Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проблемы уголовно-правовой регламентации ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ

Работа №7526

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

уголовное право

Объем работы200стр.
Год сдачи2004
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1136
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1 Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов в уголовном праве как основание уголовно-правовой
ответственности 14
Параграф 1 Уголовная ответственность за незаконные приобретение, производство, изготовление, переработку, перевозку и хранение наркотических средств и психотропных веществ и их
аналогов 14
Параграф 2 Уголовная ответственности за преступления, сопряжённые с незаконным оборотов наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов 55
Глава 2 Проблемы совершенствования регламентации уголовной ответственности за преступления, связанные со сбытом и хищением наркотических средств, психотропных веществ и их
аналогов 105
Параграф 1 Проблемы совершенствования регламентации уголовной ответственности за преступления, связанные со сбытом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов 105
Параграф 2 Проблемы совершенствования регламентации уголовной ответственности за преступления, связанные с хищением наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов 124
Глава 3 Исключение и смягчение уголовной ответственности за
незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их
аналогов 142
Параграф 1 Регламентация исключения ответственности за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их
аналогов 142
Параграф 2 Регламентация смягчения ответственности за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов 168
Заключение 177
Список используемой литературы
181



Актуальность темы исследования.
Многие представители молодого поколения сегодня даже не знают, что назначение наркотических средств и психотропных веществ призвано преследовать благородные цели. К сожалению, всем нам гораздо чаще приходиться слышать об иных способах их применения, приводящих к употреблению в немедицинских целях и влекущих такую социальную проблему, как наркотизм и наркомания. Последнее явление давно вышло за пределы медицинского исследования, поскольку охватывает широкие слои общественных отношений. Проблема немедицинского потребления наркотиков влечёт отношения их незаконного оборота, в котором фигурируют огромные материальные средства. Как социальное явление, эта проблема давно приобрела межгосударственный характер в связи с транзитными поставками наркотиков в Европу как с Востока (Афганистан, Таджикистан), так и с Запада (Латинская и Южная Америка).
Проблема незаконного оборота наркотиков требует комплексного решения, в том числе на высоком политическом уровне. Настоящая работа посвящена уголовно-правовому исследованию преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
В новом Уголовном Кодексе РФ (далее по тексту - УК РФ) изменена политика уголовного преследования за данные преступления, нашедшая последующее проявление в нормах, вступающих в силу с 15.03.04 г. в соответствии с Федеральным Законом от 08.12.03 г. № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в УК РФ» (далее по тексту - ФЗ-162 от 08.12.03 г.). В отличие от Уголовного Кодекса РСФСР (далее по тексту - УК РСФСР), объекты оборота разделены на «наркотические средства», «психотропные

5
вещества», их «аналоги» (в редакции ФЗ-162 от 08.12.03 г.), а также «инструменты и оборудование, находящиеся под специальным контролем» (ч. 5 ст. 228 УК РФ в редакции до ФЗ-162 от 08.12.03 г., ст. 228-2 УК РФ в редакции ФЗ-162 от 08.12.03 г.).
Несмотря на то, что порядок легального оборота наркотических средств и психотропных веществ закреплён Федеральным Законом от 08.01.98 г. № 3- ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (далее по тексту
- Закон о наркотических средствах), данный законодательный акт, однако, крайне редко применяется на практике при рассмотрении конкретных уголовных дел, хотя действует с февраля 1998 г. До принятия названного Закона у судебных и следственных органов сложился стереотип того, что любая операция с наркотическим средством (психотропным веществом) частным лицом является уголовно наказуемой. Вместе с тем, для определения факта противозаконности таких операций служит упомянутый Закон, применение которого по каждому уголовному делу как специального нормативного акта представляется обязательным.
Другая действующая до последнего времени проблема политики справедливого уголовного преследования - критерии размера наркотика, влекущего уголовную ответственность. Изначально законодатель в ст. 228 УК РФ чётко определил, что ответственность за приобретение и хранение наркотических средств, психотропных веществ без цели сбыта наступает лишь за «крупный» и «особо крупный» размер оборота. Критерии такого размера определял Постоянный Комитет по контролю наркотиков при Министерстве здравоохранения РФ. И учёными, и практиками неоднократно высказывались претензии и к статусу данного органа (не являвшемуся государственным органом исполнительной власти), и к юридической силе издаваемых им актов (носящих рекомендательный характер), и к

6
рекомендациям по существу размера (который, по мнению некоторых авторов, противоречит здравому смыслу). От указанных рекомендаций напрямую зависит размер наказания по конкретному уголовному делу. Сложившаяся до последнего времени практика применения условного наказания по большинству таких дел свидетельствует о попытке судов путём правоприменения компенсировать недостатки существующих правовых норм. Очевидно, именно поэтому в УК РФ внесены изменения, в соответствии с которыми в примечании 2 к ст. 228 УК РФ в редакции ФЗ-163 от 08.12.03 г. теперь содержится иное указание об определении критериев крупного и особо крупного размера наркотических средств, психотропных веществ и иных аналогов - в зависимости от кратности средних разовых доз его потребления, которые должны быть утверждены Правительством РФ.
При рассмотрении Конституционным Судом РФ соответствующих запросов по данным категориям преступлений были высказаны рекомендации руководствоваться при назначении наказания нормами общей части УК РФ о справедливости и гуманности (ст.ст. 6 и 7), хотя широкого распространения она не получили. Представляется, что по вступлении в силу ФЗ-162 от
08.12.4 г. выводы Конституционного Суда РФ найдут практическое применение, как реализованные в федеральном законе.
Законодателем сформирован дифференцированный подход к уголовному преследованию в зависимости от поведения субъекта преступления. В случае деятельного раскаяния последнего, уголовное преследование прекращается (примечание к ст. 228 УК РФ). При исследовании правоприменительной практики обращает на себя внимание различное отношение к определению оснований прекращения уголовного преследования. Такой подход требует единообразия.

7
На практике встречаются случаи, свидетельствующие о необходимости глубокого исследования обстоятельств, исключающих либо преуменьшающих уголовную ответственность (например, крайняя необходимость и ограниченная вменяемость) которые, как правило, оставляются без внимания.
Объектом диссертационного исследования выступают проблемы, связанные с определением правоприменителями признаков преступлений рассматриваемой категории, вопросы их квалификации, регламентации ответственности и назначения наказания, а также применения обстоятельств, исключающих и смягчающих уголовную ответственность и наказание.
Объектом настоящего исследования также выступает анализ взаимосвязи смежных отраслей права: уголовного, уголовно-процессуального и гражданского законодательства, законодательства о наркотических средствах и психотропных веществах, других правовых актов.
Предмет диссертационного исследования определён в границах объекта и представляет изучение оснований регламентации ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, признаков и составов преступлений, отграничение от смежных составов, а также исследование обстоятельств, исключающих, преуменьшающих уголовную ответственность и смягчающих наказание.
Целью диссертационного исследования преследуется регламентация уголовно-правовой ответственности на основе теоретического анализа уголовного и смежных отраслей законодательства. Исследованием охвачены практически все составы преступлений, прямо или косвенно связанные с

8
незаконным оборотом наркотиков: часто встречающиеся на практике (ч.ч. 1,
3, 4 ст. 228 УК РФ), нечасто встречающиеся (ч. 2 ст. 188, ч. 5 ст. 228 УК РФ) и практически не встречающиеся (ч. 2 ст. 228 УК РФ). Диссертантом исследованы названные составы преступлений как в их системной взаимосвязи, так и каждый в отдельности. Сказанное касается не только действующей редакции УК РФ, но и норм, вступающих в силу с 15.03.04 г. в соответствии с Федеральным Законом от 08.12.03 г. № 162-ФЗ.
Задачи диссертационного исследования сформулированы на основе цели и заключаются в следующем:
- анализ уголовно-правовой репрессивной политики,
- характеристика правоприменения судами и следственными органами,
- освящение и анализ проблем уголовно-правовой регламентации ответственности за незаконный оборот наркотиков, предложения по их практическому устранению,
- оценка недостатков, противоречий и взаимосвязи уголовного и смежных отраслей законодательства,
- особенности построения решений суда, органов следствия и прокуроров по исследуемой категории уголовных дел с точки зрения взаимосвязи уголовного, уголовно-процессуального и гражданского отраслей законодательства,
- разрешение проблемы законности и справедливости уголовного преследования и правосудия,
- искоренение стереотипов правоприменителей, связанных с определением элементов состава преступлений,
- характеристика форм вины, а равно устанавливающих, исключающих и преуменьшающих уголовную ответственность обстоятельств, как

9
исключительных (примечание к ст. 228 УК РФ), так и общих (ст.ст. 21-23, глава 8 УК РФ).
Нормативную основу исследования составляют нормативные правовые акты: Единая конвенция о наркотических средствах, Единая конвенция о психотропных веществах, Конституция РФ, УК РФ, Федеральный Закон от 08.12.03 № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в УК РФ», Федеральный Закон «О наркотических средствах и психотропных веществах», подзаконные нормативные акты и Гражданский Кодекс РФ (далее по тексту - ГК РФ).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


По итогам диссертационного исследования автор пришёл к следующим выводам:
1) Уголовный Кодекса РФ априори не криминализирует любые действия (бездействия), связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (с 15.03.04 г. - также их аналогов), а предусматривает ответственность только за деяния, противоречащие Федеральному Закону «О наркотических средствах и психотропных веществах» и подчинённым ему подзаконным актам.
2) При рассмотрении уголовных дел рассматриваемой категории в спорных случаях наряду с актами прямого действия (УК РФ) необходимо применять также акты косвенного действия - Федеральный Закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» (вопросы легального оборота наркотиков), Правила дорожного движения (незаконная перевозка), Таможенный Кодекс РФ (вопросы контрабанды наркотиков), ГК РФ (гражданско-правовые последствия приобретения наркотиков), нормативные акты федеральных органов исполнительной власти и ряд других актов.
3) Представляется недопустимым привлечение к уголовной ответственности субъекта, присвоившего найденный наркотик, при недоказанности прямого умысла на незаконное приобретение.
4) Недопустима практика квалификации по нескольким статьям УК РФ действий лица, незаконно приобретшего наркотическое средство

178
(психотропное вещество) с использованием поддельного рецепта (иного документа). Необходимо внесение изменений в ст. 228 УК РФ данного признака в качестве квалифицирующего при незаконном приобретении.
5) Необходимы изменения диспозиции ст. 228 УК РФ путём распространения уголовной ответственности за незаконную перевозку наркотиков только на случаи, сопряжённые с его сбытом.
6) Предлагается следующая редакция диспозиции уголовно¬правовой нормы, преследующей незаконное хранение наркотиков:
«Незаконное хранение без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ лицом, осуществивших их незаконное приобретение, изготовление, переработку, если это повлекло тяжкие последствия».
7) Уголовное преследование по ст. 233 УК РФ представляется возможным только после утверждения формы рецепты (иного документа), дающего право на приобретение наркотического (психотропного) вещества, нормативным правовым актом МВД и Минздрава РФ с последующим его официальным опубликованием.
8) Для уголовного преследования по ст. 231 УК РФ (незаконный посев, выращивание и культивирование наркотикосодержащих растений) «земля» должна определяться в качестве почвенной субстанции (сельскохозяйственное определение), а не в качестве объекта недвижимости (гражданско-правовое определение).

179
9) Недопустимо привлечение к уголовной ответственности по ст. 230 УК РФ, если совершеннолетний объект склонения ранее потреблял наркотики.
10) Привлечение к ответственности по ст. 232 УК РФ (организация либо содержания притона для потребления наркотиков) допустима также в случаях, если для принятия наркотиков используются объекты, не относящиеся к помещениям (территория двора частного домовладения, кемпинга, пляжа; автофургон и пр.).
11) Необходимо включение в УК РФ отдельной статьи, предусматривающей ответственность посредников в приобретении наркотиков со следующей диспозицией: «Часть 1 - Посредничество в незаконном приобретении, хранении без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ..; Часть 2 - те же действия, совершённые с целью сбыта наркотических средств, психотропных веществ..».
12) Необходимо закрепление общеобязательным нормативным актом (вопреки действующим в настоящее время актам рекомендательного характера) критериев размера наркотического средства и психотропного вещества, влекущего уголовную ответственность.
13) Необходимо дополнение статьи 229 УК РФ частью четвёртой следующего содержания: «Деяния, предусмотренные частями первой, второй и третьей настоящей статьи, сопряжённые с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего...».

180
14) В случае прекращения уголовного дела по обстоятельствам, изложенных в примечаниях к ст. 228 УК РФ, ссылки на УПК РФ обязательны.
15) Прекращение уголовного дела на основании примечания к ст. 228 УК РФ обусловлено нереабилитирующими обстоятельствами, поэтому необходимо испрашивания согласия обвиняемого на вынесение этого процессуального решения.



1) Единая конвенция о наркотических средствах
2) Единая конвенция о психотропных веществах
3) Конституция РФ
4) Федеральный Конституционный Закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21.07.94 г. № 1-ФКЗ
5) Воздушный Кодекс Российской Федерации
6) Гражданский Кодекс Российской Федерации
7) Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации
8) Кодекс законов о труде Российской Федерации
9) Кодекс РФ об административных правонарушениях
10) Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации
11) Налоговый Кодекс Российской Федерации

182
12) Уголовно-исполнительный Кодекс Российской Федерации
13) Уголовный Кодекс Российской Федерации
14) Уголовный Кодекс РСФСР
15) Уголовно-процессуальный Кодекс РСФСР
16) Федеральный Закона от 08.12.03 № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в УК РФ»
17) Федеральный Закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 08.01.98 г. № 3-ФЗ
18) Федеральный Закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15.07.95 г. № 103-ФЗ.
19) Закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» от 09.10.92 г. № 3615-1
20) Закон Российской Федерации «О государственной тайне» от 21.07.93 г. № 5485-1 (в редакции Федерального Закона от 06.10.97 г. № 131- ФЗ)
21) Закон Российской Федерации «О милиции» от 18.04.91 г. №1026-1 (с последующими изменениями и дополнениями)

183
22) Перечень инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств, психотропных веществ и Правила разработки, производства, изготовления, хранения, перевозки, пересылки, отпуска, реализации, распределения, приобретения, использования, ввоза на таможенную территорию Российской Федерации, вывоза с таможенной территории Российской Федерации, уничтожения инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств, психотропных веществ, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 22.03.2001 г. № 221.
23) Положение о порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ, утверждённое Постановлением Правительства РФ от
16.03.96 г. № 278.
24) Постановление Правительства РФ от 31.07.98 г. № 864 «Об установлении государственных квот, в пределах которых осуществляются производство, хранение и ввоз (вывоз) наркотических средств и психотропных веществ»
25) Постановление Правительства РФ от 18.06.99 г. № 647 «О порядке дальнейшего использования или уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов и оборудования, которые были конфискованы или изъяты из незаконного оборота либо дальнейшее использование которых признано нецелесообразным».

184
26) Правила дорожного движения, утверждённые Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.93 г. № 1090.
27) Правила оказания услуг почтовой связи, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 26.09.2000 г. № 725.
28) Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 г. № 1009.
29) Правила провоза наркотических средств или психотропных веществ в лечебных целях больными, следующими транзитом через территорию РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15.06.98 г. № 591.
30) Классификации и временные критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы, утверждённые Приказом Министерства Здравоохранения РФ от 29.01.97 г. № 30 и Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 29.01.97г. № 1 - «Здравоохранение», № 3/97
31) Перечень государственных унитарных предприятий, осуществляющих переработку и уничтожение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и Перечень государственных унитарных предприятий, которые могут использовать изъятые из незаконного оборота и обращённые в доход государства инструменты и оборудование или прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ, утверждённые

185
Приказом Министерства экономики РФ от 21.10.99 г. № 468 - «Новая Аптека», № 3/2000.
32) Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, которые после изъятия из незаконного оборота и обращения в доход государства могут быть переданы государственным унитарным предприятиям для промышленной переработки или уничтожения путём трансформации и ресинтеза с последующим их использованием в медицинских целях, утверждённый Приказом Министерства здравоохранения РФ от 23.09.99 г. № 350 - «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», № 43, 25.10.1999г.
33) Письмо Государственного Таможенного Комитета РФ от 05.08.98 г. № 01-15/16386 «Об утверждении правил провоза наркотических средств или психотропных веществ в лечебных целях больными, следующими транзитом через территорию РФ» - «Таможенный вестник», № 18, 1998.
34) Письмо Государственного Таможенного комитета РФ от 04.11.2000 г. № 01-06/32238 «О распределении полномочий при оформлении и выдаче лицензий Минэкономразвития России на ввоз (вывоз) наркотических и сильнодействующих средств, психотропных и ядовитых веществ»: источник информации - «Консультант-Плюс: Версия Проф».
35) Письмо Министерства Здравоохранения РФ от 19.05.2000 г. № 2510/5698-32 «О порядке лицензирования деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ» - приводится по «Консультант-Плюс: Версия Проф».

186
36) Письмо Управления по борьбе с таможенными правонарушениями Государственного таможенного комитета РФ от 05.10.98 г. № 11-01/7465 «О соблюдении требований Пленума Верховного Суда РФ № 9 от 27.05.98 г.»
37) Приказ Министерства Здравоохранения РФ от 23.09.99 г. № 350 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, которые после изъятия из незаконного оборота и обращения в доход государства могут быть переданы государственным унитарным предприятиям для промышленной переработки или уничтожения путем трансформации и ресинтеза с последующим их использованием в медицинских целях» - Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти № 43 25.10.99 г.
38) Приказ Министерства Здравоохранения РФ от 05.11.99 г. № 397 «О перечне должностей фармацевтических работников, имеющих право отпуска наркотических средств и психотропных веществ физическим лицам»
- «Здравоохранение», № 2/2000
39) Заключение Постоянного Комитета по контролю наркотиков от
04.06.97 г. № 3/57-97- Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации №8/97 стр. 21.
40) Заключение Постоянного Комитета по контролю наркотиков от
16.07.97 г. № 5/59-97 «О размерах незаконной культивации растений,

187
отнесённых к наркотическим средствам» - Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации №11/97 стр. 24.
41) Сводная таблица заключений Постоянного комитета по контролю наркотиков «Об отнесении к небольшим, крупным и особо крупным размерам количеств наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, обнаруженных в незаконном хранении и обороте» от 02.12.98 г. № 7/69-98 - Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации №4/99 стр. 15.
42) Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, сильнодействующими и ядовитыми веществами» № 2 от 27.04.93г.
43) Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» № 9 от 27.05.98 г.
44) Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» № 10 от 20.12.94 г.
45) Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебном приговоре»№ 1 от 29.04.96г.

188
46) Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» № 7 от 14.02.2000 г.
Диссертации, авторефераты
47) Гунарис Р.Г. «Незаконный оборот наркотических средств: уголовно-правовой и криминологический аспекты» (автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата юридических наук) - Ставрополь, 2002
48) Зелик В.А. «Уголовно-правовые и криминологические аспекты противостояния наркотизму в России» (автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата юридических наук) - Краснодар, 2001.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ