабанды
Глава вторая. Квалифицированные виды контрабанды
Глава третья. Отграничение контрабанды от других преступлений
Заключение
Список использованной литературы
является одним из приоритетных направлений развития страны, поскольку это один из способов насыщения внутреннего рынка товарами, привлечения инвестиций иностранных партнеров, получения валютных поступлений от реализации российских товаров за рубежом. А эти изменения, в свою очередь, должны содействовать укреплению рыночных отношений в стране и выходу ее из кризиса.
Однако расширение внешнеторгового оборота, вовлечение в него значительного числа субъектов повлекло за собой и рост числа правонарушений в этой сфере, особое место среди которых занимает контрабанда.
Произошедший в последние годы рост числа посягательств на незаконное перемещение товаров через границу объясняется воздействием целого ряда обстоятельств: в частности, обострением в 90-ые годы социально- экономической ситуации не только в нашей стране, но и в государствах ближнего зарубежья, либерализацией цен, резким снижением уровня жизни большинства населения.
Нельзя снимать со счета и значительную активность недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности, которые пытаются уклониться от исполнения требований таможенного законодательства, от уплаты таможенных пошлин и платежей. К тому же следует добавить резкий рост незаконного перемещения через границу Российской Федерации различных товаров, наркотических средств и оружия. В последнее время в стране наблюдается возросший интерес криминальных структур к незаконному вывозу из России природных ресурсов, цветных, редкоземельных и драгоценных металлов.
Об актуальности избранной нами темы свидетельствуют и статистические данные. Так, в 2000 г. было выявлено 2644 случая уголовно наказуемой контрабанды , 2001 г. - уже 3860 . В таможнях Уральского региона в 2000 г.
было возбуждено 63 уголовных дела о контрабанде, в 2001 г. - 81 дело 3.
Как показало наше криминологическое изучение таможенных преступлений, многие противоправные действия, связанные с незаконным перемещением через таможенную границу РФ предметов, которые полностью или частично изъяты из гражданского оборота, зачастую остаются безнаказанными, так как уровень латентности контрабанды достаточно высок. В связи с глубоким экономическим кризисом государство не в состоянии должным образом финансировать правоохранительные органы, в то же время пассажиро- и грузопотоки увеличились в десятки раз. При таком положении трудно говорить о повышении эффективности борьбы с контрабандой. В этой связи статистические данные о выявленных таможенных преступлениях следует рассматривать скорее как итоговый показатель работы правоохранительных органов, а не фактическое число совершенных преступлений этой группы.
Однако низкая эффективность деятельности правоохранительных органов в борьбе с контрабандой объясняется не только плачевным экономическим состоянием государства. Данные, полученные нами при изучении судебной и следственной практики, а также взятые из периодических изданий и опроса научных и практических работников, позволяют сделать вывод, что бездействие правоприменительных органов в немалой степени вызвано несовершенством уголовного законодательства об ответственности за контрабанду, что, в частности, и подтвердил Федеральный закон № 50-ФЗ от 7 мая 2002 г., которым была изменена диспозиция ст. 188 УК РФ4.
1 Беспалько В.Г. Доказывание по делам о контрабанде: Автореф. канд. дисс. - М.: РТА, 2001, с. 4.
Статистическая отчетность за 2001 г., порядок проведения которой утвержден постановлением Госкомстата РФ № 31 от 20.04.2000 г.
3 Данные предоставлены информационным центром Уральского таможенного управления.
4 Российская газета. 2002 г. 14 мая.
4
Важно заметить, что трудности правоприменительной деятельности в борьбе с контрабандой вызваны и тем, что таможенное законодательство РФ, к которому необходимо обращаться за разъяснением содержащихся в уголовно¬правовой норме о контрабанде признаков, находится в стадии развития, а это неизбежно сказывается на ее эффективности.
Потребности правоприменительной практики в решении вопросов применения статьи УК РФ, содержащей состав контрабанды, несовершенство уголовного и таможенного законодательства, значительный рост судебных и следственных ошибок при уголовно-правовой оценке контрабанды существенно актуализируют избранную тему диссертационного исследования.
Цели и задачи исследования. Основными целями работы являются: раскрытие сущности состава контрабанды, его элементов и признаков; отграничение этого состава от других смежных преступлений; разрешение вопросов теории и практики применения нормы о контрабанде на основе исторического опыта и изучения юридической литературы, посвященной теме исследования; глубокий комплексный анализ уголовного, гражданского и таможенного законодательства, правовая оценка проблем квалификации незаконного перемещения через таможенную границу РФ товаров и иных предметов; выработка предложений по совершенствованию уголовного и таможенного законодательства.
Указанные цели предопределили и задачи проведенного диссертационного исследования, которые заключены в:
а) обзоре истории развития законодательства об ответственности за контрабанду с целью раскрытия процесса становления и эволюции данного понятия, выявления характерных признаков, тенденций, присущих этому уголовно-правовому явлению;
б) исследовании на основе действующего уголовного, таможенного и гражданского законодательства объективных и субъективных признаков простого и квалифицированного видов анализируемого состава преступления;
в) обозначении уголовно-правовых критериев, по которым проводится разграничение контрабанды со смежными составами преступлений;
г) формулировании авторской позиции по различным спорным ^ вопросам квалификации рассматриваемого таможенного преступления;
д) изучении соотношения уголовно-правовой нормы, предусматривающей ответственность за контрабанду, с соответствующими нормами таможенного законодательства, и исследовании влияния последних на процесс квалификации;
е) анализе практики применения ст. 188 УК РФ с последующим обозначением типичных ошибок квалификации состава контрабанды правоохранительными органами и судом;
ж) выявлении недостатков законодательной конструкции состава контрабанды и выработке на этой основе рекомендаций по совершенствованию действующего законодательства.
Однако расширение внешнеторгового оборота, вовлечение в него значительного числа субъектов повлекло за собой и рост числа правонарушений в этой сфере, особое место среди которых занимает контрабанда.
Произошедший в последние годы рост числа посягательств на незаконное перемещение товаров через границу объясняется воздействием целого ряда обстоятельств: в частности, обострением в 90-ые годы социально- экономической ситуации не только в нашей стране, но и в государствах ближнего зарубежья, либерализацией цен, резким снижением уровня жизни большинства населения.
Нельзя снимать со счета и значительную активность недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности, которые пытаются уклониться от исполнения требований таможенного законодательства, от уплаты таможенных пошлин и платежей. К тому же следует добавить резкий рост незаконного перемещения через границу Российской Федерации различных товаров, наркотических средств и оружия. В последнее время в стране наблюдается возросший интерес криминальных структур к незаконному вывозу из России природных ресурсов, цветных, редкоземельных и драгоценных металлов.
Об актуальности избранной нами темы свидетельствуют и статистические данные. Так, в 2000 г. было выявлено 2644 случая уголовно наказуемой контрабанды , 2001 г. - уже 3860 . В таможнях Уральского региона в 2000 г.
было возбуждено 63 уголовных дела о контрабанде, в 2001 г. - 81 дело 3.
Как показало наше криминологическое изучение таможенных преступлений, многие противоправные действия, связанные с незаконным перемещением через таможенную границу РФ предметов, которые полностью или частично изъяты из гражданского оборота, зачастую остаются безнаказанными, так как уровень латентности контрабанды достаточно высок. В связи с глубоким экономическим кризисом государство не в состоянии должным образом финансировать правоохранительные органы, в то же время пассажиро- и грузопотоки увеличились в десятки раз. При таком положении трудно говорить о повышении эффективности борьбы с контрабандой. В этой связи статистические данные о выявленных таможенных преступлениях следует рассматривать скорее как итоговый показатель работы правоохранительных органов, а не фактическое число совершенных преступлений этой группы.
Однако низкая эффективность деятельности правоохранительных органов в борьбе с контрабандой объясняется не только плачевным экономическим состоянием государства. Данные, полученные нами при изучении судебной и следственной практики, а также взятые из периодических изданий и опроса научных и практических работников, позволяют сделать вывод, что бездействие правоприменительных органов в немалой степени вызвано несовершенством уголовного законодательства об ответственности за контрабанду, что, в частности, и подтвердил Федеральный закон № 50-ФЗ от 7 мая 2002 г., которым была изменена диспозиция ст. 188 УК РФ4.
1 Беспалько В.Г. Доказывание по делам о контрабанде: Автореф. канд. дисс. - М.: РТА, 2001, с. 4.
Статистическая отчетность за 2001 г., порядок проведения которой утвержден постановлением Госкомстата РФ № 31 от 20.04.2000 г.
3 Данные предоставлены информационным центром Уральского таможенного управления.
4 Российская газета. 2002 г. 14 мая.
4
Важно заметить, что трудности правоприменительной деятельности в борьбе с контрабандой вызваны и тем, что таможенное законодательство РФ, к которому необходимо обращаться за разъяснением содержащихся в уголовно¬правовой норме о контрабанде признаков, находится в стадии развития, а это неизбежно сказывается на ее эффективности.
Потребности правоприменительной практики в решении вопросов применения статьи УК РФ, содержащей состав контрабанды, несовершенство уголовного и таможенного законодательства, значительный рост судебных и следственных ошибок при уголовно-правовой оценке контрабанды существенно актуализируют избранную тему диссертационного исследования.
Цели и задачи исследования. Основными целями работы являются: раскрытие сущности состава контрабанды, его элементов и признаков; отграничение этого состава от других смежных преступлений; разрешение вопросов теории и практики применения нормы о контрабанде на основе исторического опыта и изучения юридической литературы, посвященной теме исследования; глубокий комплексный анализ уголовного, гражданского и таможенного законодательства, правовая оценка проблем квалификации незаконного перемещения через таможенную границу РФ товаров и иных предметов; выработка предложений по совершенствованию уголовного и таможенного законодательства.
Указанные цели предопределили и задачи проведенного диссертационного исследования, которые заключены в:
а) обзоре истории развития законодательства об ответственности за контрабанду с целью раскрытия процесса становления и эволюции данного понятия, выявления характерных признаков, тенденций, присущих этому уголовно-правовому явлению;
б) исследовании на основе действующего уголовного, таможенного и гражданского законодательства объективных и субъективных признаков простого и квалифицированного видов анализируемого состава преступления;
в) обозначении уголовно-правовых критериев, по которым проводится разграничение контрабанды со смежными составами преступлений;
г) формулировании авторской позиции по различным спорным ^ вопросам квалификации рассматриваемого таможенного преступления;
д) изучении соотношения уголовно-правовой нормы, предусматривающей ответственность за контрабанду, с соответствующими нормами таможенного законодательства, и исследовании влияния последних на процесс квалификации;
е) анализе практики применения ст. 188 УК РФ с последующим обозначением типичных ошибок квалификации состава контрабанды правоохранительными органами и судом;
ж) выявлении недостатков законодательной конструкции состава контрабанды и выработке на этой основе рекомендаций по совершенствованию действующего законодательства.
Проведенное нами исследование позволяет сделать вывод о том, что уголовное законодательство об ответственности за контрабанду нуждается в существенных изменениях.
Полагаем, что ст. 188 УК РФ может быть изложена в следующей редакции.
Статья 188. Контрабанда
1. Контрабанда, то есть перемещение в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием,—
наказывается ...
2. Перемещение через таможенную границу Российской Федерации нар-котических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, стратегически важных сырьевых товаров или культурных ценностей, в от¬ношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, если это деяние совершено помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряжено с недекларированием или недостоверным декларированием, -
наказывается ...
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные:
а) неоднократно;
б) должностным лицом с использованием своего служебного положения;
в) с применением насилия либо угрозой применения насилия к лицу или его близким в связи с осуществлением данным лицом таможенного контроля,
г) группой лиц по предварительному сговору, -
наказываются ...
4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой, -
наказываются ...
Примечание. 1. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, признается совершенным в крупном размере, если таможенная стоимость перемещаемых товаров и (или) транспортных средств превышает пятьсот минимальных размеров оплаты труда.
В целях правильного и единообразного применения закона считаем необходимым Пленуму Верховного Суда РФ дать следующие разъяснения:
а) контрабанда при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ путем недекларирования, недостоверного декларирования, с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации признается оконченной с момента принятия таможенной декларации;
б) контрабанда при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ помимо таможенного контроля признается оконченной с момента пересечения таможенной границы РФ;
в) при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ (при наличии признаков контрабанды), совершенном под контролем правоохранительных органов, действия виновных лиц следует квалифицировать как покушение на совершение контрабанды по ч.З ст.30 и 188 УК РФ;
г) насилие, применяемое к лицу, осуществляющему таможенный контроль, может выражаться в нанесении побоев, совершении иных насильственых действий, причинивших физическую боль, умышленном причинении лег¬кого и средней тяжести вреда здоровью. В случае причинения тяжкого вреда здоровью действия виновного следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных п. “в” ч.З ст. 188 УК РФ и ч.2 ст. 318 УК РФ.
Полагаем, что ст. 188 УК РФ может быть изложена в следующей редакции.
Статья 188. Контрабанда
1. Контрабанда, то есть перемещение в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием,—
наказывается ...
2. Перемещение через таможенную границу Российской Федерации нар-котических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, стратегически важных сырьевых товаров или культурных ценностей, в от¬ношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, если это деяние совершено помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряжено с недекларированием или недостоверным декларированием, -
наказывается ...
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные:
а) неоднократно;
б) должностным лицом с использованием своего служебного положения;
в) с применением насилия либо угрозой применения насилия к лицу или его близким в связи с осуществлением данным лицом таможенного контроля,
г) группой лиц по предварительному сговору, -
наказываются ...
4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой, -
наказываются ...
Примечание. 1. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, признается совершенным в крупном размере, если таможенная стоимость перемещаемых товаров и (или) транспортных средств превышает пятьсот минимальных размеров оплаты труда.
В целях правильного и единообразного применения закона считаем необходимым Пленуму Верховного Суда РФ дать следующие разъяснения:
а) контрабанда при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ путем недекларирования, недостоверного декларирования, с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации признается оконченной с момента принятия таможенной декларации;
б) контрабанда при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ помимо таможенного контроля признается оконченной с момента пересечения таможенной границы РФ;
в) при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ (при наличии признаков контрабанды), совершенном под контролем правоохранительных органов, действия виновных лиц следует квалифицировать как покушение на совершение контрабанды по ч.З ст.30 и 188 УК РФ;
г) насилие, применяемое к лицу, осуществляющему таможенный контроль, может выражаться в нанесении побоев, совершении иных насильственых действий, причинивших физическую боль, умышленном причинении лег¬кого и средней тяжести вреда здоровью. В случае причинения тяжкого вреда здоровью действия виновного следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных п. “в” ч.З ст. 188 УК РФ и ч.2 ст. 318 УК РФ.
Подобные работы
- КОНТРАБАНДА: УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ (12.00.08)
Диссертации (РГБ), уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2002 - КОНТРАБАНДА: УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ
Диссертации (РГБ), . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ И УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ (на материалах Самарской и Саратовской областей)
Диссертация , . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - Контрабанда (ст.188 УК РФ).
Историко-правовое, социологическое,
уголовно-правовое исследование. (12.00.08)
Диссертации (РГБ), уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2000 - Контрабанда (ст.188 УК РФ). Историко-правовое, социологическое, уголовно-правовое исследование
Диссертации (РГБ), . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2000 - Уголовно-правовая характеристика преступлений в сфере таможенного дела
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - Незаконный оборот оружия: уголовно правовой аспект (Московский Финансово-Юридический Университет)
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2025 - Проблемы уголовно-правовой регламентации ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ
Диссертации (РГБ), уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2004 - Проблемы уголовно-правовой регламентации ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ
Диссертация , . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004



