Введение
Глава первая. Уголовно правовая характеристика состава контрабанды
§ 1. История законодательства о борьбе с контрабандой
§2. Объект контрабанды
§3. Предмет контрабанды
§4. Объективная сторона контрабанды
§ 5. Субъективные признаки контрабанды
Глава вторая. Квалифицированные виды контрабанды
Глава третья. Отграничение контрабанды от других преступлений
Заключение
Список использованной литературы
является одним из приоритетных направлений развития страны, поскольку это один из способов насыщения внутреннего рынка товарами, привлечения инвестиций иностранных партнеров, получения валютных поступлений от реализации российских товаров за рубежом. А эти изменения, в свою очередь, должны содействовать укреплению рыночных отношений в стране и выходу ее из кризиса.
Однако расширение внешнеторгового оборота, вовлечение в него значительного числа субъектов повлекло за собой и рост числа правонарушений в этой сфере, особое место среди которых занимает контрабанда.
Произошедший в последние годы рост числа посягательств на незаконное перемещение товаров через границу объясняется воздействием целого ряда обстоятельств: в частности, обострением в 90-ые годы социально- экономической ситуации не только в нашей стране, но и в государствах ближнего зарубежья, либерализацией цен, резким снижением уровня жизни большинства населения.
Нельзя снимать со счета и значительную активность недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности, которые пытаются уклониться от исполнения требований таможенного законодательства, от уплаты таможенных пошлин и платежей. К тому же следует добавить резкий рост незаконного перемещения через границу Российской Федерации различных товаров, наркотических средств и оружия. В последнее время в стране наблюдается возросший интерес криминальных структур к незаконному вывозу из России природных ресурсов, цветных, редкоземельных и драгоценных металлов.
Об актуальности избранной нами темы свидетельствуют и статистические данные. Так, в 2000 г. было выявлено 2644 случая уголовно наказуемой контрабанды , 2001 г. - уже 3860 . В таможнях Уральского региона в 2000 г.
было возбуждено 63 уголовных дела о контрабанде, в 2001 г. - 81 дело 3.
Как показало наше криминологическое изучение таможенных преступлений, многие противоправные действия, связанные с незаконным перемещением через таможенную границу РФ предметов, которые полностью или частично изъяты из гражданского оборота, зачастую остаются безнаказанными, так как уровень латентности контрабанды достаточно высок. В связи с глубоким экономическим кризисом государство не в состоянии должным образом финансировать правоохранительные органы, в то же время пассажиро- и грузопотоки увеличились в десятки раз. При таком положении трудно говорить о повышении эффективности борьбы с контрабандой. В этой связи статистические данные о выявленных таможенных преступлениях следует рассматривать скорее как итоговый показатель работы правоохранительных органов, а не фактическое число совершенных преступлений этой группы.
Однако низкая эффективность деятельности правоохранительных органов в борьбе с контрабандой объясняется не только плачевным экономическим состоянием государства. Данные, полученные нами при изучении судебной и следственной практики, а также взятые из периодических изданий и опроса научных и практических работников, позволяют сделать вывод, что бездействие правоприменительных органов в немалой степени вызвано несовершенством уголовного законодательства об ответственности за контрабанду, что, в частности, и подтвердил Федеральный закон № 50-ФЗ от 7 мая 2002 г., которым была изменена диспозиция ст. 188 УК РФ4.
1 Беспалько В.Г. Доказывание по делам о контрабанде: Автореф. канд. дисс. - М.: РТА, 2001, с. 4.
Статистическая отчетность за 2001 г., порядок проведения которой утвержден постановлением Госкомстата РФ № 31 от 20.04.2000 г.
3 Данные предоставлены информационным центром Уральского таможенного управления.
4 Российская газета. 2002 г. 14 мая.
4
Важно заметить, что трудности правоприменительной деятельности в борьбе с контрабандой вызваны и тем, что таможенное законодательство РФ, к которому необходимо обращаться за разъяснением содержащихся в уголовно¬правовой норме о контрабанде признаков, находится в стадии развития, а это неизбежно сказывается на ее эффективности.
Потребности правоприменительной практики в решении вопросов применения статьи УК РФ, содержащей состав контрабанды, несовершенство уголовного и таможенного законодательства, значительный рост судебных и следственных ошибок при уголовно-правовой оценке контрабанды существенно актуализируют избранную тему диссертационного исследования.
Цели и задачи исследования. Основными целями работы являются: раскрытие сущности состава контрабанды, его элементов и признаков; отграничение этого состава от других смежных преступлений; разрешение вопросов теории и практики применения нормы о контрабанде на основе исторического опыта и изучения юридической литературы, посвященной теме исследования; глубокий комплексный анализ уголовного, гражданского и таможенного законодательства, правовая оценка проблем квалификации незаконного перемещения через таможенную границу РФ товаров и иных предметов; выработка предложений по совершенствованию уголовного и таможенного законодательства.
Указанные цели предопределили и задачи проведенного диссертационного исследования, которые заключены в:
а) обзоре истории развития законодательства об ответственности за контрабанду с целью раскрытия процесса становления и эволюции данного понятия, выявления характерных признаков, тенденций, присущих этому уголовно-правовому явлению;
б) исследовании на основе действующего уголовного, таможенного и гражданского законодательства объективных и субъективных признаков простого и квалифицированного видов анализируемого состава преступления;
в) обозначении уголовно-правовых критериев, по которым проводится разграничение контрабанды со смежными составами преступлений;
г) формулировании авторской позиции по различным спорным ^ вопросам квалификации рассматриваемого таможенного преступления;
д) изучении соотношения уголовно-правовой нормы, предусматривающей ответственность за контрабанду, с соответствующими нормами таможенного законодательства, и исследовании влияния последних на процесс квалификации;
е) анализе практики применения ст. 188 УК РФ с последующим обозначением типичных ошибок квалификации состава контрабанды правоохранительными органами и судом;
ж) выявлении недостатков законодательной конструкции состава контрабанды и выработке на этой основе рекомендаций по совершенствованию действующего законодательства.
Проведенное нами исследование позволяет сделать вывод о том, что уголовное законодательство об ответственности за контрабанду нуждается в существенных изменениях.
Полагаем, что ст. 188 УК РФ может быть изложена в следующей редакции.
Статья 188. Контрабанда
1. Контрабанда, то есть перемещение в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием,—
наказывается ...
2. Перемещение через таможенную границу Российской Федерации нар-котических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, стратегически важных сырьевых товаров или культурных ценностей, в от¬ношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, если это деяние совершено помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряжено с недекларированием или недостоверным декларированием, -
наказывается ...
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные:
а) неоднократно;
б) должностным лицом с использованием своего служебного положения;
в) с применением насилия либо угрозой применения насилия к лицу или его близким в связи с осуществлением данным лицом таможенного контроля,
г) группой лиц по предварительному сговору, -
наказываются ...
4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой, -
наказываются ...
Примечание. 1. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, признается совершенным в крупном размере, если таможенная стоимость перемещаемых товаров и (или) транспортных средств превышает пятьсот минимальных размеров оплаты труда.
В целях правильного и единообразного применения закона считаем необходимым Пленуму Верховного Суда РФ дать следующие разъяснения:
а) контрабанда при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ путем недекларирования, недостоверного декларирования, с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации признается оконченной с момента принятия таможенной декларации;
б) контрабанда при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ помимо таможенного контроля признается оконченной с момента пересечения таможенной границы РФ;
в) при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ (при наличии признаков контрабанды), совершенном под контролем правоохранительных органов, действия виновных лиц следует квалифицировать как покушение на совершение контрабанды по ч.З ст.30 и 188 УК РФ;
г) насилие, применяемое к лицу, осуществляющему таможенный контроль, может выражаться в нанесении побоев, совершении иных насильственых действий, причинивших физическую боль, умышленном причинении лег¬кого и средней тяжести вреда здоровью. В случае причинения тяжкого вреда здоровью действия виновного следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных п. “в” ч.З ст. 188 УК РФ и ч.2 ст. 318 УК РФ.
1. Единая конвенцией о наркотических средствах от 30 марта 1961г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXIII. М., 1970. С. 105-131.
2. Конвенция о психотропных веществах от 21 февраля 1971г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXV. М., 1981. С. 416-434.
3. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (1993 г.) // Сб. международных договоров РФ по оказанию правовой помощи. М., 1996. С. 31—53.
4. Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6.01.95 г. // Бюллетень международных договоров. 1995. № 10; СЗ РФ. 1996. № 45. Ст. 5057.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации.
6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях / СЗ РФ. 2002г. №1 (ч. 1). Ст. 1.
7. Модельный Уголовный кодекс для государств — участников СНГ / Право-ведение. 1996. № 1.
8. Таможенный кодекс Российской Федерации.
9. Таможенный кодекс СССР.
10. УК Голландии. СПб., изд-во “Юр.центр Пресс”. 2000.
11. Уголовный кодекс Российской Федерации.
12. Уголовный кодекс Российской Федерации (проект) // Юридический вест¬ник. 1992. № 20 (22)
13. Уголовный кодекс РСФСР.
14. О валютном регулировании и валютном контроле: Закон РФ от 9.10.92 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 45. Ст. 2542.
165
15. О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Уго¬ловно-процессуальный кодекс РСФСР: Федеральный закон от 1.07.94 г. // СЗ РФ.
1994. № 10. Ст. 1109.
16. О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РФ: Федераль¬ный закон от 25.06.98 г. // СЗ РФ. 1998. № 26. Ст. 3012.
17. О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностран-ными государствами: Федеральный закон от 19.07.98 г. // СЗ РФ. 1998. № 30. Ст. 3610.
18. О вывозе и ввозе культурных ценностей: Закон РФ от 15.04.93 г. // Ведомо¬сти Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 20. Ст. 718.
19. О Государственной границе Российской Федерации: Закон РФ от 1.04.93 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 17. Ст. 594; СЗ РФ. 1994. № 16. Ст. 1861; 1996. № 50. Ст. 5610.
20. О государственной тайне: Федеральный закон от 21.07.97 г. // СЗ РФ. 1997. №41. Ст. 4673.
21. О государственном регулировании внешнеторговой деятельности: Феде-ральный закон от 13.10.95 г. // СЗ РФ. 1995. № 42. Ст. 3923.
22. О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федера¬ции: Федеральный закон от 24.04.96 г. // СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2591.
23. О наркотических средствах и психотропных веществах: Федеральный за¬кон от 8.01.98 г. //СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 219.
24. О таможенном тарифе: Закон РФ от 21.05.93 г. // Ведомости Съезда народ¬ных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 23. Ст. 821; СЗ РФ. 1995. №
32. Ст. 3204; № 48. Ст. 4567; 1996. № 1. Ст. 4; 1997. № 6. Ст. 709.
25. Об использовании атомной энергии. Федеральный закон от 20 октября 1995г. // СЗ РФ. 1995. №48. Ст. 4552.
26. Об оружии: Закон РФ от 20.05.93 г. // Ведомости Съезда народных депута¬тов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 24. Ст. 860.
27. Об оружии: Федеральный закон от 13.12.96 г. // СЗ РФ. 1996. № 51. Ст. 5681.
166
28. Об уголовной ответственности за государственные преступления: Закон СССР от 25.12.58 г. // Собрание законов СССР 1938—1975 гг.: В 4 т. М., 1975. Т.
3.
29. Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь: Указ Президента РФ от 25.05.95 г. № 525 // СЗ РФ. 1995. № 22. Ст. 2034.
30. Положение о мерах по усилению государственного контроля внешнеторго¬вой деятельности в сфере военно-технического сотрудничества Российской Феде¬рации с иностранными государствами. Утв. Указом Президента РФ от 20.08.97 г. // СЗ РФ. 1997. № 34. Ст. 3955.
31. Положение об особо ценных объектах культурного наследия Российской Федерации. Утв. Указом Президента РФ от 30.11.92 г. № 1487 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992. № 23. Ст. 1961.
32. О контроле за экспортом из Российской Федерации оборудования и мате-риалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, экспорт которых контролируется: Указ Президента РФ от 21.02.96 г. № 228 // СЗ РФ. 1996. № 9. Ст. 802.
33. Номенклатура и квоты наркотических средств, сильнодействующих и ядо-витых веществ, в том числе веществ, включенных в таблицы I и II Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотроп¬ных веществ 1988 г., на которые распространяется порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства РФ от 16.03.96 г. № 278. Утв. Постановлением Правительства РФ от 3.08.96 г. № 930 // СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4122.
34. Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсо¬ров, подлежащих контролю в Российской Федерации. Утв. Постановлением Пра-вительства РФ от 30.06.98 г. № 681 // СЗ РФ. 1998. № 27. Ст. 3198.
35. Перечень основных видов стратегического минерального сырья. Утв. Рас-поряжением Правительства РФ от 16.01.96 г. № 50-р // СЗ РФ. 1996. № 4. Ст. 390.
167
36. Положение о порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Россий¬ской Федерации наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых ве¬ществ. Утв. Постановлением Правительства РФ от 16.03.96 г. № 278 // СЗ РФ. 1996. № 13. Ст. 1350.
37. Положение о порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Россий¬ской Федерации товаров с содержанием драгоценных металлов, драгоценных камней, янтаря и изделий из него. Утв. Постановлением Правительства РФ от 2.01.94 г. № 35 // СЗ РФ. 1997. № 43. Ст. 4977.
38. Положение о таможенном брокере. Утв. Постановлением Правительства РФ от 17.07.96 г. № 873 // СЗ РФ. 1996. № 31. Ст. 3737.
39. Положение об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятель-ностью в отношении возбудителей заболеваний (патогенов) человека, животных и растений, генетически измененных микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий. Утв. постановлением Правительства РФ от 29 августа 2001 г. № 634 // СЗ РФ. 2001. №37. Ст.3683.
40. Положение об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятель-ностью в отношении оборудования и материалов двойного назначения, а также соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях. Утв. Постановле¬нием Правительства РФ от 14 июля 2001 г. № 462 // СЗ РФ. 2001. № 26. Ст.2677.
41. Положение об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятель-ностью в отношении оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия. Утв. постановлением Прави¬тельства РФ от 16 апреля 2001 г. № 296 // СЗ РФ. 2001. №17. Ст. 1715.
42. Положение об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятель-ностью в отношении химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия. Утв. Постановлением Прави-тельства РФ от 24 сентября 2001 г. № 686 // СЗ РФ. 2001. № 40. Ст.3843.
43. Положение об экспорте и импорте ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующего оборудования. Утв. По¬
168
становлением Правительства РФ №273 от 15 декабря 2000 г. // СЗ РФ. 2000. №52. Ст.5153.
44. О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств: Поста-новление Пленума Верховного Суда РФ от 12 марта 2002 г. №5 // Рос газета от 19 марта 2002 г.
45. О судебной практике по делам о контрабанде: Постановление Пленума Верховного суда СССР от 3.02.78 г. № 2 // Сборник постановлений Пленумов Верховных судов СССР и РСФСР (РФ) по уголовным делам. М., 1995. С. 155.
46. О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотиче¬скими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми вещест¬вами: Постановление Пленума Верховного суда РФ от 27.05.98 г. № 9 // Бюлле¬тень Верховного суда РФ. 1998. № 7.